ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ ОСНОВНОГО ТАНКА «ОБЪЕКТ 225″

THE PROJECT MAIN TANK «OBJECT 225″


В конце 1960-х гг. в СССР были развёрнуты работы по созданию перспективного среднего танка. К работам были привлечены несколько танковых КБ, в числе которых ХКБМ (главный конструктор А.А.Морозов), КБ-3 ЛКЗ (главный конструктор Н.С.Попов), танковое КБ ЧТЗ (главный конструктор П.П.Исаков). В 1960-1970-х гг. в ОКБ Кировского завода разрабатывались проекты 225 и 226 башенно-пушечных средних танков.
125-мм танковую пушку Д-89Т высокой баллистики разрабатывало артиллерийское КБ (с 1942 по 1958 гг. — ОКБ-9 завода № 9) УЗТМ им. С.Орджоникидзе в Свердловске под руководством главного конструктора Ф.Ф.Петрова. 130-мм нарезную танковую пушку ЛП-36В разрабатывало артиллерийское КБ Пермского машиностроительного завода им. В.И.Ленина под руководством главного конструктора Ю.Н.Калачникова.
Один из первых докладов по перспективному танку КБ-3 ЛКЗ проходил 18 ноября 1971 г. в МОП СССР на совещании у Заместителя Министра оборонной промышленности СССР Е.П.Шкурко. Тема совещания «Рассмотрение проектов перспективных танков 80–х годов». Главный конструктор Н.С.Попов представил танк «объект 225». Компоновка машины была классическая, экипаж 3 человека, пушка калибра 130 мм, двигатель ГТД мощностью 1200 л.с., боекомплект 50 штук, из них 36 в механизме заряжания (МЗ). Вес танка 42 … 43 тонны, удельная мощность 23,5 л.с./т, запас хода по шоссе 600 км, по бездорожью – более 200 км. Возимый запас топлива 2 тонны. Титан используется в балансирах, пальцах гусениц, боковой броне корпуса.
Очередное рассмотрение промежуточных этапов работ по переспективным танкам проходило 25 мая 1972 г. на НТС МОП СССР у Министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева. Кроме проектов танков «объект 225», «объект 226» на НТС рассматривались танки «объект 450» (Т-74) и «объект 780»; танковые пушки Д-89Т и ЛП-36В.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) проектов танков КБ-3 ЛКЗ были аналогичными, за исключением состава силовой установки: для «объекта 225» предлагался несуществующий газотурбинный двигатель ВТДТ-1000Т с теплообменником, а для «объекта 226» — дизельный двигатель 2В16. Танк «объект 225» с газовой турбиной имел расчётный вес в 41,6 т, а танк «объект 226» с дизелем — 42,5 т. Защита: лоб 550..600 мм, борта 70 мм, башня 550 мм. Нижний лист корпуса был взят с танка «объект 434» (Т-64А). На танке планировалась применение системы управления огнем (СУО) «Морж», прибор командира «Краб» и перископ «Свисток», которые разрабатывал КМЗ.
В 1980-х гг. разрабатывался танк боевой массой в 55 т со 130-мм пушкой. В качестве двигателя машины рассматривались дизельный и газотурбинный силовые агрегаты. Удельное давления танка на грунт задавалось в 0,8 кг/см2.
При этом работа задумывалась как конкурсная. Параллельно с нудельмановской «Коброй» коломенским КБ машиностроения во главе с СП. Непобедимым велась разработка комплекса «Гюрза» с аналогичными тактико-техническими характеристиками, но с использованием в системе автоматического слежения за ракетой статического ИК-координатора конструкции Красногорского завода, а для передачи команд на ракету — не радиопередатчика, а инфракрасной линии связи, создаваемой ВНИИ «Сигнал». Уже в июне 1967 г. появился аванпроект по «Гюрзе». Забегая вперёд, отметим, что в основном из-за задержек с созданием оптических систем работы КБМ систематически отставали от соответствующих этапов разработки «Кобры». С выходом КБТМ на этап лётных испытаний решением ВПК от 14 января 1971 г. работы по «Гюрзе» были закрыты, но направление танкового управляемого вооружения некоторое время продолжалось КБМ применительно к оснащению перспективного танка «объект 225» ленинградского Кировского завода (под этот танк прорабатывалось и применение «Кобры»). Однако спустя 2—3 года работы по «объекту 225» и его вооружению были окончательно заморожены. Тем не менее КБМ удалось спроектировать и изготовить два опытных образца ракеты, один из которых был даже доведен до первых пусков, закончившихся, к сожалению, неудачно.
Опытные образцы танков «Объект 225» и «Объект 226» не изготовлялись. На ЛКЗ в натуральную величину был изготовлен деревянный макет перспективного танка «Объект 225»
Н.С.Попов на совещании МОП СССР 8 августа 1973 г. говорил, что «объект 225» получился плохой, но его можно было улучшить. По его оценкам «объект 225» превосходил танк Т-64А («объект 434») всего на 50…60%. То есть перспективный танк не имел значительного отрыва от серийного танка, как по вооружению, так и по бронезащите. Требовалось снижать массу танка на 1,6 т. до 40 т. А дизельный вариант машины — «объект 226» — требовалось облегчать ещё больше, т.к. он был тяжелее газотурбинного танка.
КБ-3 ЛКЗ в то время было загружено работами по доводке танка «объект 219» (в 1976 г. после принятия на вооружение — Т-80), работы по которому имели более высокий приоритет (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ от 16 апреля 1968 г.). Вероятно, из-за этого МТО танка «объект 225» в 1973 г. разрабатывалось главным конструктором П.П.Исаковым на ЧТЗ (после прекращения работ по проекту танка «объект 780»).


МУЗЕЙ ИСТОРИИ И ТЕХНИКИ ОАО «КИРОВСКИЙ ЗАВОД» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), 2001 г. ФОТОРЕПОРТАЖ
Фотографии А.В.Карпенко.


Модель танка «объект 225».
С выходом КБТМ на этап лётных испытаний решением ВПК от 14 января 1971 г. работы по «Гюрзе» были закрыты, но направление танкового управляемого вооружения некоторое время продолжалось КБМ применительно к оснащению перспективного танка «объект 225» ленинградского Кировского завода (под этот танк прорабатывалось и применение «Кобры»). Однако спустя 2-3 года работы по «объекту 225» и его вооружению были окончательно заморожены.

ОАО «КИРОВСКИЙ ЗАВОД»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap