ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-1

PROJECT MISSILE SYSTEM BALLISTIC MISSILE R-1

Ракетный комплекс с надводным стартом с ПЛ и НК для поражения стационарных береговых целей разрабатывался на базе баллистической ракеты дальнего действия (БРДД) Р-1 (изделие 1Р или 8А11). В некоторых документах морской комплекс имеет обозначение Д-10.
Разработка ракеты БРДД началась в НИИ-88 в 1946 году, она создавалась на базе немецкой БРДД V-2 («Фау-2″). В августе 1946 года С.П.Королев был назначен главным конструктором изделия №1. Параллельно шла летная отработка трофейных ракет V-2 на ГЦП-4 в Капустином Яру. По их результатам Постановлением правительства от 14 апреля 1948 года была задана разработка отечественного аналога этой ракеты. В дальнейшем ракета получила индекс Р-1 (изделие 1Р). В создании ракеты Р-1 принимали участие 13 НИИ и 35 заводов.
Ракета Р-1 имела неотделяющуюся головную часть и подвесные топливные баки, размещенные в силовом корпусе. Силовой корпус ракеты представлял собой жесткий каркас из стальных стрингеров и шпангоутов с оболочкой из листовой стали. Для стабилизации ракеты, особенно при входе в плотные слои атмосферы, она была оснащена четырьмя мощными стабилизаторами массой около 300 кг. Управление ракетой в полете осуществлялось воздушными и газовыми рулями.
Систему управления разрабатывали в НИИ-885 (НИИАП) под руководством Н.А.Пилюгина. Приборный отсек размещался на над топливными баками. Система управления ракеты Р-1 была автономная инерциальная, в ее состав входили контур стабилизации и автомат управления дальностью. В инерциальной системе наведения ракеты использовались гирогоризонт, гировертикант и акселерометры, гироскопический интегратор ускорений. Низкая точность ракеты позволяла ее использовать только для поражения крупных слабозащищенных целей стрельбой по площадям.
Двигательная установка ракеты Р-1 создавалась в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко и состояла из жидкостного реактивного двигателя 8Д51 и системы питания его топливом. Двигатель состоял из камеры сгорания, турбонасосного агрегата, парогазогенератора, испарителя кислорода, агрегатов автоматики и трубопроводов; все агрегаты и узлы двигателя смонтированы на одной общей раме. При включении двигателя горючее и окислитель в жидком состоянии подаются в камеру сгорания. Спирт сначала поступает в рубашку охлаждения камеры сгорания двигателя и затем через форсунки впрыскивается в камеру сгорания, жидкий кислород поступает непосредственно к распылителям.
Топливные баки ракеты размещены внутри несущего стального корпуса ракеты и вместе с ним образуют среднюю часть ракеты. Бак горючего расположен над баком окислителя. Между баками и оболочкой корпуса средней части ракеты проложен стекловаты для теплоизоляция. Корпуса обеих баков были выполнены из листового алюминиевого сплава.
В ноябре 1950 года ракета Р-1 была принята на вооружении Советской Армии. Ракета поступила на вооружение бригад особого назначения РВГК.
ВМФ стремился не отставать от других видов вооруженных сил и так же занимался оснащением кораблей и береговых частей ракетным оружием. Для установки на корабли предлагались различные типы крылатых и баллистических ракет, в основном на базе немецких разработок времен Второй Мировой войны. Уже в 1947 году по заданию руководства государства ЦКБ-17 был выполнен предэскизный проект надводного корабля по теме СК-17, в рамках которой были рассмотрены варианты размещения вооружения тяжелых крейсеров с бронированием ракетным оружием. Один из вариантов Ф2-40 предусматривал размещение БРДД Р-1 (типа V-2) и 16 пусковых установок для них.

С 1948 года в Советском Союзе впервые начались проводиться проектные работы по размещению управляемых боевых ракет дальнего действия и на подводных лодках. Использование подводными лодками ракетного оружия должно было коренным образом изменить их роль и значение как в ВМФ, так и в Вооруженных Силах в целом. В 1948 году в ЦКБ-18 уже был разработан первый проект ПЛ с тремя баллистическими ракетами и 21-й крылатой ракетой. В следующем году ЦКБ-18 (главный конструктор Ф.А.Каверин) выполнило по заданию Пятого управления МСП предэскизный проект П-2 ракетной ПЛ с БРДД Р-1 и самолетами — снарядами типа 10Х “Ласточка”. Проект П-2 был одной из первых попыток оснащения ПЛ ракетным оружием для действия по объектам в прибрежных районах территории противника. Было выполнено несколько вариантов проекта П-2. В одном из них ПЛ имела семь прочных корпусов и общий легкий корпус. Баллистические ракеты типа Р-1 располагались в вертикальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ и имели надводный вертикальный старт со стабилизированного стартового стола, требующего исключения влияния качки в течение 7-10 секунд, до выхода двигателя на номинальный режим работы. Окислитель ракеты — кислород подавался непосредственно при подготовке ракеты к пуску, все остальные топливные компоненты хранились в баках самой ракеты. Самолеты-снаряды 10ХН располагались с отстыкованными крыльями в полностью заправленном состоянии в 3-х горизонтальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ; предусматривался их надводный старт с наклонной (под углом 12 град. к основной плоскости) стартовой дорожки длиной 20 м. Дальнейшие работы по проекту не проводились из-за нерешенности в то время проблемы стабилизации пусковых установок при старте ракет, а также вследствие весьма сложной конструкции ПЛ, связанной с выполнением требования технического задания по обеспечению возможности размещения на ПЛ ракетного оружия двух типов.

м

По исходным данным выданным ЦНИИВК ВМФ и 4-м управлением Военного Министерства СССР в декабре 1950 года ЦНИИ-45 совместно с ЦКБ-17, ЦКБ-53, ЦКБ-18 и ЦКБ-57 МСП по приказу Министра Судостроительной Промышленности от 11 декабря 1950 года проводились проработки размещения ракет Р-1 (1Р), Р-2 (2Р) и Р-101, все разработки НИИ-88 на базе немецких ракет V-2 и “Вассерфаль”, и больших и малых крылатых ракет. При этом выдвигалось требование по установке ракет без коренных переделок корпуса корабля, его механической установки, основного оборудования и устройств. При размещении баллистических ракет Р-1 и Р-2 было ограничено их размещение из-за больших габаритов. Для подачи ракет из ангара к стартовым установкам предлагалось создать специальные бронированные люки размером 2,6 на 3,0 метра и оснастить лифтами. В результате выполнения работ было определено, что на ЭМ проекта 41 можно разместить пять ракет Р-1 или четыре Р-2, на КРЛ проекта 68К по 12 ракет Р-1 или Р-2, на подводной лодке проекта 611 размещалась одна ракета Р-1. При условии разнесения стартовых установок на расстояние более 20 метров на ЭМ проекта 41 размещалась одна стартовая установка, на КРЛ проекта 68К две для Р-1 и Р-2, а ПЛ проекта 611 одна ПУ для ракет Р-1. Прорабатываемая стартовая установка состояла из: поворотного стартового стола, установленного на стабилизированной площадке, имеющей стабилизацию по бортовой и килевой качке; опорная обойма для обеспечения сохранения ракетой вертикального положения до старта. Хранение компонентов топлива предполагалось в специальных цистернах в кормовой части корабля. В ходе выполнения проработок выяснилось, что для предстартовой подготовки БР Р-1 и Р-2 включая заправку и проверку аппаратуры необходимо три часа. Были ограничения и по скорости ветра до 15 м/с, то есть можно было производить старт ракет при скорости хода корабля-носителя до 30 узлов при полном штиле или без хода при ветре до 6 баллов. Ракеты могли быть использованы также для обстрела территории противника из-за большой площади их рассеивания 20 х 20 километров.

В дальнейшем в 1951-1953 годах проводились проектные проработки размещения ракеты Р-1 на серийных надводных кораблях типа эскадренный миноносец и легкий крейсер (проекты: 30бис; 41; 56; 68К; 68бис и др.), а так же на подводной лодке пр.611. На ПЛ пр.611 ракету Р-1 предполагалось транспортировать в горизонтальном герметичном контейнере, расположенном за ограждением рубки, запуск осуществлять с пускового стола, расположенного в корме ПЛ. В инерциальной системе наведения ракеты использовались гирогоризонт, гировертикант и акселерометры.
В результате сравнительных проработок БРДД Р-1, Р-2, Р-101 и крылатых ракет было рекомендовано продолжить работы по ракете Р-101 с подводным стартом для ПЛ и крылатым ракетам для всех кораблей-носителей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-1 НИИ-88
Главный конструктор С.П.Королев
Изготовитель завод №88 (сухопутного варианта ракеты)
Код НАТО SS-1 Scunner
Тип комплекса ракетный комплекс с баллистической ракетой дальнего действия с надводным стартом с ПЛ и НК
Корабли-носители ПЛ пр. П-2 (ЦКБ-18) и пр.611, ЭМ пр.41, КРЛ пр.68К, пр.68бис и др.
Состояние в конце 1940-х… начале 1950-х гг. разработаны проекты ПЛ, порабатывалось размещение комплекса на НК
Ракета Р-1 (8А11)
Дальность стрельбы, км 270
Площадь рассеивания, кв. км 20х20
Головная часть:
— тип фугасная
— вес, кг 1075-1160
— вес ВВ, кг 785-793 (800)
Система управления автономная инерциальная
— разработчик НИИ-885 МПСС
— гл. конструктор Н.А.Пилюгин
Комплекс командных гироскопических приборов:
— разработчик НИИ-49
— главный конструктор С.Е.Фролов
Органы управления и стабилизации
газовые и аэродинамические рули, аэродинамические стабилизаторы
Тип старта за счет
собственных двигателей со стабилизированого пускового стола
Число ступеней 1
Размеры, м:
— длина полная 14,275
— макс. диаметр корпуса 1,650
— размах стабилизаторов 3,564
Стартовый вес, т 13,262-13,297
Вес заправленной ракеты, т 13,426
Вес пустой ракеты без ГЧ, т 4,025
Горючее этиловый спир
Вес горючего, т 4,135 (3,5)
Окислитель жидкий кислород
Вес окислителя, т 5,07 (5,25)
Пусковое горючее перекись водорода
Вес пускового горючего, т 0,167 (0,2)
Двигатель однокамерный ЖРД РД-100 (Д-100 или 8Д51) с ТНА
— разработчик ОКБ-456 МАП
— гл. конструктор В.П.Глушко
— номинальная тяга на режиме главной ступени, тс:
у земли 26,2-27,2
в пустоте 31,0-31,3
— время работы, с 65
Время предстартовой подг., час 3
Транспортный ангар (для ПЛ):
Тип надпалубный
Размеры, м
— длина 17,5
— диаметр 4,0
Пусковая установка для ПЛ:
Тип шахтная
Размеры, м:
— длина 15-16
— ширина 3,6
Число ракет на ПУ, шт 1
Палубная ПУ для НК:
Тип стабилизированная с пусковым столом
Размеры пускового стола, м:
— длина 2,05
— ширина 2,05
— высота 1,46
Число ракет на ПУ, шт 1

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 12.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-2
ПЕРВЫЕ РАБОТЫ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАКЕТНОГО ОРУЖИЯ НА КОРАБЛЯХ ВМФ СССР В 1945-1953 ГОДАХ
ПРОЕКТ П-2 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ПРОРАБОТКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК-НОСИТЕЛЕЙ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Р-1, Р-2, Р-101
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap