ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 254

BASIC MINESWEEPER PROJECT 254

Практически сразу после ВОВ в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами.
Первым послевоенным тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50 и преследовала целью создание дешевого корабля, обеспечивающего противоминные действия во всей зоне ответственности базы.
Последнее ТТЗ на проектирование корабля было выдано в 1946 году. В ЦКБ-363 главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.
Корабли предназначались для противоминных действий (разведка и уничтожение минных заграждений, а также проводка кораблей и судов за тралом) в базовой зоне.

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное – 569 т.
Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л.с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль (10 суток автономного плавания).
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
1. Шкиперская кладовая, форпик;
2. Малярная кладовая, цепной ящик;
3. Кают-компания, каюты офицеров, коридор, кубрик команды №1, гиропост, носовой погреб боезапаса, пост ГАС, ПЭЖ;
4. Носовое машинное отделение, цистерна;
5. Кормовое машинное отделение, цистерна;
6. Кубрик команды №2, кормовой погреб боезапаса, цистерна;
7. Помещение вьюшки для электромагнитного трала ТЭМ-52, пост управления тралом, цистерна;
8. Тральная кладовая, цистерна;
9. Румпельное отделение;
10. Ахтерпик.
Корабль оставался на плаву при затоплении двух любых смежных отсеков с сохранением положительной начальной метацентрической высоты.
В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Это первый корабль послевоенной постройки, реализующий последние новшества военного времени: неконтактные тралы, бомбометы, радиолокацию, гидролокацию, трехплоскостное размагничивающее устройство, защитную амортизацию. Корабль имел полубак с удлиненной надстройкой, что позволяло передвижение личного состава по кораблю без выхода на верхнюю палубу, транцевую корму, ледовые образования носовой оконечности, седловатость палубы, скуловые кили, волнолом и хорошо отработанные мореходные обводы.
Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба — классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».
Корабли строились на Усть-Ижорской верфи (завод №363, Средне-Невском судостроительном заводе) в Ленинграде и в Керчи на Камыш-Бурунской судоверфи (завод №532, судостроительном заводе «Залив»). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Головной тральщик вошёл в строй Балтийского флота в 1948 году. Всего построено тральщиков с 1948 г. по 1952 г. — 60 единиц.

Корабли успешно прошли испытании и за их создание группа конструкторов, строителей и военпредов (Г. М. Вераксо, И. М. Сидоренко, Л. В. Меркулов. Н. Г. Лошинскии. М. П. Ремпель. М. Н. Попецев, М. Д. Кошелев. П. М. Сипилин, А. Г. Соколов. Ц. И. Кононов. В С. Авдеев и В. И. Дубовниченко) были удостоены в 1948 г. Сталинской премии второй степени.
Выявившиеся в холе испытаний недостатки, а также появление новых образцов вооружения и оборудования, обусловили разработку новой модификации проекта – 254К.
Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей по проекту 254 и его модификациям. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля).
Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения).
Лицензии на их строительство были переданы КНР и Польше, где построено соответственно 41 и 12 единиц. Из числа построенных отечественных кораблей 26 затем было передано: 7 Египту, 6 — Индонезии, 3 — Болгарии и по два КНР, Албании, Алжиру, Ираку и Сирии.
В дальнейшем 19 кораблей было переоборудовано в базовые корабли радиолокационного дозора ( проекты 256 и 258 ) и не менее 30 в спасательные, гидрографические и опытные суда, в том числе 8 ( по проекту 513 — в ГКС ).
К 1990 году все перечисленные корабли, кроме некоторых ГКС, выведены из состава ВМФ. Корабли хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации и в период 1948-1953 гг. ( до появления американских кораблей типа MSO («Эджил» ) являлись лучшими в мире кораблями своего класса.
После вступления в строй кораблей по пр. 266 и пр. 266М с немагнитными корпусами корабли пр. 254 начали выводиться из состава ПМС и переоборудоваться во вспомогательные и опытовые суда.
К 1990 году все корабли проектов 254, кроме нескольких ГКС, были выведены из состава ВМФ. Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

МОДИФИКАЦИИ:
• 254 – базовый серийный проект первого послевоенного МТЩ (1948 г.)
• 254-К – усовершенствованный МТЩ с новым тральным вооружением (1952 г.)
• 254-М – усилено вооружение, новые морские тралы (1955 г.)
• 254-А – установлена противоатомная защита, усилена артиллерия (1957 г.)(

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Состояние
Проектант ЦКБ—51 — ЦКБ-17, ЦКБ-50 — ЦКБ-363
Гл.конструктор Г.М.Вараско
Завод-строитель Усть-Ижорская верфь и Камыш-Бурунская судоверфь (Керчь)
Годы сдачи 1948-1953
Число кораблей в серии 60
Водоизмещение, т:
— стандартное 500
— нормальное 535
— полное 569
Главные размерения, м:
— длина наибольш. (по КВЛ) 58 (54)
— ширина наибольш.(по КВЛ) 8,5 (8,5)
— осадка при полн.водоизм. 2,25
Главная энергетическая установка:
— тип дизельная (9Д)
— число х мощность (л.с.) двигателей: 2 х 1100
Электроэнергетическая установка:
— тип диз.-генер.
— число и мощность (кВт) дизель- генераторов 2 х 75 + 1 х 25
Скорость хода, уз:
— полная 14
— экономическая 10
Дальность плавания, миль (при скорости хода, уз.) 3200 ( 10 )
Автономность по зап. провиз., сут. 7
Материал корпуса обычная сталь
Экипаж (в т. ч.офицеры), чел.: 65 (7)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
— число и тип
артустановок 2 х 2 37 мм В-11
4 х 2 12,7 мм 2М-1
Противолодочное:
— два бомбомета БМБ-1 ( 10 РГБ )
— два бомбосбрасывателя ( 12 МГБ )
Противоминное:
— контактный трал МТ-2, цепной охранитель ЦОК-2, электромагнитный трал ТЭМ-52, акустический трал БАТ-2 ( два излучателя ), ПАУТ-52
Минное:
— до 16 мин ( в перегузку )
Радиолокационное:
— РЛС «Риф»(общего обнаружения)
— РЛС «Рым» (навигационная)
— «Факел» ( госопознавания )
Гидроакустическое:
— ГАС «Тамир-10″
Навигационное: 2 127-мм магнитных компаса, 1 радиопеленгатор «Градус-К»,
1 НРЛС «Рым»

ВТС «БАСТИОН», 16.03.2017

Источники:
Российская судостроительная промышленность, М: Военный Парад, 2008
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Скороход Ю.В. Отечественные противоминные корабли (1910-1990). СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. – 2003
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
www.atrinaflot.narod.ru
and-kin2008.narod.ru

БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 254А
БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 254М
БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 254К
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО МИННО-ТРАЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ МИННО-ТРАЛЬНЫЕ КОРАБЛИ
СРЕДНЕ-НЕВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ОАО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap