ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+


РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-60. SHORT-RANGE MISSILES R-60


РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-60
SHORT-RANGE MISSILES R-60

ГосНИИАС (НИИ-2 МАП) был одной из первых организаций, обосновавших необходимость создания ракеты ближнего воздушного боя. Локальные войны в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке показали, что истребители противников все чаще вступают в противоборство с использованием своего ракетного вооружения. При этом имевшиеся в то время ракеты оказывались малоэффективными при действии по истребителям. Назрела необходимость пересмотра концепций вооружения класса «воздух-воздух». Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина в НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС). Эти исследования послужили основой для начала работ по малогабаритным авиационным ракетам класса «воздух – воздух».
Официально разработка ракеты малой дальности К-60 (Р-60, Р-60Т, экспортный вариант Р-60К, изделие 62) была начата в ОКБ-4 (КБ МЗ «Молния») под руководством главного конструктора М.Р.Бисновата по Постановлению Совмина СССР от 21 января 1970 г., непосредственно разработкой К-60 руководил В.Н.Елагин.
Не официально разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы — А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов.
Первая отечественная ракета для поражения активно-маневрирующих самолетов противника. Р-60 могла поражать воздушные цели в задней полусфере под любым курсовым углом. Ракета Р-60 предназначена для поражения высокоманевренных пилотируемыхз и беспилотных средств воздушного нападения в ближнем воздушном бое в пределах визуальной видимости в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях. Ракета могла использоваться для поражения наземных целей. На ракете применена аэродинамическая схема «утка» с крылом увеличенной площади и дестабилизирующими пластинами в носовой части для уменьшения устойчивости и повышения эффективности рулей.
Состоят из пяти отсеков, соединенных между собой с помощью байонетных и фланцевого (соединение головного отсека) стыков. Два руля в каждом канале кинематически связаны между собой и работают в паре от одного рулевого привода.

На Р-60, Р-60М установлен однорежимный ракетный двигатель твердого топлива. Пятый отсек представляет собой твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени диаграммой тяги. На корпусе двигателя крепятся треугольные крылья большой стреловидности. Малое удлинение крыльев при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения на носителе, что необходимо для увеличения боекомплекта. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.
Источником автономного электропитания являются два электрогенератора, вращаемые газовой турбиной — турбогенераторы. В качестве рабочего тела турбогенератора (а также рулевого привода) используется горячий газ, образующийся при горении шашки единого в ракете порохового аккумулятора давления (газогенератора).
Ракеты оснащены пассивной инфракрасной (тепловой) головкой самонаведения (ТГС), которая перед пуском захватывает цель по ее тепловому излучению. Конструкторы киевского «Арсенала» во главе с С.П. Алексеенко создали головку самонаведения «Комар» (ОГС-60ТИ) с малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 120 по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. Наведение на цель производится в упрежденную точку встречи в соответствии с методом пропорциональной навигации.
С момента пуска ракеты автопилот с помощью рулей обеспечивает стабилизацию ракеты относительно поперечных осей. Стабилизация скорости вращения ракеты относительно продольной оси осуществляется с помощью роллеронов.

Неконтактный подрыв обеспечивал нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения — 2,5 м, но уверенное немедленное сбитие достигалось при прямом попадании. Наибольший ущерб наносился при проникновении боевой части во внутренние объемы цели. Поэтому на К-60 боевую часть стержневого типа выдвинули как можно дальше вперед, во второй отсек, расположенный непосредственно позади головки самонаведения.
При прямом попадании в цель или при пролете вблизи нее срабатывает одно из взрывательных устройств — контактное устройство либо неконтактный, активный радиовзрыватель. По их командам предохранительно-исполнительный механизм подрывает стержневую боевую часть (БЧ), которая поражает цель.
Научно-исследовательский институт электронных приборов (НИИЭП) Министерства машиностроения СССР из г. Новосибирска разработал лазерный неконтактный взрыватель для ракет К-60.
Система наведения ракеты обеспечивает попадание с высокой вероятностью в круг радиусом 2,5 м, соответствующий области поражения БЧ.
Ракеты Р-60, Р-60М подвешиваются на авиационные пусковые устройства П-62-1 (одна ракета), П-62-11 (две ракеты), размещенные под крылом самолета-носителя.
Пусковое устройство П-62-1 выполнено в виде силовой балки из алюминиевых сплавов с направляющей для пуска ракет. Внутри корпуса расположены механизм среза жгута ракеты, замково-стопорное устройство и электрические блоки, необходимые для пуска ракеты. Пусковое устройство П-62-11 имеет два исполнения (правое и левое) и состоит из тех же основ­ных узлов и блоков, которые объединены в единый корпус, и обеспечивает одновременную подвеску двух ракет.
Практически одновременно с началом разработки ракеты ближнего воздушного боя К-60 начались интенсивные исследования тактики и динамики воздушных боев истребителей. На основе большого объема исследований был сделан основной вывод: эффективность авиационного комплекса в условиях ближнего воздушного боя многократно возрастает в случае, если ракета обладает качеством всеракурсности, так как подавляющее количество ситуаций приводит практически к лобовым встречам противоборствующих истребителей. Самолет, не имеющий всеракурсной ракеты, практически не способен противостоять самолету, вооруженному такой ракетой. Другой вывод касался необходимости увеличения углов целеуказания и определения требований к ближней границе зон пусков посредством анализа статистики по угловым скоростям линии визирования.
В 1971 г. началась натурная отработка — запускаемые с наземного пускового устройства ракеты наводились на установленный на вышке трассер. Вскоре начались испытания с МиГ-21, а 18 декабря 1973 г, на два года ранее, чем аналогичная французская ракета «Мажик», К-60 под наименованием Р-60 была принята на вооружение Советской Армии.
Применяется в системе вооружения фронтовых истребителей МиГ-21, МиГ-23, Су-15, Су-17 и др.
Ракета применяется с дистанции до цели до 7,2 км. Данное значение обеспечивается на высоте около 12км, а вблизи Земли дальность уменьшается почти втрое. Пуск можно осуществлять при перегрузке носителя до 7 единиц. Угол захвата ГСН составляет 50, после чего автосопровождение цели ведется в диапазоне углов до 30…35 .
Для тренировки личного состава создана учебная ракета Р-60У и имитатор УЗР-60 (учебно-записывающая с регистратором).
В 1972 году поступила на вооружение первая литерная РЛС РП-23 «Сапфир-23Л»(С-23С), с этой станцией была выпущена небольшая партия самолетов МиГ-23, которые иногда именуют МиГ-23 образца 1971 года или МиГ-23Л. Данный тип самолета вооружался ракетами Р-60. Этой же РЛС оснащались истребители МиГ-23М до №2304. После чего самолеты стали оснащаться РЛС «Сапфир-23Д». Самолеты модификации МиГ-23М могли применять ракета Р-60, а более поздние образцы серии применяли ракеты Х-23. На последних самолетах серии МиГ-23М стали устанавливать пусковые устройства АПУ-60-II на две ракеты Р-60 каждая. Для вооружения истребителя МиГ-23М с РЛС «Сапфир-23Д» создавался вариант ракеты Р-60Р с радиолокационной ГСН.
Ракеты в вариантах Р-60К и Р-60МК экспортировались в дружественные страны и применялись в боевой обстановке в ряде региональных конфликтов. Ракета Р-60 применялась сирийскими самолетами в воздушных боях с израильскими над Ливаном в 1982 году, где некоторые ракеты попадали точно в сопло двигателя самолета противника.
Ракеты Р-60, Р-60М выполнены в общеклиматиче­ском («О») исполнении и могут применяться в условиях умеренного, холодного и тропического климата. Они поступают в эксплуатацию в полностью собранном и снаряженном виде в гермочехле и деревянной таре.
Ремонт ракет Р-60 осуществляется на Борисоглебском 711-м авиаремонтном заводе МО РФ и Тбилисском авиазаводе.

МОДИФИКАЦИИ:
• Р-60К — модификация Р-60 с неконтактным радиолокационным взрывателем «Колибри». Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания — 5 метров;
• УЗР-60 (учебно-записывающая с регистратором, также обозначалась как УЗ-62) — учебный вариант Р-60 не имеющий крыла и двигателя.
• Р-60М («изделие 62М») — модификация Р-60, оснащённая более чувствительной охлаждаемой ГСН «Комар-М» (ОГС-75 или ТГС-75) с большими углами целеуказания для слежения за высокоподвижной целью и более мощной стержневой боевой частью (БЧ) массой 3,5 кг (на 0,5 кг тяжелее Р-60) и соответственно, удлинённым на 42 мм отсеком БЧ. Разработка начата практически параллельно с принятием на вооружение базового варианта Р-60. Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания оптического взрывателя — 5 метров.
o Р-60МК («изделие 62М») — модификация Р-60М, оснащённая модернизированным радиолокационным взрывателем «Колибри-М», обладающим лучшей помехоустойчивостью. Поставлялась на экспорт.
o Р-60МУ — учебный вариант Р-60М, в основном подобен УЗР-60.
• РЛ-2 Праћка — зенитная управляемая ракета самоходных комплексов оснащённая стартовым двигателем.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МЗ «Молния»
Главный конструкор М.Р.Бисноват
Руковод. работ В.Н.Елагин
Изготовитель Тбилиский авиазавод, ММЗ «Коммунар»
Тип ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности ближнего маневренного боя
Состояние на вооружении с 1974 (1973) года
Код НАТО AA-8A Aphid
Самолет-носитель Су-15бис, Су-17М3, Су-17М4, Су-20, Су-15ТМ, Як-38, Як-38М, Су-24, Су-24М, Су-24МР, Су-25, МиГ-21ФМ, МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-23МЛ, МиГ-25П, МиГ-25ПД. МиГ-25ПДС, МиГ-31, Як-28ПМ, МиГ-29А
Боевая часть:
— тип осколочно-фугасно-стержневая, осколочная
— вес , кг 3,0
— тип взрывателя радио
Система управления инерциальная с тепловой ГСН
— разработчик 3-ий Московский приборостроительный завод
Головка самонаведения:
— тип тепловая ОГС-60ТИ «Комар» без охлаждения фотоэлемента
— разработчик ЦКБ «Арсенал»
— руководитель работ С.П.Алексеенко
— изготовитель ПО «Арсенал»
— зона захвата по азимуту, град. + 2,5
— зона захвата по верт., град. + 2,5
— угол целеуказания, град. +12
— угловая скорость визир. цели, град./с 35
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный, сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
— в ППС 0,3-7,5 (0,25-7,2)
— в ЗПС 0,2-7
Скорость цели, км/ч 600-2500
Высота пуска, м:
— в ППС 30-20000
— в ЗПС
Высота превышения цели, м 1000
Перегрузка цели, ед. 8
Перегрузка носителя, ед. 7
Перегрузка ракеты, ед. 42
Вероятность поражения цели 0,5
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 2095-2100
Макс. диаметр корпуса, мм 120
Размах крыльев, мм 370-390
Размах рулей, мм 272
Стартовый вес, кг 43,0 (43,5-45)
Тип маршевого двигателя РДТТ
— время работы, с 17-23
Тип стартового двигателя

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
— тип АПУ-60-I, АПУ-60-1М, П-62, РД-60 (Су-15), ПД-62
— число ракет на ПУ 1
— разработчик МКБ «Вымпел»
— вес пустой ПУ, кг 32
— длина ПУ, мм 2108
— ширина, мм 219
— высота, мм 128

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
— тип АПУ-60-II
— число ракет на ПУ 2
— разработчик МКБ «Вымпел»
— вес пустой ПУ, кг 71
— длина ПУ, мм 2020
— ширина, мм 335
— высота, мм 250

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 23.06.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. А.В.Карпенко «Современные отечественные ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности и ближнего маневренного боя». ВТС «Бастион» №2-2000
3. Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев «Легкий фронтовой истребитель Миг-29», М: «Любимая книга», 1998
4. Г.Соколовский «Российские ракеты класса «воздух-воздух» — «Военный парад» январь-февраль 1996
5. В.Марковский, К.Петров «Ракета находит цель» — «Авиация и космонавтика» №8-10 — 1995
6. «Борисоглебск: от «Ньпорта»…до крылатой ракеты» — «Вестник Воздушного флота»
7. «Ракета Р-60», материалы Московского авиационного салона 1992 года
8. P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» — nTW 4/94
9. О.Самойлович «Рядом с Сухим», М: «От винта», 1999
10. Г.А.Соколовский «Оружие от «Вымпела»: 50 лет боевой славы» — «Самолет» №1 — 1999 год
11. «50 лет Гос МКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова», М: ГМКБ «Вымпел», 1999
12. Научно-исследовательский институт электронных приборов (НИИЭП) Министерства машиностроения СССР, г. Новосибирск. Ф. 803, оп. 3-1, 51 дело; оп. 4-2, 6 дел; оп. 1-6, дела 323, 324, 326-348 (25 дел).
13. Власенко О.С. «Книга памяти 1945-1990», Киев: МИИВЦ, 2000
14. Т.Пантико «Мы производим, ремонтируем и модернизируем самолеты МиГ-21 и Су-25» — «Аэрокосмический курьер» №4-1999
15. «Высокие технологии на рынке авиационных услуг» — «Вестник Воздушного Флота» №3 — 2001
16. В.Петров «МНПК «Авионика» — это надежность и качество» — «Военный Парад»№4 (46) 2001
17. журнал «Авиация и Космонавтика» №3 2002 г.
18. http://militaryrussia.ru
19. https://ru.wikipedia.org

РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-73 КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ»
РАКЕТА МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-60М
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА Р-60БМ (БЕЛАРУСЬ)
СОВРЕМЕННЫЕ РАКЕТЫ «ВОЗДУХ — ВОЗДУХ» МАЛОЙ ДАЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ВЫМПЕЛ» ИМ. И.И.ТОРОПОВА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap