БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КОПЬЁ-А». AIRBORNE RADAR KOPYE-A


БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КОПЬЁ-А»
AIRBORNE RADAR KOPYE-A

03.02.2020

В публикации Е.Ерёминой » Новое поколение БРЛС корабельных вертолётов» а журнале «Радиоэлектронные технологии» 1/2020 говорится о том, что по сообщению Министерства обороны Российской Федерации, в 2017 году в состав морской авиации Военно-морского флота передан противолодочный вертолёт Ка-27М. В его бортовое оборудование входит радиолокационная командно-тактическая система (РКТС) Fazotron Helicopter Adaptation (FHA), разработанная в АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» и принадлежащая к семейству бортовых радиолокационных станций (БРЛС) «Копьё-А». РКТС типа FHA (в экспортном варианте – БРЛС FHA01Э) обеспечивает решение широкого круга задач, ранее несвойственных для БРЛС, но возложенных на противолодочный вертолёт и его экипаж.
Уникальной особенностью БРЛС FHA01Э в составе РКТС вертолёта Ка-27М является возможность решать обзорно-разведывательные задачи в круговом режиме на больших дальностях в сложных морских климатических условиях, а также применение системы воздушного охлаждения.
В настоящее время радиоэлектроника стремительно развивается, а технические характеристики элементов улучшаются. Имеющийся в Корпорации «Фазотрон-НИИР» научно-технический задел по созданию узлов, блоков и БРЛС в целом, а также надлежащая кооперация исполнителей дала возможность проработать новые варианты облика вертолётных БРЛС, аналогичных установленной на вертолёте Ка-27М.
ВТС «Бастион»


БОРТОВАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ «КОПЬЁ-А»

Бортовая радиолокационная станция «Копьё-А» создана в ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР».
БРЛС «Копьё-А» в простых и сложных метеоусловиях при различных состояниях морской и земной поверхности обеспечивает выполнение следующих функций:
• контроль территории при охране морских границ в круговой зоне 0 — 3600 с радиусом обзора до 250 км;
• поиск и обнаружение надводных и наземных объектов, в том числе малоразмерных (шлюпок, катеров, автомашин и др.);
• обнаружение береговой линии и картографирование земной поверхности с высоким разрешением и детальным изображением местности в заданном угловом секторе;
• идентификацию и сопровождение до 10 надводных объектов с точным измерением их координат в круговой зоне обзора;
• поиск и обнаружение воздушных целей;
• обнаружение и определение координат метеообразований (грозовых фронтов, ливневых осадков и т.д.);
• решение навигационных задач по координатам обнаруживаемых радиоконтрастных наземных объектов;
• применение управляемого оружия.
Предполагаемые объекты размещения
Боевые ударные вертолеты типа Ка-52 Вертолеты других типов (Ка-50-2 и т.п.) при адаптации к условиям размещения.

К маю 2015 года завершены государственные испытания модернизированного вертолета Ка-27М, оснащенного новой радиолокационной командно-тактической системой, основу которой составляет бортовая РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) «Копье-А». Радар «Копье-А» располагается под фюзеляжем. Он обеспечивает круговой обзор поверхности и воздушного пространства радиусом до 250 км. В функции РЛС входит также картографирование поверхности суши, дискретное сопровождение до 10 надводных объектов, а также обнаружение и определение координат опасных метеообразований.
«В настоящее время по результатам госиспытаний Ка-27М ведется оформление документации на бортовую РЛС с АФАР, которая, как ожидается, в конце мая — начале июня получит литеру серийного образца», — сообщил источник в ОПК. Он напомнил, что в прошлом году Кумертауское авиационное производственное предприятие модернизировало первые два вертолета Ка-27, полученные из строя, в вариант Ка-27М.
«В текущем году по плану гозоборонзаказа будет модернизировано в четыре раза больше строевых вертолетов Ка-27 — восемь машин. Всего планируется модернизация 46 вертолетов Ка-27 из строя», — сказал собеседник агентства. По его словам, оснащение модернизируемых вертолетов бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой «Копье-А» позволит значительно увеличить их боевую эффективность.

По сообщению Министерства обороны Российской Федерации, в 2017 году в состав морской авиации Военно-морского флота передан противолодочный вертолёт Ка-27М. В его бортовое оборудование входит радиолокационная командно-тактическая система (РКТС) Fazotron Helicopter Adaptation (FHA), разработанная в АО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» и принадлежащая к семейству бортовых радиолокационных станций (БРЛС) «Копьё-А». РКТС типа FHA (в экспортном варианте – БРЛС FHA01Э) обеспечивает решение широкого круга задач, ранее несвойственных для БРЛС, но возложенных на противолодочный вертолёт и его экипаж.
Благодаря модернизации бортового радиоэлектронного оборудования боевая эффективность вертолёта Ка-27М по сравнению с Ка-27 выросла в несколько раз. В РКТС типа FHA нашли применение все технические новинки нашего времени. Были разработаны новая вычислительная система, состоящая из двух частей – Ц181Ф4 и Ц501Ф2, двухканальный приёмный тракт и современная система видеоотображения информации на рабочем месте штурмана, которая заменила аналоговую систему индикации навигационной и тактической обстановки. РКТС размещена на вертолёте Ка-27М по двухмодульному принципу: первый модуль располагается в нижней носовой части фюзеляжа, а второй – в средней части вертолёта.

Уникальной особенностью БРЛС FHA01Э в составе РКТС вертолёта Ка-27М является возможность решать обзорно-разведывательные задачи в круговом режиме на больших дальностях в сложных морских климатических условиях, а также применение системы воздушного охлаждения.
РКТС вертолёта днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях позволяет решать следующие задачи:
♦ формирование радиолокационного изображения наземной, в том числе заснеженной, надводной подстилающей поверхности в круговом режиме с радиусом обзора до 250 км;
♦ поиск подвижных и неподвижных наземных и морских объектов;
♦ одновременное определение без потери обзора сканируемого пространства координат и параметров движения радиоконтрастных объектов количеством до 10;
♦ обзор воздушного пространства и определение координат и параметров движения до 10 воздушных объектов;
♦ картографирование земной и морской поверхностей, включая береговую черту и надводные объекты, с высоким разрешением, детальным изображением в заданном угловом секторе, а также определение линейных размеров надводных целей;
♦ обнаружение метеообразований;
♦ осуществление управления применением авиационного вооружения и сбрасываемого поискового оборудования;
♦ осуществление информационного обмена с бортовым радиоэлектронным оборудованием.
В настоящее время радиоэлектроника стремительно развивается, а технические характеристики элементов улучшаются. Имеющийся в Корпорации «Фазотрон-НИИР» научно-технический задел по созданию узлов, блоков и БРЛС в целом, а также надлежащая кооперация исполнителей дала возможность проработать новые варианты облика вертолётных БРЛС, аналогичных установленной на вертолёте Ка-27М. Они будут иметь меньшие массогабаритные параметры, повышенную надёжность аппаратуры и позволят внедрить современные принципы построения вычислительных систем, обеспечить замену элементной базы и внедрение новых технологий.

При этом определены три вида архитектуры новых БРЛС «Копьё-А»:
♦ комплекс кругового обзора с щелевой антенной решёткой FHA02Э (ЩАР);
♦ комплекс кругового обзора с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) FHA03Э в двух модификациях с электронным сканированием пространства – модификация I и механическим – модификация II.
Все они построены по одномодульному принципу размещения на летательном аппарате, схожи по структуре, составу и могут быть установлены на вертолётах и беспилотных летательных аппаратах. Построение одномодульного радиолокационного комплекса стало возможным после разработки новых блоков и узлов:
♦ Ц520Ф1 позволяет выполнять функции трёх блоков из состава РКТС типа FHA (процессор данных Ц181Ф4, процессор обработки сигналов Ц501Ф2 и аналого-цифровой преобразователь);
♦ задающий блок, выполняющий функции задающего генератора и синхронизатора.
При этом технические характеристики блоков и их функциональные возможности выросли. Новый комплекс имеет более широкую полосу приёма, три независимых приёмных канала РЛ-сигналов с увеличенной частотой обработки, больший объём оперативной памяти и быстродействие вычислителя.
В модернизированных БРЛС количество одновременно сопровождаемых целей (наземных и воздушных) без потери обзора пространства увеличивается до 20, разрешающая способность в режиме картографирования достигает 1 м, появляется возможность распознавания типа воздушной цели до класса (турбовинтовые самолёты, истребители, бомбардировщики и тяжёлые транспортные самолёты, БЛА, вертолёты, крылатые ракеты, ракеты «земля-воздух» и «воздух-воздух»).

Источники: www.phazotron.com, Интерфакс-АВН, Е.Ерёмина » Новое поколение БРЛС корабельных вертолётов» Журнал «Радиоэлектронные технологии» 1/2020 и др.

КОРВЕТ ТИПА MINERVA (ИТАЛИЯ)МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27М
КОРПОРАЦИЯ «ФАЗОТРОН-НИИР»
БОРТОВЫЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ ТИПА «КОПЬЁ»
АВИАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИОННОЕ РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap