ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БАЗОВЫЕ ТРАЛЬЩИКИ ПРОЕКТА 264 И 264А

BASE MINESWEEPERS PROJECT 264 AND 264А

Противоминные корабли проектов 254-254А начавшие проектироваться еще во время войны имели недостаточную защиту по физическим полям, тяговые характеристики, автономность и живучесть (одноотсечную непотопляемость, линейное расположение ГЭУ и ЭЭУ ), а также устаревшее оборудование ( в частности — на постоянном токе напряжением 220 в) и не были приспособлены для противоминных действий за пределами базовой зоны. Поэтому в 1949 году ВМФ выдал ТТЗ на разработку нового БТЩ с более мощной ЭУ, повышенными живучестью и автономностью, оснащенные новым оборудованием. Эскизный проект разработан в том же году, технический – в 1950 г.. головной корабль заложен в 1951 г.

Корабль пр. 264 по архитектурному типу и компоновке общего расположения напоминал корабли пр. 254. На корабле по сравнению с проектом 254 значительно усиливалось артиллерийское вооружение. Состав артиллерийского вооружения включал две спаренные 57 мм автоматизированные артиллерийские установки ЗИФ – 31 и две спаренные 25 мм автоматизированные артиллерийские установки 2М – 3М . Усиливалось и противолодочное вооружение за счёт реактивного 24 –ствольного бомбёта МБУ – 600 с запасом бомб в количестве 120 штук, бомбосбрасывателей для 12 больших глубинных бомб. В состав противоминного вооружения вошли более совершенные виды вооружения: морской контактный трал МКТ -1, электромагнитный неконтактный трал ТЭМ – 52, быстроходный глубоководный неконтактный акустический трал БГАТ. Палубные механизмы для работы с тралами (лебёдка, вьюшка, кран-балка) имели электрические приводы. Корабль оснащался радиолокационными станциями обнаружения и навигации «Линь-М», опознавания и гидроакустической станции обнаружения якорных мин «Тамир – 11».
Главная энергетическая установка (ГЭУ) двухвальная с эшелонным расположением (в двух машинных отделениях), что повышала её живучесть, главные двигатели типа 37Д мощностью по 2 000 л.с. Главные двигатели работали на винты регулируемого шага. Установка этого типа главных двигателей позволило достичь скоростей хода и дальности плавания, заложенных проектом. Впервые на тральщиках основным родом тока был принят трёхфазный переменный ток напряжением 220 В и частотой 50 Гц. Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) включала в себя два дизельгенератора мощностью по 200кВт каждый (2х200 кВт с дизелями 7Д12) и одного стояночного дизельгенератора мощность 25 кВт. Особых решений при проектировании ГЭУ и ЭЭСК по снижению собственных акустического и гидродинамического полей, как и установки противоминной защиты предусмотрено не было.

Строительство БТЩ проекта 264 было развёрнуто на Средне-Невском судостроительном заводе (Усть-Ижорская верфь). Ввиду несвоевременной поставки оборудования постройка корабля задержалась до 1957 г. Головной корабль пр 264 был построен в 1957 году, но на нем не были учтены требования ПАЗ, что потребовало разработки нового проекта — 264 А. Проект 264А был утверждён в 1956 году. Головной корабль по которому был сдан в 1958 году.

Повысилась защищённость корабля по его физическим полям. Так было модернизировано размагничивающее устройство, снизившее собственное магнитное поле корабля в два раза. Были внедрены конструктивные решения снизившие уровень собственного акустического поля. Для этих целей корпус в районе машинных отделений ниже действующей ватерлинии, а также фундаменты главных и вспомогательных двигателей были облицованы специальным резиновым покрытием. Так же было осуществлено экранирование гребных винтов завесой из воздушных пузырьков, создаваемой специальным устройством. Увеличивалась общая мощность ЭЭСК: мощность стояночного дизельгенератора с 25 кВт увеличивалась до 100 кВт установкой ДГ с дизелем 7Д6. Одновременно со всеми указанными изменениями было усовершенствовано и вооружение. В составе основного противоминного вооружения устанавливался новый низкочастотный акустический трал МАНТ, предусматривалась возможность использования акустического охранителя ВОКА. Было заменено бомбётное вооружение. Вместо него устанавливалась РБУ – 1200 (два станка побортно). Для компенсации потери остойчивости корабля были сняты 25 мм автоматы 2М – 3М. Управление артиллерийской стрельбой теперь предусматривалось с использованием РЛС. Устанавливалась новая радиолокационная станция навигации.
В результате корректировки проекта полное водоизмещение корабля выросло до 868 тонн против 840 тонн на головном корабле основного проекта.

Сдача корабля выявила недостаточную его защиту по физическим полям и высокую подверженность ветровому сносу, вследствие чего 12 ед. были переданы Морпоргранохране.
Позже три корабля были переоборудованы по проекту 963 в корабли радиолокационного дозора, а оставшиеся в 1979 году переклассифицированы в СКР и спасатели; по одному кораблю было передано Гвинее и Ю.Йемену.
К 1975 г. оставшиеся корабли были переоборудованы в СКР и сна спасательные суда. В корпусах пр. 264А в 1959-1963 гг. на заводе № 363 были построены 13 спасательных судов по пр. 532 и 532У, одно из которых передано Индии. К 1990 г. все корабли пр. 264 и 264А были вы ведены из состава ВМФ.
В процессе своей службы корабли проекта 264А, называемые на флоте «девятьсоттонниками», продемонстрировали достаточно высокие эксплутационные и мореходные качества, были достаточны просты в управлении и обслуживании. Условия обитаемости удовлетворяли экипажи в достаточной мере. Мтщ (скр) проекта 264А Тихоокеанского флота в период своей службы постоянно привлекались к несению боевой службы в районах Индийского океана и Корейского пролива с начала 70-х годов и до второй половины 80-х годов. У некоторых кораблей в 70-х годах отмечались боевые службы в районах Индийского океана в составе 8 опэск продолжительностью до 18 месяцев.
Корабли проекта 264А на ТОФ использовались до 1989 г. СКР «Приморский комсомолец» приказом ГК ВМФ исключен из боевого состава Тихоокеанского флота в 1986 г., СКР «Павлин Виноградов» – приказом ГК ВМФ– в 1987 г., СКР – 137 – приказом ГК ВМФ– в 1988 г.. Последний корабль проекта на ТОФ СКР «Тимофей Ульянцев» исключён из состава флота приказом ГК ВМФ от 04.05.1989 г № 099 в 1989 г., прослужив на флоте 29 лет.

СЕРИЯ:
1. Т-250,
2. «Приморский комсомолец»,
3. Т-102,
4. Т-119,
5. Т-122,
6. Т-125,
7. «Дзержинский»,
8. «Менжинский»,
9. Т-133,
10. Т-5,
11. «Василий Громов»,
12. «Воровский»,
13. «Старший лейтенант Владимиров»,
14. «Киров»,
15. «Малахит»,
16. «Старший лейтенант Лекарев»,
17. «Павел Хохряков»,
18. «Тимофей Ульянцев»,
19. «Фёдор Митрофанов»,
20. «Павлин Виноградов»,
21. «Корунд»,
22. Т-71,
23. Т-112,
24. Т-50.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-363
Гл.конструктор А.Г.Соколов
Завод-строитель Усть-Ижорская верфь
Годы сдачи 1957-1963
Число кораблей в серии 1 + 23
Водоизмещение, т:
— стандартное 800
— нормальное 833
— полное 868
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 69,8 (65,0)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 9,4 (9,4)
— осадка при полн.водоизм. 2,5
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (37ДР)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 2000 (ВРШ)
Электроэнергетическая установка:
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 2 х 200 + 1 х 100
Скорость хода, уз:
— полная 17,6
— экономическая 12
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 2500 ( 12 )
Автономность по зап. провиз., сут. 10
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 88 (7)
Материал корпуса обычная сталь

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип артустановок 2 х 2 57 мм ЗИФ-31Б (с ПУС МР-103 )
Противолодочное: РБУ-1200 ( 60 РГБ-12)
Минное: до 20 мин ( в перегрузку )
Противоминное:
— контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-2, акустический трал АТ-1
Радиолокационное: РЛС «Дон», «Нихром», «Рым К»
Гидроакустическое: МГ-11

ВТС «БАСТИОН», 16.04.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
Абдулов К.Б., журнал «Морской сборник», № 5, 1995 г., стр. 56-64, статья «Морские
тральщики Западного ПКБ»;
Буров В.Н., «Отечественное кораблестроение в 3-м столетии своей истории», 1995 г., СПб, «Судостроение»;
Кузин В.П., Никольский В.И., «Военно-морской флот СССР 1945-1991», 1996 г., СПб, Историческое морское общество
http://www.47br-ovra.com

СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap