ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) П-20. CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) P-20




CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) P-20

Разработка самолета-снаряда (крылатой ракеты) П-20 началось в ОКБ-240 (Главный конструктор С.В.Ильюшин) по Постановлению СМ СССР от 19 апреля 1956 года и заданию ВМФ и ВВС. Основным носителем ракеты должны были стать подводные лодки, срок сдачи конструкторской документации был определен к 7 ноября 1957 года.
Ракета предназначалась для поражения стратегических целей с заранее известными координатами. По проекту ракета имела планер с высоко расположенным крылом, прямо-точный воздушно-реактивный двигатель, проходящий через всю ракету, в связи с чем БЧ, СУ располагались в кольцевых отсеках вокруг двигателя.
Постановлением СМ ССР от 27 сентября 1956 года ОКБ-240 задавалась разработка управляемого реактивоного самолета-снаряда для ВМФ, предназначенного для базирования и пусков с автомобильного транспорта, кораблей и подводных лодок. 30 января 1957 года С.В.Ильюшин обращается с письмом к минстру обороны СССР Г.К.Жукову, Главкому ВВС П.Ф.Жигареву, Главкому ВМФ С.Г.Горшкову и министру авиационной промышленности СССР П.В.Дементьеву с предложением создания самолета-снаряда П-30 более широкого применения.

Решение о создании опытной ПЛ проекта П-627А, вооруженной самолетом-снарядом (КР) для стрельбы по береговым целям, было принято в августе 1956 г. Заводом-строителем был определен завод №402 (г. Северодвинск). Эскизный проект подводной лодки был разработан в I квартале 1957 г.
В основу проекта был положен технический проект 627А с внесением необходимых изменений, вызванных размещением на ПЛ ракетного комплекса П-20.Самолет-снаряд располагался в специальном прочном контейнере диаметром 4,6 м и дли-ной ок. 25 м, установленном горизонтально в надстройке за ограждением рубки.

Пуск самолета-снаряда сопровождался следующими операциями. После открытия крышки контейнера, специальная тележка с самолетом-снарядом должна была выкатываться из контейнера на лафет и при подъеме последнего на угол 160 закрепляться стопорным устройством. После старта лафет с тележкой должен был опускаться, тележка вкатываться в контейнер, и только после этого крышка контейнера могла быть закрыта.
Расчетное время нахождения ПЛ в надводном положении при стрельбе составляло ок. 6 мин. (без времени всплытия и погружения). Технический проект ПЛ был разработан в IV кв.1957 г., а в ноябре 1958 г. закончен выпуск рабочих чертежей. В феврале 1960 г. было принято решение о прекращении работ по комплексу П-20, как уступавшему по эффективности появившимся в эти годы БР, а в мае 1960 прекращена постройка ПЛ.

В 1956-1957 гг. в КБ-2 ЦКБ-34 для наземной отработки ракет П-20 был разработан и передан заводу-изготовителю техническая документация на универсальный качающийся стенд СМ-74, предназначенный для испытаний ракет Р-15 и самолетов-снарядов П-20 в условиях, имитирующих качку подводной лодки на берегу, а также для экспериментальных пусков упомянутых изделий. Изготовление стенда производи­лась на Ленинградском заводе №196 «Адмиралтейском».

Решение о проектировании атомной подводной лодки проекта 653 было принято в декабре 1958 г. Самолеты-снаряды комплекса П-20 имели вес ок. 20,0 т каждый, размещались в двух контейнерах диаметром 4,6 м и длиной ок. 25 м. Контейнеры располагались параллельно друг другу в надстройке ПЛ в районе ограждения рубки. Вследствие принятого размещения ракетного оружия, объем проницаемых частей составил ок. 2600 м3, что привело к значительному увеличению полного подводного объема и сопротивления движению ПЛ. Все операции по осуществлению старта ракет велись дистанционно из центрального поста. Последовательность операций анало-гична таковой на ПЛ проекта П-627А. Расчетное время старта двух ракет составляло ок. 10 мин., без учета времени на всплытие и погружение. Технический проект ПЛ был завершен в декабре 1959 г. Сдачу головного корабля на заводе №402 планировалось осуществить в 1962 г. Появление в эти же сроки БР, более эффективных для стрельбы по береговым целям, чем самолеты-снаряды, сделало создание ПЛ проекта 653 (как и ПЛ проекта П-627А) нецелесообразным. В мае 1960 г. было принято решение о прекращении работ по проекту 653.

Разработка первого советского корабля с ядерной энергетической установкой началась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 1601-891, в котором требовалось в период с 1956 по 1962 годы создать новые типы кораблей с новым вооружением и новыми видами энергоустановок. Центральному конструкторскому бюро №17 поручили разработать проект легкого ракетного крейсера с шифром «63».
Прорабатывалось несколько вариантов вооружения этих кораблей. Крейсер проекта 63 планировалось оснастить ракетами П-6 (модификация П-35 для подлодок) или П-40 в количестве от 18 до 24 единиц. Также рассматривался вариант использования ракет П-20, разрабатывавшихся в то время в конструкторском бюро С.В. Ильюшина.
В частности, их предполагалось оснастить крылатыми ракетами П-20 (от 18 до 24 КР). Кроме того, на крейсерах предполагалось установить по четыре спаренные зенитные ракетные установки «Волна», шесть спаренных 76-мм зенитных автоматов и две РБУ-2500. На корабле имелся бы также и противолодочный вертолет.
По настоянию Хрущева постановлением Совмина от 3 декабря 1958 года работы по атомным крейсерам проекта 63 были прекращены.

Вариант стратегической ракеты П-20С средней дальности с наземной пусковой установкой создавался в 1958-1960 годах для оснащения ракетных частей ВВС на базе корабельной ракеты П-20.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ -240 МАП
Главный конструктор С.В.Ильюшин
Изготовитель ракеты опытный з-д
Тип комплекса стратегический комплекс со сверхзвуковой крылатой ракетой средней дальности, первого поколения
Состояние разрабатывался в 1958-1960 годах
Ракета П-20, противокорабельный вариант ракеты — П-22, наземный стратегический вариан — П-20С
Дальность стрельбы, км:
— вариант 1 2500-3000
— вариант 2 3200-3400
Маршевая высота полета,км:
— вариант 1 более 20
— вариант 2 24,0-30,0
Скорость полета,км/ч 3200-3500
Точность стрельбы (КВО), км:
— при автономной навигации 10
— при астрокоррекции 0,5
Боевая часть:
— тип термоядерная типа “46”
— разработчик КБ-11 (г.Арзамас)
— мощность заряда, Мт 1-3
— вес, кг 3000
Система управления инерциальная с астрокоррекцией “Сокол-А”
Органы управления……..аэродинамические рули
Стабилизаторы .аэродинамические
Тип старта с ферменной
направляющей за счет
стартовых ускорителей
с послестартовым разворотом
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная 21,0
— размах крыльев 7,25
— размах стабилизатора 4,0
— макс. диаметр корпуса 2,0
Стартовый вес, т 21 (27-30)
Вес без топлива, т 7,22
Первая ступень (стартовая):
Тип ускорителей сбрасываемые пороховые
Число ускорителей 2
Длина, м 5,4
Диаметр, м 1,1
Вторая ступень (маршевая):
Размеры, м:
— длина полная 21,0
— макс. диаметр корпуса 2,0
Двигатель ПВРД
Тип топлива керосин

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип ферменный лафет
Длина полная, м 16,7
Угол старта ракеты, град. 10-16
Угол заряжания, град. 0
Число ракет на ПУ 1
Механизм вертикального
наведения гидравлический

ТРАНСПОРТНЫЙ КОНТЕЙНЕР:
Размеры, м:
— длина полная 22,11-25,0
— диаметр внутренний 4,2
— диаметр наружный 4,6

КОРАБЕЛЬНАЯ АППАРАТУРА:
Тип “Сокол-П”
Время на производство пуска, мин:
— одной ракеты 5-6
— двух ракет 10

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 05.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
3. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
5. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
6. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
7. Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ П-22
ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА С КРЫЛАТОЙ РАКЕТОЙ П-20С
АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА 63
ПРОЕКТ 653 АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
ПРОЕКТ П-627А ОПЫТНОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С РАКЕТНЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИМ. С.В. ИЛЬЮШИНА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap