ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-35. ANTI-SHIP CRUISE MISSILES P-35



ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-35

ANTI-SHIP CRUISE MISSILES P-35

Противокорабельная крылатая ракета (самолет-снаряд) П-35 изделие 4К44, изделие «Б» и «Д») для кораблей ВМФ разрабатывалась ОКБ-52. 17 августа 1956 года вышло Постановление СМ CCCH № 1149-592 о начале разработки противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты проектировались в ОКБ-52 и мало отличались друг от друга. П-6 предназначалась для подводных лодок, а П-35 — для надводных кораблей. Главный конструктор В.Н.Челомей.
Под центральной частью днища располагался воздухозаборник маршевого двигателя, резко менявший поперечное сечение фюзеляжа. К хвосту фюзеляж вновь уменьшался и получал круглое сечение, завершаясь соплом маршевого двигателя. Общая длина ракеты немного превышала 10 м.
Основной аэродинамической поверхностью ракеты П-35 стало складное стреловидное крыло размахом 2,6 м. С целью уменьшения поперечных габаритов изделия в транспортном положении еще в рамках проекта П-5 был разработан автомат раскладки крыла.

Ракета П-35 имела стартовую массу порядка 5300 кг. Из них 2330 кг приходилось на сухую массу ракеты и около 800 кг на отделяемый стартовый двигатель. В центральной части фюзеляжа предусматривался отсек для монтажа боевой части весом до 1000 кг. Для поражения цели предлагалось использовать фугасный заряд либо специальную боевую часть.
Для управления ракета получила набор плоскостей и рулей в хвостовой части. Имелись небольшие цельноповоротные стабилизаторы-рули высоты и киль с рулем направления. Для уменьшения габаритов ракеты киль располагался под фюзеляжем, а рядом с ним находились крепления для сбрасываемого стартового двигателя.
Для старта предлагалось применять сдвоенный твердотопливный ускоритель тягой более 36 т с запасом топлива на 2 с работы. Полет предлагалось выполнять при помощи турбореактивного маршевого двигателя КРД-26 тягой 2250 кг. Турбореактивный двигатель должен был обеспечивать среднюю скорость полета на уровне 1250 км/ч. При этом точные параметры работы силовой установки зависели от ряда факторов, как от полетной программы, так и от температуры окружающего воздуха. По имеющимся данным, при определенных обстоятельствах был возможен разгон до 1600 км/ч.

Разработку системы управления в целом в НИИ-10 возглавил К.А. Петров (затем А.С. Миронов), бортовой аппаратуры «Блок» – Л.Е. Хазанов, корабельной аппаратуры «Бином» – Л.Е. Хазанов. При этом были использованы результаты ранее выполненных в НИИ- 10 проработок по системе «Вектор», предназначавшейся для усовершенствованного варианта «оморяченной» «Кометы» – комплекса «Стрела» для вооружения крейсеров.
Бортовая радиотехническая аппаратура обеспечивала прием и исполнение команд радиоуправления со стреляющего корабля, обзор поверхности моря в секторе ±40°, трансляцию полученного радиолокационного изображения на корабль, захват назначенной с корабля цели и ее автосопровождение, выдачу сигналов на канал автоответчика. Кроме этой системы в состав бортовой аппаратуры «Блок» входили и другие компоненты, в том числе автопилот АПЛИ-1 и радиовысотомер РВ-6В.

В начале 1960-х гг. НИИ-10 впервые, опираясь на опыт, полученный в результате совместных работ по бортовым системам управления с другими предприятиями, самостоятельно провел разработку системы управления для крылатой ракеты П-35. Главным конструктором корабельной и борто­вой системы управления был назначен К.А.Петров, после его смерти — работой руководил А.С.Миронов.
Телеуправление основано на принципе радиовизирования цели через снаряд, что дает возможность производить избирательное поражение целей. Крылья складывающиеся, автоматически раскрываются после старта.
В 1955-56 гг. ОКБ-52, возглавляемое академиком В.Н. Челомеем, разработало крылатую ракету П-35. НИИ-10 (МНИИРЭ «Альтаир» — Центр МНИИРЭ «Альтаир» ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей») было поручено создать систему управления этой ракеты. Это была первая самостоятельная разработка институтом системы управления ракетным оружием (УРО).
В комплекс входили корабельная система управления (КСУ) «Бином-Блок», береговой вариант, размещаемый в подвижных КУНГах и специальных транспортных средствах «Скала-Блок» и береговой вариант, размещаемый в стационарных береговых укрытиях «Утес-Блок». Названия «Бином», «Скала», «Утес» соответствовали корабельным и наземным частям системы управления, название «Блок» относилось к бортовой аппаратуре ракеты П-35.
Для организации работ по корабельной системе «Бином-Блок» была создана группа главного конструктора во главе с К.А. Петровым. Главным конструктором системы «Бином» был назначен А.С. Полянский, его заместителем – В.Н. Бурашников. Главным конструктором системы «Блок» Л.Е. Хазанов, его заместителем И.А. Скородумов.
Круг задач, вставших перед разработчиками системы управления «Бином-Блок», был весьма обширен и ряд технических проблем в то время не имел аналогов в отечественной и зарубежной ракетной технике. Довольно часто посещавший институт генеральный конструктор комплекса П-35 В.Н. Челомей, в шутку говорил: «Я сделаю ракету, а вы научите ее летать».
Для проверки бортовой аппаратуры был выделен самолет Ли-2, который переоборудовали в летающую лабораторию. Руководили работами по переоборудованию А.Я. Андреев и С.А. Тимофеев. Для стабилизации антенны визира были установлены гироблоки, специально для этой цели разработанные лабораторией А.И. Белякова. Приборы и блоки радиолокационного визира размещались в специальной гондоле, подвешенной под носовую часть самолета, остальная бортовая аппаратура размещалась в его фюзеляже.
Перед разработчиками бортовой аппаратуры «Блок» встала трудновыполнимая задача – создать аппаратуру с минимальными массогабаритными характеристиками. Поэтому при рассмотрении вариантов выбирался тот вариант, который обеспечивал наибольшую минимизацию. Проблема минимизации особенно коснулась антенно-волнового тракта. Здесь большую изобретательность проявил С.А. Казбеков. Им создан оригинальный облучатель зеркальной антенны, обеспечивающий оптимальное использование площади зеркала антенны, и волноводное устройство, осуществляющее скрытое сканирование приемного луча антенны без механического перемещения частей антенны и обеспечивающее работу ГСН в режимах визирования и самонаведения без потери потенциала системы.
Для уменьшения массы бортовой аппаратуры были применены алюминиевые волноводы. Для окончательной проверки радиолинии всего комплекса «Бином-Блок» в реальных условиях перед разработкой документации опытного образца были проведены расширенные натурные испытания.
Корабельная часть аппаратуры была размещена на теплоходе «Торпедо». В свое время институтом была приобретена баржа, которая на судоремонтном заводе перестроена в опытное самоходное судно-теплоход, которому было присвоено название «Торпедо». На его борту размещались оборудование и каюты для испытательных бригад. Теплоход «Торпедо» своим ходом, а где и с помощью буксиров прибыл в г. Каспийск вместе с бортовой аппаратурой «Блок». Эта аппаратура была перевезена в г. Грозный на аэродром, где базировался самолет Ил-28, в который она и была установлена. Для координации работ и оперативной связи этих двух пунктов (города Каспийск и Грозный) при проведении испытаний в распоряжение экспедиции был прикомандирован самолет Ан-2, базировавшийся на аэродроме в г. Махачкале. На аэродроме техническое руководство осуществлял Л.Е. Хазанов.
Испытания проходили так. Самолет Ил-28 поднимался в воздух с аэродрома г. Грозного и брал курс на г. Каспийск. Здесь он пролетал над теплоходом «Торпедо» в заданном направлении, после чего устанавливалось радиовзаимодействие между бортовой аппаратурой и корабельным комплексом. Видеосигналы с изображением видимого с самолета пространства транслировались по каналу трансляции теплохода «Торпедо» и высвечивались на электронно-лучевом индикаторе. Это изображение фотографировалось специальной фотокамерой, установленной на тубусе индикатора.
В ноябре 1959 г. комплексная сдаточная бригада во главе с М.А. Носенковым приступила к регулировке и сдаче первого комплекса.
Тогда же был изготовлен комплект аппаратуры автопилота для самолета-имитатора Як-25, который предназначался для облета трассы при пусках ракет. Оборудованием самолета Як-25 бортовой аппаратурой руководил Я.П. Шерстюк.

Для испытаний были разработаны в ЦКБ-34 проекты сдендов пусковых устаеновок для испытаний ракеты П-35: одноконрейнерный СМ-81; трехконтейнерный СМ-82; одноконрейнерный СМ-Э142. Дальнейшим развитием работы по проектированию корабельных стартовых установок явился проект счетверенной стартовой установки для крылатых ракет «П-35» – СМ-70 (1956-1958 гг.).
Летная отработка ракеты «П-35» и устройств машины СМ-70 проводилась на специально спроектированных стендах СМ-81 (одноконтейнерная установка), СМ-82 (трехконтейнерная установка), СМ-Э142 (одноконтейнерная установка с штатными устройствами и механизмами). ПУ СМ-Э142 спроектирована в 1959 г. и предназначалась для отработки старта крылатой ракеты «П-35» с надводного корабля при качке и получения экспериментальных данных для проектирования ракет, контейнеров и ПУ для кораблей ВМФ. Эта ПУ явилась одной из первых опытных установок для обеспечения надводного старта ракеты. Старты и отработка ракеты и ПУ были осуществлены в 1960 г.

Спроектированная в 1958 г. корабельная пусковая установка СМ-70 была главным калибром ракетных крейсеров типа «Грозный» и предназначалась для хранения и пуска крылатых ракет «П-35». ПУ состояла из основания-барбета и качающейся части, выполненной в виде поворотного, на шарнирах, стола с подцапфенниками для пакета контейнеров. Большая насыщенность гидравлическими механизмами, применение планетарных редукторов и высокопрочных сталей позволили снизить вес и габариты ПУ.

ПУ принята на вооружение в 1963 г., изготовлялась серийно и до сих пор находится в эксплуатации на кораблях ВМФ. В создании ПУ СМ-70 приняли активное участие Главный конструктор Флоренский А.А. и сотрудники Бочков Б.Г., Минкин И.С., Устименко А.И., Киселев В.И., Уткин А.Ф., Леонтьев В.В., Волковысский Ю.Р., Бляхер Г.Л., Гурджи Я.М., Станкевич О.Н., Гольберг Л.Г., Морозов В.Н., Хрусталев Б.В., Павлов Б.А., Трофимов Н.А., Бегунова О.А., Избинская К.В. Самойлов В.А., Кожин П.И. и многие другие.
С 1963 года в СКБ-709 МСП (КБМ) начались работы над созданием систем предстартового контроля ракет и пусковых установок. В результате были созданы и поставлены на флот на корабли проекта 1134 система предстартового контроля ракет и пусковых установок «Бот» для ракет П-35.
Комплекс наземного обрудования был создан в ГСКБ (КБТМ), всего 19 агрегатов, из них 11 были унифицированы с другими крылатыми ракетами. Одним из основных агрегатов была универсальная эксплуатационная тележка ПР-72М. Она обеспечивала: стыковку отсеков, установку маршевого двигателя, стартового агрегата, боевой части, проведение проверок бортовых систем, аппаратуры и силовых установок, заправку топливом, транспортировку ракеты, загрузку ее в транспортный контейнер, выгрузку из него и др.
Для целеуказаний используется авиационная система целеуказания МРСИ «Успех» с самолетом ТУ-95РС и вертолета Ка-25У.
После старта ракета П-35 набирала установленное перед пуском заданное значение высоты полета (400,4000 или 7000 м), поддерживаемое поданным баровысото- мера. Наведение на цель могло осуществляться как по известным координатам ракеты и цели, так и при работающем радиолокационном визире по относительным координатам ракеты и цели.
После стробирования по дальности, выбора и захвата цели на уверенное автосопровождение головкой самонаведения ракета постепенно снижалась и переходила в горизонтальный полет на высоте 100 м. При отказе радиовысотомера сближение с целью осуществлялось на высоте 400 м, поддерживаемой по баро- высотомеру. При высоте автономного полета 400 м снижение вообще не предусматривалось.
Начиная с захвата цели на автосопровождение головка самонаведения выдавала команды для наведения только в горизонтальной плоскости, а на конечном участке полета ракета переходила к самонаведению в обеих плоскостях.
При стрельбе по береговой цели участок снижения не предполагался. Радиовизир не включался, а ракета удерживалась на удалении не более 300 м относительно плоскости направления на цель посредством радиокомандного наведения с корабля. При подходе к цели по команде с корабля ракета переходила в пикирование под углом 60°.

Испытания комплекса П-35 решено было провести на Каспийском полигоне. Требовался корабль, на котором необходимо было разместить корабельную часть системы управления, пусковую установку, ракеты, а также жилые помещения для размещения «испытателей». Для этих целей ВМФ выделил сухогруз «Илеть», который в дальнейшем был переоборудован в опытовое судно ОС-15 и санитарное судно «Терек». Позднее для размещения участников экспедиции был выделен еще и теплоход «Онега», однако ненадолго. Весной 1961 г. теплоход «Онега» ушел на свою базу в г. Астрахань, а экспедиция переселилась из комфортабельных кают на плавбазу, так называемую брандвахту, предоставленную флотом. Экспедиция располагалась в г. Красноводске, здесь же на аэродроме базировался самолет Як-25.

Первый пуск состоялся 21 октября 1959 г. с наземного стенда, с которого с октября 1959 г. по март 1960 г. было произведено 5 пусков. Отработка системы управления ракеты П-35 проводились на летающей лаборатории Як-25.
Для испытаний бортовой аппаратуры был выделен самолет Ли-2, переоборудованный под летающую лабораторию. Корабельная часть аппаратуры была размещена на теплоходе «Торпедо» — судне, перестроенном из самоходной баржи. В 1961 году Госкомиссией был подписан акт о принятии комплекса на вооружение.
Первым кораблем, на котором установлен комплекс П-35, был корабль проекта 58 «Грозный». К этому времени ушел из жизни главный конструктор комплекса А.К. Петров. Главным конструктором всего комплекса «Бином-Блок» был назначен начальник отдела № 2 А.С. Миронов, его первым заместителем по подготовке комплекса к установке на ракетном корабле «Грозный» для испытаний на Северном полигоне стал Л.А. Гурвиц, обеспечивали испытания Ю.П. Андреев, И.Д. Грищенков, Г.Н. Мараховский, И.П. Чибашов.
Предварительные морские испытания комплекса проходили на плавающем стенде на Каспийском море, а Гос. испытания на РКР пр. 58 «Грозный» в 1963 г.

В 1962 году на Северном полигоне в при­сутствии правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым был осуществлен успешный пуск двух ракет, подтвердивший надежность и высокую эффективность комплекса.
Учитывая выявленные ошибки при проектировании и опыт отладки первых образцов бортовой радиотехнической аппаратуры, было принято решение провести ее модернизацию, в ходе которой она подверглась существенным изменениям с введением в ее состав новых блоков. В 1964-65 гг. все нововведения были проверены на самолете-лаборатории, на стендах и при пусках ракет П-35 с хорошими результатами.
В доработке и испытаниях ракеты П-35 принимал участие коллектив ОКБ-301.
Главный конструктор комплекса А.С.Миронов был удостоен звания лауреата Ленинской премии СССР, а главный конструктор бортовой системы управления Л.Е.Хазанов и начальник комплексного отдела В.И.Ярошенко — званий Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники института были награждены орденами и медалями СССР, а институт вторым орденом — орденом Трудового Красного Знамени.

Изначально планировалось построить 16 кораблей проекта 58, но позже серию сократили в четыре раза. С 1962 по 1965 годы в состав военно-морского флота были включены крейсера «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг». Новые корабли были распределены между всеми основными флотами. При этом в дальнейшем некоторые корабли проекта несколько раз передавались другим флотам. Большая часть крейсеров проекта 58 продолжала службу до начала девяностых годов, после чего была списана. Самым «живучим» оказался корабль «Адмирал Головко» из состава Черноморского флота, который завершил службу лишь в 2002 году.

В ходе испытаний и службы крейсеров проекта 58 было установлено, что существующие пусковые установки с собственными системами наведения не отличаются высокими характеристиками и фактически не имеют смысла. По этой причине в середине шестидесятых годов была разработана новая система КТ-35 или КТ-35-1134. В ее составе присутствовали два стационарных контейнера наклонного расположения. Системы наведения не предусматривались, стрелять можно было только вперед по курсу корабля-носителя.
Во второй половине шестидесятых годов были построены четыре ракетных крейсера проекта 1134: «Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь». Проект 1134 в определенной мере являлся развитием проекта 58, однако имел массу отличий. В частности, вместо поворотных пусковых установок СМ-70 они получали два изделия КТ-35, расположенные по бортам передней части надстройки. Перезарядка пусковых установок не предусматривалась, из-за чего боекомплект состоял лишь из четырех ракет П-35.
Крейсера проекта 1134 несли службу в составе Северного (три корабля) и Тихоокеанского (один) флотов. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов эти корабли были списаны и разделаны на металл по причине морального и физического устаревания, а также финансовых проблем военно-морского флота.
Одновременно с проведением опытно-конструкторских работ по разработке комплексов ракетного оружия для различных типов кораблей ВМФ в НИИ-10 были начаты работы по разработке ракетных комплексов с ракетой П-35 для береговой обороны. Система «Скала» (после принятия на вооружение – «Редут») с размещением ее в подвижных КУНГах и система «Утес» — стационарная система для обороны важных береговых объектов.
Отслужившие свой срок эксплуатации ракеты П-35 переоборудовались в ракеты – мишени РМ-35. Стрельба ракетами-мишенями РМ-35 основным способом выполняется непосредственно по кораблю с обеспечением полета на высотах 400, 4000 или 7000 м без снижения РМ на высоту 100 метров. Факт наведения телеуправляемой на траектории ракеты-мишени типа РМ-35 на корабль контролируется по изображению на индикаторах наведения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ (ОКБ-52)
Генеральный конструктор В.Н.Челомей
Изготовитель
Варианты ракеты «Прогресс» 4Г-35
Код НАТО SS-N-3B Sepal
Состояние на вооружении с 1963 г.
Тип боевой части ФКБЧ или ядерная ТК-25
— разработчик боеприпаса КБ-25
— гл. конструктор Н.Л.Духов
Мощность заряда, кг 350(20)
Вес боевой части, кг 500-550
Корабль-носитель: пр. 901, 902, 58, 61Б, 1134, 64, 159Р
Система управления АУ+ТУ+СН (АПЛИ-1)
Борт. система управления «Блок» (4Б44)
— разработчик НИИ-10 (НПО «Альтаир»)
— директор М.П.Петелин2
— изготовитель производство №2 НПО «Ленинец»
Тип ГСН ГАС-35
— разработчик НИИ-692
— дальность действия, км 20-25
Органы управления
Тип старта
Дальность стрельбы, км 15-250(80-350)
Дальность аварийн. пуска, м 1500-1800
Точность стрельбы (КВО), км 0,5-1,5
Высота полета, км 100/4000/7000
Скорость полета, м/с 500 (1,3М)
Число ступеней 2
Длина собранной ракеты, м 9,45-10,0 (9,75)
Макс. диаметр корпуса, м 0,76 (0,88)
Размах крыльев, м 2,67
Ширина ракеты, м 1,544
Высота ракеты, м 1,5
Стартовый вес, т 4,035-4,2(3,950)
Вес пустой, т 2,33
Система целеуказания «Успех-У»
Радиовысотомер РВ-6ВМ
Баровысотомер С-9М
Аппаратура предстартового
управления «Бот» (40У3)
Маршевый двигатель:
— тип ТРД типа КР7-300
— разработчик ОКБ-300
— тяга, кгс 2180
— удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс.ч 1,18
— расход воздуха, кг/с 35,5
— степеь повышения давления 4,5
— температура газа перед турбиной, К 1330
— диаметр, м 645
— длина, м 2010
— масса, кг
Тип стартового двигателя 2 х пороховых ракетных 4Л-44
Тяга стартового двигателя, кг 2 х 30
Тип топлива керосин
Вес топлива, кг
Диаметр пуск. контейнера, м 1,5
Угол старта, град 15
Скорострельность, залп/мин 1
Борт-разъем РКСУ-129-4

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСИЕМА УПРАВЛЕНИЯ (КАСУ)
Тип «Бином-1134″(4Р-43), «Аргонавт-35» (пр. 902)
Вес КАСУ, т 14,5 (85)
Потребляемая мощность, кВт 150

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
— тип СМ-70(пр. 58), КТ-35-1134 (спаренная), СМ-77(счетверенная, пр. 64), КТ-72(спаренная), СМ-82 (счетверенная для назем. испытан.)
— вес ПУ с механизмами хранения и подачи, т 84
— угол старта с ПУ, град 18-20
— угол в походн. положении, град 0
— угол загрузки ПУ, град 15 +/- 20′
— загрузочное устр-во ЗУ-72

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
Тип стенд одноконтейнерный СМ-81
Разработчик ЦКБ-34
Состояние проект 1960- гг.
Чило направляющих 1

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
Тип стенд трехконтейнерный СМ-82
Разработчик ЦКБ-34
Состояние проект 1960- гг.
Чило направляющих 3

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 3):
Тип стенда одноконтейнерный СМ-Э142
Разработчик ЦКБ-34
Состояние создан в начале 1960-х гг.
Чило направляющих 1

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 4):
Тип контейнерная
Носители проект 902
Состояние проект 1958 г.
Тип наведения по вертикали
Вес, кг 8720

КОМПЛЕКС НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
Разработчик ГСКБ (КБТМ)
Руководитель В.П.Дмитриев
Универсальная тележка ПР-72М
Транспортный контейнер КП-71
Автопоезд Т-12

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 11.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В. «Береговые ракетные комплексы ВМФ», ВТС «Невский Бастион» №2/1997 г.
3. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
4. Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
5. Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
6. С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров. «Беспилотные летательные аппараты». СПб, Невский бастион, 1999
7. Морской сборник №9-1997
8. Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
9. Широкорад А.Б., Ракеты над морем. // Техника и оружие. #2 / 1996 г.
10. Техника и вооружение 2007 06
11. Кочешков Н.А., Турчак А.А. «Очерки истории создания холдинговой компании «Ленинец» (1945-1999), СПб: ХК «Ленинец», 2000
12. http://www.raspletin.ru/kompleksy-s-raketoy-p-35
13. https://topwar.ru

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 3М44 «ПРОГРЕСС»
БЕРЕГОВОЙ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «РЕДУТ»
БЕРЕГОВОЙ СТАЦИОНАРНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «УТЕС»
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-35РГ (П-35К)
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1134 «БЕРКУТ»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ТИПА «ГРОЗНЫЙ ПРОЕКТА 58
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ (МОСКВА)
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
АЛЬТАИР МОРСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (МНИИРЭ «АЛЬТАИР»)
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap