ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ОПЫТНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА П-613

EXPERIENCED MISSILE SUBMARINE OF PROJECT P-613

Основная трудность внедрения на подводные лодки ракетного вооружения состояла в том, что специальных ракетных комплексов, полностью пригодных для установки на подводные лодки в то время не имелось и, поэтому, приходилось приспосабливать для этих целей авиационные и наземные самолеты-снаряды.
Поэтому в апреле 1955 г. руководители нескольких ведомств В.А.Малышев, П.В.Дементьев, Н.И.Носенко, М.В.Хруничев и Н.Г.Кузнецов обратились в ЦК КПСС с письмом в котором было поддержано предложение В.Н.Челомея о создании для подводных лодок специальной крылатой ракеты МД–1 с автономной системой управления и дальностью стрельбы 600 км, размещаемой в механизированном контейнере снаружи корпуса ПЛ, и просьбой создать на базе конструкторской группы Минавиапрома союзного ОКБ–52. В 1955 г. постановлениями Правительства была задана разработка двух крылатых ракет П–5 и П–10 для подводных лодок. Работы по ракетным комплексам были заданы: с ракетой П–5 – ОКБ–52 (главный конструктор) В.Н.Челомей, с ракетой П–10 – ОКБ–49 (главный конструктор Г.М.Бериев).
Разработка ракеты П-5 была начата в СКГ-10 (специальной конструкторской группе) на производственной площади тушинского завода №500. СКГ-10 была образована приказом МАП от 9 июня 1954 года на базе специалистов КБ завода №51, занимающимися ракетами типа 10Х. В процессе разработки самолета-снаряда П-5 Постановлениями Правительства СССР от 19 июля 1955 года и от 8 августа 1955 года СКГ-10 была реорганизована в союзное опытно-конструкторское бюро №52 (ОКБ-52). С этой целью новой организации был передан Реутовский механический завод. При разработке ракеты были заложены следующие основные принципы: старт непосредственно из транспортно-пускового контейнера, раскрытие крыла в полете.

Компоновка ракеты П-5 была подчинена требованиям размещения ее в контейнере минимальных габаритов — складывающиеся крылья, нижнее расположение вертикального оперения и воздухозаборника. По своей аэродинамической схеме П-5 являлась свободнонесущим монопланом с высокорасположенным стреловидным крылом малого удлинения и стреловидным оперением. Турбореактивный маршевый двигатель — разработки ОКБ-300 (гл. конструктор С.К.Туманский), стартовый агрегат в виде двух твердотопливных ракетных двигателей, скрепленных силовой траверсой, — разработки КБ завода № 81 (главный конструктор И.И.Картуков). На ракете была установлена автономная система управления с барометрическим высотомером разработки НИИ-923 (главный конструктор Антипов Е.Ф.), которая с гироплатформой НИИ-944 (главный конструктор Кузнецов В.И.) обеспечивала стабилизацию крылатой ракеты (КР) в полете и приведение ее к заданной цели.
Бросковые испытания ракеты П-5 проводились на испытательной базе в Фаустове. Первый пуск ракеты П-5 без маршевого двигателя и автомата раскрытия крыла состоялся 12 марта 1957 г. в Фаустове на полигоне НИИ-2. В последствии испытания были перемещены ГЦП-4. Первый пуск состоялся 12 марта 1957 г. с качающего стенда СМ-49. Первые этап летных испытаний П-5 прово­дился в Балаклаве на плавучем стенде 4А с августа 1957 года по март 1958 года. Ракеты запус­кались из контейнера СМ-49.
Вначале переоборудовали, соответственно под разные ракетные комплексы, дизель–электрические подводные лодки по проектам П613 и П611. Проектирование велось в ЦКБ-18. Главным конструктором подводных лодок проектов П613 и П611 был П.П.Пустынцев, возглавивший ЦКБ-18 в 1951 г. и руководивший разработкой всех (за исключением проекта 651) проектов подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, вплоть до своей кончины в 1977 г.

На переоборудованной на заводе «Красное Сормово» по проекту П613 подводной лодке 613 проекта С-146 (зав. № 302) устанавливалась одна ракета комплекса П-5 конструкции ОКБ-52 (гл. конструктор В.Н.Челомей). Конструкторское обслуживание ПЛ на заводе — строителе поручалось СКБ-112, ему пришлось корректировать чертежи в процессе строительства, а некоторые перевыпускать по согласованию с главным конструктором. Оснащение ПЛ ракетным комплексом произведено при сохранении неизменным прочного корпуса ПЛ за счет снятия запасных торпед и перекомпоновки жилых помещений во II отсеке. Крылатая ракета размещалась в горизонтальном прочном, подъемном контейнере, установленном на палубе надстройки ПЛ за ограждением рубки.
Разработанные ЦКБ-18 контейнеры, в которых осуществлялись хранение, предстартовая подготовка и старт ракеты, располагались вне прочного корпуса подводной лодки. Хранение ракет в таких контейнерах обеспечивало полную боевую готовность их в течение до трех месяцев без доступа личного состава к ракете.

Контейнер имел с обоих торцов открывающиеся крышки с резиновыми уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими герметичность контейнера до предельной глубины погружения. Подъем контейнера в боевое положение, его стопорение, открытие и закрытие крышек, крепление ракеты по-походному осуществлялись от судовой системы гидравлики. Подготовка к старту, т.е. управление всеми механизмами контейнера, связанными с приведением его из походного положения в стартовое и обратно, осуществлялось дистанционно с пульта управления, расположенного в отсеке подводной лодки.
Перед стартом контейнер приводился в наклонное положение (15°), после старта приводился в исходное положение. Ракета хранилась на стартовых направляющих со сложенными крыльями. Крылья ракеты расправлялись в полете сразу же после выхода ракеты из контейнера автоматом раскрытия крыла АРК, работа над которым началась еще в 1951 году.
Переоборудование подводной лодки по проекту П-613 производилось на заводе «Красное Сормово» в течение 1956-1957 гг.
Испытания подводной лодки проекта П613 продолжались до 1959 г., они проводились в морских условиях (волнение моря — до 4-5 баллов, скорость хода ПЛ — до 8-10 уз.).

Всего с 28 августа 1957 г. до января 1959 г. был произведен 21 пуск ракеты . Постановлением СМ №685-313 от 19.06.1959г. комплекс П-5 был принят на воору­жение ВМФ.
В 1960 году на заводе «Красное Сормово» началось переоборудование шести ПЛ проекта 613 по проекту 644 (проектант ЦКБ-18, главный конструктор П.П.Пустынцев). Первая атомная подводная лодка с ракетами П-5 проекта 659 (К-45) вошла в состав флота в 1961 году.

В 1962 г. проводились испытания ракетного оружия на взрывостойкость. После завершения испытаний было принято решение ВМФ о восстановлении ПЛ по проекту 613.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор П.П. Пустынцев
Завод-строитель «Красное Сормово»
Число переоборуд.кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1957
Нормальное водоизмещение, м3 . 1089
Осадка средняя, м 4,6
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность (част. вращ., об/мин) диз., л.с. 2 х 2000(500)
— тип главных ГЭД ПГ-101
— число х мощность (част. вращ. об/мин) гл. ГЭД, л.с. 2 х 1350(420)
— тип ЭД эконом. хода ПГ-103
— число х мощность ЭД экономич. хода, л.с. 2 х 50
— число гребных валов 2
— тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 17,5
— наибольшая подводная 11,5
— экономическая подводная 2,0
— в режиме РДП 5,0
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.)
— в режиме РДП 5000 (5)
— подводная 11,5(11,5) или 300(2)
Автономность, сут. 20
Экипаж, чел. 37

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип КР
— тип ракетного комплекса П-5
— число ракет 1
Торпедное:
— число х калибр нос. ТА, мм 4 х 533
— число х калибр корм ТА, мм 2 х 533
— общее число торпед 6
Средства навигации:
— НК «Сила-Б» и «Сила-В»
— гидродинамич. лаг «Бурун»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Флаг»
— СОРС «Накат»
— РЛС опознавания «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
— ГЛС «Тамир-5Л»
— ШПС «Феникс»(«Марс-24КИГ)
Средства радиосвязи:
— р/перед.КВ «Бриз-ИП-2″, «Дельфин»
— п/передатчик УКВ «Рейд-И»
— р/приемн. КВ «Пурга-45″(Р-670)
— р/приемн. ДВ «Туман»(Р-672)
Оптические средства:
— перископ атаки ПА-7,5М
— перископ зенитный ПЗ-9М

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap