ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-101

PROJECT MISSILE SYSTEM ON MISSILE R-101

В соответствии с постановлением правительства (декабрь 1950) НИИ-88 (головной институт ракетной отрасли) выполнил исследования баллистических ракет на высококипящих компонентах топлива. В этих
исследованиях использовались результаты работ отдела № 4 СКБ НИИ-88 (главный конструктор Е.В. Синильщиков) по ракете Р-101, созданной на базе немецкой зенитной управляемой ракеты «Вассерфаль».
Корабельный ракетный комплекс с ракетой Р-101 предлагался для поражения надводных и воздушных целей. Ракета Р-101 была создана на базе немецкой зенитной управляемой ракеты «Вассерфаль» («Водопад»). Первые проработки по ракете Р-101 были начаты в отделе №4 СКБ НИИ-88 (начальник и главный конструктор Е.В.Синильщиков) в 1946 году. В кооперацию по разработке ракеты Р-101 входили: НИИ-49 — работы по счётно-решающему прибору; НИИ-504 — неконтактные взрыватели; НИИ-885 МПСС — головной по системе управления и по радиоканалу управления; завод №528 — самонаводящис головки; завод №523 — газовые рули; НИИ-20 MB — по радиопеленгационному визированию; НИИ-627 — источники питания; ГКСКБ — по наземному оборудованию.
В 1949-1950 годах проводились ракетные стрельбы зенитными ракетами Р-101 в составе дивизиона. В морском варианте ракета Р-101 кроме поражения надводных целей могла быть использована для поражения воздушных целей, движущихся на высотах до 5 км со скоростью до 300 км/час. Управление ракетой осуществлялось по радиолучу с использованием корабельного радиолокатора «Луч».
Сравнение вариантов размещения ракет: Р-1; Р-2 и Р-101 на кораблях, показали преимущество последней. С точки зрения размещения на кораблях полностью заправленная ракета Р-101 имела преимущества в сравнении с Р-1 и Р-2 из-за почти в два раза меньших габаритах. Это обстоятельство облегчало размещение запаса и увеличить число стартовых установок Р-101 на боевых кораблях, а также давало возможность осуществлять хранение их а межпалубных пространствах в заправленном состоянии в течении 3-4 месяцев В результате проектных проработок было определено, что на ЭМ проекта 41 по первому варианту можно было разместить одну стартовую установку и запас из 9 ракет Р-101, а по второму две стартовые установки и запас из 15 ракет.

На легком крейсере проекта 68К размещалось четыре стартовые установки и запас снарядов в 43 единицы, для подачи снарядов предлагалось применить подъемник с размером люка 2,2 х 8,2 метра.
Подводная лодка проекта 611 могла принять одну стартовую установку для ракет Р-101 и две ракеты. Для хранения на подводной лодке ракет необходимо было установить прочный водонепроницаемый ангар на две ракеты длиной 17,5 м и диаметром 2,2 м при снятых воздушных рулях (с воздушными рулями диаметр мог составить 3,0-3,2 м), оборудованный специально откидывающейся торцевой крышкой. Это было связано с конструкцией снаряда, не допускающего его погружение в воду, а так же отсутствием возможности размещения снарядов внутри прочного корпуса.
Старт предполагалось производить из вертикального положения со специального стабилизированного стола, снаряд доставлялся на стол при помощи лафета. Из-за малого времени предстартовой подготовки ракет, разогрев ламп приборов управления и разгон гироскопов производился за две минуты, можно было обеспечить большую скорострельность. Ограничения по скорости ветра для Р-101 составляли до 25 м/с. Возможность управления ракетами в полете с корабля позволяла применять их для поражения воздушных и надводных целей.
В группу постов управления ракетами Р-101 входили: радиолокатор “Луч” с агрегатами питания и стабилизации; радиовизир (измененный радиолокатор “Луч”) с агрегатами питания и стабилизации; центральный пост со счетно-решающим прибором; радиопередатчик управления; пульты управления; пульты предстартовой подготовки.
Для старта ракеты Р-101, как и Р-1 и Р-2, требовался стабилизированный стартовый стол, и это требовало экспериментальной проверки. В работах обращалось внимание на возможность повреждения мачт, постов и надстроек корабля ракетой в начальный момент ее взлета из-за поступательного движения корабля и ракеты.
17 августа 1951 года Постановлением СМ СССР работы по ракетам типа Р-101 были остановлены, в сентябре 1951 г. работы по ракете Р-101 были переданы в Минавиапром.
В последствии с использованием технических решений, отработанных при изготовлении, испытаниях ракеты Р-101 и ее двигателя были в ОКБ-1 НИИ-88 были созданы сухопутная ракета Р-11 (Р-11М) и ее флотский вариант Р-11ФМ для вооружения подводных лодок.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик отдел 4 СКБ НИИ-88
Гл. конструктор Е.В.Синильщиков
Изготовитель завод №88
Тип комплекса ракетный комплекс для поражения воздушных и наземных целей
Корабли-носители ПЛ пр.611, ЭМ пр.41, КРЛ пр.68К.
Состояние испытания ракеты проведены в 1948-1949 гг., в 1950-1951 годах порабатывалось размещение комплекса на кораблях ВМФ
Ракета Р-101
Дальность стрельбы, км 30
Головная часть:
— тип фугасная (осколочно-фугасная)
— вес боевой части, кг до 500 (ракета Р-109)
— взрыватель неконтакный
разработчик НИИ-504
Система управления инерциальная, программная, по радиолучу (прорабатывалась ГСН)
— разработчик системы радиоуправления НИИ-885
— разработчик ГСН з-д №528
— разработчик источников питания НИИ-627
Органы управления и стабилизации
газовые и аэродинамические рули, крылья и аэродинамические стабилизаторы.
Тип старта: вертикальный с пускового стола.
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 7,836
— макс. диаметр корпуса 0,88
— размах стабилизаторов 1,89-1,89
Стартовый вес, т 3,9 (4,0)
Вес пустой ракеты, т 1,8
Горючее (тип) ТГ02 («Тонка-250″)
Вес горючего, т 0,5
Окислитель (тип) азотная кислота
(90%), серная кислота(10%).
Вес окислителя, т 1,7
Пусковой окислитель меланж 50%
Вес пускового окислителя, т 0,015
Двигатель:
— тип однокамерный ЖРД С08.101
с вытеснительной системой подачи топлива
— разработчик отдел №8 НИИ-88 (ОКБ-2 НИИ-88)
— гл. конструктор Н.Л.Уманский
— тяга двигателя в пустоте, тс 8
Корабельная система управления:
Система радиуправления:
— разработчик НИИ-885
Система радиопеленгования:
— разработчик НИИ-20
Счетно-решающие приборы:
— разработчик НИИ-49
Транспортный ангар (для ПЛ):
Тип надпалубный
Размеры, м
— длина 17,5
— диаметр 2,2 (3-3,2)
Палубная ПУ:
Тип с пусковым столом
Число ракет на ПУ 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-2
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-1
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ НА КОРАБЛЯХ ВМФ СССР В 1945-1953 ГОДАХ
ПРОРАБОТКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК-НОСИТЕЛЕЙ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Р-1, Р-2, Р-101
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЦНИИМАШ)


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap