12+



ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671

NUCLEAR SUBMARINE PROJECT 671

12.12.2017
КОНФЕРЕНЦИЯ: 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ ГОЛОВНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671. ФОТОРЕПОРТАЖ

7 декабря 2017 года состоялась научно-техническая конференция, приуроченной к 50-летию со дня сдачи ВМФ головной атомной подводной лодки проекта 671. Конференция прошла на базе Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и была организована совместно со старейшим предприятием в сфере военного кораблестроения – «Адмиралтейскими верфями».
В ходе конференции состоялись выступления ученых и конструкторов, которые участвовали в создании атомных подводных лодок проекта 671.
Разработчик лодки — СКБ-143 (ныне Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), главный конструктор Георгий Чернышев. Техническое задание на проект утвердили в 1959 году, технический проект закончили к концу 1960 года, а в апреле 1963 года в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе (ныне «Адмиралтейские верфи») заложена головная лодка проекта К-38, которая была введена в строй в 1967 году.
Всего было построено 15 лодок проекта 671, большинство из них выполняли задачи в составе Северного флота. Три подводные лодки проекта 671, предназначенные для Тихоокеанского флота, были построены по измененному проекту 671 В.
ВТС «БАСТИОН», 12.12.2017

КОНФЕРЕНЦИЯ: 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ ГОЛОВНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671. ЧАСТЬ 1
КОНФЕРЕНЦИЯ: 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ ГОЛОВНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671. ЧАСТЬ 2


АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671

Первый опыт эксплуатации АПЛ позволил заинтересованным организациям подготовить, а Правительству уже 28 августа 1958 г. принять специальное постановление о создании корабельных атомных энергетических установок второго поколения. Подготовка этого постановления велась совместно Минсредмашем, Минсудпромом и Военно-Морским Флотом. Работы предполагалось широко развернуть в начале 1960-х годов, а строительство достаточно крупных серий АПЛ и НК предполагалось провести во второй половине 1960-х годов. Под каждый тип подводных лодок для реализации заложенных в них ТТХ, в первую очередь по скорости, требовались существенно различные мощности АЭУ. Поэтому первоначально предполагалось создание трех типов установок. Но уже на стадии технического проектирования возникло предложение обеспечить основные корабли второго поколения единой максимально унифицированной установкой. Задача была решена путем создания по существу двух модификаций ППУ, в одной из которых предусматривалось 5, а в другой — 4 полностью унифицированных парогенератора.
Практически параллельно шло проектирование отечественных атомных подводных лодок (АПЛ) 2-го поколения, которое началось в ходе строительства головных кораблей 1-го поколения и уточнения данных и оборудования серийных кораблей. Тогда Государственный комитет по судостроению объявил конкурс для проектных организаций по новым проектам АПЛ.
В начале 1958 года трем конструкторским бюро подводного кораблестроения (ЦКБ–112, ЦКБ-18 и СКБ-143) поручили в кратчайший срок выполнить исследовательские проработки атомных подводных лодок различного тактического назначения с ракетным и торпедным вооружением для определения основных участников – разработчиков энергетических установок, новых материалов, образцов оружия, радиоэлектронного вооружения и т.д. По заданию прорабатывалось четыре проекта перспективных АПЛ нового – второго поколения: проект 667 с баллистическим ракетами, проект 669 – большой АПЛ с мощным торпедным вооружением, проект 670 – малой АПЛ с торпедным вооружением для массовой постройки и проект 671 – противолодочной АПЛ. Последняя должна была иметь нормальное водоизмещение не более 2000 т, мощную гидроакустику, четыре торпедных аппарата с боезапасом в восемь торпед, скорость хода около 30 узлов и глубину погружения до 300 м.
СКБ-143 предложило все атомоходы второго поколения делать с силовой установкой на трехфазном переменном токе, число реакторов опреде¬лять требуемой мощностью, обводы же должны были соответствовать плаванию только под водой. Для всех проектов в этом бюро предложили единую схему одновальной энергетической установки с размещенными в одном отсеке главным турбозубчатым агрегатом и двумя автономными турбогенераторами переменного тока и вспомогательными механизмами с повышенным резервированием. В проекте 671 нашли способ совместить в носовом отсеке крупногабаритную гидроакустическую станцию увеличенной дальности действия с антенной большого диаметра с торпедным вооружением.
По завершению конкурса дальнейшую разработку и строительство новых атомных подводных кораблей с учетом производственной загрузки поручили следующим организациям: проект 667 – ЦКБ-18 и заводу №402 соответственно, проект 670 (к тому времени лодка стала с крылатыми ракетами) – ЦКБ-112 и заводу «Красное Сормово», проект 671 — СКБ-143 и Адмиралтейскому завода. 3 декабря 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым утвердили план проектирования и строительства атомных подводных лодок второго поколения, в нем были все перечисленные выше проекты кораблей.

Постановлением было предписано создание средней подводной лодки противолодочной обороны с торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой (пр. 671). Проектирование этой лодки поручалось СКБ-143, а строительство — Адмиралтейскому заводу в Ленинграде. Были установлены сжатые сроки проектирования:
— тактико-техническое задание — (ТТЗ) — IV квартал 1959 г..
— эскизный проект — 1 квартал 1960 г..
— технический проект — IV квартал 1960 г.
В мае 1959 года СКБ-143 получило заказ на разработку эскизного и технического проекта 671. Главным конструктором этой АПЛ был назначен Г.Н.Чернышов. Для оперативно-технического руководства работами по проекту при главном конструкторе действовала группа в составе заместителя главного конструктора Л.А.Самаркина и сотрудников группы: А.И.Колосова (в последствии зам. гл. конструктора), ВД.Левашова, А.В.Королева и других. Главным наблюдающим по проекту от ВМФ был В.И.Новиков.
До ноября 1959 года было выполнено обоснование, согласование и утверждение тактико-технического задания на проект 671 и началось его эскизное проектирование. Тогда обсуждались предложенные технические решения, величине полной подводной скорости, состав и количество вооружения, выбор гидроакустического комплекса.
В тоже время СКБ-143 продолжило проектные исследования АПЛ проекта 671. В поисках оптимального решения по кораблю и создания эффективного подводного истребителя бюро рассматривались и предлагались для реализации в проекте нетрадиционные решения, часть из которых не была принята представителями ВМФ. В связи с этим в ТТЗ по ряду вопросов намечались различные варианты решений. В тактико-техническом задании предусматривалась проработка проекта в двух вариантах по запасу плавучести: с минимальным конструктивным запасом около 16% от нормального водоизмещения и запасом плавучести, обеспечивающим существующие требования надводной непотопляемости.
Согласно ТТЗ, перед противолодочной АПЛ стояли задачи борьбы с подводными лодками противника при их выходе из базы, на переходе и на позициях вероятного использования оружия против нашего побережья и кораблей. Кроме того, АПЛ пр.671 должна была прикрывать переходы наших кораблей и конвоев от ударов подводных лодок противника, а также уничтожать подводные лодки и малые корабли противолодочной обороны (ПЛО) противника, развернутые на противолодочных рубежах. Становилось все более ясно, что «671-я», оставаясь в плане строительства единственной лодкой с торпедным вооружением, приобретает все более универсальный и многоцелевой характер. К тому же проект был единственным, согласно которому заметно увеличивались глубины погружения и стрельбы.
Необходимость в таких кораблях диктовалась пополнением флота США атомными подводными ракетоносцами, способными наносить ядерные удары по объектам на территории нашей страны.
Сложность заключалась в том, что противолодочная субмарина должна обладать максимальными глубиной погружения и скоростью, хорошей маневренностью, эффективными средствами обнаружения противника, мощным оружием, и все это — при минимальном водоизмещении. Последнее требование находилось в противо¬речии с прочими. Кроме того, следовало учитывать, что корабли этого типа предстояло изготавливать на заводах внутри страны и переводить к морским базам в специальных доках по рекам и каналам. Однако удовлетворение всех требований привело к росту водоизмещения лодок и поставило под вопрос возможность их проводки по Беломоро-Балтийскому каналу. Поэтому борьба за сокращение водоизмещения потребовала искать необычные инженерные решения и помогла достичь высоких тактико-технических характеристик лодок проекта 671.

Тогда было доказано, что, по сравнению с двухвальной, одновальная главная энергетическая установка обеспечивает наименьшие водоизмещение, шумность, наибольшую скорость и лучшую маневренность. Твердая позиция главного конструктора Г.Н.Чернышова и руководителя бюро В.И.Дубовиченко, поддержка Госкомитета по судостроению, позиция главного наблюдающего от ВМФ В.И.Новикова сказались, и главком ВМФ С.Г.Горшков согласился, «в виде исключения», на одновальную установку в проекте 671. А для конструкторского бюро открылся путь к созданию атомоходов с корпусами в виде тела вращения с главными размерениями, чье отношение, с точки зрения ходкости в подводном положении, было близко к оптимальному, и к увеличению диаметра прочного корпуса. Последнее позволило совместить 1-й и 2-й отсеки, разместив в носовом торпедное вооружение, жилые помещения, аккумуляторы, необходимые системы и гидроакустическую аппаратуру.
Было проработано около 20 вариантов корабля, в которых менялись состав оборудования и его компоновка, тип атомных энергетических установок (АЭУ), количество гребных винтов, род тока и особенно условия надводной непотопляемости (в ТТЗ сразу было оговорено два варианта выбора запаса плавучести — с минимальных 16% и с обеспечивающим надводную непотопляемость). В ходе этих проработок были сформулированы основные принципы проектирования АПЛ:
— одновальная АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность.
— форма корпуса в виде тела вращения с главными размерениями, близкими к оптимальным по условиям подводного плавания.
— увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ).
— совмещение двух традиционных отсеков (торпедного и жилого) в одном с размещением в нем торпедного и гидроакустического вооружения.
Эскизный проект 671 был готов в марте 1960-го, его утвердили совместным решением ВМФ и ГКС от 29 июня 1960 года, дальнейшее проектирование задавалось вести на основе второго варианта выполненного проекта. Технический проект 671 СКБ-143 закончило в декабре 1960 года, проект и основные ТТЭ утвердили в сентябре 1961 года.
На начальной стадии проектирования ключевым моментом являлся выбор мощности атомной паропроизводящей установки (АППУ), которая должна была обеспечить превосходство в скорости над АПЛ вероятного противника. Требовалось получить скорость не ниже 30 узлов, хотя сразу было понятно, что сохранить водоизмещение 3000т как у АПЛ пр.627 при этом не удастся.
Главный конструктор и специалисты бюро остановились на двухреакторной установке АППУ типа ВМ-4 в комплектации: один реактор с четырьмя парогенераторами (главный конструктор реактора И. И. Африкантов, ОКБМ). Большой диаметр прочного корпуса позволил удачно разместить два реактора с поперечным расположением.
Главная энергетическая установка АПЛ-671-го проекта (имевшая номинальную мощность 31 000 л. с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора должна была производиться с циклом восемь лет.
По сравнению с реакторами первого поколения компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Хотя она и осталась петлевой, были значительно сокращены пространственная распределенность и объемы первого контура (т. е. реактор стал более компактным и «плотным»). Была реализована схема «труба в трубе», а также произведено «навешивание» насосов первого контура на парогенераторы.
АПЛ проекта 671, названная в бюро конструкторами «Ёрш», имела двухкорпусную конструкцию. Легкий корпус, носовую часть надстройки, вертикальные и горизонтальные стабилизаторы выполнили из маломагнитной стали, ограждение рубки, среднюю и кормовую части надстройки — из алюминиевого сплава, обтекатель антенны гидролокатора и перья рулей — из титанового. Особое внимание уделили тщательной отделке наружных обводов и закрытию отверстий в надстройке и ограждении рубки.
В прочный корпус из высокопрочной стали АК-29 вписали двухреакторную установку ВМ-4, созданную в горьковском ОКБ-92 (ОКБМ) с учетом эксплуатации первых атомоходов, мощностью примерно на 10% ниже, чем в проекте 627. Приняли схему паротурбинной установки с автономными турбогенераторами. Необходимые мощности набирались за счет двух реакторов в ППУ ОК-300 для АПЛ проекта 671 и одновальных паротурбинных установок с ГТЗА-631 (разработчик СКБ ЛКЗ). Имелись два резервных гребных электродвигателя постоянного тока мощностью по 375 л.с.
Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух автономных турбогенераторов ОК-2 (последние обеспечивали выработку переменного тока 380 В, 50 Гц и включали турбину и генератор мощностью 2000 кВт).
В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А/час), а также два дизель-генератора (200 кВт, 400 В, 50 Гц). Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.
Проектантом главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) было определено CKБ Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак), проектантом АТГ — СКБ Калужского турбинного завода (главный конструктор В. И. Кирюхин). За основу приняли компоновку выполненную в конкурсном, проекте 1958 г. Эта проработка показала в дальнейшем свою долговечность (в том числе и при переходе на блочную агрегатированную установку). Управление АЭУ осуществлялось двумя операторами с центрального пульта установки, расположенного в специальной выгородке турбинного отсека. Очень удачной оказалась компоновка двух АТГ переменного тока со сбросом пара в секции главного конденсатора. Работы по созданию АЭУ для АПЛ пр.671 с системами управления в бюро возглавил П. Д. Дегтярев, главный конструктор по энергетике.

На АПЛ пр.671 впервые был принят в качестве основного трехфазный переменный ток напряжением 380В, частотой 50 Гц, имеющий ряд преимуществ перед постоянным током. Основными источниками электроэнергии в электроэнергетической системе (ЭЭС) являлись два генератора напряжением 400В типа ТМВ-2–2 мощностью по 2000КВт, дизель-генератор МСК 103–4 мощностью 200 КВт и две группы аккумуляторных батарей типа 426–11. Преобразование переменного тока в постоянный осуществлялось двумя обратимыми преобразователями типа ПР-501 (завода «Электросила») мощностью по 500 кВт каждый. Работа источников электроэнергии и ГЭД контролировалась централизованно с пульта ЭЭС при помощи системы управления «Байкал». Активное участие на всех этапах проектирования и приемки агрегатов на АПЛ принимали специалисты бюро под руководством главного конструктора по электрооборудованию В. П. Горячева.
По сравнению с проектом 627, при большем на 30% подводном водоизмещении новая лодка имела такую же смоченную поверхность, а при меньшей на 10% мощности на винте подводная скорость возросла на 4 узла. На это пошли сознательно, чтобы обладать уверенным превосходством над лучшими зарубежными атомоходами и иметь запас для модернизаций и модификаций.
В сравнение с ПЛ I поколения проекта 627А новая «671-я» была оснащена новыми образцами оружия и радиоэлектронного вооружения, имела увеличенную глубину погружения и большую скорость хода, улучшенные условия обитаемости и более надежное оборудование. В результате, подводная лодка проекта 671 значительно превосходила АПЛ проекта 627А по боевой эффективности.
Первоначально для лодки предполагалось создать специальный гидроакустический комплекс. По ТТЗ предусматривалось размещение на АПЛ гидроакустического комплекса (ГАК) «Керчь» разработки ленинградского НИИ-3 (ЦНИИ «Морфизприбор»). Однако главный конструктор принял решение об установке на АПЛ нового ГАК МГК-300 «Рубин» (главные конструкторы Н. Н. Свиридов, потом В. И. Аладышкин), созданный для АПЛ пр.661 , который по тактико-техническим данным превосходил «Керчь». Он размещался в носовой оконечности за выгородкой, над ними были торпедные аппараты.
Комплекс «Рубин» (гл. конструктор Е.И.Аладышкин, зам. Гл. конструктора Н.С.Вышкинд) предназначен для наблюдения за подводной обстановкой, дальнего обнаружения надводных кораблей и выдачи целеуказания торпедному и ракетно-торпедному оружию. МГК-300 имеет режимы: шумопеленгование с автоматическим сопровождением целей; измерение дистанции методом „эхо» до автоматически сопровождаемой цели; кодовая связь с измерением расстояния до корреспон¬дента, телефонно-телеграфную связь, опознавание; определение направления на работающие гидролокаторы и измерение их частоты. Обладает высоким энергетическим потенциалом, позволяющим обнаруживать надводные цели в дальних зонах акустической освещенности. Благодаря комплексированию режимов работы снижены массо — габаритные характеристики комплекса.

ГАК «Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей порядка 50–60 км. Он включал носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотную антенну ГАС миноискания МГ-509 «Радиан» в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи, гидроакустической сигнализации и ряд других элементов.
Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом «Сигма». Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.
Выдвижные устройства включали перископ ПЗНС-10, антенну системы радиоопознавания МРП-10 с ответчиком, радиолокационный комплекс «Альбатрос», радиосвязные антенны ВАН-М или «Анис» и «Ива», пеленгатор «Завеса», а также устройство РДП. Имелись гнезда для ряда съемных антенн, устанавливаемых при решении конкретных задач. На борту подводной лодки был установлен навигационный комплекс, обеспечивающий курсоуказание и счисление пути.
Вооружение корабля состояло из шести 533-миллиметровых торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 — в ТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.
Одной из сложных была задача создания новой системы стрельбы торпедами. Увеличение глубины стрельбы в 2.5 раза потребовало от проектантов стендовой и натурной отработки. С этой задачей успешно справились специалисты Конструкторского бюро по проектированию аппаратов (КБА) в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора И. М. Иоффе (затем Л. А. Подвязникова), гл. конструктор темы Л.Б.Саксонов.
Автоматизацию процесса подготовки ТА к стрельбе обеспечивала система «Кипарис» (разработчик ЦКБ-18, ведущий разработки А.З.Матвеев). Боезапас корабля был также увеличен по сравнению с АПЛ первого поколения и включал в себя кроме обычных торпед только что появившиеся на вооружении противолодочные торпеды «Вьюга». Для управления торпедной стрельбой установлена система «Ладога-2», разработанная в ЦКБ «Полюс» (гл. конструктор А.И.Бутов). На АПЛ применен вновь разработанный навигационный комплекс «Сигма 671» (гл. конструктор В.И.Маслевский), кроме этого установлены РЛС «Альбатрос», станция госопознавания «Хром-КМ», зенитный перископ ПЗПС-10, радиосвязное оборудование и др. Применили автоматизированное дистанцион¬ное управление техническими средствами и вооружением, повысили эффективность систем воздуха высокого давления, гидравлики, рулевых и других устройств.
Глубина погружения АПЛ определялась по ТТЗ в 400 м (на АПЛ пр.627–300 м). Для корпуса была выбрана сталь марки АК-29, разработанная ЦНИИ-48, ныне ЦНИИ КМ «Прометей» (директор — академик И. В. Горынин). Ее отработка началась еще для АПЛ пр.639 с изготовления опытного отсека 4ДМ. Параллельно исследовалась возможность изготовления корпуса из высокопрочных титановых сплавов (пр.661), однако, учитывая отсутствие в то время опыта их внедрения, предпочтение отдали стали АК-29.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов кругового сечения. Шпангоуты, кроме кормовой оконечности, располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса имела продольную систему набора. Плоские переборки прочного корпуса рассчитывались на давление 10 кгс/см. Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:
— 1-й торпедный, аккумуляторный и жилой.
— 2-й центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы.
— 3-й реакторный.
— 4-й турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты).
— 5-й электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок).
— 6-й жилой и дизель-генераторный.
— 7-й рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).
Ограждение рубки и надстройка были выполнены из сплава АМг-61 . Печальный опыт использования алюминиевого сплава на АПЛ пр.629 в данном случае не подтвердился. Материал выдержал испытание временем благодаря эффективной протекторной защите и окраске. Большая заслуга в создании корпусных конструкций принадлежит главному инженеру Б.К. Разлетову и главным конструкторам по корпусу В.Г. Тихомирову и В.В. Крылову.

Рабочие чертежи были подготовлены в 1961 году. Постройка АПЛ впервые была организована в Ленинграде. Подготовка производства для этого началась на Адмиралтейском заводе в 1960 г. Работу возглавил директор завода — до 1964 г. Б.Е.Клопотов, а с 1965 г. — В.Н.Дубровский и главный инженер — до 1967 г. Н.И.Пирогов, а в 1967 — 1969 гг. — И.С.Белоусов. На заводе приступили к строительству новых цехов, стендов, освоению стали АК-29, собрали специалистов, ведь это предприятие давно не занималось субмаринами.
Постройка лодок велась (гл. строитель К.Ф.Терлецкий) на горизонтальных стапельных местах в цехе №12, для чего потребовалась его существенная реконструкция. В 1963 — 1964 гг. в дополнение к трем существующим пролетам цеха было построено еще три. Грузоподъемность спускового дока была увеличена до 4000 т. Сдаточная база АПЛ была организована на МП «Звездочка». Для транспортировки АПЛ по внутренним водным путям в Северодвинск были созданы новые транспортные доки проекта 1753, аналогичные докам, построенным для завода «Красное Сормово».

Все это происходило в сложное время. «Холодная война» была в самом разгаре и «потенциальный» противник имел кораблестроительную программу не менее амбициозную, чем наша. В середине 1960-х годов вступили в строй головные многоцелевые АПЛ нового поколения США, СССР и Великобритании. Американская АПЛ типа “Стерджен” является дальнейшим развитием кораблей типа “Пермит” (серия насчитывала 14 ед.). В 1966-1975 гг. ВМС США передано 37 АПЛ этого типа. Это была самая крупная в тот период программа многоцелевых АПЛ, к реализации которой было привлечено шесть верфей.
Одновременно в СССР также была развернута постройка многоцелевых АПЛ 2-го поколения. Головная АПЛ К-38 (зав. №600, командир Е.Д.Чернов) проекта 671 была заложена 12 апреля 1963 г. на Адмиралтейском заводе (отв. сдатчик О.С.Покровский), спущена на воду 28 июля 1966 г. В июле 1967 г. у достроечной стенки закончили швартовые испытания головной лодки, и в транс¬портном доке отправили ее по Беломоро-Балтийскому каналу на сдаточную базу завода в Северодвинске. Во время испытаний установили рекорды подводной скорости, глубины погружения и использования оружия; лодка показала превосходную маневренность, и 5 ноября правительственная комиссия подписала акт о приемке. Переданная флоту 5 ноября 1967 г. головная АПЛ проекта 671, в один день с головным кораблем проекта 667А. Председателем правительственной комиссии был вице-адмирал Г.И.Щедрин.
Всего на Адмиралтейском заводе в 1967 — 1974 гг. было построено 15 атомо¬ходов проекта 671. Командирами этих кораблей были Е.Д.Чернов, Р.А.Кетов, В.А.Седельников, Михайлов, Р.И.Пирожков, А.И.Семенов, В.П.Иванов, В.Н.Шувалов, В.Яровенко, В.Гонтарев, Э.В.Гашкевич, В.Я.Барановский, В.И.Герасимов, П.М.Маргулис, В.С.Урезченко и др. Руководителем группы технической помощи на Адмиралтейском заводе был А.И.Рыжов.
За создание проекта 671 главный конструктор Г.Н.Чернышев был удостоен звания Героя Социалистического Труда, заместитель главного конструктора Л.А.Самаркин и начальники отделов СПМБМ А.Н.Губанов и М.В.Сидоренко, главный наблюдающий ВМФ В.И.Новиков, директор Адмиралтейского завода В.Н.Дубровский и директор ЦНИИ «Аврора» В.И.Шаменков удостоены Ленинской премии, а группа из 40 сотрудников СПМБМ (СКБ-143) награждены орденами и медалями. За большие заслу¬ги в освоении новой сложнейшей техники Е.Д.Чернов — первый командир головной АПЛ проекта 671 «К-38» — впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза.
В период серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. За это время было принято около 110 решений, позволивших заменить устаревшее оборудование. Особенно интенсивно шла работа по снижению шумности кораблей. На последних АПЛ шумность снизилась в 1,5-3 раза, а уровни помех гидроакустического комплекса — в 1,5 раза по сравнению с первым кораблем. Значительно усиливалось вооружение. На корабли устанавливались новые противолодочные комплексы с телеуправляемой торпедой «Дельфин» и ракето-торпедами «Вьюга».
В начале 1980-х годов АПЛ К-147 была оснащена экспериментальной СОКС. На ней переделали ограждение боевой рубки и выдвижных устройств, которое получило такую же форму, как и на ПЛА пр. 971.
На АПЛ зав. №605 впервые был установлен новый ракетный комплекс с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 «Гранат» (SS-N-21) (проект 671К).
В процессе проведения средних ремонтов на ПЛА пр. 671 РЛК «Каскад» заменялся на РЛК «Альбатрос» с приставкой «Корма»
Подводной лодке К-323 (зав. №605) в декабре 1972 года присвоили наименование «50 лет СССР». Одна из лодок К-469 (зав. №614) проекта 671В впервые была вооружена противолодочными ракетами. В ходе серийного производства и эксплуатации на других АПЛ этого проекта появились противолодочные ракеты 81Р «Вьюга». Три корабля (К-314, К-454 и К-469), предназначавшиеся для Тихоокеанского флота, были достроены по измененному проекту 671В.
После 1976 г., в ходе модернизации, на большинстве лодок 671-го проекта ГАК «Рубин» был замечен на более совершенный комплекс «Рубикон» с инфразвуковым излучателем, имеющий максимальную дальность обнаружения более 200 км. На ряде кораблей МГ-509 был также заменен на более современный МГ-519.
14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта — К-314, находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993–1996 гг. боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ ПРОЕКТА 671

Проект

Завод-строитель

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

671

Адмиралтейский завод

600

К-38

1963

1967

601

К-69

1964

1968

602

К-147

1964

1968

603

К-53

1964

1969

604

К-306

1968

1969

605

К-323

1968

1970

606

К-370

1969

1970

608

К-438

1969

1971

609

К-367

1970

1971

Ленинградское Адмиралтейское объединение

610

К-314

1970

1972

611

К-398

1971

1972

612

К-454

1971

1973

613

К-462

1972

1973

615

К-481

1973

1974

671В

614

К-469

1973

1974

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СПМБМ
Гл.конструктор Г.Н. Чернышев
Завод-строитель Адмиралтейский(ЛАО), «Красное Сормово»
Число кораблей в серии 7
Сроки вступления в строй, г. 1972-1978
Водоизмещение надводное,м3 ок. 4250
Подводный объем, м3 6650
Длина наибольшая, м 102
Ширина корпуса наибольшая, м 10,6
Осадка средняя, м 7,2
Запас плавучести, % 32
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Глубина погружения, м более 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж , чел. 70
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ВМ-4 (ОК-300)
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-615
— число х мощность (на валу) ПТУ, л.с. около 30000
— тип ТГ ОК-2, переменный ток, 380 в,50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 2000
— тип ДГ ДГ-460, постоянный ток,320 в
— число х мощность, кВт 1 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28-СМ
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-137, постоянный ток
— число х мощность , л.с. х частота вращения, об/мин 2 х 375 х 500
— тип движителя РСД 2-лопастный гребной винт
— число гр. валов х частота вращения, об/мин 1 х 290
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 30
— надводная под ГТЗА ок. 10
— подводная под ГЭД ок. 5

ВООРУЖЕНИЕ

Торпедное:
— калибр ТА, мм 650, 533
— общее число х калибр
торпед, мм около 25
— система управления
стрельбой «Ладога-1-671РТ»
— тип торпед противокорабельные и
противолодочные , ракето-торпеды и мины
Гидроакустическое:
— ГАК «Рубин»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Хром-КМ»
Навигационное:
— навигационный комплекс «Сигма-671″
— корабельный приемоиндикатор КПФ-2 и КПИ-4
— дистанционный магнитный компас КДЭ-П
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— зенитный перископ ПЗНС-10 и др.
Средства радиосвязи, входящие в состав радиолиний «Дальность», «Глубина», «Акула», «Быстрота», УКВ и др.
Ср-ва радиоразведки Р-710, «Калина-К», «Визир-59″, Р-712 и др.

ВТС «БАСТИОН», 14.02.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Электронная энциклопедия “Военная Россия”

КОНФЕРЕНЦИЯ: 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ ГОЛОВНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671. ЧАСТЬ 1
КОНФЕРЕНЦИЯ: 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СДАЧИ ВМФ ГОЛОВНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 671. ЧАСТЬ 2
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


____
© А.В.Карпенко 2009-2018/A.V.Karpenko 2009-2018
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap