ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 629

LARGE MISSILE SUBMARINE OF PROJECT 629

Понимая специфику эксплуатации и боевого применения ракетного оружия на кораблях, ВМФ и промышленность добились осуществлять разработку специализированного комплекса. Первым отечественным комплексом ракетного оружия, специально разработанным для вооружения подводных лодок, стал комплект Д-2 с ракетой Р-13. Постановление от 19 июня 1955 г. наряду с разработкой техпроекта Р-11ФМ, оснащенной тактическим спецбоеприпасом, обязало НИИ-88 представить результаты эскизной проработки новой морской ракеты с таким же зарядом, рассчитан¬ной на дальность 400 км. В развитие этого, другим Постановлением СМ СССР №1240-631 от 21 августа1956 года была задана разработка ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13, для вооружения дизельных ПЛ проекта 629 (разработчик ЦКБ-16, гл. конструктор Н.Н.Исанин) и атомных ПЛ проекта 658 (разработчик ЦКБ-18, гл. конструктор С.Н.Ковалев), проектирование ракеты передали из перегруженного ОКБ-1 в СКВ-385.
Некоторое время над эскизным проектом комплекса Д-2 с ракетой Р-13 под научно-техническим руководством С.П.Королева совместно работа¬ли специалисты ОКБ-1 и уральского СКБ-385. Все дальнейшие работы по этому комплексу Постановлением Правительства от 31 августа 1958 года были полностью переданы СКБ-385. С этого момента практически все ракетные комплексы морского базирования принимавшиеся и состоящие на вооружении отечественного ВМФ создавались в этом бюро.
При разработке Р-13 началась формироваться морская кооперация ракетчиков отличная от сложившейся при создании первых сухопутных. Бортовая автономная система управления разрабатывалась в свердловском СКБ-626 (НИИ-592, гл. конструктор Н.А.Семихатов), ЖРД в ОКБ-2 НИИ-88 (гл. конструктор А.М.Исаев), пусковая установка в КБ-1 ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), ядерный боеприпас в НИИ-1011 (руководитель К.И.Щелкин). Задача увеличения дальности решалась как увеличением массы и габаритов ракеты так и повышением ее весо-энергетического совершенства.
Одноступенчатая ракета Р-13 со стартовой массой 13700 кг несла отделяемую ГЧ, снаряженную мощным (1 Мт) термоядерным зарядом. Двигатель ракеты работал на горючем ТГ-02 и окислителе АК-27И. Дальность пуска составляла 650 км, круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 4 км, что по прежнему обеспечивало поражение лишь площадных целей, в первую очередь – крупных городов, находящихся на побережье противника, а также военно-морских баз.

Согласно правительственным решениям в ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Н.Исанин, заместители гл. конструктора В.В.Борисов и А.С.Смирнов) для вооружения ракетами Р-13 был разработан проекта 629 дизель-электрической подводной лодки нормальным водоизмещением в 2820-2860 м3 с двухкорпусной стальной конструкцией. Размещение трех ракет большой длины в шахтах за боевой рубкой подводной лодки потребовало увеличить общее ограждение рубки с ШПУ, которое имело высоту над прочным корпусом 7,3 м и длину в 27,9 м. Прочный корпус в районе этого отсека в поперечных сечениях имеет форму “восьмерки”, а нижняя наделка легкого корпуса выступает за линию киля на 2,55 м. ПЛ спроектирована с легким корпусом с штевневым носом и стабилизирующей кормой, имеет развитое ограждение рубки — обтекатель ракетных шахт и килевую наделку в районе ракетного отсека Отработка формы корпуса подводной лодки проводились на модельных испытаниях в ЦНИИ-45 и ЦАГИ. По корпусу, энергетике, частично по торпедному вооружению и РЭВ ПЛ проекта 629 унифицирована с торпедными ПЛ проекта 611 и проекта 641.

Энергетическая установка корабля дизель-электрическая с тремя дизелями 37Д мощностью по 2000 л.с. и главными электродвигателями ПГ-102 (один мощностью 2700 л.с.) и ПГ-101 (два мощностью по 1350 л.с.). Экономический ход в подводном положение обеспечивал электродвигатель ПГ-104. Аккумуляторные батареи были объедены в четыре группы, всего 448 типа 40СУ. Дальность плавания в подводном положении была 300 миль при скорости хода 2 узла, под РДП — 12000 миль. Запас плавучести ПЛ был 26%, глубина погружения достигала 300 м.
Ракеты Р-13 расположены в стационарных вертикальных шахтах пусковой установки СМ-60, спроектированной ЦКБ-34 (гл. конструктор Е.Г.Рудяк), внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Принцип действия и состав основных узлов ПУ был в основном аналогичен стартовой установке, разработанной в ОКБ-1 ранее для ПЛ проектов В611 и АВ611. В тоже время, механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60, имели оригинальные технические решения.
Управление ракетным комплексом осуществляла система ИПЭСУ. Для определения местоположения ПЛ в НИИ-49 (гл. конструктор П.М.Зеленцов) был разработан и в дальнейшем использовался на подводных лодках комплекс счетно-решающих приборов «Доломит». Старт ракет был надводный при волнении моря — до 4-х баллов и при скорости хода ПЛ до 12 узлов и осуществлялся со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты.
Конструкция ракеты и ее система управления позволяют выполнить следующие основные операции при нахождении на подводной лодке: контроль состояния и поддержание ракеты в боевой готовности во время патрулирования; предстартовую проверку и подготовку бортовой аппаратуры ракеты и ее двигательной установки, проверку работоспособности аппаратуры боевого блока; пуск ракеты с верхнего среза шахты из надводного положения лодки.
Перечисленные операции производятся на подводной лодке дистанционно со специальных пультов. Ракета не требует для обслуживания доступа личного состава в течение всего автономного плавания. Общее время на пуск одной ракеты не превышает 3–4 мин. Последовательный пуск ракет осуществляется за 13–14 мин. Безопасность ракеты при взрывах глубинных бомб, не приводящих к разрушению прочного корпуса подводной лодки, подтверждена специальными испытаниями. На подводной лодке ракета сохраняет свои боевые качества в течение шести месяцев вместо заданных трех.
Торпедное вооружение лодок проекта 629 состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, два из которых были кормовыми, с общим боезапасом в шесть торпед, приборов управления торпедной стрельбой «Ленинград-629″.

На корабле были установлены: навигационный комплекс «Плутон-629″ («Плутон-1″), система радионавигации АРП-53, аппаратура стабилизации ПЛ по глубине погружения «Мрамор» и курсу «Гранит», гидроакустические станции «Арктика-М», «Тулона», «Свет-М» и «Свияга», РЛС «Накат», «Хром-К» и «Флаг». ПЛ оборудовалась двумя перископами ПР-12 «Лира-1″ и ПЗН-9. С 1960 года на ПЛ проекта 629 устанавливались следующие средства гидроакустики и радиосвязи: шумопеленгаторная станция МГ-10, станция определения скорости звука в воде «Береста», радиопередатчик Р-641 «Искра», новые радиоприемники и радиоразведки, заваливающаяся радиоантенна К-651 «Ива».
Навигационный комплекс (НК) «Плутон-1» (гл. конструктор Э.И.Эллер) был разработан московским МНИИ-1. Его состав принципиально не отличался от состава НК «Сила Н». В состав «Плутона» входили два гирокомпаса «Маяк», гироприбор «Сатурн», астронавигационная система «Лира-1» и др. Комплекс был рассчитан на работу в диапазоне широт ±80°. В отличие от НК «Сила Н» в состав НК «Плутон-1» входил автомат выработки пеленга и дистанции до цели «Марс», решавший обратную геодезическую задачу по введенным вручную координатам цели и текущим координатам ПЛ, автоматически поступавшим из АП «Терек». Осреднение курсов ГК в этом комплексе не предусматривалось.
Испытания ракет Р-13 проводились с июля 1959 года по март 1960 года на ГЦП-4 (Капустин Яр) с неподвижного и качающегося стендов, за время которых было произведено 19 пусков с качающегося стенда СМ-49 (из них 15 успешных). По результатам проведения ЛКИ Государственная комиссия допустила ракеты Р-13 к совместным (Государственным) летным испытаниям с подводной лодки проекта 629.

Корабельные испытания Р-13 были проведены с ноября 1959 г. по август 1960 г. с ПЛ проекта 629, выполнено 13 пусков с ПЛ (из них 11 успешных). Стрельбы проводились из района острова Кильдин по боевому полю «Чижа», расположенному восточнее горла Белого моря. Обеспечивал морские испытания комплекса переоборудованный тральщик проекта 254 «Борис Сафонов». Испытаниями ракетного комплекса руководил председатель комиссии контр-адмирал Н.Г. Кутузов, техническим руководителем испытаний боеголовки был Г.П.Ломинский. Ракетный комплекс Д-2 был принят на вооружение Постановлением СМ СССР №1109-461 от 13 октября 1960 года.
В Северодвинске на заводе №402 для проверки взрывостойкости ракет с боеголовкой построили ракетный отсек РО-629 (разработчик ЦКБ-16) подводной лодки проекта 629. Испытания проводились на Северном флоте в сентябре-октябре 1960 г. с имитацией подводной ударной волны атомного взрыва с помощью шнуровых зарядов. При взрывах на безопасных для подводной лодки радиусах боеголовка сохраняла работоспособность.
Строительство ПЛ проекта 629 велось на заводе №402 (директор Е.П.Егоров, гл. строитель К.И.Коробцев) на Севере и заводе им. Ленинского комсомола (директор Г.К.Волик, гл. строитель А.А.Танклевский) на Дальнем Востоке. Всего в 1959-1962 гг. было построено 23 корабля по проекту 629.
Стремление иметь в составе флота как можно больше подводных лодок – носителей баллистических ракет и отставание с готовностью комплекса Д-2 привело к тому, что первые пять ПЛ (зав. №801-805) проекта 629, построенных на заводе №402, сдавались с ракетой Р-11ФМ. В дальнейшем они прошли модернизацию на заводе «Звездочка» под ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13. В 1959 году на испытания было предъявлено два головных корабля для Северного флота — Б-92 (с января 1960 г. — К-96, зав. №801, старший строитель П.А.Смоленский, командир Р.Б.Радушкевич, командир БЧ-2 З.Б.Хаблиев), для Тихоокеанского — Б-93 (К-126, зав. №131, командир В.Д.Подольский, командир БЧ-2 А.В.Клемин).

ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛ ПРОЕКТОВ 629

Проект

3авод-строитвль

Заводской номер

Тактический номер

Год закладки (начала переоборудования)

Год приемки (сдачи) ВМФ

629

402

801

Б-92

14.10.57

29. 12. 59

802

Б-40

16.12.57

30.11.59

803

Б-41

17.02.58

25. 11.59

804

Б-42

26. 04. 58

29.11.59

805

Б-121

28. 05. 58

25. 12. 59

806

К-107

12.11.58

17.08.60

807

К-88

20.11.58

15. 09. 60

808

К-61

20. 05. 59

26. 11.60

809

К-113

10. 07. 59

30.11.60

810

К-118

22.10.59

10.12.60

811

К-36

18.03.60

31.08.61

812

К-91

09.08.60

23. 09. 61

813

К-93

10.10.60

16.11.61

814

К-110

01. 12.60

28.11.61

815

К-153

07. 12.60

15.12.61

199

131

Б-93

05.10.57

31.12.59

132

Б-103

15. 03. 58

31. 12.59

133

К-136

19.07.58

12.10.60

134

К-139

29. 11.58

12. 12. 60

135

К-75

11.04.59

16. 12.61

136

К-99

31. 10.59

27.01.62

137

К-163

26. 11.60

19.12.62

629Б

402

816

К-142

20.01.61

29. 12.62

Проведение транспортных испытаний ракет Р-13 с целью увеличения в два раза сроков эксплуатации БР на подводных лодках проводились на Северном и Тихоокеанском флотах. На ТОФ для них была выделена ПЛ пр. 629 «К-75″ (командир А.А.Каутский, командир БЧ-2 Н.А.Тушин). Председателем Госкомиссии был назначен командир 29 дивизии ПЛ, базирующейся на Камчатке, И.И.Щербаков. В сентябре 1962 г. на ПЛ были погружены две ракеты Р-13 и она вышла в море, где она прошла 7500 миль. Транспортные испытания ракеты выдержали.

Летом 1961 г. правительство приняло решение о проведении стрельб ракетами с реальными ядерными взрывами. Программа стрельб предусматривала два выстрела: с боеголовкой в контрольной и в штатной комплектациях. 20 октября 1961 года подводная лодка К-102 (командир Г.И.Каймак, командир ракетной БЧ В.Н.Архипов, командир группы управления В.Ф.Савенко) выполнила стрельбу ракетой Р-13 со специальной голонвой частью с термоядерным зарядом мощностью 1,5 Мт по боевому полю Новой Земли в ходе операции «Радуга», это была первая и единственная стрельба такого рода.
Пионерами в освоении ракеты Р-13 явились экипажи и командиры подводных лодок прежде всего пр. 629 на Северном флоте: Р.Б.Радушкевич (К-96), Н.С. Борисеев (К-72), Э.Н. Спиридонов (К-79), Г.В. Елсуков (К-83), Г.И. Каймак (К-102), Б.А. Караваев (К-107), В.А. Евдокимов (К-88), В.П. Околелов (К-93), О.А. Матвиевский (К-61), В.Г. Скороходов (К-113), К.Б. Курдин (К-116), А.А.Шейченко (К-36), В.Ф. Шпунов (К-110), В.Г. Лебедько (К-153). На Тихом океане эту задачу выполняли: Н.И.Суздалев (К-129), А.П.Симоненко (К-136), Ю.Н.Калашников (К-139), В.К.Пятов (К-99), B.C.Сусоев (К-75) и И.И.Людмирский (К-136).
Овладение ракетным оружием на флоте происходило не только с положительными результатами, иногда сложная техника приводила к авариям. При съемках кинофильма о ракетных подводных лодках в августе 1961 г. с ПЛ пр. 629 из состава 15-й дивизии подводных лодок Северного флота был произведен старт ракеты Р-13, который был не успешным. Ракета поднялась на определенную высоту, после чего факел двигателя уменьшился и погас, ракета перешла в горизонтальное положение и упала в воду. Наиболее вреоятной причиной отказа было попадание воды в горючее. Другая авария с БР Р-13 произошла в апреле 1964 г. на том же Северном флоте. ПЛ пр. 629 «К-88″ (командир А.М.Косов, командир БЧ-2 Р.О.Варик) по окончанию похода должна была произвести ракетную стрельбу, но после команды на пуск старт ракеты не состоялся из-за не возможности поворота стартового стола. Ракета загорелась, аварийный сброс не получился. После орошения шахты пожар ликвидировали.

Проект 629 подводной лодки послужил прообразом для разработки и создания нескольких вариантов и модификаций: проект 629А — ПЛ с 3 БР комплекса Д-4 и подводным стартом, 1963 г.; проект 629Б (отработка подводного старта) с 2 БР комплекса Д-4, 1962 г.; проект В-629 — ПЛ с 1 БР Р-15, работы прекращены на стадии технического проекта, проектант — ЦКБ-16, 1958 г.; проект 629М — ПЛ с ВАУ, проект разработан ЦКБ-16 в 1958-1959 г.г. и не был реализован; проект 601 — ПЛ с БР Р-29 комплекса Д-9 (передан ВМФ в 1976 г.) ; проект 605 — ПЛ с БР Р-27К комплекса Д-5, 1978 г.; проект 629Р (ПЛ — ретранслятор, переданы ВМФ с 1976 г.); проект 619 — ПЛ для испытаний МБР Р-39 комплекса Д-19 (построена в 1978 г.).
Шестнадцатый корабль серии, К-142, был построен по изменённому проекту 629Б и предназначался для отработки твердотопливного ракетного комплекса Д-6 и жидкотопливного Д-4 с ракетой Р-21. После 27 запусков ракеты Р-21 она была принята на вооружение в составе комплекса Д-4.

В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки проекта 629 по проекту 629А, предусматривающему установку ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21. Проект был разработан с условием минимизации объёма работ по модернизации. Основные изменения претерпел 4-й отсек и его межкорпусное пространство. Устанавливались новые ракетные шахты и дополнительные балластные цистерны для предотвращения всплытия лодки после стрельбы.

Главным конструктором пр.629А был Н.Н.Исанин, главным наблюдающим от ВМФ — И.И.Лягин. При разработке проекта 629А конструкторы уже имели опыт размещения комплекса на экспериментальной ПЛ пр.613-Д4. Приобретенный опыт позволил сразу приступить к разработке технического проекта (минуя стадию эскизного проекта) и осуществить его в короткие сроки. Технический проект 629А был утвержден в октябре 1962 года. При разработке технического проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема монтажных, демонтажных и корпусных работ. Основные изменения коснулись IV отсека, где размещался новый комплекс ракетного оружия, и района междубортного пространства IV отсека. B III отсеке изменения произведены в объеме, необходимом для установки нового навигационного комплекса. Остальные помещения корабля и состав оборудования сохранились такими же, какими они были на ПЛ с ракетами надводного старта.
ПЛ вооружалась тремя ракетами Р-21, которые размещались в вертикальных шахтах, расположенных в IV отсеке. Для этих кораблей в ЦКБ-34 в 1962 году была разработана докусентация на серийную стартовую установку СМ-87-1.
Установленные в шахтах пусковые установки обеспечивали хранение, транспортировку и производство подводного старта ракет. Из-за принципиальных конструктивных отличий пусковых установок ракетных комплексов при переоборудовании ПЛ пришлось установить новые ракетные шахты СМ-87. Переход на подводный старт обусловил необходимость принятия мер по одержанию лодки в заданных пределах глубины старта и вызвал коренные изменения корабельной системы предстартовой подготовки и обслуживания. В новой системе перед стартом ракет заполнялся кольцевой зазор, образующийся между внутренней поверхностью шахты и наружными габаритами ракеты. Для этого на ПЛ предусматривались специальные цистерны водяного балласта и перекачивающие средства. В междубортном пространстве IV отсека удалось разместить балластные цистерны кольцевого зазора только для двух шахт. Таким образом, для ракетного залпа могли быть подготовлены только две ракеты. Стрельба третьей ракетой была возможна лишь после пуска одной из первых двух ракет.
Ракеты подавались на ПЛ полностью заправленными в ампулизированном состоянии, что обеспечивало их хранение на ПЛ в течении трех месяцев. По истечении этого срока их должны были выгружать на технической позиции для проверки. Стрельба ракетами производилась с глубины 40-50 м, считая от нижнего среза ракеты, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Подводный старт производился с неподвижного стола пусковой установки, размещенного в нижней части шахты. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут. Предстартовая подготовка третьей шахты, как отмечено выше, могла начинаться только после выстрела из одной ранее подготовленной шахты. Первый пуск ракет Р-21 из подводного положения с лодки пр.629А был произведен 24 февраля 1962 года.
Энергетическая установка изменилась только в части аккумуляторных батарей, вместо 46Су установили 48СМ.
На корабле были установлены: система управления стрельбой ИПЭСУ (разработчик НИИ-592), счетно-решающие приборы «Изумруд» (НИИ-49), автомат пеленга и дистанции «Ставрополь» (НИИ-49), система предстартового обслуживания КСПО (СКБ-385), пульт проверки головных частей ракет (предприятие 150), навигационный омплекс «Сигма-629А», РЛС РЛК-101. Торпедное вооружение было сохранено по проекту 629.
В корабельной аппаратуре комплекса Д-4 впервые в ВМФ была применена цифровая вычислительная система (автомата пеленга и дальности). Счетно-решающие приборы «Импульс» разрабатывались НИИ-49. Корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1»,оба разработаны в НИИ-49 (гл. конструкторы О.А.Беляев и Г.И.Цветков), обеспечивали: выработку углов наведения бортовых гироприборов относительно плоскости стрельбы и плоскос¬ти горизонта, и выдачу их на борт ракеты, выра¬ботку преобразование текущей дистанции до цели во временную установку интегратора про¬дольных ускорений с учетом поправок на враще¬ние Земли и ее несферичности, выработку бое¬вого курса ПЛ и др. Аппаратурная часть комплекса обеспечивала точность отределения местоположения ПЛ: географические координаты — + 4км, курсоуказание — + 0,2 градуса. Ракетный комплекс мог использоваться в акватории Мирового океана до 85 градусов северной широты.
Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения ско¬рости подводной лодки, автоматического и непре-рывного определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки ПЛ.
Для проведения модернизации ПЛ проекта 629 было выделено два завода №891(«Звездочка», директор Г.Л.Просянкин, гл. строитель Ю.А.Роздин) и 199. Переоборудование первых кораблей (зав. №807 и 132) были начаты в 1964 году. Первый корабль передан ВМФ в 1966 году, последняя четырнадцатая ПЛ по проекту 629А — в 1972 г.

ПРОГРАММА ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ПЛ ПРОЕКТА 629

Проект Завод-строитель

Заводской номер

Тактический номер

Начало переоборудования

Приемка (сдача) ВМФ

629А

«Звездочка»

801

К-96

29.11.67

19. 12.69

891

802

К-72

26. 12. 69

25. 12.72

803

К-79

08. 08. 67

30. 12.68

807

К-88

30. 08. 64

28. 12.66

811

К-36

19. 10.65

31. 12.67

812

К-91

15.09.65

30. 11.67

813

К-93

16.12. 69

31. 12.71

816

К-142

22.12.66

30. 09. 68

199

131

К-126

26. 04. 67

27. 12.68

132

К-129

03. 64

30. 05. 68

134

К-139

28. 10. 68

30. 12.71

135

К-75

04.01.70

20. 12. 71

136

К-99

04. 02. 65

05. 11.67

137

К-163

26.01.71

30. 12.72

629Р

Дальзавод

808

БС-167

23.01.74

30. 12. 76

804

БС-83

01.01.77

30. 06. 79

806

БС-107

01.01.75

30. 12.77

605

«Звездочка»

805

К-102

05. 11.74

15. 08. 75

601

810

К-118

30. 10.68

28. 12.76

Со второй половины 1962 года по февраль 1963 года были проведены совместные (Государственные) летные испытания комплекса Д-4. На них было осуществлено 15 пусков ракет, из них 12 пусков были успешными. Два пуска были неуспешными из-за отказов приборов системы управления, а один — из-за ошибки личного состава.
Наиболее известна из этих кораблей проекта 629А стала К-129, погибшая 8 марта 1968 года у Гавайских островов и поднятая американцами в результате уникальной тайной судоподъемной операции (проект “Дженнифер”) в июле 1974 г.

В 1971—1972 годах на базе лодки типа 629 был разработан проект подводной лодки-ретранслятора 629Р, предназначенной обеспечивать устойчивую связь командования флота с надводными и подводными кораблями, находящимися в любой точке Мирового океана. Проект предусматривал демонтаж ракетного комплекса, кормовых торпедных аппаратов и навигационного комплекса «Плутон-629» для размещения антенн, радиооборудования и навигационного комплекса «Мост-У». Устойчивая одновременная работа на приём и на передачу обеспечилась путём разнесения приёмных и передающих антенн и дополнительной защитой приёмников от помех. Предусматривалось переоснащение четырёх лодок проекта 629: К-83, К-107, K-61 и К-113. Впоследствии от модификации К-113 отказались. Переоснащённые корабли получили названия БС-83, БС-107, БС-61. Все три корабля вошли в строй к 1978 году.
Подводная лодка К-102 при переоборудовании по проекту 605 была оснащена ракетным комплексом Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К (4К-18, SS-NX-13), предназначенными для поражения точечных целей на берегу и авианосцев соответственно [4]. Первоначально планировалась установка шести ракет, однако в связи с ограничениями, чтобы не размещать два комплекта управляющей аппаратуры, ограничились четырьмя ракетами. Проект был разработан в 1968—1969 годах, переоборудование корабля завершилось к сентябрю 1973 года. Испытания ракеты прошли с 11 сентября 1973 года по 15 августа 1975 года.
Подводная лодка К-118 проекта 629 была модернизирована по проекту 601 для испытания ракетного комплекса Д-9 с 6 ракетами типа РСМ-40 (Р-29). Проект требовал существенной переработки корабля, было заменено около 70 % лёгкого корпуса и больше половины отсеков прочного корпуса. Испытания были начаты с 1976 года.

Подводная лодка К-153 была переоборудована по проекту 619 для испытания ракетного комплекса Д-19 и получила наименование БС-153. Переоборудование лодки по проекту 619 провёл Кронштадтский морской завод. В лодке разместили одну ракетную шахту. После переоборудования она получила наименование «БС-153″.
26 октября 1978 г. подводная лодка «БС-153″ вошла в состав 155-й брпл. 29 декабря она произвела под Балаклавой первый в ВМФ СССР пуск ракеты комплекса Д-19. В 1979 г. были произведены ещё 6 удачных пусков. В этот период лодкой командовал капитан 1 ранга В.Веденеев. На этой лодке при испытаниях новой техники в сентябре 1982 г. побывал генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» И.Спасский, а в 1986 г. — член Политбюро ЦК КПСС Е.Лигачёв.
Впоследствии комплекс Д-19 устанавливался на самые большие лодки в мире — ТРПКСН проекта 941 «Акула».
В дальнейшем, до 1987 г., лодка под командованием капитана 1 ранга М.Горишного обеспечивала испытания новой техники, затем с января 1987 г. была переведена в состав 153-й брпл, готовилась к испытаниям по плану объединения «Рубин». Но в сентябре 1990 г. в связи с невозможностью дальнейшего использования по прямому назначению и нецелесообразностью восстановления она была исключена из состава ВМФ.
В 1992 году подлодка была разделана на металл на Инкерманской базе «Вторчермета» в Севастополе.

Насколько наша ракетная программа повлияла на аналогичную китайскую ответить однозначно тяжело, но известно, что в августе — сентябре 1958 года в Москве проводились переговоры между Советским правительством и китайской делегацией о передаче Китаю документации на строительство ПЛ проекта 629 и ракет Р-11ФМ. Уже во второй половине 1958 года СКБ-385 проводило подготовку технической и технологической документации по экспортному варианту ракеты Р-11ФМ для передаче ее Китайской Народной Республике (КНР). Официальное постановление правительства о передаче рабочих чертежей и технической документации в экспортном исполнении по ПЛ проекта 629 вышло 9 января 1959 года. В марте — декабре ЦКБ-16 ее готовило. Для оказания технической помощи в конце 1959 года в КНР была отправлена группа специалистов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-16
Гл. конструктор Н.Н. Исанин
Завод-строитель N 402, им. Ленинского комсомола
Число кораблей в серии 23
Cроки вступления в строй, г. 1959-1962
Нормальное водоизмещение, м3 . ок.2860
Длина наибольшая, м ок. 99
Ширина наибольшая, м 8,2
Осадка средняя, м ок. 8
Запас плавучести, % 26
Архит.-конструкт. тип двухкорпусн.
Энергетическая установка:
— тип дизель-электрическая
— тип дизелей 37Д
— число х мощность (част. вращ.,
об/мин) диз., л.с. 3 х 2000(500)
— тип главных ГЭД ПГ-102, ПГ-101
— число х мощность (част. вращ.
об/мин) гл. ГЭД, л.с. 1 х 2700(540)
(на ср. линии вала) и 2 х 1350(430) (на бортовых линиях вала)
— тип ГЭД эконом. хода ПГ-104
— число х мощность ГЭД экономич. хода, л.с. 1 х 140
— число гребных валов 3
— тип АБ свинцово-кислотная 48СМ
— число групп АБ х число элементов в группе 4 х 112
Скорость хода, уз.:
— наибольшая надводная 14,0
— наибольшая подводная 12,2
— экономическая подводная 2,5
— в режиме РДП 7
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.):
— надводная при усиленном
запасе топлива 6400(10)
— в режиме РДП 10800(7)
— подводная 12,2(12,2) или 290(2,5)
Глубина погружения, м 300
Материал прочного корпуса сталь
Автономность, сут. 70
Экипаж, чел. 83

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип БР
— тип ракетного комплекса Д-2
— тип ракет Р-13
— боекомплект, шт. 3
— тип ПУ СМ-60
— вид старта надводный
Торпедное:
— число х калибр нос. ТА, мм 4 х 533
— число х калибр корм. ТА, мм 2 х 533
— общее число торпед 6
НК «Плутон-629″
Гидроакустические средства:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС ОГС «Свет-М»
— ГАС ЗПС «Свияга»
Cредства радиолокации:
— РЛС обн. надв. целей «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— ответч. РЛС опозн. «Хром»

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 18.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
http://rufor.org
http://www.kchf.ru

БОЛЬШАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 605
ПРОЕКТ 629Д6 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-4 С БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТОЙ Р-21
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-2 С РАКЕТОЙ Р-13 (4К50)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap