ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РЕЙДОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 265 И 265К

RAID MINESWEEPER PROJECT 265 AND 265К

Корабль проекта 265 явился дальнейшим развитием начавшихся строиться с 1943 г. «малых тральщиков» по проектам 253 Л и, затем, 255. В отличие от своих предшественников – малых тральщиков по проектам 253Л, 255 и 255КМ (217 ед.) – корабль пр. 265 классифицировался как «рейдовый» ТЩ. Учитывая большое значение ТЩ этого типа для отечественного ВМФ, его проектированию было уделено большое внимание. Помимо опыта строительства и боевого использования РТ111 был проанализирован и аналогичный опыт их зарубежных аналогов: гер манских типа «R», английских «126-футовиков» и американских VMS.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 265 (главным конструктором в начале был Н.Г.Лощинский) было выдано в 1946 году, эскизный проект разработан ЦКБ-363 в 1947 г., а технический – в 1948 г. Главный конструктор проекта — В. И. Блинов, главный наблюдающий от ВМФ — В. С. Авдеев. Технический проект 265 выполнялся СКБ-341 в г. Рыбинске.
Корабли предназначались для ПМД в радиусе 60 миль от места базирования. Они были гладкопалубными, низкобортными, с развитым кормовым свесом и развалом носовых шпангоутов. Принципиальным отличием нового корабля от его отечественных предшественников явились втрое большие мощности ЭУ и ЭЭУ, а также наличие крыльчатых движителей, последние были спроектированы в ЦНИИ-45 под руководством О.В.Рождественского и поставлялись Ижорским заводом.
Корпус корабля сварной с поперечно-продольной системой набора из стальных листов. Тральщик имел прямую палубу по всей длине с существенной седловатостью в носовой части. На верхней палубе располагалась протяжённая надстройка на крыше которой находились ходовой мостик, банкет с прожектором, треногая мачта за которой установили побортно 2 спаренных крупнокалиберных пулемёта, кожух дымохода и поворотный грузовой выстрел. В корме располагались сходной тамбур, тральная вьюшка, 2 поворотные кран-балки. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:
1. Форпик;
2. Цепной ящик;
3. Электромеханическая кладовая;
4. Кают-компания, каюты мичманов, канцелярия, каюты командира и офицеров, радиорубка, шифропост;
5. Машинное отделение №1;
6. Машинное отделение №2;
7. Кормовой кубрик;
8. Тральная кладовая;
9. Румпельное отделение;
Защита от неконтактного минного оружия ограничивалась размагничивающим устройством, состоявшим их трех обмоток — основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксной, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Это устройство, предназначенное для защиты от магнитных и индукционных мин, обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах до 2000 нТ (+20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине 6 м от КВЛ. Тральщик нёс одну мачту и одну овальную дымовую трубу.
Силовая установка механическая, двухвальная, включала два дизеля 33-Д мощностью по 900 л. с. каждый с двумя самостоятельными линиями валопроводов и крыльчатыми движителями вместо винтов. Предпринятая впервые попытка применения на тральщиках крыльчатых движителей ДКК16/8, проистекала из стремления улучшения маневренных качеств кораблей для использования их в условиях стесненных акваторий рейдов и гаваней. Однако в силу ряда недостатков этого типа движителя по сравнению с гребными винтами (особенно регулируемого шага, в том числе по коэффициенту полезного действия и созданию необходимого тягового усилия) крыльчатые движители дальнейшего распространения на тральщиках не получили.
Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел.
Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 115 В включала два дизель-генератора мощностью по 25 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторной батареи напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя с понижающими трансформаторами.
Артиллерийское вооружение тральщиков состояло: из 1 спаренного 37-мм автомата В-11М с длиной ствола 67 калибров, расположенного на баке и 2 спаренных 14,5-мм пулемётов 2М-7.
Минно-тральное вооружение корабля было в составе:
• 1 комплекта морского контактного трала МТ-3, располагались в корме. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
• 1 петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного — 330 метров. Вес трала в сборе — 4 950 кг.
• 2 быстроходных акустических тралов БАТ-2, для уничтожения акустических донных мин. Скорость буксировки трала составляла от 6 до 12 узлов.
На тральщике так же устанавливались бомбомёт БМБ-2, цепной охранитель якорных мин ЦОК-1-40 со шпиронным устройством, для охранения от якорных мин впереди по курсу корабля, могло загружаться до 6 якорных мин образца 1908/1939.
На тральщике устанавливались РЛС госопознавания «Факел», РЛС навигации «Дон», РЛС радио-технической разведки (РТР) «Бизань-4″, ГАС «Тамир-11″.
Строительство тральщиков проводилось на заводе №341 в Рыбинске. Головной тральщик Т-17 вступил в строй в сентябре 1953 года. Два первых корабля заложены в 1948 году, предъявлены на госиспытания в 1951 году, но сданы лишь в 1954 году. Испытания выявили: принципиальную возможность буксировки (за счет новых двигателей) более мощных тралов, чем было задано по ТТЗ ( на что, однако, не было рассчитано тральное оборудование ), интенсивную заливаемость на ходу и недостаточную прочность днища.
Всего построено тральщиков с 1953 г. по 1954 г. — 2 единицы.

Объем переделок потребовал существенной переработки проекта и заказчик в 1954 году выдал ТТЗ на разработку корректированного проекта 265К (главный конструктор В.И.Блинов), по которому и началось серийное строительство. Корабль был удлинен на 1,5 м и уширен на 0,2 м, изменены обводы носовой оконечности, увеличена мощность электростанции, установлены боковые кили, усилена днищевая часть корпуса и др.
Усилено вооружение. Вместо 37-мм автомата В-11 установлен 45-мм автомат СМ-21ЗИФ, а вместо 14,5-мм пулеметов установлены спаренные 25-мм автоматы 2М-3.
Головной корабль пр. 265К успешно прошел испытания, однако не имел ПАЗ, необходимость в которой стала к тому времени обязательной. ТТЗ на соответствующую доработку пр. 265А было выдано в 1957 г. Строительство проводилось на заводе №341 в Рыбинске. Головной тральщик сдан флоту в 1957 г.
Всего построено тральщиков с 1957 г. по 1959 — 13 единиц.
В целом корабли пр. 265-265А хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Их неоспоримыми преимуществами явились высокие маневренные качества и длительные устойчивые малые хода. Из состава ВМФ они были выведены в 1980-е годы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-363
Гл.конструктор В.И.Блинов
Завод-строитель Рыбинский СЗ
Годы сдачи 1954 (265),1957-1960 (265К)
Число кораблей в серии 2 + 13
Водоизмещение, т:
— стандартное 265
— нормальное 277
— полное 289
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 46,1 (44,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 6,4 (6,4)
— осадка при полн.водоизм. 1,85
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (33Д)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 900 (крыльчатые движители)
Электроэнергетическая установка:
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 1 х 50 + 1 х 25
Скорость хода, уз:
— полная 15
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1500 ( 10 )
Автономность по зап. провиз., сут. 5
Материал корпуса обычная сталь
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 47 (4)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип артустановок
1 х 1 45 мм СМ-17
2 х 2 14,5 мм 2М-7П
Противолодочное: два бомбосбрасывателя, 10 БГБ ( или БПС )
Противоминное: контактный трал МТ-2 (на 265 — МТ-3), цепной охранитель ЦОК-1, электромагнитный трал ПЭМТ-4,
акустический трал БАТ-2
Радиолокационное:РЛС «Линь», «Факел МО»,»Факел М3″
Гидроакустическое: МГ-11

ВТС «БАСТИОН», 17.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://and-kin2008.narod.ru

КОРАБЛЬ-ИСКАТЕЛЬ МИН ПРОЕКТА 265И
РЕЙДОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 265А
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ
СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ВЫМПЕЛ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «АЛМАЗ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap