ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОГРАНИЧНЫХ, ПАТРУЛЬНЫХ И БРОНИРОВАННЫХ БОЕВЫХ КАТЕРОВ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF DOMESTIC BORDER PATROL AND ARMORED COMBAT BOATS


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОГРАНИЧНЫХ, ПАТРУЛЬНЫХ И БРОНИРОВАННЫХ БОЕВЫХ КАТЕРОВ
DESIGN AND CONSTRUCTION OF DOMESTIC BORDER PATROL AND ARMORED COMBAT BOATS

Новое строительство сторожевых катеров в СССР началось с катеров Морпогранохраны ОГПУ. В 1927— 1932 гг. на небольших верфях на севере и юге страны осуществлялась единичная постройка пограничных катеров (ПК) водоизмещением от 14 до 29 т и длиной 13—22,6 м, сравнительно тихоходных (7—12 уз), вооруженных, как правило, пулеметами и иногда 45-мм пушкой.
Важным достижением советского катеростроения предвоенных лет стало создание боевых катеров на воздушной подушке, которые появились за границей только после второй мировой войны. Автором идеи катеров на воздушной подушке (КВП) выступил профессор Новочеркасского политехнического института В. Н. Левков, который начал свои исследования в 1927 г. В 1934 г. он представил на испытания первый экспериментальный катер Л-1. После успешных испытаний на Переяславском озере нескольких моделей КВП уже целый коллектив конструкторов под руководством Левкова создал более крупный (9 т) катер Л-5, пригодный для вооружения торпедным оружием.
Другой тип боевого КВП был представлен тремя малыми (водоизмещение 2,13 т) катерами типа Л-9, построенными в 1939— 1941 гг. и предназначенными для использования в варианте посыльных и противолодочных (пять малых глубинных бомб, один пулемет).
Первые катера на воздушной подушке в 1941—1945 гг. не нашли боевого применения из-за присущих им недостатков: большого крена при поворотах и, главное, перегрева двигателей.
Согласно техническому проекту универсальный турбинный катер (УТУК) разработанному в 1936 г. в КБ завода 194 (им. А. Марта) в Ленинграде, катер имел полное водоизмещение 168 т максимальную скорость 43 уз и дальность плавания экономическим ходом (20 уз) 667 миль. Механическая установка включала два турбозубчатых агрегата Кировского завода суммарной мощностью 12 000 л. с. и два прямоточных котла системы Л. К. Рамзина, вооружение по первому варианту (на 1940 г.) состояло из трехтрубного палубного поворотного аппарата, одной 45-мм установки 21К и двух 12,7-мм пулеметов ДШК.
В марте 1928 г. подряд на серийную постройку ПК взяла частная верфь А. Л. Золотова в Ленинграде, которая еще до революции строила для военно-морского флота сторожевые катера. Заказанные пограничниками катера относились к 65-футовому типу «ЗК» (Золотовский катер). Эти деревянные катера длиной 19,8 м отличались высокой прочностью и мореходностью, выдерживали волнение до 6 балл. Устанавливаемые на них американские двигатели фирмы «Стерлинг» обеспечивали скорость хода 16 уз (по другим данным до 24). Катера вооружались одним 45-мм орудием или двумя пулеметами (один из них крупнокалиберный).
Некоторое время спустя верфь Золотова была национализирована и стала называться Судостроительной мастерской для постройки пограничных судов, а Золотов был зачислен в мастерскую консультантом.
Производственная мощность мастерской составляла не более шести катеров типа «ЗК» в год. Кроме них верфь изготовляла ежегодно до 10 катеров типа «КМ» (катер малый), в основу проекта которых был положен стальной полицейский катер, выпускавшийся одной из фирм Германии. В Ленинграде этот катер водоизмещением около 7 т стали делать деревянным с диагональной обшивкой. «Каэмки» (так впоследствии стали называть такие катера) могли быть вооружены одним пулеметом и также поставлялись в основном ОГПУ.
В 1931 г. правительство приняло решение о строительстве в Ленинграде на Петровском острове новой судостроительной верфи Морпогранохраны ОГПУ. Верфь вступила в состав действующих 23 февраля 1933 г., а старая верфь стала ее отделением.
В 1933 г. требования к новым катерам были несколько изменены (по откорректированному заданию — водоизмещение 40 т, скорость хода 30 уз).
Еще до начала производства на новой верфи ОГПУ, в 1932 г. при верфи было организовано собственное конструкторское бюро, которое возглавил инженер А. И. Зворыкин. Под его руководством в бюро начались проработки пограничных и «единых» катеров, серийное строительство которых должно было развернуться на новой верфи. Практически одновременно разрабатывались проекты катеров типов ГК (30 т), MO-I (50 т, на базе проекта правительственной яхты), МО-II (50 т), MO-III (55 т), БК (75 т).
Из всех разработанных проектов в серию пошел только МО-II, по которому в 1934—1936 гг. было построено более 30 пограничных катеров, поступивших на вооружение морских погранотрядов НКВД. По другим проектам в те же годы строились только единичные корабли.
В 1936 г. по новому проекту (Главный конструктор Л. Л. Ермаш) были построены два катера IV серии (впоследствии МО-4), которые в начале следующего года успешно прошли испытания на Черном море и положили начало большой серии пограничных катеров (ПК-1, ПК- 2 и др.) для всех морских театров. 1937 г. первые такие катера были построены и для ВМФ, где они получили обозначение МО — малые охотники за подводными лодками.
Всего до начала войны завод 5 построил и сдал заказчикам 187 катеров IV серии, в том числе 75 малых охотников для ВМФ, остальные — в качестве пограничных сторожевых катеров для Морпогранохраны НКВД.
Кроме катеров типа МО-4 накануне войны в СССР строились менее крупные пограничные катера типов МКМ, ВКМ, БК, КМ-2 и КМ-4. При водоизмещении от 7 до 38 т и мощности двигателей 60—1650 л. с. они развивали скорость от 9 до 32 уз и были вооружены только пулеметами. Всего за годы войны было построено 74 сторожевых катера типа МО-4. Большинство катеров типа МО-4 в годы войны строились по пр. 174 (откорректированном ЦКБ-51) и оснащались импортными бензиновыми моторами «Паккард», поставляемыми по ленд-лизу.
Первоначально для постройки морских бронекатеров хотели использовать предвоенный пр. 138, но, исходя из возможностей промышленности блокадного города, он был переработан в КБ завода 194, фактически превратившись в новый пр. 161 (главный конструктор Д. Н. Загайкевич).
Головной морской бронекатер был заложен на заводе 194 в октябре 1942 г., последний морской бронекатер пр. 161 вступил в строй 30 октября 1944 г. Вся серия составила 20 катеров.
Разработка нового проекта была поручена ЦКБ-32 под номером 186 (главный конструктор Ю. Ю. Бенуа). Одновременно КБ завода 194 разрабатывало по тому же ОТЗ и под тем же номером проект малой канонерской лодки и усовершенствованный пр. 161у шхерного монитора (главный конструктор Ю. Г. Деревянко).
В отличие от кораблей пр. 161 они имели более сильное артиллерийское вооружение. На первые малые канонерские лодки не успели поставить морские универсальные башни МК-85, и они вооружались танковыми башнями с 85-мм пушкой С-53. Живучесть их была существенно повышена благодаря замене бензиновых двигателей «Паккард» на дизели фирмы «Дженерал моторе».
Головной бронекатер пр. 186 БК-521 «Комсомолец Армении» был заложен на заводе 194 31 августа 1944 г. и сдан флоту в сентябре 1945 г. До 1 января 1946 г. были закончены постройкой еще семь кораблей. Строительство всей серии (58 единиц) завершилось уже в послевоенные годы.
Для большого бронекатера проекта 190 заданием оговаривалось водоизмещение не более 75 т, скорость 17,5 уз, дальность плавания 600 км при 10-узловой скорости. По малому бронекатеру пр. 191 требовалось уложиться в водоизмещение 40 т, иметь скорость 15 уз и дальность плавания 300 км. Требования по вооружению оставались прежними, однако на малом катере допускалась установка только одной пулеметной башни.
С созданием летом 1944 г. нового катерного ЦКБ-19 проектирование бронекатеров перешло в его ведение.
В 1964 г. ЦМКБ «Алмаз» приступило к разработке пограничного сторожевого катера пр. 205П «Тарантул» (главный конструктор А. П. Городянко). Он проектировался в корпусе и с энергетической установкой ракетного катера пр..205, а вместо крылатых ракет имел (помимо 30-мм автоматов) четыре 400-мм торпедных аппарата, бомбосбрасыватели и ГАС вертолетного типа с опускаемой «на стопе» антенной .Катера этого типа оказались удачными и серийно строились с 1967 по 1988 г. на ПО «Алмаз», а также на Владивостокском судостроительном заводе. Всего за этот период морским частям погранвойск было передано свыше 120 таких катеров.
Морские части погранвойск с 1979 г. пополнялись высокоскоростными сторожевыми катерами на подводных крыльях пр. 133 «Антарес» (проектант ЦКБ по СПК, главный конструктор Б. Ф. Орлов). Эти катера водоизмещением около 200 т со скоростью полного хода до 60 уз имеют корпус из алюминиево-магниевого сплава, 76-мм и 30-мм артустановки с радиолокационным управлением, 400-мм торпедные аппараты, противодиверсионный гранатомет, бомбосбрасыватели и ГАС с опускаемыми «на стопе» антеннами. В 1979—1990 гг. на Феодосийском ПО «Море» построено около 10 катеров пр. 133.
Наиболее многочисленными являются пограничные сторожевые катера пр. 1400, 1400А, 1400М и 1400МЭ «Гриф» (ЦМКБ «Алмаз», главный конструктор В. М. Бурлаков) водоизмещением около 40 т, с дизельной установкой мощностью 2×1000 л. с, скоростью 28—29 уз, дальностью плавания 400 миль (при скорости 12— 13 уз), оснащенные одним спаренным 12,7-мм пулеметом (в экспортной модификации 1400МЭ — двумя) и имеющие корпуса из легкого алюминиево-магниевого сплава. В 1970—1991 гг. ПО «Море», Батумский судостроительный завод и ПО «Алмаз» сдали» более 200 таких катеров, из них около 100 единиц на экспорт. На базе этого проекта было построено около 10 разъездных катеров (пр. 14670 «Гурзуф»).
В соответствии с современными требованиями к охране морских границ и экономических интересов российского государства в 200-мильной прибрежной зоне, судостроительными предприятиями России продолжается строительство сторожевых кораблей и катеров для морских пограничных частей, в том числе и кораблей нового поколения проекта 10410 типа «Светляк». Интересно, что так хорошо известное наименование типа появилась из присвоенного в НАТО кода “Svetljak” этим катерам.
Начало истории «Светляков» следует отнести к середине 1970-х гг., когда для замены устаревших типов пограничных кораблей Советского Союза начались выработка общих требований и поиск облика кораблей нового поколения. Одним из таких кораблей и стал тип «Светляк» водоизмещением около 375 т, специально созданный для морских частей погранвойск. Технический проект 10410 пограничного сторожевого корабля был разработан ЦМКБ «Алмаз» (главные конструктора К.Ж.Аванесов, В.П.Липиев и А.Л.Ивченко) в 1983 году.
По первоначальному проекту 10410 корабль имел одну 76,2-мм артустановку АК-176 и одну 30-мм артсистему АК-630, их стрельба обеспечивалась РЛС МР-123 «Вымпел». На нем было два торпедных аппарата, бомбосбрасыватель, 16 ПЗРК «Стрела-3». Его корпус был стальной, надстройка изготовлялась из легкого сплава. Главная энергетическая установка состоит из трех высокооборотных реверсных дизелей, работающая на три линии вала.
Головные «Светляки» серии строил Владивостокский завод вместо кораблей проекта 12412, которые использовались как малые противолодочные корабли в ВМФ и сторожевые корабли для пограничников, а также ПО «Алмаз» и Ярославский завод (с 1986 г.). Всего к середине 1990-х гг. было построено более 20 таких пограничных сторожевых кораблей.
Как известно, с конца 1980-х…начала 1990-х гг. в нашем государстве постоянно не хватало средств на закупку вооружений. Поэтому к 1997 году с целью снижения стоимости заказа было принято решение о строительстве пограничных сторожевых кораблей проекта 10410 с измененным составом вооружения и комплектации. Пришлось затянуть пояса. С проекта 10410 «исчезли» 76-мм орудие, автомат АК-630М, торпедные аппараты и ГАС. Тогда на этих кораблях ЦМКБ «Алмаз» были размещены две 30-мм облегченные артустановки АК-306М с дистанционным управлением от колонки, вместо автоматического наведения от РЛС, и увеличен боезапасом артсистемы, и два установленных побортно 14,5-мм пулемета.. Одновременно были устранены торпедные аппараты и опускная ГАС, что позволило улучить условия обитаемости экипажа. За счет отказа от дорогостоящих комплексов вооружения (76-мм пушки АК-176М, системы управления стрельбой «Вымпел», гидроакустики и др., не столь уж необходимых для ПСКР) удалось снизить стоимость постройки таких кораблей почти на 25%. Увеличилась дальность плавания и значительно улучшились условия обитания личного состава, что чрезвычайно важно для пограничных кораблей, долгое время находящихся на патрулировании, часто в штормовом море. При этом, в связи с уменьшением масс вооружения, удалось увеличить запасы топлива и соответственно дальность плавания до 2200 и даже 2500 миль.
15 октября 2004 года на Судостроительной фирме «Алмаз» состоялась церемония поднятия флага на патрульном корабле «Ямалец» проекта 10410. Он был построен заводом для пограничной службы ФСБ Российской Федерации. Это уже девятый корабль данного проекта, созданный по заказу российских пограничников.
В отличие от других кораблей этой серии на новом корабле установлена навигационная РЛС «Балтика», способная обнаруживать надводные цели и потенциальных нарушителей, определять их координаты с высокой точностью. «Балтики» изготовляются на экспериментальном заводе ХК «Ленинец» и неоднократно демонстрировались на международных выставках и салонах. До этого подобные станции устанавливались только на берегу, они использовались в системе управления и контроля движением судов в районах портов Мурманск, Санкт-Петербург, Владивосток, Черноморского побережья России и некоторых зарубежных стран. РЛС «Балтика» работает в необычном для таких систем диапазоне частот — миллиметровом и способна обнаруживать объекты типа катер и автомобиль на дальности в 6-7 км при интенсивных осадках (дождь или снег) при разрешении по дальности в 9 метров.
В середине мая 2007 года Береговая охрана пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю пополнилась новым сторожевым кораблем проекта 10410, построенным на Восточной верфи Владивостока. А в конце мая на Ярославском судостроительном заводе спущен на воду еще один «пограничник» этого типа.
3 сентября 2007 года на судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге фактически произошла смена поколений пограничных кораблей, был поднят флаг на последнем ПСКР проекта 10410 этого завода. Пограничный сторожевой корабль проекта 10410 «Светляк» — последний в этой серии из 10 единиц, построенных на СФ «Алмаз». Несмотря на то, что «Светляки» считаются не новыми кораблями, последний из существенно отличается от своих предшественников. Фактически корабль подвергся еще одной модернизации. На построенном катере проекта 10410 (зав. № 310) на СФ «Алмаз» все сделано для комфортной службы экипажа, потому, что корабль предполагается укомплектовать командой контрактников. Существенно изменилось радиоэлектронное вооружение корабля, оборудование боевых постов и ходового мостика – боевой рубки. На корабле вместо двух 30-мм автоматов АК-306М установили такое же количество 30-мм пушек АК-630М.
ЦКБ по СПК разработало патрульный катер пр. 14230 «Сокжой» (главный конструктор А. Н. Павленко) полным водоизмещением 100 т. Катер вооружен одним 30-мм автоматом. Для досмотра предусмотрена моторная шлюпка. В 2006 году Береговой охране был передан уже второй пограничный сторожевой корабль 4-го ранга проекта 14230 «Сокжой», что означает «Быстроногий олень». Он предназначен для охраны территориальных вод и исключительной экономической зоны, борьбы с террористами, наркоторговцами и контрабандистами. Благодаря воздушной каверне и двум мощным дизелям М533 ОАО «Звезда» этот корабль водоизмещением почти в 100 т бегает гораздо быстрее оленей, развивая 50-узловый ход. Достоинства «Сокжоя» высоко оценил Президент России Владимир Путин, побывавший на борту головного корабля этого типа во время рабочей поездки в Астраханскую область. Отличную оценку второму кораблю дал его экипаж, который сейчас несет службу на Азовском море.
В этом году флот Таможенной службы пополнился скоростным катером ТС-102 проекта 14232 «Меркурий» — родного брата «Сокжоя» с несколько иной комплектацией. В конце 1990-х годов появление первого «Меркурия» на Черном море существенно повлияло на оздоровление ситуации в акватории российского Кавказского побережья. Контрабандисты, браконьеры и другие правонарушители стали побаиваться проникать в наши воды. Теперь катера этого типа защищают экономические интересы государства также на Тихом океане и Каспии.
Пограничная служба России в конце 2006 года получила третий скоростной катер «Мираж» (проектант ЦМКБ Алмаз», главный конструктор Юрий Арсеньев). Сторожевой пограничный корабль проекта 14310 «Мираж» служит для охраны морских участков государственной границы, территориального моря, а также морских биологических ресурсов в прибрежных районах. Этот быстроходный глиссирующий корабль имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава с остроскулыми обводами. На «Мираже» внедрены принципиально новые конструктивные технические решения впервые в мире использован комплекс автоматически управляемых интерцепторов, что позволило повысить его скорость на 8-10 узлов (до 50 узлов), значительно снизитъ килевую и бортовую качку, улучшить мореходные качества при сильном волнении.
Пограничный патрульный катер «Мираж» — катер нового поколения (проект 14310), созданный корабелами рыбинского судостроительного объединения «Вымпел», способен развить скорость порядка 100 км/ч. Основное вооружение катера «Мираж» — две скорострельные пулеметные установки калибра 14,5 мм. Экипаж — 12 человек.
Наряду с двумя «Миражами» построены шесть кораблей «Мангуст». Патрульный катер проекта 12150 «Мангуст» обеспечивает пограничный режим на рейдах и охрану государственной границы и морских биологических ресурсов в прибрежных районах моря Рациональное сочетание обводов корпуса катера («глубокое V») с движительным комплексом (два дизеля М470 с приводом Арнесона) позволило в значительной степени достичь высоких скоростных характеристик (свыше 50 узлов), хорошей маневренности и управляемости По своим тактико-техническим характеристикам катер «Мангуст» превосходит лучшие отечественные и не уступает зарубежным аналогам.
В 2004 году по заказу ФСБ РФ на ОАО «Морской завод Алмаз» был построен новый скоростной катер специального назначения проекта А-125. Водоизмещение катера составляет 26 тонн, длина – 17,6 м., ширина – 4,2 м. Катер универсален по сферам применения и способен выполнять широкий спектр задач: участие в антитеррористических операциях, патрулирование и охрана государственной и таможенной границ, участие в поисково-спасательных операциях, перехват и задержание судов-нарушителей, осуществление таможенного контроля, охрана морских портов и береговых инженерных сооружений.
Наличие на катере проекта А-125 системы управляемых итерцепторов обеспечивает комфортные условия пребывания пассажиров на борту судна, благоприятные условия работы экипажа при эксплуатации судна, а так же обеспечивает высокую скорость хода на тихой воде и на волнении.
Отличные эксплуатационные характеристики, уникальные возможности и гарантированное качество изготовления катера проекта А-125, позволяет рассматривать его как надежное судно, отвечающее всем требованиям заказчика и способное действовать в широком диапазоне задач.
4 ноября 2006 года от причальной стенки Судостроительной фирмы «Алмаз» отправился к месту службы в порт Сочи патрульный катер нового поколения «Соболь».
Катер проекта 12200 «Соболь» был спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» (гл. конструктор Б.А.Лейкис) по заданию морских частей пограничных сил (ПС) ФСБ РФ, эти работы были начаты уже в этом XXI веке. По первым вариантам проекта предполагалось, что катер будет иметь водоизмещение в 43 тонны, полную скорость хода около 45 узлов, дальность плавания при скорости 20 узлов – 500 миль, экипаж из 7…9 человек. Сразу в качестве материала корпуса использовали коррозионностойкие алюминево-магниевые сплавы. Для обеспечения комфорта экипажа жилые и служебные помещения оборудовались системой кондиционирования воздуха. Так же на катере предусматривалось оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды. В зависимости от требований заказчика «Соболь» предлагалось вооружать легкими артиллерийскими системами калибра 20-30-мм и пулеметами. Оно могло состоять из одной 20-мм (или 30-мм) пушки, двух 12,7-мм пулеметов. Кроме этого на катере размещалась навигационная РЛС и другое навигационное оборудование.
В ноябре 2002 года на Международной выставке «Интерполитех» Судостроительная фирма «Алмаз» и ЦМКБ «Алмаз» представили сторожевой катер нового поколения «Соболь», тогда же заканчивалась разработка его технического проекта. По мнению многих экспертов, катер проекта 12200 может оптимально вписаться в структуру и стать одной из основных боевой единицей для морских частей ПС на период до 2015 года.
Первые варианты катера проекта 12200 можно было увидеть в виде модели на 1-м и 2-м Международных военно-морских салонах (МВМС) в Санкт-Петербурге, прошедших летом 2003 года и 2005 года. Согласно проекта, на корме или на носу этого корабля может быть установлен пулемет или скорострельная пушка, применять их можно при волнении до 3-х баллов. Однако основное вооружение представленной модели состояло из носовой ракетно-артиллерийской системы «Вихрь-К», состоящей из 30-мм скорострельного автомата АК-306 с боезапасом на 500 выстрелов и четырех ракетных контейнеров с ПТРК «Вихрь» с дальностью стрельбы до 10 км, кормовой 14,5-мм морской турельной пулеметной установки МТПУ с крупнокалиберным пулеметом КПВТ, предназначенную для поражения воздушных, береговых и надводных целей, так же по-бортно могут быть установлены 30-мм автоматический гранатомет типа АГС-17 и 7,62-мм пулемет.
Для управления ракетным комплексом на крыше ходового мостика установлена оптико-электронная многоканальная (тепло-телевизионная) система, аналогичные используются на новых типах российских боевых вертолетов. Для удобства работы экипажа и защиты винтов в корме размещалась откидная решетчатая площадка, здесь же устанавливалась надувная резиновая моторная лодка с мотором. На ней могут осуществляться досмотровые операции.
Придание кораблям малого водоизмещения и катерам возможности применения управляемого ракетного оружия очень заманчиво для проектантов. Поэтому предложения тульского КБ приборостроения по совмещению в одной установки артиллерийской системы и противотанкового комплекса оказалось очень привлекательным для фирм-разработчиков боевых кораблей и катеров.
По заявлению разработчика, уникальные свойства комплекса «Вихрь-К», превосходящего все известные мировые аналоги, наиболее эффективно реализуются при оснащении им маневренных и быстроходных надводных кораблей, выполняющих таможенные и патрульные операции по охране побережья и территориальных вод. Комплекс позволяет вести стрельбу залпом из двух ракет. Как первоначально предполагалось одним из носителей комплекса «Вихрь-К» должен был стать быстроходный глиссирующий катер проекта 12150 «Мангуст В», модель которого также демонстрировалась на МВМС-2003. Но пока построенные катера этого проекта оснащаются только пулеметными установками. Здесь необходимо отметить, что другой российский разработчик коломенское КБ машиностроения для вооружения катеров предлагает ПТРК «Штурм-К» с дальностью стрельбы до 6 км, который уже прошел морские испытания на патрульном катере ПК-500 проекта 14310 водоизмещением в 120 т.
Вроде бы казалось заметные преимущества, дающиеся при установке ПТРК на катера, должны способствовать продвижению этого вида оружия на рынке морских вооружений, но конкурентная борьба между разработчиками и значительное увеличение стоимости построенных катеров не способствуют этому. В большей степени это касается кораблей и катеров, строящихся для российского ВМФ и морских пограничных частей. Где и так наблюдается значительный дефицит в средствах финансирования, и часто более дорогие системы оружия заменяются на достаточно скромные по возможностям. Как пример, это история с патрульными катерами проекта 10410, где 76-мм артустановки АК-176 заменили 30-мм автоматами АК-306.
При поставки на экспорт «Соболь» оборудуется навигационной интегрированной система навигации ST60, системой местоуказания VNTsU-UV450, система связи и передачи команд.
Энергетическая установка в первоначальном виде включала главные двигатели — 2 дизель-редукторных агрегата Deutz TBD616V16 (1250-1360 кВт), два привода Арнесона ASD14, вспомогательную энергетическую установку — 2 AC Deutz (220 В/50 Гц, 2 x 30 кВт)., аккумулятор 12/24 В. Вместимость топливных цистерн рассчитана на 6,8 тонн., что обеспечивает дальность плавания в 500 миль. На катере предусмотрена система кондиционирования воздуха в жилых помещениях и ходовой рубке.
Первоначально планировалось построить катер проекта 12200 на собственные средства предприятия СФ «Алмаз», с тем, чтобы передать его в ФПС РФ с дальнейшей расплатой в рассрочку в течении двух лет. Но в дальнейшем по контракту стоимостью свыше 3 млн. долларов с морскими частями пограничной службы ФСБ РФ СФ «Алмаз» приступила к строительству патрульного катера проекта 12200 «Соболь» (зав. №501). Торжественная церемония его закладки состоялась 24 января 2003 года. Из-за финансовых проблем строительство затянулось, первоначальный срок выполнения контракта — третий квартал 2004 года был сорван.
Но все-таки строительство продолжалось и в конце сентября 2006 года патрульный катер проекта 12200 «Соболь» был спущен на воду, затем прошел испытания и в октябре 2006 года он был передан заказчику, а в начале ноября ушел на место постоянной службы. Вооружение построенного корабля существенно отличается от заявленного на МВМС-2003. Установку «Вихрь-К» и оптико-электронную систему не установили, вместо этого катер оборудовали второй – носовой МТПУ калибра 14,5-мм. Катер так же оснащен современными средствами радиосвязи и навигационного вооружения российского производства, радиолокационные станции поставлены фирмой «Горизонт».
Патрульный катер проекта 12200 водоизмещением в 57,5 тонн предназначен для охраны государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений, а также контроля экономической зоны государства и обеспечения сохранности природных ресурсов. Он может использоваться для береговой охраны, поисковых и спасательных операций, охраны рыбных ресурсов, патрулирования и проведения таможенных операций.
Основные характеристики катера — высокая скорость и современное вооружение — позволяют выполнять функции не только патрульного судна, но и судна-перехватчика предназначенного для задержания, досмотра и конвоя судов нарушителей.
На этом катере для повышения его ТТХ применены сразу два новых технических решения: комплекс автоматически управляемых интерцепторов (КАУИ) и движительный комплекс, состоящий из приводов Арнесона с ЧПГВ. Для улучшения ходовых качеств и повышения скорости катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы. Применение этих новых технических решений обеспечит катеру очень высокие скоростные и мореходные качества, хорошую управляемость и малую осадку.
КАУИ на катере используется по инициативе ЦМКБ «Алмаз». До этого сначала аналоговая «Иолит», затем цифровая «Иолит-М» система автоматического управления интерцепторами была применена на катере проекта 14310 «Мираж», обе системы разработаны в НПО «Аврора». Цикл работ «Создание и внедрение на быстроходных судах не имеющей аналогов в мире системы днищевых интерцепторов, обеспечивающей существенное снижение их сопротивления движению и умерение килевой и бортовой качки» отмечен премией Правительства РФ в области науки и техники за 1997 год.
В настоящее время коллектив ЦМКБ «Алмаз» ведет работы по внедрению КАУИ на катерах и кораблях проектов 12200 «Соболь», 12300 «Скорпион»,12418, 12421 и других. Принципиально новая система автоматически управляемых интерцепторов на катере проекта 12200 существенно снижает амплитуду бортовой качки (как ранее заявлялось уровень качки корабля снижается в два раза), катер способен выходить в море при волнении до 5-ти баллов, применять оружие до 3-х баллов и развивать скорость до 48-50-ти узлов. Управление системой осуществляется с пульта САУ при помощи гидропривода.
Благодаря своим мореходным качествам и оснащению, «Соболь» способен заменить целый ряд имеющихся на вооружении пограничных катеров. Его отличает оригинальная конструкция корпуса из прочного и легкого алюминиево-магниевого сплава, дизельная установка из двух дизелей общей мощностью 3620 лошадиных сил.
В составе экипажа предусмотрено шесть человек; автономность плавания — трое суток, дальность плавания экономическим ходом (31 узел) при полном запасе топлива — 525 миль, дальность плавания экономическим ходом при наибольшем запасе топлива — 800 миль.
На катере используется интегрированная мостиковая система (ИМС), разработанная по ТТЗ ЦМКБ «Алмаз» в НПО «Горизонт». Это предприятие уже создало для катеров проектов 14310 и 10410 данного проектанта аналогичные системы. Однако первые попытки внедрения ИМС в 1993-1994 гг. были не удачными, на это повлияла система заказов и отсталая электронная база оборудования. Но ситуация качественно изменилась в конце 1990-х годов в связи с переходом на преимущественно цифровые методы получения и обработки информации, унифицированные протоколы обмена информацией, внедрением сетевых технологий, появлением компактных, надежных и высокоинформативных средств индикации.
Ранее судостроительная фирма «Алмаз» совместно с пограничной службой ФСБ РФ планировала продемонстрировать катер проекта 12200 на третьем Военно-морском Салоне, который пройдет в Санкт-Петербурге в 2007 году. Но сегодня, в связи уходом катера на службу в акватории Черного моря, этого вероятно не произойдет. Однако в период с 17 по 20 октября этого года «Судостроительная фирма «Алмаз» приняла участие в Х международном форуме Interpolitex – 2006, где представила патрульный катер проекта 12200 «Соболь». За участие в этой выставке и завершение строительства патрульного катера проекта 12200 СФ «Алмаз» была награждена специальным дипломом морских частей пограничной службы ФСБ РФ.
В конце октября, по словам генеральный директор СФ «Алмаз» Леонида Грабовца, катер проект 12200 «Соболь» при посещении предприятия был представлен делегации министерства обороны Республики Сингапур во главе с министром Тео Чи Хинном. Грабовец отметил, что делегация Минобороны Сингапура очень заинтересовалась этим проектом. Кроме того, по заявлению Леонида Грабовца, судостроительная фирма «Алмаз» получила заявку от Казахстана на строительство патрульного катера проекта 12200 «Соболь».
Есть благоприятные надежды и в Российской Федерации для катеров проекта 12200, по заявлению директора по маркетингу судостроительной фирмы «Алмаз» Сергея Галиченко серия катеров «Соболь» для пограничников по плану будет состоять из 5 единиц.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПАТРУЛЬНЫХ КАТЕРОВ

Характеристики

Проекты

14310 «Мираж»

12150 «Мангуст»

12150В «Мангуст-В»

12200 «Соболь»

Годы сдачи

с 1999

2000-е

2006

Полное водоизмещение, т

120-121,1

26,1-27,2

30

57-57,5

Длина, м

34,95-35,45

17,1

18,7

27,96-30

Ширина, м

6,6-6,79

4,4

4,4

5,8-5,82

Осадка, м

2,7

0,89-1,2

0,9

1,34

ГЭУ

дизельная

дизельная

дизельная

дизельная

Скорость хода, узлов:

— максимальная

— экономическая

до 50

8

53

35-40

до 45

30

до 45-47

40

Автономность, суток

5-8

2

2

3

Экипаж, человек

12

6

4

6

Вооружение

Артиллерийское

1х6 – 30-мм АК-306, 2х14,5-мм МПТУ

1х14,5-мм МПТУ

1х6 — 30-мм АК-306, 1х14,5-мм МПТУ

2х14,5-мм МПТУ (вместо одной МТПУ – 30-мм АК-306)

Ракетное

— (на одном испытан ПТРК «Штурм-К» — 6 шт.)

4х«Вихрь-К»

— (может оснащаться 4х«Вихрь-К»)

ПЗРК

«Игла»

«Игла»

«Игла»

«Игла»

В настоящее время для осуществления длительного патрулирования ближней морской зоны ЦМКБ «Алмаз» предлагает доработанное по требованиям пограничников патрульное рыбоохранное судно на базе природоохранного судна проекта 6457С (шифр «Спрут»), которое создано на базе германского судна проекта 6457. Судно предназначено для патрулирования в исключительной экономической зоне РФ, охраны биоресурсов с проверкой соблюдения правил рыболовства, конфискации браконьерских орудий лова и сопровождения в порт судна-нарушителя, выполнения природоохранных функций, участия в локализации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, для осуществления тех же целей, что и корабль проекта 6457С, ЦМКБ «Алмаз» предлагает корабль проекта 12300П «Скорпион», особенно¬стью которого является размещение на нем площадки для легкого вертолета «Ансат», Казанского вертолетного завода. В тоже время на Международном военно-морском салоне этого года в Санкт-Петербурге, была представлена модель патрульного корабля проекта 12303. Вооружение корабля состояло из 57-мм автоматической пушки типа А-220М, двух крупнокалиберных пулеметов и вертолета типа Ка-226 с размещением его в выдвижном ангаре. Дополняет гамму кораблей для длительного патрулирования в ближней морской зоне корабль проекта 20970П «Катран», который наиболее подходит для замены кораблей проекта 10410 и 205П в ограниченных акваториях Фин¬ского залива, Черного и Каспийского морей.
Морским пограничникам полюбились простые и надежные патрульные катера проекта 18623 «Мустанг-2» водоизмещением 36,7 т и скоростью полного хода 47 узлов. Не меньшей популярностью пользуются катера типа «Боец». Недавно завод «Волга» передал ФСБ очередной такой катер. ФПГ «Скоростной флот» поставляем Береговой охране, ВМФ, МЧС и МВД также патрульные, многоцелевые и служебно-разъездные катера типов «Беркут», «Соболь», «Торнадо», «Флагман» и «Дельфин» водоизмещением от 3 до 32 т, несколько модификаций надувных моторных лодок с алюминиевым корпусом семейства РН длиной от 4 до 10,6 метра. Одна из последних наших новинок — малый пограничный катер проекта 21850 «Чибис» водоизмещением 5,4 т и скоростью хода 40 узлов сейчас проходит испытания.
А недавно завершены войсковые испытания скоростного патрульного катера на воздушной подушке «Арго» разработки ЦКБ «Нептун» и постройки Свирской верфи. Этот многоцелевой аппарат весом 2,6 т и скоростью 70 км/час может эксплуатироваться не только на воде, но и выходить на ровный берег, бегать по болотам и в зарос лях камыша, скользить по заснеженной поверхности, по ледяной шуге, твердому и плавающему льду. Руководство Пограничной службы ФСБ высоко оценило качества КВП. По результатам испытаний «Арго» принят на вооружение. Этими катерами планируется оснастить все речные и озерные заставы. Теперь «Арго» осваивают и спасатели МЧС России.
В прошлом году Северное ПКБ (Генеральный директор Яров) с проектом 22460 уже выиграло тендер у своих конкурентов, включая ЦМКБ «Алмаз», Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Строительство серии этих патрульных кораблей для ФПС предполагается вести крупной серией. Возможно на нескольких судостроительных заводах.
Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 предназначен для охраны государственной границы и территориального моря, а также для борьбы с терроризмом и пиратством.
Водоизмещение корабля 630 тонн, скорость хода 30 узлов, дальность плавания 3500 миль, автономность 30 суток, длина 62,5 метра. На корабле будет базироваться один вертолет типа Ка-226. Корабль оборудован самыми современными средствами навигации и связи, имеет систему автоматизации управления кораблем. Вооружение корабля — одна пушка калибра 30-мм и два пулемета, что считается достаточным для выполнения патрульных задач, на корабль возлагаются так же спасательные задачи.
В августе 2007 года Судостроительная фирма «Алмаз» победил в тендере среди восьми заводов — строителей, объявленном ПС ФСБ РФ на строительство нового корабля проекта 22460. Это позволило 3 сентября этого года произвести церемонии закладки ПСКР нового поколения проекта 22460 (зав. № 501) на «Алмазе» в торжественной обстановке с участием руководства города и пограничной службы России.
Есть большая доля вероятности, что корабль этого проекта будут предлагать за рубеж. Известно, что еще в октябре прошлого года компания «Рособоронэкспорт» предполагала нарастить усилия по продвижению военно-морской техники на греческий рынок. Тогда на выставке вооружений «»Дефендори 2006» (Defendory 2006) главный инженер Северного ПКБ Владимир Спиридопуло сообщил, что речь идет об участии в тендере на патрульный корабль. В Греции три-четыре корабля подобного класса будут приобретены для министерства морского флота. «Рособоронэкспорт» будет участвовать в этом тендере с кораблем водоизмещением 600 т, который спроектирован СПКБ. Вооружение корабля при этом может измениться, например вместо 30-мм пушки может быть установлена одна пушка калибра 57 мм.
Совсем недавно на Выборгском судостроительном заводе завершено изготовление нового патрульного катера «Гарпун» проекта А77. Катер «Гарпун» представляет собой быстроходное глиссирующее судно четвертого поколения. Его корпус из алюминиево-магниевого сплава с надстройкой со сложной V-образной формой был изготовлен субподрядной организацией «АКО «Барс» всего за 55 суток. Достроечные работы на Выборгском заводе заняли гораздо больше времени, поэтому катер не удалось представить на военно-морском салоне МВМС-2003, как это планировалось ранее. Предполагается, что он будет готов к демонстрации к концу августа текущего года.
Проект А77 разработан ООО «Агат дизайн бюро» (директор — Сергей Породников) Отделения морских систем ОКБ имени Сухого. Катер предназначен для охраны территориальных вод и экономических зон от пиратских надводных средств, для береговой охраны, морской полиции, таможенных и рыбоохранных служб. К его особенностям относятся довольно мощное для судов такого класса вооружение, высокие скорость и мореходность. Вооружение может комплектоваться различными образцами оружия, включая ракетно-артиллерийский комплекс.
Как стало известно, в феврале 2007 года «Рособоронэкспорт» подпишет контракт с Алжиром стоимостью около $200 млн на строительство 20 патрульных катеров. Пока традиционные поставщики кораблей такого класса — ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК) и петербургское ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»» — вели друг против друга конкурентную борьбу, тендер выиграл Зеленодольский судозавод, сделав более дешевое предложение.
О том, что контракт с Алжиром на поставку 20 патрульных катеров будет подписан в феврале, сообщили в «Рособоронэкспорте», отметив, что выбран проект петербургского ЦКБ «Агат», а исполнителем заказа станет ОАО «Зеленодольский судостроительный завод» (Татарстан). Тендер на строительство кораблей Алжир объявил в августе 2006 года. Помимо России за заказ боролись итальянцы, израильтяне и испанцы. Но Алжир уже около двух лет присматривался к российским предложениям.
«Рособоронэкспорт» отдал предпочтение проекту А106, предложенному Зеленодольским заводом. Его предложение оказалось наиболее выгодным по цене. Проект А-106 разработан на базе глиссирующего скоростного судна А-45 (морской вариант). Длина катера — 31 м, ширина — 6 м, водоизмещение — 100 тонн, скорость — до 50 узлов, корабль вооружен двумя пулеметами калибра 12,7 мм и 7,6 мм.
Сегодня ЦКБ по СПК занимается созданием семейства многоцелевых морских катеров «Кобра» водоизмещением от 2,4 до 49 т и скоростью хода от 60 до 100 узлов. Отработанная теоретически и экспериментально гидродинамическая компоновка, не имеющая аналогов в мире, придает им исключительные скоростные и мореходные качества при небольшой осадке. Эти платформы можно использовать в качестве диверсионно-разведывательных, патрульно-полицейских, аварийно-спасательных, пожарных и транспортных средств.

На основе рукописи, подготовленной А.В.Карпенко 2007 году для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, и др.

ПОГРАНИЧНЫЕ КАТЕРА
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ И ПАТРУЛЬНЫЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ КОРАБЛИ И КАТЕРА
МАЛЫЕ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТОРОЖЕВЫХ КОРАБЛЕЙ И МАЛЫХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КАТЕРОВ И МАЛЫХ ПРОТИВОЛОДОЧНЫХ КОРАБЛЕЙ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОРВЕТЫ, МАЛЫЕ РАКЕТНЫЕ И ПРОТИВОЛОДОЧНЫЕ КОРАБЛИ, КАТЕРА
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap