ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT



ПОИСКОВО-ПРИЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «НОВЕЛЛА-П-38»
SEARCH AND SIGHTING SYSTEM «NOVELLA-P-38″

Проект по разработке ППС «Новелла» начинался в 1980-е годы. Поисково-прицельный комплекс «Новелла-П-38» был разработан и изготовлен ОАО «ЦНПО «Ленинец». Главным конструктором поисково-прицельного комплекса «Новелла-П-38» был Ф.Ф.Золотухин. В 1992 г. Научно-исследовательский институт системотехники (НИИС) начал разработку принципиально нового бортового комплекса для морских патрульных и противолодочных самолетов, получившего название «Новелла».
В 1995 г. был защищен технический проект комплекса, и НИИС приступил к рабочему проектированию. «Новелла» предназначалась для нового реактивного патрульного самолета на базе Ту-204 (Ту-214), но модульная архитектура комплекса позволяла применить его и на других летательных аппаратах, в т.ч. ранее выпущенных, но требующих модернизации. Одним из них и стал противолодочный Ил-38, модернизированный вариант которого получил обозначение по первой букве названия нового комплекса – Ил-38Н. Экспортный вариант такого комплекса, названный Sea Dragon («Морской змей»), и был предложен Министерству обороны Индии.

Комплекс «Новелла-П-38» создавался для решения следующих основных задач:
Комплекс «Новелла-П-38» создавался для решения следующих основных задач:
• Поиск целей, их классификации, слежение, определение координат целей для выдачи команды на применение оружия, регистрация информации о целях.
• Радиолокационная и радиотехническая разведка с поиском и обнаружением корабельных группировок (отдельных кораблей) с выявлением количественного и качественного состава, определением координат и параметров движения с определением государственной принадлежности целей.
• Поисково-спасательные задачи, радиолокационный и оптоэлектронный поиск на море терпящих бедствие людей и объектов.
• Командно-тактические задачи.
• Решение задач в области океанологии, экологии и геологоразведки.

ППС «Новелла-П» является уникальнейшим и сложнейшим радиоэлектронным комплексом, который воплотил в себя новейшие научные достижения в области сбора и обработки информации, системотехники, схемотехники, программно-аппаратных средств управления, специализированного алгоритмического и математического обеспечения.

Радиоэлектронный комплекс (РЭК) «Новелла» предназначена для оснащения самолетов морской авиации.
В состав комплекса входят:
• радиолокационная система высокого разрешения (РЛС);
• теплотелевизионная система (ТТС «Ланнар-А»), обеспечивающая управление и прием информации по телевизионному и тепловизионному каналам с гироскопи¬ческой стабилизацией (производства ОАО «НПО «Карат»);
• радиогидроакустическая система (РГС);
• магнитометрическая система(ММС);
• система радиоэлектронной разведки (СТРТ);
• командно-тактическая система (КТС).

Отличительными особенностями ППС «Новелла-П» являются: большой набор информационных каналов (радиолокационная система — РЛС, радиогидроакустическая система — РГС, система радиотехнической разведки — СРТР, теплотелевизионная система — ТТС, магнитометрическая система — ММС), обеспечивающих обнаружение целей по различным демаскирующим признакам; высокий уровень автоматизации процессов обнаружения, определение координат и сопровождение подводных, надводных и воздушных целей; отображение информации о целях и навигационно-тактической обстановки на современных многофункциональных, цветных индикаторах; автоматизированная работа с несколькими средствами обнаружения целей, возможности передачи развединформации данных целеуказания на командные пункты различных звеньев управления, обнаружение локальных аномалий во всех физических полях с целью мониторинга окружающей среды и т.д. Одно перечисление указанных особенностей свидетельствует о необычайной сложности и масштабности разработки и важнейшей роли Главного конструктора в ее успешном осуществлении. Ф.Ф.Золотухин непосредственно участвовал в разработке всех информационных каналов и их интеграции в единый радиоэлектронный комплекс. По системной архитектуре и уровню характеристик информационных каналов (РЛС, ММС, РГС и др.) ППС «Новелла-П» не имеет аналогов в мире, а открытая архитектура системы позволяет использовать ее элементы и подсистемы для модернизации практически всех летательных аппаратов МО (самолеты, вертолеты, БЛА и др.)

РЭК «Новелла» способен обнаруживать воздушные, надводные и подводные цели, управлять полетом самолета по заданной траектории при поиске объектов, а также формировать сигналы для сброса средств поиска и слежения за объектами. Воздушные цели РЭК «Новелла» позволяет обнаруживать на расстоянии до 90 км, надводные — до 320 км. При этом система одновременно может осуществлять сопровождение до 50 объектов (надводных целей).
РЭК «Новелла-П-38» может осуществлять поиск затонувших кораблей, а при помощи ТТС обнаружение оказавшихся в воде людей с терпящих бедствие судов.
РЭК «Новелла» представляет собой многопроцессорный комплекс, все системы которого обмениваются данными между собой и самолетным оборудованием по стандартным цифровым каналам. В состав РЭК «Новелла» входят три универсальных рабочих места (УРМ), оборудованных жидкокристаллическими мониторами и сенсорными пультами управления со сменной реконфигурируемой панелью. Универсальное рабочее место позволяет управлять любой выбранной системой комплекса, отображать различную информацию от системы на двух экранах одновременно при необходимости (например, одновременно от телевизионного и теплоевизионного каналов) или управлять двумя системами на одном рабочем месте.
Для летной отработки программы модернизации был выделен Ил-38 №10706, выпущенный в 1970 г. Дооборудование машины выполнили в Пушкине под С.-Петербургом, где располагались 20 АРЗ, осуществлявший ремонт самолетов Ил-38, и НПП «Мир» – летно-испытательная организация, созданная на базе Комплекса моделирования и испытаний ВНИИРЭС объединения «Ленинец». Первый полет прототипа Ил-38Н в Пушкине выполнил 4 апреля 2001 г. экипаж летчика-испытателя АК им. С.В. Ильюшина Владимира Иринархова. В ноябре 2002 г. самолет поступил на Государственные совместные испытания.
Проект «Морской змей» впервые был продемонстрирован на Московском Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2001″ в августе 2001 года. Холдинговая компания «Ленинец» (Санкт-Петербург) представила на авиасалоне в Ле Бурже (Франция) в 2003 году новейшую модификацию комплекса «Морской змей», предназначенную для размещения на вертолетах палубного базирования. Его первая демонстрация состоялась в 2001г. на авиасалоне МАКС-2003 в Жуковском (Московская область).
Поисково-прицельный навигационный комплекс «Морской змей» способен обнаруживать катера и малые боевые корабли, построенные с использованием технологий «стеллс». Самолетный вариант комплекса обнаруживает крупные цели на поверхности на дальности 320 км, бомбардировщики — 300 км, истребители, в том числе малозаметные, — 120 км. Малый катер обнаруживается на расстоянии 30 км без включения радара.
По требованию заказчика комплекс может быть дополнен другими информаци¬онными системами. Сопряжение с самолетным радиоэлектронным оборудованием может производиться как по кана¬лам MJL STD 1553B, ARINC-429, так и по каналам обмена информации предыдущего поколения.
Обнаружение подводных лодок производится как с использованием радио- гидроакустических и магнитометрических буев (расходуемые средства), так и бортовым магнитометром. При этом точ¬ность определения координат лодки в подводном положении обеспечивает применение оружия.
Радиотехническая разведка источников радиоизлучения — пеленгация, распознавание, измерение параметров — производится на дальностях радиогоризонта в диапазоне частот от 0,4 до 18 ГГц. В настоящее время на базе комплекса «Морской змей» модернизируются самолеты морской авиации.

Контракт на модернизацию пяти Ил-38 в вариант Ил-38SD (с установкой SD) в целом на $150 млн. «Рособоронэкспорт» подписал в 2001 году. Первый самолет (IN305) прибыл в Россию 29 марта 2002 г. Первый этап доработок машина прошла непосредственно в опытном производстве АК им. С.В. Ильюшина в Москве, и 3 июля 2003 г. головной индийский Ил-38SD пилотируемый экипажем во главе с летчиком-испытателем Владимиром Иринарховым, совершил первый полет с Центрального аэродрома Москвы (Ходынка).
14 ноября 2005 г. на Ил-38SD успешно завершились специальные летные испытания противокорабельной ракеты Х-35Э. После завершения всех работ в декабре 2005 г. головной Ил-38SD был сдан заказчику и подготовлен к возвращению в Индию. Последний модернизированный самолет Ил-38SD (IN307) в феврале 2010 года перелетел в Индию, таким образом, контракт на модернизацию пяти индийских Ил-38 был успешно выполнен.
На 6-й международной выставке «Гидроавиасалон-2006» ФГУП «Рособоронэкспорт» представил самолет-амфибию А-42ПЭ «Альбатрос» и поисково-прицельную систему «Морской змей». Прицельная система «Морской змей», подготовленная к размещению на борту самолета¬амфибии, представлена на выставке впервые.
Последний вариант ППС «Новелла» создан с учетом разработки экспортной ППС Sea Dragon, которая разработан для модернизации индийских противолодочных Ил-38.
Государственные испытания комплекса «Новелла-П-38» проводились силами Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова совместно с ОАО «Ил» и ОАО «ЦНПО «Ленинец» в ноябре 2009 года.
Разработкой и производством радиоэлектронного комплекса «Новелла» занимается петербургское предприятие ОАО «Научно-Исследовательский Институт Системотехники». На сегодняшний день РЭК «Новелла» установлен на самолетах ИЛ-38 Министерства Обороны России, а в экспортном варианте РЭК «Морской змей» — на ИЛ-38 армии Республики Индия.
15 июля 2014 года в г. Жуковский на базе ЛИ и ДБ ОАО «Ил» состоялась торжественная передача первого серийного противолодочного самолета Ил-38Н представителям морской авиации ВМФ России.
В рамках договора с ОАО «Ил» на поставку 5 изделий Новелла П-38 во исполнение государственного оборонного заказа в 2014 году ОАО «ЦНПО «Ленинец» отгружены 5 комплектов, завершены цеховые и аэродромные отработки на первом объекте №10706, объект сдан в эксплуатирующую организацию, оформлен акт сдачи-приемки выполненных работ по 1 комплекту. Завершены цеховые и аэродромные отработки на втором объекте, ведутся работы на 3-5 объектах. Так же осуществлена поставка ЗИП изделия Новелла П-38 по договору с ОАО «Авиаремонт» во исполнение государственного оборонного заказа.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА
• 4 основных варианта для различных классов ЛА;
• антенно-волноводно-щелевые решетки:
— скорость сканирования – 0…720 град/с; с
— сектор сканирования — 7,5…300 град;
• быстрая перестройка частоты;
• передатчик — клистронный, когерентность истинная:
В зависимости от варианта применения:
• дальность обнаружения НЦ — до радиогоризонта;
• дальность обнаружения ВЦ 3 кв. м;
— диапазон I -90 км;
— диапазон С — до 350 км;
Точность определения пеленга -15,-18 угл.мин,
Угла места — 20 угл.мин.
Основные режимы работы:
• обнаружение цепи на морской поверхности;
• обнаружение воздушных цепей;
• одновременное автоматическое сопровождение воздушных и надводных целей;
• режим обнаружения метеообразований;
• режим обнаружения цели с высоким разрешением САР /ИНСАР, ДОЛ;
• режим определения направления на источник помех.

РАДИОГИДРОАКУСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
• обнаружение ПЛ по ее шумоизлучению;
• определение пеленга на обнаруженную ПЛ;
• измерение вертикального разреза скорости звука по глубине;
• обнаружение ПЛ с помощью активных буев-излучателей;
• используемые буи:
? пассивный ненаправленный РГВ41Э;
? пассивный направленный РГБ-48Э;
? буй радиотехнической разведки РТБ-93;
? активный буй излучатель ГБ-56Э;
• количество радиоканалов РГБ-до 64

ТЕПЛОТЕЛЕВИЗИОННАЯ СИСТЕМА
• обнаружение, сопровождение и распознавание надводных цепей;
• двa поля зрения (2 град х 2 град, 9 град х 12 град);
• угловая скорость сопровождения НЦ — до 20 град/с;
• угловая скорость переброса оси визирования — до 40 град/с;
• автоматическое сопровождение по целеуказанию от РЛС.
МАГНИТОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
• — обнаружение магнитных аномалий на дальностях до 900м
• определение наклонной траверзной дальности;
• -определение момента пролета траверза.

СИСТЕМА РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ
• диапазоны разведуемых частот — от 0.5 до 40 ГГц;
• безпоисковае мгновенное обнаружение — 360 град по азимуту;
• измеряемые параметры:
— несущая частота, точность -1,0 МГц
— направление, точность — f,5..3 град
• информационная емкость библиотеки опознавания — до 2000 типов РЭС

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 23.07.2015

Источники: материалы МВМС-2005 и МВМС-2007, npo-leninetz.ru, www.npo-karat.ru, взлёт 9/2014 сентябрь, ВТС «Бастион», bmpd.livejournal.com, armsdata.net, «Гудок» 06.09.2006 и др.

ПОИСКОВО-ПРИЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «МОРСКОЙ ЗМЕЙ» НА МВМС-2005 И МВМС-2007
ЦНПО «ЛЕНИНЕЦ»


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap