ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ

NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 671RT

Еще в период строительства головной атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 671 был поднят вопрос об усилении боевых возможностей кораблей этого проекта за счет расширения номенклатуры применяемого на них оружия. Одним из путей решения этой проблемы являлось использование на подводной лодке торпед калибра 650 мм.
Для расширения боевых возможностей АПЛ проекта 671 в борьбе с надводными кораблями (главным образом с ударными авианосцами) в ноябре 1961-го года было принято совместное решение Министерства судостроительной промышленности и Военно-Морского Флота об усилении торпедного вооружения за счет оснащения атомных подводных лодок новыми сверхмощными дальноходными 650-мм торпедами. Одна — две такие торпеды были способны вывести из строя крупное боевое судно. Применение мощной ядерной боевой части значительно увеличивало потенциал данного оружия. Другой важнейшей особенностью данных торпед была способность преодолеть ими расстояние в 50 километров со средней скоростью около 50 узлов (по сей день ни одна торпеда зарубежного производства подобными возможностями не обладает).
Для установки на борту подводной лодки 671-го проекта крупногабаритного оружия потребовалось внести изменения в конструкцию судна, в частности, увеличить длину торпедного отсека.
В 1962 году СКБ-143 выполнило проработку АПЛ проекта 671 с двумя и четырьмя торпедными аппаратами (ТА) калибра 650 мм. По результатам рассмотрения проработки было признано целесообразным разработать технический проект АПЛ проекта 671РТ (в бюро конструкторы ее называли «Сёмгой»), вооруженной четырьмя ТА калибра 533 мм и двумя ТА калибра 650 мм для стрельбы торпедами большого калибра, а также осуществления старта противолодочных ракето-торпед.
Совместным решением предписывалось предусмотреть при разработке технического проекта установку на АЛЛ дизель-генератора увеличенной мощности.
При разработке технического проекта в СКБ-143 были проработаны в инициативном порядке мероприятия, направленные на повышение боевой эффективности корабля и технологичности его постройки. Среди них: изыскание возможности увеличения общего количества боезапаса. Прорабатывался вариант с 6 торпедами калибра 650 мм и 18 торпедами калибра 533 мм. Однако в этом случае не обеспечивалось условие надводной непотопляемости при затоплении первого отсека увеличенной (для запасных торпед большого калибра) длины; облицовка лёгкого корпуса новым, более толстым покрытием. Наряду с положительными качествами, новое покрытие создавало серьезные затруднения в разработке способов его крепления. Эксплуатационная надежность данного покрытия не проверялась, велись только поисковые работы по определению оптимального способа крепления пластин покрытия; установка наиболее виброактивного оборудования в блочной конструкции, отключенной от прочного корпуса.

Во время модернизации проекта 671 изменили некоторые технические элементы силовой установки атомной подводной лодки. Для дальнейшего снижения акустического поля автономные турбогенераторы и их обслуживающие механизмы а также турбозубчатый агрегат установили в едином агрегате (блоке) на общей раме с амортизирующим двухкаскадным креплением.
Решение серьезной технической задачи по формированию блока было найдено инициатором этого предложения Н.П.Быковым совместно с Г.В.Асеевым, А.П.Петровским и И.А.Лебедевым, с учетом ведущихся аналогичных работ на АПЛ пр.705. Представилась реальная возможность объединить в едином блоке ГТЗА, автономные ТГ с обслуживающими их механизмами и установить этот блок на общую промежуточную раму. Блочное исполнение ПТУ давало возможность решить еще ряд важных вопросов, связанных с повышением работоспособности и надежности работы оборудования, снижением трудоемкости его монтажа на корабле.
После принятия окончательного решения об агрегатной компоновке оборудования ПТУ, возникли другие вопросы, связанные со сложностью разработки конструкции промежуточной рамы, определением её виброакустических характеристик, взаимным влиянием одновременно работающих в агрегате механизмов. Расчетным путем решить все вопросы не представлялось возможным, поэтому окончательная отработка всего комплекса могла быть выполнена только по результатам работы на корабле в период его опытной эксплуатации.
Для сокращения стапельного периода корабля предполагалось компоновать оборудование в агрегатах вне корабля на специально оборудованных стендах.
Вместо 200-киловатного дизель — генератора постоянного тока АПЛ получила более мощный 460-киловатный дизель-генератор. При вынужденном расхолаживании паропроизводящей установки обоих бортов этим обеспечивался в подводном положении ход под гребными электродвигателями или подзарядка аккумуляторных батарей.
Изменения в составе энергоустановки, усиление ракето-торпедного и торпедного вооружения, применение более совершенных новых средств управления торпедным огнем потребовали удлинения прочного корпуса на 8800 мм и увеличения диаметра на 100-500 мм. Это обусловило увеличение водоизмещения субмарины и незначительное снижение скоростных характеристик АПЛ.
Непосредственное организационно-техническое руководство всеми проектными работами осуществлялось главным конструктором Г.Н.Чернышевым. Главным наблюдающим по АПЛ пр.671РТ от ВМФ был В.А.Отсон. Начальником представительства по наблюдению за разработкой рабочих чертежей и эксплуатационной документации был В.Н.Воронов, а с 1971 г. А.Г.Варышев.
Технический проект 671РТ АПЛ был закончен в декабре 1964 года. Водоизмещение корабля с новым торпедным и ракетным оружием возросло на 350 м3, длина корабля — на 4,8 м. Подводная скорость на полном ходу уменьшилась на один узел. Все остальные характеристики корабля, включая показатели защиты и скрытности, остались такими же, как и у прототипа — АПЛ пр.671, или претерпели незначительные изменения.

У АПЛ проекта 671РТ по сравнению с лодками проекта 671 было несколько измененное расположение отсеков:
В первом отсеке размещались торпедные аппараты, провизионные и жилые помещения;
Во втором — кают-компания, каюты и столовая личного и мичманского составов, камбуз и ДУК (спец. система, которая обеспечивает выброс мусора за борт лодки);
В третьем — провизионные камеры, вспомогательные механизмы и центральный пост;
В четвертом — реакторы;
В пятом — блок ГТЗА-АТГ, пост энергоустановки и опреснительная установка;
В шестом — пароэжекторные холодильные установки, компрессоры, преобразователи ПР-501-2;
В седьмом — дизель-генератор и жилые помещения;
В восьмом — гребные электродвигатели, камбуз, приводы рулей, химический пост.
Корабль оснастили усовершенствованным гидроакустическим комплексом МГК-300Т «Рубин». Значительно возросли боевые возможности лодки. Это было достигнуто за счет оснащения информационно-управляющей боевой системой «Ладога». За рубкой в отсеке легкого корпуса устанавливалась протяженная связная буксируемая антенна системы «Параван», которая обеспечивала на глубине до 160 метров прием сверхдлинных волн.

Вооружение АПЛ состояло из четырех торпедных аппаратов калибра 533 мм и двух калибра 650 мм. В зависимости от решаемой задачи определялся боезапас.
При рассмотрении техпроекта 1 ЦНИИ ВК не поддержал предложенное СПМБМ решение по обеспечению условий надводной непотопляемости для первого отсека путем создания герметичной горизонтальной платформы и потребовала обеспечения непотопляемости в её «классическом» виде, то есть при затоплении всего первого отсека. В результате проработок, выполненных Бюро, была установлена поперечная переборка с рецессом. На корабле появился дополнительный отсек.

Результаты проработок нашли своё отражение в оформленном в августе 1965 г. совместном решении выполнить корректированный технический проект корабля в I квартале 1966 г. Совместно с ЛКЗ предполагалось подробно проработать блочную ПТУ.
В декабре вышло новое решение МСП и ВМФ предусматривающее выполнение еще одной корректировки технического проекта АПЛ пр.671 РТ в связи с заменой покрытия корпуса. С учетом всех изменений по проекту, принятых совместными решениями, корректировку технического проекта Бюро завершило в марте-апреле 1966 г. Одновременно с работами по техническому проекту Бюро вело активную подготовку к выпуску рабочих чертежей.
Головная подводная лодка К-387 (зав. №801, командир А.Печенкин) построена на заводе «Красное Сормово» и передана ВМФ по приемному акту от 30 декабря 1972 г. Завод построил еще три АПЛ данного проекта (зав. № 802, 803 и 804). Строительство АПЛ пр.671РТ велось и на Адмиралтейском заводе (ЛАО). Приемный акт по головному кораблю К-495 (зав №621, командир А.В.Горбунов, ответственный сдатчик Б.А.Башарин) подписан 31 декабря 1975 г. На ЛАО было построено и передано ВМФ еще две АПЛ пр. 671РТ в 1976 и 1978 гг. (зав. № 625 и 627). Всего в 1972 — 1978-х гг. в Ленинграде и в Горьком построили семь лодок проекта 671 РТ с усиленным торпедно-ракетным вооружением «Водопад» и 650-мм торпедными аппаратами. Командирами кораблей серии «671РТ» были А.В.Горбунов, А.И.Шевченко, Р.З.Чеботаревский, А.Печенкин, Близнюк, Рыбалко и др.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ II ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА 671РТ

Проект

Завод-строитель

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

671РТ

Красное Сормово

801

К-387

1971

1972

802

К-371

1973

1974

803

К-467

1974

1976

804

К-488

1976

1978

Ленинградское Адмиралтейское объединение

621

К-495

1974

1975

625

К-513

1975

1976

627

К-517

1977

1978

Подводная лодка проекта 671РТ создавалась под новое перспективные виды оружие, работы по которым начались в 1960-е годы. Для стрельбы из 650-мм торпедных аппаратов использовались дальноходными противокорабельными торпедами типа 65-73 и 65-76. Для обеспечения ракетоторпедной и торпедной стрельбы в ЦКБ «Полюс» (гл. конструктор Т.Н.Шерементьев) была разработана система управления «Ладога 1В-671РТ». Система управления торпедными аппаратами и устройством быстрого заряжания была разработана в НПО «Аврора» (ведущий разработчик М.Э.Шифман), она обеспечивала подготовку ТА в автоматическом режиме.
С целью увеличения дальности противокорабельных торпед было предложено увеличить их калибр до 650-мм, вместо традиционных 533-мм. Работы по разработке новой торпеде выполнило НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»). В 1973 году на вооружение ВМФ была принята первая такая прямоидущая торпеда 65-73, имеющая дальность хода 50 км и скорость 50 узлов. В боевой части применен спецбоеприпас с дис¬танционным взрывателем. Силовая установка торпеды с газотурбинным двигателем 2ДТ работала на перекиси водорода и керосине с забортной водой.

Разработка усовершенствованного варианта торпеды 65-73 с новыми возможностями проводилась в ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор В.А.Келейсинов). В 1976 году на вооружение АПЛ проекта 671РТ была принята эта дальноходная самонаво¬дящаяся торпеда под индексом 65-76, Новая торпеда имела акустическую систему самонаведения по кильватерному следу надводного корабля-цели, заряд обычного взрывчатого вещества массой 500 кг (может применяться и СБП), электромагнитный неконтактный и контактный взрыватели.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ 650-ММ ТОРПЕД

Характеристики

65-73 (Т-65)

65-76 (65-76А, ДТ)

Состояние

На вооружении с 1973 г.

На вооружении с 1976 г.

Разработчик

НИИ-400

ЦНИИ «Гидроприбор»

Гл.конструктор

В.А.Келейсинов

В.А.Келейсинов

Kалибр, мм

650

650 (650)

Длина, мм

11000

11000 (11000)

Вес торпеды, кг

4700

Более 4000 (4500)

Вес заряда, кг

300 (СБЧ)

450-500 (обычная и СБЧ)

Дальность хода, м

50000

50000 (70000, 100000/50000)

Скорость хода, уз

50

50 (30/50)

Тип двигателя

Газотурбинный 2ДТ

Газотурбинный 2ДТ

разработчик

НИИ «Мортеплотехника»

НИИ «Мортеплотехника»

Рабочее вещество

Керосин + Перекись водорода

Керосин + Перекись водорода

Мощность, л.с.

1070 кВт

1070 кВт

Система управления

.

Активное акустическое самонаведение

Оснащение АПЛ проекта 671РТ новым типом дальноходных торпед и ракетоторпед калибром 650мм, наряду с дополнительными мероприятиями по снижению шумности, повысило боевые возможности этого типа подводных лодок.
За создание этой подводной лодки проекта 671РТ главный конструктор Г.Н.Чернышев, его заместитель В.Д.Левашов и главный конструктор по вооружению Л.А.Подвязников были удостоены Государственной премии СССР, а большая группа сотрудников СПМБМ «Малахит» награждена орденами и медалями.
Все АПЛ проекта 671РТ вошли в состав 33-ей дивизии подводных лодок Советского флота и базировались в губе Западная Лица. К-371, -387, -467 и -495 в 1982 году передали в состав шестой дивизии подлодок. В 1985 году подводные лодки были перебазированы в губу Ягельная и вошли в состав двадцать четвертой дивизии подлодок. В период с 1989 по 1993 год атомные подводные лодки зачислили в семнадцатую дивизию подлодок и передислоцировались в г. Гремиха на Иокангский рейд.
В 1993-1995 годах все суда проекта 671РТ вывели из состава флота и передали для утилизации.

Постепенно лодки проекта 671 превращались в многоцелевые, что было наиболее присуще кораблям последней модификации – проект 671 РТМ. На лодках этого проекта прошли испытания и были приняты на вооружение новейшие электронные комплексы: гидроакустический — «Скат», навигационный — «Медведица» и БИУС «Омнибус», что су¬щественно повысило боевую эффективность этих АПЛ.
Уникальные конструктивные решения, заложенные в АПЛ пр.671, послужили основой для создания более совершенной подводной лодки пр.671РТ. С целью повышения эффективности гидроакустического вооружения и скрытности этого корабля, в СПМБМ рассматривалась возможность использования нового гидроакустического комплекса «Скат» (гл. конструктор В.В.Громковский).
Использование такого комплекса на подводной лодке позволяло значительно повысить боевую эффективность корабля, в том числе, что весьма важно для многоцелевой подводной лодки, увеличить дальность обнаружения цели по сравнению с комплексом «Рубикон». Однако размещение нового комплекса в полной комплектации при¬водило к значительным изменениям носовой оконечности корабля, легкого корпуса, расположения оборудования в I и II отсеках прочного корпуса, переделкам кормового отсека и оконечности.
В поисках вариантов корабля с наименьшими изменения¬ми водоизмещения было принято решение о введении двух комплектаций гидроакустического комплекса с присвоением им наименований «Скат-М» (малая комплектация) и «Скат-Б» (большая комплектация). Отличие этих комплек¬таций состояло в размерах основной носовой антенны, не¬котором изменении количества стоек аппаратуры внутри прочного корпуса, и значительном увеличении нагрузки на корабль (79 т) при установке комплекса «Скат-Б». Основ¬ная носовая антенна располагалась на цилиндрической капсуле, внутри которой размещалась аппаратура предварительной обработки.
В 1973 г. СПМБМ закончило ряд проработок и высту¬пило с инициативным предложением о замене на АПЛ пр.671 РТ комплекса «Рубин» на вновь разрабатываемый комплекс. Совместным решением МСП и ВМФ от 30 июля 1973г. это предложение было одобрено и Бюро получило указание о выполнении сокращенного технического проекта. Ввиду значительных изменений по кораблю, модернизированной АПЛ пр.671РТ был присвоен номер 671РТМ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СПМБМ
Гл.конструктор Г.Н. Чернышев
Завод-строитель Адмиралтейский(ЛАО), «Красное Сормово»
Число кораблей в серии 7
Сроки вступления в строй, г. 1972-1978
Водоизмещение надводное,м3 ок. 4250
Подводный объем, м3 6650
Длина наибольшая, м 102
Ширина корпуса наибольшая, м 10,6
Осадка средняя, м 7,2
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м более 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж , чел. 70
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ВМ-4 (ОК-300)
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-615
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. около 30000
— тип ТГ ОК-2,
переменный ток, 380 в,50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 2000
— тип ДГ ДГ-460,
постоянный ток,320 в
— число х мощность, кВт 1 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная
с эл. 28-СМ
— число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-137,
постоянный ток
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 375 х 500
— тип движителя РСД 2-лопастный гребной винт
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 1 х 290
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 30
— надводная под ГТЗА ок. 10
— подводная под ГЭД ок. 5

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
— калибр ТА, мм 650, 533
— общее число х калибр
торпед, мм около 25
— система управления
стрельбой «Ладога-1-671РТ»
— тип торпед противокорабельные и противолодочные , ракето-торпеды и мины
Гидроакустическое:
— ГАК «Рубин»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Хром-КМ»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-671″
— кораб. приемоиндикатор КПФ-2 и КПИ-4
— дистанцион. магн. компас КДЭ-П
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— зенитный перископ ПЗНС-10
и др.
Средства радиосвязи, входящие в состав радиолиний «Дальность», «Глубина», «Акула», «Быстрота», УКВ и др.
Средства радиоразведки Р-710, «Калина-К», «Визир-59″, Р-712 и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 17.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Шмаков Р.А. «Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ и 671РТМ» — «Судостроение» №1 – 2000
https://topwar.ru

МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671
МОРСКОЕ ОРУЖИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap