ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 665

AVERAGE MISSILE SUBMARINE PROJECT 665

В 1957-1958 годах в ЦКБ-112 по тактико-техническому заданию, выданному на основании Постановления Совета Министров СССР № 497-246 от 7 мая 1957 года, разработан технический проект 644П (главный конструктор Б.А.Леонтьев) по переоборудованию подводной лодки проекта 613 с целью вооружения его крылатыми ракетами П-5 в 2-х стационарных (не подъемных) контейнерах. В то же время в том же бюро выполнены проработки (предэскизный проект) по увеличению автономности и дальности плавания в режимах РДП и подводного хода ПЛ пр. 644. Материалы проработок предусматривали удлинение прочного корпуса на 7,8 метра, установку четырех контейнеров вместо 2-х и дополнительной группы аккумуляторной батареи “46СУ”, увеличение дальности плавания в подводном положении до 450 миль вместо 300 миль, в режиме РДП — 8500 миль вместо 6000 миль, а также увеличение автономности до 50 суток и некоторое улучшение автономности.
В результате рассмотрения материалов технического проекта 644П и представленных ЦКБ-112 проработок удлиненного варианта проекта 644ПУ совместным решением ВМФ и МСП ( 2 июля 1958 г.) поручено ЦКБ-112 разработать и представить на утверждение в январе 1959 года по ТТЗ УК ВМФ технический проект 665 переоборудования подводной лодки проекта 613 с удлинением корпуса и установкой 4-х стационарных устройств для стрельбы в надводном положении крылатыми ракетами “П-5”. После рассмотрения проработок СКБ-112 предложило вариант ТТЗ на проектирование подводной лодки проекта 665, которое и было утверждено в январе 1959 г.

Разработка технического проекта ПЛ пр.665 начата в 1958 году и закончена в январе 1959 года (главный конструктор Б.А.Леонтьев). В результате разработки технического проекта:
— установлены 4 постоянных (стационарных) контейнера с крылатыми ракетами “П-5” в ограждении прочной рубки;
— удлинен корпус путем вставки дополнительного отсека;
— предусмотрена специальная прочная жилая рубка;
— газовая камера используется в качестве балластной цистерны № 13;
— установлена третья группа аккумуляторной батареи;
— изменена конструкция и материал ограждения прочной рубки (из АМГ-61);
— установлены система кондиционирования воздуха, противопожарная система ВПЛ-52, система водяного охлаждения аккумуляторной батареи;
— установлены валовые линии с двумя шинопневматическими муфтами и с плавающим переборочным сальником;
— предусмотрены винты в насадках.
Кроме того, проектом предусмотрена возможность установки аппаратуры инерциальной системы управления крылатыми ракетами.
Не дожидаясь утверждения технического проекта, бюро начало в декабре 1958 года разрабатывать и выдавать рабочие чертежи. На Балтийском заводе в 1959 — 60 годах построены макеты 1V отсека и ограждения рубки.

Проектирование ПЛ пр. 665 велось на базе переоборудования ПЛ пр. 613 с учетом опыта проектирования и разработки рабочих чертежей по переоборудованию проекта 644. Это позволило создать новые, улучшить и доработать ранее применявшиеся схемы, аппаратуру, системы и т.д., т.е. спроектировать более современную подводную лодку — носителя крылатых ракет.
Четыре стационарных контейнера установлены под постоянным углом возвышения (140 ). Требуемый угол возвышения (150 ) при старте обеспечивали строительным дифферентом на корму (0,50 ) и созданием дополнительного дифферента (0,50 ) непродуванием части кормовых балластных цистерн.
Верхняя пара контейнеров по отношению к нижней паре несколько смещена в корму. Такое ступенчатое размещение дало возможность расположить контейнеры с наименьшим возвышением над прочным корпусом лодки.

Стационарная установка контейнеров (без подъема перед запуском КР) сократила время подготовки к старту, упростило подвод кабелей, труб и стала более надежной в действии. Для обеспечения заданной точности установки контейнеров по отношению к основной плоскости и между собой применены опоры на прокладках из эпоксидного безусадочного пластика. Такое решение в практике проектирования подводных лодок ракетоносцев осуществлено впервые и, как показала дальнейшая эксплуатация, полностью себя оправдало.

Одним из наиболее трудных был вопрос о незаливаемости задних срезов контейнеров — особенно нижних при волнении моря (задние крышки контейнеров перед стартом открывались). С этой целью в кормовом сбеге ограждения рубки установлены две герметичные камеры, форма которых обеспечивала беспрепятственный выход газов из контейнеров при волнении (4-5 баллов). В каждой камере в наивысшей точке установлен клапан вентиляции. а в самой нижней части — кингстон. Это позволяло заполнять газовыхлопную камеру и осушать ее подобно цистернам главного балласта. Форма камеры и ее конструкция отрабатывались экспериментально.

Существенно усовершенствована система подготовки и старта, (“Электроприбор”, ОКБ-424, ГКАТ при участии ОКБ-52), что позволило производить стрельбу одиночными ракетами, залпом двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности их выхода из контейнеров.
Стрельба при надводном положении ПЛ могла производиться одиночными ракетами и залпом по цели двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности их выхода из контейнеров. В связи с размещением ракетного комплекса на ПЛ был установлен навигационный комплекс с двухгирокомпасной системой, системами гироазимута и гировертикали, автоматическим счислителем координат и астронавигационной системой, позволяющей уточнить координаты корабля в море, определять поправки курса по звездам в ночное время, а также определять свое место по Солнцу и Луне. Торпедное вооружение, средства гидроакустики, радиосвязи и радиолокации по сравнению с проектом 644 существенного изменения не претерпели.

Основное оборудование, обеспечивающее работу системы ракетного вооружения, разместили так же, как на ПЛ пр.644, в 1V отсеке. Для создания дополнительной плавучести на прочном корпусе в районе ограждения прочной рубки установили прочную жилую рубку, в которой разместили 8 спальных мест.
В связи с проведенными изменениями корпуса размеры подводной лодки увеличены:
— длина до 85,0 м вместо 76,0 м
— ширина до 6,7 м вместо 6,3 м
— высота корпуса до 6,6 м вместо 6,3 м

С изменением размерений ПЛ пр. 665 ее водоизмещение увеличилось до 1478 м3 вместо 1050 м3 ПЛ пр. 613, а скорость надводного и подводного хода стали, соответственно, равны 14,5 и 11,0 узлов.
В результате такого переоборудования в новом проекте удалось увеличить дальность плавания экономической 2-узловой подводной скоростью с 260 до 400 миль, 6-узловой скоростью под РДП — с 5000 до 8500 миль и 8-узловой скоростью под РДП — с 3100 до 6000 миль. Несмотря на увеличение количества личного состава, в проекте были предусмотрены спальные места для всех членов экипажа и улучшены условия обитаемости: введена система кондиционирования воздуха, увеличен объем провизионных кладовых, введена рефрижераторная установка провизионных камер, увеличен запас пресной воды до 10 л в сутки на человека на полную автономность.

Переоборудование подводных лодок по проекту 665 было поручено двум заводам- Балтийскому им. С.Орджоникидзе в г.Ленинграде и “Красное Сормово” им. А.А,Жданова в г. Горьком. Достройка их велась в г. Мурманске и г. Северодвинске.
Головная ПЛ пр. 665 построена Балтийским заводом. Она прошла успешно испытания в соответствии с программой, выполнила стрельбы и была принята Государственной комиссией в июле 1962 года. К этому времени заводом “Красное Сормово” были уже сданы серийные подводные лодки проекта 665 “С-61”и “С-64”. Всего переоборудовано и сдано флоту 6 ПЛ: “С-61” (зав. № 376), “С-64” (зав. № 379), “С-143” (зав. № 204), “С-152” (зав. № 403), “С-155” (зав. № 501), “С-164” (зав. № 605) (4 — в г.Ленинграде и 2 — в г. Горьком).

На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 1970-х годах.
• ПЛ «С-61» («Комсомолец»)
24.05.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота. Разделана на металл.
• ПЛ «С-64».
04.11.1952 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1982 г. выведена из состава флота.
• ПЛ «С-142»
19.05.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
• ПЛ «С-152»
28.09.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
• ПЛ «С-155»
18.12.1953 г. вступление в строй ВМФ СССР. вошла в состав КСФ.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665, вошла в состав 212 бригады ПЛ СФ.
• ПЛ «С-164»
12.04.1954 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1962 г. модернизирована по проекту 665.
В 1985 г. выведена из состава флота.
Проектирование и постройка серии боевых подводных лодок пр.665, дали возможность накопить опыт создания таких кораблей и изучить особенности их эксплуатации, на основании которых стало возможным проектирование более совершенных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-112
Гл. конструктор Б.А. Леонтьев
Завод-строитель «Красное Сормово», «Балтийский»
Число кораблей в серии 8
Сроки вступления в строй, г. 1959-1964
Водоизмещение:
— надводное нормальное, т 1478,0
— полное, т 1589,2
— подводное, т 2040
Наибольшая длина, м 85,0
Наибольшая ширина, м 6,7
Осадка средняя, м 5,8
Запас плавучести, % 30
Глубина погружения, м 200
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— главный двигатель 37Д, мощностью по 2000 л.е., шт. 2
— гребной электродвигатель ПГ-101 мощностью 1350 л.е., шт. 2
— электродвигатель экономического хода ПГ-103 мощностью 50 л.е., шт.
— тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
— число групп АБ х число элементов в группе 3 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 15,4
— наибольшая подводная 11,0
— экономическая подводная 2,0
— в режиме РДП 8,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.)
— в режиме РДП 8500 (6)
— подводная 10(10) или 400(2)
Нормальный запас топлива, т 121
Полный запас топлива, т 216
Автономность, сут. 45
Экипаж, чел. 58

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип КР
— тип ракетного комплекса П-5
— число ракет. 4
— тип системы управления
стрельбой «Север-А»
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 4
Средства навигации:
— Навигационный комплекс «Север-Н»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Флаг»
— СОРС «Накат»
— ответч. РЛС опозн. «Хром-К»
Гидроакустические средства:
— ГЛС «Плутоний»
— ШПС «Кола»
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС ЗПС «Свияга»
Средства радиосвязи:
— р/передатчик КВ Р-641Д, «Тантал’
— р/станция УКВ Р-609
— р/приемник КВ «Оникс-2″
— р/приемник всеволн. Р-673
— аппаратура СБД «Акула-2ДП»

ВТС «БАСТИОН», 08.03.2017

Источники:
Постнов А.А. «Модернизация подводных лодок проекта 613″, ВТС «Бастион» №2 — 2000
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Кучер В.А., Мастуйлов Ю.В., Семенов В.П. Подводные лодки проекта 613. Судостроение № 5-6, 1994, стр. 59-62.
История проектирования и строительства подводных лодок (1926 — 1945 годов), ЛПМБ “Рубин”, Ленинград 1979, стр. 248.
История проектирования и строительства дизель-электрических подводных лодок 1945 — 1971 г.г., ЛПМБ “Рубин”, Ленинград 1986
http://www.dogswar.ru
https://www.snariad.ru/

СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 644
ОПЫТНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА П-613
СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap