ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33
AVIATION LONG-RANGE MISSILE R-33

10.06.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА 75-ЛЕТИИ 6-Й АРМИИ ВВС И ПВО

4 июня 2017 года на военном аэродроме Пушкин были проведены мероприятия посвященные празднованию 75-й годовщины со Дня образования 6-й армии ВВС и ПВО. В день празднования 75-й годовщины со дня образования 6-й Ленинградской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Западного военного округа на аэродроме Пушкин (Санкт-Петербург) состоялся показ вооружения и военной техники.
На нем был представлен модернизированный истребитель-перехватчик МИГ-31БМ с управляемыми ракетами большой дальности класса «воздух — воздух» Р-33. Р-33 — основное вооружение перехватчика МиГ-31. Ракеты Р-33 большой дальности для дальних перехватчиков были созданы в МКБ «Вымпел».
Основным назначением ракет Р-33 является поражение бомбардировщиков и ракетоносцев противника до выхода их на рубежи атаки или уже запущенных крылатых ракет, в том числе и следующих на сверхмалых высотах.
ВТС «БАСТИОН», 10.06.2017

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА 75-ЛЕТИИ 6-Й АРМИИ ВВС И ПВО
75-ЛЕТ 6-Й ЛЕНИНГРАДСКОЙ КРАСНОЗНАМЕННОЙ АРМИИ ВВС И ПВО

27.06.2017

Минобороны РФ разместило на сайте госзакупок заказ на ремонт партии авиационных управляемых ракет класса «воздух — воздух» Р-33, входящих в состав вооружения высотных перехватчиков МиГ-31.
Согласно заказывающей документации, будут отремонтированы 150 ракет, хранящиеся на складах в Ульяновской области. Работы должны быть выполнены до 10 ноября 2017 года. Стоимость работ — 207 млн рублей. Гарантийный срок — два года.
Ракета класса «воздух — воздух» большой дальности Р-33 (по классификации НАТО AA-9 Amos) обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, летящих со скоростью до 3000 км/ч. Система наведения комбинированная, инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке.
Кроме того, Минобороны РФ разместило заказ на ремонт авиационных управляемых ракет Р-27. Сумма заказа — 122,7 млн рублей. Срок окончания работ — до 10 ноября 2019 года.
RNS


АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33


Разработка новой ракеты большой дальности класса «воздух — воздух» Р-33 (К-33, изделие 410) началась еще до завершения работ по авиационной ракете Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П комплекса перехвата МиГ-25-40 в целом.
В 1965 году в ОКБ-156 началась разработка истребителя-перехватчика Ту-148 с системой управления вооружением «Смерч-100″ и ракетами К-100, разработки ОКБ-4 (гл. конструктор М.Р.Бисноват). В дальнейшем работы по самолету Ту-148 были продолжены в варианте с системой управления «Заслон» и ракетами К-33. Ракета К-33 создавалась в МКБ «Вымпел» и должна была иметь дальность стрельбы в 80 -90 км.
Разработка ракеты К-33 для истребителя-перехватчика Е-155МП ОКБ Микояна начата в 1970 году, параллельно с Ту-148. Разработка самолета Е-155М на базе МиГ-25 была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР в 1968 году в трех вариантах: перехватчик, ударный и разведчик. Перехватчик предполагалось оснастить тремя-четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности. Тогда, для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. Фактически это был советский ответ на разработанный в США палубный истребитель F-14А с ракетой большой дальности AIM-54A «Phoenix».
За разработку такой ракеты взялись два отечественных КБ: «Вымпел» и «Молния». После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела» А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ОКБ «Молния» М.Р.Бисновата по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Не смотря на то, что ракету для предыдущего авиационного комплекса дальнего перехвата ракету Р-40 разрабатывало КБ М.Р.Бисновата. Работы по К-50 еще ранее велись для оснащения перехватчиков Т-58М и Т-6.
Разработка новой ракеты К-33 велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В. Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие — заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова.
Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для Р-40 (К-40). Однако в дальнейшем разработчики перешли на нормальную аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности.
Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты.
Авиационная ракета Р-33 предназначена для поражения как одиночных, так и групповых маневрирующих и неманеврирующих целей (самолетов, вертолетов, крылатых ракет и др.) при круговой зоне атаки, в простых и сложных метеоусловиях, при наличии естественных и организованных помех, при оборонительном маневре цели и при атаке на фоне земли. Применяется в системе вооружения самолета-перехватчика МиГ-31. Она предназначена для перехвата разнообразных целей, включая высотные скоростные и маневрирующие с перегрузкой до 4-6 единиц, а также крылатых ракет, летящих на малой высоте.


Устройство ракеты Р-33:
1 — отсек № 1, 2 — отсек № 2; 3 — отсек № 3 (двигатель); 4 — отсек № 4; 5 — приемная антенна РВ; 6 — ПАРГС; 7 — контактное устройство, 8 — РВ; 9 — автопилот; 10 — БЧ; 11 — ПИМ; 12 — стягивающий хомут; 13 — передающая антенна РВ, 14 — крыло, 15 — газогенератор; 16 — турбогенератор 17 — руль 18 — руль (складной); 19 — рулевой привод

Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме (рули расположены за крыльями) с Х-образным и симметричным расположением крыльев и рулей. Состоит из четырех отсеков, соединенных между собой с помощью силовых стягивающих хомутов. Крылья и рули (аэродинамические поверхности) крепятся к ракете легкоразъемными соединениями. Каждый руль работает от автономного рулевого привода (кинематически не связан с другими рулями). На ракете Р-33 применены крылья малого удлинения и складывающиеся рули (два верхних)для размещения ее на носителе в подфюзеляжных нишах в полуутопленом положении, что обеспечивало снижение лобового сопротивления носителя с вооружением. Два верхних руля раскрываются в процессе отделения ракеты от самолета-носителя. На Р-33Э установлен однокамерный, двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива. Источником автономного электропитания является электрогенератор, вращаемый газовой турбиной, — турбогенератор. В качестве рабочего тела турбогенератора (а так-же рулевого привода) используется горячий газ, образующийся при горении шашки порохового аккумулятора да¬вления (газогенератора). Температура газов предварительно понижается в специальных блоках-охладителях. В конструкции ракеты широко использованы титановые сплавы.

Ракета оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (ПАРГС). Разработка РГС МФБУ-410 для авиационного комплекса перехвата (АКП) «Заслон» началась в 1969 году. Заместителем Главного конструктора по этой теме был назначен Ермаков Борис Николаевич, вернувшийся в НИО-3 НИИП после кратковременной работы в должности Главного инженера в НИИ-10 Минсудпрома.
В отличие от ранее разрабатываемых РГС Многофункциональный блок управления ракетой 410 (МФБУ-410) должен был обладать существенно новыми качествами:
• В составе АКП «Заслон» РГС МФБУ-410 должна была обеспечивать возможность одновременного обстрела и поражения до 4-х целей различных классов вероятного противника на всех высотах их полета в переднюю и заднюю полусферу.
• Для обеспечения дальней границы зоны поражения системы дальность захвата РГС МФБУ-410 должна была значительно превышать дальность захвата всех ранее разработанных РГС.
• РГС должна была работать в условиях кинетического нагрева обтекателя, возникающего при длительном полете истребителя за счет сверхзвуковых скоростей полета перехватчика.
• В функции РГС МФБУ-410 входила задача управления ракетой на начальном участке инерциального наведения, обмен информацией с самолетной РЛС должен был осуществляться по цифровой последовательной линии связи.
Для обеспечения выполнения необычайно трудных по тем временам требований ТЗ разработчикам приходилось искать и проверять множество неординарных решений, многие из которых в последующем были защищены авторскими свидетельствами. В РГС МФБУ-410 к концу разработки было использовано 13 изобретений. С 1974 года к работам по полунатурному моделированию был подключен ЦНИИ-108 с его новой аппаратурой постановки помех и началась борьба «снаряд-броня», которую РГС МФБУ-410 успешно выдержала. С 1974 года к техническому сопровождению разработки контура управления ракеты Р-33, в том числе и РГС МФБУ-410 был подключен НИИАС.

Головка захватывает цель на траектории полета, поэтому наведение ракеты на цель осуществляется в два этапа. На начальном участке, протяженность которого может достигать 20% траектории, бортовым вычислителем ракеты реализуется инерциальное наведение на «математическую» цель с использованием начальной информации о параметрах ее движения, передаваемой на ракету перед пуском с самолета-носителя. После захвата ПАРГС цели, подсвечиваемой излучателем радиолокатора самолета-носителя, осуществляется полуактивное самонаведение ракеты. На всех участках полета наведение на цель производится в упрежденную точку встречи в соответствии с методом пропорциональной навигации С момента пуска ракеты автопилот с помощью рулей обеспечивает ее стабилизацию относительно продольной и поперечных осей. Для обеспечения безопасности самолета-носителя после отделения ракеты предварительным отклонением рулей осуществляется ее увод по специальной траектории.
При прямом попадании ракеты в цель или при пролете вблизи нее срабатывает одно из взрывательных устройств ракеты — контактное устройство либо неконтактный, активный радиовзрыватель. По их командам предохранительно-исполнительный механизм подрывает осколочно-фугасную боевую часть (БЧ), которая поражает цель.
Система наведения ракеты обеспечивает попадание с высокой вероятностью в круг радиусом 8,5 м, соответствующий области поражения БЧ.
На перехватчике МиГ-31 была применена РЛС с фазированной антенной решеткой, имеющая значительно большие возможности по поиску, обнаружению, сопровождению целей и обеспечению их подсвета по сравнению с РЛС AWG-9 с механической антенной американского самолета F-14А. РЛС с ФАР «Заслон» и полуактивную РГС ракеты, разрабатывалась НПО «Фазотрон» под руководством главного конструктора В. К. Гришина.
Благодаря практической безынерционности переброса луча станции с ФАР в режиме подсвета нескольких целей оказалось возможным в ракете Р-33 применить полуактивную РГС с обеспечением приемлемой точности наведения одновременно четырех ракет на четыре цели.
Система управления вооружением перехватчика и система управления ракетой Р-33 обеспечивает одновременную стрельбу четырьмя ракетами по четырем целям. Захват цели ГСН происходит на траектории полеты, при этом участок полета ракеты без самонаведения составляет 10-20%.


Авиационное катапультное устройство АКУ-410:
1 — механизм отрывного разъема; 2 — катапультное устройство; 3 — узлы подвески к самолету-носителю; 4 — четырехзвенный рычажный механизм; 5 — пиротехнический привод; 6 — ракета

Старт ракеты Р-33 обеспечивался катапультным устройством. Ракеты Р-33 подвешиваются на четыре тандемно расположенные авиационные катапультные устройства АКУ-410, размещенные в нишах фюзеляжа самолета-носителя Устройство состоит из двух самостоятельных блоков собственного катапультного устройства (КУ) без силового корпуса и механизма отрывного разъема (МОР), размещенного перед КУ.
Силовая схема катапультирования ракеты, примененная в АКУ-410, представляет четырехзвенный рычажный механизм, приводимый в действие пиротехническим приводом при использовании энергии пиропатрона ЭКП-28Т-1.
Основные полигонные испытания проводились на полигоне в городе Ахтубинске. В 1974 году в Ахтубинске была организована Техническая Доводочная База (ТДБ) по отработке АКП — сначала АКП МиГ 31 -33, а затем и других АКП.
Для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории — два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК «Взлет». С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП.
Первые полеты опытных самолетов МиГ-31 с ФАР проводились с 1976 года. Первая самолетная мишень МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 г. до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2.
15 февраля 1978 года был выполнен полет самолета который впервые обнаружил и сопровождал 10 целей. В 1978 году на полигоне во Владимировке самолет МиГ-31 успешно перехватил низколетящую мишень, аналогичную по траектории полета американским крылатым ракетам. Заводские испытания авиационного комплекса были завершены в декабре 1978 года, совместные испытания закончились в начале 1980 года, после чего перехватчики передали на войсковые испытания.
В ходе летных испытаний, проведенных в 1975 — 1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах.
Государственные совместные испытания системы вооружения комплекса перехвата МиГ-31-33 начались с оценки потенциальных возможностей СУВ «Заслон»: дальностей обнаружения и захвата заданных на комплекс целей, зон поиска и сопровождения и т. д. Летными экспериментами эти параметры оценивались в ручном и автоматическом режимах работы станции, в результате чего были подтверждены возможности обнаружения целей с ЭПР, равной 19 м2, на дальности 200 километров, максимальные дальности сопровождения цели типа «бомбардировщик Ту-16» 120 километров, а цели типа «легкий истребитель» 90 километров в переднюю и 70 километров в заднюю полусферу.
На этапе проведения государственных совместных и войсковых испытаний авиационного комплекса перехвата (АКП) МиГ-31-33, как правило, неоднократно привлекался к опытно-исследовательским учениям с проведением стрельб различного рода, которые были по сути испытательными. Методики их выполнения практически не отличались от используемых на ГСИ и ВИ, что позволяло их унифицировать и постоянно совершенствовать в направлениях комплексирования, повышения достоверности контроля и т. д.

Первый пуск телеметрической ракеты с РГС МФБУ-410ТМ по радиоуправляемой мишени Ла-17М выполнялся в переднюю полусферу в свободном пространстве и завершился прямым попаданием ракеты в мишень, подтвердив высокое качество работы системы управления ракеты. Безупречный по точности результат стрельбы не позволил разработчику неконтактного радиовзрывателя проанализировать работу боевого снаряжения на промах, хотя по результатам моделирования функционирование его не вызывало сомнений, что подтвердилось в дальнейших боевых работах.
К августу 1978 года подготовлена и проведена боевая работа по четырем целям. Все четыре ракеты после пуска должны были одновременно находиться в режиме самонаведения каждая по своей цели до встречи с целью. Требование оказалось трудновыполнимым, так как система «Волкодав», разрабатывавшаяся для обеспечения вождения группы мишеней (до шести одновременно), оказалась не готова. «Собирать» группу мишеней и «вести их» некоторое время до заданного рубежа обстрела приходилось с помощью воздушных пунктов управления, то есть специализированных самолетов, что представлялось весьма сложным в организационном отношении. С этими же трудностями при выполнении боевой работы 4х4 встретились еще дважды: на войсковых испытаниях и учениях в 1984-м на полигоне города Приозерска.
В августе 1978 года все прошло успешно, все четыре мишени были обстреляны с положительным результатом, чему способствовали работы ГосНИИАС по предполетному моделированию стрельб и методике их проведения и оценки.
Уникальным достижением испытания комплекса стал летный эксперимент по обнаружению и сопровождению одновременно 10 воздушных целей, летящих широким фронтом до 150–180 километров в большом диапазоне высот.

Летные испытания комплекса с боевыми стрельбами по этапу ГСИ, начавшиеся в марте 1979 года, завершились в конце 1980-го. 6 мая 1981 года ракета Р-33 в составе комплекса была принята на вооружение. Первые двадцать ракет Р-33 с 1976 г. по 1980 г. были серийно изготовлены на Калининградском машиностроительном заводе КПО “Стрела” (в н.в. головное предприятие КТРВ) в г.Калининград (ныне — г.Королёв). После этого серийное производство было передано на Долгопрудненский завод.
Серийное производство ракет было развернуто на Долгопрудненском машиностроительном заводе, где ракета изготавливалась более десяти лет. В США и странах НАТО отечественная ракета Р-33 получила кодовое наименование «АА-9 Amos». За успешную работу по разработке и принятию на вооружение АКП МиГ-31 -33 большой коллектив сотрудников НИИП и, в том числе, сотрудников НИО-3 в 1982 году был награжден орденами и медалями СССР.
С принятием комплекса на вооружение в этом же году принято решение о выпуске первой партии серийных самолетов и поставке их в войска для освоения и проведения войсковых испытаний.
Перехватчики МиГ-31 начали поступать в части с 1982 года в незначительных количествах, массовое оснащение началось только в конце 1980-х годов.
Р-33 выполнена в общеклиматическом («О») исполнении и может применяться в условиях умеренного, холодного и тропического климата Она поступает в эксплуатацию в полностью собранном (кроме крыльев и рулей, которые отстыковываются при упаковке) и снаряженном виде в стеклопластиковом контейнере, обеспечивающем при хранении пылевлагобрызгозащиту ракеты.
В дальнейшем ракета Р-33 неоднократно модернизировалась.
Возможность оценки АКП МиГ-31-33 по уничтожению «реальной» СКР типа АЛКМ впервые представилась в 1984 году на опытно-исследовательском учении «Горизонт-84», когда для комплекса была запущена СКР в условиях, позволивших осуществить наведение истребителя наземными средствами, бортовое наведение и дальше – штатное применение оружия, в результате которого цель была уничтожена первой ракетой.
Полнота информации, полученной от боевой работы, позволила в полном объеме оценить эффективность системы вооружения «Заслон»/Р-33 при уничтожении такого класса целей, расширив рамки исследований в направлениях условий полета цели, атаки и типов СКР.
В период 1984–1985 годов в Сары-Шагане проведены войсковые испытания АКП МиГ-31-33 под руководством командующего авиацией ПВО генерал-полковника авиации Н. И. Москвителева (командир сводного полка – полковник Г. В. Гоголев, впоследствии генерал-майор авиации). К испытаниям и боевым стрельбам привлекался отряд истребителей МиГ-31.
Боевые стрельбы проводились по методике 2-го ЦНИИ МО РФ, согласованной с ЦБП и ПЛС авиации ПВО. Впервые войсковой летчик полковник Гоголев одновременно обстрелял четыре мишени (две Ла-17 и две МиГ-21М), из них три уничтожены, что подтвердило возможности АКП МиГ-31-33 по многоканальному обстрелу и уничтожению воздушных целей.
Анализ боевых и экспериментальных стрельб подтвердил эффективность комплекса во всем заданном диапазоне условий его боевого применения, в том числе по высотным скоростным целям, малоразмерным целям типа СКР и по целям, летящим на предельно малых высотах.
В1985 году командование Войск ПВО принимает решение о проведении опытных стрельб по мишеням – аналогам СКР морского базирования, запускаемым с подводных лодок, находящихся в надводном положении. Перехват и уничтожение мишеней предполагалось осуществлять из положения «дежурство в воздухе» парам, а их запуск – из нейтральных вод Баренцева моря в сторону северного побережья. Рубеж уничтожения определен в прибрежных водах в районе линии мыс Канин Нос – Харловка.
Боевая работа прошла успешно: из трех запущенных мишеней две сбиты, а третья вышла из ближней ЗВП.

В 1985 году аналогичные перехватные стрельбы проводились на Камчатке (аэродром Елизово) экипажами и отрядами самолетов МиГ-31 (запуск мишеней с подлодок, аналогичные средства контроля, «зеркальная» подстилающая поверхность). Сбиты все три запущенные мишени.
В 1984 году было принято решение о модернизации комплекса в основном в направлении повышения дальности действия СУВ «Заслон» и ракеты Р-33. В тоже время, из-за утечки информации по комплексу перехвата МиГ-31-33 и его вооружению в результате шпионской деятельности А.Толкачева в 1985 году, началась модернизация системы вооружения самолета. Самолет получил обозначение — МиГ31Б и оснащался усовершенствованной РЛС «Заслон-А» и доработанными ракетами Р-33С с активной РГСН. Ракета Р-33С стала первой отечественной ракетой, оснащенной встроенной цифровой БЦВМ.
К 1986 году в первом приближении модернизация комплекса перехвата была завершена и в августе-сентябре проведены экспериментальные стрельбы. Пуск был осуществлен в реализованном штатном режиме работы ГСН, предусматривавшем переход с полуактивного на активный режим работы ГСН. Однако ГСН ракеты при подлете к цели не перешла на активный режим самонаведения, а в полуактивном режиме до конца продолжала сопровождение цели. Ракета поразила цель прямым попаданием.
Выпуск модернизированного перехватчика МиГ-31Б начался в 1990 г. За счет применения новых средств возможность комплекса перехвата возросла в 1,3-2,5 раза.

В 1997 г. начались работы по созданию на базе МиГ-31Б многоцелевого истребителя, проводится модернизация БРЭО истребителей-перехватчиков МиГ-31Б, после чего они получили обозначение МиГ-31БМ и стали многоцелевыми самолетами. Машину решили оснастить системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работ по СУВ «Заслон-М». Входившая в её состав РЛС должна была получить новые приемник и сигнальный процессор. Дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» составляла 320 км. а дальность поражения — до 280 км. Радар позволял сопровождать до полутора десятка воздушных целей и одновременно обстреливать до шести, а также обеспечивал возможность обнаружения наземных и морских целей, в том числе малоразмерных.
Самолеты получат новую систему управления вооружением и БРЛС «Заслон-АМ» с цифровым сигнальным процессором «Багет-55″, разработанную Научно-исследовательским институтом приборостроения им. Тихомирова (НИИП), входящим в КРЭТ.
Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый «МиГ» будет способен поражать как воздушные, так и наземные цели. За счет модернизации БРЭО эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Самолет способен одновременно поражать 6 и сопровождать до 10 воздушных целей.
В середине 2011 года принято решение модернизировать перехватчики МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ. До 2020 года планируется модернизировать 60 МиГ-31 в МиГ-31БМ.
Дальнейшим развитием Р-33 стала ракета К-37 (изделие 610), предназначенная для вооружения перехватчика МиГ-31М. Новая более мощная БРЛС «Заслон-М», разработанная НИИП, с ФАР диаметром 1,4 м имела почти вдвое увеличенную дальность обнаружения (320 км), что позволило ввести в комплекс вооружения истребителя новые ракеты большой дальности (Р-37). Она могла осуществлять одновременное сопровождение до 24 целей и наведение УР на 6 -8 различных целей. Однако, несмотря на явные успехи в испытаниях и преимуществами перед другими самолетами-истребителями из-за тяжелой экономической ситуации в стране и особенно в ОПК перехватчик МиГ-31М так и не пошел в серию.
Однако, как отмечают специалисты, российская истребительная авиация в разы увеличит свою ударную мощь, это произойдет с принятием на вооружение перехватчика МиГ-31БМ дальнобойных ракет К-37М класса «воздух-воздух».
С 1990-х годов ГосМКБ «Вымпел» демонстрировало на международных выставках и салонах вооружений, включая Международный авиационно-космический салон 1999, 2001, 2005, 2007 и 2009 годов, экспортный вариант ракеты Р-33Э для оснащения экспортного варианта истребителя-перехватчика МиГ-31Э.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МЗ «Вымпел»
Главный конструктор А.Л.Ляпин, Г.А.Соколовский
Руководитель разработки В.В.Журавлев, Ю.К.Захаров
Ведущие конструкторы Ю.К.Захаров, Н.А.Забалуев
Изготовитель КПО “Стрела” и ДМЗ
Тип ракеты большой дальности
Состояние принята на вооружение приказом МО СССР №0086 от декабря 1981 года, серия с 1980 года
Код НАТО AA-9 Amos
Комплекс перехвата МиГ-31-33, Ту-148-33 (проект),
Самолет-носитель Ту-148 (проект), «изделие 518-55″ (проект), МиГ-31 (изделие «83» -опытный, изделие «01» — серийный), МиГ-31М, МиГ-31БМ
Число ракет на самолете 4
Боевая часть:
— тип осколочно-фугасная
— вес , кг 47 (46-55)
— тип взрывателя неконтактный датчик цели — активный импульсный с дальностью 20 м

Система наведения инерциальное наведение на начальном участке полета и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета
— разработчик 3-ий Московский приборостроительный завод
Головка самонаведения:
— тип доплеровская полуактивная радиолокационная головка самонаведения МФБУ-410
— разработчик НПО «Фазотрон» (МНИИ»Агат»)
— главный конструктор К.И.Акопян
— зона обзора по азимуту, град.
— зона обзора по верт., град.
— вес, кг
— длина, мм
— диаметр, мм
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта воздушный,
сброс с самолета-носителя
Дальность стрельбы, км:
— в ППС 2,5-120 (5-110)
— в ЗПС 2,5-35…40
— эффективная
Время управляемого полета, с 60
Время самоликвидации после прекращения подсветки
Скорость цели, км/ч 3000 — 3700
Скорость ракеты, М 3,5
Высота пуска, м:
— в ППС 50 (25)-28000
— в ЗПС 60-30000
Высота превышения (принижения) цели, км 10
Высота поражаемых целей, м 5 — 25000
• Перегрузка цели, g. до 8
Вероятность поражения цели 0,6-0,8
Число ступеней 1
Длина ракеты, мм 4150
Макс. диаметр корпуса, мм 380
Размах крыльев, мм 900
Размах рулей, мм 1160-1180
Стартовый вес, кг 490 (489-491)
Материал планера с использованием титана
Двигатель:
тип 2-х режимный РДТТ
— тяга, кг
— время работы, с 20

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
— тип полуутопленная катапультная АКУ-410, АКУ-410-1, АКУ-33
— число ракет на ПУ 1
— разработчик МЗ «Вымпел»
— вес пустой, кг 95
— вес катапультного устройства, кг 81,5
— вес механизма отрывного разъема, кг 6,5
— длина, мм 1880
— ширина, мм 320
— высота, мм 260
— габариты МОР, ММ 418х204х210

САМОЛЕТНАЯ РЛС РП-31 (СБИ-16 «ЗАСЛОН»)
— максимальная дальность обнаружения, км 300
— дальность захвата, км 200
— число одновременно сопровождаемых целей 10
— число наводимых ракет 4
— зона одновременного сопровождения и обстрела целей по АЗ 70°
— зона одновременного сопровождения и обстрела целей по УМ +70°..-60°
— диаметр антенны, м 1,1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.04.2016

ИСТОЧНИКИ:
А.Карпенко «Современные авиационные ракеты класса «воздух-воздух»», 2003. рукопись,
Р.Ангельский «Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух»». «Авиация и Космонавтика» 3’2003
Н. Москвителев, В.Гиндранков, Г. Колпаков «МиГ-31-33 – лучший в своем классе» ВПК № 41 (458) за 17 октября 2012 года
ФГУП Московский НИИ «Агат». История создания и развития. 2001 г.
«Авиация и Космонавтика» 8’99
«Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
«Авиация ПВО России и научно-технический прогресс» / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /
«Московский НИИ «Агат» (реклама) — «Военный парад», июль-август 1997
А.Канащенков, А.Растов «Школа Тихомирова» — Aerospace Journal, March-April -1997
Е.Гордон, А.Фомин, А.Михеев «Легкий фронтовой истребитель Миг-29″, М: «Любимая книга», 1998
Г.Соколовский «Российские ракеты класса «воздух-воздух» — «Военный парад» январь-февраль 1996
Flight №4391
«Tu-128″ — Przeglad konstrukcji lotniczych №27, Altair: 1996
P.Butowski «Rosyjskie rakiety …» — nTW 4/94
«Р-33Э» стенд МКБ «Вымпел», МАКС-93
В.Марковский, К.Петров «Ракета находит цель» — «Авиация и космонавтика» №8-10 — 1995
В.Марковский, К.Перов. Развитие советских авиационных ракет класса «воздух-воздух».М-Хобби
Н.С.Строев «Военная авиация» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
Г.А.Соколовский «Оружие от «Вымпела»: 50 лет боевой славы» — «Самолет» №1 — 1999 год
приказ МО РФ №437 от 1994 года (ТТХ комплекса перехвата МиГ-31-33- несекретно)
«Агатовые» глаза ракет»» — «Вестник авиации и космонавтики», весна 1999
«50 лет Гос МКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова», М: ГМКБ «Вымпел», 1999
А.Ларионов «Чемодан из гастронома» — «Мир Авиацмм» №3-1999
«МИГ-31 — страж российского неба», Военно-техническая серия №95 — Киров: КОЛВТиМ, 2000
В.Петров «МНПК «Авионика» — это надежность и качество» — «Военный Парад»№4 (46) 2001
http://vympelmkb.com
http://rbase.new-factoria.ru

АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА 75-ЛЕТИИ 6-Й АРМИИ ВВС И ПВО
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА АЭРОДРОМЕ ПУШКИН. 02.06.2012
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА АЭРОДРОМЕ ПУШКИН. 01.06.2007
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА МАКС-2009
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА МАКС-2007
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА МАКС-2005
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33 НА МАКС-1999 — 2001
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА КЛАССА «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ РВВ-БД
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «ВЫМПЕЛ» ИМ. И.И.ТОРОПОВА


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap