ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ МИНА-ТОРПЕДА ПМТ-1 «ЛОЦМАН». ANTI-SUBMARINE MINE-TORPEDO PMT-1 «LOTSMAN»


ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ МИНА-ТОРПЕДА ПМТ-1 «ЛОЦМАН»
ANTI-SUBMARINE MINE-TORPEDO PMT-1 «LOTSMAN»

Наряду с созданием мин-ракет в отечественных ВМФ в рамках программы «Лоцман» осуществлялась разработка противолодочных мин-торпед. Разрабатывалась в 1961-1971 г.г. НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор»). Главные конструкторы — Власов Л.В., Ботов А.Д. В 1962 г. главный конструктор В.В. Ильин разработал предэскизный проект мины-торпеды.
До этого, в 1961 г. студенты ЛКИ Рудаков и Гумиллер под руководством ведущего инженера А.И. Халеева разработали дипломный проект по теме «мина-торпеда». Дипломный проект НА мины-торпеды разработал Н.Н. Горохов под руководством начальника лаборатории НИИ-400 О.К. Троицкого.
Создание мины-торпеды началась с выдачи в ЦНИИ «Гидроприбор» тактико-технического задания (ТТЗ), предложенного Научно-исследовательским институтом флота (ответственный руководитель — капитан 1 ранга В.В.Балуев). В «Гидроприборе» разработка первой отечественной мины-торпеды была поручена группе молодых специалистов — выпускников кораблестроительного института, созданной на базе двух отделов ЦНИИ.
С 1963 г. проект мины-торпеды (тема «Лоцман») возглавил Л.В. Власов. В 1964 г. был завершен и защищен эскизный проект. В 1965 г. завод «Двигатель» изготовил экспериментальную партию мин. Проектом предполагалось горизонтальное размещение торпеды в контейнере для обеспечения начальной стартовой скорости 12-14 м/с. В качестве боевой части была адаптирована торпеда СЭТ-40, получившая шифр СЭТ-40УЛ.
Противолодочная якорная мина-торпеда ПМТ-1 предназначена для поражения подводных лодок противника, идущих в подводном положении на глубинах до 210 м и скоростях до 35 уз.

Противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 «Лоцман» представляла собой комбинацию якорной мины и 400-мм малогабаритной самонаводящейся противолодочной торпеды МГТ-1.
Конструкция — продольное последовательное расположение функциональных блоков, тип минрепа — стальной трос диаметром 5.6 мм. Боевая часть мины — самонаводящаяся торпеда СЭТ-40УЛ «Лоцман» изделие 241. После установки мины аппаратный отсек позиционируется вертикально на минрепе, торпедный отсек отделается и располагается горизонтально на шпрюйтах.
Система управления и наведение — система управления мины-торпеды разработки НИИ-400, ведущие конструкторы — Н.Н.Горбатко, Н.П.Боровикова, М.Д.Петренко.ина ПМТ-1 имела длину 7,8 м, вес около 1 700 кг. Ее постановка осуществлялась с надводных кораблей и из 53-см торпедных аппаратов подводных лодок.
Так же, как и мины-ракеты, мина-торпеда обнаруживает цель, классифицирует ее, определяет элементы движения цели, вырабатывает данные для стрельбы и осуществляет пуск торпеды. После выхода из стартового контейнера торпеда производит поиск цели по заданной программе.
Обнаружив подводную лодку, собственной системой самонаведения торпеда наводится на цель и поражает ее. В отличие от мин-ракет торпеда способна догнать и поразить цель не только в зоне реагирования мины, но и за ее пределами.

Боевая часть мины — торпеда СЭТ-40УЛ — осуществляет поиск цели, сближение и наведение на цель с помощью акустической аппаратуры самонаведения. Подрыв заряда ВВ торпеды происходит с помощью неконтактного взрывателя гидролокационного типа кругового действия или с помощью контактного взрывателя (при прямом попадании в цель) .
Мина снабжена прибором ДЭЛ, обеспечивающим установку срочности (прихода в боевое состояние) и ликвидацию по заданию, и клапаном потопления КП для затопления мины без ее всплытия на поверхность при обрыве Минрепа или по истечении заданного срока ликвидации (боевой службы) .
Мины хранятся в контейнерах, заполненных азотом.
Предстояло решить ряд важных проблемных вопросов, связанных в основном с обеспечением подводного старта торпеды. Дело в том, что в качестве боевой части мины планировалось использовать серийную малогабаритную противолодочную электрическую торпеду СЭТ-40.
Противолодочная малогабаритная самонаводящаяся торпеда СЭТ-40 имела следующие основные ТТХ: массу в сборе — 530 кг; массу заряда взрывчатого вещества (ВВ) — 80 кг; глубину хода — до 200 м. Предусматривались: система самонаведения — акустическая, активно-пассивного типа; неконтактный взрыватель (НВ) — гидролокационный, кругового действия.

Использование в торпеде СЭТ-40 активно-пассивной системы наведения на цель позволяло обеспечить поиск и наведение этой торпеды как на обесшумленную, так и на сильно «шумящую» ПЛ противника.
Для подрыва боевого заряда взрывчатого вещества в торпеде был применен НВ гидролокационного типа с круговой характеристикой направленности, срабатывающий при прохождении торпеды вблизи цели независимо от ее магнитного или акустического полей и расположения относительно торпеды в пространстве. При прямом попадании в цель взрыв боевого заряда обеспечивался инерционной частью взрывателя (контактным взрывателем).
Применение данной торпеды в качестве боевой части мины наложило существенный отпечаток на ее конструкцию, порядок функционирования и, что еще более существенно, на сроки разработки и принятия на вооружение ВМФ.
В процессе испытаний конструкторы столкнулись с проблемой обрыва шпрюйтовки (тросов, удерживающих контейнер над приборным отсеком) при установке мины на заданное углубление после отделения ПО.
В 1966 г. трагически погиб главный конструктор Л.В. Власов. С 1967 г. дальнейшие работы по теме «Лоцман» продолжил талантливый главный конструктор, кандидат технических наук А.Д. Ботов.
Группе конструкторов под руководством А.Д. Ботова удалось решить ряд проблем: ложные срабатывания НА, наведение торпеды на пузырь от стартового контейнера, запрет старта при обнаружении ПЛ… Все проблемы были решены, и в 1968 мина успешно прошла заводские испытания.

Работы завершились принятием на вооружение в 1971 г. первой в мире противолодочной мины-торпеды ПМТ-1. Оформлением документов на принятие образца на вооружение, корректировкой документации для серийного производства, изготовлением первой опытно-серийной партии, проведением контрольных испытаний руководил вновь назначенный главный конструктор В. М. Павлов.
Производство мины-торпеды велось на машиностроительном заводе им.В.В.Куйбышева (г.Петропавловск, Казахстан).
Вплоть до середины 1970-х годов в иностранных ВМС подобные мины отсутствовали. Принятая на вооружение ВМС США в 1976 г. мина-торпеда Мк-60 «Кэптор» была подобна отечественной ПМТ-1.
Однако поскольку она была оснащена более современной противолодочной торпедой Мк-46 мод. 4 и более современной акустической системой обнаружения и целеуказания, то превзошла ПМТ по дальности обнаружения и поражения цели. Радиус действия «Кэптор» составлял один километр. Следует отметить, что меньшие по сравнению с «Кэптор» возможности нашей мины ПМТ-1 во многом определялись и меньшей шумностью зарубежных подводных лодок.
Принятие на вооружение ВМФ мины-торпеды ПМТ-1, полученные в ходе ее разработки научно-технический и экспериментальный заделы послужили толчком к дальнейшему расширению в промышленности работ по созданию новых образцов мин, обладающих более высокими характеристиками. В 1981 г. была завершена разработка первой отечественной универсальной по носителям противолодочной мины-торпеды, принятой на вооружение в 1983 г. Эта мина незначительно уступала в ряде тактико-технических характеристик мине-торпеде «Кэптор» (США), но превосходила ее, в частности, по глубинам постановки; допуская применение в районах патрулирования ракетных ПЛ нашего, по тем временам, вероятного противника.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦНИИ «Гидроприбор»
Гл. Конструктор Л.В. Власов, А.Д. Ботов
Гл. Конструктор НА Н.И. Горбатко, Н.П. Боровикова, М.Д. Петренко
Изготовитель Машзавод им.Куйбышева
Состояние: разработка 1963-1971 гг., принят на вооружение 1972 г.
Носители: НК и ПЛ
Калибр 533 мм
Длина 7800 мм
Масса 1800 — 1850 кг
Тип ВВ МС
Масса ВВ 80 — 81,7 кг
Тип взрывателя (ТБЧ) ЭМ
Глубина места постановки мины 250-1500 м
Глубина углубления мины 150 м
Глубина цели, м 30-210
Скорость цели, уз. 4 — 35
Способ постановки Автоколебаний
Средства постановки:
• ПЛ с ТА 533 мм;
• НК с рельсовыми минными путями и кормовыми скатами
Скорость постановки:
— надводные корабли — 4-18 уз
— подводные лодки — 4-8 уз
Тип минрепа Стальной трос 5,6 мм
Форма опасной зоны Цилиндр высотой 180 м и диаметром 1000 м
Размеры опасной зоны: 120×500м
Максимальный минный интервал:
— между минами в линии 1700 м
— между линиями 3500 м

Источники:
• Е.Я.Литвиненко, В.В. Сидоренков «Минно-ракетные и минно-торпедные комплексы» (docplayer.ru/44630325-Morskoe-minnoe-oruzhie.html)
• Ю.Благинин, В.Михайлов, В.Павлов «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МИНА-ТОРПЕДА ПМТ-1». Морской сборник 1997 год №7
• Морское минное оружие. Книга 1. Морское минное оружие флота России. С.-Пб., «Отечество», 2009 г.
• allmines.net/catalog/russia/mines/pmt1/
• militaryrussia.ru/blog/topic-523.html

МИННО-ТОРПЕДНЫЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС МТПК-1
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ МИННЫЙ КОМПЛЕКС ПМК-2
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ МИНА-РАКЕТА ПМР-2Э
ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ МИННЫЙ КОМПЛЕКС ПМК-1 «ГОЛЕЦ»
ПРОТИВОЛОДОЧНАЯ МИНА-РАКЕТА ПМР-1
400-ММ САМОНАВОДЯЩАЯСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТОРПЕДА СЭТ-40У
КОНЦЕРН «МОРСКОЕ ПОДВОДНОЕ ОРУЖИЕ – ГИДРОПРИБОР»
МОРСКИЕ МИНЫ
МИННО-ТОРПЕДНОЕ, ПРОТИВОЛОДОЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ВМФ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2021/A.V.Karpenko 2009-2021
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap