ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПЛАВСРЕДСТВА ДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ

BOATS FOR ARMORED VEHICLES



ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ. НА МВМС-2013 ВНОВЬ НАПОМНИЛИ О ПЛАВСРЕДСТВАХ ДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ



ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ ИЗОБРЕТЕНИЕ

На международном военно-морском салоне МВМС-2013 ЦНИИ «Курс» из состава ОАО «Концерн Моринформсистема – Агат» представил информацию и модель плавсредства (ПС) для оборудования бронетехники. Эту систему можно использовать для танков и другой бронетехники, включая бронемашины. Как стало известно ЦНИИ «Курс» совместно с Зеленодольским ПКБ разработал плавсредство «Аллигатор» – комплекс оборудования для различных типов бронетехники с целью придания ей мореходных качеств.


По представленной разработке у Зеленодольского проектно-конструкторского бюро и «ЦНИИ «Курс» есть изобретение (патент РФ № 2371350) малый противолодочный танк «Аллигатор-СПТП».


Изобретение относится к бронетанковому вооружению, боевые машины которого оснащены плавсредством с приданием им возможности ведения боевых действий против подводных лодок, надводных кораблей, подводных диверсантов. Плавсредство содержит два водопроницаемых бортовых понтона, закрепляемых на бронемашине посредством носового и кормового крепления. Между понтонами впереди бронемашины установлено крыло для создания подъемной силы от набегающего потока воды и отвода его под носовую оконечность бронемашины. На Г-образном расширении по внутреннему борту кормовой оконечности бортовых понтонов закреплены кормовые вставки. Для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями плавсредство снабжено опускной гидроакустической станцией для поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей. Гидроакустическая станция размещается в служебно-бытовом модуле, расположенном на палубе понтонов и кормовых вставок. На палубе понтонов или внутри понтонов установлены торпедные аппараты. Габариты плавсредства выбраны из условия обеспечения размещения необходимого вооружения и оборудования. Обеспечиваются новые боевые и функциональные возможности и защита прибрежной двухсоткилометровой зоны от подводных лодок и надводных кораблей.
Как отмечается, преимущественно изобретение предназначено для использования в оборудованной плавсредством 125-мм самоходной противотанковой пушке 2С25 «Спрут-СД».


На палубе понтонов установлены минные пути для перевозки противокорабельных мин и грузовых тележек, на кормовой части палубы понтонов имеется леерное ограждение с навесными противопульными щитами, брызгозащитными шторами и дверцами для экипажа, при этом в зоне леерного ограждения предусмотрена возможность размещения двух съемных зенитных пулеметов, ПЗРК типа «Игла» и ПТРК типа «Корнет», а также сидячих мест для десанта, при этом в зоне кормовых вставок предусмотрены гнезда для установки съемного бытового или съемного служебно-бытового модуля с возвышением над поверхностью палубы для обеспечения протока воды.
Как указывается в описании изобретения, БМП-3, оборудованная предлагаемым плавсредством («Аллигатор БМП-3»), приобретает новые мореходные качества по сравнению с БМП-3, не оборудованной плавсредством, а именно:
— плавучесть — объем плавучести увеличивается на 8 м3;
— остойчивость — поперечная и продольная метацентрические высоты увеличиваются в 5-6 раз;
— непотопляемость — запас плавучести увеличивается до 18 м3, т.е. в 3-4 раза, в том числе до 12 м 3 неиссякаемый запас плавучести;
— ходкость — скорость хода на плаву увеличивается в ~ два раза (для бронемашин с гусеничным движителем в ~ три раза);
— управляемость — удержание на курсе и плавные повороты обеспечиваются с помощью руля-стабилизатора с управлением от механика-водителя; повороты с помощью гребных винтов;
— мореходность — обеспечена безопасность плавания при любом волнении моря — «Аллигатор» не перевернется и не утонет, остается на плаву при полной нагрузке и заполнении корпуса водой, личный состав не подвержен морской болезни/


Как отмечается в материалах на МВМС-2013, плавсредство (ПС) предназначено для оборудования различных типов бронетехники с целью придания ей мореходных качеств.
Обеспечивает: десантирование бронетехники с десантных кораблей, форсирование водных преград, транспортировку на борту десанта до 50 человек или до 8 тонн груза, участие в спасательных операциях, ведение охранных и боевых действий в прибрежной морской 200-км зоне за счет использования основного и дополнительного (ПЗРК, пулеметы и т.д.) вооружения.


Основные характеристики техники, оборудованной ПС:
• Непотопляемость при полной загрузке и затоплении корпуса техники.
• Безопасность плавания при волнении моря до 5 баллов включительно.
• Высокая остойчивость, скорость хода 14-16 км/час.
• Дальность плавания до 400км (по запасам топлива).
• Выход на необорудованный берег, преодоление отмелей и мелей.
• Автономность плавания 12 часов (до 3-х суток при установке служебного модуля).
• Время навешивания ПС силами экипажа до 30 минут, сброс дистанционный мгновенно.
Эксплуатация проста и экономична по сравнению с катерами и кораблями. Обслуживание плавсредства осуществляется экипажем бронетехники, не требует портов, причальных стенок.


Отмечается, что по заявке Заказчика ОАО «ЦНИИ «Курс» и ОАО «Зеленодольское ПКБ» могут спроектировать, изготовить и поставить ПС специально для существующей и вновь разрабатываемой бронетехники.

ВОСПОМИНАНИЯ О ПРОШЛОМ

Трудно назвать предложения ОАО «ЦНИИ «Курс» и ОАО «Зеленодольское ПКБ» совершенно новым направлением развитием военной техники. Как известно, еще в советское время отечественные конструкторы интенсивно занимались приданию бронетехники важных новых свойств, возможность быстрого преодоления водных преград. Практически сразу по окончанию Великой Отечественной войны в Советском Союзе начали создаваться специализированные плавсредства для переправы танков, другой бронированной техники.
Работы по оснащению танков и других объектов бронетанковой техники навесными индивидуальными плавсредствами для преодоления широких и глубоких преград (глубиной свыше 5 м) были развернуты в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №3440-1594сс от 12 сентября 1951 г. Согласно этому постановлению, Навашинский судостроительный завод №342 изготовил в 1952 г. три опытных образца индивидуальных плавсредств для танка Т-54, которые прошли заводские испытания.
В сентябре того же года танки с плавсредствами были переданы Министерству обороны для проведения полигонных испытаний, которые прошли на р. Оке в период сентября—октября 1952 г. В сентябре 1953 г. состоялись дополнительные испытания на р. Днепр. Кроме того, в декабре 1953 г. — январе 1954 г. опытные образцы были подвергнуты предварительным испытаниям в морских условиях. По результатам всех проведенных испытаний конструкция плавсредств была доработана. Мероприятиями по дооборудованию танков Т-54 под установку плавсредств занимался Харьковский завод №75. ТанкТ-54, оборудованный под установку плавсредств, получил заводское обозначение «Объект 485».
В 1954 году по заданию бронетанковых войск в Западном ПКБ (Главный конструктор И.И.Кузьмин) началась разработка плавсредств проекта К-4183 для переправы средних танков Т-54 через морские рубежи при волнении до 5 баллов. Плавсредства представляли собой понтоны, заполненные пенопластом, которые сбрасывались с танка при выходе на берег. Три опытных образца десантных плавсредств были построены на заводе им. И.Е.Егорова в Ленинграде в 1954 году.
Вскоре к проблеме создания плавсредств для танков подключился головной институт бронетанковой промышленности – ВНИИ-100. В 1954-1955 гг. на производственных площадях института были изготовлены новые значительно доработанные образцы плавсредств для специальных морских испытаний, которые прошли в марте 1955 г. на Черном море в районе Севастополя и показали способность специально оборудованных танков Т-54 преодолевать широкие водные преграды (до 30—40 км) при состоянии моря 1-5 баллов.
В 1955 — 1962 годах на Навшинском заводе «Ока», заводе «Красное Сормово» в Горьком, Херсонском судостроительном заводе и заводе им.61 Коммунара в Николаеве была построена большая серия плавсредств проекта К-4183. Танковое плавсредство ПСТ-55 (войсковое наименование) для среднего танка Т-55 имело дальность плавания до 80-100 км при скорости до 10 узлов, при этом на нем кроме танка перевозилось до семи человек с личным вооружением. Таких средств в мотострелковой дивизии, по штату, должно было быть до 187 единиц (по количеству танков).
В 1955 году в ЦКБ-50 началась разработка подобного плавсредства проекта 755, предназначенного для переправы тяжелых танков Т-10 «самоходом» или буксировкой. По сравнению с проектом К-4183 они имели большую скорость движения и были удобнее в эксплуатации. В 1957 году на заводе «Красное Сормово» в Горьком для проведения испытаний было построено три опытных плавсредства проекта 755.


В 1960 году принимаются на вооружение Советской Армии универсальные плавсредства для танков Т-55, Т-54Б и артсамохода ЗСУ-57-2 со средствами их транспортировки.

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №660рс от 3 февраля 1955 г., завод №342 приступил к изготовлению 20 комплектов опытных образцов индивидуальных плавсредств для танка Т-54, их проектированием занималось КБ Навашинского завода №342. После войсковых испытаний плавсредство для танка Т-54 в 1957 г. было принято на вооружение Советской Армии под маркой ПСТ-54. Их производство осуществлялось на Навашинском заводе №342, а дооборудование танков Т-54 — на заводе №75 в Харькове. Всего выпустили 73 танка Т-54, оборудованных под установку ПСТ.


Плавсредство ПСТ-54 — навесное, с откидывающимися понтонами. Оно состояло из девяти стальных понтонов, заполненных труднозатопляемым материалом (пенопластом). Передвижение танка с плавсредством на плаву осуществлялось с помощью двух гребных винтов с отбором мощности от ведущих колес танка. Плавсредство обеспечивало движение танка на плаву со скоростью 9,4 км/ч при волнении моря 4 балла. Ширина преодолеваемой водной преграды составляла 30—40 км. Танки с плавсредствами могли вести стрельбу из пушек при волнении моря до 1,5 баллов. Вместе с танком на плавсредстве допускалась перевозка десанта с личным оружием (25 человек).
Масса понтонов составляла 9,3 т. На установку плавсредства на танк силами 12 человек требовалось до 75 мин, а сброс его осуществлялся мгновенно без выхода экипажа из танка. Запас хода ПСТ-54 на плаву с учетом дополнительных топливных баков, устанавливавшихся на плавсредстве, достигал 160—190 км, при волнении моря 3—5 баллов — 130-180 км. Запас плавучести танка с плавсредством составлял около 30%.
Проведенные в октябре-ноябре 1957 г. заводские испытания ЗСУ-57-2 с ПСТ, а также испытания в декабре 1957 г. — феврале 1958 г. двух ЗСУ-57-2, оборудованных плавсредствами, на Черном море в районе Севастополя, продемонстрировали возможность и целесообразность доработки плавстредств с целью использования их также для танков Т-54Б и Т-55. Потребовалась новая работа по унификации пласредств для бронетехники.
Такие работы по унификации плавсредств были проведены заводами №342 и №174 в 1959 г., причем переделкам подверглись шесть комплектов плавсредств, изготовленных для ЗСУ-57-2 в 1958 г. Усовершенствованные плавсредства получили наименование ПСТ-У (универсальное). В декабре 1959 г. — январе 1960 г. три комплекта ПСТ-У прошли полигонные испытания на Черном море в районе Севастополя. Приказом министра обороны СССР №0126 от 17 мая 1960 г. плавсредства ПСТ-У со средствами транспортировки были приняты на вооружение Советской Армии.


Плавсредства ПСТ-У состояли из пяти стальных понтонов (два основные бортовые, два откидные бортовые и кормовой), заполненные пенопластом. Высокая степень заполнения понтонов труднозатопляемым материалом (92%) обеспечивала сохранение их плавучести при поражении огнем стрелкового оружия.
Общая масса плавсредства составляла 10 т. Запас плавучести танка с плавсредством был равен 40%. Максимальная скорость танка, оборудованного плавсредством, на суше (при положении по-походному) составляла 18—19 км/ч, на плаву – 11-12 км/ч. Танки (самоходные установки) с плавсредством могли буксироваться на плаву за буксиром со скоростью 13-15 км/ч. В топливные баки плавсредства заправлялось 500 л топлива для обеспечения запаса хода на плаву до 60-80 км. В этом случае топливо из баков танка не расходовалось.
Навешивание плавсредств на танк или зенитных самоходных артсистем ЗСУ-57-2 силами экипажа производилось за 35 мин., а их сброс — практически мгновенно без выхода экипажа из машины.
11 февраля 1961 г. чертежно-техническая документация на универсальные плавсредства ПСТ-У, средства их транспортировки и дополнительное оборудование была утверждена к серийному производству для танка Т-55 и самоходной установки ЗСУ-57-2.
Однако слишком большой вес и сложность монтажа понтонов на танк требовали усовершенствования ПС, поэтому работы не прекращались, и уже в 1962 году проводятся испытания нового ПС. Следующий образец был легче на 4,5 тонны, что позволяло увеличить максимальную скорость передвижения по суше до 25 км в час, по воде до 14 км в час и существенно снизить нагрузку на ходовую часть машины. Установка дополнительных топливных баков позволила увеличить запас хода до 110 км. Получив обозначение ПСТ-63, плавсредство с небольшими доработками было принято на вооружение в 1965 году. Позже ПСТ-63 было усовершенствовано до ПСТ-64 и ПСТ-64 М.
В 1969 году на вооружение принимается универсальное танковое плавсредство ПСТ-63М, предназначенное для танков Т-64, Т-62 и Т-55А (Т-55). Несколько танков Т-55, дооборудованных для использования этих плавсредств, в конце 1990-х годов находилось в окружном учебном центре в поселке Сертолово, Ленинградской области.
ПСТ-54 были герметичны, заполнены пенопластом марки ПС-4. В процессе дальнейшей эксплуатации выяснилось, что обеспечение герметичности требует затрат, проверок, так же выяснилось, что пенопласт ПС-4 в морской воде выделяет аммиаки на ПСТ-54 была обнаружена сильная коррозия.
Поэтому ЦКБ-340 поручалось спроектировать плавсредства из дюралюминия, что бы заменить ранее созданное плавсредство ПСТ-54 Навашинского завода, которое изготовлялось из стали толщиной 1 мм и весили 10 тонн. Зеленодольское бюро №340 имело опыт работы с дюралюминием: незадолго до этого был выполнен проект буксирного катера БМК-90Д в дюралевом исполнении, который ранее строился из дерева. Новое плавсредство получившими обозначение ПС-1.


Прежде всего нужно было доработать принципиальную схему плавсредств. У ПСТ-54 с каждой стороны было по два понтона, причем один — откидной, весом 2 тонны. На суше он ограничивал обзор по сторонам, а его откидывание представляло собой довольно опасную операцию. Кроме того, ПСТ-54 крепились к танку с помощью двух огромных траверс весом по 500 кг, которые устанавливались они вручную – это была очень трудоемкая операция.
В решении по эскизному проекту Научно-техническому комитету Главного бронетанкового управления поручалось оказывать ЦКБ-340 всестороннюю помощь. Первым делом на завод им. A.M. Горького отгрузили танк. Наличие танка помогло решить все стыковочные вопросы, разработать узлы крепления.
На базе в Ильинке при испытании варианта плавсредств с притопленным носовым образованием модель «нырнула», это бывает при испытании новой техники. Другие испытания самоходной модели, изготовленной в масштабе 1:3, проводились на Волге, а также в поселке Васильево. Мореходные испытания провели осенью 1958 года на Куйбышевском водохранилище при сильном шторме, на них присутствовали представители Главного бронетанкового управления.
Над техпроектом работали по обычной схеме. Корпусники определяли коэффициент заполнения понтона пенопластом опытным путем, сделав макет части понтона.


После разработки рабочей конструкторской документации эту группу в конце 1960 году расформировали, основных участников разработки Л.Ф. Федосеева, В.Н. Першина и B.C. Васильева направили сопровождать постройку ПС-1 в Феодосию. Документацию отправили в Керченский филиал ЗПКБ, которому дали поручение помогать Л.Ф. Федосееву. Несмотря на указание из Херсонского совнархоза об изготовлении двух опытных образцов ПС-1, директор феодосийского завода П.П. Перовский, не желавший заниматься этой работой.
Весной 1961 года в Феодосию прибыли два опытных автопогрузчика для ПС-1, которые завод тоже не принял. При готовности первого комплекта оперативно провели испытания узлов крепления на прочность: понтоны постановили на клети, при этом сам танк висел на понтонах. Узлы выдержали, но носовой кронштейн и понтон деформировались, их доработали.
. Заводские испытания подтвердили тактико-технические данные танка с плавсредствами, но выявили ненадежную- работу редукторных установок, которые делало КБ завода им. Малышева, главным его конструктором был А.А. Морозов. Для госиспытаний пришлось делать новый комплект редукторов.
Госиспытания были поручены Одесскому военному округу и Черноморскому флоту. Танк, бронетегач БТС-2 и один комплект плавсредств были отправлены в Севастополь по железной дороге, а сами испытатели поехали туда на автопогрузчиках В-79 со вторым комплектом ПС-1. Испытания подтвердили все тактико-технические данные, но на двух понтонах на кормовой переборке образовались трещины. Это дало основание Госкомиссии записать: «Госиспытания повторить».
В 1962 году были закончены доработки по замечаниям Госкомиссии, и техника была отправлена в Керчь. ПС-1 прошла повторные госиспытания. Вскоре подписали решение о принятии документации на серию. Было утверждено решение о приемке документации и подписан трехсторонний протокол о серийном производстве плавсредств на заводе им. A.M. Горького. Создание плавсредств было признано изобретением, авторское свидетельство на которое было выдано 30 ноября 1965 года. В состав авторского коллектива от бюро вошли А.В. Кунахович, В.И. Цюпак.


С конца 1950-х годов параллельно с водоизмещающими десантно-высадочными средствами началось проектирование десантных плавсредств с динамическими принципами поддержания.


С 1958 года ЦКБ по СПК и СКБ Навашинского судостроительного завода разрабатывалось скоростное танкодесантное плавсредство проекта 80 с убирающимися подводными крыльями. Комплект плавсредства состоял из двух катеров водоизмещением по 12 т, которые позволяли перевозить средний танк со скоростью до 30 узл. на дальность до 400 км при волнении до 5 баллов. Перевозимый танк мог самостоятельно входить в воду и выходить на берег, вести огонь, что могло усилить мощь высаживаемого десанта.


Катера, входящие в пару плавсредства «проект 80», изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава, оснащались дизельным двигателем М-50 мощностью в 1200 л.с. и крепились к бортам танка специально предусмотренными для этого в его конструкции проушинами. Управление обоими катерами при движении на воде осуществлялось одним членом экипажа и было синхронизировано.
В начале 1966 года был построен макет будущего плавсредства в масштабе 1:2, на котором отрабатывались различные конструкторские решения, затем в 1967 году был изготовлен первый опытный образец, который сразу был отправлен на ходовые испытания, проходившие в акватории Черного моря у г. Севастополь.


В 1967 -1968 годах прошли испытания два головных образца и начато серийное производство плавсредства. В ходе испытаний максимально достигнутая скорость, составившая 58 км в час, оказалась выше расчетной, которая равнялась 50 км в час. Однако дальнейшие испытания завершились неудачей по причине неудовлетворительной прочности корпуса.


В короткие сроки недостатки были устранены, и новое плавсредство «проект 80» было изготовлено небольшой партией в количестве 13 экземпляров. Часть была отправлена в Прибалтийский военный округ, часть в г. Севастополь.
В 1971 году, по причине нецелесообразности и отсутствия перспективы, проект 80 был закрыт.

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион», июль 2013 г.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТАНКОВ




ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap