ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА АВ611

LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT AV611

Заметные успехи в области создания ракетного оружия наземного и морского базирования произошедшие в середине 1950-х гг. привели к пересмотру роли и места как сухопутных, так и морских систем вооружения, что нашло отражение в кораблестроительных программах. У истоков отечественных работ по морским баллистическим ракетам стоял С.П.Королев и руководимый им коллектив ОКБ-1 НИИ-88. Именно он с другими научно-исследовательскими и конструкторскими коллективами ВМФ и промышленности стал первопроходцем использования баллистических ракет на подводных лодках.
Но размещение баллистических ракет на подводных лодках потребовало решения целого ряда проблем, специфических только для морских ракетных комплексов. Проработки морского ракетного комплекса для поражения неподвижных наземных целей начались в ОКБ-1 НИИ-88 (гл. конструктор С.П.Королев) в соответствии с Постановлением правительства от 25 января 1954 года №136-75 «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки». Им перед разработчиками ставились две главные задачи: подтвердить практическую реализуемость пуска БР с борта экспериментальной ПЛ и разработать проект боевой ПЛ для вооружения этими ракетами.
Выполнить указанную работу поручалось коллективам ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин) и ОКБ-1 НИИ-88 (гл. конструктор С.П.Королев). По предложению С.П.Королева в качестве прототипа для создания морской баллистической ракеты была выбрана только что принятая на вооружение Советской Армии ракета Р-11 оперативно-тактического назначения на долгохранящихся компонентах топлива. В течение года в ОКБ-1 эта ракета была модернизирована, и к апрелю 1955 года были изготовлены первые опытные образцы морского варианта ракеты Р-11ФМ. В обеспечение работ по созданию корабельного ракетного комплекса была открыта тема «Волна», заданная Постановлением СМ от 25 августа 1955 года №1601-892.

Первоначально предполагалось, что разработанная для Сухопутных войск ракета Р-11 (8А61) после ряда непринципиальных доработок для сопряжения с системами и агрегатами ПЛ будет пригодна в качестве боевого оружия ВМФ. Однако еще до окончания наземной отработки морской модификации ракеты Р-11 существенно изменились ее назначение, характеристики и технический облик. Морской вариант был максимально унифицирован с «сухопутным», но в то же время имел отличия в устройстве, воспринимавших нагрузку от корсетного устройства пусковой установки, и в обеспечение герметизации приборного и двигательного отсеков.

Летные испытания морского варианта ракеты Р-11 с неподвижного стенда проходили с 26 сентября по 20 октября 1954 года на Государственном центральном полигоне №4 (ГЦП-4) под Капустиным Яром, затем с апреля 1955 года начались пуски с качающегося стенда СМ-49. На них определялась возможность и безопасность старта ракет с подводных лодок.
Стенда СМ-49, имитирующего параметры качки по заданию ВМФ был спроектирован на базе стабилизированной платформы 130-мм артустановки БЛ-109А в КБ-1 ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк) с участием ЦКБ-16, ОКБ-1 НИИ-88, НИИ-303, ЦНИИ-173 и НИИ-49, его проект согласовывался НИИ ВМФ (начальник Н.А.Сулимовский). Строительная часть сооружения разработана ЦПИ-31 МО. Первоначально изготовление опытных ракет Р-11ФМ производилось заводом №88, в 1955 году производство было передано на завод №385 в г. Миасс.
Р-11ФМ сохранила компоновку своих предшественников, характерную для баллистических ракет того времени. Головная часть изделия вмещала в себя боезаряд, центральная часть отдавалась под баки для топлива и окислителя, а в хвосте располагались приборный отсек и двигатель. Для облегчения конструкции использовались несущие топливные баки с толщиной стенок до 3-3,5 мм. В хвостовой части корпуса имелись трапециевидные стабилизаторы, на которых монтировались графитовые газодинамические рули.
Ракета для флота получила жидкостный двигатель типа С2.235А, работающий на керосине и азотной кислоте. Для запуска, по некоторым данным, использовалась смесь ТГ-02. Потребляя 7,9 кг топлива и 30 кг окислителя в секунду, двигатель мог развивать тягу до 8,3 т (на земле). Максимальное время работы составляло 90 с, но на практике продолжительность работы зависела от полетной программы.

Система управления ракеты основывалась на гироскопических системах. Использовались гироскопический интегратор продольных ускорений Л22-5, гировертикаль Л00-3Ф и гирогоризонт Л11-3Ф. Задачей этой аппаратуры было отслеживание изменений курса ракеты и выдача команд на рулевые машинки. Как и другие баллистические ракеты того времени, Р-11ФМ должна была наводиться путем поворота стартового стола в нужном направлении и при помощи ввода необходимых данных в автоматику. После старта автопилот и гироскопы должны были сохранять требуемую траекторию, а также в нужный момент отключать двигатель. После этого ракета должна была переходить в неуправляемый полет по баллистической траектории.
Уничтожать цель предлагалось при помощи специальной боевой части в виде заряда РДС-4 мощностью 10 кт. Кроме того, по некоторым данным, могла применяться фугасная боевая часть. Полезная нагрузка ракеты Р-11ФМ могла достигать 1000 кг, однако часть предлагавшихся боевых частей имела меньший вес.
Ракета Р-11ФМ имела длину 10,4 м и диаметр корпуса 0,88 м. Размах стабилизатора составлял 1818 мм. Стартовая масса изделия не превышала 5350 кг, из них менее 1350 кг приходилось на конструкцию и аппаратуру ракеты. В баках помещалось до 3700 кг топлива и окислителя.
Результаты пусков ракет со стенда СМ-49 показали возможность и безопасность старта ракет, что позволило перейти к натурным пускам с подводной лодки.

Для проведения морского этапа испытаний ракеты Р-11ФМ по проекту В611 была переоборудована на заводе №402 (директор Е.П.Егоров, гл. инженер В.И.Дубовиченко) одна большая дизель-электрическая подводная лодка проекта 611 (зав. №636). Технический проект В611 был выполнен ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин) в августе 1954 года, в его разработке принимали участие В.В.Борисов, В.И.Ефимов, Л.С.Королев, В.В.Зенкевич, Г.М.Томашевич. В результате проработок был выбран вариант размещения двух шахт для ракет размером 13,5х2,05 м каждая вертикально в районе IV отсека. При этом было уменьшено число кают и снята одна группа аккумуляторных батарей в отсеке. Водоизмещение корабля проекта В611 в сравнение с ПЛ проекта 611 возросло незначительно, всего на 45 т.
В IV отсеке в прочный корпус (диаметром 5,6 м) в диаметральной плоскости были врезаны друг за другом две вертикальные ракетные шахты длиной 14 м и диаметром 2,1 м. Над прочным корпусом шахты возвышались на 7,2 м (над палубой надстройки – на 6 м) и были закрыты проницаемым ограждением (обтекателем), совмещенным с ограждением прочной рубки и выдвижных устройств.
Шахты закреплялись на фланцах специальных стаканов, вваренных в верхнюю часть прочного корпуса. Для устранения влияния обжатия прочного корпуса при погружении лодки нижние части шахт не закреплялись к прочному корпусу и для обеспечения остойчивости лодки опускались на 1,4 м ниже нижней кромки прочного корпуса в специальный рецесс, не выходящий за нижнюю кромку
наружного корпуса (основную плоскость). Корабельная аппаратура и системы ракетного комплекса размещались в IV отсеке подводной лодки.

Возможности модернизированной подлодки Б-67 позволяли выполнять стрельбу в надводном положении при волнении моря до 5 баллов на скоростях до 10-12 узлов. Для подготовки к пуску экипажу субмарины требовалось провести ряд специальных процедур, которые занимали около двух часов. При этом подлодка могла оставаться на глубине. Непосредственно перед запуском следовало всплывать и завершать подготовку. Открывалась крышка шахты, и поднимался стартовый стол с ракетой. Первый запуск можно было выполнить через 5 минут после всплытия. На пуск второй ракеты требовалось так же 5 минут.

15 сентября 1955 года подлодка Б-67 впервые в мире была вооружена баллистической ракетой. В обстановке строжайшей секретности на одной из баз Северного флота в шахты субмарины загрузили новое вооружение. Вскоре подлодка вышла в море.

Первый пуск ракеты Р-11ФМ (8А61ФМ) с верхнего среза шахты ПЛ Б-67 (командир Ф.И.Козлов, командир ракетной БЧ С.Ф.Бондин) проекта В-611 состоялся 16 сентября 1955 года в 17 часов 32 минуты, это был первый в мире запуск морской баллистической ракеты с подводной лодки. Стрельбы обеспечивало вспомогательное судно ВМФ «Аргонавт». Ракета с осколочно-фугасной боевой частью достигла цели на удалении около 250 км от точки старта. На лодке находился заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Л.А.Владимирский, главные конструкторы С.П.Королев и Н.Н.Исанин, разработчики отдельных систем и члены стартовой команды В.П.Арефьев, А.А.Запольский, В.П.Новожилов, И.А.Попков, Н.С.Шаскольский, Ю.А.Щербаков. До октября 1956 года с подводной лодки Б-67 произведено 8 ракетных пусков, из них 7 — успешных. В результате была подтверждена принципиальная возможность старта ракеты с подводной лодки, находящейся в надводном положении.

Испытания на взрывостойкость на ПЛ Б-67 проводились в ноябре-декабре 1957 г. Загрузили на лодку полностью снаряженные имитаторами ракеты, Б-67 закрепили швартовыми концами к швартовым бочкам. К корпусу лодки на тросах подвесили железобетонный массив (25 тонн!). Экипаж произвел погружение без хода, массив лег на грунт. После дифферентовки лодка всплывает в позиционное положение. Потом экипаж покидает корабль. Ракетоносец скрывался под водой, теперь уже никем не управляемый. Затем последовала бомбежка «глубинками», а вернее — их подрыв. На расстоянии 80, 60 и далее до 25 метров от борта корабля.

Ракетные шахты, две Р-11ФМ, приборы контроля и управления серьезных повреждений не получили. Конечно, под «глубинками» выходили из строя электролампочки, отлетала пробковая изоляция, разлетались на мелкие части втулки штоков клапанов вентиляции, возникали короткие замыкания… Как в реальной боевой ситуации. Эти повреждения экипаж мог устранить своими силами. Лишь потом усовершенствовали некоторые узлы ракетного комплекса.
Постановлением Правительства от 25 августа 1955 года СКБ-385 (гл. конструктор В.П.Макеев) было поручено проведение необходимых работ по созданию для вооружения ВМФ комплекса ракетного вооружения Д-1 с ракетой Р-11ФМ, ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин) задано размещение комплекса на подводных лодках проектов АВ611 – вариант доработки опытной ПЛ проекта В611 и вновь создаваемой подводной лодки проекта 629.
Пять ракетных ПЛ проекта АВ611 были переоборудованы из торпедных дизель-электрических лодок проекта 611 в ходе их строительства в 1957-1958 годах на заводе №402 (гл. строители К.И.Коробцов, М.Я.Баженов) и на заводе №199 (директор Е.И.Неделько, гл. инженер А.В.Паденков, гл. строитель А.С.Касьянов). Подводные лодки проекта АВ611 стали первыми в мире серийными ПЛ с баллистическим ракетами.

ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ПЛ ПРОЕКТОВ В611 И АВ611

Проект

3авод-строитвль

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки (начала переоборудования)

Год приемки (сдачи) ВМФ

В611

402

636

Б-67

Январь 1954

1955

АВ611

402

404

Б-73

16.08.54

30. 11.57

402

209

Б-78

16. 07. 55

30. 11.57

402

210

Б-79

19.12.55

03. 12. 57

402

515

Б-89

05. 02. 57

13. 12.57

199

631

Б-62

11.06.55

12.58


Архитектурно-конструктивный тип ПЛ проекта АВ611- как у ПЛ проекта 611, но с развитым обтекателем ракетных шахт. Ракеты располагались в стационарных вертикальных шахтах внутри ПК и ограждения рубки.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18–22-мм стали, с необычным — наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 … 5 баллов и скоростях хода 8 … 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
На ПЛ АВ611 по сравнению с проектом В611 были изменены конфигурация ограждения рубки и конструкция системы работы дизеля под водой (РДП). Главная энергетическая установка ПЛ проекта АВ611 была дизель-электрическая с тремя дизелями 37Д мощностью по 2000 л.с., одним электродвигателем ПГ-102 на средней линии вала мощностью 2700 .с. и двумя электродвигателями ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. Движитель ПЛ состоял из трех гребных винтов. Под водой обеспечивалась дальность плавания в 290-350 миль при скорости хода 2 узла (в режиме РДП — 6300 мили), наибольшая подводная скорость была 12,5 узлов.

Ракеты Р-11ФМ располагались в походном положении в двух стационарных вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Передняя крышка шахты открывалась в нос корабля, задняя — в корму. Пусковая шахта и ее оснащение создавалось специалистами ОКБ-1 и ЦКБ-16. Внутри пусковой шахты были расположены устройства, входящие в состав пусковой установки. Она состояла из стартового стола, подъемно-поворотного устройства и устройства, удерживающего ракету перед стартом, с двумя откидными стойками, которые откидывались и освобождали ракету в момент старта.
При транспортировке ракета находилась в шахте в нижнем положении на пусковом столе, перед стартом она поднималась на высоту около 14 м на срез шахты с помощью электрифицированного тросового привода, привод открывания крышки шахты — гидравлический. Поворотный стол позволял осуществлять азимутальное предстартовое наведение ракеты. При проведении операции погрузки ракеты ее ставили на стартовый стол в верхнем положении, закрепляли стойками, после чего стол с ракетой опускался в шахту в нижнее положение, шахта закрывалась крышкой.
Управление ракетным комплексом осуществлялось через систему ИПЭСУ с помощью счетно-решающих приборов «Доломит», для определения параметров качки и рыскания на ПЛ была установлена аппаратура «Сатурн-АВ611″.
Торпедное вооружение корабля состояло из десяти 533-мм аппаратов (четыре из них кормовые), прибора управления торпедной стрельбой ПУТС-Л6-4 и торпедного боезапаса в 10 единиц. На ПЛ был установлен навигационный комплекс «Плутон».

К осени 1957 г. СКБ-385 совместно со смежными организациями завершил выпуск рабочей документации на ракету Р-11ФМ, согласовал все вопросы по размещению ракетного комплекса на подводных лодках проектов АВ611 и 629, провел отработку всех систем комплекса, включая натурные испытания полностью собранной ракеты на стенде НИИ-229 и приступил к летно-конструкторским испытаниям (ЛКИ) с качающегося стенда СМ-49 (4 пуска) и совместным (Государственным) летным испытаниям (СЛИ) с подводной лодки проекта АВ-611 (5 пусков).

В 1957 г. на Северном флоте было сформировано первое соединение подводных ракетоносцев в составе четырех единиц. Командиром бригады был назначен Сергей Степанович Хомчик. Командирами подводных лодок были: Б-78 – капитан 2 ранга Виктор Васильевич Горонцов; Б-79 – капитан 2 ранга Василий Григорьевич Смирнов; Б-73 – капитан 2 ранга Иван Сергеевич Лихарев; Б-89 – капитан 3 ранга Николай Федорович Ханин. Уже в конце марта 1958 г. подводная лодка Б-78 совершила первый автономный поход на боевое патрулирование с последующим пуском ракет.
В марте 1958 года начались ЛИ с ПЛ на Северном полигоне, а затем на Восточном полигоне. Все пуски были успешными. В 1959 году было создано первое соединение ракетоносцев 39 бригада Северного флота, в составе четырех ПЛ проекта АВ-611. В 1958 г. летные испытания Р-11ФМ были закончены. В испытаниях и отстрелах первых ракет Р-11ФМ принимали участие на Северном флоте командиры лодок И.И.Гуляев, В.Г.Смирнов, В.В.Горонцов, И.Ф.Ханин, на Тихоокеанском флоте В.А.Дыгало.
Ракетный комплекс Д-1 с баллистической ракетой Р-11ФМ был принят на вооружение ВМФ Постановлением СМ №219-98 от 20 февраля 1959 года. За создание первого ракетного комплекса с баллистической ракетой Р-11ФМ и первых подводных лодок-ракетоносцев проектов В611 и АВ611 присуждена Ленинская премия. Лауреатами стали: Н.Н. Исанин (ЦКБ-16), И.С. Бахтин (судостроительный завод № 402), И.В. Попков и П.В. Новожилов (ОКБ-1), В.П. Финогеев (НИИ-885), В.П. Арефьев, П.М. Зеленцов, В.Ф. Печурин (НИИ-49), В.П. Макеев (СКБ-385), Н.А. Семихатов (НИИ-592). С.П. Королеву Ленинская премия, которая по положению присуждается однократно, была присуждена раньше.
Советский Союз стала единственной страной в мире, в составе подводных сил которой находились ракетные подводные лодки с баллистическими ракетами. На Северном флоте четыре ПЛ пр. АВ611 вошли в состав 16-й дивизии подводных лодок.
Стрельба ракетами Р-11ФМ с ПЛ «Б-62″ (командир В.А.Дыгало). демонстрировалась руководителю советского государства Н.С.Хрущева 6 октября 1959 года, она производилась с акватории залива Петра Великого под Владивостоком, ракеты готовились на технической позиции морского ракетного полигона №65.
С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 — из-за ошибок личного состава, 3 — по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
В первое время лодки этого проекта они использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные комплексы. на Б-78 — астронавигационную систему (проект АВ-611С), на Б-89 — гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611Е).
Основной проблемой дизельных подводных лодок являлась их уязвимость для средств противолодочной обороны. Находясь на патрулировании, ракетная подводная лодка должна была регулярно (один раз в 1-2 суток) заряжать аккумуляторные батареи. Для этого ей приходилось либо всплывать на поверхность, либо использовать режим работы двигателя под водой (РДП). Это выдавало местоположение подводной лодки и делало невозможным скрытное длительное патрулирование.
Первым шагом к снижению уязвимости подводных лодок стало их оснащение ядерными энергетическими установками. Строительство советских атомных ракетных подводных лодок, которые могли совершать боевое патрулирование, постоянно находясь в подводном положении, началось в 1958 г.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ:
В-611 (Zulu-IV) – Б-67, 1955 г., опытная, с двумя пусковыми установками баллистических ракет Р-11ФМ.
АВ-611 (Zulu-V) – 5 ед. (Б-62, Б-73, Б-78, Б-79, Б-89), 1957-1958 гг., серийные, с двумя пусковыми установками баллистических ракет Р-11ФМ.
ПВ-611 – Б-67, 1958 г., опытная, для испытания баллистических ракет С4.7 (на базе Р-11ФМ) с подводным стартом (1 ракета Р-11ФМ и 1 ракета С4.7).
П-611 – Б-64, 1957 г., опытная для испытания ракетного комплекса П-10, в 1958 г. восстановлена по пр. 611.
611РА – Б-67, 1964 г., для испытаний ГАС миноискания «Радиан-1» ГАК МГК-300 «Рубин».
611РУ – Б-71, 1964 г., для испытаний ГАК МГК-300 «Рубин».
611РЭ – Б-68, 1965 г., для испытаний ГАК МГК-100 «Керчь» и буксируемой антенны «Рассвет».
АВ-611Е – Б-89, 1969 г., для испытаний ГАК «Енисей», ГАС миноискания «Луч», лаг «Мечта», эхолот «Тиса», лаг НЭЛ-4.
АВ-611С – Б-78, 1966-1969 гг., для испытаний астронавигационной системы «Символ».
АВ-611К – Б-73, 1968-1971 гг., для испытаний космической навигационной системы «Штырь-М».
АВ-611Ц – Б-62, 1968-1971 гг., для испытаний комплекса космической связи «Цунами-Б».
АВ-611Д – Б-78, 1971-1974 гг., для испытаний аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей «Днестр», «Днепр», «Терек», «Сид».
611П – Б-69 и Б-891, 1970 г., носители легководолазов?
611РЕ – Б-82, 1970 г., для поиска и уничтожения подводных кабелей?
611Р – Б-64
«Вега», «Лира», «Орион», «Марс» — в период 1969-1983 гг., 4 подводные лодки (Б-66, Б-73, Б-88, Б-90 соответственно) переоборудованы для совершения океанографических экспедиций.

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ:
611бис – проект, разработки ЦКБ-18, 1950 г., с парогазовой турбинной ускорительной установкой.
А611 – проект, с улучшенными ТТХ (для испытаний торпедного оружия).
611М – проект, с улучшенными ТТХ (без артиллерийского оружия).
АВ611Д7 – проект, разработки ЦКБ-16, 1962 г., ракетный комплекс Д-7 с ракетами РТ-15М.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-16
Гл. конструктор Н.Н. Исанин
Завод-строитель № 402, «Дальзавод»
Число кораблей в серии 5
Сроки вступления в строй, г. 1957-1958
Нормальное водоизмещение, м3 . 1890
Длина наибольшая, м 90,5
Ширина наибольшая, м 7,5
Осадка средняя, м 5,1
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность
дизелей, л.с. 3 х 2000
— тип главных ГЭД ПГ-102, ПГ-101
— число х мощность
главных ГЭД, л.с. 1 х 2700 (на ср. линии вала) и 2 х 1350(на борт. лин.)
— тип ГЭД эконом. хода ПГ-104
— число х мощность ГЭД экономич. хода, л.с. 1 х 140
— число гребных валов 3
— тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
— число групп АБ х число элементов в группе 3 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 16,7
— наибольшая подводная 12,5
— экономическая подводная 2
— в режиме РДП ок. 7
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.):
— подводная 12,5(12,5)/350(2)
Глубина погружения, м 200
Автономность, сут. 58
Экипаж, чел. 72

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип БР
— тип ракет Р-11ФМ
— боекомплект, шт. 2
Торпедное:
— число х калибр нос. ТА, мм 6 х 533
— число х калибр корм. ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 10
— тип приборов управления
торп. стрельбой ПУТС-Л6-4
Средства навигации, наблюдения и связи:
— НК «Плутон»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей “Флаг”
— СОРС “Накат”
— РЛС опознав. “Факел-МО-1”
Гидроакустические средства:
— ГЛС “Тамир 5ЛС”
— ШПС “Марс-24КИГ”, “Феникс”
Средства радиосвязи:
— р/перед. КВ Р-641, Р-647
— п/передатчик УКВ “Рейд-И”
— р/приемн. КВ Р-670
— р/приемн. всеволновый Р-673
Оптические средства:
— перископ атаки С-2
— перископ зенитный С-8

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 10.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
В. К Коробов, И. И. Гуляев, Ф. И. Козлов «Волна», которая должна была накрыть Америку. Хроника первой советской ракетной подводной лодки Б-67″, Авиация и космонавтика №7 — 1996
http://www.russianarms.ru
https://www.snariad.ru
http://armyman.info
http://armsdata.net

ПЕРВАЯ МОРСКАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА Р-11ФМ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
БОЛЬШАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 611
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ДАЛЬЗАВОД»
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СЕВМАШ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap