ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1134 «БЕРКУТ»

MISSILE CRUISER OF PROJECT 1134 BERKUT

Корабль проекта 1134 «Беркут», ТТЗ на разработку технического проекта которого было выдано ЦКБ-53 в декабре 1961 года, предполагалось создать в корпусе и с котлотурбинной энергетической установкой ракетного крейсера проекта 58.
Корабль противовоздушной и противолодочной обороны появился в планах военного кораблестроения в 1961 г., когда строительство ракетных крейсеров пр. 58 уже шло полным ходом . 30 декабря 1961 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято постановление № 1180—510, ставшее основанием для разработки нового проекта — 1134 в конструкторском бюро ЦКБ-53. Главным конструктором был назначен В. Ф. Аникиев. Заместителями главного конструктора были назначены Ю. А. Бабич, М. С. Натус и В. Д. Рубцов, главными наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. А. Майоров, затем капитан 2 ранга О. Т. Сафронов.
Главный конструктор проекта В.Ф.Аникиев при проектировании корпуса первоначально взял за основу пр.58, тем более, что ТТЗ прямо предписывалось делать новый корабль «в корпусе этого проекта». В ходе проектирования появилось дополнительное требование об увеличении дальности плавания с 3500 до 5000 миль для обеспечения возможности сопровождения противолодочных крейсеров (вертолетоносцев) пр.1123 типа «Кондор» («Москва»).
Разработка технического проекта велась с декабря 1961 до середины 1962 года. В ходе разработки технического проекта 1134 (главный конструктор В.Ф.Аникиев) выявилась необходимость увеличения размерений корабля, приведшая к росту его стандартного водоизмещения до 5140 тонн (вместо 4300 в проекте 58). Соответственно скорость полного хода снизилась до 33 узлов. Вооружение корабля включало ПКРК П-35 с четырьмя ненаводящимися пусковыми установками и восемью ракетами (из них четыре в погребах), два новых ЗРК средней дальности «Шторм», два 57-мм автомата АК-725, а также противолодочные средства, аналогичные принятым в проекте 61, но с двумя трёхтрубными торпедными аппаратами и обеспечением постоянного базирования противолодочного вертолёта Ка-25 (с размещением его в ангаре).
При утверждении в январе 1963 года технического проекта 1134 ВМФ и ГКС было решено усилить средства ПЛО за счёт замены трёхтрубных торпедных аппаратов на пятитрубные (с торпедами СЭТ-65) и размещения новой ГАС «Титан-2». Однако на первых кораблях серии до освоения промышленностью новых образцов вооружения предусматривалось установить ГАС «Титан» и «Вычегда», а также ЗРК «Волна» (вместо ЗРК «Шторм»), число ракет П-35 было уменьшено до четырёх (с размещением только в пусковых установках). Стандартное водоизмещение корабля при корректировке проекта 1134 было увеличено до 5340 тонн.

Завершённые к этому времени ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова исследования по конструктивному обеспечению бескавитационного обтекания кормовых выступающих частей позволили вновь (после кораблей проектов 41 и 56) перейти к установке на большом противолодочном корабле проекта 1134 и кораблях всех последующих разработок кронштейнов гребных валов вместо обтекателей.
В ходе рабочего проектирования выполнялись проработки по совершенствованию средств ПЛО за счёт применения противолодочного ракетно-торпедного оружия. По их результатам в январе 1965 года ВМФ и ГКС приняли решение о строительстве последующих кораблей серии, начиная с пятого корабля, по откорректированному техническому проекту 1134А (главный конструктор В.Ф.Аникиев) с заменой ПКРК П-35 на ПЛРК «Метель» (с двумя счетверёнными ненаводящимися пусковыми установками), двумя ЗРК «Шторм», новой, более совершенной РЛС обнаружения воздушных целей и ГАС «Титан-2» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Главные размерения и вооружение сохранялись по откорректированному проекту 1134, а водоизмещение возросло примерно на 300 тонн.
Главные размерения были предельными по возможности постройки в закрытом эллинге судостроительного завода им. А.А.Жданова, на котором планировалось строить новые большие противолодочные корабли (БПК) – так они стали классифицироваться уже в ходе постройки.
Назначение: Обеспечение во взаимодействии с другими кораблями и силами ВМФ: боевой деятельности подводных лодок, боевой деятельности кораблей ПЛО в удаленных районах моря, защиты своих морских сообщений от подводных, надводных и воздушных сил противника.
В архитектурном отношении БПК пр.1134 отличался от прототипа уменьшенным силуэтом, что достигалось объединением дымоходов обоих машинно-котельных отделений (МКО) и выводом его в одну башенно-подобную мачту. В результате удалось обеспечить лучшее размещение носового и кормового ЗРК. Как и на кораблях пр.58 проходы во все помещения и боевые посты были закрытыми. Боевая рубка (ГКП) располагалась под верхней палубой. Часть офицерских кают находилась в надстройке, что должно было значительно улучшить бытовые условия экипажа по сравнению с пр.58.
B качестве ГЭУ на корабле была применена КТУ с четырьмя высоконапорными главными котлами KBH 98/64 вертикально-водотрубного типа с естественной циркуляцией воды, односторонним протоком газов, вертикальным трехходовым двухколлекторным пароперегревателем и водяным змеевиковым гладкотрубным экономайзером. Подача воздуха в котел осуществлялась непосредственно в топку турбонаддувочным агрегатом THA-3. Конструкция котлоагрегатов БПК пр. 1134 соответствовала применяемым котлам на PKP пр. 58, но с другими THA и более высокой паропроизводительностью. B состав КТУ входили также два двухкорпусных ГТЗА ТВ-12 с турбинами низкого и высокого давления. B корпусе турбины низкого давления была расположена турбина заднего хода. На ПХ пар из ТВД через ресивер поступал в ТНД и далее отводился в главный конденсатор. B состав ГТЗА входил двухступенчатый редуктор, передававший крутящий момент от двух турбин к валолинии. КТУ БПК пр. 1134 относилась к третьему поколению КТУ и с незначительными изменениями применялась на кораблях следующих проектов, вплоть до ЭМ пр. 956 (шифр «Сарыч»).

Электроэнергетическая система корабля (ЭЭСК) по сравнению с таковой в пр.58 существенных изменений не претерпела, но из-за роста числа потребителей (с 3718 до 4787 кВт) пришлось добавить в каждую электростанцию еще по 500 кВт и одновременно решить проблему устойчивой параллельной работы сразу трех генераторных агрегатов. Принципиальным новшеством явилась установка автоматической системы управления ЭЭСК, до этого на всех кораблях отсутствовавшей.
Основным оружием корабля должен был стать новый зенитный ракетный комплекс (ЗРК) М-11 «Шторм». Своим появлением пр.1134 в значительной степени был обязан именно ему. На корабле первоначально предполагалось разместить два новых ЗРК М-11 «Шторм» с системой управления «Гром» и боекомплектом по 18 зенитных управляемых ракет (ЗУР) В-611 на каждый комплекс. Однако, из-за сдвига срока разработки ЗРК «Шторм» на кораблях пришлось прорабатывать размещение другого ЗРК «Волна», который уже был создан отечественной промышленностью, но имел значительно мкромные боевые возможности.
Два ЗРК «Волна» (разработчик НИИ-10 Минсудпрома CCCP — ВНИИ «Альтаир» Миноборонпрома CCCP, главный конструктор — И.А.Игнатьев) были расположены в кормовой и носовой частях корабля. B состав комплекса входила спаренная палубная стабилизированная двухбалочная поворотная наводящаяся ПУ (тумбового типа с нижней подвеской ракет) ЗИФ-102 с системой подачи и заряжания, боекомплект ЗУР В-600, комплект аппаратуры регламентного контроля и СПУС «Ятаган». Ракетный боезапас хранился в погребах, расположенных непосредственно под ПУ. B каждом из них имелось по 32 ракеты для хранения и подачи. ЗУР В-600 и ее более поздние варианты представляли собой двухступенчатые ракеты с пороховыми двигателями и ОФ боевой частью.
Для наведения ЗУР использовались две стрельбовых РЛС 4P-90 «Ятаган». СУ стрельбой «Ятаган» представляла собой комплекс приборов и устройств, обеспечивающих прием ЦУ от корабельной РЛС обнаружения, сопровождение цели и ракет на траектории, предстартовую подготовку и пуск ракет, выработку команд управления для наведения ракет на цель. Каждый АП системы «Ятаган» имел пять антенн. Две малые антенны осуществляли «грубую» наводку ракеты на цель, одна антенна функционировала в качестве радиопередатчика команд оператора, а две большие — сопровождали цель и более точно выводили на нее ракету. АП СУ «Ятаган» размещались над ходовой рубкой (носовой) и над рубкой на палубе кормовой надстройки (кормовой).

Корабли пр. 1134 «Беркут» были вооружены ПКРК П-35-1134 с четырьмя крылатыми ПКР П-35 (шифр 4K-44), размещенными в двух спаренных ненаводящихся ПУ КТ-35 (КТ-35-1134), с подъемом на фиксированный угол старта 25°. Горизонтальное наведение ПУ осуществлялось маневрированием корабля. ПКР П-35 представляла собой облегченный вариант ПКР П-6 (для вооружения ПЛ). Первоначально проектом предусматривалась возможность перезарядки контейнеров с размещением четырех запасных ракет в погребах на верхней палубе, но в процессе постройки головного корабля от этого отказались. Стрельба могла осуществляться поочередно и залпом из всех установок корабля. Предусматривалась возможность использования ракет для стрельбы и по наземным целям. Комплекс П-35-1134 включал две стрельбовых РЛС управления «Бином-1134» решавших задачи управления полетом ПКР и наведения их на объект удара.
. Первоначально в проекте предусматривалось размещение второго боекомплекта из четырех ракет 4К-44, расположенного в погребах на верхней палубе непосредственно перед ПУ. Однако позже от них отказались из-за потребовавшихся дополнительных объемов, длительности процесса перезарядки, который затягивался на несколько часов, что вряд ли было реальным в боевых условиях. Таким образом, ударные возможности БПК пр.1134 позволяли осуществить всего два двухракетных залпа – против четырех четырехракетных на крейсере пр.58.
Артиллерийское вооружение БПК пр.1134 было принято еще более слабым, чем на РКР пр.58: две двухорудийные 57-мм автоматические зенитные артустановки (АУ) АК-725 (ЗиФ-72) с радиолокационными системами управления «Барс» (МР-103). Разработанная в 1958 г. АУ АК-725 (гл. конструктор П.А.Тюрин), принятая на вооружение в 1962 г.
После принятия решения об отказе от запасных ПКР 4К-44 появилась возможность несколько увеличить противолодочный боезапас, поэтому в ходе корректировки проекта на корабле вместо трехтрубных разместили пятитрубные ПТА-53-1134 с 533-мм торпедами 53-65 (53-65K) и СЭТ-65 и постом управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Гроза-1134». Кроме этого корабль дополнительно вооружили менее дальнобойными, но более мощными шестиствольными РБУ-1000 («Смерч-3»). Достаточно сказать, что применявшаяся из РБУ-1000 РГБ-10 имела вчетверо больший вес ВВ, чем РГБ-60, применявшихся из РБУ-6000 («Смерч-2»). Общий запас составлял 48 РГБ. Система управления, единая для обоих комплексов ПУСБ «Буря-1134» с приставкой «Зуммер» могла одновременно управлять огнем всех 4-х РБУ. ЦУ выдавалось от корабельных ГАС или системы групповых атак ПЛ «Дозор» с передачей в систему ПУСБ, которая вырабатывала углы вертикального и горизонтального наведения РБУ.
Для обеспечения боевого применения оружия ПЛО на корабле устанавливались ГАС кругового обзора «Титан» (МГ-312) и целеуказания «Вычегда» (МГ-311). Эти станции при благоприятной гидрологии имели дальность действия в режиме «ШП» (шумопеленгование) 8-10 км.Новая станция общего обнаружения «Кливер» (МР-500) решала задачи освещения воздушной обстановки. РЛС «Ангара-А» должна была вырабатывать исходные данные для стрельбы ЗРК «Шторм». Однако разработка этой РЛС затянулась на еще большие сроки, чем создание самого ЗРК. На стадии техпроекта проработали трехкоординатный вариант РЛС «Ангара» (МР-310А).
Обе РЛС совмещались с аппаратурой госопознавания «Никель-КМ» и «Хром-КМ». Кроме указанных радиотехнических средств корабль (опять же впервые) вооружили станциями активных помех «Гурзуф А» и «Гурзуф Б» (2 комплекса), двумя ПУ пассивных помех ЗИФ-121 (ПК-2), станциями помех МРП-13-14 и МРП-15-16, станциями РТР «Залив», а также навигационной РЛС «Волга».
Корабли имели аппаратуру первичной обработки информации и боевого информационного поста (БИП)-«Планшет-1134».
Для взаимного обмена информацией между кораблями тактической группы на кораблях пр. 1134 применялась механическая вычислительная система МВУ-200 «Море-У».

С самого начала (в отличие от РКР пр.58) все БПК пр.1134 получали систему приема внешнего целеуказания для стрельбы ПКР П-35 – «Успех-У». Для управления кораблем и соединением на БПК разместили совмещенный ГКП-ФКП-БИП, оборудованный электронными планшетами, системой взаимного обмена информации «Море-У» и другим необходимым приборным оборудованием.
Впервые в отечественном флоте на корабле было предусмотрено постоянное базирование вертолета. Для этого БПК был оборудован укрытием-ангаром, размещенным на верхней палубе в оконечности кормовой надстройки. B ангаре размещались средства технического обслуживания вертолета. По левому борту к ангару примыкал стартово-командный пост СКПВ. На юте было предусмотрено оборудование ВПП. Авиационный боезапас состоял из пяти торпед АТ-1, четырех бомб ПЛАБ-250, восьми бомб ПЛАБ-50. Имелось по 10 ночных и дневных ориентирно-морских бомб ОМАБ-25. Средства поиска ПА — радиогидроакустические буи РГБ-1H «Чинара» —54 шт. и радиолокационные буи-ответчики — «Поплавок-1А» — 15 шт. B зависимости от поставленных задач на корабле базировались либо противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, либо вертолет-целеуказатель Ка-25Ц.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1961 г.
Технический проект: 1962 г.
Рабочие чертежи: 1964 г.
Сдача головного заказа: 1967 г.
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с 1964 по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Головной корабль проекта 1134 «Адмирал Зозуля» был заложен 26 июля 1964 года и передан ВМФ 8 октября 1967 года, а четвёртый корабль – в 1969 году. В 1977 году все большие противолодочные корабли проекта 1134 были переклассифицированы в ракетные крейсера. Заложенный 30 ноября 1966 года головной большой противолодочный корабль проекта 1134А «Кронштадт» вступил в строй 29 декабря 1969 года, а последний, десятый корабль этой серии – в 1977 году.

Испытания головного БПК «Адмирал Зозуля» начались в апреле 1967 г. на Балтике и продолжались вплоть до декабря, завершившись уже в Белом море. B ходе испытаний, как обычно, проверялись ходовые и мореходные качества, непотопляемость и живучесть, оружие и вооружение. Стрельбы ракетами (в телеметрическом варианте) комплекса П-35 проводились как па полную (300 км), так и на минимальную (30 км) дальности одиночными ракетами и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. ЗРК «Волна» отстреливал боевые ЗУР В-600 по парашютным мишеням (сбрасываемым бомбардировщиком Ил-28), по большому корабельному щиту и по катеру волнового управления. Всего было израсходовано 12 ракет, запускавшихся с каждой ПУ и с каждой направляющей. Артустановки АК-725 стреляли по воздушному конусу и по буксируемому морскому щиту. Дистанция до воздушной цели составляла 2000 м, до морской — 3000 м. Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по ПЛ, идущей со скоростью 6 узл., на дистанции 20 каб. Затем провели стрельбы из РБУ-1000 и РБУ-6000 шести- и двенадцатибомбовыми залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. B отличие от поверхностных испытаний вертолета на PKP пр. 58, программа его испытаний на «Адмирал Зозуля» была исключительно масштабной. Летали днем и ночью, «на стопе» и на ходу, на спокойной воде и при качке. Заходы на посадку осуществлялись с различных курсовых углов. Во время полетов вертолет отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку РГАБ, системы привода и связи. На корабле проверялось авиатехническое оборудование и системы обеспечения базирования вертолета. Испытания прошли успешно и подтвердили проектные ТТЭ, а также боевые возможности корабля.
По результатам испытании 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования были приняты на вооружение. Среди них — ПУС «Бином-1134», пусковые установки КТ-72 и ЗиФ-102, подъемники РГБ, дизель-генератор АСДГ-500/1 и многое другое.
Вместе с тем были отмечены и недостатки, среди которых наиболее заметными и, к сожалению, неустранимыми оказались неудовлетворительные диаграммы обстрела АУ АК-725 и носовой ПУ ЗиФ-102, неудовлетворительная работа ГАС, отсутствие второй навигационной РЛС и др. Имелись и предложения по увеличению численности экипажа, по штату состоявшего из 30 офицеров, 20 мичманов и 262 старшин и матросов, но тогда они были отклонены. Тем не менее, в процессе эксплуатации штатная численность экипажа существенно увеличилась.
До 1966 года классифицировались как корабли ПВО-ПЛО, с 1966 по 1977 год все четыре из построенных крейсеров проекта по советской военно-морской классификации относились к подклассу больших противолодочных кораблей, позднее все они были переведены в подкласс ракетных крейсеров.
В процессе эксплуатации кораблей проводилась внутрикомплексная модернизация ЗРК по улучшению характеристик СУ и ЗУР. Это позволило увеличить дальность стрельбы, стала возможной работа по низколетящим и морским целям в условиях РЭП — комплекс стал универсальным. Модернизация была проведена в два этапа: 1-й до 1968 и 2-й до 1976 года. Результатом первого этапа стал УЗРК « Волна-М ». Результат второго — УЗРК «Волна-П» (помехозащищенный) и модернизированная ЗУР — В-601 (4K91).
Усиленная эксплуатация и довольно редкие (далекие от плановых сроков) ремонты и, и главное – постигшие страну и ее Вооруженные силы несчастья – сделали свое дело. Не прослужив 25-летнего срока, 28 мая 1990 г. был выведен из состава ВМФ «Севастополь», через месяц за ним последовал «Владивосток», а через год, в 1991 г. – «Вице-адмирал Дрозд», затонувший при буксировке на разделку. Название «Владивосток» вскоре было передано также тихоокеанскому БПК пр.1134-Б, носившему до этого имя «Таллин». Как ни странно, но долгожителем остался самый старый (головной) корабль «Адмирал Зозуля». Произошло это благодаря тому, что корабль успел до развала СССР пройти очень долгий капитальный ремонт на Кронштадтском Морском заводе, по окончании которого он был почти немедленно списан.
Корабли типа «Беркут» стали родоначальники самого крупного семейства больших противолодочных кораблей ВМФ СССР, позже строились «Беркут-А» и «Беркут-Б» и в какой-то мере являлись преемниками первых БПК проекта 61.
10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения, а в январе 1965 года, ещё до закладки третьего корабля проекта 1134 «Беркут», совместным решением Госкомитета по судостроению и ВМФ было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту. За его основу Северным проектно-конструкторским бюро был взят проект 1134 с модификацией в сторону увеличения его противолодочных и противовоздушных возможностей, чему способствовало принятие на вооружение УРПК-3 «Метель», ГАС МГ-332 «Титан-2», УЗРК М-11 «Шторм» и РЛС МР-600 «Восход». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР принято решение о приостановке строительства кораблей проекта 1134 и строительстве кораблей нового проекта, получившего обозначение проект 1134-А шифр «Беркут-А», начиная с пятого корпуса.

СЕРИЯ:

Наименование

заводской номер

Зачислен в списки

Заложен

Спущен на воду

«Адмирал Зозуля»

С-791

26.07.1964

17.10.1965

5.10.1967

«Владивосток»

С-792

24.12.1964

1.08.1966

1.08.1968

«Вице-адмирал Дрозд»

С-793

26.10.1965

18.11.1966

27.12.1968

«Севастополь»

С-794

8.06.1966

28.04.1967

25.09.1969

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
Стандартное: ок. 5 360 т
Полное: ок. 7 150 т
Длина наибольшая: 156,2 м
Ширина наибольшая: 16,8 м
Осадка средняя при стандартном водоизмещении: 5,18 м
Осадка средняя при полном водоизмещении: 5,69 м
Характеристики
Скорость полного хода: ок. 33,0 уз
Скорость оперативно-экономического хода: 18 уз
Дальность плавания: 5 000 миль
Автономность по запасам провизии: 15 суток
Комплектация: 312 человек
Силовые установки
Главная энергетическая установка: Паротурбинная суммарной мощностью 90 000 л.с. ГТЗА ТВ-12-1 (2 х 45 000 л.с.), 4 главных котла КВН 98/64-1.
Электроэнергетическая система: Суммарной мощностью 3 500 кВт. (2 турбогенератора ТД-750 и 4 дизельгенератора АСДГ-500/1).

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:
Ракетный комплекс П-35-1134 в составе:
двух спаренных пусковых установок КТ-35-1134 с системой управления 4Р-44 («Бином-1134″).
Зенитное ракетное:
Два зенитно-ракетных комплекса «Волна-М»;
каждый в составе пусковой установки ЗИФ-102 и системы управления 4Р-90 («Ятаган»).
Артиллерийское:
Артиллерийский комплекс 57-мм калибра в составе:
двух спаренных автоматов АК-725 с двумя системами управления МР-103.
Противолодочное и противоторпедное:
Два торпедных аппарата ПТА-53-1134 c системой управления «Гроза-1134″.
2 РБУ-6000 и 2 – РБУ-1000 с системой управления «Буря-1134″.
Радиотехническое:
Гидроакустические станции МГ-312И и МГ-311
Радиолокационные станции обнаружения и целеуказания МР-310 и МР-500
Системы активных помех МРП-11-14,МРП-11-16, МП-150, МП-152
Комплекс постановки пассивных помех ПК-2 (2 ПУ).
Авиционное: Вертолет Ка-25ПЛО (в ангаре).

ВТС «БАСТИОН», 02.02.2017

Источники: spkb.air.spb.ru/ships/generation1/1134/, Васильев А. М. и др. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. — СПб.: История корабля, 2006 , «Тайфун» №1 / 1997 г., “Судостроение” №1-96, worldofwarships.ru, Кузин В. Эволюция ракетных крейсеров //Морской сборник. 1990. №9. С. 62-64.
Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение. С. 527, Бережной С.С. Советский ВМФ. 1945-1995. С.15, История отечественного судостроения. В пяти томах. Т. 5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 г.г.) — СПб.: Судостроение, 1996, Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — М.: Военная книга, 2007, wiki.wargaming.net

БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134Б «БЕРКУТ-Б»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1134А «БЕРКУТ-А»
СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ
СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap