ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 651Э

СО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ АТОМНОЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ (ВАУ)

LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT 651E

WITH AUXILIARY NUCLEAR POWER UNIT

Попытки оснащения отечественных дизель-электрических подводных лодок ВАУ предпринимались ранее. Так в 1958-1959 гг. ЦКБ-16 был разработан эскизный проект 629М, в котором размещение ВАУ предусматривалось в отдельном отсеке, врезаемом в прочный корпус ракетной ПЛ проекта 629.
В дальнейшем проводились работы по возможности повышения эффективности ПЛ проекта 651. В 1965 году ЦКБ-18 был разработан технический проекта 651К «Нерка» с вспомогательной атомной энергетической установкой (ВАУ). В дальнейшем по указанию Министерства судостроительной промышленности вся техническая документация по проекту 651 была передана в ЦКБ-112 (ЦКБ «Лазурит»).
На базе материалов проекта 651К в 1977 году ЦКБ «Лазурит» (гл. конструктор Н.И.Кваша, с 1985 года — Р.И.Лафер) был разработан технический проект 651Э большой ракетной подводной лодки с ВАУ. Энергетическая установка ПЛ состояла из двух дизелей 1Д43 мощностью по 4000 л.с., двух главных гребных электродвигателей ПГ-141 мощностью по 5500 л.с., двух гребных электродвигателей экономического хода ПГ-140 мощностью по 200 л.с. (на линии вала), вспомогательной атомной турбогенераторной установки мощностью 600 кВт с одним ядерным реактором кипящего типа и одним турбогенератором переменного тока.
В апреле 1971 года в Научно-исследовательском технологическом институте им. Александрова (г. Сосновый Бор Ленинградской обл.) был смонтирован наземный стенд-прототип корабельной ЯЭУ для проверки и отработки вспомогательной ядерной установки (ВАУ-6с). После проведения комплекса стендовых испытаний было принято решение о проведении морского этапа испытаний нового перспективного типа энергетической установки. Для этого была выделена дизель-электрическая подводная лодка с крылатыми ракетами пр.651.
ЯЭУ типа ВЭУ-6 с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ, стендовую отработку провел НИТИ. Реактор кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ВЭУ была выполнена в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 тонн и размещалась в нише под кормовым отсеком, вне прочного корпуса. Имелся переходный люк из кормового отсека в корпус ВЭУ.
В период с 25 сентября 1979 г. по 30 января 1985 г. ПЛ Северного флота К-68 на судостроительном заводе «Красное Сормово» (г. Горький) прошла переоборудование по пр. 651Э. Ответственный исполнитель по сдаче корабля от ЦКБ «Лазурит» был Р.И. Лафер.
Корабль был оснащен малогабаритной вспомогательной ядерной силовой установкой ВАУ-6 мощностью 600 кВт. ВАУ размещена в отдельном отсеке-контейнере, корпус которого равнопрочен с прочным корпусом подводной лодки и расположен под VIII отсеком в междубортном пространстве. Ракетное и торпедное вооружение (за исключением кормовых торпедных аппаратов и боезапаса), средства навигации, наблюдения и связи приняты в составе по базовому проекту 651. Для целеуказания ракетам на ПЛ устанавливались приборы системы «Успех-У». ВАУ обеспечивала подводной лодке экономическую подводную скорость в 4 узла и дальность плаванья под водой до 7000 миль.

Испытания подводной лодки проекта 651Э позволили проверить возможность и целесообразность применения энергетических установок типа ВАУ-6 в качестве вспомогательных источников электроэнергии дизель-электрических ПЛ для увеличения дальности их непрерывного плавания в подводном положении.
Последующие испытания позволили оценить особенности использования подобных энергоустановок на дизельных подлодках. ЯЭУ обеспечивала ход в подводном положении до 6 узлов при дальности до 7000 миль. В 1993 году ПЛ была выведена из состава действующих единиц и передана на утилизацию. ВАУ-6 находилась в рабочем состоянии так и не выработав свой ресурс. В 2005 году активная зона реактора была выгружена и передана на утилизацию. В серию ядерные реакторы для ДЭПЛ не пошли.
Проведённые в ходе опытной эксплуатации корабля испытания дали возможность отработать конструкцию и оценить целесообразность использования малогабаритных ЯЭУ в качестве источников электроэнергии ДЭПЛ для увеличения их боевых возможностей.
Данное направление создания автономных малогабаритных транспортных ЯЭУ, до сих пор не имеющих мировых аналогов, является отечественным приоритетом. Вспомогательные ЯЭУ для ДЭПЛ имеют и определённый экспортный потенциал для стран с региональными амбициям (Бразилия, Аргентина, ЮАР) или имеющих сильных региональных противников (Иран, Вьетнам).

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ «Лазурит»
Гл. конструктор Н.И. Кваша, Р.И. Лафер (с 1985 г.)
Количество переоборудованных ПЛ 1
Срок вступления в строй, г. 1985
Нормальное водоизмещение, м3 . 3280
Длина наибольшая, м 87,44
Ширина наибольшая, м 9,7
Осадка средняя, м 7,1
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип дизелей 1Д43
— число х мощность дизелей, л.с. 2 х 4000
— тип главных ГЭД ПГ-141
— число х мощность гл. ГЭД, л.с. 2 х 5500
— тип ГЭД э. х. ПГ-140(на лин. вала)
— число х мощность ГЭД э. х., л.с. 2 х 200
— число гребных валов 2
Вспомогательная ЭУ:
— тип атомная, турбогенераторная
— число и тип ЯР 1 кипящего типа
— число и тип турбогенераторов 1 ТГ перем. тока частота 400 Гц
— мощность установки, кВт 600
— тип АБ свинцово-кислотн. 60СМ-II
— число групп АБ х число элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 16,0
— наибольшая подводная 14,0
— экономическая подводная
при ходе под АБ 2,8
— экономическая подводная
при ходе под ВАУ 4,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
— подводная 14(14)
-экономическая подводная при ходе под ВАУ ок. 7000
— экономическая подводная при ходе под АБ 300(2,8)
Глубина погружения, м 300
Автономность, сут. 70
Время непререрывного пребывания под водой, час. 78
Экипаж, чел. 78

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип КР
— тип ракетного комплекса П-6
— число ракет 4
— тип системы управления
стрельбой «Аргумент»
— тип системы приборов
целеуказания «Успех-У»
Торпедное:
— число х калибр нос. ТА, мм 6 х 533
— общее число торпед 6(533)
— тип приборов управления торп. стрельбой «Ленинград-651″
Средства навигации, наблюдения и связи приняты в составе, предусмотренном на ПЛ проекта 651

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 05.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Ю.В.Апальков. Подводные лодки ВМФ СССР. Справочник.- СПб.: «Галея Принт», 2006.
Техника и вооружение. Вчера, сегодня, завтра. № 5-6, 2000 г.
Тайфун. Военно-технический альманах. № 3 (43), 2002 г.
Корабли и люди.- Нижний Новгород, ОАО «ЦКБ «Лазурит», 2013.
Маяк. Газета города Сосновый Бор. № 51 (4416), 13.07.2012 г.

ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 651
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap