ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76). LIGHT FLOATING TANK PT-76B (PT-76)


ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76)
LIGHT FLOATING TANK PT-76B (PT-76)

14.06.2020

Стали известны новые детали по модернизации легких плавучих танков ПТ-76 для Индонезии.
Легкий плавающий танк ПТ-76, который Украина будет модернизировать для Индонезии, получит вооружение с украинским ракетами. Установленная на танк 90-мм пушка Cockerill Mk 3M-A2 бельгийской компании CMI Defense будет использовать противотанковую управляемую ракету Falarick 90 от ГосККБ «Луч».
Украинская сторона уже имеет договоренность с Индонезией по закупке этих ракет. Ранее сообщалось, что украинские предприятия будут модернизировать танки ПТ-76 для Индонезии и других стран азиатского региона по проекту, который подготовила государственная компания «Укрспецэкспорт».Collapse
В рамках модернизации танк получит ряд изменений: новый двигатель, трансмиссию, систему активной защиты «Заслон-Л», цифровую многофункциональную систему прицеливания и управления вооружением «Синтез», современную систему навигации «Базальт», радиостанции Harris и другие усовершенствования.
Заказчиком, а также партнером «Укрспецэкспорта» в Индонезии станет PT Lumindo Artha Sejati, поскольку индонезийское законодательство предусматривает сотрудничество с иностранным исполнителем через местную компанию.
https://diana-mihailova.livejournal.com

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

22.06.2020
ФОТОРЕПОРТАЖ: ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76) НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2017»

На Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2017» в Кубинке на основной площадке Минобороны РФ развернуло историческую выставку бронетанковой техники, такая экспозиция действует с первого форума Армия-2015. На ней можно было увидеть сразу два варианта легендарного отечественного легкого плавающего танка ПТ-76 и ПТ-76Б.
Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50.
Танк ПТ-76 принят на вооружение Советской Армии в 1951 году. За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался.
В процессе производства танк неоднократно модернизировался. В 1952 году были усилены опорные катки: на них появились радиальные выштамповки. С 1957 года орудие Д-56Т заменялось на Д-56ТМ с более простым двухкамерным дульным тормозом и эжекционной очисткой ствола.
В конце 1950-х годов ПТ-76 был модернизирован в связи с требованиями действий в условиях применения ядерного оружия. Для этого машина оснащалась фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, оснащённое двухплоскостным стабилизатором «Заря». В результате появился ПТ-76Б («Объект 740Б»), принятый на вооружение в 1962 году.
Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длинна: 6910 мм
Ширина: 3180 мм
Высота: 2195 мм
Броня, лоб: 5-13 мм
Броня, борт: 5-13 мм
Броня, башня: 5-13 мм
Экипаж: 3 человека
Двигатель: Дизельный двигатель В-6, 240 л.с.
Дальность хода: 260 км
Максимальная скорость: На суше: 44 км/ч, на плаву: 10,2 км/ч
Масса: 14 тонн

ВООРУЖЕНИЕ:
76-мм Д-56Т,
1х пулемет 7,62мм СГМТ
(40 и 1000 выстрелов)

ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76) НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2017»
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-2017


ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76)

Легкий плавающий танк ПТ-76 (объект 740) разработан ВНИИ-100 в 1949-1951 годах. Главный конструктор Ж.Я.Котин. Ведущий конструктор Н.В.Шашмурин.
Разработка нового плавающего танка постановлением от 15 августа 1949 года была поручена двум конструкторским бригадам ВНИИ-100, находившимся в Ленинграде и Челябинске. Параллельно должны были разрабатываться максимально унифицированные между собой плавающий танк, получивший обозначение Объект 740 и плавающий бронетранспортёр Объект 750, позднее ставший БТР-50. Согласно уточнённому техническому заданию, танк должен был иметь массу в 13—14 тонн, вооружение из 76-мм пушки с боекомплектом в 40 выстрелов и бронирование толщиной до 10 мм. Двигатель В-6 должен был обеспечивать танку скорость в 40 км/ч на суше и 10 км/ч на плаву. Уже к концу 1950 года конструкторское бюро было обязано предоставить опытный образец танка на испытания.
Серийное производство машин планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе.
Общей компоновкой танка занимался М. С. Пассов. В работе принимал участие конструктор В. Таротько, который занимался задачами броневой защиты, прочности и жёсткости всех элементов бронекорпуса, а также герметичностью. Г. А. Осмоловский обеспечивал решение задач силовой установки: охлаждения, очистки воздуха, подводной работы двигателя и т. д., Ф. И. Бажан обеспечивал требуемые параметры и работоспособность водомётных движителей, А. С. Окунев возглавлял группу инженеров-судостроителей. По комплексу экспериментальных работ руководство осуществлял директор ВНИИ ТрМ П. К. Ворошилов.

Основными особенностями танка ПТ-76 явились хорошая плавучесть и высокая проходимость по заболоченной местности благодоря установке на машине нового водометного движителя; применение эжекционной системы охлаждения благоприятно сказалось на плавучести машины при неспокойной воде. Впервые на танке применен водометный движитель оригинальной разработки. Эженкционная система охлаждения была разработана в 1950 году конструкторами Г.А.Михайловым, Е.П.Дедовым и Б.М.Гинзбургом.
ПТ-76 (объект 740) – водоизмещающий сварной корпус коробчатого сечения с заостренной носовой частью, обеспечивающей минимальное сопротивление на плаву. Башня – сварная, конической формы. Гидрореактивный водометный движитель. Боевая масса: 14 т. Габариты: 7625х3180х2195 мм. Вооружение: 76-мм пушка Д-56Т с щелевым дульным тормозом реактивного типа (с 1957 г. – Д-56ТМ с двухкамерным активным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола) и спаренный пулемет СГМТ; боекомплект 40 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-6. Радиостанция 10-РТ-26Э (с 1957 г. – Р-113) и ТПУ-47 (с 1957 г. – Р-120).
Весной 1950 года были построены два опытных образца плавающего танка. В июне начались государственные испытания в Белорусском военном округе в районе Полоцка. На основании результатов этих испытаний комиссия сделала выводы, что оба плавающих танка проверку выдержали, в связи с чем рекомендовалось изготовить партию танков для проведения войсковых испытаний. Комиссия отметила, что по ряду показателей танк превосходил утверждённые тактико-технические характеристики. Было высказано пожелание об усилении бронирования. В 1951 году СТЗ должен был выпустить войсковую партию из десяти машин, ЧТЗ должен был сделать два танка с усиленным бронированием.
Летом 1951 года в Киевском военном округе проводились войсковые испытания плавающих танков производства СТЗ и ЧТЗ по программе, утверждённой заместителем министра обороны. Госкомиссия отметила, что машины испытания выдержали, и рекомендовала их к принятию на вооружение с усиленным вариантом бронирования.
В том же 1951 году в районе Севастополя провели морские испытания пяти плавающих танков, чтобы проверить возможности их применения в морских условиях в десантных операциях.
Параллельно с испытаниями на СТЗ осваивалось серийное производство плавающих танков. Главным конструктором назначили С. А. Фёдорова. В 1952 году началось серийное производство машин всё возрастающими темпами, а к 1954 году завод выпускал более чем 200 танков в год.
Постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1952 года «Объект 740» приняли на вооружение Советской армии под обозначением ПТ-76.

В процессе производства танк неоднократно модернизировался. В 1952 году были усилены опорные катки: на них появились радиальные выштамповки. С 1957 года орудие Д-56Т заменялось на Д-56ТМ с более простым двухкамерным дульным тормозом и эжекционной очисткой ствола. В 1956 году в боекомплект ввели кумулятивный выстрел, для чего была разработана новая боеукладка.
том же 1957 году ввели установку термоконденсационной дымовой аппаратуры ТДА, заменили радиостанцию с 10РТ на Р-113 и танковое переговорное устройство с ТПУ-47 на Р-120, ввели третью фару ФГ-10 на корпусе симметрично штатной фаре.
В конце 1950-х годов ПТ-76 был модернизирован в связи с требованиями действий в условиях применения ядерного оружия. Для этого машина оснащалась фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, оснащённое двухплоскостным стабилизатором «Заря». В результате появился ПТ-76Б («Объект 740Б»), принятый на вооружение в 1962 году. На этой машине установили два дополнительных наружных топливных бака ёмкостью по 95 литров. Работы выполнялись КБ серийного завода под руководством гл. конструктора И.В.Гавалова.

Танки, выпущенные после 1959-го, получили обозначение ПТ-76Б. Их изготовление продолжалось по 1969 год. За это время было построено 4127 ПТ-76 и ПТ-76Б (941 поставили за рубеж).
Был создан вариант танка ПТ-76Б с противотанковыми ракетами в качестве дополнительного вооружения. ПТУРС предназначались для поражения бронированных целей противника на дальности 2-3 км, на которых пушечное вооружение менее эффективно. В состав комплекса входят пусковая установка, аппаратура управления и 2 ПТУР. Для наведения ракет на цель использовался штатный оптический прицел танка. Ракеты «Малютка» управлялись в ручном режиме с передачей команд по проводам с помощью штатной аппаратуры от пехотного комплекса 9К11. Из-за низкой надежности ситемы управляемого вооружения при использовании с танков и слабой защищенности ракет при транспортировке дальнейшие работы не проводились.
На базе танка созданы бронетранспортер БТР-50ПК, командно-штабная машина БТР-50ПУ, пусковая установка тактических ракет «Луна» и др.
За время серийного производства, с 1951 по 1967 год, неоднократно модернизировался, всего было выпущено 3039 ПТ-76, а также ряд машин на его базе.

Выпускались следующие модификации танка ПТ-76, которые различают по типу орудия:
• ПТ-76 Модель 1 — с орудием Д-56Т. Бронебойность снаряда на 2000 м — 60 мм (броня под углом 60 градусов)
• ПТ-76 Модель 2 — с орудием Д-56ТМ. Модернизирован дульный тормоз на пушке.
• ПТ-76 Модель 3 — с орудием Д-56ТМ. Двухкамерный дульный тормоз на пушке.
• ПТ-76Б Модель 4 — с орудием Д-56ТС. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Танк производился с 1959 по 1963 год.
• ПТ-76М — экспериментальная машина на базе ПТ-76Б. Была сделана в единственном экземпляре, который провалил испытания из-за недостаточной мореходности.
• Боевой модуль АУ-220М — разработан в 2000-х годах ЦНИИ «Буревестник». Модуль состоит из 57-мм автоматической пушки БМ-57 на базе зенитки С-60) и спаренный с ней пулемёт ПКТ с модернизированной системой управления огнём. Разработчики АУ-220М уже предлагают устанавливать данную установку на плавающий танк ПТ-76 в качестве основного орудия при модернизации
Около 2000 ПТ-76 были поставлены на экспорт, в ряд стран, в некоторых из которых он послужил основой для выпуска собственных модернизированных версий.
Танк производился в Польше под наименованием PT-76. В поздней модификации добавлен ещё один 7,62-мм пулемёт и отдельные люки для командира и наводчика.
В середине 1970-х годов на базе ПТ-76 в Китае начато производство танков Тип 60 и Тип 63. Башня была заменена на полусферическую, и в ней было установлено 85-мм орудие китайского производства. Экипаж состоит из 4 человек.
В Индонезии в конце 1990-х годов ПТ-76 были модернизированы, на них установили новые двигатели, трансмиссии и 90-мм пушки «Коккериль». Эти машины обозначаются в западной печати как ПТ-2000.
На базе танка созданы бронетранспортер БТР-50П, пусковая установка тактических ракет «Марс», «Луна» и др.

За 20 лет на базе этих танков и бронетранспортёров создали целый ряд машин различного назначения (только в КБ ЛКЗ восемь образцов), в том числе «Пингвин», ТСМ, СПУ-Л, «Объект 210», «Объект 211», «Объект 280» и «Объект 76».
ПТ-76 широко использовались в ряде вооружённых конфликтов, в том числе во Вьетнамской войне, в конфликтах между Израилем с одной стороны и Сирией с Египтом с другой в 1967 и 1973 годах, индо-пакистанской войне 1971 года, югославской войне 1991—1995 гг., эпизодически — в ходе боевых действий в Чечне.
Запасные части танков ПТ-76 выпускаются Муроммашзаводом.
Опытным производством ВНИИ-100 был изготовлен образце машины с турбореактивным двигателем на базе шасси танка ПТ-76.
На заводе фирма «Нимда» в г.Тель-Авив осуществляется модернизация танков ПТ-76Б, захваченных в ходе арабо-израильских войн и военных конфликтов.
Технологическая документация по капитальному ремонту танков ПТ-76 и Т-54 и их модификаций, двигателей В-6 и В-54 была разработана ПТБ (ЦЭЗ №1 ГБТУ) включающая: — технические условия на ремонт; — технологические карты ремонта, в том числе материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для ремонта изделия, время, квалификация работни¬ков и т.п. (нормативно-временные регламенты).
После всестороннего анализа тенденций развития легких танков наиболее перспективным направлением создания современной машины такого класса в России была признана глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации и в ходе боевых действий легких плавающих танков ПТ-76Б. Разработана программа их модернизации, которая не только значительно увеличит ресурс машины, но и в несколько раз повысит ее боевую эффективность. Головным предприятием по реализации этой программы выступила компания «Специальное машиностроение и металлургия» (Москва).
Радикальное повышение огневой мощи модернизированного ПТ-76 достигнуто за счет установки новой башни с комплексом вооружения. В состав комплекса входит 57-мм автоматическая пушка (модификация зенитной пушки С-60). Доработка пушки и механизма ее заряжания проведена нижегородским КБ «Буревестник». При стрельбе бронебойно-трассирующим снарядом на дальности 1120 м пушка пробивает 100-мм броню.
Пушка оснащена автоматом заряжания и выброса стреляных гильз с приводом от откатных частей, что обеспечивает техническую скорострельность 120 выстрелов в минуту. Боекомплект размещается в автоматической боеукладке на 20 выстрелов с механизмом выбора типа боеприпаса в процессе стрельбы и в механизированной боеукладке на 72 выстрела.

Прицельно-наблюдательный комплекс СУО включает в себя комбинированный прицел «Лига-С» (разработка ОАО «Пеленг», Минск) с независимой стабилизированной в двух плоскостях линией визирования, имеющий оптический, инфракрасный и лазерный дальномерный каналы, а также дублер основного прицела — зенитный прицел 1П67.
Для увеличения подвижности на суше (на плаву в своем классе танки типа ПТ-76 до сих пор не имеют равных) предусматривается установка более мощного дизельного двигателя УТД-20 (300 л.с. вместо старого в 238 л.с.) и трансмиссии, использующейся на БМП-1, с соответствующими обеспечивающими системами. Это позволит поднять удельную мощность танка до 20 л.с./т.
Мероприятия по повышению подвижности танка позволили увеличить его максимальную скорость движения с 44 до 60 км/ч, а среднюю скорость движения по грунтовым дорогам — с 32 до 42 км/ч. Устанавливаются на машину и новые гусеничные ленты с лучшими сцепными свойствами и большим ресурсом эксплуатации.
Все внесенные изменения в конструкцию танка ПТ-76 позволили ему повысить свои боевые возможности в 2,7 раза и вывести машину на уровень лучших образцов в данном классе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние танкт ПТ-76 принят на вооружение в 1952 году, танк ПТ-76Б принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 10 декабря 1957 года №1372-633
Разработчик ВНИИ-100 и ОКБ СТЗ (ВгТЗ)
Изготовитель ВгТЗ (СТЗ)
Производство:
— ПТ-76 серия с 1951 года
— ПТ-76Б серия с 1959 года
Боевая масса, т 14,2
Сухой вес, т 12,5
Длина, мм
— с пушкой вперед 7634
— корпуса 6910
Ширина, мм 3146
Высота по крышу башни, мм 2190
Клиренс, мм 370
Ср. уд. давление на грунт, кг/см2 0,49
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град 38
— крен, град. 18
— ров, м 2,8
— стенка, м 1,1
— брод, м плавающий
Тип двигателя дизель В-6
Максимальная мощность, л.с. 240
Удельная мощность, л.с./т 16,9
Максимальная скорость, км/ч:
— на грунте 44
— на плаву 10,2
Запас хода, км 370
Бронирование, мм:
— лоб корпуса 13
— лоб башни 15
Средства постановки дымзавес ТДА
Противоатомная защита ПАЗ
Экипаж, чел. 3

ВООРУЖЕНИЕ:

— число х калибр, мм и тип
орудия 1х76 Д-56ТС (на ПТ-76 установлена пушка Д-56Т)
(боекомплект, шт.) (40)
— число х калибр, мм и тип
пулеметов 7,62 мм СГМТ
(боекомплект, шт.) (1000)
Прицел ТШК-2-66
Стабилизатор вооружения 2-х пл. СТП-2П «Заря»
Радиостанция Р-113 (на ПТ-76 установлена 10-РТ-26)
Навигационная аппаратура ГПК-48

ВТС «Бастион» 22.06.2020

Источники:
• Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г.,
• М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 2010. — № 7, 8
• М. Барятинский. Плавающий танк ПТ-76. — М.: Моделист-конструктор, 2004. — С. 66
• Александр Кощавцев. По воде аки по суху. https://warspot.ru
• Роман Скоморохов. Плавающий танк ПТ-76 снаружи и изнутри. https://topwar.ru
• Легкий танк ПТ-76. https://war-book.ru
• www.oaosmm.ru

ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (ПТ-76) НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2017»
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б С БОЕВЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ С 57-ММ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПУШКОЙ
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76Б (МУРОМТЕПЛОВОЗ)
ВОЛГОГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД (ТРАКТОРНАЯ КОМПАНИЯ ВГТЗ)
ЛЕГКИЕ ТАНКИ
АВТОБРОНЕТАНКОВАЯ ТЕХНИКА


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap