ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕАКТИВНОГО ВООРУЖЕНИЯ П-15 «ДРАКОН»
ANTI-SHIP COMPLEX REACTIVE WEAPONS P-15 «DRAGON»

Противокорабельный комплекс реактивного вооружения «Дракон» для катеров с крылатой ракетой П-15 (самолет-снаряд П-15, изделие 4К40 и 4К40Т) создан ОКБ-155-2 (филиал ОКБ-155, в настоящее время МКБ «Радуга»), главный конструктор ракеты и комплекса А.Я.Березняк.
Разработка ракетного комплекса началась по Постановлению СМ СССР от 18 августа 1955 года №1564. Головным разработчиком системы вооружения реактивного вооружения было КБ-1 (МКБ «Стрела», в настоящее время ЦКБ «Алмаз»). Эскизный проект комплекса и ракеты был рассмотрен и утвержден на Президиуме СМ СССР по ВПВ в июле-августе 1956 года. Разработка варианта ракеты П-15Т с тепловой ГСН была задана Распоряжением СМ СССР от 13 мая 1957 года №11050.
Комплекс реактивного вооружения системы П-15 предназначен для нанесения ударов по боевым кораблям и транспортам противника. Созданием этого комплекса утверждается значимость боевых катеров-ракетоносцев как эффективного ударного средства в системе ВМФ для уничтожения кораблей, борьбы против десантных средств и охраны побережий. Преимущества ракет П-15:
– меньшая радиолокационная отражательная поверхность катеров-ракетоносцев, оснащенных реактивным вооружением системы П-15, на дальности стрельбы 35 километров позволяет примерно на 15 минут раньше обнаружить и поразить крейсер;
– вероятность попадания ракетой П-15 в легкий крейсер в 10 раз больше вероятности попадания торпедами;
– время атаки ракетами П-15 составляет 75 секунд, притом из зоны, недосягаемой для корабельной артиллерии, суммарное же время торпедной атаки с расстояния 20-30 километров будет длиться около 45 минут (за это время на торпедный катер может быть обрушено от 15 до 30 тысяч снарядов скорострельной артиллерии с атакуемого боевого корабля);
– стоимость катера-ракетоносца в 40 раз меньше стоимости эскадренного миноносца и в 200 раз – стоимости крейсера;
– высокая мобильность катеров-ракетоносцев позволяет при достаточно большой автономности плавания – до 800 миль для катеров проекта 205 – сосредоточить их в кратчайший срок в нужном оперативном районе.
Ракета П-15 выполнена по самолетной схеме с крылом малого удлинения. Впервые была реализована трехперая осесимметричная схема хвостового оперения с одинаковыми поверхностями, что позволило удобно разместить стартовый двигатель на ракете. Применение на ракете маршевого двигателя – двухрежимного ЖРД, позволило улучшить динамические характеристики ракеты в полете. Конструкция ракеты была выполнена из алюминиевых сплавов.
Оригинально решен вопрос крепления стартового двигателя с помощью одного переднего узла и двух задних регулируе мых узлов, что позволило снизить до приемлемых значений величину возмущающих моментов от тяги стартового двигателя. И что самое замечательное, отделение стартового двигателя происходило под действием его собственного веса и встречного потока воздуха после выгорания порохового заряда. Механизм крепления стартового двигателя был признан как изобретение.
П-15 — противокорабельная крылатая ракета морского базирования с жидкостным ракетным двигателем и пороховым стартовым (СПРД-30) имела комбинированную систему управления, на начальном участке полета работала автономная система управления, на конечном системы самонаведения: ТГСН или АРЛГСН.

П-15 была оснащена маршевым жидкостным реактивным двигателем, который был создан под руководством А.М.Исаева. Двигатель работал на горючем ТГ-02 и окислителе АК-20К и имел два режима работы: разгонный и режим «поддержания скорости».
Планер — цельнометаллический монокок, среднеплан с крылом и оперением малого удлинения. Впервые было спроектировано и освоено производством раскладывающееся в полете крыло.
Крыло в двух вариантах: клепаное и литое (изготовленное новым прогрессивным методом — методом выжимания тонкостенных панелей). Обтекатель из радиопрозрачного стеклотекстолита АСТТ и полистирола ПС-1. Баковый отсек сварной конструкции, сделанный из материала Д-20, вставной бак для окислителя — из АМГ-3. Основные применяемые материалы: Д-16Т, Д-20, АМГ-6, ЭИ-654, 30ХГСА, АМГ-3.
Ракета П-15 имела автономную систему наведения, в состав которой входили автопилот АМ-15А, барометрический высотомер и радиолокационная головка самонаведения. Позже барометрический высотомер был заменен на радиовысотомер, что позволило лететь ниже, точнее визировать курс по высоте. Ракета П-15 оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г15, разработанной в НИИ-6 ГКОТ.
В 1958 году в НИИ-10 МСП под руководством Д.П.Павлова была создана ТГС «Кондор» для ракеты П-15, за разработку которой участники в 1962 году были удостоены Ленинской премии СССР. Позже под руководством А.Н.Крюкова была разработана ТГС «Снегирь» для размещения на ПКР.

В НИИ-49 МСП для ракетных катеров с ракетами П-15 началась разработка РЛС «Рангоут» под главного конструктора В.А.Кучерова. В РЛС впервые в ВМФ был использован эффект загоризонтного распространения радиоволн, позволяющий обеспечить целеуказание ракетному компоексу на заданных дальностях. Первоначально ракета имела дальность стрельбы 8-25 км. Проектирование ракетных катеров проекта 183Э началось в 1953 году в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина. В 1956 году начались заводские испытания катера пр. 183Э, в 1957 году два катера пр. 183Э были переданы ВМФ.
Для отработку системы управления ракеты П-15 в 1957 году под самолет-аналог СДК-15 был переоборудован один самолет МиГ-17, испытания проводило КБ-1.

Испытания ракеты проводились на двух экспериментальных катерах пр. 183Э в 1956-1957 годах на полигоне №4 под Феодосией. Первый пуск ракеты П-15 без боевой части (весового макета) с РКА пр. 183Э состоялся 16 октября 1956 года с полигона на Черном море. Пуск ракеты в штатном исполнении с РКА пр. 183Э состоялся в первом квартале 1957 года. Первый пуск с наземной неподвижной пусковой установки состояля 28 октября 1958 года. Совместные (сдаточные) испытания комплекса реактивного вооружения системы П-15 начались в сентябре 1958 года и были завершены к сентябрю 1959 года с ракетами П-15, в октябре 1959 года с ракетами П-15Т. После доработки пр. 183Э он получил обозначение пр. 183Р, который был запущен в серийное производство.

Еще до принятия ракет П-15 на вооружение была начата разработка для них тепловых головок самонаведения. С 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года на катерах проекта 183Э проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия. В поисковом режиме объектив приемного устройства головки «Кондора» перемещался по курсу в секторе + 2,5°. В ходе испытаний было установлено, что дальность действия головки «Кондора» по мишени с тепловым режимом, соответствующим крейсеру, при скорости 24 узла составляет днем 10км, а ночью 5км. Всего было запущено 10 ракет П-15ТГ. В целом испытания были успешными, хотя при одном пуске не отделился стартовый ускоритель и ракета не долетела до цели. По результатам испытаний ракета П-15ТГ с головкой «Кондор» была рекомендована к принятию на вооружение .

По результатам испытаний РО П-15 была задана разработка проекта 205 ракетного катера с двое увеличенным количеством ракет. Постановление о серийной постройке катеров-носителей проекта 205 и 183Р РО П-15 вышло в 1959 году за №1329-639. Всего по пр. 183Р было построено и передано ВМФ 112 катеров.

На катере 183Р размещался ПУС «Клен», который получал данные от РЛС «Рангоут». Функцией ПУС была выработка боевого курса катера и удержание его на курсе, выработка времени автономного полета ракеты, параметров бортовой и килевой качек для стабилизации ракеты и т. д. Резервным средством целеуказания служил оптический визир ПМК-453.
Для ракет П-15 впервые было разработано и изготовлено крыло литьем методом выжимания. Эта работа на ВДНХ в 1960 году была удостоена большой серебряной медали. Создателям комплекса была присуждена Ленинская премия 1961 года.
Серийное производство ракет было развернуто на заводе №256 (Дубнинский машзавод). В последующие годы авиационный завод в г. Арсеньеве, куда была передана техническая документация на серийные поставки П-15, выпускал изделия только с литыми крыльями.

Экспортная привлекательность ракеты состояла в высокой точности, надежности и простоте эксплуатации. В разное время она поставлялась более чем в двадцать стран мира. В конце 1950-х годов документация на изготовление ракет П-15 была передана Китаю. По Постановлению СМ СССР от 9 января 1959 года №69-21 техническая документация по РО П-15 была передана в Китай. Алжиру было передано 6 катеров проекта 183Р, Египту — 6, Индонезии — 9, Кубе — 18, КНДР — 10, Китаю — 20 (затем они там строились по лицензии), Сирии — 6 и т. д.
В 1967 году в Египте была сформирована бригада ракетных катеров с советскими военными специалистами из 12 кораблей, включая шесть проекта 205 с 4-мя ракетами П-15 и шесть проекта 183Р с двумя ракетами П-15 на каждом.
Высокая боевая эффективность комплекса вооружения системы П-15 была подтверждена на практике – комплекс использовался противоборствующими сторонами в региональных военных конфликтах.
Ракета П-15 одна из немногих отечественных противокорабельных ракет была использована в боевых действиях. Так 21 октября 1967 года три из четырех ракет П-15 выпущенных с двух катеров проекта 183Р этой бригады достигли прямого попадания и потопили израильский эсминец «Эйлат», а четвертая навелась на обломки утонувшего через 5 минут эсминца. Это было первое в мировой практике применение в боевых условиях противокорабельных ракет, которое заставило задуматься о его роли в морских сражениях и подстегнуло многие зарубежные страны приступить к разработке собственных противокорабельных ракет.
В 1970 г. запущенные П-15 с РКА проекта 205 потопили израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10000 т.

В 1971 г. Индия успешно применила ракеты, было потоплено 2 ЭМ и 3 малых патрульных корабля. В индо-пакистанском конфликте набег на порт Карачи дивизиона индийских катеров привел к поражению пакистанских судов, стоящих на рейде. Кроме того, ракетами П-15, выпущенными по береговой радиоконтрастной цели, был полностью сожжен нефтеперегонный завод с наземными резервуарами нефтехранилищ, в результате которого пакистанская военная техника лишилась запасов топлива. В этом случае индийские моряки творчески оценили возможности своего оружия: они применили ракеты П-15 по наземной цели, стрельба по которым инструкциями и наставлениями не предусматривалась.
15 октября 1987 года в ходе «танкерной» войны в Персидском заливе иранская ракета «Silkworm», запущенная с полуострова Фао, попала в либерийский танкер «Сунгари», стоявший на якоре у побережья Кувейта.
В ходе операции «Буря в пустыне» две иракские ракеты типа П-15 были применены против американского ликора «Миссури», который обстреливал иракское побережье. Одна из этих ракет была уведена в сторону средствами радиопротиводействия, а другая сбита зенитной ракетой » Sea Dart» с английского фрегата «Глоустер». Это первый случай перехвата противокорабельной ракеты в боевых условиях.
Собственное производство аналогичных ракет (FL-10) при содействии КНР в 1996 году начал Иран.
Крылатая ракета П-15У является модификацией ракеты П-15 и отличается от нее складыванием консолей крыла. Основные летно-технические характеристики ракеты П-15У не отличались от характеристик ракеты П-15.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик системы КБ-1 МВ
Разработчик ракеты ОКБ-155-2 (филиал ОКБ-155, в настоящее время МКБ «Радуга»)
Гл. конструктор системы Я.И.Павлов
Гл конструктр ракеты А.Я. Березняк
Изготовитель завод №256, авиазавод «Прогресс» (г.Арсеньев)
Код НАТО SS-N-2A Styx7
Наименование
Тип ракеты П-15(4К40 )и П-15Т (4К40Т), экспортный варианта — П-20
Состояние на вооружении с 1 мая 1960 года (Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июля 1960 года №269-109)
Корабль-носитель РКА пр. 183Р, 205, 183Э, ПЛ ШКЛО
Боевая часть:
— тип ФБЧ, фугасно-кумулятивная 4Г15(НИИ-6 ГКОТ), фугасная
— гл. конструктор И.П.Кучеренко
— вес, кг 480-500(450-510)
— вес ВВ, кг 300-350
— бронепробиваемость, мм 180
— радиус разрушения конструкций цели, м 10
Система управления автопилот, высотомер с активной РЛГСН (ракета 4К40) или ТГСН (ракета 4К40Т)
— разработчик БСУ МНИИ-1 МСП
Автопилот:
— тип АМ-15А
Высотомер:
— разработчик КБ «Деталь»
— главный конструктор В.С.Фомин
Радиолокационная ГСН:
— разработчик РЛГСН ОКБ-41
— главный конструктор Н.Е.Наумов
— дальность действия, км 10-20(5-12)
Тепловая ГСН:
— тип «Кондор» («Снегирь»)
— разработчик НИИ-10 ГК РЭ
— гл. конструктор Д.П.Павлов
— угол запрета на солнце, град. 30
Органы управления аэродинамические рули
Тип старта с направл. угл. 120
Дальность стрельбы, км 8-40(30)
Высота полета, м 100/150/200/250/300
Скорость полета, км/ч 1100(312-320 м/с, 0,9М)
Вероятность поражения цели:
— типа крейсер 0,8-0,9
— типа катер 0,6-0,7
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 5,8 — 6,42(6,38-6,55)
Макс. диаметр корпуса, м 0,75-0,76
Размах крыла, м 2,3-2,4(2,5)
Высота ракеты, м 1,58
Диаметр описан. окружн., м 1,89
Стартовый вес, кг 2300 (2050-2300,2125)
Вес пустой ракеты, кг 1506
Скорость цели, уз до 60
Маршевый двигатель:
— тип двуступенчатый ЖРД ОКРД (С2.722, С5.722В) с турбонасосной подачей топлива
— разработчик ОКБ-2 (КБХМ)
— гл. конструктор А.М.Исаев
— тяга, кг:
режим 1 1200-1213
режим 2 550-554
— масса, кг 47
— длина, мм 1190
— диаметр, мм 400
Бак горючего:
— тип вкладной
— тип горючего ТГ-02
Бак окислителя:
— тип вкладной
— тип окислителя азотная кислота АК-20К
Стартовый двигатель:
— тип пороговый ракетный ПРД-30
— разработчик ОКБ завода №81
— гл. конструктор И.И.Картуков
— тяга, кг 26000-30000
— ес, кг 340
КАСУ «Клен-205″, «Клен-183Р»
— разработчик МНИИ-1 МСП
— гл. конструктор А.А.Мошков
Аппаратура предстартового контроля МК-131Б
РЛС носителя «Рангоут»
— разработчик НИИ-49
— гл. конструктор В.А.Кучеров
— дальность обнар. крейсера, км 60-80
Тип ПУ КТ-675, Т-97, КТ-97Б, КТ-97М
Пусковая установка:
— разработчик СКБ з-да№709
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 1):
— тип ангарная открытая
— корабль-носитель РКА пр. 183Р
— длина направляющих, м 4,5
— угол возвышения, град 11,5
— вес, кг 1100
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА (ВАРИАНТ 2):
— тип ангарная закрытая 4С40
— длина, м 7,70-7,75
— длина направляющих, м 4,5
— ширина, м 2,6-2,7
— высота, м 2,8(3,5)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 22.10.2017

Источники:
» Морской сборник» №9-1997
«Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
«МКБ «Радуга» — 45″ — «Техника воздушного флота»
«ЦМКБ «Алмаз» — 50 лет» — «Военный парад» №5-1997
«Центральный научно-исследовательский институт «Гранит» в событиях и датах за 75 лет», СПб: ЦНИИ «Гранит», 1996
Ф.И.Новоселов «Вооружение Военно-Морского Флота» — «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
COMBAT FLEETS of the world 1998-1999 — Naval Institute
«Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
Р.Ангельский «Кельты» рвутся к Палестине» — «Крылья Родины» №9-1998
«Взрывчатые вещества, пиротехника, средства инициирования в послевоенный период», Москва-СПб: «Гуманистика», 2001
А.Б.Широкорад «Оружие отечественного флота», Минск, Харвест, 2001г.
http://bereznak.dubna.ru

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС П-15У
ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТЕРМИТ» («ТЕРМИТ-М» И «ТЕРМИТ-Р»)
АРСЕНЬЕВСКАЯ АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ «ПРОГРЕСС» ИМ. Н.И.САЗЫКИНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО «РАДУГА»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap