ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ 639 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ

PROJECT 639 NUCLEAR SUBMARINE

WITH BALLISTIC MISSILES

Подводные лодки с ракетными комплексами Д-1 и Д-2 для применения своего главного оружия должны были входить в зону действия противолодочной системы потенциального противника, что резко снижало их боевую устойчивость и эффективность использования ПЛ проектов АВ611, 629 и 658. Поэтому специалисты 4 Управления («ракетного») ВМС предлагали для вооружения подводных лодок применить доработанные «сухопутные» баллистические ракеты среднего радиуса действия типа Р-12 (разработчик ОКБ-586, гл. конструктор М.К.Янгель) с уменьшением их массо-габаритные характеристики. Из-за большой длины ракеты для нее предусматривался пуск с вертикальных и наклонных шахтных пусковых установок. Наклонные шахты предполагалось применить для того, что уменьшить высоту ПЛ. При использовании наклонных ПУ для производства старта ПЛ должна была приводиться в такое положение при котором шахты располагались вертикально.
Для выполнения научно-исследовательской работы по комплексу с ракетой типа Р-12 для установки на ПЛ 4-ое управление ВМС разработало задание, в котором эту разработку предлагалось поручить ОКБ-1. Комплекс стал именоваться как Д-3, а морская ракета получила обозначение Р-15.
Несмотря на то, что С.П.Королев был против, первоначально в 1955 году разработка комплекса Д-3 все-таки была задана ОКБ-1 НИИ-88. Но ОКБ-1 довело работы только до предэскизного проекта, где ракета имела дальности стрельбы до 400 км. На этом работы ОКБ-1 по морскому комплексу закончились.
Практически параллельно с этим ОКБ-586 в инициативном порядке с 1955 года прорабатывало ракетный комплекс для старта с подводной лодки из надводного положения с малогабаритной баллистической ракетой, эти предложения были поддержаны командованием ВМФ. Поэтому Постановлением правительства №1601-892 от 25 августа 1955 года ОКБ-586 поручалась разработка предэскизного проекта морской ракеты Р-15, который был выпущен бюро в 1956 году.

Морская ракета представляла из себя уменьшенный вариант ракеты Р-12 средней дальности наземного базирования, на ней использовались те же компоненты топлива. Ракета Р-15 имела одну ступень, ее длина 16 м, диаметр корпуса 1,55 м, начальная масса 23,8 т, расчетная дальность была 1235 км, старт из шахтной пусковой установки с ПЛ должен был происходить на собственных двигателях.
Постановлением СМ СССР от 17 августа 1956 года ОКБ-586 уже задавалась разработка эскизного проекта комплекса Д-3, кораблем для его размещения была определена АПЛ проекта 639. На лодке предполагалось иметь две-три ракеты Р-15. Это был первый ракетный комплекс предполагаемый для вооружения отечественных атомных подводных лодок, или как тогда называли подводных лодок со специальными энергетическими установками.
К середине 1956 года веса и габариты мощных ядерных зарядов намного уменьшились по сравнению с зарядом, первоначально заданным для Р-15, который первоначально и определил большие габариты ракеты и ее шахты. Работы по ракете Р-15 были продолжены, потому, что при использовании того же заряда, что и на Р-13, на Р-15 можно было достичь вдвое большей дальности в 900-1100 км, как и предполагалось заданием.
Эскизный проект комплекса Д-3 и ракеты Р-15 выполнен ОКБ-586 в сентябре 1956 года. К его выполнению было подключено большое число контрагентов. Систему управления ракеты разрабатывал СКБ-626 (НИИ-592) главного конструктора Н.А. Семихатова, пусковую установку — КБ-2 ЦКБ-34 (гл. конструктор -Д.Г.Бриль), ЖРД создавался в КБ-3 НИИ-88 (гл. конструктор Д.Д.Севрук).
Начало совместных летных испытаний в составе комплекса планировалось на начало 1961 г., однако Совет министров СССР своим постановлением от 4 мая 1957 г задал более сжатые сроки с началом пусков с наземного стенда в ноябре 1958 г., а с экспериментальной ПЛ пр. В629 — в августе 1960 года.
Согласно правительственным решениям основным носителем ракетного комплекса Д-3 должна была стать атомная подводная лодка проекта 639 с тремя баллистическим ракетами Р-15, для испытаний и отработки комплекса в ЦКБ-16 разрабатывался проект В629 экспериментальной дизель-электрической ПЛ с одной шахтой для Р-15.
Атомная подводная лодка проекта 639 создавалась в СКБ-143 как носитель баллистических ракет дальнего действия Р-15. В начальный период работ по АПЛ проекта 639 отсутствовали аналоги такой под¬водной лодки как в отечественном, так и в зарубежных флотах. В это время в Советском Союзе по проекту ЦКБ-16 была построена опытная дизель-электрическая ПЛ пр. В611 с ракетой Р-11ФМ и началось строитель¬ство серии подводных лодок пр. АВ611, а в США только начиналось строительство первой АПЛ «Джордж Вашингтон» с ракетами «Поларис» и информации по этой лодке и ракете было крайне мало.
По тактико-техническому заданию ВМФ с октября по ноябрь 1956 г. СКБ-143 на стадии предэскизного проекта выполнило проработки нескольких вариантов АПЛ. На начальной стадии работ рассматривалось много не стандартных конструктивных решений. Тогда, даже рассматривался вариант корабля с ракетными шахтами, расположенными по-походному горизонтально и приводящими в вертикальное положение для старта ракеты при помощи специального поворотного устройства. Был исследован вариант, по которому ракеты располагались в жестко соединенных с корпусом корабля горизонтальных шахтах. Для обеспечения старта ракет подводной лодке придавался максимально возможный дифферент. В результате рассмотрения выполненных проработок, наилучшим был признан вариант АПЛ с баллистическими ракетами, установленными в вертикально расположенных и соединённых с корпусом подводной лодки пусковых шахтах.
После завершения предэскизной проработки СКБ-143 приступило к разработке эскизного проекта АПЛ проекта 639. Главным конструктором проекта назначили главного инженера Бюро В.П.Фуникова, под руководством которого уже велись работы по предэскизной проработке. Для выполнения задания была организована группа главного конструктора в следующем составе: заместитель главного конструктора Г.Н.Чернышев, руководитель группы В.В.Ромин и ведущий конструктор В.Д.Левашов. Главным наблюдающим от ЦНИИ ВК был А.И.Синицин, а наблюдающими — К.М.Сергеев и М.З.Хабиев.
Основные элементы корабля и сроки разработки эскизного про¬екта были утверждены 3 апреля 1957 года постановлением СМ СССР. На ПЛ проекта 639 предусматривалось размещение трех баллистических ракет Р-15 комплекса Д-3. Принятие на подводную лодку нескольких крупногабаритных ракет значительной массы со специальным оборудованием весом около 500 т привело к резкому увеличению диаметра прочного корпуса и водоизмещения корабля. Поэтому прочный корпус предполагалось изготовлять из новой высокопрочной стали АК-29.

Ракеты размещались в прочных вертикальных ракетных шахтах диаметром 3 м и высотой 17 м, расположенных в центральной части прочного корпуса ПЛ, при этом обтекатель ракетных шахт был совмещен с ограждением рубки. Для исключения необходимости в размещении устройств по отводу отработанных газов двигателя ракеты, упрощения конструкции шахт и уменьшения влияния газов на шахты и располагаемое в них оборудование было решено стартовые двигатели разместить в головной части ракет. Но в результате это приводило к усложнению конструкции крышки шахты.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ Р-15

Тип комплекса

Д-3

Тип ракеты

Р-15

Разработчик

ОКБ-586

Состояние

Разработка в 1956-1858 гг.

Дальность стрельбы, км

900-1100

Стартовый вес, кг

21,5-22

Длина, м

15,1-15,5

Диаметр корпуса, м

1,4-1,56

Размах стабилизаторов, м

2,8

Тип ГЧ

Моноблочная

Число ББ

1

Тип старта

надводный

Число ступеней

1

Тип топлива

жидкое

Особая сложность в обслуживании ракет Р-15 заключалась в необходимости хранения большого количества топлива и окислителя, которые были очень агрессивные и высокотоксичные, в баках-хранилищах на ПЛ. Ракеты заполнялись топливом и окислителем непосредственно перед стартом. Для обслуживания ракет в СКБ-143 были проработаны системы подачи и слива компонентов топлива, подачи в ракету воздуха, азота, а также воды для промывания стартового устройства и шахты после старта ракеты; электрическая связь приборов и аппаратуры управления на борту ракеты и на АПЛ в стартовом устройстве при помощи гибких кабелей; схемы обогрева и охлаждения воздуха в шахтах с поддержанием требуемой влажности, очистки воздуха от вредных примесей паров и топлива, система пожаротушения в шахтах.
Атомная энергетическая установка (АЭУ) лодки в предэскизном и эскизном проектах прорабатывалась в нескольких вариантах мощности 25000, 30000 и 35000 л.с., двух типов. Первый имел паропроизводящую установку (ППУ) с водо-водяным реактором (ВВР), которую разрабатывал НИИ-8. Вторую ППУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) создавало ОКБ «Гидропресс», где теплоносителем был сплав «свинец — висмут». Паротурбинную установку (ПТУ) для всех вариантов ППУ разрабатывало СКБ Ленинградского Кировского завода. В проработках рассматривалась АЭУ, состоящая из двух автономных групп, каждая из которых включала в себя: ППУ, ПТУ и автономный ТГ с обслуживающими системами и оборудованием. Для проекта 639 был принят вариант двухвальной АЭУ.
Проведенное сравнение объемно-весовых характеристик показало существенные преимущества установки с ЖМТ разработки ОКБ «Гидропресс», которая позволяла получить скорость АПЛ на 2,5 уз выше, чем при использовании ППУ, разрабатываемой в НИИ-8. Но по АЭУ с ЖМТ было много не решенных вопросов. Поэтому по результатам эскизного проекта, СКБ-143 рекомендовало дальнейшее проектирование и строительство ПЛ проекта 639 производить с использованием ППУ с ВВР.
Торпедное вооружение ПЛ состояло из торпедных аппаратов 533 (четыре носовые) и 400-мм (два носовых и два кормовых), боезапаса из 16 торпед.

В 1956-1957 гг. в КБ-2 ЦКБ-34 для наземной отработки ракет Р-15 были разработаны и переданы заводам-изготовителям техническая документация на: неподвижный стенд СМ-Э138, предназначенный для экспериментальных пусков макетов и ракет Р-15; универсальный качающийся стенд СМ-74, предназначенный для испы¬таний ракет Р-15 и самолетов-снарядов П-20 в условиях, имитирующих качку подводной лодки на берегу, а также для эксперименталь¬ных пусков упомянутых изделий. Изготовление стендов производилось на Ленинградских заводах №232 «Большевик» и №196 «Адмиралтейском». Одновременно с разработкой тех¬нической документации на стенды, разработан эскизный проект пусковой установки для ракеты Р-15 на подводной лодке пр. 639.
Постановлением правительства от 4 мая 1957 года ОКБ-586 была задана разработка комплекса Д-3 в очередной раз. К сентябрю 1957 года проект ракетного комплекса Д-3 был готов, началось изготовление элементов конструкций для отработки старта ракеты.
Эскизный проект 639 корабля был завершен в ноябре 1957 г. Вскоре был подписан договор с Управлением кораблестроения ВМФ на выполнение технического проекта АПЛ, СКБ-143 развернуло работы по его выполнению. Нормальное водоизмещение корабля могло составить 5900-6000 м3, скорость подводного хода до 24-26 узлов, основное вооружение было сохранено по эскизному проекту. Однако, на стадии технического проекта работы по подводной лодке проекта 639 были прекращены в связи с прекращением разработки ракетного комплекса Д-3.
В результате рассмотрения материалов проекта комплекса Д-3 в НИИ-88 и в институтах ВМФ, было признано, что дальнейшая разработка ракет для старта из надводного положения нецелесообразна. Тогда руководство ВМФ считало АПЛ пр. 639 слишком большой для оснащения всего тремя ракетами, а разработку Р-15 — нецелесообразной с учетом наметившихся перспектив увеличения дальности ракеты Р-13 до 600-800 км.
В тоже время для вооружения атомных подводных лодок проекта 639 Постановлением Правительства №315-145 от 20 марта 1958 года ОКБ-586 задавались работы по созданию комплекса Д-5. Новая баллистическая ракета комплекса Д-5 должна была иметь подводный старт из шахты ПЛ и дальность стрельбы в 1000-1200 км.
В связи с отказом ВМФ от плана строительства АПЛ пр. 639 работы по комплексу Д-5 были прекращены. АПЛ пр 639 исключили из кораблестроительной программы на «семилетку» 1959-1965 гг., ут¬вержденной постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3 декабря 1958 г.
Технический задел по проекту 639 в дальнейшем использовался в проектах других отечественных АПЛ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант СКБ-143
Гл.конструктор В.П. Фуников
Состояние и время
разработки, г. незавершенный технический проект, 1957
Нормальное водоизмещение,м3 ок. 5910
Полный подводный объем, м3 ок.10020
Длина наибольшая, м 114,1
Ширина корпуса наибольшая, м 11,4
Осадка средняя, м 7,5
Запас плавучести, % 35
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ реактор с ЖМТ или ВВР
— число реакторов 2 (2)*
— тип ПТУ ГТЗА
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 35000 (2 х 25000)
— тип ТГ автономные ТГ,
переменный ток, 380 в, 50 Гц
— число х мощность АТГ, кВт 2 х 3400
(2 х 2700)
— тип АБ свинцово-кислотная
с эл. 48СМ
— количество групп АБ х число
элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, встроенный в линию вала
— число х мощность , кВт х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гр. валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500 (2 х 400)
— тип ГВ 6- лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА 25-26 (22,5-23,5)
— надводная под ГТЗА 15,0
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 60
Экипаж, чел. 100

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-3
— тип ракет Р-15
— число ракет 3
— тип ракетных шахт вертикальные
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр
носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр корм. ТА, мм 2 х 400
— общее число х
калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
— система управления
стрельбой «Ленинград»
— тип торпед противокорабельные
и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС «Тулома»
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС ЗПС «Свияга»
— ГАС миноискания «Радиус»
Радиолокационное:
— ГАС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— станция опознавания «Хром-К»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Утес»
— автомат. радиопеленг. АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— эхолот НЭЛ-5
— эхоледомер ЭЛ-1
— дистанцион. магн. компас КМД
— корабельные
приемоиндикаторы КПИ-3М,»Луга»
— зенитный перескоп ПЗН-8
и др.
Средства радиосвязи:
— р/передатчики КВ «Искра-1″,»Окунь»
— р/приемники КВ «Оникс-П», «Оникс-СБ»
— р/приемопередатчик УКВ «Графит-1″
— р/приемники ДВ «Глубина»

* — в скобках данные для варианта с ВВР

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОЕКТ ОКБ-586 РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-5
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-3 С РАКЕТОЙ Р-15
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ КОМПЛЕКСА С РАКЕТОЙ Р-12 НА ПОДВОДНЫХ ЛОДКАХ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 627 (627А)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap