ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС П-15У
ANTISHIP MISSILE COMPLEX P-15U

Работы проводились по совместному Решению ВМФ, ГК АТ и ГКС от 7 июня 1961 года №С-8/1142. Модернизированный вариант ракеты П-15. Главный конструктор А.Я.Березняк. В ракету была введена более совершенная бортовая система управления с другим диапазоном частот и скрытым сканированием. Были введены новая РЛС целеуказания и автоматизированный контроль ракет. На ракете применено автомат раскрытия складывающееся крыла, которое позволило уменьшить габариты пусковой установки.
Крылатая ракета П-15У является модификацией ракеты П-15 и отличается от нее складыванием консолей крыла. Основные летно-технические характеристики ракеты П-15У не отличались от характеристик ракеты П-15.
Ракета применялась в комплексе вооружения катеров проектов 205У, оборудованных контейнерными пусковыми установками. Сохранилась возможность применения ракет с катеров проектов 183Р и 205.
В ракете П-15У впервые для крылатых ракет был реализован процесс раскладывания крыла в полете. Осуществлялось это специальным механизмом при старте после прохода ракетой надстроек корабля. Основной частью механизма раскладывания крыла являлся силовой цилиндр, шток с плунжером которого перемещался вдоль вертикально расположенной направляющей. С плунжером связаны промежуточные тяги и качалки, с помощью которых и осуществляется поворот консолей крыла. Складывание консолей крыла уменьшило поперечные габариты ракеты. Это позволило улучшить условия транспортировки ракет, уменьшить габариты и увеличить жесткость контейнера пусковой установки , улучшить архитектуру катера, уменьшить его парусность и радиолокационную заметность и соответственно уменьшить (на 40%) площадь помещений для хранения и подготовки ракет. Вместо вставных баков были реализованы баки-отсеки для окислителя.
Смелые конструктивные решения по складыванию крыла, заложенные А.Я. Березняком в ракету П-15У, положили начало сложившейся в МКБ «Радуга» конструкторской школе, широко использующей концепцию изменения геометрии летательного аппарата с целью минимизации габаритов ракеты. Такие решения создают условия для совершенствования пусковых установок и уменьшения потребных объемов ракетоносителей, предназначенных для размещения боекомплектов.
В 1961 году в СКБ-5 был разработан проект катера 205У, в котором громоздкие ангары для ракет были заменены более компактными цилиндрическими контейнерами КТ-97М. Такие контейнеры давали не только выигрыш в габаритах по сравнению с ангарами (по длине меньше на 1 м, а по ширине на 0,8 м), но и обеспечивали микроклимат ракете (за счет герметичности), и в случае необходимости могли быть быстро заменены. Введение цилиндрических контейнеров стало возможно после модернизации ракеты П-15 в П-15У, в ходе которой крыло стало автоматически раскрываться при вылете из контейнера, подобно ракете П-5.

Испытания ракеты П-15У были начаты в 1961 году, испытательные пуски ракеты П-15У с катеров пр. 205 были выполнены с РКА зав. №507 в количестве 5 и еще два с РКА зав. №508.
На вооружение ракетный комплекс П-15У был принят в 1965 году.
Ракетный комплекс «Термит» («Термит-М» и «Термит-Р») с противокорабельной ракетой П-15М (4К51, 3М51) создан МКБ «Радуга», главный конструктор А.Я.Березняк, И.С.Селезнев. По аэродинамической схеме и аэродинамическим характеристикам ракета П-15М мало отличается от ракет П-15У.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик МКБ «Радуга» (ОКБ-155)
Гл. конструктор А.Я. Березняк
Изготовитель завод №256, авиазавод «Прогресс» (г.Арсеньев)
Тип ракеты П-15У и П-15УТ
Состояние принят на вооружении Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 мая 1964 года №451-1854
Код НАТО SS-N-2B Styx mod 1
Варианты ракеты 4К41(4К40У), 4К41Т
Тип боевой части фугасная
Вес боевой части, кг 4803-500
Взрыватель АВ-522-1
— разработчик НИТИ (Железнодорожный)
Корабль-носитель: РКД пр. 205У, 1231(эск. пр.), 125Б, 183РУ
Система управления:
— тип инерциальная и АРЛГСН (ТГСН) «Снегирь»
— разработчик МНИИ-1 МСП
— главный конструктор М.П.Петелин
Органы управления
Тип старта
Дальность стрельбы, км 8-40
Высота полета, км 100/150/200/250/300
Скорость полета, км/ч 320
Длина собранной ракеты, м 6,59 (6,665)
Макс. диаметр корпуса, м 0,78
Размах крыла, м 2,5
Высота ракеты, м 1500
Стартовый вес, т 2,107-2,26(2,523)
Тип двигателя
Тяга двигателя, кг
Тип горючего ТТ-02
Тип окислителя АК
КСУ «Клен-205У» (4Р-30)
Размах слож. крыльев, м 1,425
Загрузочные устр-ва 3У-67Б
Габариты,м 7200 х 1950 х 2160
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
— тип контейнерная КТ-67, КТ-67Б (КТ-15У-205У)
— разработчик СКБ-709 ГКС
— гл. конструктор Н.К.Цикунов
— изготовитель завод N 476 ГКАТ
— длина, м 6,78
— ширина, м 1,87
— высота, м 2,8-3,2
— вес, кг 1750
— угол возвышения, град 11/13
АПП МК-100К(МК-131Б)
— разработчик КБ-1
— изготовитель завод N 734 Лен. СНХ

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 22.10.2017

Источники:
Морской сборник №9-1997
«Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
«Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
http://bereznak.dubna.ru

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕАКТИВНОГО ВООРУЖЕНИЯ П-15 «ДРАКОН»
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТЕРМИТ» («ТЕРМИТ-М» И «ТЕРМИТ-Р»)
АРСЕНЬЕВСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ПРОГРЕСС» ИМ. Н.И.САЗЫКИНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap