ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ. НОВОСТИ 2014

PROGRAM SURFACE OF MILITARY SHIPBUILDING. NEWS 2014

08.01.2014

Военно-морской флот России в ближайшее время планирует апробировать модульный принцип строительства боевых кораблей на одном из корветов, сообщил журналистам представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по ВМФ. Ранее главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявлял, что первый военный корабль, построенный по модульному принципу, флот может получить к 2018 году.
Принцип опробует совместная рабочая группа из представителей главного командования ВМФ, Военно-морской академии и Объединенной судостроительной корпорации. «Провести апробацию модульного принципа планируется в ближайшей перспективе на одном из корветов с небольшим водоизмещением», — говорится в сообщении. РИА Новости

ГОЛОВНОЙ КОРВЕТ «СТЕРЕГУЩИЙ» ПРОЕКТА 20380
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385

11.02.2014
Командование Военно-Морским флотом России отказалось от концепции корвета охраны водный районов (ОВР). Взамен планируется создание патрульных кораблей. Об этом главнокомандующий Военно-Морским флотом РФ адмирал Виктор Чирков заявил в блиц-интервью Центральному Военно-Морскому порталу.
Главкомат не видит перспективы в создании кораблей, ранее обозначенных как «Корвет ОВР». Одна из главных задач ОВР — обеспечение охраны и обороны сил ВМФ в районах военно-морских баз и на прилегающих к ним территориях. Эта задача теперь выполняется береговыми средствами наблюдения, стационарными гидроакустическими станциями и береговыми ракетно-артиллерийскими войсками, имеющими на вооружении противокорабельные ракеты разной дальности, а также противолодочную и ударную авиацию.
Отказавшись от корвета, ВМФ обратился к идее создания патрульных кораблей — менее вооруженных, но обладающих большей автономностью и универсальностью, способных, в том числе, выходить и в дальние походы. Разработкой проекта патрульного корабля будет заниматься ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро».

12.02.2014
Шесть судов-мишеней и один гидрографический катер для Тихоокеанского флота выпустит в этом году «Судостроительный завод имени Октябрьской революции». Об этом сегодня сообщила «Амурская правда».
По данным газеты, уже третий год Минобороны РФ является главным заказчиком для амурских корабелов. Также на предприятиии в этом году планируют начать строительство заправочного танкера водоизмещением 2500 тонн. Для завода это настоящий гигант — до этого здесь выпускали суда водоизмещением максимум 1100 тонн.
Сейчас на заводе работают около 580 человек, причем 15 процентов рабочих — приезжие из Китая, Украины, Приморья и Хабаровского края.

15.02.2014
«В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док) типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут.
Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК это позволит содержать десантные силы на должном уровне.
Проблемы «Грена» связаны в том числе с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 больших десантных корабля данного проекта.» – сказал руководитель департамента ГОЗ Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов в ходе прошедшей в Индии выставки DEFEXPO-2014 рассказал «Голосу России».

27.02.2014
Военно-морской флот России получит универсальную для всех типов кораблей электронную систему управления «Цитадель». По замыслу военных, она позволит сократить численность экипажа в два раза и расширит боевые возможности флота. Эксперты отмечают существенное отставание России от США по корабельным системам управления.
О планах по созданию новой интегрированной системы стало известно из документов по развитию ВМФ. Согласно техзаданию, «Цитадель» станет развитием существующей системы «Требование-М», разработанной в 2009 году в санкт-петербургском НПФ «Меридиан». Новейшая ее версия устанавливалась на фрегаты, которые Россия поставляла в Индию.
«Цитадель» может стать аналогом американской системы управления кораблем Aegis. На российских фрегатах проекта 20350 экипаж состоит из 200 человек. Внедрение новой системы позволит вдвое сократить это количество, отметил эксперт. Известия.ru

БОЕВАЯ ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА «ТРЕБОВАНИЕ-М»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ (ФРЕГАТ) ТИПА «АДМИРАЛ ГОРШКОВ» ПРОЕКТА 22350
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА «МЕРИДИАН»

24.03.2014

Заседание совета ВПК по кораблестроению под председательством члена ВПК Владимира Поспелова состоялось 20 марта в ОАО «НПО «Сатурн». Как сообщила пресс-служба ОАО «НПО «Сатурн», члены совета и приглашенные лица детально ознакомилась с историей, современной производственной и испытательной базой ОАО «НПО «Сатурн» и обсудили вопросы создания газотурбинных установок для перспективных кораблей и подводных лодок Военно-морского флота РФ.
В 2008 году была успешно завершена программа создания трех типов российских базовых автоматизированных высокоэкономичных корабельных ГТД 4-го поколения, способных обеспечить выполнение любой кораблестроительной программы ВМФ РФ, а также одного типа дизель-газотурбинного агрегата. В этот перечень вошли:
— ГТД М75РУ (разработчик – ОАО «НПО «Сатурн») максимальной мощностью 7000 л.с. Двигатель успешно прошел ГСИ в 2006 году;
— ГТД М70ФРУ (разработчик – ОАО «НПО «Сатурн») максимальной мощностью 14000 л.с. Двигатель успешно прошел ГСИ в октябре 2008 году;
— ГТД М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. (разработчик – ЗАО «Турборус» – совместное предприятие ОАО «НПО «Сатурн» и ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», Украина). Двигатель успешно прошел МВИ в 2006 году, а ДГТА на его основе – в 2008 году.
Несколько недель назад ВПК рассмотрела и одобрила проект долгосрочной программы военного кораблестроения до 2050 года. Эта программа пошла на утверждение руководства страны и позволяет даже таким крупным предприятиям, как «Сатурн», планировать свою деятельность не на три года в рамках текущего госзаказа, не до 2020-го года, а посмотреть за горизонт и строить долгосрочную политику.

МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М75РУ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

11.04.2014
Военно-морской флот России к 2016 году должен получить малозаметные для радиолокации корабли малого и среднего водоизмещения. Сведения об этом содержатся в документации по развитию ВМФ. Корпуса корветов и надстройки больших кораблей будут создаваться из композитных материалов с применением «стелс»- технологий. Это сделает корабли вдвое незаметнее для радиолокаторов, уменьшит их массу на 20% и повысит боевую эффективность. Эксперты отмечают, что из-за хрупкости композитов такие корабли найдут применение прежде всего на Черноморском флоте.
В профильном департаменте Минпромторга «Известиям» сообщили, что 9 апреля был подписан приказ, утверждающий проведение работ. Согласно документам ВМФ, цель проекта — создание перспективных типов надводных кораблей малого и среднего водоизмещения с использованием многослойных углеродных армирующих систем. «Разработка по корпусам и надстройкам должна быть ориентирована на корабли класса «корвет», длиной не более 100 м, и по надстройкам — для более крупных кораблей», — указано в документах. Решения должны обеспечивать снижение массы корпусных конструкций на 15–20%, уменьшение дальности радиолокационного обнаружения на 50–70%, снижение дальности обнаружения по тепловому излучению и магнитным полям на 20–40%. Служить такой корпус должен не менее 35 лет, не нуждаясь в ремонте.
Высокопоставленный источник в главном штабе ВМФ подтвердил «Известиям», что результаты разработки будут внедряться при проектировании кораблей различных классов — прежде всего корветов и противолодочных кораблей.
«Известия»

14.04.2014
В середине мая на Благовещенском судостроительном заводе завершатся основные работы по строительству гидрографического катера, который будет нести службу в рядах ВМФ России. Еще одно судно будет спущено на воду в августе. О заключительных этапах строительства корреспонденту ИА «Порт Амур» рассказали на предприятии.
Заказ на строительство двух гидрографических катеров Благовещенский судостроительный завод имени Октябрьской революции принял в ноябре прошлого года. Срок сдачи — 2014 и 2015 годы. Готовность одного из судов — 80%, другого — чуть меньше. Как заверили на предприятии, оба катера будут готовы к новому году. ИА Порт Амур

16.04.2014

Производство газотурбинных установок для кораблей российского ВМФ, оснащавшегося ранее украинскими двигателями, передано НПО «Сатурн», сообщил генеральный конструктор объединения Юрий Шмотин. Проведена работа с проектно-конструкторскими бюро в Санкт-Петербурге, сформированы технические требования по адаптации двигателей НПО «Сатурн», передает «Интерфакс».
Ранее президент России Владимир Путин потребовал дисциплинированно выполнять контрактные обязательства перед Украиной, но отметил, что Россия должна быть готова заместить украинские товары, а также скорректировать гособоронзаказ на случай, если этого потребует ситуация. Взгляд

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

17.04.2014

ВМФ России увеличит заказ на перспективные корветы (по старой классификации ? сторожевые корабли) проекта 22160 как минимум до 12 единиц, сообщили «Ленте.ру» источники в оборонно-промышленном комплексе. Корабли нового поколения будут служить на Северном и Черноморском флотах. Строительство серии будет вести Зеленодольский судостроительный завод в Татарстане, где в феврале 2014 года был заложен головной корабль данного проекта.
Причиной увеличения заказа на новые корветы стала острая нехватка современных кораблей дальней морской зоны в составе ВМФ России. Строящиеся сегодня корветы проекта 20380 типа «Стерегущий» и их модернизированного варианта 20385 имеют недостаточную дальность плавания и автономность. При избыточном для кораблей данного класса вооружении и количестве нового оборудования это удорожает проект и затягивает его освоение.
Предположительно, новый корвет в стандартном универсальном варианте будет оснащен 57-миллиметровой пушкой, зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), позволяющим применять ракеты «Калибр» и «Оникс». Лента.ру

ПАТРУЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ОТКРЫТОГО МОРЯ ПРОЕКТА 22160

23.04.2014
Президент России Владимир Путин предложил создать в российской части Арктики единую систему базирования кораблей, сообщает ИТАР-ТАСС. В рамках совершенствования арктической инфраструктуры планируется оборудовать пункты совместного базирования для кораблей и судов ВМФ России и пограничной службы ФСБ.
Выступая во вторник, 22 апреля, на заседании Совета безопасности России, глава государства особо подчеркнул необходимость повышения надежности охраны российских арктических рубежей. «В том числе, за счет усиления морской составляющей пограничной группировки ФСБ. Одновременно следует укреплять военную инфраструктуру, в частности, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения», — заявил Путин.

РОССИЯ И АРКТИКА

30.04.2014

Военно-морской флот РФ в 2014 году получит десять боевых кораблей. Об этом, как передает «РИА Новости», сообщил директор департамента гособоронзаказа ОАО «ОСК» Анатолий Шлемов в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, «в этом году мы должны сделать все, чтобы обеспечить выполнение заданий госзаказа по поставке кораблей. Я считаю, что войдут в строй десять боевых кораблей», – отмечает агентство.
Говоря о надводных кораблях, он заявил, что это корвет «Стойкий» проекта 23180, который успешно прошел испытания и сейчас находится на заводе. «Я думаю, что мы сдадим его ВМФ в конце мая, в июне месяце. Для ЧФ – это корабли проекта 11356. Дальше мы построим корабль связи. Кроме этого, малые ракетные корабли, ряд катеров специального назначения», – сказал он.
А.Шлемов выразил уверенность в том, что вертолетоносцы типа «Мистраль», строящиеся для ВМФ РФ, будут поставлены в срок (ранее Франция сообщала о возможной приостановке военно-технического сотрудничества с Россией). Как сообщил А.Шлемов, «первый корабль будет базироваться на ТОФ.

02.05.2014
Министерство обороны на официальном сайте разместило информацию о реализации списанных кораблей и судов Балтийского и Северного флотов
В их числе:
• два малых противолодочных корабля (МПК «Башкортостан» БФ проекта 133.1М 1988 года постройки и МПК-423 «Николай Маслов» СФ проекта 502П 1955 года);
• большой десантный корабль «Митрофан Москаленко» проекта 1174 1989 года постройки;
• два десантных катера БФ проекта 1176 1977 года;
• два базовых тральщика БФ проекта 1265 (БТ-44 и БТ-94 1985 и 1983 г.п.);
• семь рейдовых тральщиков БФ (два проекта 10750 РТ-341 и РТ-249 1988 и 1990 г.п.; один – проекта 12255 РТ-343 1990 г.п.; три проекта 12592 – РТ-139, РТ-141 и РТ-254 1990 г.п.; один проекта 13000 РТ-171 1986 г.п.);
• два судна контроля физических полей СФ проекта 1806/1806.1 («Академик Макеев» и 2 Борис Акулов» 1982 и 1986 г.п.);
• двух кабельных судов («Зея» и «Донец» 1969 и 1970 г.п.);
• пяти гидрографических судов (два проекта 871 ГС-204 и ГС-206 1970 и 1973 г.п.; проекта 872 ГС-388 и ГС-392 1979 г.п.; «Лаг» 1959 г.п.);
• морского буксира БФ проекта 733 МБ-162 1961 г.п.;
• рейдового буксира БФ проекта 737 РБ-17 1965 г.п.;
• водолазного морского судна проекта 522 ВМ-79 1959 г.п.;
• двух средних морских танкеров «Прут» и «Олекма» 1964 и 1971 г.п.;
• малого морского танкера «Яхрома» 1955 г.п.;
• двух плавучих кранов 1940 и 1957 г.п.;
• а также морские баржи и большое количество различных катеров (разъездных, учебных, рейдовых, санитарных, связи).
alexeyvvo.livejournal.com

06.05.2014
Украина задерживает поставки оборудования для оборонной промышленности России, сообщил журналистам в понедельник министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
По его словам, задерживается поставка газовых турбин для судостроительных предприятий России. «Это николаевский завод «Зоря-Машпроект» начал задержку поставок своего оборудования. Мы отправили запрос на Украину относительно того, подтверждают ли они поставки. Мы не получили ответа, но при этом мы не получили подтверждения того, что производители отказываются поставлять», — сказал Мантуров.
Он добавил, что ежедневно ведется мониторинг того, есть ли какие-то отказы от поставок технологического оборудования и комплектующих для российских предприятий. «По гражданским отраслям отказов от поставок никаких нет, и было бы странно услышать это от зарубежных поставщиков», — сказал министр.
Он отметил, что Россия в сфере ОПК занимается подготовкой производств для замены комплектующих, которые поставляются из-за рубежа. «Ряд других, но менее существенных, комплектаторов мы быстро, в случае отказа от поставок, заместим российскими производствами от шести месяцев до двух с половиной лет. У нас есть такие графики импортозамещения», — уточнил Мантуров. РИА Новости

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

15.07.2014

Научно-производственное объединение «Сатурн» к 2017 году обеспечит замещение импорта украинских морских газотурбинных двигателей, которыми оснащаются российские боевые корабли. Как сообщает пресс-служба предприятия, сегодня правительственная делегация во главе с Дмитрием Рогозиным посетила НПО «Сатурн».
Целью визита стало обсуждение вопросов ускоренного производства газотурбинных двигателей с учетом вызовов времени — импортозамещения и обеспечения заказов военной и гражданской техники.«В настоящее время НПО «Сатурн» выполняет работы по созданию сборочно-испытательного комплекса под морские газотурбинные агрегаты, который позволит испытывать любые агрегаты для всех типов кораблей военно-морского флота и гражданских судов. В ходе работ по формированию базы морского газотурбостроения созданы три двигателя: М70ФРУ (14000 л.с.), М75РУ (7000 л.с.) и М90ФР (27000 л.с.). К 2017 году предприятие обязуется выполнить все поставленные задачи по освоению полного цикла производства последнего двигателя и создания агрегатов на его базе», — говорится в сообщении. Помимо этого, НПО «Сатурн» обладает базой для испытаний перспективного направления деятельности в области газотурбостроения для военно-морского флота (газотурбогенераторы). Интерфакс-АВН

МОРСКОЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ М75РУ
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «САТУРН»

31.07.2014

Россия в состоянии построить собственный авианесущий корабль, если Франция откажется от поставок «Мистралей». Как заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, отечественное судно будет даже лучше, «потому что будет иметь ледовый класс для работы в холодных широтах».
«Я не думаю, что это (отказ от поставок «Мистралей») выгодно французскому президенту, это вызовет колоссальный кризис на соответствующей верфи, придется платить неустойку, ибо это все оговорено контрактом», — считает Рогозин.
При этом он подчеркнул, «когда мы заказывали эти корабли, тогда у нас не было технологии крупногабаритной сборки, теперь она у нас есть». По его словам, сдав авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») Индии в прошлом году, «мы продемонстрировали, что нам такие корабли по плечу, тем более, при наличии новых верфей на территории Крыма, где есть сухие доки, предполагающие возможность строительства кораблей такого класса». ИТАР-ТАСС

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ВЛАДИВОСТОК» ТИПА «МИСТРАЛЬ»

21.10.2014

24 октября 2014 года в Москве состоится заседание Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса на тему: «Развитие производства экранопланов гражданского и военного назначения в Российской Федерации. Законодательное обеспечение», с привлечением к участию представителей федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных и профсоюзных организаций, а также организаций, НИИ, ВУЗов авиационной и судостроительной отраслей промышленности.
Вопросы, планируемые к рассмотрению:
— «Состояние и направления развития экранопланостроения в мире»
— «Опыт, проблемы и перспективы исследований по экранопланной тематике в ФГУП «ЦАГИ»
— «Потребности и возможности экранопланного транспорта в решении проблем грузопассажирских перевозок»
Союз машиностроителей

18.11.2014

Четыре катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040 и два модульных поисково-спасательных катера проекта 23370 будут приняты в состав ВМФ России до конца 2014 года. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВМФ Игоря Дыгало. Катера проекта 23040 являются модернизированным вариантом водолазных катеров типа «Пеликан» и «Фламинго».
www.vpk-news.ru

11.12.2014

Проектирование и строительство российских универсальных десантных вертолетоносцев внесено в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года, сообщил ТАСС высокопоставленный источник в «оборонке».
«Строительство собственных десантных кораблей включено Военно-морским флотом в долгосрочную программу военного кораблестроения до 2050 года и одобрено министерством обороны. Там есть такие корабли, причем много», — заявил собеседник агентства.
По его словам, российскому флоту нужны универсальные десантные корабли, подобные вертолетоносцам типа «Мистраль» или «чуть поменьше по тоннажу и габаритам». Такой корабль, пояснил источник, решает намного больше задач, чем строящиеся большие десантные корабли проекта 11711 (типа «Иван Грен»).
Говоря о том, кто будет проектировать российский вертолетоносец, собеседник агентства упомянул Невское и Северное ПКБ, у которых «есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю». ТАСС

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11780

17.12.2014

Как сообщил Центральный военно-морской портал (ЦВМП), немецкая компания MTU приостановила поставки корабельных двигателей в Россию, продолжавшиеся даже после введения европейских санкций. Промышленники заверяют, что на темпы строительства кораблей для Военно-морского флота это не повлияет, так как импортным комплектующим уже найдена замена.
О приостановке поставок компанией MTU продукции двойного назначения, которой считаются в том числе и двигатели для кораблей ВМФ России, сообщил ЦВМП высокопоставленный источник в оборонно-промышленном комплексе.
Дизельные двигатели немецкой фирмы устанавливались на малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 («Буян-М»). Первые три МРК этой серии — «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» уже вошли в состав Каспийской флотилии, еще пять строятся на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане. Всего в рамках данного проекта запланирована серия из 12 кораблей. Представитель предприятия сообщил Центральному Военно-Морскому Порталу, что замена «санкционным» дизелям уже найдена и строительство кораблей приостанавливаться не будет.
Кроме того, двигатели немецкой фирмы предполагалось ставить на корветы проекта 20385, строящиеся в Санкт-Петербурге на Северной верфи. О замене главной энергетической установки ДДА12000 российского производства на немецкую MTU сообщал, в частности, гендиректор петербургского предприятия Александр Фомичев. В пресс-службе верфи корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала пояснили, что строительство серии будет продолжено с использованием отечественных дизелей производства «ОАО Коломенский завод», которыми оснащались корветы проекта 20380.

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 21631 ТИПА «БУЯН-М»
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385

ПРОГРАММА НАДВОДНОГО ВОЕННОГО КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap