ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. DESIGN AND CONSTRUCTION OF PASSENGER VESSELS AFTER WAR


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПАССАЖИРСКИХ СУДОВ ПОСЛЕ ВОЙНЫ
DESIGN AND CONSTRUCTION OF PASSENGER VESSELS AFTER WAR

Крупные речные пассажирские суда сразу после войны на отечественных заводах практически не строились. Исключение составила постройка на заводе 302 в 1951 г. пассажирского речного колесного парохода мощностью 450 л. с. на 350 пассажиров. Судно имело длину около 71 м, ширину 8 м и осадку 1,2 м. Скорость составляла 20 км/ч. Серийное строительство судов этого типа для речного флота продолжалось затем в Венгрии.
В 1949 г. на Московском судостроительно-судоремонтном за¬воде началось крупносерийное строительство пассажирских теплоходов класса «Р» мощностью 150 л. с. для внутригородских и пригородных линий вместимостью 140 чел. Двигатель ЗД-6 позволял судну развивать скорость 19 км/ч. Эти суда, получившие название «Москвич», оказались настолько удачными, что их постройка продолжалась около трех десятилетий (было построено более 500 единиц).
В 1952 г. это судно было заменено в постройке более совершенным теплоходом, получившим название «Озерный Москвич» . В эти же годы в стране велось строительство малых пассажирских катеров типов «Алмаз» и «Нахимовец».
На рубеже 60-х гг. после многолетнего перерыва ЦКБ-32 спроектировало первое послевоенное пассажирское судно на 250 человек для Азово-Черноморских и Каспийских линий (пр. 592, главный конструктор П. С. Возный, впоследствии С. А. Никитенков). Головное судно «Киргизстан» сдано заказчику в 1959 г. Всего на заводе 190 было построено девять таких судов. Они имели комфортабельные каюты, удобные салоны, прогулочные палубы и др. Основные элементы судна: длина 94 м, ширина 14,6 м, осадка 3,8 м, скорость 13,5 уз.
В 1960 г. правительством было принято решение проектировать престижный пассажирский лайнер вместимостью 1100 пассажиров. Разработку проекта поручили ЦКБ-32, главным конструктором назначили Д. Г. Соколова. Предполагалось построить два лайнера к 1967 г. Разработанный ЦКБ эскизный пр. 1881 предусматривал внедрение на этом судне последних достижений отечественной и зарубежной судостроительной науки и техники. Судно имело следующие элементы: водоизмещение 28 500 т, скорость 28 уз, длину 205 м, ширину 26,4 м, осадку 8,8 м. Мощность ПТУ 72 000 л. с. Разработка проекта и строительство лайнера позволили бы сделать крупный шаг в развитии советского судостроения и вывести его на передовые позиции в мире. Однако в 1962 г. правительство, рассматривая будущую программу судостроения, отказалось от постройки престижных лайнеров.
Значительным достижением речного судостроения было и создание в 1958 и 1959 гг. пассажирских дизель-электроходов «Ленин» и «Советский Союз», рассчитанных на перевозку до 500 пассажиров и имевших скорость 26—27 км/ч (пр. 20, главный конструктор В. М. Керичев). Основные элементы и характеристики судов следующие: длина 116 м; ширина 12,4 м; осадка 2,2 м; мощность двигателей 2700 л. с; скорость 26 км/ч.
Пассажирский флот пригородных и внутригородских линий продолжал пополняться теплоходами типа «Москвич», строившимися на Московском судостроительном и судоремонтном заводе (ССРЗ).
Для работы на водохранилищах и в бассейнах, соответствующих разряду «О» Речного Регистра РСФСР, Московский ССРЗ также строил пассажирские суда типа «ОМ» вместимостью 277 человек. Головное судно было сдано в эксплуатацию в 1965 г. Кроме того, было построено несколько небольших серий пассажирских судов вместимостью 65—100 человек для работы на малых реках.
Новым по конструкции пассажирским судном явился спущенный на воду в 1962 г. первый двухкорпусный теплоход-катамаран «Отдых», построенный по пр. 939 Горьковского ЦКБ Минречфлота (главный конструктор Г. В. Школьников) заводом им. 40-й годовщины Октября. На его палубе размещалась двухъярусная надстройка с пассажирскими и служебными помещениями. Судно имело длину 40 м, ширину 13,3 м, вместимость 665 человек.
В 1957 г. первое судно на подводных крыльях «Ракета» (пр 340 главный конструктор Р. Е. Алексеев) сошло со стапелей завода 112 Постройка первого пассажирского теплохода на подводных крыльях, показавшего в процессе опытной эксплуатации высокую экономическую эффективность, открыла широкие возможности для проектирования и строительства таких судов различных водоизмещении и назначений. К 1967 г. «Ракет» было построено более 200 единиц. Они до 1976 г. строились в Феодосии.
В 1959 г. построен более мощный теплоход на подводных крыльях типа «Метеор» (пр. 342). Он отличался от первых судов повышенной мореходностью, позволявшей успешно эксплуатировать его в озерных условиях, более высоким гидродинамическим каче¬ством и новым удачным архитектурным решением. За короткое время он завоевал популярность. Его строительство на Зеленодольском судостроительном заводе им. А. М. Горького продолжалось 35 лет до начала 1990-х гг.
С 1961 года Зеленодольский завод им. А.М.Горького выпустил свыше 400 теплоходов «Метеор» проекта 342, более 30 из которых успешно эксплуатируются за рубежом, в таких странах, как: Болгария, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Польша, Чехословакия и др. Теплоход предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам и пресноводным водохранилищам и озерам в районах с умеренным климатом. Теплоход оборудован якорным, швартовным, буксирным, подъемным, рулевым и другими устройствами и системами, обеспечивающими его нормальную эксплуатацию. Система автоматики, дистанционного управления и контроля обеспечивает управление силовой установкой, а также теплоходом и его системами из ходовой рубки. На теплоходе установлены радиотелефоны, УКВ-радиостанция, магнитный комплекс и система громкоговорящей связи.
В двух салонах судна в мягких откидных креслах авиационного типа размещается 124 пассажира. Имеется три пассажирских салона: носовой — на 26 мест, средний — на 42 места и кормовой -на 44 места, а также каюта для отдыха экипажа, пассажирская четырехместная каюта, буфет. Пассажирские салоны оборудованы мягкими креслами. С полным запасом топлива судно может совершать переходы протяженностью до 600 км со скоростью 65 км/ч. Эти суда могут эксплуатироваться не только на реках, но и на крупных водохранилищах, озерах и даже в прибрежных морских районах.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДОВ «МЕТЕОР»:
Длина наибольшая, м ……………………………………………………34,6
Ширина наибольшая, м ………………………………………………… 9,5
Высота от уровня воды при ходе на крыльях, м………….6,78
Осадка, м:
на плаву ……………….»………………………………………………………2,35
при ходе на крыльях ……………………………………………………..1,20
Водоизмещение, т
порожнем ………………………………………………………………………36,4
полное ………………………………………………………………………….. 53,4
Пассажировместимость, чел………………………………………… 116
Экипаж, чел………………………………………………………………………….5
Скорость хода на тихой воде
при полном водоизмещении, км/час ………………………………65
Автономность без дозаправки топливом, км………………..600

В эти же годы на Гомельском ССРЗ началось строительство пассажирских теплоходов на подводных крыльях типа «Беларусь» (пр. 1709), предназначенных для скоростных пассажирских перевозок на местных и пригородных линиях. В отличие от «Ракеты» теплоход «Беларусь» имел малую осадку и мог работать на реках с гарантированной глубиной 0,9 м.
В 1961 г. пассажирский флот пополнился самым крупным пассажирским теплоходом «Спутник» на 250 пассажиров (пр. 343), но серийное строительство этих судов организовано не было. В 1963—1965 гг. был разработан проект и построен головной обра¬зец первого газотурбохода на подводных крыльях «Буревестник» (пр. 1708).
В 1961 г. по пр. 342МТ (ЦКБ по СПК, главный конструктор Р. Е. Алексеев) завод 112 построил пер¬вое морское СПК «Комета», предназначенное для обслуживания пассажирских линий в прибрежных морских районах, прежде всего на Черном море. Теплоход «Комета» мог принять на борт 118 чело¬век. Два двигателя мощностью 1000 л. с. каждый обеспечивали «Ко¬мете» среднюю скорость 32—34 уз. Судно могло двигаться в крыль¬евом режиме при волнении моря до 3 баллов включительно. Суда строились большой серией на заводе Минрыбпрома в Поти, их строительство продолжалось до 1981 г. в Феодосии.
Высокие мореходные качества и надежность этих судов были продемонстрированы в ходе показательных рейсов вокруг Европы, вдоль берегов Африки, Америки и ряда других стран и регионов. Такие переходы были совершены подобными судами впервые в мире.
Следом за «Кометой» в том же бюро создается самое крупное по тем временам в мире морское пассажирское СПК «Вихрь» (пр. 330, главный конструктор Р. Е. Алексеев) на малопогружных, как и СПК «Комета», крыльях. «Вихрь» перевозил 260 пассажиров со скоростью 35 уз на линиях протяженностью до 400 миль.
Одновременно в ЦКБ-19 проектируется пр. 346 (главный конструктор В. В. Бурачек) и на заводе 5 строится морское СПК «Стрела» с иной крыльевой системой, состоящей из двух V-образных, пе¬ресекающих свободную поверхность крыльев, расположенных по схеме «тандем». Такая схема позволяла теплоходу сохранять режим движения на крыльях при волнении до 4 баллов включительно. Судно принимало на борт 90 пассажиров, скорость на тихой воде составляла 38 уз. Всего было построено три таких судна.
В начале 1960-х гг. велось проектирование и строительство судов на воздушной подушке (СВП). Испытания опытных СВП «Нева», «Радуга» и «Сормович» показали необходимость дальнейшей работы по их конструированию и поиску наиболее экономичных техниче¬ских решений.
На экспериментальном заводе ЛИВТ в 1964 г. был построен мелкосидящий глиссирующий пассажирский теплоход «Заря» проекта 946 (разработчик ЦКБ Минречфлота, гл. конструктор А.А.Оскольский) мощностью 830 л. с. с водометным движителем. При осадке 0,5 м и пассажировместимости 60 человек теплоход развивал скорость 40— 45 км/ч. Результаты его испытаний помогли разработать улучшенный проект, и в 1966 г. на Московском ССРЗ началось серийное строительство таких судов.
Кроме крупных пассажир¬ских теплоходов на подвод¬ных крыльях судостроитель¬ные предприятия осуще¬ствляли строительство большими сериями малых СПК различного назначения.
Во второй половине 1970-х гг. было продолжено строительство пятиместных катеров на подводных крыльях „Волга». Они предназначены для водных прогулок, а также служебно-разъездных целей. Катера получили высокую оценку не только у нас в стране, но и за ее пределами. В 1958 г. катеру присуждена золотая медаль на Лейпцигской ярмарке, сейчас его широко поставляют на экспорт.
К числу одной из модификаций экспортных катеров относится катер „Волга-275″. В отличие от предшествующего катера на нем установлена рубка, улучше¬на планировка кокпита, ис¬пользовано современное оборудование, что значи¬тельно повысило его ком¬фортабельность. В настоящее время более 3000 катеров типа „Волга» эксплуатируется на реках, озерах и в прибрежных морских районах нашей страны и за рубежом.
В 1960-х гг. завод им. А.А.Жданова сдает серию из девяти пассажирских судов типа “Киргизстан”. А заводом № 5 были построены три малых пассажирских судна на подводных крыльях типа “Стрела” (90 пассажиров, скорость 38 уз.), а затем еще более крупное (65 т) судно “Тайфун” на автоматически управляемых подводных крыльях и т.п.
На протяжении многих лет продолжалась постройка разнообразных пассажир¬ских судов на подводных крыльях и воздушной подушке. К их числу относятся теплоходы на подводных крыльях (124-местный „Метеор», 118-местная „Комета» и 70-местный „Восход») и суда на воздушной подушке „Орион», рассчитанные на перевозку 80 пассажиров со скоростью около 55 км/ч.
Накопленный за предше¬ствующие годы опыт проек¬тирования, строительства и эксплуатации судов на подводных крыльях (СПК) поз¬волил создать СПК нового поколения, 70-местный речной теплоход ,,Восход-2″, пришед¬ший на смену СПК типа „Ракета». За счет рационального выбора обводов корпуса и усовершенствованной конструкции крыльевого устройства судно при близких с „Ракетой» размерениях и одинаковой мощности главного двигателя (850 л.с.) обладает лучшими мореходными качествами. Удачное размещение энергетической установки в корме, применение мер, ограничивающих распространение вибрации и шума по судну, использование современных отделочных материалов и оборудо¬вания позволили создать пассажирам повышенный комфорт.
Серьезное внимание судостроители уделяли созда¬нию судов на воздушной по¬душке (СВП). Основными эксплуатационными особен¬ностями СВП являются большая скорость, а главное— высокая степень проходимости, благодаря которой эти суда могут работать там, где все другие суда из-за ограничений по осадке использовать нельзя.
Одним из таких пассажирских СВП скегового типа с дизельной энергетической установкой мощностью 235 л.с., обеспечивающей скорость 35 км/ч, является 48-местное судно „Зарница», строившееся большой серией в девятой и десятой пятилетках. Благодаря малой осадке на плаву и при движении на воздушной подушке „Зарницы» работают на реках с глубинами 0,5— 0,6 м. Опыт эксплуатации показывает, что эти суда по основным техническим характеристикам превосходят суда обычных типов, работающие в тех же условиях.
Опираясь на опыт создания и эксплуатации „Зар¬ниц», судостроители по¬строили речное скеговое судно «Орион», рассчитанное на перевозку 80 пассажиров со скоростью около 55 км/ч. Малая осадка позволяет этому судну производить посадку и высадку пассажиров на не оборудованный причалами берег. На судне установлены два ди¬еля мощностью 520 л.с. каждый, работающие одновременно на нагнетатели воз¬душной подушки и на водометы. По результатам опытной эксплуатации было принято решение о его серийном строительстве.
ЦКБ по СПК, возглавляемое Р. Е. Алексеевым, продолжало работы по созданию новых типов скоростных судов. В 1967 г. речни¬ки получили для опытной эксплуатации газотурбоход «Буревестник» — самое быстроходное судно на подводных крыльях: его максимальная скорость достигала 93 км/ч, пассажировместимость 150 чел. Серийное строительство таких судов не было организовано по причине малой экономиче¬ской эффективности
В 1968 г. был создан первый пассажирский речной теплоход на воздушной подушке скегового типа «Горьковчанин» по пр. 1435 ЦКБ «Вымпел» (главный конструктор В. К. Зороастров) на 48 мест. После все¬сторонних испытаний и корректировки проекта суда этого типа под названием «Зарница» стали строиться серийно на Сосновском судостроительном заводе и на Астраханском заводе. Всего было по¬строено более 130 таких судов.
ЦТКБ Минречфлота разработало проекты нового пассажирско¬го судна для местных эксплуатационных поездок и внутригородских линий типов «Москва» и «Нева» (пр. Р51 и Р53). Начиная с 1968 г. теплоходы типа «Москва» (на 243 пассажира) большой серией строи¬лись на Московском судостроительно-судоремонтном заводе и на¬правлялись в речные бассейны страны, завоевав хорошую репута¬цию.
По проекту Горьковского ЦКБ в 1973 г. заводом им. 40-й годовщины Октября был построен двухкорпусный теплоход «Отдых-1» для массовых поездок пассажиров (до 1000 чел.) к местам отдыха в пригородные зоны.
В 1973 г. на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ле¬нинграде построен высококомфортабельный пассажирский теплоход «Россия» на 45 мест водоизмещением 1100 т (пр. 1877). Тремя годами позже на Велико-Устюгском судостроительно-судоремонтном заводе вступил в эксплуатацию головной скоростной пассажирский двухкорпусный теплоход на 150 мест «Анатолий Угловский» (пр. Р104, ЦТКБ, главный конструктор В. В. Расторгуев).
В 1980 г. Астраханский СРМЗ им. Урицкого приступил к вы¬пуску пассажирских теплоходов-катамаранов типа «Волга-1» (пр. Р132, ЦТКБ) для перевозки пригородных и внутригородских пассажиров. В его закрытом салоне на главной палубе размещалось 135 пассажиров и, кроме того, 130 мест имелось на верхней палубе с навесным тентом.
Пришедший на смену «Ракетам» теплоход «Восход-2» (пр. 03520, ЦКБ по СПК, главный конструктор И. И. Ерлыкин) построен с учетом более чем 15-летнего опыта эксплуатации СПК. Суда строились на Феодосийском ПО «Море». До 1990 г. было построено 140 таких судов.
С 1981 г. на смену СПК типа «Комета» пришли новые 120-местные теплоходы прибрежного плавания типа «Колхида» (пр. 10391, ЦКБ по СПК, главный конструктор И. Е. Малеханов). По сравнению с «Кометой», которая проектировалась на базе речного СПК «Метеор», они имели улучшенную крыльевую систему и, как след¬ствие, более высокие мореходные качества. В 1986 г. было построено самое крупное морское СПК «Циклон» пр. 12351 пассажировместимостью 250 чел.
К этому времени на отечественных верфях строились СПК не только для совет¬ских судовладельцев, но и на экспорт более, чем в 20 стран мира.
В 1974 г. по проекту ЦКБ «Вымпел» (главный конструктор В. К. Зороастров) Сосновским судостроительным заводом был построен 80-местный пассажирский теплоход «Орион» (пр. 1746).
В ноябре 1983 г. после всесторонних испытаний Астраханско¬му речному порту было передано головное пассажирское скеговое судно на воздушной подушке «Луч-1» (пр. 14351, ЦКБ «Вымпел», главный конструктор В. К. Зороастров). Суда серийно строи¬лись на Московском и Астраханском строительно-судоремонтных заводах; до 1990 г. было построено 35 единиц.
В 1990 г. на Сосновском судостроительном заводе был построен СВП «Баргузин» (пр. 19591, ЦКБ «Вымпел» главный конструктор В. К. Зороастров). Судно предназначено для экскурсионных перевозок 140 пассажиров по магистральным рекам водохранилищам и крупным озерам со скоростью 50 км/ч, таким, как Байкал.
В 1970—1880-е гг. на ряде заводов строились небольшие катера с динамическими принципами поддержания, которые мог¬ли использоваться как пассажирские или служебные. К их числу относились катера на подводных крыльях типа «Волга», «Невка» на воздушной подушке типов «Бриз», «Барс», «Гепард» и другие с пассажировместимостыо от 5 до 10-18 человек. Постройка некоторых из них осуществлялась в больших количествах (тысячи единиц) в том числе на экспорт.
В настоящее время для замены «Метеоров» в специализированном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева (г. Нижний Новгород). Разработан новый речной пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор-2000». Его серийное производство ведется Зеленодольским заводом им. А.М.Горького. Теплоход предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток по судоходным рекам, пресноводным водохранилищам и озерам. Пассажиры размещаются в трех салонах, четырехместной каюте, имеются: каюта для отдыха экипажа, буфет с двумя кладовыми, туалеты, другие вспомогательные и служебные помещения.
Главные двигатели: «DEUTZ AG» (Германия) 2xTBD616V16 длительной мощностью в тропических условиях около 936 кВт (1272 л.с.) при 2165 об./мин. каждый. Дизель-генератор — 1×44 кВт. Редуктор «ZF» (Германия). Три автономных морских кондиционера (тепло/холод) «DAIKIN» (Япония).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДА «МЕТЕОР-2000»
Длина наибольшая, м ……………………………………………………34,6
Ширина наибольшая, м …………………………………………………..9,5
Высота от уровня воды при ходе на крыльях, м……………6,8
Осадка, м:
на плаву ………………………………………………………………………..2,35
при ходе на крыльях ……………………………………………………. 1,20
Водоизмещение, т
порожнем …………………………………………………………………….43,82
полное ………………………………………………………………………….57,24
Пассажировместимость, чел…………………………………………..1 16
Скорость хода на тихой воде
при полном водоизмещении, км/час ……………………………….75
Автономность без дозаправки топливом, км ………………..600

Кроме этого, предлагается речной пассажирский теплоход на воздушной каверне проекта 14200 «Линда» спроектирована в ЦКБ по СПК им. Алексеева (г. Нижний Новгород). В настоящее время с заводских стапелей Зеленольского завода сошло 14 теплоходов проекта 14200, еще один изготовлен по проекту 14201 -представительская модификация «Линды», — судно, получившее название «Республика Татарстан».
Теплоход на воздушной каверне «Линда» предназначен для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов.
Теплоход оборудован носовой аппарелью для посадки и высадки пассажиров на необорудованный причальными сооружениями берег. В качестве главного двигателя установлен дизель типа М-401А-2 правого вращения, двенадцатицилиндровый, четырехтактный, с турбонаддувом, водяным охлаждением и реверсивной муфтой, номинальной мощностью 1000 л.с. при 1550 об./ мин. Движителем служит частично погруженный гребной винт фиксированного шага. «Линда» оборудована якорным, швартовным, рулевым и другими устройствами и системами, обеспечивающими его нормальную эксплуатацию. Система автоматики, дистанционного управления и контроля обеспечивает управление силовой установкой, а также судном и его системами из ходовой.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДА «ЛИНДА» ПР. 14200
Длина габаритная, м…………………. 24,1
Длина корпуса, м………………………. 23,8
Ширина габаритная, м……………… 4,6
Ширина корпуса, м…………………… 4,0
Высота корпуса, м…………………….. 3,0
Осадка габаритная, м …………….. 0,95
Водоизмещение полное, т………… 24,6
Водоизмещение порожное, т……. 16,8
Скорость, км/час………………………..55
Дальность плавания, км…………….. 400
Пассажировместимость, чел………70
Экипаж, чел…………………………………2

На базе «Линды» могут быть созданы следующие модификации: теплоход с повышенным комфортом (каютный вариант); грузопассажирский теплоход; грузовой теплоход; пожарный теплоход и санитарный теплоход.
Новый скоростной пассажирский теплоход проекта А45 разработан ООО «Агат Дизайн Бюро» (г. Санкт-Петербург). А45 отлично сочетает в себе такие качества, как: высокая скорость и хорошая маневренность, малая осадка и достаточная экономичность, а также высокая комфортабельность пребывания на пароме.
Судно предназначено для скоростных служебно-разъездных перевозок пассажиров на внутренних водных путях протяженностью до 650 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕПЛОХОДА ПРОЕКТА А45:
Длина наибольшая, м …………………………………………….. ок. 32,0
Длина по КВЛ, м………………………………………………………ок. 26,4
Ширина наибольшая, м …………………………………………………. 6,0
Высота борта, м …………………………………………………………….2,05
Осадка, м ………………………………………………………………….. ок. 0,9
Водоизмещение, т ………………………………………………………… 61,0
Дедвейт, т ……………………………………………………………………10, 75
Экипаж, чел……………………………………………………….. не более 6
Скорость, км/ч ……………………………………………….. не менее 70
Пассажировместимость, чел.:
• в представительском варианте …………………………………ок. 50
• в пассажирском варианте………………………………………ок. 140
Энергетическая установка:
Мощность, кВт …………………………………………………………. 2×1200
Главные двигатели ………………………….. 2xMTU 16V2000M70
Движительный комплекс производства ОАО «Зеленодольский завод им A.M. Горького»…………………………….. 2 водометных движителя ВД 525
Судовая электростанция:
• Дизель-генератор, кВт …………………………………………………..2×28
Материал корпуса:
• Коррозионностойкий алюминиевый сплав ……………………………………………АМГ 1561

Сейчас Зеленодольское ПКБ предлагает морское пассажирское судно на воздушной каверне «Вега» проекта 05520. Судно предназначено для скоростных пассажирских перевозок по морям и прибрежным зонам океанов с тропическим климатом.
Использование компоновки с воздушной каверной и вентилируемыми водометными движителями позволяет существенно уменьшить расход топлива, шум, вибрацию, а также обеспечивает минимальную осадку по сравнению с традиционными судами. Корпус судна алюминиевый, сварной.
На судне предусмотрено три салона для пассажиров, помещение экипажа, бар, багажное отделение, система кондиционирования, радиотрансляция, 4 санузла, система холодной и теплой воды.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА 05520.
Длина х Ширина х Осадка, м……………………. ……………….32 х 6,16 х 1,2
Скорость хода на тихой воде/ на волнении 1,5 м, узлы………………..36/32
Мореходность (высота волн), м………………………………………………..2,5
Дальность плавания, мили……………………………………………………..350
Пассажировместимость, чел……………………………………………………146
Экипаж, чел…………………………………………………………………………..3
Главные двигатели……………………2 дизеля MTU16V2000M90 по 1100кВт
Движители……………………………………………2 вентилируемых водомета
Часовой расход топлива, кг/час……………………………………………….480
Источники электроэнергии……….2 дизель-генератора BW1555 по 55 КВА
…………………………………………………………….аккумуляторные батареи
Навигационное оборудование…НРЛС, лаг-эхолот, спутниковая навигация Радиосвязь……………………………радиостанции ПВ/КВ и УКВ диапазонов

Рукопись подготовленная А.В.Карпенко 2007 года для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008

Источники:
1. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
2. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
3. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
4. «ЦМКБ «Алмаз» флоту Отечества», СПб: ЛеКо, 2005
5. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
6. Судостроительная фирма «Алмаз» — 70 лет. СПб: Гангут, 2003
7. Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002
8. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. СПб: История корабля, 2006
9. Надводные корабли и суда постройки завода N402 (СМП) — 1942-2001. Архангельск: Правда Севера, 2004
10. Полвека в кораблестроении. Казань: Полиграфическо-издательский комбинат, 1999

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и др.

ПАССАЖИРСКИЕ СУДА
ГРАЖДАНСКИЕ СУДА
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap