ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ОПЫТНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА П-611

EXPERIENCED MISSILE SUBMARINE OF PROJECT P-611

В 1955 г. постановлениями Правительства была задана разработка двух крылатых ракет П–5 и П–10 для подводных лодок. Работы по ракетным комплексам были заданы: с ракетой П–5 – ОКБ–52 (главный конструктор В.Н.Челомей), с ракетой П–10 – ОКБ–49 (главный конструктор Г.М.Бериев).
Вначале переоборудовали, соответственно под разные ракетные комплексы, дизель–электрические подводные лодки по проектам П613 и П611. Проектирование велось в ЦКБ-18. Главным конструктором подводных лодок проектов П613 и П611 был П.П.Пустынцев, возглавивший ЦКБ-18 в 1951 г. и руководивший разработкой всех (за исключением проекта 651) проектов подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, вплоть до своей кончины в 1977 г.
В соответствии с По­становлением СМ №1602-892 от 25 августа1955 года ОКБ-49 было поручена разработка ракетного комплекса П-10 с крылатой ракетой для стрельбы по неподвижным береговым (площадным) целям. Руководитель ОКБ-49 и главный конструктор ракеты Г.М.Бериев. Самолет-снаряд П-10 с системой старта и управления предназначался для размещения на подводных лодках. В соответствии с По­становлением правительства от 25 августа 1955 года №1602-892 был разработан проект большой дизельной ПЛ пр.642 с двумя ракетами П-10. Однако Постанов­лением СМ №1149-52 от 17 августа 1956 г. все работы по ПЛ пр.642 были прекращены. Уже с апреля 1956 года проектировалась новая ПЛ пр.646 с ракетным вооружением П-10, проект был выполнен полностью.
Первый этап проектной работы по П-10 проводился небольшой группой возглавляемой Г.М.Бериевым в Москве. Это было связано с тем, что большинство смежных организацией, НИИ и КБ, находились в Москве и Ленинграде и для связи с ними такое решение оправдывало себя. Аэродинамическая и весовая компоновка ракеты выполнялась Г.Богатыревым, им же выбирались основные характеристики самолета-снаряда и его двигательная установка. Х.Д.Кудзиеву было поручено осуществлять связь с разработчиками основного оборудования, А.В.Максимову — с разработчиками двигателей, Г.С.Сазонову — с разработчиками систем вооружения и боевой части. Координацией работ занимался Г.М.Бериев. В Москве был определен облик ракеты и согласованы требуемые параметры с соисполнителями. Дальнейшее проектирование, второй этап проекта, проводилось в самом ОКБ-49 в г.Таганроге.

Проект ракеты П-10 и комплекса были разработаны в конце 1955 года. Опытное производство ОКБ-49 приступило к сборке первых экземпляров самолета-снаряда П-10.
Самолет-снаряд П-10 представлял собой беспилотный летательный аппарат со складными при транспортировке крыльями, управляемый в полете по заданной программе автоматическими бортовыми средствами. Ракета имела цельнометаллическую конструкцию со стреловидным крылом малого удлинения и стреловидным горизонтальным и вертикальным оперением. Фюзеляж имел сигарообразную форму с заостренным носом. Система управления ракеты имела автопилот АП-68 с гироинерциальной системой, она размещалась в носовой части фюзеляжа. Топливо размещалось в специальном баке фюзеляжа ракеты. Ракета имела турбореактивный маршевый двигатель КРД-9 (размещался в хвостовой части), коротко ресурсный вариант авиационного двигателя РД-9Б, и два сбрасываемых после работы пороховых стартовых двигателя ПРД-26. Отсек маршевого двигателя был оборудован системой пожаротушения. Воздухозаборник маршевого двигателя располагался в нижней части фюзеляжа под крылом. Для снабжения ракеты электроэнергией в полете на ней был размещен генератор постоянного тока ГСР-СТ-6000А номинальным напряжением 28,5 в, он приводился в действие от маршевого двигателя. Гидравлическая система ракеты обеспечивала работу рулевых приводов и раскрытие крыла. Рабочее давление обеспечивалось гидронассосной станцией стартовой тележки через специальные штуцера. Пусковую установку разрабатывало само ОКБ-49.

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА-СНАРЯДА П-10
Дальность стрельбы, км 600
Высота полета, км 200-400
Скорость полета, км/ч
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 11,125
Макс. диаметр корпуса, м
Размах крыла, м 3,74
Высота ракеты, м 1,707
Площадь крыла, м2 8
Стартовый вес, т 5,2

Для проведения статических, натурных и летных испытаний заводом №49 была изготовлена целая серия ракет П-10.

Испытания ракеты П-10 проводились в три этапа. Первый этап проводился на сухопутном полигоне в Крыму с 21 по 27 июля 1956 года, выполнялись бросковые испытания весовых болванок (макет ракеты с массогабаритными данными ракеты П-10, большая часть планера выполнена из дерева) для проверки динамики схода ракеты, оценки надежности старта с неподвижной ПУ с короткими направляющими, сбрасывания стартовых ускорителей и работы узлов ПУ. Испытаниями руководил ведущий конструктор А.Г.Богатырев. Для старта использовались РДТТ типа ПРД-26. Было произведено три пуска моделей самолета-снаряда П-10, они прошли успешно. Это позволило перейти ко второму этапу испытаний.
В 1957 году, в рамках второго этапа испытаний, для отработки пусков с палубы подводной лодки испытания П-10 проводились с качающегося стенда СМ-49 (разработчик ЦКБ-34), имитирующего качку, на ГЦП-4 под Капустиным Яром. Для этого на стенд СМ-49 была установлена пусковая установка для ракет П-10.
На подводной лодке 611 проекта Б-64 (зав. № 633), переоборудованной на заводе №402 по проекту П611, для проведения морских испытаний была установлена крылатая ракета комплекса П-10 конструкции Г.М.Бериева. Установка на ПЛ ракетного комплекса была произведена при сохранении неизменным прочного корпуса за счет снятия запасных торпед и перекомпоновки оборудования в отсеках ПЛ.

На подводной лодке П-611 на палубе надстройки в корму от ограждения рубки был установлен контейнер, диаметром около 3 м и длиной 13,2 м, рассчитанный на забортное давление, в котором хранился самолет-снаряд со сложенными консолями крыла. Стартовое устройство состояло из промежуточной и стартовой рам, расположенных в корму от ангара-контейнера. Стартовая рама поднималась в боевое положение на угол 20,5° гидроприводами. Подъем и опускание промежуточной рамы производились также гидроприводами. Ракета хранилась в неподвижном контейнере со сложенными крыльями, старт производился не из контейнера, а со специального стартового устройства (стартовой дорожки). Стартовая дорожка после подачи ракеты из контейнера приводилась в наклонное положение, крылья раскрывались, после чего и осуществлялся старт. Все эти операции были автоматизированы. Старт самолета-снаряда осуществлялся в нос ПЛ поверх ограждения рубки.
В качестве средств навигации использовались приборы «Сила-Б» и «Сила-В», гидравлический лаг «Бурун».

В сентябре 1957 года подводная лодка была предъявлена на испытания. С лодки проекта П611было произведено 4 пуска КР.
Качающийся стенд СМ–49 для испытаний ракет был создан в ленинградском ЦКБ–34 (главный конструктор Е.Г.Рудяк). Корабельная система управления стрельбой «Север» была разработана в ленинградском НИИ–303 (главный конструктор С.Ф.Фармаковский). Первый этап испытаний ракет проводился с ГЦП–4 под Капустиным Яром.
Комплекс П-10 раза в два проигрывал по массо-габаритным характеристикам другому комплексу П-5, созданному в ОКБ-52 В.Н.Челомея, и существенно по времени нахождения ПЛ в надводном положении для старта ракет. По результатам испытаний КР комплекса П-10, а также комплекса П-5 на ПЛ проекта П-613 предпочтение командования ВМФ было отдано комплексу П-5.
После проверок на качающемся стенде и на подводной лодке проекта П613, показавших, что старт крылатой ракеты непосредственно из контейнера с автоматически раскрывающимися в полете крыльями вполне надежен, работы по другим вариантам КР для подводных лодок были прекращены, в том числе и по комплексу П-10.
Работы были продолжены по ракете П-5, а комплекс с П-10 был рекомендован к закрытию. Постановлением правительства от 31 декабря 1957 г. работы по подводной лодке проекта 646 (носителе ракет П-10) и самолету-снаряду П-10 были прекращены.
Позднее опытная ПЛ проекта П-611 была восстановлена в первоначальное состояние по проекту 611.
Крылатые ракеты с инерционной системой наведения, запускаемые с подводных лодок, ста­ли первым эффективным средством нанесения ядерного удара по территории США. Но низкой точности стрельбы в середине 60-х годов разработки по ним были прекращены и вскоре они были сняты с вооружения ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор П.П. Пустынцев
Завод-строитель №402
Число переобор. кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1957
Нормальное водоизмещение, м3 . 1883
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,5
Осадка средняя, м 5,2
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность (част. вращ., об/мин) диз., л.с. 3 х 2000(500)
— тип главных ГЭД ПГ-102, ПГ-101
— число х мощность (част. вращ. об/мин) гл. ГЭД, л.с. 1 х 2700(540) (на средней линии вала) и 2 х 1350 (430)(на бортовых линиях вала)
— тип ГЭД эконом. хода ПГ-104
— число х мощность (част. вращ., об/мин) ГЭД э.х., л.с. 1 х 140(175) (на средней линии вала)
— число гребных валов 3
— тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
— число групп АБ х число элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 16,5
— наибольшая подводная 14,0
— экономическая подводная 2,0
— в режиме РДП 5,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.)
— в режиме РДП 13000 (5)
— подводная 14(14) или 330(2)
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 65
Экипаж, чел. 72

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип КР
— тип ракетного комплекса П-10
— число ракет 1
— тип стартового
устройства промежуточная
и стартовая рамы
Торпедное:
— число х калибр нос. ТА, мм 6 х 533
— число х калибр корм. ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 10
Средства навигации:
— НК «Сила-Б»
— автомат. счислит. коорд. «Сила-В»
— гидравлический лаг «Бурун»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Флаг»
— СОРС «Накат»
— РЛС опознав. «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
— ГЛС «Тамир 5ЛС»
— ШПС «Марс-24КИГ», «Феникс»
Средства радиосвязи:
— р/перед. КВ Р-641, Р-647
— п/передатчик УКВ «Рейд-И»
— р/приемн. КВ Р-670
— р/приемн. всеволновый Р-673
Оптические средства:
— перископ атаки С-2
— перископ зенитный С-8

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ 646 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap