ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РЕЙДОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 257ДМ

RAID MINESWEEPER PROJECT 257DM

Опыт эксплуатации кораблей пр. 257Д выявил их ограниченные боевые возможности: они обеспечивали малую ширину и скорость поиска, причем с ограничениями по прозрачности воды (при использовании искателя ИТ-2) и по состоянию дна моря (при использовании искателя ИУ-1). Это заставило создать на основе пр. 257Д многоцелевой ТЩК, способный использовать все имеющиеся виды противоминного оружия.
Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 257ДМ было выдано в 1960 году Западному ПКБ, а технический проект утвердили 02 апреля 1961 года.
Проект такого корабля был разработан в 1961 г. Западным ПКБ. В отличие от прототипа, помимо поиска, обозначения и уничтожения донных мин на рейдах, он мог вести борьбу с донными, якорными и активными (по способу перемещения в водной среде) минами, оснащенными комбинированными взрывателями. Противоминное вооружение также включало в себя либо буксируемый телевизионный искатель-обозначитель мин (ИТ-3), либо электромагнитный искатель-уничтожитель донных мин (ИУ-1, а затем ИУ-2), но они могли использоваться разновременно. Причем поставлялись искатели на корабли в виде унифицированных блоков, одинаковых по массогабаритным характеристикам, но различных по конструкции. Такой подход, в случае необходимости, позволял освобождать площади и массы, необходимые для размещения других образцов противоминного оружия. В частности, ТЩК пр. 257ДМ мог принимать (также разновременно) контактный трал (МТ-2), сетевой трал (ТС-1), неконтактные тралы ПЭМТ-4 (или бортовую секцию буксируемого трала СТ-2) и устройство для буксировки не принимаемых на борт ШЗ. Корпус ТЩК пр. 257ДМ (как и пр. 257Д) был выполнен из легкой древесины, оклеенной стеклотканью.

Незначительная модернизация основного проекта позволила получить универсальный полноценный тральщик, имеющий не только средства для поиска мин, но и тралы различного назначения для их траления. Это дало возможность использовать тральщики проекта не только для поиска и уничтожения мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах, но и для противоминного обеспечения подводных лодок, надводных кораблей и транспортов при выходе и возвращении в базы и на переходах в прибрежных районах.

Вооружение тральщиков состояло bз 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных побортно, попарно на мостике у второй дымовой трубы. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС «Колонка».
Минно-тральное вооружение:
• 1 комплект морского контактного трала МТ-2. Одинарный контактный трал имел ширину захвата до 100 м, заглубление от 10 до 30 м, скорость буксировки от 6 до 12 узлов. Максимальная глубина места траления до 50 метров.
1 комплект акустического трала АТ-2.
• 1 петлевой электро-магнитный трал ПЭМТ-4, для уничтожения магнитных и индукционных неконтактных мин. Трал имел ширину захвата до 90 метров, глубин действия от 7 до 35 м, скорость траления от 4 до 6 узлов. Длина кабеля петли составляла 424 метра, а длина буксира основного и дополнительного — 330 метров. Вес трала в сборе — 4 950 кг.
1 комплект акустического трала АТ-2.
• 1 буксируемый телевизионный искатель мин ИТ-3, для обнаружения и классификации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный используется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
2 шнуровых заряда по 200 метров, для уничтожения донных и придонных мин. ШЗ используется на глубинах от 5 до 100 метров при скорости буксировки до 6 узлов.
1 буксируемый электро-магнитный искатель-уничтожитель мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и уничтожения мин, обнаруженных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и уничтожения обнаруженных мин. Обнаружение мин производится с помощью поисковых элементов, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 — 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями или подрываются специальными бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину действия от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем производилось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
• Из 8-12 мин

В 1959–1965 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард»), Ленинграде (Приморский ССЗ) и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) построили 20 БТЩ пр. 257Д. В 1964–1972 гг. для советского флота в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») и во Владивостоке (Владивостокский ССЗ) были построены 41 БТЩ пр. 257ДМ и еще четыре — по пр. 257ДМЭ, которые передали правительству Болгарии. Кроме того, на ССЗ «Авангард» один из ТЩК пр. 257ДМ (БТ-435) достроили по пр. 257В в качестве водителя базовых рейдовых ТЩК-ШУ пр. 1253 и пр. 1253А. На нем вместо трального оборудования смонтировали комплекс аппаратуры телеуправления «Кожимит» и грот-мачту с ее АП.
Как показал опыт, такое переоборудование уже построенных (или почти построенных) кораблей сопряжено с большим объемом работ, либо с заведомым ухудшением эксплуатационных их характеристик и что для этой цели целесообразна постройка кораблей по специальному проекту (см. пр. 1253В).
На базе пр. 257ДМ Западным ПКБ под руководством Д.И. Рудакова был разработан пр. 699 — ТЩК-буксировщика тралов. В 1965–1968 гг. в Петрозаводске (ССЗ «Авангард») по нему было построено пять кораблей. Они предназначались для буксировки комплекса неконтактных тралов, имитирующих все физические поля проводимых кораблей, включая гидродинамическое, для имитации которых были созданы взрывостойкие плавсредства. Эти опыты закончились неудачно, в связи с чем ТЩК пр. 699 использовались для буксировки глубоководных тралов. В начале 80-х годов все корабли пр. 699 были выведены из состава советского флота.

Недостаточная эффективность искателей обусловила создание корабля со сменным противоминным вооружением, что привело к некоторому увеличению водоизмещения. За счет установки более совершенных двигателей скорость хода и дальность плавания при этом не уменьшились. Кроме кораблей по основному проекту на заводе «Авангард» было построено еще четыре корабля по его экспортной модификации ( проект 257 ДМЭ, главный конструктор Д.И.Рудаков ), которые были переданы Болгарии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-19
Гл.конструктор Д.И.Рудаков
Завод-строитель Морской завод (Ленинград), Владивостокский СЗ
Годы сдачи 1964-1972
Число кораблей в серии 41
Водоизмещение, т:
— стандартное 254
— нормальное 262
— полное 270
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 40,5 (38,1)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 7,8 (7,7)
— осадка при полн.водоизм. 2,08
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (М-870ФТК)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1200 (ВРШ)
Электроэнергетическая установка:
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 2 х 100 + 1 х 50
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1000 ( 10 )
Автономность по зап. провиз., сут. 5
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 32 (4)
Материал корпуса дерево

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип
артустановок 1 х 2 30 мм АК-230 ( система управления «Колонка-1″ )
Противолодочное или минное:
— минные пути, тележки ( до 27 БГБ)
Противоминное (сменное):
— либо контактный трал МТ-2У,
акустический трал АТ-2 и ПЭМТ-4, либо искатели ИТ-3, ИУ-1 и И-2, либо два буксируемых шнуровых заряда по 200 м.
Радиолокационное:
— РЛС «Дон», «Нихром-М»
Гидроакустическое:
— МГ-69, МГ-25

ВТС «БАСТИОН», 16.04.2017

Источники:
Ю.В.Апальков «Корабли ВМФ СССР Справочник том IV Десантные и минно-тральные корабли» (Корабли ВМФ СССР — 4). Санкт-Петербург 2007
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://and-kin2008.narod.ru

КОРАБЛЬ-ИСКАТЕЛЬ МИН ПРОЕКТА 257Д
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap