ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+





КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5

CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) SUBMARINE P-5

13.07.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-5 НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»

На выставке «Яркий след крылатого метеорита», посвященной 100-летию генерального конструктора ракетно-космической техники В.Н.Челомея, была продемонстрирована одна из первых крылатых ракет известного конструктора — П-5. Именно с этого творения В.Н.Челомея началось его многолетнее сотрудничество с отечественным ВМФ. На этой ракете было впервые применено раскрывающееся в полете крыло. Затем последовали другие крылатые ракеты различного назначения: П-5Д, С-5, П-7, П-6, П-35, «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Метеорит» и др.
ВТС «БАСТИОН», 13.07.2016

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-5 НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5


КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5

Для поражения береговых неподвижных целей корабли ВМФ предлагалось кроме баллистических ракет типа Р-11ФМ оснащать крылатыми ракетами большой дальности.
В апреле 1955 г. руководители нескольких ведомств В.А.Малышев, П.В.Дементьев, Н.И.Носенко, М.В.Хруничев и Н.Г.Кузнецов обратились в ЦК КПСС с письмом в котором было поддержано предложение В.Н.Челомея о создании для подводных лодок специальной крылатой ракеты МД–1 с автономной системой управления и дальностью стрельбы 600 км, размещаемой в механизированном контейнере снаружи корпуса ПЛ, и просьбой создать на базе конструкторской группы Минавиапрома союзного ОКБ–52.
В 1955 г. постановлениями Правительства была задана разработка двух крылатых ракет П–5 и П–10 для подводных лодок. Работы по ракетным комплексам были заданы: с ракетой П–5 – ОКБ–52 (главный конструктор) В.Н.Челомей, с ракетой П–10 – ОКБ–49 (главный конструктор Г.М.Бериев).
Разработка ракеты П-5 была начата в СКГ-10 (специальной конструкторской группе, Главный конструктор В.Н.Челомей) на производственной площади тушинского завода №500. СКГ-10 была образована приказом МАП от 9 июня 1954 года на базе специалистов КБ завода №51, ранее занимающимися ракетами типа 10Х. В процессе разработки самолета-снаряда П-5 Постановлениями Правительства СССР от 19 июля 1955 года и от 8 августа 1955 года СКГ-10 была реорганизована в союзное опытно-конструкторское бюро №52 (ОКБ-52). С этой целью новой организации был передан Реутовский механический завод. При разработке ракеты были заложены следующие основные принципы: старт непосредственно из транспортно-пускового контейнера, раскрытие крыла в полете.
Бросковые испытания ракеты П-5 проводились на испытательной базе в Фаустове. Первый пуск ракеты П-5 без маршевого двигателя и автомата раскрытия крыла состоялся 12 марта 1957 г. в Фаустове на полигоне НИИ-2. Впоследствии испытания были перемещены ГЦП-4. Первый пуск состоялся 12 марта 1957 г. с качающего стенда СМ-49. Первые этап летных испытаний П-5 проводился в Балаклаве на плавучем стенде 4А с августа 1957 года по март 1958 года. Ракеты запускались из контейнера СМ-49. В ноябре 1957 года начались пуски П-5 с ПЛ С-146. С ПЛ пр. П-613 (С-146) первый испытательный пуск состоялся 22 ноября 1957 г. с полигона в Белом море. Всего с 28 августа 1957 г. до января 1959 г. был произведен 21 пуск ракеты . Постановлением СМ №685-313 от 19.06.1959г. комплекс П-5 был принят на вооружение ВМФ.
Обширные комплексные испытания новых КР проводились в морских условиях (волнение моря — до 4-5 баллов, скорость хода ПЛ — до 8-10 уз.), старт ракет — надводный, из ракетных контейнеров под углом 15 град. к горизонту в нос ПЛ. Ракета располагалась в прочном, подъемном контейнере на палубе надстройки за ограждением рубки. В 1962 г. проводились испытания ракетного оружия на взрывостойкость. После завершения испытаний было принято решение ВМФ о восстановлении ПЛ по проекту 613.
В 1960 году на заводе «Красное Сормово» началось переоборудование шести ПЛ проекта 613 по проекту 644 (проектант ЦКБ-18, главный конструктор П.П.Пустынцев). Первая атомная подводная лодка с ракетами П-5 проекта 659 (К-45) вошла в состав флота в 1961 году. Время подъема 6 контейнеров на ПЛ пр. 659 составляет 12 с. Ракета транспортировалась в герметичном контейнере, заполненном азотом.
Серия ПЛ проекта 644 (рабочие чертежи выпущены ЦКБ-112) была создана путем переоборудования торпедных ПЛ проекта 613, предусматривавшего установку ракетного комплекса П-5 без изменений ПК за счет снятия кормовых ТА, запасных торпед носовых ТА, перекомпоновки жилых и др. помещений, установки докового киля и пр. КР располагались в 2-х прочных подъемных контейнерах, установленных на палубе надстройки параллельно диаметральной плоскости за ограждением рубки.
Старт ракет — надводный, из контейнеров под углом 15 град. к горизонту в корму ПЛ, при волнении моря до 3 баллов и скорости хода ПЛ до 6 уз. Для проведения испытаний комплекса П-5Д с КР увеличенной дальности полета был разработан проект 644-Д дооборудования ПЛ проекта 644. Переоборудование ПЛ проекта 613 (зав. № 603) по проекту 644-Д было осуществлено на заводе “Красное Сормово” c достройкой ПЛ в г. Северодвинск в 1960-1961 г.г
Серия ПЛ проекта 665 была создана путем переоборудования ПЛ проекта 613. Особенность ПЛ проекта 665 — развитое ограждение рубки для размещения контейнеров КР. Ракеты располагались в 4-х стационарных контейнерах в ограждении под углом 14 град. к основной плоскости, старт ракет — надводный. Оснащение ПЛ ракетным комплексом, увеличение автономности и дальности плавания под водой и в режиме РДП и выполнение др. требований ТТЗ ВМФ привели к необходимости осуществить врезку в ПЛ проекта 613 дополнительного отсека прочного корпуса, разместить еще одну группу АБ, отказаться от кормовых ТА и всех запасных торпед и пр.

Дальность стрельбы и средняя скорость полета П-5 сильно зависели от температуры окружающего воздуха. Так, при предельных температурах, допускаемых таблицами стрельбы (+40°С и -24°С) дальность составляла соответственно 650 и 431 км, а сред¬няя скорость 338 и 384 м/с. При нормальных же условиях (+20°С) дальность была 574 км, а сред-няя скорость — 345 м/с. Система управления ракеты включала в себя автопилот АП-70А с прецизионным автоматом курса и гировертикалью, счетчик времени полета, а также барометрический высотомер, который ограничивал минимальную высоту поле¬та ракеты приблизительно 400-ми метрами. При стрельбе на полную дальность расчетное вероятное отклонение по дальности и боковое составляли ± 3000 м.
В 1959 г. создавались ракеты П-5СН с радиовысотомером РВ-5М и П-5РГ с системой самонаведения, а также ракета П-5 с противорадиолокационным покрытием ХВ-10 (летные испытания проводились в 1962 году). На базе ракеты П-5 создан фронтовой комплекс РКР с ракетой С-5.

На базе ракеты П-5 создана ракета-мишень РМ-5.
Подводная лодка проекта 659 была первой отечественной атомной ПЛ, воору-женной крылатыми ракетами, и предназначалась для нанесения ударов по береговым целям. Решение о разработке проекта было принято в августе 1956 г. При проектировании ПЛ проекта 659 была достигнута высокая степень унификации по основному оборудованию с ПЛ проекта 627А. Однако, специфика вооружения внесла свои коррективы в архитектуру и конструкцию ПЛ. Старт ракет мог производиться только из надводного положения ПЛ. Перед пуском ракет контейнеры, размещенные в надстройке, поднимались на исходный стартовый угол 15 град., при этом ПЛ должна была иметь возможность развивать скорость до 15 узлов без заливания надстройки (волнение моря до 4-5 баллов). Для обеспечения требуемой мореходности при стрельбе крылатыми ракетами на ПЛ проекта 659 была применена штевневая носовая оконечность. Общее время нахождения ПЛ проекта 659 в надводном положении для обеспечения расчетного залпа составляло около 6 минут.
Головная подводная лодка проекта 659 была спущена на воду в мае 1960 г. и в июне 1961 г. сдана флоту. В конце 60-х — начале 70-х из-за морального устаревания комплекса П-5 все ПЛ проекта 659 были переоборудованы в торпедные по проекту 659Т.
Проект 646 дизель – электрической ПЛ разработан на базе проекта 641, ракеты располагались в 4- х прочных подъемных контейнерах в развитой надстройке ПЛ и имели надводный старт из контейнеров под углом 15 град. к горизонту. В проекте был также разработан вариант ПЛ со стационарными ракетными контейнерами. Дальнейшие работы по проекту 646 не проводились. При создании серийных ПЛ с КР предпочтение было отдано ПЛ с новым оборудованием (проект 651), а также АПЛ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность стрельбы 500 км
Скорость полета 1,2 М
Высота полета 800 м
Длина 11.2 м
Диаметр корпуса 0.9 м
Размах крыла 2,5 м
Стартовая масса 5200 кг

ВТС «БАСТИОН», А.В.Карпенко

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-5 НА ВЫСТАВКЕ «ЯРКИЙ СЛЕД КРЫЛАТОГО МЕТЕОРИТА»
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5 В ЦМВС. ФОТОРЕПОРТАЖ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 659
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap