ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



ОПЕРАТИВНО-ТАКТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 9К72
С РАКЕТОЙ P-17
OPERATIONAL-TACTICAL MISSILE COMPLEX 9K72
WITH A MISSILE R-17

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 с ракетой P-17 стал первым комплексом, с самого начала разрабатывавшемся для сухопутных войск по заданию ГАУ (ГРАУ), т.к. именно в 1958 году было принято решение о включении ракетных вооружений в состав Сухопутных войск.
Новые требования по ведению сухопутных операций, большая подвижность войск в современной войне, повсеместное внедрение тактического ядерного оружия и других средств массового поражения в войска приводили к необходимости совершенствования всех видов оружия, в том числе и ракетного. Поэтому для замены первых отечественных малогабаритных оперативно-тактических ракет (ОТР) Р-11 с обычной боевой частью и Р-11М с ядерной в 1957 году были начаты работы по одноступенчатой жидкостной ОТР с неотделяемой головной частью.
В 1957 г. в развитие работ по ракетам Р-11, Р-11М и Р-11ФМ СКБ-385 ГКОТ (гл. конструктор В.П.Макеев) была поручена разработка и запуск в производство конструкторской документации на новый улучшенный вариант на основе P-11M — ракеты Р-11МУ (модернизованная, улучшенная, индекс заказчика 8K12). Параллельно с выполнением задания проектантами в инициативном порядке был предложен вариант более совершенной конструкции (НИР «Урал»). Тогда же по решению главного конструктора В.П.Макеева разработали технические предложения. Их готовили зам. главного конструктора В.Р.Серов, ведущий конструктор ракеты 8K12 Ю.А.Бобрышев, конструкторы Г.Б.Мочалов, А.К.Кузнецов, Я.С.Садиков, В.Д.Алексеев, Е.В.Бушмин, П.А.Алексеев, П.С.Кухтов, А.Ф.Лысов. Вскоре предложения были поддержаны главным конструктором ОКБ-1 С.П.Королевым, заместителем министра К.Н.Рудневым, а так же одобрены ГАУ Советской Армии.
Вскоре, в апреле 1958 года, было подготовлено и выпущено Постановление правительства о создании комплекса с ракетой Р-17, одновременно документация на 8K12 была отозвана. В том же году ГАУ выдал тактико-технические требования (ТТТ) на ракетный комплекс (РК) и разработан его эскизный проект. Работы шли очень быстро, уже к концу 1958 года была разработана конструкторская документация, а в феврале 1959 г. собран конструкторский макет. Разработка ракетного комплекса выполнялась СКБ-385 ГКОТ (главный конструктор В.П. Макеев, ведущий конструктор ракеты P-17 Ю.А.Бобрышев) совместно со смежными организациями.
Оперативно-тактический ракетный комплекс (ОТРК) 9К72 с ракетой P-17 был предназначен для поражения для уничтожения и подавления средств ядерного нападения противника, живой силы и боевой техники противника, разрушения оборонитель¬ных сооружений, а также ударов по важнейшим военным (складам и базам, штабам объединений и крупным пунктам управления, станциям снабжения и авиации на аэродромах), промышленным и административным объектам и узлам коммуникаций (железнодорожным узлам и др.), расположенным в оперативно-тактической глубине противника в пределах заданной дальности стрельбы.
В конструкцию ракеты Р-17 было заложен ряд принципиально новых технических решений и особенностей, позволивших увеличить дальность стрельбы до 300 км (по ТТТ – 240 км), существенно повысить её надежность и обеспечить значительно более высокие боевые качества по сравнению с ракетой P-11M при тех же габаритах и весовых характеристиках. Для подачи компонентов топлива в камеру сгорания двигателя был применен топливно-насосный агрегат (ТНА) вместо газогенераторной вытеснительной системы, что дало возможность значительно снизить толщину металла и вес баков горючего и окислителя.

Ракета P-17 представляла собой баллистическую ракету стартовым весом в 5835-5854 кг (длина 11,48 м, диметр корпуса – 0,88 м) классической конструктивной схемы с неотделяемой боевой частью, с жидкостным ракетным двигателем, работающим на высококипящих компонентах топлива. Оперативно-тактическая одноступенчатая жидкостная ракета Р-17 состоит из головной части, корпуса, двигательной установки, системы управления в отдельном приборном отсеке и системы аварийного подрыва ракеты (АПР).

Первоначально разработку двигателя выполняло ОКБ-3 ГКОТ (гл. конструктор Д.Д.Севрук). Однако разработанный КБ двигатель оказался практически не работоспособным при температурах ниже -20°С. Поэтому Решением ВПК при СМ СССР от 26 октября 1959 г. разработка двигателя была поручена ОКБ-2 (гл. конструктор А.М.Исаева, вед. конструктор Н.В.Малышев). В качестве компонентов топлива были выбраны: горючее ТМ-185(НДМГ), окислитель АК-27И, пусковое горючее ТГ-02.

На ракете Р-17 был применен более совершенный однокамерный двигатель Р11-30 (С5.2) с насосной системой подачи топлива и генератором рабочего тела турбины. У этого ЖРД коэффициент массового совершенства был 8,65 кг массы на 1 т тяги (против 11,5 у ракеты P-11M). Новыми были применение сброса горючего из межрубашечного пространства с одновременной продувкой сжатым воздухом сократило разброс импульса последействия; большинство соединений магистралей сварные; выхлопная труба — ТНА использована в качестве теплообменника для подогрева воздуха, идущего на наддув баков. Применение турбонасосного агрегата (ТНА) в двигателе ракеты позволило получить: повышенное давление в камере сгорания и, соответственно, более высокую удельную тягу; существенно пониженное давление в баках, уменьшить толщину стенок; избежать высокотемпературной газогенераторной системы подачи топлива, выполнить баки из нержавеющей стали, не требующей антикоррозионных покрытий и термообработки после сварки.

Система управления (СУ) ракеты Р-17 — автономная инерциальная с интегратором боковых ускорений, она состоит из автомата стабилизации, автомата управления дальностью, коммуникационной аппаратуры и бортового источника питания. Она разработана в СКБ-626 (гл. конструктор Н.А.Семихатов). СУ обладала существенно большей точностью и стабильностью работы за счет применения более рациональных методов её построения; создания магнито-полупроводникового счетно-решающего прибора автомата стабилизации; использования гироинтегратора боковых ускорения с дополнительным интегрирующим звеном, что исключило необходимость введения поправок на боковой ветер при наведении ракеты на цель. Конструктивно приборы системы управления были размещены в специальном приборном отсеке (он стал традиционным в последующих конструкциях) между головной и средней частями ракеты, подальше от источника вибраций – двигателя.
Гироскопические приборы для системы управления ракеты были разработаны в НИИ-944 ГКС. В качестве органов управления на ракете были применены газовые графитовые рули. Приборы прицеливания создавались на заводе № 784 Киевского СНХ (гл. конструктор С.П.Парняков).
Ракета Р-17 оснащалась сменными боевыми частями: фугасной, ядерной, а впоследствии и кассетной. Замена их могла производиться непосредственно в войсковых частях. Серийная ракета Р-17 (8К14) оснащалась тремя штатными сменными головными частями 403А14, 8Ф44 и 8Ф45. Работы по разрывному заряду и снаряжению обычной головной части выполнял НИИ-6 ГКОТ; неконтактному взрывателю — СКБ-885 ГКРЭ. Для ракеты 8К14 в НИИ-1011 (ВНИИТФ) в 1960-1970-е годы разработал серию из 5 образцов боевых частей с ядерными зарядами различной мощности. Характерной особенностью этих боевых частей была простота эксплуатации, максимальная унификация по составным частям и возможность крупносерийного производства. При эксплуатации ракеты с ядерной головной частью на ГЧ надевается специальный термостатический чехол.
Совершенствование ракеты Р-17 и ее боевого оснащения было возложено на ОКБ-235, где были созданы фугасная, осколочно-фугасная и осколочная кассетная головные части. В середине 1970-х годов ракеты 8К14 стали дополнительно оснащаться головными частями 3Н8 и 3Н10, а в последствии и боевыми частями 9Н71 и 9Н78. В 1964 г. проходили испытания химическая боевая часть 8Ф44Г «Туман-3″ и ядерная — 9Н33.
Система заправки ракеты Р-17 топливом была также модернизирована. Впервые была применена объёмно-температурная заправка основными компонентами топлива с помощью специального дренажного приспособления с подвижным градуированным по температуре топлива приспособлением, что позволяло заправлять большее количество топлива в те же баки и хранить ракету без дренажирования в полном диапазоне температур. Заправка пусковым горючим производилась перед стартом под слой основного горючего без разделительных устройств.
Применение в ракете P-17 аккумуляторной батареи ампульной конструкции, специальной колодки разъёма, обеспечивавшей автоматическую заправку ракеты воздухом, пусковым горючим и подачу воздуха для задействования ампульных батарей, применение гироинтегратора автомата дальности, и ряда других решений существенно сократили число операций при подготовке ракеты на стартовой позиции и, тем самым, время подготовки к старту.
Все новые технические и технологические мероприятия, внедренные на ракете Р-17, позволили в сравнении с Р-11М при практически одинаковой стартовой массе увеличить дальность стрельбы в 1,6-1,7 раза.



Погрузка ракеты Р-17 на гусеничный стартовый агркгат 2П19 с помощью крана 8Т22 (фото Устинов, ГЦП-4, 1961 год)

Комплекс наземного оборудования для РК 9К72 создавался в ГСКБ ГКОТ (КБТМ, гл. конструктор В.П.Петров, ведущий конструктор С.С.Ванин), в него вошло 32 агрегата, 18 из которых были созданы по проектам ГСКБ (включая грунтовые тележки, заправщики окислителя, изометрические машины, контейнеры, термочехлы и др. агрегаты) и 7 серийно выпускались. К разработке агрегатов были привлечены ЦКБТМ и НИИХСМ. Агрегаты наземного оборудования ракетного комплекса 9К72, кроме стартового агрегата, могли обеспечивать работу с более ранней ракетой Р-11М.
Опытный образец стартового агрегата — самоходной пусковой установки (СПУ) «объект 810″ был создан в КБ-3 ЛКЗ (гл. конструктор Ж.Я.Котин) на базе шасси тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152К. Он проходил испытания с 1958 года (вес 39,6-41,5 т, длина с ракетой 12,6 м), по их завершению его приняли на вооружение в составе ракетного комплекса под обозначение 2П19 (затем появилась модификация — 2П19М).

Стартовый агрегат 2П19 обеспечивал транспортировку ракеты, заправленной основными компонентами топлива, с пристыкованной головной частью на расстояние до 500 км, проведение всех предстартовых испытаний, подъём ракеты в вертикальное положение, прицеливание, установку дальности стрельбы, автоматическую заправку пусковым горючим и старт ракеты.



Ракета Р-17 на экспериментальном колесном стартовом агркгате 2П20 (фото Устинов, ГЦП-4, 1961 год)

Практически одновременно с 2П19 испытывался колесный стартовый агрегат 2П20 (вес 37 т, длина 12,9 м), созданный в ЦКБТМ (гл. конструктор Н.А.Кривошеин) на базе минского четырехосного тягача МАЗ-535 повышенной проходимости с колесной формулой 8х8. Опытная СПУ прошла комплекс испытаний, скорость движения по шоссе была до 40 км/ч, по грунтовой дороге – 20 км/ч. Но, несмотря на это она в серию не пошла и на вооружение принята не была.
К тому времени для оперативного ракетного комплекса «Темп-С» (разработчик МИТ) была создана СПУ на базе шасси колесного тягача МАЗ-543. Это же шасси было принято использовать для ракетного комплекса 9К72. В 1967 году в ЦКБТМ (ведущий конструктор Я.И.Глазов) была создана колесная СПУ — стартовый агрегат 9П117, которая постепенно стала заменять в войсках гусеничную установку 9П19. Агрегат 9П117 смонтирован на специально приспособленном автошасси МАЗ-543 с колесной формулой 8х8, имеющим раздвоенную кабину водителя, что позволяет снизить высоту системы в походном положении.

На СПУ была размещена стрела. На ней установлено специальное устройство с гидроприводом для погрузки и разгрузки ракеты с тележек и стеллажей. Управление всеми операциями — кнопочное, полуавтоматическое. Полная масса опытных образцов СПУ с заправленной ракетой и личным составом составляла 38900 кг, благодаря внедрению специальных мероприятий удалось снизить массу серийных установок до 37400 кг. Опытные СПУ 9П117 изготовлялись в ЦКБТМ, производство серийных было организовано на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения в Казахстане.

В дальнейшем в комплексе была применена модернизированная колесная пусковая установка 9П117М, с которой были удалены элементы без крановой перегрузки ракет. Выпускалась и пусковая установка 9П117М1, которая отличалась от 9П117М в основном новым радиатором от автомобиля ГАЗ-69 вместо радиатора автомобиля «Победа».

Для подготовки ракеты к боевому применению создан комплекс технической позиции, который размещается на трех специальных автомашинах ЗиЛ-157 с кузовом КУНГ-1М. В него входят: машина горизонтальных испытаний 2В11, машина автономных испытаний 9В41 и машина ЗИП технической позиции.
Транспортировка ракет 8К14 (8К14-1) производится в контейнерах без топлива, так называемом в «сухом» виде. Для этого могут привлекаться автопоезда народнохозяйственного назначения МАЗ и КамАЗ с применением унифицированного оборудования 9Т132.
Первые опытные ракеты Р-17 (8К14) изготовлялись на заводе №385 в Златоусте. В дальнейшем, после изучения состояния дел, по решению председателя ВСНХ Д.Ф.Устинова для изготовления всех ракет Р-17 и двигателей С5.2 был определен завод №235 и в соответствии с Постановлением правительства от апреля 1959 года производство ракет официально передается на завод №235 Удмуртского СНХ (директор В.А.Земцов, главный инженер П.П.Полухин). Это же предприятие осуществляло в последствии серийное ведение конструкторской документации (гл. конструктор В.Я.Тохунц, впоследствии Е.Д. Раков).
Совет Министров СССР и Удмурдский Совнархоз в 1959 году приняли решение по организации выпуска комплектующих изделий для ракеты Р-17 (8К14) на предприятиях Удмурдской АССР: на Ижевском мотозаводе было организовано изготовление системы управления, на Сарапульском электрогенераторном заводе — рулевых приводов, на Ижевском машзаводе — аппаратуры системы автоматического подрыва ракеты (АПР). Для отработки производства ракет был создан Ижевский филиал НИТИ-40.
Отработки ракеты проводили совместно СКБ-385 и ОКБ-235 завода №235. Первые две ракеты были изготовлены в августе 1959 года и направлены в г. Загорск для испытаний. В ноябре 1959 года еще две ракеты 8К14 были направлены на ГЦП-4 под Капустин Яр для проведения летных испытаний. В начале 1960 г. на заводе №235 был изготовлен 2-ой конструкторский макет и проведена корректировка документации.
Летные испытания ракеты Р-17 (8К14) были начаты в декабре 1959 года, при их проведении были выявлены серьезные недостатки. По результатам испытаний были проведены необходимые доработки систем ракеты, в том числе и подверглась значительным изменениям двигательная установка.



Погрузка ракеты Р-17 на гусеничный стартовый агркгат 2П19 с помощью крана 8Т22 (фото Устинов, ГЦП-4, 1961 год)

Первый этап лётно-конструкторских испытаний проведен в период с 12 декабря 1959 г. по 5 февраля 1960 г. на ГЦП-4. Его основная цель заключалась в проверке надежности и правильности работы всех систем ракеты, головной части, безопасности старта и полета при пусках ракеты со стартового агрегата 2П19. Предусматривалось запустить 10 ракет, но в связи с получением достаточного экспериментального материала проведены пуски 7 ракет. Подтверждена надежность старта и полета ракеты на максимальную — 240 км и минимальную — 50 км дальность.



Ракета Р-17 на грунтовой тележке ГТЗ (фото Устинов, ГЦП-4, 1961 год)

Совместный промышленности и Министерства обороны этап испытаний ракеты проводился с августа 1960 г. по август 1961 г. Целью совместных испытаний являлась отработка и проверка на соответствие тактико-техническим требованиям Министерства обороны ракеты и комплекса наземного оборудования. Председателем комиссии был генерал-полковник B.C.Коробченко (начальник Ленинградского высшего инженерно-командного училища), его заместителем — технический руководитель испытаний В.Р. Серов (заместитель гл. конструктора СКБ-385). Предусматривалось провести 35 пусков ракет, в ходе испытаний их число сократили на 5 единиц.



Ракета Р-17 перед стартом на пусковом столе гусеничного стартового агрегата 2П19 (фото Макаренко, ГЦП-4, 1961 год)

В ходе испытаний проведенные конструктивные изменения уменьшили сухую массу ракеты примерно на 140 кг, был подтвержден заданный диапазон дальности 50-270 км и необходимая точность. На совместном этапе испытаний были также успешно проведены 2 пуска ракеты P-17 на дальность 300 км.



Испытательный пуск ракеты Р-17 на ГЦП-4 (фото Косинов, 1961 год)

Положительные испытания позволили рекомендовать принять комплекс с ракетой Р-17 на вооружение Советской Армии. Вся дальнейшая работа по комплексу целиком передана Воткинскому заводу №235. Серийное производство ракет было начато в 1961 году на этом заводе, оно продолжалось более четверти века с 1961 до 1987 года для ракетных частей сухопутных войск нашей страны, а также для стран Варшавского договора и ряда других зарубежных стран.
В процессе серийного производства ракеты 8К14 специалистами завода постоянно проводились опытно-конструкторские работы по улучшению тактико-технических и эксплутационных характеристик, повышению стабильности параметров, качества и надежности изготавливаемых изделий. По результатам выполненных работ повысилась стабильность основных параметров огневых испытаниях двигателя, повышена надежность функционирования элементов автоматики двигательной установки, увеличено время нахождения ракеты на боевом дежурстве в заправленном состоянии с 1 до 7 лет, срок эксплуатации ракет увеличен с 7 до 25 лет.
24 марта 1962 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 284-136 ракета P-17 принята на вооружение Советской Армии. Комплекс 9К72 с ракетой P-17 стоял на вооружении более 30 лет, в том числе около 15 лет был основой вооружения ракетных частей и соединений Сухопутных войск.
Впервые гусеничные СПУ 9П19 с ракетами были открыто продемонстрированы на военном параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1961 года. В 1965 году на ноябрьском параде там же были впервые показаны колесные СПУ 9П117. В НАТО комплекс 9К72 получил код SS-1с Scud В (по старой классификации — Т-7В).
Ракетные комплексы 9К72 в Советском Союзе были сведены в ракетные бригады сухопутных войск. Обычно в бригаду входит три огневых дивизиона, по три батареи в каждом дивизионе. В каждой батарее была одна СПУ 9П117 (9П19, 9П19М) и ТЗМ. Всего в бригаде имелось по 9 СПУ и 9 транспортно-заряжающих машин. Стрельба ракетой Р-17 производится со стартовых агрегатов. После выхода агрегата на огневую позицию проводятся предстартовые испытания, подготовка, прицеливание, заправка пусковым горючим и старт через 20-22 минуты.
С принятием на вооружении комплекса 9К72 встал вопрос об автоматизации управления ракетными подразделениями, частями и соединениями. Для управления ракетным дивизионом с 1965 года в томском ПО «Контур» под руководством О.Г.Протопопова была начата разработка системы автоматизированного управления «Ужба-Т». В 1977 году был принят на вооружение комплекс автоматизированного управления ракетной бригадой с комплексом 9К72. В 1985 году был принят на вооружение, созданный под руководством Ю.П.Пакина, унифицированный комплекс автоматизированного управления «Плед» ракетными бригадами с ракетами оперативно-тактического назначения.
В результате проведения работ в ОКБ-235 были успешно решены вопросы обеспечения транспортировки ракет вертолетами, было увеличено время нахождения ракеты Р-17 на боевом дежурстве в заправленном состоянии с двух до семи лет, существенно сократилось время и объем регламентных работ.
За длительное время серийного производства и эксплуатации ракет Р-17 было проведено большое количество опытно-конструкторских работ и мероприятий, направленных на повышение ТТХ и эксплуатационных характеристик ракет. Проводились различные эксперименты с этими ракетами.
Первые оперативно-тактические комплексы с малогабаритными ракетами Р-11М и Р-17 существенно расширили возможности командования при ведении сухопутных операций. Правда, в основном при ведении войны с применением ядерного оружия. При этом установка ракет на самоходные пусковые установки (СПУ) резко сократило время их подготовки к пуску и повысило мобильность этих систем. Однако при переброски комплексов на большие расстояния могли происходить с использованием тяжелых военно-транспортных самолетов, а таковых в распоряжение Советской Армии еще не было. Работы по первому такому самолету Ан-22 начались ОКБ-473 (гл. конструктор О.К.Антонов) в 1960 году, первый прототип поднялся в воздух в 1965 году. Но в начале 1960-х гг. появились тяжелые вертолеты Ми-6 и Ми-10. Они конечно не могли поднять в воздух СПУ 2П19М, но облегченную пусковую установку с ракетой типа Р-17 вполне.
На тот же упомянутый Ан-22 предполагалось возложить переброску ракет по воздуху, но гораздо больших чем Р-17 – межконтинентальных баллистических ракет. Это было время «ракетизации» всех видов и родов вооруженных сил, ведь известно, что чрезмерное увлечение руководства государства ракетной техникой привело к провалам в развитие других видов вооружений, например артиллерии. Ракеты ставили, грубо говоря, «на все, что движется…». И во многом это было оправдано.
Поэтому для быстрой перевозки ракет Р-11М (8К11) и Р-17 (8К14) к месту старта в 1960 году была создана и в 1960-1962 годах проходила испытания специальная модификация вертолета Ми-6ПРТБВ — подвижная ракетно-техническая база вертолетного типа. Это была временная мера.

Вскоре, не дожидаясь принятия на вооружение Сухопутных войск ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17 Постановлением правительства от 5 февраля 1962 года № 135-66 ОКБ-235 (гл. конструктор Е.Д.Раков) машиностроительного завода №235 в г. Воткинск была задана разработка аэротранспортабельного варианта ракетного комплекса 9К73 с ракетой Р-17. По заданию ракеты с самоходными вертолетными пусковыми установками (ВПУ) предполагалось перебрасывать с помощью тяжелых вертолетов Ми-10 на внешней подвеске под фюзеляжем. В дальнейшем для транспортировки ВПУ было предложено использовать вертолеты Ми-6, где ВПУ размещалась внутри фюзеляжа летательного аппарата. Одновременно можно было транспортировать и боевой расчет.
Понятно, что танк и вертолет несколько отличаются друг от друга. Воздействия на транспортируемый груз тоже разные. В тоже время новая пусковая установка, ее компоновка отразились на конструкции ракеты. Поэтому в ОКБ-235 ракета Р-17 была доработана для использования в вертолетном комплексе, после чего она получила обозначение Р-17В (8К114). Стартовый вес практически не изменился и составил около 5860 кг. Дальность стрельбы была аналогична базовой модели Р-17, для вертолетного комплекса 9К73 она составляла от 50 до 300 км.

Одной из основных составляющих новой ракетной системы стала вертолетная пусковая установка 9П115. Она создавалась в ГСКБ (КБТМ), руководил работами Л.Т.Быков. Максимально упрощенная и облегченная пусковая установка 9П115 должна была транспортироваться специально доработанным в ОКБ Миля вертолетом Ми-6РВК.
По концепции использования вертолет с ВПУ должен был скрытно доставлять ракетный комплекс в те места, где не могла пройти колесная и гусеничная техника. И тем самым обеспечивать повышение боевой устойчивости ракетной системы и производить эффект внезапности для противника о направлении ракетного удара.
Сама же ВПУ обеспечивала доставку самоходом заправленной ракеты к вертолету, заезд в его грузовой отсек, воздушную транспортировку внутри вертолета, выезд из вертолета на боевую позицию к месту старта, установку ракеты в вертикальное положение, заправку пусковым горючим, проведение предстартовой подготовки, прицеливание и пуск ракеты. Для этого на агрегате 9П115 были размещены проверочно-пусковая аппаратура и автономная энергоустановка. ВПУ оснащалась гидроаппаратурой авиационного типа, гидродвигателями ведущих колес, специальными шинами низкого давления. Все элементы установки крепились на раме, для движения были установлены передний и задний колесный ход. На 9П115 так же были: комплект приборов наведения, система предстартового обслуживания (СПО), выносные и встроенные пульты, узел специальной связи, бенэоэлектроагрегат, электрооборудование, стрела, система гидрооборудования, пусковой стол, тормозная система, балансирная опора, комплект ЗИП.
С целю удешевления и унификации вертолетного комплекса в нем были сохранены технология и ранее созданное наземное оборудование для ракетного комплекса 9К72. Комплекс наземного оборудования для ВПУ создавался в ГСКБ под руководством Е.Г.Данюшевского, его заместителем был В.М.Грязнов.
На разработку системы ушло меньше года. И уже в 1963 году конструкторы могли увидеть воочию воплощение своих идей. Тогда был изготовлен опытный образец системы. В том же году он проходил испытания. На них выявлялись отдельные недостатки ракетно-вертолетного комплекса, и достаточно быстро устранялись. Процесс всех видов испытаний занял около двух лет и завершился в 1965 году. После успешного завершения испытаний в том же году комплекс был передан в войска для опытной эксплуатации. Но в ходе войсковых испытаний и дальнейших работ с комплексом были выявлены существенные недостатки в таком способе базирования ракеты, связанные с организационными факторами и со сложностью эксплуатации в войсках. Поэтому в 1965 году работы по вертолетному комплексу 9К73 были прекращены.
Практически одновременно с комплексом 9К73 для Сухопутных войск в ОКБ-52 (гл. конструктор В.Н.Челомей) на базе крылатой ракеты П-5С шла разработка фронтового ракетно-вертолетного комплекса 9К74. Ракета С-5В для вертолетного варианта с пусковой установкой 9П116 находилась в разработке с февраля 1962 года. Вскоре, в 1963 году, на заводе №475 было изготовлено четыре опытных таких пусковых установок, вес около 12 т. 9П116 транспортировалась по воздуху на внешней подвеске вертолетом МИ-10РВК (взлетный вес составлял 44,6 т). Испытания вертолета Ми-10РВК с пусковой установкой 9П116 проводились в 1965 году. После посадки вертолета установка с ракетой с помощью газотурбинного двигателя могла передвигаться на расстояние до 20-30 км. На подготовку к пуску требовалось 5 минут. Работы по ракете С-5В и комплексу 9К74 были прекращены в 1965 году из-за снятия прототипа – ракеты П-5С с вооружения.
Одновременно с вертолетными комплексами шла модернизация Армейский оперативно-тактический ракетный комплекс, в частности для них разрабатывали новые варианты самоходных пусковых установок. В 1963 году СКБ-2 Ленинградского Кировского завода были разработан стартовый агрегат «объект 816» с массой 38 т, тогда же на заводе изготовили опытный образец. Еще в этом же году СКБ-2 разработала проект другой СПУ «объект 817» с массой 38 т, она имела собственный кран для загрузки ракет. На Кировском заводе была построена опытная партия этих машин. Но оба агрегата так и не стали серийными образцами, наступало время колесных пусковых установок для такого типа ракет.
В 1964-1968 гг. специалистами ОКБ завода №235 (гл. конструктор Е.Д.Раков) Западно-Сибирского Совнархоза были проведены опытно-конструкторские работы под шифром «Рекорд» по модернизации ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17 (8К14). Целью этой разработки были увеличение дальности стрельбы и времени хранения ракеты в заправленном топливом состоянии, при минимальном изменении габаритов и массы ракеты. Работа проводилась ОКБ воткинского завода №235 в инициативном порядке параллельно с разработкой в НИИ-1 (МИТ, гл. конструктор А.Д.Надирадзе) твердотопливной ракеты «Темп-С».
В результате этих работ была разработана документация комплекса Р-17М с ракетой 9М77 с гарантийным сроком хранения в заправленном состоянии до 5 лет. За счет применения более прогрессивного жидкого топлива и доработки системы управления на серийной ракете 8К14 предполагалось довести дальность стрельбы до 500 км.
Предложения по ракете 9М77 были рассмотрены ВПК ВСНХ, и на основании их положительного рассмотрения в марте 1963 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР на разработку комплекса. Головным разработчиком комплекса было определено ОКБ завода №235, но из-за отсутствия необходимого опыта проведения таких работ в этом КБ общее техническое руководство разработки возложили на СКБ-385 (гл. конструктор В.П.Макеев) и Свердловское СКБ-626 (гл. конструктор Н.А.Семихатов). К работам так же были привлечены многие другие НИИ и КБ промышленности и Министерства обороны.
Головная часть ракеты 9К77 была как и на прототипе неотделяемая. Увеличение дальности стрельбы ракеты привело к уменьшению углов подхода ракеты к цели, особенно на предельной дальности, при этом коническая часть головной части за счет подъемной силы создавала кабрирующий момент, который уводил ракету от точки прицеливания — ухудшалась точность стрельбы, а следовательно боевая эффективность.
Главный конструктор Е.Д.Раков предложил на ракете использовать оригинальную конструкцию. Головная часть имела конусную перфорированную оболочку и уменьшенный конусно-цилиндрический гермоотсек. В этой конструкции аэродинамика обеспечивалась по конусу, подъемная сила — по цилиндру внутри его.
Особые трудности возникли при подборе материала для перфорированного конуса. Предложенная жаропрочная сталь горела на нисходящем атмосферном участке тракетроии ракеты. Из-за большого количества отверстий в наружней оболочке — перфорации нанесение теплозащитного покрытия было практически невозможно.
Летно-конструкторские испытания ракетного комплекса 9К77 проходили на ГЦП-4 в Капустином Яру с апреля 1964 года по 1967 год. Председателем Государственной комиссии был генерал-полковник И.И.Волкотрубенко. Первоначально испытания шли не очень удачно, но четыре последних пуска прошли успешно. Всего по программе ЛКИ было проведено 5 успешных пусков ракет.
В связи с созданием оперативно-тактических ракет на твердом топливе «Темп-С» с дальностью полета до 900 км работы по комплексу Р-17М были прекращены. В дальнейшем из-за разногласий с директором завода №235 В.Г.Садовниковым, не без участия А.Д.Надирадзе — конкурента проекта 9М77, главный конструктор ракеты и комплекса Е.Д.Раков был отстранен от разработки и в скоре уволен.
В 1966 году Московский институт теплотехники (МИТ, гл. конструктор А.Д.Надирадзе) предпринял попытку заменить ракетный комплекс 9К72. Конструкторы предложили к разработке комплекс 9К711 «Уран» с твердотопливной баллистической ракетой стартовым весом в 5,2 т, дальность стрельбы до 400 км. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 октября 1967 года развернули опытно-конструкторскую работу по созданию комплекса “Уран”. Однако, вскоре МИТ был освобожден от выполнения этой разработки, в основном из-за предельной загрузки работами по межконтинентальной ракете “Темп-2С”.
А в ОКБ Воткинского завода одновременно с ракетой 9М77 комплекса «Рекорд» проводились научно-исследовательские работы по созданию оперативно-тактического комплекса «Уран-II» с ампулизированной ракетой на жидком топливе с гарантийным сроком эксплуатации в заправленном состоянии до 10 лет, с дальнейшим дове¬дением до 15 лет. Проект ракетного комплекса «Уран-2″ разрабатывался в 1970 году в процессе поиска технического облика армейского ракетного комплекса на конкурсной основе для замены комплекса 9К72. Но вскоре работы были остановлены.
Работы по теме “Уран” прекратились, но в последующее десятилетие ракета аналогичного назначения “Ока” была создана коллективом коломенского Конструкторского бюро машиностроения во главе с С.П.Непобедимым.
В конце 1960-х гг. встал вопрос о поражение точечных хорошо защищенных целей в оперативно-тактической глубине действия войск. Тогда же стало ясно, что военные действия могут происходить без применения ядерного оружия, по крайней мере на начальном участке развития войны между двумя противоборствующими блоками НАТО и Варшавского договора. Для выполнениях этих задач в дополнение к инерциальным система управления необходимо было разработать системы коррекции или самонаведения на конечном участке траектории ракет.
Разработка головки самонаведения (ГСН) для оперативно-тактических ракеты Сухопутных войск, в том числе для Р-17, началась в 1967 году. Работы по опытной ракете проводились совместно ЦНИИ АГ и Воткинским машиностроительным заводом. Для достижения высоких точностей попадания стали комплесировать инерциальные системы управления с оптическими и радиолокационными корреляцилнно-экстремальными системами наведения ракет по окружающей цель местности.
В 1974-1980 гг. ОКБ Воткинского завода совместно с ЦНИИАГ выполнены научно-исследовательские экспериментальные работы (НИЭР) по определению возможности создания оптической корреляционной системы управления головной части для наведения на цель на конечном участке траектории для баллистических ракет Сухопутных войск. В ходе НИЭР был проведен цикл исследований в области теории распознавания образов, теории обработки изображений, созданы основы системотехники и математического обеспечения для разработки на¬земной аппаратуры подготовки эталонной информации и бортовой аппаратуры измерения текущих изображений земной поверхности. В ходе НИЭР была изготовлена аппаратура корреляционно-экстремальной оптико-электронной системы наведения, которая прошла испытания в составе самолета-лаборатории и показала удовлетворительную точность при различных ландшафтах местности.
Для проверки заложенных в конструкцию головки самонаведения решений были проведены летные испытания экспериментальной головной части с использованием самолета и ракеты Р-17 (8К14). По результатам этих испытаний было принято решение на проведение ОКР по созданию головной части с оптической головкой самонаведения и автономной дискретной инерциальной системой управления по теме «Аэрофон».
Испытания ракеты Р-17 с оптической головкой самонаведения начались в сентябре 1979 года на ГЦП-4 в Капустином Яру. Отклонение точки падения головной части от цели составило несколько метров, что полностью подтвердило большие потенциальные возможности оптико-электронных систем наведения ракет. Для отработки систем экспериментальной головки самонаведения ракеты Р-17 был так же использован самолет-лаборатория Су-17 — ЛЛ . На самолете с подфюзеляжной подвеской отсека модифицированной головной части ракеты в 1979 году производились экспериментальные полеты с имитацией наведения на наземные цели.

В 1980-х годах ЦНИИАГ приступил к выполнению опытно-конструкторской работы (ОКР) по созданию управляемой головной части с оптико-электронной системой наведения для баллистической ракеты Р-17. Математическое моделирование работы системы с использованием банка данных фоноцелевой обстановки позволило всесторонне оценить точностные и эксплуатационные характеристики системы.
В дальнейшем ГСН, по результатам испытаний, была доработана и стала отделяемой вместе с головной частью от ракеты; в нее ввели воздушные рули управления. Испытания модернизированной ГСН с ракетой Р-17 начались в 1984 г. и завершились в 1989 году, проведено 30 летных испытаний. На заключительном этапе испытаний были проведены пуски ракет с управляемыми головными частями, которые показали, что отклонения точек падения ракет от целей составляют величины на уровне единиц десятков метров.
По результатам этих испытаний было принято решение о серийном изготовлении головных частей «Аэрофон» для опытной эксплуатации, ракетный комплекс получил обозначение 9К72-1. В 1991-1992 г.г. было изготовлено несколько серийных партий этих изделий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap