ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF FISHING VESSELS AFTER THE WAR


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРОМЫСЛОВЫХ СУДОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
DESIGN AND CONSTRUCTION
OF FISHING VESSELS AFTER THE WAR

При воссоздании промыслового флота страны в первые послевоенные годы основная задача состояла в восстановлении поврежденных и постройке новых рыбопромысловых судов, способных в максимально короткий срок обеспе¬чить прирост добычи рыбы и морепродуктов.
К постройке рыболовных судов и рефрижераторов привлекли сравнительно небольшие верфи Астрахани, Карело-Финской ССР, Прибалтики, Дальнего Востока. В частности, с их производства началась деятельность нового судостроительного завода 789 в Петрозаводске.
Началом работ по созданию такого флота можно считать постройку в 1947 г. на Мурманской судоверфи по собственному проекту среднего рыболовного траулера типа «Кораблестроитель» мощностью 400 л. с, имевшего следующие характеристики: длина 35,5 м; ширина 7,4 м; высота борта 3,85 м; осадка носом 3 м, кормой 3,3 м; водоизмещение 467 т; скорость 9,2 уз; экипаж 25 чел. Судно имело неограниченный район плавания и автономность 29сут.
Первое рыбопромысловое судно «Альбатрос» проекта 365 завода «Авангард» было построено и спущено на воду в 1947 году. Всего было построено 352 судна проекта 365 и 365 БИС. В 1954 года судоверфь приступила к строительству рыболовных сейнеров проекта 389 для лова рыбы в морях Дальнего Востока.
В 1954 г. завод 302 в Киеве приступил к крупносерийному строительству средних рыболовных траулеров типа «Горностай» по пр. 391. Этот проект был разработан заводским КБ предприятия, вскоре выделившимся в самостоятельную проектную организа¬цию — ЦКБ-302. В дальнейшем ЦКБ-302 специализировалось на проектировании среднетоннажных рыболовных судов. Траулер имел водоизмещение 430 т, наибольшую длину 39,15 м и мощность главного двигателя 300 л. с.
Первыми отечественными средним рыболовным траулером (СРТ) с рефрижераторными трюмами стали суда типа «Бологое», спроектированные КБ при заводе 302 в Киеве (пр. 395, главный конструктор А. Б. Байбаков) и строившиеся этим же заводом с 1957 г. В начале 1960-х гг. в Киеве был спроектирован и построен рыболовный морозильный траулер (СРТМ) типа «Маяк» (пр. 502, главный конструктор Г. П. Дубский). Полное водоизмещение судна 930 т, мощность главного двигателя 800 л. с, дальность плавания более 8000 миль.
СРТМ типа «Маяк» и его модификации строились на за¬воде 302 до 1990 г. по 15—18 единиц в год, а также на Ярославском (завод 345) и Волгоградском (завод 264) судостроительных заводах до 1973 г. включительно по пять—восемь единиц в год.
В 1964 г. построен и сдан заказчику головной малый рыболовный траулер типа «Карелия», предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралом по бортовой схеме в водах Балтийского и Северного морей (пр. судна 1282 разработан в ЦКБ-14, главный конструктор Ф. М. Крылов). Суда строились на судостроительном заводе 789. Траулер типа «Карелия» имел грузовой рефрижераторный трюм вместимостью около 100 м и доставлял рыбопродукцию в порт в малосоленом или охлажденном виде.
Завод “Авангард” в Петрозаводске началось строительство трауле¬ров-рефрижераторов, рыболовных судов не только добывающих, но и перерабатываю¬щих рыбу с 1964 года. Первым в этом ряду стал рыболовный рефрижераторный траулер проекта 1282 типа «Карелия». Проект получил диплом международной выставки «Инрыбпром 68». Построено 109 судов этого проекта.
К выдающимся достижениям этого периода следует отнести строительство больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) с кормовой схемой траления. Пр. 394 первого советского БМРТ типа «Маяковский» водоизмещением 3800 т разработан ЦКБ-14 (главный конструктор К. Г. Бородай) в 1956 г., и в том же году на судостроительном заводе 444 в Николаеве началось строи¬тельство этих судов.
Головное судно серии было сдано заказчику в марте 1958 г., второе — в мае 1958 г., третье — в июне, всего в 1958 г. сдано восемь траулеров. Общее количество строящихся в год судов было доведено до 20—21 единицы. С 1963 г. к постройке этих траулеров присоединился судостроительный завод в Клайпеде. В процессе постройки БМРТ типа «Маяковский» модернизировались, созда¬вались различные модификации, например рыбомучной траулер. Строительство судов этого типа велось вплоть до 1978 г. Все¬го со всеми модификациями было построено свыше 380 таких судов.
В конце 1950-х—начале 1960-х гг. в составе промыслового флота еще находилось много СРТ без рефрижераторных трюмов. Для обслуживания этих судов в 1959 г. была начата постройка двух серий рыбоморозильных судов — производственно-транспортных рефрижераторов типов «Севастополь» и «Таврия» (соответственно пр. 581 и 582).
Производственный рефрижератор типа «Севастополь» был спроектирован в первой половине 1950-х гг. в ЦКБ-32 (главный конструктор Н. Ф. Щукин) и строился в количестве шести единиц на заводе 189 в Ленинграде. Проект рефрижератора «Таврия» был разработан в ЦКБ-21 (главный конструктор Э. Г. Юсупов), суда строились на Николаевском судостроительном заводе 445.
В 1956 г. на заводе 189 началось серийное строи¬тельство приемотранспортных рефрижераторов типа «Актюбинск» (пр. 569, ЦКБ-32, главный конструктор С. М. Стеркин). В трюмах могло разместиться до 3500 т мороженой рыбной продукции.
Важнейшим этапом развития отечественного промыслового флота стало проектирование и строительст¬во крупнейших в мире китобаз «Советская Украина» и «Советская Россия» (пр. 392), заложивших основу отечественного строительст¬ва промысловых баз. Проектирование плавучей китобойной базы началось в 1954 г. в ЦКБ-32 (главный конструктор В. И. Могилевич). После разработки одобренного заказчиком эскизного проекта дальнейшее проектирование базы передали вновь созданному ЦКБ-14, которое и возглавил В.И.Могилевич. Китобазы строи¬лись на николаевском судостроительном заводе 444.
Первая была построена в 1959 г., вторая — в 1961 г. Пр. 393 китобойца «Мир¬ный» для них был разработан ЦКБ-53 (главный конструктор Ф. М. Крылов). Строились они на николаевском заводе 445 крупной серией (более 90 единиц). Китобойная база «Советская Украина» — крупнейшее в то время гражданское судно из построенных отечественной промышленностью.
Первая крупная рыбопромысловая база — консервный плавучий завод «Андрей Захаров» водоизмещением 15 300 т и мощностью главной силовой установки 4000 л. с. — построена в 1960 г. на заводе 194 в Ленинграде по пр. 398, разработанному ЦКБ-14 (главный конструктор Е. М. Туманов). Плавбаза «Андрей Захаров» пред¬ставляла собой трехпалубное одновинтовое судно неограниченного района плавания. Консервный завод судна обеспечивал переработку 66 т рыбного сырья в сутки. Было построено 14 судов типа «Андрей Захаров».
В 1960-х годах усилия судостроителей были направлены на усовершенствование практически всех типов судов промыслового флота. С 1962 г. на смену судам проекта 569 пришли строившиеся на заводе 445 транспортные рефрижераторы типа «Сибирь» (ЦКБ-32, затем ЦКБ-53, пр. 569А, главные конструкторы С. М. Стеркин, Е. А. Третников), спроектированные ЦКБ-53, в том же корпусе, но с кормовым расположением надстройки, что при тех же размерениях позволило несколько увеличить грузовмести¬мость судна.
В 1963 г. для Каспийского моря было построено морозильное судно типа «Зеленодольск» (пр. 1361, ЦКБ-21, главный конструктор Л. Р. Козырчук), предназначенное для лова кильки рыбонасосами на электросвет и изготовления из нее мороженой продукции. В 1964 г. на основе корпуса СРТМ «Маяк» на Хабаровском судостроительном заводе 876 началась постройка серии тунцеловных ярусников типа «Нереида» (пр. 502 А, ЦКБ-302, главный конструктор В. Ф. Безукладов).
Для приема и транспортировки живой рыбы в 1966 г. на судо¬ремонтном заводе им. 40-й годовщины Октября (г. Бор Горьковской области) было построено первое живорыбное судно типа «Аквариум». Проект судна был разработан каспийским отделением ин¬ститута Гипрорыбфлот. Грузоподъемность судна по живой рыбе со¬ставляла 30 т.
Большими се¬риями строились средние рыболовные траулеры типа СРТ-300 (проект 391А) водоизмещением 460 т и мощностью 300 л. с. (ЦКБ-302, главный конструктор Г. П. Дубский, строитель — завод 302), рыболовные сейнеры типа РС-300 (проект 388) водоизмещением 260 т и мощностью 300 л. с. (ЦКБ-302, строитель — Петрозаводский судостроительный завод), средние рыболовные сейнеры для Черного моря типа СЧС-150 (проект 572) водоизмещением 115 т и мощностью 150 л. с. (Гипрорыбфлот, стро¬итель — Азовская судоверфь), рыболовные сейнеры типа PC-150 (проект 697ДБ) для Каспийского моря водоизмещением 136 т и мощностью 150 л. с. (Гипрорыбфлот, строитель — судоверфь им. С. М. Кирова, Астрахань), а также рыболовные рефрижераторные боты типа РБ-150 (проект 718) водоизмещением 146 т и мощностью 150 л. с. (Гипрорыбфлот, строитель — Керченская судоверфь).
Среди малых приемотранспортных судов следует выделить су¬да типа ПТС-150, строившиеся по проекту Гипрорыбфлота на су¬доверфи им. С. М. Кирова в Астрахани в 1955—1962 гг. двумя сериями. Они предназначались для приема улова в море от добываю¬щих судов и транспортировки его в охлажденном виде со льдом.
В 1967 г. на Астраханской судоверфи им. С. М. Кирова и на ря¬де других судостроительных заводов началось строительство серии рыболовных сейнеров типа «Маневренный» (пр. 388М, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор Я. И. Вольфсон). Сейнер «Маневренный» представлял собой небольшое дизельное одновинтовое однопалубное судно с двухъярусной рубкой, расположенной в корму от миделя. Автономность плавания по запасам составляла 10 сут., дальность плавания при ходе на максимальной скорости 2300 миль. Дедвейт судна изменяется в пределах 50—80 т. Всего на Астраханском, Николаевском-на-Амуре и Сретенском судостроительных заводах было построено более 250 сейнеров этого типа.
С 1967—1969 гг. отечественная судостроительная промышлен¬ность перешла на постройку усовершенствованных средних трауле¬ров типов «Ольга» (пр. 502М, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор Г. П. Дубский), «Железняков» (пр. 502Э, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор Б. М. Сычев) и «Саргасса» (пр. 502Р). Первый средний морозильный траулер (СРТМ) с кормовым тралением «Железняков» был построен в 1967 г. Серийные СРТМ, первым из которых стал траулер «Железный поток», начали строиться уже в 1968 г. Суда строились на заводе «Ленинская кузница» по 15—18 единиц в год. Всего построено более 300 таких судов.
Дальнейшим шагом в развитии среднетоннажных добывающих судов стало создание рефрижераторного сейнера-траулера ти¬па «Альпинист» (пр. 503, ЦКБ «Ленинская кузница», главный кон¬структор Г. П. Дубский).
Сейнеры-траулеры по пр. 503 и его модификациям строились на заводах «Ленинская кузница» (Киев), Ярославском и Волгоградском в течение почти 20 лет с ежегодной сдачей от 12 до 20 судов. Всего было построено около 300 судов .
В восьмой пятилетке были значительно улучшены техниче¬ские и эксплуатационные характеристики БМРТ, строившихся по пр. 394. В конце 1960-х гг. их строительство осуществлялось по полностью модернизированным пр. 394А и 394АМ (ЦКБ «Морпромсуд», главные конструкторы К.Г. Бородай и А. М. Васильев), предусматривавшим замену всего основного оборудования (за исключением главного двигателя). Суда типа «Пионер Латвии» строили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве с 1969 г., суда типа «Кронштадт» — там же с 1971 г. Всего было построено око¬ло 150 судов по пр. 394А и 394АМ.
С 1968 г. на заводе «Балтия» в Клайпеде строились траулеры-заводы типа «Лучегорск» по пр. 394РМ, основное отличие которых от БМРТ типа «Пионер Латвии» заключалось в увеличенной в два раза производительности рыбомучной установки. Всего до 1975 г. было построено около 25 таких судов.
Завод «Океан» с 1969 г. приступил к крупносерийной постройке первых отечественных крупнотоннажных траулеров типа «Алтай» (пр. 1376, ЦКБ «Черноморсудопроект», главный конструктор Л. Р. Козырчук), предназначенных для автономной работы в удаленных районах промысла.
В конце 1960-х годов ЦКБ “Восток” разработало проект 400 принципиально новой рыбопромысловой базы, предназначенной для освоения наиболее удаленных районов промысла. Главным конструктором этого уникального судна водоизмещением 43400 т был Ю.В.Ульяшков. На борт базы принималась целая флотилия (14 ед.) малых рыбодобывающих судов-ловцов проекта 1371 со стеклопластиковыми корпусами (главный конструктор Д.В.Вологдин, ЦКБ-5). Плавбаза “Восток” была построена Ленинградским Адмиралтейским Объединением (ЛАО) в 1971 г. Судаловцы для нее строились на заводе “Пелла” (вблизи Ленинграда).
В начале 1970-х годов в ЦКБ “Восток” была завершена разработка проекта 413 рыбоперерабатывающей базы (главный конструктор А.П.Сытов, его заместитель Г.Ф.Адреев). Головная база “Пятидесятилетие СССР” была построена на ЛАО в 1972 г., за ней последовали до 1979г. еще три.
Кроме сейнеров по пр. 388М на Астраханской судоверфи им. С. М. Кирова строятся малые рыболовные траулеры типа «Смена» (пр. 390А) длиной 20,9 м и мощностью 150 л. с, «Сокол» (пр. 697Бкр) длиной 27,1 м и мощностью 150 л. с.
На Советском заводе промыслового судостроения Минрыбхоза в Таллине строятся малые траулеры типа «Сельга» (пр. 728А, Таллинский филиал ЦПТКБ ВРПО «Запрыба») длиной 23,6 и и мощ¬ностью 300 л. с. и траловые боты (пр. 716Бу, Таллинский филиал ЦПТКБ ВРПО «Запрыба») длиной 17,6 м и мощностью 150 л. с. С 1971 г. на Сосновском судостроительном заводе строится большая серия малых рефрижераторных траулеров типа «Балтика» (пр. 1328, ЦКБ «Нептун», главный конструктор И. Е. Гущин) длиной 25,5 м и мощностью главного двигателя 300 л. с. Эти траулеры строились с некоторой модернизацией проекта свыше 20 лет. Было построено более 250 судов.
В 1968 г. Калининградским ЦКБ Минрыбхоза при участии Калининградского технического института рыбной промышленности и экспериментального конструкторского бюро АтлантНИРО был создан первый в мире среднетоннажный двухкорпусный траулер-сейнер «Эксперимент». Судно строилось на Светловском судоремонтном заводе Минрыбхоза. В 1974 г. Светловским судоремонтным заводом Минрыбхоза был построен второй морской катамаран неограниченного плавания — двухкорпусный морозильный траулер-сейнер «Эксперимент-2».
В 1974 г. николаевский су¬достроительный завод им. 61 Коммунара закончил постройку го¬ловного рефрижератора «50 лет СССР» (пр. 1347, ЦКБ «Черноморсудопроект», главный конструктор Ф. В. Сибирь). Всего построили 18 судов по пр. 1347.
В 1972 г. на Хабаровском судостроительном заводе им С. М. Кирова был закончен постройкой малый транспортный рефрижератор типа «Радужный» дедвейтом 470 т (пр. 1350, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор В. А. Середа).Всего было построено около 75 судов. В 1976 г. постройку более крупных транспортных рефрижераторов типа «Татарстан» по пр. 1351 дедвейтом 1885 т (Зеленодольское ПКБ) начал судостроительный завод в Зеленодольске.
Креветочно-морозильные траулеры типа «Омар» (пр. 1336, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор А. И. Кучук) строились с 1975 г. до середины 1980- х гг. на Сосновском судостроитель¬ном заводе в количестве 8 единиц.
Судно типа «Днепр» (пр. 1375, ЦКБ «Балтсудопроект», главный конструктор Э. Г. Юсупов) представляет собой плавучий жиромучной завод. Суда этого типа строились небольшой серией с 1969 по 1971 г. на Гороховецком судостроительном заводе.
В 1973 г. судостроительным заводом «Балтия» в Клайпеде был построен траулер «Баренцево море» (пр. 1332, ЦКБ «Восток», главный конст¬руктор Р. А. Еникеев).
В 1974 г. в Николаеве началась постройки серии новых траулеров-рыбозаводов типа “Пулковский меридиан” (мощность 6000 л. с.) по проекту 1288, разработанному ЦКБ “Восток” под руководством главного конструктора В.А.Заварина (заместитель В.Н.Максимов, В.В.Арсеньев, О.А.Дубовской). С 1974 по 1990 гг. их было построено более 100 единиц, включая модификации в виде геофизических специальных судов. Строились эти траулеры в Николаеве и после 1991 г.
Большие автономные траулеры типа «Горизонт» (пр. 1386, ЦКБ «Черноморсудопроект», главный конструктор В. И. Лобанов) строились с 1974 г. также в Николаеве, но на заводе «Океан». Суда строились в течение 10 лет в количестве 18 еди¬ниц. Траулер типа „Горизонт» обладали повышенной мощностью энергетической установки и вместимостью грузовых трюмов, глубоким замораживанием улова и хранением его при пониженных до -25°С температурах, обеспечивающих длитель¬ное сохранение высокого качества рыбной продукции, производимой на судне.
В 1976 г. на Благовещенском судостроительном заводе им. Октябрьской революции начали строительство малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (пр. 1338, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор А. А. Криворотько), предназначенных для промысла в прибрежных районах Камчатки и Приморья. Для обеспечения специфических условий прибрежного рыболовства в разных районах промысла суда строились в двух модификациях (пр. 1338П и 1338К). Суда строились большой серией, превышающей 230 единиц.
С 1977 г. на Азовской судоверфи началось строительство средних черноморских сейнеров типа «Керчанин» (пр. 1330, ЦКБ «Ле¬нинская кузница»).
В 1978 г. на судостроительном заводе «Авангард» в Петрозаводске осваивается строительство малых рефрижераторных траулеров типа «Гируляй» (пр. 1296, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор Б. М. Сычев). Суда строились до 1985 г. в количестве при¬мерно 20 единиц, завод перешел на постройку малых креветколовных морозильных траулеров типа «Лаукува» (пр. 12961, ЦКБ «Ле¬нинская кузница», главный конструктор Б. М. Сычев).
Для замены устаревших траулеров типа «Бологое» и других аналогичных судов в 1979 г. на Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе начинается серийная постройка средних рефрижераторных сейнеров-траулеров типа «Надежный» (пр. 420, ЦКБ «Ле¬нинская кузница», главный конструктор В. А. Середа). Строительство судов продолжалось свыше 10 лет. До 1990 г. было построено около 80 таких судов.
В 1980 г. на Рыбинской судоверфи заканчивается постройкой головной малый тунцелов-ярусник «Тунцелов-1». Суда этой серии строились (пр. 13321, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор В. П. Тахистов) в количестве около 10 единиц.
Одновременно на судостроительном заводе «Ленинская кузни¬ца» в Киеве было начато строительство небольшой серии средне-тоннажных тунцеловных сейнеров типа «Тибия» (пр. 1348, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор В. А. Середа).
В 1982 г. на судостроительном заводе «Балтия» в Клайпеде сдается головное рыбодобывающе-обрабатывающее судно «Моряна» (пр. 12911, ЦКБ «Восток», главный конструктор Р. А. Еникеев), предназначенное для лова каспийской кильки на электросвет с помощью электронасосов. Суда строились до 1990 г. Всего было построено более 35 таких судов, включая рыбомучную модификацию (пр. 12911МБ).
В 1984 г. завод «Океан» закончил постройку головного консервного крилево-рыбного траулера «Антарктида», не имеющего анало¬гов в мировом промысловом судостроении (пр. 16080, ЦКБ «Восток», главный конструктор А. М. Васильев). До 1987 гг. в Николаеве было построено 7 не имеющих аналогов в мировом судостроении крилиево-рыбных траулера типа “Антарктида”.
В 1986-1990 гг. рыбопромысловый флот получил современные суда с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Продолжалась серийная по¬стройка больших рыболовных морозильных траулеров типа „Горизонт» (мощность 7000 л. с.) и „Пулковский меридиан» (мощность 6000 л. с.), а также больших рыболовных морозильных тра¬улеров типа „Баренцево море», средних рыболовных траулеров типов „Румб» и „Ольга», малых типов „Карелия» и „Балтика», среднего морозильного траулера-сейнера типа «Василий Яковенко» (по модернизированному пр. 502ЭМ в развитие судов типа «Железный поток»), малого рефрижераторного траулера типа «Балтика», малого рефрижераторного сейнера типа «Нельма», среднего черноморского сейнера типа «Керчанин», рыболовных сейнеров и приемо-транспортных судов.
Тогда же было начато крупносерийное строительство среднетоннажных современных рефрижераторных сейнеров-траулеров типа „Альпинист» мощностью 1320 л. с. Эти суда могут использовать для лова рыбы как тралы, так и большие кошельковые неводы.
В 1986 г. на судостроительном за¬воде им. С. М. Кирова в Хабаровске закончено строительство головного судна небольшой серии кальмароловных судов типа «Голицино» (пр. 05026, ЦКБ «Ленинская кузница», главный конструктор В. А. Середа). На основе разработанного ЦКБ Ленинская кузница пр. 13020 универсального добывающего судна (главный конструктор Б. М. Сычев) в 1988 г. на Сретенском судостроительном заводе бы¬ло построено головное судно «Приморье». В 1989 и 1990 гг. было сдано еще пять таких судов.
Пр. 13490 малой рыбообрабатывающей базы разработало в 1984 г. ЦКБ «Восток» под руководством главного конструктора Р. А. Еникеева. Строительство головной базы «Камчатский шельф» было закончено в 1989 г. на заводе «Океан». В 1990 г. построили второе суд¬но этой серии. Для эффективной эксплуатации в прибрежных водах и внутренних морях в девя¬той пятилетке были спроектированы сейнеры-траулеры типа „Ставрида» мощностью 225 л. с. и типа „Нельма» мощностью 150 л. с, а также малые траулеры (МРТ) типов „Паланга» мощ¬ностью 580 л. с. и „Балтика» мощностью 300 л. с. Послед¬ние четыре типа судов пред¬назначались в основном для рыболовецких колхозов.
Пр. 13476 разработало ЦКБ «Черноморсудопроект» (главный конструктор Н. Т. Кныш). Новый транспортный рефрижератор, названный «Бухта Русская», был построен в 1985 г. на судостроительном заводе им. 61 Коммунара. До 1990 г. построили 8 таких судов.
На Адмиралтейском заводе ведется постройка серии рыбоконсервных плавучих заводов типа “Андрей Захаров” (всего 14 ед.).
С 1985 года завод “Авангард” в Петрозаводске ведет строительство среднетоннажных рыбопромыслово-креветочных рефрижераторных траулеров проекта 12961 типа «Laukuva». Более 40 судов этой серии отлично зарекомендовали себя при работе на Западном и Дальневосточном бассейнах. Проекту присужден диплом международной выставки «Инрыбпром 85».
Траулер представляет собой стальной морской двухпалубный одновинтовой теплоход с носовым расположением рубки и кормовым слипом. Судно имеет избыточный надводный борт, кормовое расположение машинного отделения, жилые помещения в рубке и носовой части корпуса, наклонный форштевень и транцевую со слипом кормовую оконечность, одновальную силовую установку с винтом фиксированного шага и поворотной насадкой.
ОАО «Судостроительный завод «Авангард» продолжил строительство малых рыболовно-креветочных морозильно-рефрижераторных траулеров типа «Лаукува» (проект 12961). Это судно предназначено для промысла рыбы по кормовой схеме и креветок в прибрежных тропических водах Мирового океана с помощью донного близнецового и разноглубинного трала. Лов креветки осуществляется по двубортной схеме. Предусмотрен выпуск охлажденной и мороженой рыбной продукции и сыромороженной креветки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Наибольшая длина — 35,7 м.
Ширина — 8,8 м.
Высота борта — 4,0/6,3 м.
Осадка-3,65 м.
Водоизмещение наибольшее — 625 т.
Водоизмещение порожнем — 410 т.
Автономность плавания — 30 суток.
Скорость хода — 12 узлов.

Кроме этого, ОАО «Судостроительный завод «Авангард» продолжает постройку морского промыслового бота БП-72 типа «Прибужье» (проект 70150) и малого рыболовного бота типа «Кола» (проект 13771).
ОАО «ЦКБ «Лазурит» в основном занято разработкой уникальных подводных средств для нужд ВМФ, но в то же время имеет опыт проектирования, участия в строительстве и сдаче надводных судов гражданского назначения, в том числе рыбопромысловых судов:
— в период 1993-95гг. был разработан проект малого рыбопромыслового судна МУРС (пр. 91043) водоизмещением 580 т 1 ограниченного района плавания;
— в 1997 году был разработан проект среднего рыболовного траулера (СРТ) с передовой технологией траления по схеме дубль-трал (пр.91014) водоизмещением 1400 т неограниченного района плавания;
— в 1999-2000гг. по заказу ООО ПО «ЛУММ» был разработан проект малого универсального рыболовного траулера МРТК водоизмещением 61 т, по которому в 2001 году на ОАО «Чкаловская судостроительная верфь» было построено головное судно.
Одна из крупнейших верфей Каспийского бассейна ОАО «Астраханская судостроительная верфь» специализируется на строительстве рыболовных судов проекта 01340РС и 70770РС, транспортных рефрижераторов ПТР-50 и ПТР-75,малых рыболовных судов прибрежного промысла проекта 21280, рыболовных ботов проекта 11005/М, БМП и БМП-100.
Астраханская судостроительная верфь за годы своего развития построила для рыбной отрасли многочисленные серии морских и речных рыбодобывающих, транспортных и вспомогательных судов, таких как рыболовные сейнеры РС-300, приемно-транспортные судна ПТС-225, рыболовные и приемно-транспортные рефрижераторы проектов 01340РС и 01340, рыболовно-зверобойные суда типа «Тюлень», икорные плавзаводы и др.
ОАО «Астраханская судостроительная верфь» заканчило строительство рыболовных судов проекта 01340РС и 70770РС, транспортных рефрижераторов грузоподъемностью 50 и 75 тонн, а также рыболовных ботов проекта 11005/М и переходит на строительство малого рыболовного судна прибрежного промысла проекта 21280.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ:

Характеристики

номера проектов

01340РС

01340

70770

70770РС

21280

Длина, м

31,85

31,85

35,35

35,35

26,7

Ширина, м

6,9

6,9

6,9

6,9

7,0

Высота борта, м

3,15

3,15

3,23

3,23

3,15

Осадка в грузу, м

2,1

2,1

2,24

2,24

2,35

Объем трюмов, м3

100

100

150

150

80

Грузоподъемность, т

50

50

75

75

56

Мощность ГД, кВт

232

232

232

232

Дизель «DEUTZ» TBD61I6V12 мощностью 530 кВт

Скорость хода, узл.

>10,2

>10,2

>10,2

>10,2

10

Автономность, сутки

7

7

15

12/18

10

Температура в трюмах, гр.С

0 -18

+15 -18

+ 15 -22

+0 — -22

Экипаж, чел.

10

10

10

12

6+2

Грузоподъем­ность грузового устройства, т

0,7/0,9

1,0

1

1

Дизель-генератор Район плавания

2х30кВТ 1-ограничен

2×30кВт 1-огранйчен.

2×50кВт 1-граничен.

2×50 или

2х75кВТ

1-ограничен

1 х50

валогенератор 50 кВт 1-ограниченный

До последнего времени ОАО «Судоверфь» г. Рыбинск строили малые сейнеры-траулеры типа «Керчь». Они предназначены для лова рыбы кошельковым неводом, конусной сетью на электросвет и тралом.
Судно спроектировано для промысловой работы на судне установлены: тралово-сейнерная лебедка ЛЭК-3; подвесная неводовыборочная машина «Сайра»; шпиль ШГ-500.
Судно оборудовано современными средствами навигации, связи и рыбопоисковой техники. Экипаж размещается в одноместных и четырехме¬стных каютах. Предусмотрены: камбуз, столовая, туалет, умывальная, душевая.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина наибольшая, м…………………….26,5
Ширина наибольшая, м……………………6,5
Высота борта на миделе, м………………..3,05
Осадка по грузовую марку, м………………2,35
Водоизмещение по грузовую марку, т…………187
Мощность двигателя, кВт………………….220
Скорость в грузу, узл……………………..9,5
Автономность плавания по топливу, сут………..12

Малый морозильно-рыболовный траулер проекта 13307 предлагается пермским судостроительным заводом «Кама». Он предназначен для тралового лова рыбы и креветки в морских условиях 1 ограниченного района в 200-мильной зоне от мест убежища, в экваториальных районах мирового океана, заморозки улова с сохранением его в морозильном трюме и транспортировки в порт.
На судне предусмотрено 11 спальных мест в одноместных, двухместных, трехместных каютах. Вместимость цистерн пресной воды-15 м3 Суммарный расход топлива, потребляемого энергетической установкой на полном ходу в режиме 100% загрузки главного двигателя 2,0 т. в сутки. Вместимость цистерн дизельного топлива 61,0 м3. Движетель судна ВРШ в поворотной кольцевой насадке со стабилизатором.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

пр. 13307М пр. 13307
Длина наибольшая, м 31,86 26,86
Ширина расчетная,м 7,60 7,6
Высота борта, м 4,14 4,14
Осадка по грузовую марку, м 3,05 3,15
Вместимость грузового трюма, куб.м 250 250
Скорость хода, уз. 10,6 10,6
Главный двигатель Caterpillar 3412 DITA
Мощность, квт (л.с.) 448 (600)
Экипаж, чел 9+2 запасных

Проект 50010 рыбопромыслового траулера разработан ЦКБ «Шхуна», г. Киев. Сейчас проект находится в собственности у ФГУП «МП «Звездочка» – завода – строителя этих судов, которым построено два морозильных траулера АИ-0400 «Ягры» и АИ-0401 «Архангельск». Судно этого класса предназначено для промысла донным и пелагическим тралами, переработки рыбы на мороженую продукцию в широком ассортименте: филе; разделанная рыба; измельченные отходы от разделки рыб.
Эффективность промысла обеспечивается за счет: экономичных энергетической и холодильной установок; снижения трудоемкости промысловых операций с применением закрытой от непогоды промысловой палубы длиной от носа до кормы; возможности глубокой переработки рыбного сырья с выпуском продукции широкого ассортимента, отвечающей требованиям мирового рынка.

ХАРАКТЕРСТИКИ
Длина наибольшая, м 38,5
Длина между перпендикулярами, м 34,8
Ширина, м 10,2
Высота борта, м 6,7/4,3
Осадка, м 4,23
Водоизмещение наибольшее, т 950
Автономность плавания по запасам 55 суток
Среднесуточный расход топлива, т 3,15
Экипаж 20 человек

В настоящее время Зеленодольским ПКБ подготовлен проект малого рыбопромыслового траулера, который предназначен для промысла массовых видов рыб тралами, донных видов рыб ярусом, хранение продукции в танках с охлажденной морской водой или малых изотермических контейнерах во льду.
Судно одновальное с ВФШ в поворотной насадке, с кормовым расположением машинного отделения и средним расположением рыбного трюма. Температурный режим хранения улова в танках с морской водой от 0°С до-1°С или в контейнерах со льдом.
Промысловое оборудование состоит из трала, промысловой двухбарабанной лебедки (2шт.) и барабана сетного (1 шт.), а при ярусном лове применяется линия фирмы «Кифако». Предусматриваются современные автоматизированные системы управления техническими средствами, средства связи и рыбопоисковая аппаратура.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение, т…………………………………………………….. ок.310
Дедвейт, т……………………………………………………………… ок. 120
Вместимость грузовых трюмов, м……………………………………ок.180
Длина, ширина, осадка в грузу, м…………………………..27,8 х 7.6 х 3,2
Мощность главного двигателя, кВт…………………………………….. 500
Скорость полного хода, уз……………………………………………………11
Мощность электростанции, кВт……………………………………………120
Дальность плавания, миль……………………………………………ок.3500
Автономность, сутки………………………………………………………….20
Экипаж, чел……………………………………………………………………..6

ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» предлагает для постройки средний рыболовный морозильный траулер-ярусник проекта 13720. Судно предназначено для ловли рыбы донным и пелагическим тралами, донным ярусом, производства мороженой рыбной продукции из неразделанной и разделанной рыбы, передачи продукции в море на транспортные рефрижераторы или доставки в порт.
В Советском Союзе много промысловых судов строилось за границей, уже в российские времена эта тенденция сохранилась.
В начале 1990-х годов прошлого века в Норвегии была построена серия из 18 высокопроизводительных судов типа СРТМ «Невельск» («Стеркодер» пр. P-9104). Часть этих судов в настоящее время успешно работает в составе российского рыбопромыслового флота.
В Польше промысловое судостроение было развито и существовало в основном за счет заказов Советского Союза. Во второй половине прошлого века на польских судоверфях были построены серии больших и малых рыбопромысловых судов, такие, как БМРТ типа «Иван Бочков» (пр. В-408); БМРТ типа «Лесков» (пр. В-26/III); БСТ типа «Родина» (пр. В-406); ЗРС типа «Зверобой» (пр. В-422); МКТМ типа «Леда» (пр. В-275). Кроме того, на верфях Польши построены плавбазы: типа «Конституция СССР» (пр. В-670/III); типа «Профессор Баранов» (пр. В-69); а также УПС типа «Дружба» (пр. В-810/4). Многие из этих судов до настоящего времени эксплуатируются в составе российского рыбопромыслового флота.
Сегодня польское промысловое судостроение ориентируется в основном на строительство рыболовных судов для стран ЕС (Великобритании, Голландии, Норвегии, Ирландии и др.).
С развалом СССР и прекращением заказа судов объемы промыслового судостроения в Германии серьезно сократились. В 90-х годах прошлого века на германских верфях для нужд российских заказчиков еще было реализовано несколько судостроительных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
— переоборудование с удлинением корпуса нескольких СРТР пр. 1332 типа «Баренцево море» по заказу АО «Архангельский ТФ»;
— постройка 15 ед. СРТМ типа «Мыс Корсакова» (пр. FVS419);
— постройка 4 ед. СРТМ типа «Иван Шаньков» (пр. 2198);
— постройка 12 ед. СЯМ типа «Антиас».
Однако за последнее десятилетие в Германии построено только 2 больших рыболовных судна для своих заказчиков.
В начале 1990-х годов прошлого века в Испании была построена серия из 15 современных высокопроизводительных БМРТ типа «Сотрудничество» (пр. D 1305). Часть этих судов некоторое время эффективно работала в составе российского рыбопромыслового флота.
В 1995 году здесь по норвежскому проекту также был построен СРТМ «Севрыба-1» с окончательной комплектацией в Норвегии, эксплуатирующийся в настоящее время на Северном бассейне.
В начале 2000-х годов испанские верфи производили значительный объем продукции промыслового судостроения. Однако затем поток заказов снизился, и в 2010 и 2012 гг. не было сдано ни одного рыболовного судна.
Промысловое судостроение в Украине также существовало в основном за счет заказов судов для рыбопромыслового флота СССР. На украинских судоверфях были построены серии крупных, больших и средних рыбопромысловых судов, таких, как РТМС типа «Горизонт» (пр. 1386); РКТС типа «Антарктида» (пр. 16080); БМРТ типа «Пулковский Меридиан» (пр. 1288); БМРТ типа «Маяковский», «Пионер Латвии», «Кронштадт», «Лучегорск» (пр. 394; 394А; 394АМ; 394РМ); СРТМ типа «Железный поток», «Василий Яковенко» (пр. 502Э; 502ЭМ); ССТ типа «Тибия» (пр. 1348); плавбаза «Камчатский шельф» (пр. 13490); ПР типа «Таврия» (пр. 582), а также ряд крупных транспортных рефрижераторов. Многие из этих судов до настоящего времени эксплуатируются в составе российского рыбопромыслового флота.
С распадом СССР судостроение Украины попало в длительную полосу спада. В настоящее время, по оценкам специалистов, производственные мощности судостроительных предприятий загружены на 10 – 25 %%. Многие предприятия находятся в стадии банкротства. Промысловое же судостроение практически прекратилось. По имеющейся информации, за последние 10 лет украинскими верфями было поставлено только 5 рыбопромысловых судов: 2 крупных и 3 средних.
В начале 2000-х годов союзом рыболовецких колхозов России был проведен анализ состояния промыслового флота и разработана концепция его возобновления и дальнейшего развития. В соответствие с разработанной концепцией её создателями было составлено техническое задание на разработку проекта малого рыболовного судна нового поколения.
К постройке предполагалась серия из 20 судов. Разработку технического проекта было предложено вести ОАО «ЦКБ «Лазурит».

В 2001 году по техническому заданию Росрыбколхозсоюза был создан проект малого универсального рыболовного траулера прибрежно- морского промысла под класс Регистра КМ *ЛУ 11 (рыболовное) – проект 21280, согласованный всеми заинтересованными организациями, в том числе и Гипрорыбфлотом и Госкомрыболовством. В то время в Госкомрыболовстве готовилось распоряжение Правительства РФ о наделении судов постройки 2005–2006 гг. квотами на промысел. Но в постановлении Правительства РФ №704 от 20.11.2003 г. выделение квот так и не было предусмотрено.
В результате количество судов в серии существенно сократилось. На Астраханской судоверфи из 20 судов построены два головных МРС проекта 21280: «Звезда рыбака» и «Звезда удачи» по цене 2,0 млн. долл. США с учетом 20% НДС. Из них 30% финансировал колхоз «Ударник», 70% – Росагролизинг.
В июне 2004 г. суда ввели в эксплуатацию, прибыли они в Мурманск, но квоты для судов рыболовецкому колхозу «Ударник» не выделили. В результате суда были переданы в эксплуатацию другому предприятию.
Судно проекта 21280 – малый рыбопромысловый траулер нового поколения, создано с учетом последних достижений зарубежного и отечественного опыта, оснащено современным рыбопромысловым оборудованием, позволяющим вести промысел рыбы донным и разноглубинным тралами, снюрреводом, добычу краба малыми коническими ловушками с сохранением улова в охлаждаемом холодильной навигационным и рыбопоисковым вооружением. Форма корпуса судна выбрана на базе специально проведенных модельных испытаний во ФГУП «ЦНИИ им. А.Н.Крылова».
Судно обладает хорошими ходовыми, маневренными и мореходными качествами, которые подтверждены при проведении приемо-сдаточных испытаний на Каспийском море.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
• Длина габаритная, м 26,7
• Ширина габаритная, м 7,0
• Высота борта, м 3,25
• Осадка с грузом, м 2,45
• Водоизмещение с грузом, т 239
• Дедвейт, т 49,0
• Скорость хода, узлов 11,5
• Экипаж, чел. 6

В процессе проектирования траулера разработано несколько вариантов комплектации судна применительно к различным районам его использования. В частности, это относится к Камчатскому региону (мелкосидящий вариант), для Белого и Баренцева морей. Поскольку для каждого района характерны свои виды рыбной продукции, свои орудия лова, для них подобрано специфическое оборудование и оснащение, а также конкретные условия их использования.
Используя опыт проектирования, строительства, сдачи и эксплуатации судна пр.21280 ОАО «ЦКБ «Лазурит» в дальнейшем при проектировании малого рыболовного судна пр.21640 по заказу фирмы «Атлантрыбфлот» был реализован ряд конструктивных улучшений. Так, вместо литого киля в этом проекте оптимизирована растяжка обшивки корпуса и выбор ее толщин, изменена конструкция балластного литого киля на коробчатую сварную с заполнением стандартными балластинами, что значительно повышает остойчивость судна и снижает трудоемкость постройки. Повышение остойчивости суда позволило вместо грузовых стрел применить кран-манипулятор.
Дальнейшие инициативные проработки позволили отказаться от винта регулируемого шага и перейти на винт фиксированного шага с реверс-редуктором и управляемой муфтой проскальзывания. Конфигурация и конструкция рулевой рубки разработана с учетом упрощения промысловых схем и сокращения состава промыслового оборудования, что обеспечило снижение ее массы. Указанные проработки доказали возможность устранения ряда незначительных недостатков судна пр.21280, выявленных в процессе его эксплуатации.
Прослеживается общая (с некоторыми вариациями) тенденция к сокращению численности флота. С 1995 по 2012 гг. количество добывающих судов сократилось на 28%. Однако, по оценкам института ОАО «Гипрорыбфлот», имеющиеся промысловые мощности флота пока еще продолжают оставаться избыточными по отношению к заданным «Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» (далее Стратегия) на текущий период объемам вылова.
Пополнение осуществлялось в основном (около 88%) бывшими в эксплуатации судами иностранной постройки. Доля судов новостроя составила около 12%, а судов новостроя, построенных в России, – около 10%. Причем из 52 судов, построенных в России, 50 единиц являются малыми и маломерными, и только 2 судна – среднетоннажные, построенные в 2002-2003 гг.
За рубежом новые суда заказывались в незначительном количестве – за 10 лет всего 11 судов, одно из которых – крупное, 6 – средних и 4 малых.
Основная часть флота (71,1%) сосредоточена на Дальневосточном бассейне. Доля численности флота остальных бассейнов составляет: Северного – 15,8%, Западного – 8,3%, Азово-Черноморского – 2,9%, Каспийского – 1,9%.
Доля судов, имеющих возраст, превышающий нормативный срок службы, неуклонно возрастает и к 2012 году достигла 89%, в то время как в 1995 г. она составляла 42%.
Наиболее старый флот эксплуатируется на Западном (97,6% судов СНС) и Каспийском (97,4% судов СНС) бассейнах.
В связи с этим можно отметить, что средний возраст российских добывающих судов, составляющий около 27,5 лет, находится на уровне флота ЕС, Исландии и Норвегии, где в условиях экономического кризиса вместо строительства новых судов судовладельцы в значительной степени переориентировались на проведение модернизации уже имеющихся судов. Однако состояние иностранного судна предельного возраста и российского, как говорится, «две большие разницы». В развитых зарубежных странах имеется отлаженный рынок качественного технического обслуживания, ремонта и модернизации судов, что позволяет значительно увеличить сроки их эффективной эксплуатации. В России же такой рынок практически отсутствует, а необходимое для модернизации современное судовое оборудование не производится. Закупка оборудования и выполнение работ по модернизации за рубежом из-за высоких ввозных пошлин не по карману мелким компаниям, составляющим подавляющее большинство российских судовладельцев. В связи с этим значительное количество судов работает без должного технического обслуживания и модернизации, что влечет за собой их более быстрый износ и препятствует эффективной эксплуатации.
Большинство судостроительных заводов, строивших ранее большими сериями средние и малые рыбопромысловые суда, утратили эту функцию (ОАО «Николаевский-на-Амуре ССЗ»; ООО «Сретенский ССЗ»; ОАО «Астраханская судостроительная верфь»; ОАО «Волгоградский ССЗ»; ЗАО «Азовская судоверфь»; ОАО «Рыбинская верфь»; Ейский СРЗ, АО «ССЗ «Остон»; ОАО «ССЗ «Авангард»).
За счет модернизации проектов маломерных судов, выпускавшихся еще в советское время, удалось выжить ОАО «ССЗ им. Октябрьской революции», на котором, хоть и в небольших количествах, продолжают строить малые рыболовные сейнеры пр. 1338 в обновленной комплектации.
ОАО «Ярославский ССЗ» поддержал производство за счет получения в 2009-2012 гг. заказов из Норвегии на постройку нескольких малых рыболовных сейнеров.
Был предпринят ряд попыток осуществлять строительство в основном маломерных рыболовных судов на предприятиях, ранее не имевших такого опыта (ЗАО «Приморский межколхозный СРЗ»; ОАО «Восточная верфь»; ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»; ОАО «Амурский ССЗ»; ОАО «Петропавловская судоверфь»; ОАО «Дальзавод»; ГМП «Звездочка»; ОАО «Ахтарская судоверфь»). Однако, судя по тому, что построены здесь были только единичные суда, такие попытки не имели большого успеха.
На ОАО «Выборгский судостроительный завод» в 2003-2004 гг. было построено 7 корпусов больших и средних рыболовных судов для заказчиков из Норвегии, Дании и Ирландии. Но после этого заказы промыслового судостроения здесь не выполнялись.
И тут государство обратило внимание на данную проблему. Российские верфи, 40 лет почти не строившие рыбопромысловые суда, получили массовый приток заказов. Рыбопромышленники теперь обязаны покупать новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов, и законтрактовали 43 судна в целом на 160 млрд руб. Соблюдать сроки строительства не удается почти никому из-за нехватки опыта, необходимости адаптировать иностранную документацию под российские требования и санкций. Уже затянулись проекты как минимум у «Янтаря», Выборгского судостроительного завода и «Вымпела».
Действительно, рыбопромышленники уже заключили соглашения по постройке 43 судов и 25 перерабатывающих заводов на общую сумму около 180 млрд руб., из которых львиная доля — 160,5 млрд руб.— приходится именно на флот. По данным Росрыболовства, это позволит обновить около 65% профильных судов в Северном бассейне и около 25% — на Дальнем Востоке (по мощности, но не по количеству).
Компании пошли на такие инвестиции, чтобы получить квоты на вылов: согласно заработавшему в 2017 году постановлению правительства, 20% квот отобрано у прежних владельцев, получивших их по историческому принципу, и будет распределено между компаниями, обязавшимися за пять лет построить в РФ новые суда или фабрики.
Однако программа строительства флота сдвигается — как минимум по головным судам. Первый контракт в рамках инвестквот был заключен в январе 2016 года Рыболовецким колхозом имени Ленина с калининградским судостроительным завод «Янтарь» (входит в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК). Верфь должна была построить три средних траулера-сейнера общей стоимостью 3,5 млрд руб. и сдать их в 2018–2019 годах. У завода возникли серьезные проблемы из-за санкций. Так, норвежский партнер, поставив оборудование на верфь, отказался выполнять его пусконаладку. Подрядчика удалось найти в Испании, но было потрачено время. В итоге головное судно было сдано только 3 сентября, и себестоимость его строительства для верфи увеличилась почти вдвое. Второе судно должно быть сдано в конце текущего, а третье — в начале 2020 года.
Также входящий в ОСК Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) в рамках контракта от сентября 2016 года должен был построить для Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК) четыре средних морозильных траулера со сдачей первого в июле 2019 года. Но компании подписали дополнительное соглашение о переносе срока на год, на июль 2020 года. ВСЗ готовит такие же соглашения и с двумя другими заказчиками — «Норд Пилигримом» и УК.
«Вымпел» (входит в ГК «Калашников») может подписать допсоглашение по переносу сроков сдачи малого рыболовного рефрижераторного траулера для «Карелрыбы» по контракту от июля 2017 года. Судно должно быть передано заказчику в сентябре, но, как пояснили в «Калашникове», теперь передача запланирована на май 2020 года. Срок был перенесен в связи с работами по модернизации проекта, поясняют в «Калашникове». В ходе модернизации были увеличены длина и ширина корпуса, что позволило значительно увеличить объем рефрижераторного трюма, а также была установлена система подачи в трюм жидкого льда.
Все участники процесса — как заказчики, так и верфи и курирующие ведомства в лице Минпромторга и Росрыболовства — отмечают общие причины, приведшие к срыву сроков. Главная из них — отсутствие проектов судов, соответствующих требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС).
В Минпромторге поясняют, что инвесторы в большинстве случаев вступили в заявочную кампанию, имея на руках только концептуальные проекты судов.
Как уточняют в отрасли, они были разработаны иностранными компаниями, в основном норвежскими, мировыми лидерами рынка. Проекты пришлось дорабатывать под требования РМРС, но времени для этого не было: строительство судов законодательно привязано к срокам получения квот на вылов, и рыбопромысловые компании хотели начать его как можно раньше.
Дорабатывать документацию пришлось параллельно строительству, говорят на «Северной верфи» (входит в ОСК), еще не отработав все нюансы строительства на головном судне, верфи вынуждены закладывать новые по проекту, в который неизбежно будут вноситься изменения.
Вторая существенная проблема — эффект санкций, которые проявились в сложности поставок как общесудовых систем, так и рыбопромыслового оборудования, которое в России не производится. Именно этот момент называют ключевым в Росрыболовстве. Верфи вынуждены искать обходные пути при заказе некоторого оборудования, что привело к дополнительным издержкам, подтверждают в Минпромторге.
Наконец, чиновники и судостроители признают, что на темпах строительства отразился и почти тридцатилетний перерыв в проектировании и создании высокотехнологичных рыбопромысловых судов, понадобилось время на восстановление компетенций. На «Северной верфи» указывают на дефицит квалифицированных рабочих судовых специальностей, добавляя, что это «структурная беда отрасли». Если в советские времена действовала государственная программа подготовки кадров посредством профильных училищ, техникумов, то сейчас от них остались единицы. Исчезают целые специальности, так как молодежь не хочет заниматься судостроением из-за сложных условий работы, считают на верфи.

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. «ЦМКБ «Алмаз» флоту Отечества», СПб: ЛеКо, 2005
5. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
6. Судостроительная фирма «Алмаз» — 70 лет. СПб: Гангут, 2003
7. Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002
8. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. СПб: История корабля, 2006
9. Надводные корабли и суда постройки завода N402 (СМП) — 1942-2001. Архангельск: Правда Севера, 2004
10. Полвека в кораблестроении. Казань: Полиграфическо-издательский комбинат, 1999
11. Дмитрий НАУМОВ «О состоянии и тенденциях развития рыбопромыслового флота и промыслового судостроения за рубежом». Газета «Fishnews Дайджест». Август 2013 г.
12. Опыт ОАО «ЦКБ «Лазурит» в создании рыбопромысловых судов. https://www.korabel.ru 2019
13. Анастасия Веденеева. Сказка о рыбаке и верфи. “Ъ” разобрался, как обновляется рыболовный флот в РФ. Газета «Коммерсантъ» №176 от 27.09.2019
14. Дмитрий НАУМОВ, О состоянии российского рыбопромыслового флота и промыслового судостроения. Газета «Fishnews Дайджест» Июль 2013 г.

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и др.

БОЛЬШИЕ ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА
ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА
ГРАЖДАНСКИЕ СУДА
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap