ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ 667 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

THE PROJECT 667 A NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES

Первоначально ракетным комплексом Д-4 предполагалось вооружать модернизированные подводные лодки (ПЛ) проектов 629 и 658, атомную ПЛ проекта 639, которая первоначально планировалась под вооружение комплексом Д-3 с баллистическими ракетами Р-15, затем решено было создать специальный носитель — атомную ПЛ проекта 667 с большим боезапасом ракет.
Решение о разработке атомной ПЛ проекта 667, вооруженной ракетами Р-21 комплекса Д-4, было принято в декабре 1958 г. В кораблестроительной программе на «семилетку» 1959-1965гг. в качестве основного носителя Р-21 стала рассматриваться АПЛ пр 667.
Первая в СССР боевая баллистическая ракета Р-21 с подводным стартом — ракета стартовала из затопленной шахты ПЛ с запуском маршевого ЖРД в воздушный колокол. Р-21 представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с двигателем на жидком топливе и с отделяющейся головной частью. Безударный выход ракеты из шахты обеспечивался применением бугелей, которые скользили по жестким направляющим, закрепленным на стенках шахты. Применены механо-кинематические устройства амортизации ракеты в шахте.
Специфика подводного старта потребовала герметизации отсеков ракеты, электроразъемов, кабелей, пневмогидравлической аппаратуры от наружной морской воды.
Тактико-техническое задание на разработки проекта 667 предусматривало установку на ПЛ 6-8 ракет Р-21, применения АЭУ мощностью 50000 л.с. и достижение скорости подводного хода 25 узлов. Большие габариты ракеты Р-21 (длина от 15 м, размах по стабилизаторам 2,2 м), а также раздельное хранение весьма токсичных ракетного топлива и окислителя и громоздкая система заправки ракет потребовали от проектантов ПЛ вынужденных сложных конструктивных решений при размещении ракетного комплекса на ПЛ.

В проектировании ракетной подводной лодки участвовало три разработчика на конкурсной основе: ЦКБ-16, ЦКБ-18 и СКБ-143. Этими организациями в 1958-1959 гг. было выполнено много вариантов проекта 667. В дальнейшем проектирование подводной лодки этого проекта было закреплено за ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер).

В октябре 1959 г. ЦКБ-18 закончило разработку эскизного проекта 667, выполненного в трех вариантах, отличающихся друг от друга, в основном, составом ракетного вооружения и конструкцией стартовых установок.

Вариант-1 предусматривал размещение в носовой части ПЛ поворотного блока из двух ракетных шахт, с ракетой в каждой. Перед стартом поворотный блок устанавливался в вертикальное положение. Запасные ракеты в количестве 8 штук хранились в специальном отсеке запасных ракет и могли грузиться в шахты поворотного блока, находящегося в горизонтальном положении через люки в носовой переборке отсека и специальные переходные элементы (надвижные уплотняющиеся тубусы). Хранение ракет предусматривалось в двух вариантах: либо на стеллажах, либо — в специальном устройстве типа вращающегося «барабана». Все это напоминает очень большой револьвер.
По варианту №2 размещение ракет предлагалось в вертикальных стационарных шахтах. Старт каждой ракеты должен был производиться из своей одиночной шахты. Ракетные шахты размещались в двух отсеках, причем в носовом ракетном отсеке было размещено две пары шахт (симметрично ДП), а в кормовом — четыре шахты в ДП. Полученная во втором варианте большая высота корабля (18,6 м) определялась высотой ракетных шахт. Кроме того, из-за размещения ракетных шахт не только в прочном корпусе, но в ограждении «рубки», значительно увеличилась длина этого ограждения и достигала 43 метров.
Вариант-3 предусматривал горизонтальное раздельное хранение корпусов и головных частей запасных ракет в двух отсеках — хранилищах. Старт ракет должен был производиться из двух вертикальных стартовых шахт. Для производства старта запасной ракетой ее головная часть, а затем корпус с помощью специальных механизмов-погрузчиков подавались в вертикальную стартовую шахту, имеющую подъемно-опускную (центральную) часть. Стыковка головной части и корпуса ракеты должны были производиться в самой стартовой шахте. Такая компоновка подводной лодки позволяла разместить на корабле максимальное количество ракет — 10-12 штук.
Как понятно, варианты 1 и 3 были слишком сложные в эксплуатации, вариант 2 из-за больших габаритов ограждения имел увеличенное сопротивление набегающему потоку воды при движении. Но задача, есть задача, и решать ее необходимо.

Сегодня есть версия, что при рассмотрении вариантов проекта 667 руководством страны и Министерства обороны сформировалось следующее мнение: «Если ракеты большой длины и расположить их вертикально в необходимых количествах нельзя, то можно их разместить при транспортировке горизонтально, а перед стартом подымать в вертикальное положение и производить пуск ракет, как это делалось на стартовых установках зенитно-ракетных комплексов».
Поэтому становится понятно, почему в декабре 1959 г. было принято решение о дополнительной проработке четвертого варианта проекта с восемью шахтами ракетного оружия, размещенными по бортам ПЛ и объединенными в два поворотных блока, без перезаряжания.
Разработка четвертого варианта проекта велась ЦКБ-18 с учетом выявившейся возможности хранения топлива и окислителя в баках ракеты в течение всей автономности ПЛ.
Стартовая установка весом 532 тонны этого варианта ПЛ представляла собой поворотный блок из четырех ракетных шахт, расположенных вне прочного корпуса (ПК) попарно с каждого борта. Шахты левого и правого бортов соединялись между собой общей поворотной осью диаметром 2 м, проходящей через ПК. Носовой блок располагался в районе второго отсека, а кормовой в районе четвертого. Прочный корпус корабля в районе размещения ракетных шахт выполнен в виде «восьмерки», два цилиндра друг над другом. Поворотная стартовая установка имела гидравлический механизм, обеспечивавший поворот блока с четырьмя шахтами за 5 минут.
К разработке стартовой установки привлекли ЦКБ-34, которое хорошо было известно морякам по корабельной артиллерии и первым работам по пусковым установкам для морских ракет, в том числе для подводных лодок с баллистическими ракетами. В этом конструкторском коллективе была спроектирована поворотная стартовая установка СМ-97 для подводного ракетоносца проекта 667.
И ясно, что 4-й вариант появился не случайно, по результате рассмотрения в Министерстве судостроительной промышленности (МСП) и Министерстве обороны (МО) всех вариантов эскизного проекта в марте 1960 г. было принято решение вести дальнейшее проектирование ПЛ на базе четвертого варианта эскизного проекта.

На базе наработок по 4-му варианту был завершен ЦКБ-18 в декабре 1960 года технический проект 667 подводной лодки, однако, решение о строительстве ПЛ по проекту 667 все таки не было принято.
Здесь хочется отметить, что среди кораблестроителей ходит следующая легенда. При демонстрации модели АПЛ проекта 667 на одном из показов для высшего руководства страны было представлено, как стартовая установка переходит из походного положения в боевое. И вот незадача, на макете поворотная часть блока с ракетами отломилась от модели подводной лодки. На что, Н.С.Хрущев заметил, если это происходит на модели, что же будет на боевой службе, в боевой обстановке, и к чему все это может привести. По слухам это и явилось причиной закрытия проекта 667 в таком виде. А главный вывод такой, что такие длинномерные ракеты в вертикальных неповоротных шахтах разместить проблематично, нужны малогабаритные ракеты. К примеру, как у американцев к тому времени – «система «Поларис».
Одновременно руководством советского государства был задан вопрос: «А как американцы размещают ракеты на своих ракетных лодках?». Ответ был таков: «В два ряда вертикально, по восемь ракет в каждом, за ограждением рубки в прочном корпусе субмарины». На что руководство заметило: «Так и нам нужно так делать».
В это же время начались работы по твердотопливным баллистическим ракетам для подводных ракетоносцев, в которых мы отставали от американцев, у них уже заканчивалась первая часть программы «Поларис», на выходе было ракета «Поларис А1» с дальностью стрельбы 2200 км. Поэтому при выполнении аналогичных работ по советским твердотопливным ракетным комплексам опирались именно на эти цифры. Тогда, практически одновременно с разработкой Д-4 с жидкостной ракетой Р-21 предпринималась попытка создания комплекса Д-6 с твердотопливной баллистической ракетой (изделие “Р”).

К началу 1960-х годов возникли предпосылки для создания морских ракет нового поколения — относительно малых габаритов, с большей дальностью и точностью стрельбы, с улучшенными эксплуатационными характеристиками, что позволяло перейти к созданию ракетоносца с большим количеством ракет, размещенных в стационарных вертикальных шахтах. Проект получил обозначение «667А», на нем размещали ракетные комплексы Д-7 и Д-5, последний был принят на вооружение и стал самым массовым в отечественном атомном подводном кораблестроении.
А основными носителя ракетного комплекса Д-4 стали подводные лодки проекта 629А (дизель-электрическая) и 658М (атомная).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл.конструктор А.С. Кассациер
Состояние и время
разработки, г. технический проект,1960
Нормальное водоизмещение, м3 6200
Длина наибольшая, м 116,0
Ширина корпуса наибольшая, м 12,5
Осадка средняя, м 8,4
Запас плавучести, % 23
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ с ВВР
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА
— число х мощность
(на валу) ПТУ, л.с. 2 х 25000
— тип ТГ ОК-3М, переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность, кВт 2 х 3000
— тип ДГ ДГ-460, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 1 х 460
— тип АБ серебряно-цинковая
типа СЦМ
— количество групп АБ х число элементов в группе 2 х 152
— тип РСД ГЭД ПГ-134, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , кВт 2 х 200
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 2 х 400
— тип ГВ 4-лопастный в насадке
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА 26,5-27,0
— надводная под ГТЗА 14-15
— подводная под ГЭД 3-4
Глубина погружения, м 400
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 70
Экипаж (в т.ч. офицеров), чел. 85(26)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-4 (ракета Р-21)
— число ракет 8
— тип ракетных шахт СМ-95, поворотные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 6 х 533
— общее число торпед 12
— система управления
стрельбой «Ленинград-667″
— тип торпед противокорабельные
и противолодочные
Гидроакустичес. комплекс «Керчь»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Залив-П»
— станция опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-667″
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер «Керулен»
— дистанционный магнитный
электролитический компас КДЭ-П
— корабельные
приемоиндикаторы КПИ-3М,КПФ-1
— зенитные перескопы ПЗНС-10,ПЗНГ-10М и др.
Средства радиосвязи:
— р/передатчики КВ «Щука-ПЛ», «Окунь-ПЛ»
— р/приемники КВ «Брусника-ПЛ»
— радиостанция УКВ «Графит-1″
— р/приемники ДВ «Глубина» и др.
Средства радиоразведки «Калина», «Черника-1″, «Визир-59″, «Вишня», «Весло-П» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667А (667АУ)
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-4 С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-21
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap