ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658

NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES OF PROJECT 658

Практически одновременно с разработкой проекта 629 дизель-электрической подводной лодки с ракетным вооружением, развернулись работы по проекту 658 атомного подводного ракетоносца. В связи с необходимостью расширения работ по созданию атомных подводных лодок, с августа 1956 года работы по созданию атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими (проект 658) и крылатыми (проект 659) ракетами, были поручены ЦКБ-18. До этого единственным отечественным проектантом атомных подводных лодок было СКБ-143.
Постановление правительства о разработке атомной подводной лодки проекта 658 было принято 25 августа 1956 года. Для ускорения разработки конструкторской документации Эскизный проект корабля не выполнялся. Первоначально подводные лодки проекта 658 предназначались для нанесения ударов баллистическими ракетами Р-11ФМ и Р-13 по наземным объектам, расположенным на побережье и в глубине территории в пределах дальности полета ракеты. В процессе постройки подводных лодок требование об использовании ракет Р-11ФМ как устаревшее было снято.
Главный конструктор проекта 658 длительное время не назначался, в связи с чем его обязанности исполнял главный инженер ЦКБ-18 П.З.Голосовский. Заместителем главного конструктора был назначен И.Д.Спасский, который координировал разработку проекта до февраля 1956 года, когда главным конструктором был назначен И.Б.Михайлов. Затем в октябре того же года после перевода Михайлова на работу в Государственный комитет по судостроению главным конструктором корабля был назначен С.Н.Ковалев. Главным наблюдающим от ВМФ был К.И.Мартыненко.
Технический проект 658 закончили и представили на утверждение в декабре 1956 года. В первом квартале 1958 года была закончена разработка полного комплекта рабочих чертежей, что позволило 17 сентября 1958 года произвести торжественную закладку головной подводной лодки К-19 (зав. № 901) проекта 658 на стапеле цеха 50 завода №402. В 1960 году К-19 вступила в строй Военно-Морского Флота СССР.
Так получилось, что проектирование и строительство трех подводных лодок — опытной атомной торпедной подводной лодки проекта 627, дизель-электрической подводной лодки проекта 629 с ракетами Р-13 и атомной подводной лодки проекта 658, вооруженной такими же этими ракетами, велось почти одновременно. С подводной лодкой проекта 627 подводные лодки проекта 658 связывала одна и та же атомная энергетическая паропроизводящая реакторная установка типа ВМ-А, с подводной лодкой проекта 629 — архитектурная компоновка и общий для обеих подводных лодок комплекс ракетного вооружения Д-2. Проектирование подводных лодок, поэтому, и облегчалось и затруднялось. С одной стороны можно было воспользоваться уже найденными конструктивными решениями, с другой — поскольку первый образец АЭУ только осваивался на опытной лодке проекта 627, а летно-конструкторские испытания ракетного комплекса Д-2 еще только должны были состояться на подводной лодке проекта 629, поэтому документацию проекта 658 приходилось корректировать по результатам испытаний непосредственно в процессе постройки головного и серийных кораблей. Несмотря на это срок создания этой головной подводной лодки оказался поистине рекордным.

Подводные лодки проекта 658 имели заостренные обводы носовой оконечности для улучшения мореходных качеств в надводном положении и уменьшения заливаемости палубы надстройки, чему придавалось важное значение, т.к. старт баллистических ракет комплекса Д-2 производился в надводном положении. Прочный корпус делился прочными поперечными переборками на 10 отсеков. Прочный корпус был цилиндрической формы с конусами в оконечностях, за исключением четвертого отсека, который с целью увеличения вертикального размера был выполнен в форме «восьмерки» с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. На проекте 658 была удачно найдена конструкция узла соединения прочного корпуса в форме «восьмерки с цилиндрической.
Набор наружного корпуса выполнялся по продольной системе, что обеспечивало значительную экономию металла и ряд технологических преимуществ перед применявшейся ранее на отечественных ПЛ поперечной системой набора. Прочный корпус на большей части длины лодки имел цилиндрическую форму, переходящую к конусовидной в оконечностях. Исключение составлял четвёртый отсек, выполненный в форме «восьмёрки» с распорной горизонтальной платформой, разделявшей отсек на верхнюю и нижнюю половины. Прочный корпус делился поперечными переборками на десять отсеков: 1-й — торпедный, 2-й — аккумуляторный, 3-й — центральный пост, 4-й — ракетный, 5-й — дизельный, 6-й — реакторный, 7-й — турбинный, 8-й — электромоторный, 9-й — вспомогательных механизмов, 10-й — кормовой. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.
Корабль имел главную энергетическую установку мощностью 35000 л. с., включающую два водо-водяных реактора BM-A по 70 мВт (размещенных последовательно друг за другом вдоль продольной оси корабля в средней части корпуса) с парогенераторами и два турбозубчатых агрегата 60-Д. Имелось два электродвигателя малошумного хода ПГ-116 по 450 л. с. и два дизель-генератора ДГ-400 с дизелями М-820. Лодка имела электроэнергетическую систему постоянного тока (400 Гц, 380В).

Ожидавшиеся большие подводные скорости подводной лодки и предположения, что при уже малых углах перекладки рулей может быть превышен допустимый дифферент лодки, привели к установке двух пар кормовых горизонтальных рулей — малых для больших скоростей и больших для скоростей до 14-16 узлов. Для повышения скрытности ПЛ установлено устройство работы компрессора под водой (РКП) для пополнения запасов сжатого воздуха на перископной глубине, работающее по тому же принципу, что и устройство работы дизеля под водой (РДП) на дизель-электрических подводных лодках. Уже в ходе серийной постройки часть лодок была облицована специальным противогидролокационным покрытием.
Гидроакустическое вооружение включало гидроакустическую станцию «Арктика» («Арктика-М», разработчик ЦНИИ “Морфизприбор”, гл. конструктор Е.И.Аладышкин), которая в о время устанавливалась на большинство отечественных ПЛ. Она имела дальность в режиме эхопеленгования 8 км и шумопеленгования 1 –-18 км.
Торпедное вооружение ПЛ состояло из четыре носовых 533-мм торпедных аппаратов (боекомплект – 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61) и двух 400-мм кормовых малогабаритных ТА (6 торпед для самообороны). 400-мм аппараты обеспечивали стрельбу на глубинах до 250 м, а 533-миллиметровые могли использоваться на 100-метровой глубине.
Для самообороны подводных лодок от противолодочных кораблей было создано семейство специальных противокорабельных электроторпед калибра 533- и 400-мм. Одной из них стала 400-мм малогабаритная торпеда МГТ-1, разработанная НИИ-400 (гл. конструктор Л.Н.Акатов, заместитель по системе самонаведения — Б.В.Киселев). Она была принята на вооружение в 1961 году. Торпеда МГТ-1 имела акустическую пассивную систему самонаведения по надводному кораблю и акустический неконтактный взрыватель пассивного типа. Двухторпедный залп МГТ-1 с параллельным ходом обеспечивал надежное поражение атакующего ПЛ корабля на дистанциях стрельбы до 20 каб. Этой торпедой вооружались ПЛ проектов 675, 658, 658М, 659 и 651, имеющие та калибра 40 см. В разработке так е находились торпеды МГТ-2 и МГТ-3 того же калибра.
Однако, в ходе боевой подготовки и эксплуатации торпед МГТ-1 выяснилось, что ее скорость, дальность хода и вес ВВ недостаточны для борьбы с современными противолодочными кораблями. Для более эффективной самообороны подводных лодок от надводных кораблей в 1961 году на вооружение принимается самонаводящаяся 533-мм торпеда САЭТ-60, при разработке имела индекс ДЭСТ. Она была разработана в СКБ завода «Двигатель» (гл. конструктором П.В.Матвеев, заместители по ССН — Б.Н.Старовойтов, Г.М.Сорока). Торпеда имела два режима скорости: 42 и 35 узлов. Скоростной режим движения торпеды до 42 узлов применялся для сближения с целью, второй режим — для самонаведения торпеды на цель.
Торпеда имела акустическую пассивную систему самонаведения, работающую на прин¬ципе шумопеленгования цели Для снижения уровня собственных шумов на хвостовой части уставлено обесшумливающее устройство. Система самонаведения имела радиус реагирования 600-800 м при скорости корабля-цели 16-24 узла
В 1969 году торпеда САЭТ-60 модернизируется в целях повышения надежности работы ее агрегатов и улучшения баллистики движения на неустановившемся участке траектории Батарея ЗЭТ-1 была заменена более совершенной серебряно-цинковой батареей одноразового действия ЗЭТ-1М, в которой применен губчатый цинк, что обеспечивало более высокие электрические характеристики. После модернизации торпеда получила шифр САЭТ-60М. В дальнейшем специальные торпеды для самообороны ПЛ не создавались.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ ТОРПЕД САМООБОРОНЫ

Характеристики

МГТ-1

САЭТ-60 (ДЭСТ)

САЭТ-60М

Состояние

Прошла испытания в 1960 г. На вооружении с 1961 г.

На вооружении с 1966 г.

На вооружении с 1969 г.

противокорабельная

Разработчик

НИИ-400

СКБ з-да «Двигатель»

СКБ з-да «Двигатель»

Гл.конструктор

Л.Н.Акатов

П.В.Матвеев

Kалибр, мм

400

533,4

533,4

Длина, мм

4500

7800

7800

Вес торпеды, кг

510

2000

2000

Вес заряда, кг

80 (ВВ – 60)

300-400 (450)

300

Дальность хода, м

6000

13000/15000

13000/15000

Скорость хода, уз

28-30

42/35

42/35-40

Тип двигателя

электрический

Электрический

Электрический

Аккумуляторы

Серебрянно-цинковые

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Система управления

Система самонаведения

Пассивная акустическая ССН

акустическая ССН

Тип взрывателя

Неконтактный

Неконтактный

Неконтактный

Глубина хода, м

2-10

2-14

2-14

Глубина пуска, м

20-200

150

Основным оружием подводной лодки проекта 658 был ракетный комплексом Д-2 с тремя баллистическими ракетами Р-13 (4К50) с надводным стартом. Стартовое устройство АПЛ, спроектированное ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г. Рудяк), было аналогично ПЛ проекта 629 и состояло из подъемного стола с лебедкой, поднимавшего ракету на уровень верхнего среза шахты, направляющих, по которым скользил стол с ракетой, и амортизационного устройства, обеспечивавшего защиту ракеты от перегрузок. Ракеты Р-13 подавались на подводную лодку заправленные только окислителем, топливо хранилось на подводной лодке и подавалось в ракету перед стартом.
Конструкция ракеты и ее система управления позволяют выполнить следующие основные операции при нахождении на подводной лодке: контроль состояния и поддержание ракеты в боевой готовности во время патрулирования; предстартовую проверку и подготовку бортовой аппаратуры ракеты и ее двигательной установки, проверку работоспособности аппаратуры боевого блока; пуск ракеты с верхнего среза шахты из надводного положения лодки.
Перечисленные операции производятся на подводной лодке дистанционно со специальных пультов. Ракета не требует для обслуживания доступа личного состава в течение всего автономного плавания. Общее время на пуск одной ракеты не превышает 3–4 мин. Последовательный пуск ракет осуществляется за 13–14 мин. Безопасность ракеты при взрывах глубинных бомб, не приводящих к разрушению прочного корпуса подводной лодки, подтверждена специальными испытаниями. На подводной лодке ракета сохраняет свои боевые качества в течение шести месяцев вместо заданных трех.

Подводная лодка для отрыва от противника могла применять МГ-14 (приборы гидроакустического противодействия), которые выстреливались из торпедных аппаратов. На смену им в 1967 году пришёл МГ-24 – самоходный прибор акустических помех массой 7 килограмм, используемый на глубине 30-40 метров в течение 30 минут. МГ-24 выстреливался через специальное устройство ВИПС. На вооружение подлодок в том же году поступил дрейфующий комбинированный малогабаритный прибор МГ-34, использующийся на глубинах 30-200 метров. Он также выстреливаемый через ВИПС.
Строительство первых отечественных ракетных атомоходов было начато на заводе №402 в Северодвинске. При серийной постройке кораблей впервые в нашей стране на АПЛ начали внедрять блочный метод постройки и ряд других технологических нововведений. Первая подводная лодка К-19 была заложена 17 октября 1958 г. Ее спуск на воду состоялся 8 апреля 1959 г., а вступление в строй состоялось 12 ноября 1960 г. В ходе испытаний при 80%-ной мощности реактора была достигнута подводная скорость 23,8 узла, что, в пересчете на 100-процентную мощность, обеспечивало достижение полного хода 25,9 узла. Первые успешные ракетные пуски были выполнены в октябре 1960 г.
6 июля 1961 г. Северный флот пополнился К-33, 12 августа 1962 г. – К-55, 28 декабря 1962 г. – К-40, 15 июня 1963г. – К-16,19 декабря 1963г. – К-145,12 февраля 1964г. – К-149 и 30 июня 1964 г. – К-176. Таким образом, в течение шести лет была успешно реализована, программа строительства серии из восьми атомных ракетоносцев, несущих в общей сложности 24 баллистических ракеты с мощными термоядерными боевыми частями. Конструкторы ЦКБ-18, инженеры и рабочие СМП и более, чем 180 контрагентов-поставщиков оборудования для этих ПЛ, самоотверженным трудом, не считаясь с трудностями, обеспечили быстрый ввод в состав ВМФ первых атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами.

В освоении первого поколения атомных ракетоносцев пр. 658 участвовали командиры подводных лодок: Н.В.Затеев, В.В.Юшков, В.И.Зверев, В.Л.Березовский, Ф.А.Митрофанов, А.И.Гришечкин, Б.И.Громов, А.П.Михайловский, Ф.В.Крючков.

ПРОГРАММА ПОСТРОЙКИ АПЛ ПРОЕКТА 658

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки

Год сдачи

Флот

Примечание

901

К-19

Октябрь 1958

1960

СФ

Модернизирована по проекту 658М

902

К-33 (К-54)

Февраль 1959

1961

СФ

тоже

903

К-55

Август 1959

1961

СФ

тоже

904

К-40

Декабрь 1959

1962

СФ

тоже

905

К-16

Май 1960

1962

СФ

тоже

906

К-145

Январь 1961

1962

СФ

Модернизирована по проекту 701

907

К-149

Апрель 1961

1962

СФ

Модернизирована по проекту 658М

908

К-178

Сентябрь 1961

1963

СФ

тоже

Две первые подводные лодки проекта 658. были направлены на базу Западная Лица, где вместе с торпедными АПЛ проекта 627А образовали бригаду. В январе 1962 г., на основе этой бригады была развернута 1-я флотилия подводных лодок, состоящая из двух дивизий – 3-й (ПЛ проекта 627А) и 31-й (ПЛ проекта 658). В 1964 г. дивизия атомных ракетоносцев была переведена в Гаджиево (губа Сайда) в состав 12-й эскадры, впоследствии преобразованной в 3-ю флотилию атомных подводных лодок.
В 1963 и 1968 гг. лодки К-178 и К-55 были переведены на Тихий океан, где несли боевую службу в составе 45-й дивизии атомных подводных лодок, базирующейся на Камчатке.

Переход К-178 был осуществлен подо льдами Арктики с 14-го по 30 сентября 1963 г. В связи с тем, что планом похода предусматривалось как приледнение для сеансов связи, так и всплытие в полыньях, в том числе в районе дрейфующих станций СП-10 и СП-12, на корабле усилили ограждение рубки, за счет своеобразного «ледового гребня», смонтированного на его верхней части. Кроме того, обтекатели антенн ГАС и кормовой вертикальный стабилизатор защитили решетчатыми конструкциями. На лодку была погружена ракета, которую надлежало выстрелить по одному из полигонов после выхода из подо льда. За время похода К-178 прошла 4411 миль из них 3460 миль под водой, в том числе 1617 миль подо льдами. Она поставила своеобразный рекорд: дважды всплывая в битом льду; шесть раз – в полыньях и дважды приледняясь. Все эти маневры пришлось выполнять в сложнейших условиях, требовавших от экипажа высочайшей профессиональной подготовки.

В процессе одного из всплытий, вышли из строя носовые горизонтальные рули. Хотя лодку стало затягивать под лед, она смогла всплыть в полынье, и восстановить работоспособность рулей. К сожалению, несмотря на то, что К-178точно всплывала в районе дрейфующих станций, по целому ряду причин, контакт с их персоналом установить не удалось. В Чукотском море ее встретили корабли ТОФ и провели через Берингов пролив.
За этот поход командира корабля капитана 2 ранга А.П. Михайловского представили к званию Герой Советского Союза, а остальных членов экипажа наградили орденами и медалями.
Второй на Дальний Восток перешла К-55 под командованием капитана 2 ранга Ю.В. Перегудова. Этот переход был осуществлен с 25 июня по 6 сентября 1968 г. Он имел одну важную особенность. Пройдя подо льдом 1735 миль, не заходя в базу, лодка через Чукотское море направилась в северо-восточную часть Тихого океана, где около 40 суток несла боевую службу.
Первоначально большим недостатком атомных паропроизводительных установок первого поколения была их низкая надежность, обусловленная коррозионным растрескиванием под напряжением в присутствии ионов хлора трубок парогенераторов и теплообменников первого контура, выполненных из хромоникелевой нержавеющей стали. Это обстоятельство усугублялось большой протяженностью трубопроводов первого контура.
Служба первого отечественного ракетного атомохода – К-19 – началась в конце 1960 г. В 1961 г. отрабатывала задачи БП, сделала 3 выхода, прошла под водой 5892 мили, над водой 529 миль. 3 июля 1961 г. в 04.00 утра в подводном положении произошла авария правого реактора, была сброшена аварийная защита. К-19 всплыла в надводное положение и продолжила движение при работе главного турбозубчатого агрегата левого борта. Через 30-40 минут появилась и начала быстро расти гамма-активность. В результате разгерметизации первого контура радиационная обстановка резко ухудшилась, радиоактивность распространилась по всем отсекам.

Разрыв манометровой трубки первого контура на головной ПЛ пр. 658 (К-19, зав. № 901) привел к тяжелейшей аварии с человеческими жертвами. После аварии лодка К-19 получила у моряков зловещее прозвище «Хиросима». В дальнейшем проблема растрескивания на первых АПЛ была решена заменой нержавеющей стали на титан.
Служба других лодок 658-го проекта проходила более благополучно. В 1963 г. К-115 (командир — капитан 1 ранга А. П. Михайловский) выполнила переход с Северного флота на Тихий океан, пройдя подо льдами 1600 миль за шесть суток. В 1968 г. подледный переход на Тихий океан совершила К-55 (капитан 2 ранга Ю. В. Перегудов). Особенностью этого перехода являлось наличие на борту лодки штатного ядерного оружия.
До 1965 г. АПЛ пр. 658 отрабатывали задачи курса боевой подготовки, выполняли ракетные стрельбы с необорудованных позиций, в том числе и во льдах, а также участвовали в общефлотских учениях по прорыву противолодочных рубежей. Так, например, только за один 1961 г. (первый год эксплуатации) К-55 совершила шесть походов, один из которых (с 23 июня по 13 июля), впервые в практике отечественного флота, более чем 20 суток был осуществлен в подводном положении без всплытия. Во время этого выхода в море лодка прошла под водой 5727 миль со средней скоростью 12 уз. Не менее интересен поход, осуществленный К-16 в июле 1962 г. У берегов Великобритании она занималась задачей отработки старта всего боезапаса с необорудованных позиций.
После 1965 г. основным видом деятельности АПЛ пр. 658 (или пр. 658М), стали боевая служба и боевое дежурство в базе.
В марте 1958 года было принято решение о начале разработки проекта 658М. Проектом предусматривалось вооружение ракетоносцев ракетным комплексом Д-4 с ракетой Р-21 с подводным стартом. Главным конструктором был назначен Ковалёв С. Н. Наблюдающим от ВМФ был назначен М. С. Фаддеев.
Для размещения Р-21 использовали те же пусковые установки, что и для ракет Р-13, поскольку у них изначально был больший внутренний диаметр. Для старта Р-21 шахты заполнялись водой. Стартовая масса одноступенчатой баллистической ракеты составляла 19,65 тонн. Она могла доставлять на дальность 1420 километров 0,8-мегатонный боевой блок, КВО при этом составляло 1,3 километра. Поскольку на лодке устанавливался комплекс Д-4, необходимо было обеспечить удержание судна на заданной глубине при пуске ракеты из подводного положения (суммарное воздействие импульсов сил, которые возникали при ракетном старте, являлось причиной того, что лодка поднималась с текущей глубины почти на 16 метров, что затрудняло запуск следующей ракеты в залпе). Поэтому для ПЛАРБ проекта 658-М разработали так называемую систему удержания, обеспечивающую автоматическое сохранение заданной глубины.
Во время модернизации в конструкцию субмарины внесли и другие усовершенствования., изменили корабельную КСППО (система предстартовой подготовки и обслуживания). Для предстартового заполнения кольцевого зазора (пространства между корпусом ракеты и стенкой шахты) водой были установлены спец. цистерны, оснащенные системой перекачки.

Ракета Р-21 подвешивалась в шахте на специальных растяжках-амортизаторах, а хвостовой частью устанавливалась на специальном амортизированном стартовом столе. Основным отличием АПЛ проекта 658М, как уже указывалось ранее, был подводный старт баллистических ракет Р-21 комплекса Д-4. С этой целью ракетные шахты, имевшие на проекте 658 диаметр 2450 мм с расположенными внутри них пусковыми установками заменили шахтами диаметром 2150 мм, установленными на существовавшие комингсы прочного корпуса
Корабельный навигационный комплекс (НК) «Сигма-658» отслеживал курс, углы бортовой и килевой качки, производил расчет скорости лодки и обеспечивал непрерывный расчет текущих координат. Во время предстартовой подготовки ракет эти данные передавались на счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1». Эти приборы с учетом данных системы «Сигма-658», поправок на вращение Земли и её несферичности, производили расчет углов наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта, расчет текущей дистанции до цели и выработку временной установки интегратора продольных ускорений и выдачу этих данных на борт ракеты.
НК «Сигма» был разработан ЦНИИ «Электроприбор» (гл. конструктор В.И.Маслевский, заместитель — Ю.Д.Рихтерман, главные наблюдающие от ВМФ Л.К.Овчинников и В.А.Монтелли). НК обеспечивал возможность плавания в широтах до ±80° в системе географических координат, в широтах от 80 °N до 90 °N в системе квазигеографических координат; в широтах от 80 °N до 85 °N комплекс мог работать в любой из указанных выше систем координат по выбору штурмана. НК был рассчитан на работу при скоростях до 45 уз.
В состав НК «Сигма» входили система курсоуказания «Сириус» (главный конструктор М.Н.Соловьев), включавшая в себя три апериодических ГК «Маяк-2», три ГА и центральный счетно-решающий прибор системы курсоуказания, система центральной гировертикали «Сектор» (главный конструктор С.А.Батраков), включавшая в себя два однотипных гироскопических прибора, относительный лаг «Скиф», автопрокладчик (АП) «Сапфир», астронавигационная система «Сегмент» с навесной гировертикалью «Сегмент В», солнечный радиосекстан «Самум», система фиксации времени «Фиксатор 2М», система пита¬ния, сигнализации и связи «Сигма-ПС» (главный конструктор Ю.Д.Рйхтерман).
По сравнению с ранее созданными комплексами НК «Сигма» помимо всеширотности обладал еще рядом других достоинств. Утроение источников информации о курсе и осреднение их показаний повысили надежность и точность выработки курса и, кроме того, была реализо¬вана схема автоматического контроля точности работы отдельных курсоуказателей.
В 1964 году НК «Сигма» в полной комплектации прошел государственные испытания на ПЛ К-19 проекта 658М. Затем комплекс устанавливался на ПЛ проектов 667А, 661 (без АНС «Сегмент»), 629А и 605 (без радиосекстанта «Самум»), 670, 670М, 627, 627А, 671, 671РТ (без систем «Сегмент» и «Самум»).

При предстартовой подготовке ракеты Р-21 осуществлялся предварительный наддув баков до давления 2,4 атмосферы. Затем шахта заполнялась водой из цистерн кольцевого зазора, а наддув баков продолжался до давления 8.5 атмосфер. При этом между хвостовой частью ракеты и стартовым столом образовывался так называемый «воздушный» колокол — герметизированный объём, в который осуществлялся запуск жидкостного двигателя ракеты. После заполнения шахты водой производилось выравнивание давления в шахте с забортным[5]. Открывалась крышка шахты. При выдаче команды на запуск запускался двигатель ракеты. Запуск производился с пониженной тягой, а выход на маршевый режим осуществлялся по специальной циклограмме. Продукты сгорания поступали в «воздушный» колокол, что позволяло снизить гидравлический удар. Давление на донном срезе возрастало и выталкивало ракету из шахты. Бугели, установленные на ракете, скользили по специальным направляющим, и ракета выходила из шахты. Крышка ракетной шахты закрывалась. Системой одержания заполнялась уравнительная цистерна для удержания лодки на заданной глубине. Шахта лодки осушалась, и осуществлялся запуск следующей ракеты.
Первым кораблем, на котором провели соответствующие работы, стала К-33, вступившая в строй после модернизации в декабре 1964 г. Помимо подводного старта, очевидным достоинством нового комплекса стала увеличенная до 1400 км дальность полета ракет. В 1965-1970 годах модернизацию и переоборудование по пр. 658-М выполнили в ходе капремонта семи подлодок (кроме К-145). При этом на Западе данным субмаринам присвоили обозначение «Hotel-II class».
За создание подводных лодок проекта 658М в 1965 г. были удостоены Ленинской премии — главный конструктор С.Н.Ковалев, его заместители И.Д.Спасский и Я.С.Темкин, главный конструктор по корпусной части А.П.Правдинский.
Залповая стрельба ракетами Р-21 проверялась с АПЛ К-33 (командир Л.А.Матушкин) пр. 658М, она была выполнена 15 сентября 1965 года с 21 морского ракетного полигона под Северодвинском. Тогда было запущено две БР с интервалом в 2,5 минуты и еще через 2,5 минуты имитация пуска третьей ракеты.
Прорабатывалось повышение ТТХ РК Д-4 с ракетой Р-21. Во время посещения СФ летом 1962 г. Н.С.Хрущеву доложили о возможности увеличения дальности Р-21 до 2500 км. Однако загруженность СКБ-385 новыми работами не позволила своевременно реализовать эти предложения. Только в конце 1970-х гг. Р-21 модернизировали с установкой новой головной частью и под наименованием Р-21М приняли на вооружение в составе комплекса Д-4М.

ПРОГРАММА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ АПЛ I ПОКОЛЕНИЯ ПРОЕКТА 658М, 701

Проект

Заводской номер

Тактический номер

Годы переоборудования

Год вывода

658М

901

К-19

1967-1968

1990

902

К-33 (К-54)

1969-1971

1987

903

К-55

1964-1966

1989

904

К-40

1966-1967

1987

905

К-16

1968-1970

1988

907

К-149

1964-1965

1991

908

К-178

1965-1967

1990

701

906

К-145

1965-1970

1989

Подводная лодка К-145 в 1969-1970 годах модернизировали по 701-му проекту для заключительного этапа лётных испытаний баллистических ракет для подводных лодок Р-29. В центральную часть подлодки вставили дополнительную 15 метровую секцию корпуса, где разместили 6 шахт комплекса Д-9. Ограждение рубки также было удлинено.

В 1977 г., в соответствии с соглашением ОСВ-1 было принято решение о порядке снятия ракетного оружия с подводных лодок проекта 658М. Первой из подводных лодок проекта 658М, с которой был снят ракетный комплекс, была подводная лодка К-19. После снятия ракетного комплекса К-19 была переведена в класс подводных лодок специального назначения. В том же 1977 году эту лодку решили использовать для проведения на ней испытаний опытных и головных образцов различных новых устройств и систем радиосвязи подводных лодок. Проекту переоборудования ПЛ, разработанному ЦКБ-18, был присвоен номер 658С. Переоборудование ПЛ К-19 по проекту 658С началось в 1978 году на судоремонтном заводе ВМФ и было закончено в 1979 году.
Демонтаж ракетных комплексов на АПЛ пр. 658 (658М) стал своеобразным жестом доброй воли со стороны Правительства Советского Союза. Если К-145 после завершения испытаний комплекса Д-9 дооборудовали в боевой корабль, и вплоть до исключения из списков флота (в марте 1989 г.) она сохраняла ракетное вооружение, то ракетное вооружение АПЛ пр. 658М утратило свое боевое значение, и от него просто избавились. Лодки пр. 658М после демонтажа ракетного комплекса использовались для решения вспомогательных задач, таких как испытания новых технических средств или обеспечение прорыва (отвлекающими маневрами) более совершенными АПЛ противолодочных рубежей вероятного противника.

В ходе процесса снятия ракетного вооружения два тихоокеанских корабля проекта 658М (К-55 и К-178) были переоборудованы по проекту 658У в корабли связи. Торпедный боезапас был уменьшен, служба кораблей продлилась до 1988—1990 годов.

Четыре оставшихся корабля: К-33, К-40, К-16 и К-149, были также лишены ракетных шахт. В некоторых источниках указано, что переоборудование проводилось по проекту 658Т, однако по данным ЦКБМТ «Рубин» эта информация неверна.
Подводные лодки проекта 658М списали в 1988-1990 гг. Головная лодка проекта К-19 спустила военно-морской флаг последней, в 1991 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл.конструктор С.Н. Ковалев
Завод-строитель СМП
Число кораблей в серии 8
Сроки вступления в строй, г. 1960-1962
Нормальное водоизмещение, м3 4080
Длина наибольшая, м 114,0
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 7,3
Запас плавучести, % 31
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу) ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 28-СМ
— количество групп АБ х число элементов в группе 3 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 26
— надводная под ГТЗА ок. 15
— подводная под ГЭД ок. 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Дальность плавания под ДГ и ГЭД, мили ок 500
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная cталь , затем сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж (в т.ч. офицеров), чел. 104(31)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-2 (Д-4)
— ракета Р-13 (Р-21)
— число ракет 3
— сист. упр. стрельбой «Доломит-1″
— тип ракетных шахт вертикальные
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр
носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр
кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
— система управления
стрельбой «Ленинград-658″
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС миноискания «Плутоний»
— ГАС ЗПС и ОГС «Яхта»
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— станция опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Плутон-658″
— автомат. радиопеленгатор АРП-53
— кор. индикатор КИ-55
— кор. приемоиндикаторы КПИ-ЗМ,КПФ-1
— дистанцион. магн. компас КДМ-1
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-1
— зенитные перископы ПЗНГ-8, ПЗН-7 и др.
Средства радиосвязи:
— р/передатчики КВ «Искра-1″, «Тантал»
— р/приемник КВ «Оникс-П»
— р/приемопередатчик «Графит-1″
— р/приемники ДВ «Глубина» и др.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год
Апальков Ю.В. «Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ». СПБ. 2009
https://topwar.ru

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 701
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-4 С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-21
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-2 С РАКЕТОЙ Р-13 (4К50)
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap