ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ 660 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

PROJECT 660 LARGE MISSILE SUBMARINE

Ракетная ПЛ проекта 660 с комплексом Д-2 и с комбинированной энергетической установкой была спроектирована в ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер). Она стала не первым проектом подводных лодок для оснащения ракетным комплексом Д-2.
Разработка ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13, для вооружения дизельных ПЛ пр.629 и атомных ПЛ пр.658, для поражения береговых неподвижных целей задана Постановлением СМ СССР №1240-631 от 21 августа1956 года. Комплекс Д-2 предназначен для поражения стратегических объектов противника и для размещения и пуска ракет с движущихся в надводном положении подводных лодок проектов 629 (ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н.Исанин) и 658 (ЦКБ-18, главный конструктор С.Н.Ковалев).
Для размещения ракетного комплекса Д-2 правительство задало разработку еще одного подводного ракетного корабля — ПЛ проекта 660 с комбинированной энергетической установкой. В 1958 году ЦКБ-18 (гл. конструктор А.С.Кассациер) разработало предэскизный проект 660 корабля нормальным водоизмещением в 3150м3. Эта ПЛ имела два корпуса, прочный из стали и наружный из маломагнитной стали. Прочный корпус был цилиндрический в оконечностях и в форме “восьмерки” в средней части. Запас плавучести ПЛ 27%, глубина погружения до 300 м.
В состав комбинированной энергоустановки входила дизель-электрическая установка (два дизеля Д43 мощностью по 4000 л.с. и два главных электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с.) и энергоустановку «ЕД — продукт Б-2″ (единый двигатель с использованием перекиси натрия). Такое решение могло обеспечить ПЛ время непрерывного пребывания под водой до 600 часов (дальность плавания под водой до 2800 миль при скорости хода в 2 узла) и наибольшую скорость до 15 узлов в надводном и подводном положениях.
Ракеты Р-13 расположены в стационарных вертикальных шахтах внутри прочного корпуса, старт ракет — надводный, со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. Пусковые установки СМ-60 для ракет Р-13 были спроектированы ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), приборы контроля разрабатывались НИИ-49. Установки обеспечивали хранение ракет при транспортировке и их надводный старт с верхнего среза шахты. Принцип действия и состав основных узлов ПУ был в основном аналогичен стартовой установке, разработанной в ОКБ-1 ранее для ПЛ проектов В611 и АВ611.

Ракета Р-13 (4К-50) имела одну ступень с двигателем на жидком топливе и отделяемый блок большой мощности. Старт ракеты осуществлялся с верхнего среза шахты подводной лодки. Конструкцией ракеты обеспечивался наддув бака горючего выхлопными газами газогенератора центральной камеры сгорания, а бак окислителя наддувался газами от газогенератора рулевых камер. Это позволило отказаться от сжатою воздуха. использованного ранее на других ракетам. Бак окислителя располагался перед баком горючего и разделялся промежуточным днищем на полубаки. Расход окислителя осуществлялся из нижнего, а затем из верхнего полубака. Для обеспечения пожаровзрывобезопасности ПЛ ракета Р-13 на берегу заправлялась только окислителем, а заправка ее горючим производилась из цистерн ПЛ непосредственно перед стартом.
В состав торпедного вооружения вошли четыре 533-мм торпедные аппараты (все носовые) и четыре 400-мм аппараты (все кормовые), прибор управления торпедной стрельбой «Ленинград», общий боезапас торпед был в 16 единиц. На корабле предполагалось установить ГАС «Арктика-М».

Проект 660 подводной лодки предполагалось использовать для ракет Р-13 с подводным стартом. Проектно-поисковые работы по созданию ракеты с подводным стартом на базе Р-13 начались в СКБ-385 в 1957 году. В них просто пытались приспособить ракету Р-13 к подводному старту.
Ракетный комплекс с БР Р-13М разрабатывался СКБ-385 с 1958 года параллельно с комплексом с ракетой Р-21 ОКБ-586 . Р-13М — первая ракета в СКБ-385 с подводным стартом. По проекту Р-13М были выполнены общие виды ракеты и комплекса, подробные конструкторские проработки не выполнялись. Основное внимание в проектных проработках уделялось изучению происходившим при подводном старте процессам. Были выработаны первые принципиальные решения, которые в дальнейшем были использованы в других проектах морских баллистических ракет. Одно из них — создание в хвостовом отсеке воздушного “колокола”, который обеспечивал “мягкий” старт ракеты при выходе ее из шахты подводной лодки. Старт ракеты Р-13М предполагалось проводить на маршевом двигателе. Предварительная защита проекта, вместе с другими ракетами, проводилась в 1958 году в Ленинграде.
Дальнейшее проектирование ПЛ проект 660 оказалось нецелесообразным из-за высокой стоимости опытно-конструкторских работ по созданию энергоустановки типа “ЕД — продукт Б-2” на большую мощность (испытания установки этого типа меньшей мощности планировались на опытной ПЛ проекта 637), в то же время спроектированная ПЛ уступала по основным ТТХ строящейся в то время атомной ракетной ПЛ проекта 658.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор А.С. Кассациер
Состояние и время разработки, г. предэскизный проект, 1958
Нормальное водоизмещение, м3 . 3150
Длина наибольшая, м 82,9
Ширина наибольшая, м 9,8
Осадка средняя, м 7,8
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Глубина погружения, м 300
Материал прочного корпуса сталь
Материал наружного корпуса маломагн. сталь
Энергетическая установка:
— тип комбинированная (ДЭУ + ЕД — продукт Б-2)
— тип дизелей Д43
— число х мощность дизелей
(в реж. ДЗЦ*), л.с. 2 х 4000(3200)
— тип вспомогат. ДГ ДБ-69
— число х мощность
вспомогат. ДГ, л.с. 2 х 120
— тип ГЭД ПГ-101
— число х мощность (част.
вращ., об/мин) ГЭД, л.с. 2 х 1350(420)
— число х мощность
ГЭД эконом. хода, л.с. 2 х 90
— число гребных валов 2
— тип АБ серебр.-цинковая 120СЦ
— число групп АБ х число
элементов в группе 2 х 152
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 15,0
— наибольшая подводная
при ходе под ДГ и ГЭД 15,0
— экономич. подводная
при ходе под ДГ 2,5
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз).
— в режиме РДП с топливом
в перегруз 13000-14000(7)
— подводная 50(15) или 2800(2)
Автономность, сут. 70
Время непререрывного
пребывания под водой, час. 600
Экипаж, чел. 74

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип БР
— тип ракет Р-13
— тип ракетноо комплекса Д-2
— боекомплект, шт. 3
— ви старта надводный
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 4 х 533
— число х калибр кормовых ТА, мм 4 х 400
— общее число торпед х калибр, мм 4 х 533 и 12 х 400
_______
* — ДЗЦ — дизель, работающий по замкнутому циклу

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-13М
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-2 С РАКЕТОЙ Р-13 (4К50)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap