ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 644

AVERAGE MISSILE SUBMARINE PROJECT 644

По постановлению Совмина от 25 августа 1955 года в ЦКБ-18 разработали в срочном порядке технический проект 644 (гл. конструктор П.П.Пустынцев) уже с установкой 2-х контейнеров на палубе ПЛ пр.613 для запуска крылатых ракет из надводного положения. Большую часть рабочих чертежей этой модернизации поручалось разработать СКБ-112.
В процессе более детальной проработки выявились некоторые несоответствия, ликвидируя которые пришлось откорректировать технический проект, внести изменения в договорную спецификацию ЦКБ-18. По проекту 644 предусматривалось переоборудование торпедных ПЛ проекта 613, предусматривавшего установку ракетного комплекса П-5 без изменений ПК за счет снятия кормовых ТА, запасных торпед носовых ТА, перекомпоновки жилых и др. помещений, установки докового киля и пр.
Проектом переоборудования предусматривалось изменение размещения оборудования в отсеках лодки, при этом наибольшей перекомпоновке подверглись I, III и IV отсеки. Из корпусных конструкций изменения претерпели:
— ограждение рубки — из-за установки нового выдвижного устройства астронавигационной системы «Лира-П»;
— наружный корпус — из-за установки прочных аварийно-балластных цистерн;
— надстройка — из-за установки двухконтейнерного блока для ракет П-5 и газоотвода. Сам прочный корпус остался без изменений.
Наибольшая ширина лодки увеличилась на 0,3 м. Из торпедного и артиллерийского вооружения были оставлены только торпедные аппараты с торпедами в них. Кормовые торпедные аппараты срезаны по концевую сферическую переборку кормовой оконечности прочного корпуса и приспособлены под хранение продуктов. Запасные торпеды и артиллерийское вооружение с боезапасом и оборудованием с ПЛ снималось. Для повышения остойчивости лодки при размещении контейнеров в надстройке 18 баллонов воздуха высокого давления были перенесены в киль. Кроме того, на ПЛ ниже основной линии устанавливался балластный киль.

Энергетическая установка подводных лодок Проекта 644 состояла из двух дизелей 37Д (мощностью по 2000 л.с. каждый), двух гребных электродвигателей ПГ-101 (мощностью по 1350 л.с.) и двух электродвигателей экономичного хода ПГ-103 (мощностью по 50 л.с.). Аккумуляторная батарея состояла из свинцов-кислотных элементов 46СУ. Всего было две батареи по 112 элементов в каждой.
Условия обитаемости на ПЛ пр.644 стали значительно хуже, чем на ПЛ пр.613. 12 человек не имели спальных мест (из них 3 офицера). В первом отсеке было установлено 29 коек вместо 18 на пр.613. Каюты офицеров были тесны и неудобны. Отсутствовал шифропост (для шифровки использовалась каюта командира ПЛ). В остальном ПЛ пр.644 мало отличалась от ПЛ пр.613.
Средства гидроакустики, радиолокации и радиосвязи были сохранены по проекту 613, на корабле установили систему управления ракетной стрельбой «Север-А644У» и приборы управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4, навигационные приборы «Север-Н-644». Навигационный комплекс «Север Н», разработанный НИИ-303 (ЦНИИ «Электроприбор», главный конструктор С.Ф.Фармаковский) по техническому заданию ЦКБ-18 по составу отличался от НК «Сила Н» отсутствием планшета и прибора сигнализации.

Комплексы «Север Н» и «Сила Н» были рассчитаны на работу в диапазоне широт ±75°. Для точного определения своего места и соответственно направления на цель, на подводной лодке устанавливался астронавигационный перископ «Лира». В те годы они были основными для ПЛ с крылатыми ракетами. Госиспытаниям комплекса «Север Н» проводились на головной дизельной лодке проекта 644 на Северного флота.
Аппаратура предстартового контроля и производства старта была разработана в ОКБ-424 (главный конструктор В.П.Григорьев).
Вооружение корабля включало 2х установки крылатых ракет П-5, расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и 4х носовых 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 4-10 торпед. Прибор управления торпедной стрельбой ПУТС-Л-4.

Ракеты П-5 располагались в 2-х прочных подъемных контейнерах, установленных на палубе надстройки параллельно диаметральной плоскости за ограждением рубки. Контейнеры для хранения и пуска ракет были спарены в одном блоке и устанавливались на палубе надстройки, в корму от ограждения рубки. При подготовке к старту контейнерный блок поднимался на угол 15° при помощи гидроподъемника, действовавшего от корабельной системы гидравлики. С обоих торцов каждый контейнер закрывался крышками, имевшими резиновое уплотнение. Открытие и закрытие крышек осуществлялось с помощью гидравлических приводов. В стартовом положении контейнеры удерживались гидравлическими стопорами. Крылатые ракеты хранились в контейнерах полностью заправленными, с боевой частью и с пристыкованными стартовыми агрегатами. От передвижения внутри контейнера они удерживались устройством крепления по-походному, управляемым дистанционно изнутри лодки, и задним раскреплением, которое снималось автоматически при старте. Корпуса контейнеров были рассчитаны на предельную глубину погружения лодки. В контейнерах поддерживался микроклимат, регламентируемый по температуре и давлению воздуха, газовому составу и влажности.

Старт ракет был надводный из контейнеров под углом 15 град. к горизонту в корму ПЛ, при волнении моря до 3 баллов и скорости хода ПЛ до 6 уз.
В процессе переоборудования с лодки удалены запасные торпеды и артиллерийское вооружением с боезапасом. Для повышения остойчивости ниже основной плоскости установлен доковый, киль с твердым балластом. Полному переоборудованию подвергся четвертый отсек, в котором размещены приборы управления стрельбой, пульты предстартовой подготовки, управления контейнерами, производства старта, а также приборы дистанционного контроля микроклимата в контейнерах, гидроподъемники для подъема и опускания контейнеров, преобразователи для питания счетно-решающего устройства “Лира-П” и др. оборудование и аппаратура. В третьем отсеке на месте рубки гидроакустики размещена рубка штурмана, зенитный перископ заменен астронавигационным “Лира-П”, командирский перископ — перескопом типа “ПЗН”. Переоборудовались частично и другие отсеки.
Проект был закончен в декабре 1956 года и утвержден совместным решение ВМФ и МСП в апреле 1957 года. При утверждении проекта предлагалось одновременно с его корректировкой выполнить ряд дополнительных проработок. Корректированный технический проект 644 с заданными проработками был рассмотрен в июле 1957 года и утвержден.
Позднее при корректировке договорной спецификации был внесен пункт, гарантирующий аварийное всплытие ПЛ, погружение и плавание под водой с одним затопленным контейнером (как при закрытых, так и при открытых крышках), что обеспечивалось продуванием аварийно-балластной цистерны. Для замещения массы крылатых ракет на первых двух ПЛ предусматривалась специальная цистерна, размещавшаяся в IV отсеке под аккумуляторной ямой. На последующих лодках эта цистерна использовалась как топливная (№6), а цистерна для замещения массы ракет была вынесена в междубортное пространство и выполнена прочной.
В декабре 1956 года материалы технического проекта 644 переданы ЦКБ-112 (“ЦКБ “Лазурит”, главный конструктор Леонтьев Б.А.). К разработке рабочих чертежей ПЛ пр. 644 бюро приступило в апреле 1957 года и уже в октябре выдало заводу все необходимые для переоборудования рабочие чертежи, а затем и техническую документацию.
Работы по переоборудованию головной подводной лодки “С-80”, зав. № 801 (ответственный сдатчик И.Я.Калин) были начаты в июле 1957 года и продолжались до апреля 1959 года. Ответственными сдатчиками остальных подводных лодок на заводе были Третьяков А.Н., Меньшиков Ю.К., Шишкин В.А., Жиров А.П., Старцев К.С., Клинышкин К.Н.
С 27 августа по 15 ноября 1959 года проводились заводские испытания, а с 15 ноября 1959 года по 15 января 1960 года — государственные испытания.
На заводе «Красное Сормово» в 1959-1960 гг. было построено шесть лодок по проекту 644.
После проведения швартовных испытаний (с 15 февраля по 26 августа 1959 года) в г.Горьком и г.Северодвинске приступили к заводским испытаниям (с 27 августа по 15 ноября 1959 года) и, наконец, с 15 ноября 1959 г. по 15 января 1960г. проведены государственные испытания. Государственная комиссия отметила, что: “…старт крылатых ракет из контейнеров с раскрытием крыла в полете является надежным и его применение на подводных лодках по сравнению с другими системами позволяет получить меньшие габариты контейнеров, упростить конструкцию стартового устройства и, как следствие, разместить на подводной лодке большее число крылатых ракет”.
Всего по проекту 644 заводом “Красное Сормово” было переоборудовано 6 кораблей.

ПРОГРАММА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ ПЛ ПРОЕКТА 644

Проект

Завод-строитель

Заводский номер

Тактический номер

Годы переоборудования

Дата подписания приемного акта

644

Красное Сормово

803

С-44

03.11.57 г. — 07.10.59 г.

12.07.60 г.

805

С-46

07.57 г. — 14.01.59 г.

19.07.60 г.

407

С-69

15.12.58 г. — 10.12.59 г.

21.09.60 г.

801

С-80

01.07.57 г. — 15.04.59 г.

15.01.60 г.

504

С-158

14.10.58 г. — 14.12.59 г.

31.08.60 г.

603

С-162

14.03.58 г. — 30.11.59 г.

21.07.60 г.

Две первые подводные лодки прошли испытания на Северной сдаточной базе, а остальные на Южной сдаточной базе.
Уже в процессе эксплуатации головная лодка проекта была потеряна. Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. 27 января 1961 года в 00 часов 27 минут прервалась радиосвязь с дизельной подлодкой С-80 Северного флота, ПЛ не вернулась из полигона боевой подготовки после выполнения учебного задания. По штату экипаж состоял из 56 человек (из них 10 офицеров), но фактически на борту находилось 68 подводников (15 офицеров, 16 старшин, 37 матросов). Командовал подводной лодкой капитан 3 ранга Ситарчик Анатолий Дмитриевич.
Катастрофа 27 января 1961 г. стала первой послевоенной потерей Северного флота. Организованный планомерный 7-месячный поиск пропавшей лодки силами до 40 единиц кораблей, судов, самолетов и вертолетов оказался беpупешным, если не считать обнаружения на трале рыболовного траулера РТ-38 аварийно-сигнального буя пропавшей лодки.
Подводную лодку обнаружили лишь в августе 1968 года на глубине 200 метров.
Решение о подъеме подводной лодки С-80 было принято на правительственном уровне в сентябре 1968 г. Был обозначен срок — 1969 год.

Проектированием подъема занялся 40 Институт аварийно-спасательного дела. Для выполнения работ в 1969 году была создана Экспедиция особого назначения центрального подчинения ВМФ(ЭОН-10). Проект «Глубина», подготовленный 40 Институтом, предполагал использование судоподъемным судном «Карпаты» (пр. 530) захватного устройства.
Подводная лодка С-80 была поднята с глубины 200 метров в открытой части Баренцева моря за 34 рабочих дня. Подъемные работы в районе затопления ПЛ проводились с использованием глубоководной рабочей камеры РК-680 и наблюдательной камеры НК-300.
В те же годы СКБ-112 разработало технический проект ПЛ проект 644П (гп. конструктор Б.А.Леонтьев) с четырьмя стационарными контейнерами для запуска ракет из надводного положения. В связи с тем, что пр.644 и 644П (а далее 644ПУ) не удовлетворяли требованиям по автономности и дальности плавания ПЛ (в режимах РДП и подводного хода), СКБ-112 приступило к проектным проработкам ТТЗ в вариантах, удовлетворяющих требованиям УК ВМФ. Материалы проработок предусматривали: удлинение прочного корпуса на 7,8 м (8 отсек); установка 4-х контейнеров; увеличение автономности (до 60 суток) и дальности плавания под РДП и под водой соответственно (8500 миль при скорости 6 узл. и 600 при скорости 2 узл.) и тд.
Совершенствование комплекса “П-5” привело к созданию крылатых ракет “П-5Д” и “П-7”. С радиолокационными допплеровскими системами измерения угла сноса и путевой скорости, соответственно, “Берег” и “Парус”.
Модернизированная ракета П-5Д создавалась в ОКБ-52 в 1958-1962 гг. на базе П-5 с установкой усовершенствованной системы управления. В состав системы управ­ления ракеты «Берег» был введен доплеровский измеритель пути и сноса ракеты в полете, что в значительной мере уменьшило ее зависимость от метеорологических условий и позволило в 2-3 раза улучшить точность стрельбы и высокоточный радиовысотомер РВ-5М, что позволи­ло снизить высоту полета ракеты над морем до 250 метров.
Летные испытания проходили в 1959-61 гг. с наземного стенда СМ-49, самоходной ПУ 2П30 (семь пусков) и ПЛ пр. 644Д (9 пусков). Первый пуск состоялся с наземного контейнера СМ-49 и был неудачен. Семь пусков П-5Д было проведе­но с подвижной пусковой установки 2П30 от сухопутной варианта ракеты С-5 (аналог П-5).
Для проведения испытаний комплекса П-5Д с КР увеличенной дальности полета ЦКБ-18 был разработан проект 644-Д (гл. конструктор П.П.Пустынцев) дооборудования ПЛ проекта 644.
Для испытаний комплекса П-5Д разработан проект дооборудования подводной лодки проекта 644 (“С-162”, зав. № 603), которое выполнил завод “Красное Сормово” c достройкой ПЛ в г. Северодвинске с августа 1960 года по октябрь 1961 года.

Государственные (совместные) испытания комплекса П-5Д проводились в Белом море и завершились в декабре 1961 года. Испытания подтвердили, что ракета П-5Д имеет существенные преимущества по сравнению с ракетой П-5, а именно, значительно более высокую точ¬ность попадания в цель за счет включения в состав бортовой системы управления доплеровского измерителя пройденного пути и угла сноса ракеты и новых, более точных, курсовых гироскопов в автопилоте. Одновремен¬но была установлена возможность точного удержания малой высоты полета за счет введения в состав бортовой системы управления радиовысотомера, что снижало возможность поражения ракеты средствами противоракетной обороны противника. На основании результатов испытаний комиссия Государственной приемки рекомендовала принять комплекс П-5Д на вооружение.

В это же время ОКБ-52 разрабатывало более совершенный комплекс ракетного оружия П-7 для стрельбы по наземным целям. В состав комплекса входила крылатая ракета П-7 с дальностью стрельбы 1000 км. В ОКБ главного конструктора Гаврилова С.А. создали специальный малоресурсный турбореактивный двигатель КР21-26.
Разработка новой системы управления для П-7 была поручена НИИ-923 Госкомитета по авиационной технике (гл. конструктор Драбкин В.В.). В институте удалось создать сложнейший курсовой гироскоп с уходом 0,1 град./ч. Одновременно НИИ-17 Госкомитета по радиоэлектронике разрабатывался модернизированный доплеровский измеритель пройденного пути и угла сноса ракеты (гл. конструктор Грановский В.А.). Все это позволило обеспечить заданную точность приведения ракеты в цель.
Летные испытания проводились в апреле-июле 1962 г. на полигоне под Балаклавой с пусковой установки СМ-49 на стенде 4А. Первый пуск состоялся 21 апреля 1961 г. Ракета стартовала из контейнера СМ-49 и вследствие неисправностей взорвалась в полете. Всего со стенда 4А было запущено 10 ракет.

Для проведения испытаний новых КР комплекса П-7 на заводе “Красное Сормово» в 1962 г. было проведено переоборудование ПЛ проекта 613 (зав. № 504) по проекту 644-7. С этой ПЛ обеспечивалась также стрельба крылатыми ракетами комплекса П-5Д. Ракета комплекса П-7 была на 1200 кг тяжелее ракеты комплекса П-5Д, поэтому Главному конструктору лодки П.П.Пустынцеву пришлось принять меры для сохранения остойчивости ПЛ проекта 644-7 на уровне проекта 644. Он предложил для достижения этой цели перебалластировать лодку на плотность забортной воды 1,018 т/м3, что и было принято заказчиком. Переоборудование ПЛ ПЛ “С-158”, (зав. № 504) производилось на заводе «Красное Сормово».
Новая крылатая ракета П-7 испытывалась в 1962-1964 гг. на полигоне в Белом море. Испытания проводились с большими перерывами по различным причинам, главным образом, связанным с бортовой аппаратурой ракеты, и полностью закончены не были.

В ОКБ В.Н.Челомея на базе комплекса П-5, предназначенного для стрельбы по береговым целям. С 1959 г. в ОКБ–52 началась разработка противокорабельной ракеты П–5РГ с активной радиолокационной головкой самонаведения, создаваемой в ОКБ–52 на базе крылатой ракеты П–5. Пульты предстартовой подготовки и управления стартом проектировались ЦКБ–55, корабельные приборы управления стрельбой – в НИИ–303. Для испытаний комплекса выделялась подводная лодка проекта 644 (разработчик ЦКБ–18). Дальность стрельбы ракеты П–5РГ была загоризонтной, для ее обеспечения заводу №938 (в последующем Ухтомский вертолетный завод, главный конструктор Н.И.Камов) задавалась система разведки и целеуказания «Успех» с вертикальновзлетающим аппаратом–турболетом «Зоркий». Взлетно–посадочное устройство для аппарата создавалось в ЦКБ–18 (главный конструктор П.П.Пустынцев) и ОКБ завода №232 (главный конструктор Г.Д.Вылкост).
Подводные лодки проекта 644 в 1969-1974 гг. были выведены из состава флота.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-18
Гл. конструктор П.П. Пустынцев
Завод-строитель «Красное Сормово»
Число переобруд. кораблей 6
Срок вступления в строй, г. 1960
Нормальное водоизмещение, м3 . 1160
Наибольшая длина, м 76
Наибольшая ширина, м 6,6
Осадка средняя, м 5,4
Запас плавучести, % 27
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная, с доковым килем
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность (част. вращ., об/мин) диз., л.с. 2 х 2000(500)
— тип главных ГЭД ПГ-101
— число х мощность (част. вращ. об/мин) гл. ГЭД, л.с. 2 х 1350(420)
— тип ЭД эконом. хода ПГ-103
— число х мощность ЭД экономич. хода, л.с. 2 х 50
— число гребных валов 2
— тип АБ свинцово-кислотная 46СУ
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 16,0
— наибольшая подводная 9,5
— экономическая подводная 2,0
— в режиме РДП 6,0
Дальность плавания, мили
(при скорости хода, уз.)
— в режиме РДП 5000 (6)
— подводная 10(10)/260(2)
Автономность, сут. 35
Экипаж, чел. 55
Время непрерывного пребывания
под водой, час. 350

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип КР
— тип ракетного комплекса П-5
— число ракет 2
— тип системы управления
стрельбой «Север-А644У»
Торпедное:
— число х калибр ТА, мм 4 х 533
— общее число торпед 4
— тип приборов управления
торп. стрельбой ПУТС-Л-4
Средства навигации:
— НК «Север-Н-644″
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Флаг»
— СОРС «Накат»
— РЛС опознавания «Факел-МО-1″
Гидроакустические средства:
— ГЛС «Тамир-5Л»
— ШПС «Феникс»(«Марс-24КИГ)
Средства радиосвязи:
— р/перед.КВ «Бриз-ИП-2″, «Дельфин»
— п/передатчик УКВ «Рейд-И»
— р/приемн. КВ «Пурга-45″(Р-670)
— р/приемн. ДВ «Туман»(Р-672)
Оптические средства:
— перископ атаки ПА-7,5М
— перископ зенитный ПЗ-9М

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.03.2017

Источники:
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
Постнов А.А. «Модернизация подводных лодок проекта 613″, ВТС «Бастион» №2 — 2000
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
«Подъем подводной лодки С-80″, Нептун №2 — 2015
http://www.dogswar.ru
http://armedman.ru

СРЕДНЯЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 665
ОПЫТНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА П-613
СРЕДНЯЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 613
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
ЗАВОД «КРАСНОЕ СОРМОВО»
ЦКБ «ЛАЗУРИТ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap