ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КОРАБЛЬ-ИСКАТЕЛЬ МИН ПРОЕКТА 257Д

SHIP FINDER MIN PROJECT 257D

Корабль принципиально нового типа, не имеющий на борту тралов. Предусмотрены специальные мероприятия по снижению магнитного, акустического, низкочастотного электромагнитного и электрических полей.
Впервые в советской практике проект разрабатывался на конкурсной основе. При полной идентичности всех требований задания варьировался (в соответствии со специализацией ЦКБ) лишь материал корпуса корабля: дерево (ЦКБ-19) и маломагнитная сталь (ЦКБ-363, главный конструктор В.И.Блинов). Проектирование обоих кораблей велось по катерным нормам. Представленные проекты вначале отличались друг от друга архитектурным типом, обводами, общим расположением и водоизмещением (деревянный – 250 т, металлический – 360 т). Посте уточнений, внесенных в проекты при их рассмотрении комиссией ВМФ и МСП, водоизмещение деревянного варианта корабля увеличилось до 260 т. а металлического снизилось до 320 т. Однако, несмотря на преимущества деревянного варианта, мнение о целесообразности его реализации не было однозначным. К тому времени уже было принято решение о строительстве корпусов БТШ пр. 266 из маломагнитной стали, результаты работ по которому предлагалось использовать и при строительстве кораблей пр. 257. избежав дополнительных затрат времени и материальных ресурсов на разработку новой технологии деревянного судостроения и создания соответствующих производственной и ремонтной баз. В конечном итоге было принято решение о постройке по одному кораблю с деревянным и металлическим корпусами с тем, чтобы на основании результатов их испытаний выбрать оптимальный вариант.
Работы над эскизным проектом корабля составлялись на конкурсной основе двумя организациями — ЦКБ-19 и Западным ПКБ (главные конструкторы, соответственно, В.И.Блинов и Д.И.Рудаков). После рассмотрения представленных вариантов в начале 1958 года была утверждена проектная документация Западного ПКБ. При этом для обеспечения требуемого водоизмещения корабля из двух вариантов проекта — с корпусом из древесины (пр.257Д) или маломагнитной стали (пр.257М) — остановились на первом и решили в дальнейшей работе применять нормы обитаемости и запасов пресной воды, принятые в проектировании боевых катеров. Главным наблюдающим от ВМФ по проекту 257Д стал полковник А.Т.Ильичев.

Корабль пр. 257Д по архитектурному типу существенно отличался как от своих предшественников (пр. 265-265А), так и от корабля пр. 257М. Он имел удлиненный полубак, упрощенные обводы и меньшее отношение длины к ширине. Для корабля в ЦНИИ-138 под руководством И. И. Боброва была разработана новая технология деревянного судостроения, предусматривающая защитную пропитку конструкционной древесины в автоклавах, широкое использование клееных конструкций и немагнитного металлического крепежа.
Учитывая острую необходимость в кораблях пр. 257, специализированных на борьбе с ДНМ, а также обнадеживающие результаты работ ЦНИИ-45 и ЦНИИ-138 в части освоения стеклопластика как конструкционного материала, было принято решение о строительстве корпусов кораблей пр. 257Д без полноценной защитной пропитки (что требовало постройки громоздких и дорогостоящих автоклавов).
Корпус корабля деревянный, использовалась древесина из сосны, проходящая предварительную обработку и сушку, однако без защитной пропитки древесины антисептическими растворами, предназначенными для предотвращения разрушения корпусных конструкций дереворазрушающими грибами и морскими древоточцами, особенно распространёнными в прибрежных водах Чёрного и Японского морей. Это объяснялось сроками постройки тральщиков, а также обнадёживающими результатами работ научно — исследовательских институтов по освоению стеклопластика как конструкционного материала, в наибольшей степени удовлетворяющего всем требованиям, предъявляемым к корпусам противоминных кораблей. Корпуса, надстройки и палубы оклеивались в несколько слоёв стеклопластиковым покрытием (стеклоткань, пропитанная эпоксидными смолами) для увеличения долговечности корпуса и обеспечения лучшей его герметичности. Двери, люки и их комингсы, трапы, леерное ограждение, многочисленные кранцы выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ). Фундаменты, механизмы, вооружение, устройства и оборудование изготавливались из маломагнитной стали Ю3. Тральщик имел протяжённый полубак занимавший 2/3 корпуса корабля и верхнюю палубу в корме. На верхней палубе располагалась тральная лебёдка с гидроприводом, две поворотные кран-балки расположенные побортно и тральный клюз.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 9 отсеков:
1. Форпик, цепной ящик, малярная кладовая;
2. Мокрая кладовая, текстильная и механическая кладовая;
3. Коридор № 1, офицерские каюты, гальюн офицеров, тамбур, кладовая сухой провизии, отсек ГЛС, шахта ПОУ;
4. Коридор № 2, кубрик команды, гиропост, кают-компания, камбуз, радиорубка, пост ГАС, ПАУТ;
5. Коридор № 3, машинное отделение, пост управления телевизионными искателями, раздевалка и душевая личного состава, погреб шнуровых зарядов (35 – 53 шп.);
6. Коридор № 4, дизель-генераторное отделение, пост энергетики и живучести (ПЭЖ), гальюн личного состава, посудомойка, арсенал,
7. Помещение вьюшки;
8. Тральная кладовая;
9. Румпельное отделение;
По расчётам корабль должен был оставаться на плаву при затоплении любых двух смежных отсеков, сохраняя в наихудшем случае положительную остойчивость и высоту надводного борта не менее 0,5 м (Ннад.б. > 0,5 м ). Гибель корабля могла наступить при затоплении более трёх смежных отсеков, затоплено 3 смежных отсека в районе 45 шпангоута — транец. Наконец благодаря малому водоизмещению, повышалась защищённость корабля от подрыва на минах с гидродинамическими взрывателями.
Размагничивающее устройство (РУ) с системой автоматического регулирования содержало как общекорабельные обмотки (основную горизонтальную — ОШТ, курсовую батоксовую — КБ, курсовую шпангоутную — КШ), так и местные на основные наиболее крупные механизмы (ОШТ, КБ, КШ на главных двигателях, дизель-генераторах и вспомогательном котлоагрегате).
Тральные и палубные механизмы (лебёдка ЛВГ-1, вьюшка ВГ-1, кран-балки КБГ-1, якорно-швартовный шпиль ШГ-3) переведены на гидравлические приводы, что наряду с обеспечением понижения уровня физических полей корабля, позволило получить механизмы с большим диапазоном плавной регулировки скоростей. Подача масла в гидравлическую систему палубных механизмов производилась от двух насосных агрегатов, состоящих из 3-х шестерёнчатых насосов НШ-46, приводимых во вращение от валов отбора мощности дизель-генераторов.
Рулевая машина с гидравлическим приводом. Устанавливалась рулевая машина РГС-1 с системой управления «Альбатрос 21-11, предусматривающей простой, следящий и автоматический режимы управления и два пера руля.

Силовая установка механическая, двухвальная, с расположением главных двигателей в одном машинном отделении. Главные двигатели два дизеля М870ФТК мощностью по 1 200 л.с. каждый, работали на винты регулируемого шага ВР257. Изменение шага винта производилось гидравлической системой, подачу масла в которую осуществляли насосные агрегаты, приводимые во вращение от валопровода через клиноременную передачу, что обеспечивало работу ВРШ и управление ими с местного поста в дизельгенераторном отделении даже при обестачивании корабля. Предусматривалось дистанционное управление из машинного отделения и поста энергетики и живучести, а также с ГКП.
Для отопления на корабле устанавливался один вспомогательный котел.
Электроэнергетическая система переменного тока напряжением 380 В включала два дизель-генератора мощностью по 100 кВт. Аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В (включалась автоматически контакторами при исчезновении напряжения в сети постоянного освещения). Для сети переносных ламп в трюмах и в сырых помещениях корабля для питания трансляции и киноустановки использовался переменный однофазный ток напряжением 24 В от низковольтного агрегата-преобразователя.

Вооружение тральщиков состояло:
1. Из 1 спаренного 30-мм автомата АК-230М с длинной ствола 71,3 калибра, расположенного на баке. Скорострельность установки составляла 1000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС «Колонка».
2. Из 1 буксируемого телевизионного искателя мин ИТ-3, для обнаружения и классификации донных мин по сигналу телевизионного изображения. Искатель трёхканальный используется на глубинах от 10 до 60 метров при скорости буксировки до 6 узлов и имеет ширину полосы поиска до 30 метров.
3. Из 1 буксируемого электро-магнитного искателя-уничтожителя мин ИУ-2, для обнаружения донных мин с металлическими корпусами и уничтожения мин, обнаруженных также телевизионным искателем ИТ-3. Может работать в режиме обозначения и уничтожения обнаруженных мин. Обнаружение мин производится с помощью поисковых элементов, буксируемых за кормой тральщика на отстоянии 2,5 — 4 м от грунта. Обнаруженные искателем мины обозначаются буями-обозначателями или подрываются специальными бомбами, буксируемыми в кассетах обозначения. Искатель-уничтожитель имел ширину захвата до 18 метров и глубину действия от 5 до 60 метров при скорости траления до 6 узлов. Управление искателем-уничтожителем производилось по 2 каналам корабельной аппаратурой (пульты управления, наблюдения и контроля).
4. Из 8-12 мин.

Эта техника испытывалась и отрабатывалась одновременно с постройкой тральщиков и оказалась недостаточно эффективной вследствие низкой избирательной способности, сильно зависимой от гидрологии района и степени засорённости акватории. Всё это определяло низкую производительность при обследовании миноопасных районов. Такое состояние дела заставило искать пути повышения эффективности тральщиков.
На тральщике устанавливались РЛС госопознавания «Нихром», РЛС навигации «Дон», ГАС миноискания МГ-69 «Лань».
РЛС навигации «Дон» 3 — сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач и позволяла определять при круговом обзоре дальность до цели типа крейсер до 25 км и до воздушной цели до 50 км. Антенный пост РЛС размещается на топах мачт. Станция принята на вооружение в 1957 году.
ГАС миноискания МГ-69 «Лань», предназначалась для поиска якорных мин впереди по курсу корабля. Антенна ГАС, располагалась в подъёмно-опускном устройстве ПОУ-18. Станция обеспечивала классификацию цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 200 метров при секторе обзора от 30° до 180°, определение координат обнаруженных целей с точностью по дальности до 4 метров и по курсовому углу до 2°, при скорости поиска до 6 узлов.

Головные корабли но обоим проектам были заложены в 1959 г. на Приморском СЗ в Ленинграде и на судостроительно-судоремонтном заводе в г. Поти. Однако еще в ходе строительства головных кораблей, учитывая явные преимущества деревянных корпусов и трудности, возникшие в освоении маломагнитной стали, было решено серийные корабли пр. 257 строить с деревянными корпусами, т.е. по пр. 257Д. Находящийся на стапеле Потинского СЗ недостроенный корпус корабля пр. 257М был в 1960 г. разобран.
Натурные замеры показали, что по сравнению со своими предшественниками – кораблями пр. 265 – корабли пр. 257Д имели в 50 раз меньшее магнитное поле, в 2 раза – акустическое и в 5 раз – электрическое.
Опыт сдачи и эксплуатации кораблей пр. 257Д выявил их ограниченные боевые возможности: они обеспечивали малые ширину и скорость поиска, причем с ограничениями по прозрачности воды (при использовании телевизионного искателя) и по состоянию дна моря (при использовании электромагнитных искателей). В то же время корабли являлись высокозащищенными от неконтактных мин. Это навело на мысль о создании на их основе многоцелевых ПМК базовой зоны, способных использовать все имеющиеся виды противоминного оружия.
Принципиальная возможность создания такого корабля обосновывалась тем, что устанавливаемые на корабле пр. 257Д искатели разрабатывались разными организациями и поставлялись с одинаковыми по назначению, но разными по конструкции блоками. Учитывая, что все три искателя могли использоваться только разновременно, соответствующая унификация их блоков (выпрямителей, преобразователей тока и др.) позволяла высвободить площади и массы, необходимые для размещения других образцов противоминного оружия. ТТЗ на разработку такого корабля (пр. 257ДМ) было выдано ЦКБ-19 в 1959 г. Большой объем работ, выполненный НИИ-400 и ЦКБ-363 по унификации противоминного оружия и трального оборудования позволил разновременно размещать на корабле пр. 257ДМ контактный трал МТ-2, сетевой трал ТС-1, неконтактные тралы ПЭМ Г-4 (или бортовую часть буксируемого фала СТ-2) и АТ-2, искатели-обозначители ИТ-3 и И-2. искатель- уничтожитель ИУ-2 и устройство для буксировки не принимаемых на борт ШЗ. В ходе серийного строительства в исходный проект вносились изменения и последние корабли серии отличались от первых даже по силуэту.
Кроме 41 корабля для отечественного ВМФ четыре корабля были построены по экспортной модификации пр. 257ДМЭ и переданы Болгарии. Корабли пр.257ДМ хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. К числу их недостатков можно отнести малую автономность, остроскулые обводы, необходимость в дополнительном оснащении пунктов их базирования мастерскими для ремонта деревянных корпусов, а также невысокий срок службы их корпусов (не более 12-15 лет). Корабли пр. 257Д были выведены из состава ВМФ в конце 1970-х годов, а по пр. 257ДМ – к 1983 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦКБ-19
Гл.конструктор Д.И.Рудаков
Завод-строитель Морской завод (Ленинград), СЗ «Авангард» и Владивостокский СЗ
Годы сдачи 1961-1965
Число кораблей в серии 20
Водоизмещение, т:
— стандартное 244
— нормальное 252
— полное 260
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 40,5 (38)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 7,8 (7,5)
— осадка при полн.водоизм. 2,01
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (М-870ФТК)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1200 (ВРШ)
Электроэнергетическая установка:
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 2 х 100 + 1 х 15
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 1000 ( 10 )
Автономность по зап. провиз., сут. 5
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 40 (4)
Материал корпуса дерево

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип артустановок 1 х 2 30 мм АК-230 (система управления «Штурм» )
Противолодочное или минное:
— минные пути, тележки ( до 27 БГБ)
Противоминное:
— телевизионный искатель ИТ-3, электромагнитные искатели ИУ-1 и И-2, возможна буксировка шнуровых зарядов.
Радиолокационное:
— РЛС «Дон», «Нихром»
Гидроакустическое: МГ-69, МГ-25

ВТС «БАСТИОН», 16.04.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
http://and-kin2008.narod.ru

РЕЙДОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 257ДМ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap