ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




КРЫЛАТАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА

П-500 «БАЗАЛЬТ»

WINGED ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ ROCKET P-500 «BAZALT»

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» с крылатыми ракетами П-500 (4K80) с избирательным поражением надводных целей создан ЦКБМ (Генеральный конструктор комплекса и ракеты В.Н.Челомей) на базе ракеты П-6 как универсальная для размещения на подводных лодках и надводных кораблях. Разработка ракетного комплекса с противокорабельными ракетами П-500 с избирательным поражением надводных целей с увеличенной дальностью стрельбы для перевооружения подводных лодок пр. 675 и вооружения крупных надводных кораблей пр. 1143 и 1164 задана Постановлениями правительства от 28 февраля 1963 года №250-89 и от августа 1963 года. Эскизный проект комплекса закончен в декабре 1963 года.
Предназначен для поражения высокозащищенных надводных группировок противника в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия. Комплекс находился на вооружении подводных лодок пр. 675МК, 675МКВ, ракетных крейсеров (РК) пр. 1143, 1143.4. с 1975 года.
По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 была подобна П-6. но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть, спроектированную в ГСКБ-47. Для ракеты П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300, разработанный в ОКБ-300 ГКАТ.

Система управления разрабатывалась в НИИ-49 (ЦНИИ «Гранит») под руководством главного конструктора В.Н.Яковлева. Принцип построения системы управления аналогичен ракете П-6. В новой системе управления были реализованы меры обеспечивающие необходимую помехозащищенность всех каналов системы управления, включая информационные и каналы управления. В бортовую систему управления была введена вычислительная машина специального назначения выполненная на микромодулях. В введенные в систему управления новая элементная база и цифровые вычислительные машины позволили усовершенствовать систему распределения целей между ракетами залпа и оптимизировать алгоритм выбора главной цели в ордере. На ракете П-500 впервые в отечественной практике была размещена система радиотехнической защиты (РТЗ), обеспечивающая отвод зенитных ракет от своих крылатых ракет.
В НИИ «Поиск» для ракеты было создано взрывчатое устройство 4В80, главный конструктор В.С.Волков, ведущий разработчик В.А.Бутин.
В 1965 году в ОКБ-670 главного конструктора М.М.Бондарюка разрабатывался проект СПВРД для варианта ракеты П-500П. В дальнейшем работы велись по основному варианту ракеты П-500 с ТРД КР-17-300, разработчик МКБ «Союз»
(ОКБ-300).

Старт ракет П-500 с подводных лодок производился из надводного положения. ПКР 4К80 имела профиль полета «большая высота — малая высота», но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.
Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 г. по октябрь 1970 г. на северодвинском полигоне ВМФ. Летные автономные испытания ракеты П-500 были начаты в мае 1969года на ГЦМП под Неноксой с наземного стенда СМ-49, созданного в КБСМ. В испытаниях использовалась ракета П-500 без радиотехнической аппаратуры, испытания успешно завершены в июне 1970 года. Было проведено 6 пусков.
Второй этап летно-конструкторских испытаний проводился с ракетами в штатной комплектации. В июле 1971 года — ноябре 1973 года на ГЦМП были проведены ЛКИ ракетного комплекса П-500, произведено 14 пусков ракет.

Государственные испытания комплекса проводились на Белом море в июне-октябре 1974 года с модернизированной подводной лодки пр. 675МК, запущено 14 ракет. После успешного завершения испытаний ракетный комплекс с ПКР П-500, под наименованием «Базальт» принят на вооружение подводных лодок ВМФ пр.675, которые были ранее вооружены комплексом П-6, в августе 1975 года. Благодаря созданию комплекса «Базальт» было проведено частичное перевооружение ПЛ пр. 675.
В сентябре-ноябре 1976 года в Белом море успешно проведены Государственные испытания ракетного комплекса «Базальт» с модифицированной корабельной системой управления с первого отечественного авианесущего крейсера пр. 1143 «Киев». В 1977 году «Базальт» принимается на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143. Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные пусковые СМ-240 установки с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер пр. 1143.4 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был модернизирован и имел шесть спаренных пусковых установок СМ-241 с двенадцатью ракетами П-500 в контейнерах. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.
Модернизированный комплекс «Базальт» находится на вооружении РК пр. 1164. В октябре 1980 года в Черном море успешно проведены Государственные испытания ракетного комплекса «Базальт» с модифицированной корабельной системой управления с ракетного крейсера пр. 1164 «Слава». На крейсерах типа «Слава» проекта 1164 ( разработчик — ПКБ Северное, главный конструктор А.К.Перьков, с 1979 года -В.М.Мутихин), вошедших в строй в 1982 году, ракеты П-500 располагались в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.
Первоначально по ТЗ га РКР проекта 1164 намечалось разместить 12 пусковых установок СМ-248, однако в ходе разработки эскизного проекта было решено увеличить число размещаемых на корабле пусковых установок до шестнадцати, расположенных по бортам и имеющих индивидуальные газоотводы за борт корабля.

В разработке ЦКБ-18 находилась атомная подводная лодка проекта 688, вооруженная ракетами П-500. Предэскизный проект 688 был завершен в начале 1963 года. В процессе его разработки было рассмотрено шесть вариантов ПЛ, отличающихся друг от друга:
— типом ракетного комплекса — П-500 или П-120;
— количеством ракет — П-500 от 4 до 24 ед. и П-120 от 8 до 16 ед.;
— расположением ракет на ПЛ — П-120 в стационарных наклонных контейнерах в междубортном пространстве, а П-500 в стационарных наклонных контейнерах, расположенных в шахматном порядке поперек корабля, или в подъемных контейнерах, расположенных в надстройке ПЛ (как на ПЛ проекта 675);
— типом АЭУ — одновальная или двухвальная.
Дальнейшего развития проект 688 не получил, т.к. не обеспечивал значительного преимущества перед АПЛ аналогичного назначения других проектов.
Комплекс противокорабельного оружия “Базальт” по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения. Разработка элементов комплекса П-500 была отмечена Государственной премией СССР.
В дальнейшем была создана модификация комплекса «Базальт» оснащенная новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета, и новой системой управления. В таком варианте ракетный комплекс получил название «Вулкан».

Надежность комплекса постоянно подтверждается во время учений. Например, флагман межфлотского отряда кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ) России гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» в июле 2013 года выполнил в Атлантическом океане ракетную стрельбу главным комплексом «Базальт» по имитатору надводной цели. Мишень была поражена крылатой ракетой. Для объективного контроля за ее результатами был задействован корабельный вертолет Ка-27 ПС, экипаж которого подтвердил успешность решения огневой задачи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ЦКБМ (НПО Машиностроения)
Изготовитель Оренбургский машиностроительный завод
Состояние принят на вооружение Постановлением Правительства от августа 1975 года для ПЛ пр. 675МК
Код НАТО SS-N-12 Sandbox
Боевая часть (вариант 1):
— тип фугасно-кумулятивная
— разработчик ГСКБ-47
— вес, кг 500
Боевая часть (вариант 2):
— тип ядерная
— разработчик боеприпаса ВНИИА
— гл. конструктор А.А.Бриш
— мощность заряда, кТ 100 — 350
Корабль-носитель ПЛ пр.675M, 675МК, 688, НК пр.1143,11433, 11434, 1164
Система управления инерциальная с радиокоррекцией и с АРЛГСН
— разработчик НИИ-49 (ЦНИИ «Гранит»)
— гл. конструктор А.В.Чижов
Гироскопические приборы:
— разработчик ЦНИИПА (ЦНИИ «Гранит»)
Система РТЗ:
— разработчик таганрогский НИИ связи
— директор В.Н.Бровиков
Приборы прицеливания:
— разработчик ЦКБ «Арсенал»
— гл. конструктор С.П.Парняков
— руководитель работ А.В.Спивак
— прибор ПП-171 (для ПЛ пр. 675М) и ПП-171-1143 (для НК пр. 1143) визуальный оптико-механический для определения положения относительно ДП осей ПУ
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта из пускового контейнера за счет стартовых ускорителей и маршевого двигателя
Дальность стрельбы, км 500 — 550
Высота полета, м 50-5000 (275-13500)
Скорость полета м/с 660-900 (1,7-2,5М)
Длина ракеты, м 11,7 (10,8-12,4)
Макс. диаметр
корпуса, м 0,88
Размах крыльев, м 2,1-2,6
Размах сложен. крыльев,м 1,8
Стартовый вес, т 4,8 (4,6-5,0)
Маршевый двигатель:
— тип ТРД КР-17-300
— разработчик МКБ «Союз» (ОКБ-300), НПП «Мотор» (Уфа)
Стартовый агрегат:
— тип двигателя РДТТ
— число двигателей 2
Корабельная система управления:
— тип «Аргон»(типа «Аргумент»)
— назначение для ПЛ проекта 675
— разработчик НИИ-49 (ЦНИИ «Гранит»)
— гл. конструктор Е.Я.Кац
— число ракет в залпе, шт 8(4)
Корабельная система управления:
— тип «Аргон»
— назначение для ТАКР проекта 1143
— разработчик ЦНИИ «Гранит»
— гл. конструктор С.И.Червяков
— число ракет в залпе, шт 8(4)
Корабельная система управления:
— тип «Аргон»
— назначение для РКР проекта 1164
— разработчик ЦНИИ «Гранит»
— гл. конструктор Г.А.Васильев
— число ракет в залпе, шт 8(4)
Контрольно-проверочная аппаратура:
Разработчик ЦНИИ «Гранит»
Гл. конструктор Б.М.Гольдин
Пусковая установка:
Тип спаренная СМ-240 (СМ-241)
Корабль-носитель ТАКР проекта 1143, 11433 (11434)
Тип спаренная СМ-248
Корабль-носитель РКР проекта 1164
Условия использования:
— волнение моря, балл до 5
— скорость хода, уз 10-15

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 25.04.2014


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
«Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
Карпенко А.В. «Ракетное оружие», «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» том 2. СПб: Наука, 2002 г.
«Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство» под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996
Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«КБ специального машиностроения: От артиллерийских систем до стартовых комплексов» (под редакцией Ушакова В.С.) .СПб, 2004
Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
А.Б.Широкорад «Советские подводные лодки послевоенной постройки», М: Арсенал-Пресс, 1997
НИИ «Поиск». Страницы истории (1930-2000 гг.), СПб: «Формика», 2000 г.
Архив ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова
rbase.new-factoria.ru
«Морской сборник» №9-1997
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute

КРЫЛАТАЯ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ РАКЕТА П-500 «БАЗАЛЬТ». ФОТОГРАФИИ
МОДЕЛЬ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНОЙ РАКЕТЫ П-500 «БАЗАЛЬТ» НА МВМС И МАКС
ПРОЕКТ 688 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 675 (675МК, 675МКВ)
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 1164 «АТЛАНТ»
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 11434
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР «НОВОРОССИЙСК» ПРОЕКТА 11433
ТЯЖЕЛЫЙ АВИАНЕСУЩИЙ КРЕЙСЕР ТИПА «КИЕВ» ПРОЕКТ 1143 «КРЕЧЕТ»
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
КОНЦЕРН «ГРАНИТ-ЭЛЕКТРОН»
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap