ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 266

SEA TRAWLER PROJECT 266

При создании комплекса противоминных кораблей второго поколения была решена принципиально новая задача постройки тральщиков из новых немагнитных и маломагнитных материалов, разработана теория компенсации физических полей корабля, созданы совместно с заводами отрасли механизмы, вооружение, оборудование и аппаратура в маломагнитном и малошумном исполнении.
Повысить взрывостойкость тральщиков предлагалось за счет усиления корпуса, амортизационной защиты и использования ударостойкого оборудования. Созданный к середине 1950-х годов научно технический задел (ЦНИИ-45 в области защиты корабля, а в НИИ-400 в области противоминного оружия) позволил заказчику выдать в 1956 году ТТЗ на разработку противоминных кораблей (ПМК) нового поколения: БТЩ проекта 266 и рейдового корабля-искателя мин проекта 257.

На основе проводимых работ в обеспечение создания тральщиков второго поколения ВМФ СССР смог выдать в 1956 г. ТТЗ на разработку кораблей нового поколения: базового тральщика пр. 266 и рейдового корабля — искателя мин пр. 257. Каждый из кораблей разрабатывался в двух вариантах: первый — с корпусом из маломагнитной стали, и по первоначальному замыслу обклеенным снаружи двухсантиметровым резиновым покрытием, и второй с деревянным корпусом.
Позже корабль проекта 266 перевели в подкласс «морские тральщики». Он был спроектирован ЦКБ-363 (гл. конструктор Н.П.Пегов). Эти тральщики стали первыми отечественными морскими тральщиками с минимальными собственными физическими полями, в том числе за счет применения маломагнитной стали. От деревянного корпуса пришлось отказаться из-за отсутствия необходимой производственной базы.
Размагничивающее устройство имело систему автоматического регулирования тока и приставку для компенсации вихревых токов, наводящихся в корпусе корабля при качке. Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция шумящего оборудования с помощью амортизаторов, вибродемпфирующее покрытие фундаментов наиболее шумящих механизмов и стенок машинных отделений, звукоизолирующие вставки в трубопроводах и валопроводах. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического полей. В итоге магнитное поле корабля удалось уменьшить почти в 40 раз, электрическое — в 10 — 15 раз, акустическое — в 3 — 4 раза, гидродинамическое — на 20 — 30%.

Корпус корабля из маломагнитной стали марки 45Г17Ю3, набирался по продольной системе, имел протяжённый полубак и второе дно. Фундаменты главных двигателей, многих механизмов, вооружения, устройств и оборудования корабля, так же выполнялись в маломагнитном исполнении. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы и т.п. изготавливались из лёгких алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Для снижения акустического поля корабля использовались: звукоизоляция с помощью амортизаторов, оклейка вибродемпфирующим резиновым покрытием фундаментов основных механизмов и переборок машинных отделений, звукоизолирующие гибкие вставки в трубопроводах, системах и местах присоединения к механизмам (в частности валопровода к фланцу отбора мощности главного двигателя), применение малошумных гребных винтов регулируемого шага большого диаметра с относительно высокой частотой вращения. Впервые в отечественной практике были предусмотрены специальные мероприятия по снижению низкочастотного электромагнитного и электрического (диэлектрические покрытия оборудования, соприкасающегося с забортной водой, электроизоляция донно-забортной арматуры, валопроводов от корпуса и др.) полей. Корабль оснащался противоатомной и противохимической защитой. Приборы управления кораблём выводились в боевую рубку и на открытый ходовой мостик. Для постановки и выборки тралов были предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка и клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:
1. Форпик, цепной ящик, малярная кладовая (0-5 шпангоут);
2. Шпилевая, погреб артбоезапаса, кладовая ЗИП, трюмный отсек (5-13 шпангоут);
3. Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн, душевая офицерского состава, агрегатная ГЛС, кладовая сухой провизии, помещение рефрижераторной машины и рефкамера (13-22 шпангоут);
4. Коридор № 2, кубрик №1, офицерские каюты, кают-компания, каюты старшин, шахта ПОУ гидроакустический отсек, гиропост (22 — 36 шпангоут);
5. Столовая личного состава, посудомойка, носовое машинное отделение (36 — 51 шпангоут);
6. Коридор № 3, ПЭЖ, камбуз, кормовое машинное отделение, раздевалка личного состава, душевая личного состава, гальюн, умывальник (51 — 66 шпангоут);
7. Помещение вьюшки, кубрик №2, отсек ВРШ (66 — 78 шпангоут);
8. Тральная кладовая, выгородка минно-трального боезапаса, кладовая мокрой провизии, помещение гидроагрегатной (78 — 85 шпангоут);
9. Румпельное отделение (85 — 100 шпангоут);

Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.
Рулевая машина гидравлическая с системой управления «Альбатрос», предусматривала простой, следящий и автоматический режимы управления одним пером руля.
Палубные механизмы (лебёдка, вьюшка, кран-балки) имели гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от трёх насосных агрегатов.
Спасательные средства включали один шестивёсельный ял, шесть спасательных плотов типа ПСН-10 (на 10 человек каждый), спасательные круги и индивидуальные спасательные жилеты.
Силовая установка механическая, двухвальная, с двумя дизель-редукторными агрегатами М503Б мощностью по 2500 л.с. каждый при частоте вращения 1780 об/мин, размещёнными один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Ресурс двигателя до первой переборки составлял 3 500-4 000 часов, а полный ресурс — до 10 000 часов. Агрегаты обеспечивали передний, задний и холостой ход, передавая вращение на два винта регулируемого шага типа ВР-266. Изменение шага винта производилось гидравлической системой. Предусматривалось дистанционное управление агрегатами и ВРШ из постов управления двигателями и с ГКП. Скорость полного хода тральщика составляла 16 узлов и до 14 узлов с одним тралом. Вспомогательный котёл, давал пар на хозяйственные нужды.
Электроэнергетическая система трёхфазного переменного тока напряжением 380 В и частотой 50 Гц получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый, расположенных один в носовом и один в кормовом машинных отделениях (МО). Тральщик имел один дизель-генератор ДГ-100 мощностью 100 кВт.

Вооружение кораблей состояло:
1. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Установки использовались для уничтожения катеров, воздушных и низколетящих целей, а так же для поражения обнаруженных мин. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУАО «Рысь» с РЛС сопровождения МР-104 «Рысь» и с двух местных визирных постов «Колонка». Масса установки 1 926 кг.
2. Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 36 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
3. Из минных рельсов и 10 якорных мин КБ-3 в перегруз. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.
4. Из 1 комплекта быстроходного контактного трала БКТ, располагался в корме. Одинарный контактный трал с подсекающим действием имел ширину захвата до 420 м, заглубление до 160 м, скорость буксировки до 14 узлов при волнении моря до 4 баллов.
5. Из 1 электромагнитного трала ТЭМ-2, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал с большим радиусом действия использовался при скорости траления до 14 узлов и волнении моря до 4 баллов. Приборы управления электромагнитным тралом могли обеспечивать любые формы напряжённости магнитного поля и синхронную работу с акустическим тралом.
6. Из 1 акустического трала АТ-3 для уничтожения акустических донных мин. Представлял собой акустический излучатель, вмонтированный в заглубитель. Трал с широкой полосой действия используется при волнении моря до 4 баллов. Скорость буксировки трала составляет от 9 до 14 узлов.
7. 4 комплекта шнуровых зарядов (ШЗ-200) длиной 200 метров, предназначены для образования безопасных проходов в минных полях уничтожая или выводя из боеспособного состояния донные и придонные мины и обеспечивают обозначение оси безопасного прохода акустическими буями-обозначателями или тральными вехами. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
Для постановки и выборки тралов предусмотрены два тральных крана, 3-барабанная лебедка, клюз и тральная вьюшка.

Корабль проекта 266 был впервые из серийных кораблей оснащен ГАС миноискания МГ-69 «Лань», которая позволяла обнаруживать якорные мины на дальности до 1100 м. Строительство кораблей велось на Средне-Невском (завод №363) и Хабаровском (завод №876) судостроительных заводах. Головной МТЩ проекта 266 водоизмещением 560 т (по классификации НАТО Yurka) вошел в состав советского ВМФ в 1963 году. Головной тральщик МТ-86 вошёл в состав Тихоокеанского флота. Всего построено тральщиков с 1963 г. по 1971 г. — 41 единица.
Эти корабли были предназначены для решения задач противоминной обороны (ПМО) в морской или ближней океанской зонах, которая включала борьбу с якорными и донными минами, проводку за тралами своих кораблей и судов на переходе между пунктами базирования или портами, а также для постановки активных или оборонительных минных заграждений.
Уже в процессе строительства серии тральщиков, в июне 1963 года последовало решение о ликвидации ЦКБ-363 и о передаче его тематики и конструкторского состава в ЦКБ-50 – Западное ПКБ. Тем не менее, спустя всего два года в 1965 году в Западном ПКБ был разработан технический проект 266М «Аквамарин» модернизации корабля (гл. конструктор Т.Д.Походун и Н.П.Пегов). Эти тральщики в НАТО стали именовать Natya.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-363
Гл.конструктор Н.П.Пегов
Завод-строитель Средне-Невский СЗ, Хабаровский СЗ.
Годы сдачи 1963-1971
Число кораблей в серии 41
Материал корпуса маломагнитная сталь
Водоизмещение, т:
— стандартное 519
— нормальное 540
— полное 560
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 52,1(49,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 9,4 (9,4)
— осадка при полн.водоизм. 2,65
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (М-503)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 2500 ( ВРШ )
Электроэнергетическая установка:
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 2 х 200 + 1 х 100
Скорость хода, уз:
— полная 16
— экономическая 12
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 ( 12 )
Автономность по зап. провиз., сут. 7
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 56 (5)
Директивный срок службы кораблей проекта 266 — 20 лет.
Межремонтный срок (текущий / средний) — 3,5 года / 7,5 лет;
Междоковый срок — 1,5 года.

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип артустановок 2 х 2 30 мм АК-230 ( с МР-104)
Противолодочное и минное:
— 6 стандартных тележек и минные пути, до 36 БГБ ( в перегрузку )
Противоминное:
— контактный трал БКТ ( или ПСТ-1, или МТ-1Д ), электомагнитный ТЭМ-2, акустический трал АТ-3, ПАУТ, ШЗ-1 ( или ШЗ-2 ) до 2200 м.
Радиолокационное:
— РЛС «Дон», «Нихром». «Рым-К»
Гидроакустическое: МГ-69, МГ-25

ВТС «БАСТИОН», 16.04.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://and-kin2008.narod.ru

МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 266М «АКВАМАРИН» ТИПА «СЕМЕН РОШАЛЬ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ
ХАБАРОВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap