ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 701

NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES OF PROJECT 701

В 1963 г. Военно-промышленная комиссия рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой Р-29, длительного хранения, а также с высокой степенью готовности к старту из подводного или надводного положения носителя. В этом качестве носителей ракетного комплекса рассматривались проекты дизельных и атомных подводных лодок. Институт Вооружения ВМФ (НИИ-28) разработал ТТЗ на проектирование ракетного комплекса, а ГУК ВМФ рассмотрело предэскизные варианты его носителей, которые на начальном этапе работ имели один и тот же индекс – пр.701.
В 1963 году по решению ВПК в ЦКБ-16 проводились работы по ПЛ пр. 701. На лодке предполагалось разместить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 и 16 пусковых установок, прорабатывались различные варианты энергетических установок корабля (атомные и дизельные). В проработке так же предлагалось переоборудование ПЛ пр. 629 на 3 и 6 шахт для Р-29.
Формально работы над комплексом Д-9 начались после выхода постановления Правительства Советского Союза от 28 сентября 1964 г.
В 1964 году было принято решение о переоборудовании одной ПЛ проекта 658 для отработки и испытания ракетного комплекса Д-9. В декабре 1964 г. ВМФ выделил для модернизации К-145 (зав. №906) Технический проект 701 был разработан ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Ф.Шульженко) в 1965 году, на подводной лодке предусматривалось размещения 6 ракет Р-29 в один ряд (вместо 3-х на ПЛ проекта 658), взамен IV отсека было врезано два новых отсека общей длиной 25,5 м. На ПЛ разместили навигационный комплекс «Сигма-М». Состав основного оборудования сохранился по проекту 658. В носовом ракетном отсеке также размещались системы и устройства с постами управления комплексом, а в кормовом – механизмы и устройства, не требовавшие обслуживания при стрельбе.
По проекту 701 предусматривалось вооружение подлодок проекта 658М шестью пусковым установками 4С-75-1 для ракет Р-29 комплекса Д-9.

На корабле пр.701 верхние части ракетных шахт прикрывались специальным банкетом, располагавшимся за ограждением рубки. За банкетом находилась платформа с ВВАБТ «Параван» и ее лебедка. Для обеспечения требуемой продольной прочности корпуса, в его нижней части в районе между первым и седьмым (реакторным) отсеками, смонтировали киль коробчатой конструкции. На лодке имелось 16 (а не 14 как у АПЛ пр.658) бескингстонных ЦГБ, причем роль средней группы (позволявшей кораблю всплывать в позиционное положение) играли шесть из них (№5, №6, №6бис, №7, №7бис и №9). ЦГБ продувались ВВД, а концевые группы также отработанными газами ДГ.
Отсеки подводной лодки:
I отсек — торпедный-жилой.
II отсек — аккумуляторный-жилой;
III отсек — центральный пост;
IV отсек — носовой ракетный
IV-бис отсек — кормовой ракетный
V отсек — вспомогательных механизмов;
VI отсек — реакторный;
VII отсек — вспомогательных механизмов;
VIII отсек — турбинный;
IX отсек — электромеханический;
X отсек — кормовой жилой и вспомогательных механизмов;
XI отсек — кормовой торпедный.
В марте 1965 г. ЦКБ-16 закончило разработку технического проекта и 2 августа 1965 г. его утвердили совместным решением Министерства судостроительной промышленности и командования ВМФ. При этом был выдвинут целый ряд замечаний, для устранения которых требовалось выполнить дополнительные проектные проработки и совместно с ЦНИИ-1 МО (в/ч 27177) принять решение об их внедрении в пр. 701.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МБР Р-29

Тип комплекса

Д-9

Тип ракеты

Р-29

Разработчик

КБМ

Состояние

На вооружении с 1974 г.

Дальность стрельбы, км

8000

Стартовый вес, кг

33,3-33,35

Длина, м

12,955-13,435

Диаметр корпуса, м

1,80

Тип ГЧ

моноблочная

Число ББ

1

Тип старта

надводный и подводный с глубины до 50 м

Число ступеней

2

Тип топлива

жидкое

Примечание:
ББ – боевой блок;
ГЧ – головная часть;
КБМ – Конструкторское бюро машиностроения;
РГЧ – разделяющаяся головная часть;
РГЧ ИН — разделяющаяся головная часть индивидуального наведения

Эти замечания касались в основном комплектации навигационного комплекса «Сигма-701» и АКЦВС «Альфа-701» (или «Альфа-2»). Их устранение потребовало перекомпоновки ряда помещений корабля. Имелись разногласия и с проектировщиком самого комплекса – СКБ-385. В частности, В.П. Макеев настаивал на том, чтобы шахты были спроектированы на давление, создаваемое в них в процессе пуска ракет, в то время как ЦКБ-16 проектировало их исходя из предельной глубины погружения лодки. Только после проведения специальных пусков, доказавших требуемую прочность конструкции шахт, разногласия удалось устранить.
В соответствии с предложением заместителя Судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко для модернизации корабля пр.658 у него полностью вырезали ракетный отсек и небольшие части прилегающих к нему третьего и пятого отсеков. Вместо них вваривался новый блок, состоявший из двух ракетных отсеков, а также увеличенными частями третьего и пятого отсеков. Длина лодки при этом увеличивалась на 42 м. В период с августа 1964 г. по ноябрь 1965 г. ЦКБ-16 поставило на ССЗ-402 (который должен был осуществлять модернизацию К-145) весь комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями.
Однако проектирование и испытания комплекса Д-9 шли с хроническим отставанием от установленных сроков.
Первоначально на ПЛ пр. 701 предполагалось установить ЦВМ «Азов», разработчик НПО «Агат» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров). При разработке этой машины учитывался передовой опыт в этой области ведущих американских, английских фирм, а так же отечественные разработки. На ЦВМ «Азов-1» отрабатывались схемно-технологические решения, проводились различные испытания. Позже, на основе этой машины под руководством Я.А.Хетагурова для ракетного комплекса Д-9 на ПЛ пр. 701 была создана система «Альфа-1». Ядром системы был высоконадежный многопроцессорный вычислительный комплекс.
Отработка комплекса Д-9 велась на подводной лодке проекта 701 (модернизированная лодка проекта 658) с системой «Альфа-1». Была также разработана система «Альфа-2» для переоборудования под комплекс Д-9 подводной лодки проекта 629 (проекта 601).
Переоборудование подводной лодки К-145 (зав. №906, командир В.И.Илларионов) в экспериментальную АПЛ по проекту 701 началось на Северном машиностроительном предприятие в 1965 году и было закончено в 1970 году. Швартовые испытания завершились на Северном флоте в Оленьей Губе 25 марта 1971 года.
Испытания ракет Р-29 на полигоне завершились в ноябре 1971 года, поэтому к совместным испытаниям лодки и комплекса Д-9 приступили только в декабре 1971 года. 20 декабря 1971 г. на К-145 погрузили первую ракету Р-29.

Первый период испытаний (лодка проекта 701) проходил в филиале полигона в Североморске. Затем летные испытания продолжались в Северодвинске. Ракеты готовились на технической позиции и по железной дороге доставлялись на причал Северного машиностроительного предприятия, где базировались подводные лодки. Там же проводились погрузка, генеральные испытания. Пуски осуществлялись со стартовых позиций в Белом море.

Первый запуск 25 декабря 1971 года с борта АПЛ К-145 пр.701 был успешно произведен из надводного положения, так как ледовая обстановка в Белом море не позволяла произвести подводный запуск.
Пуск ракет Р-29 мог быть осуществлен как из подводного так и надводного положений. Все ракеты могли быть выпущены в одном залпе при скорости подводной лодки до 5 узлов, с глубины до 50 метров и волнении моря до 6 баллов
Последующие три старта также прошли успешно. Но во время пятого запуска в марте 1972 года во время предстартового наддува баков ракеты произошло разрушение топливных баков первой ступени. Подлодка по команде капитана 2 ранга Ю. Илларионова произвела срочное всплытие. Была выдана команда на отмену предстартовой подготовки и открыта крышка шахты. Однако эти меры не предотвратили взрыва. Корпус шахты выдержал, но авария вынудила отправить лодку на ремонт на Северный машиностроительный завод. Ремонт продолжался до 3 августа 1972 года.
Совместные испытания были закончены 28 ноября 1972 года после пуска 13 ракет. Две ракеты впервые в мире были запущены на межконтинентальную дальность — по полигону в акватории Тихого океана. Позднее для проведения испытаний была привлечена АПЛ К-279 проекта 667Б, с нее выполнено 6 пусков. Комплекс Д-9 принят на вооружение 12 марта 1974 года Постановлением СМ №177-67, производство ракет Р-29 было развернуто на Красноярском машиностроительном заводе.
Приемный акт лодки был подписан 19 декабря 1976 года. 19 декабря 1976 года ПЛАРБ «К-145» была зачислена в состав 18-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Гремиху.
В 1977 — 1978 годах ПЛАРБ находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
В кампанию 1979 — 1980 годов ПЛАРБ «К-145» выполнила два автономных похода на боевую службу.
В период с марта по июнь 1979 года на лодке была произведена перезарядка активных зон реакторов.
В 1984 — 1989 годах ПЛАРБ «К-145» находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
14 марта 1989 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего с момента спуска на воду ПЛАРБ «К-145» прошла 83170 морских миль за 11798 ходовых часов.
С 1988 года по 2002 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву на отстое.
По состоянию на 2002 год лодка проходила утилизацию на судоремонтном заводе №35 в Росте.

В экспозиции музее истории СПМБМ «Малахит» представлена модель интересного и малоизвестного подводного ракетоносца проекта 701.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦПБ «Волна»
Гл.конструктор Н.Ф. Шульженко
Завод-строитель СМП
Число кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1976
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 4900
Длина наибольшая, м 129,8
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 7,4
Запас плавучести, % 29
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 426П
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5-лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 24
— надводная под ГТЗА 14-15
— подводная под ГЭД ок. 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж (в т. ч. офицер.), чел. 106(32)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-9 (ракета Р-29)
— число ракет 6
— тип рак. шахт вертикальные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
— система управления стрельбой «Ленинград-658″
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС миноискания «Плутоний»
— ГАС ЗПС и ОГС МГ-25
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— ст. опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-658М»
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— автомат. радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— кораб. приемоиндикатор КПФ-2
— дистанц. магн. компас КДЭ-П
— зенитн. перископы ПЗНГ-8, ПЗН-7 и др.
Радиосвязное:
— р/передатч. КВ «Искра»,»Окунь-ПЛ»
— р/приемник КВ «Брусника-М-ПЛ»
— приемо-передатч. УКВ «Графит-1″
— р/приемник ДВ «Глубина» и др

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Ю.В. Апальков «Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ»
Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год
А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003
http://www.dogswar.ru
https://ru.wikipedia.org

МОДЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 701. МУЗЕЙ СПМБМ «МАЛАХИТ»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9 C РАКЕТОЙ Р-29
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap