ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДОВ И СУДОВ «КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА». DESIGN AND CONSTRUCTION OF RESEARCH VESSELS AND «SPACE FLEET» VESSELS»


ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ СУДОВ
И СУДОВ «КОСМИЧЕСКОГО ФЛОТА»
DESIGN AND CONSTRUCTION
OF RESEARCH VESSELS
AND «SPACE FLEET» VESSELS»

Жизнь человечества непосредственно связаны с использованием водных ресурсов Земли. Практически сразу, с появлением первых средств передвижения по водной поверхности начались исследования рек, озер, морей и океанов с целью получения необходимой информации для жизнедеятельности людей, возможности использования их богатств для своих нужд. Первоначально в реках, озерах и морях добывалась рыба, другие морские организмы и животные потребляемые в пищу. Затем в них стали искать полезные ископаемые.
Появление судов способных осуществлять мореплавание на большие расстояния и в суровых условиях непогоды позволило начать первые экспедиции с целью исследования и поиска новых географических объектов, материков, островов и континентов. Особо на этом поприще отличились морские державы — Испания, Португалия, Англия, которые заметно расширили свои колониальные владения. Заметный след в географических открытиях принадлежит и русским мореплавателям и морякам. В то время специальных исследовательских и экспедиционных судов не было, для этой цели использовались обычные гражданские суда и военные корабли.
Современные экспедиционные исследования является сложным производственным процессом, включающим подготовку личного состава, технического снаряжения (научные приборы и оборудование, трансп. средства, материальную базу, обеспечивающую питание, отдых, средства безопасности участников), доставку всех необходимых материалов к месту работ, рекогносцировку, фиксацию результатов наблюдения, обработку полученных материалов предварительно в морских условиях.
В настоящее время исследование морей, рек, озер и океанов производится с использованием специальных исследовательских судов, которые специально оборудованы для исследований и научных наблюдений в океанах, морях и озёрах. В зависимости от размеров и назначения имеют различные лаборатории, аппаратуру для наблюдений и обработки получаемых данных и палубные устройства (гидрология., траловые и др. лебёдки, установки для запуска метеорологич. ракет, радиолокац. установки и др.).
Научно-исследовательские суда (НИС) представляют из себя морские, озёрные и речные экспедиционные суда (ЭС), специально построенные или переоборудованные из других типов судов для проведения различных исследований в толще воды, на морском дне, в атмосфере и в космическом пространстве.
В зависимости от основного назначения имеют специализированные оснащенные соответствующей аппаратурой и приборами лаборатории и палубные устройства. Все наблюдения и исследования на НИС выполняются специальным составом научных и инженерно-технических работников с участием членов экипажа судов.
В СССР научно-исследовательские суда находились в ведении АН СССР и АН союзных республик, Главного управления гидрометеорологической службы (ГУГМС) СССР, министерства рыбной промышленности, министерства геологии, Главного управления навигации и океанографии МО СССР, министерства судостроительной промышленности, учебных заведений и других ведомств.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА

Одно из первых экспедиционных судов «Персей» было построено в 1922 специально для изучения северных морей. Но в основном, до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. все исследования проводились на временно приспособленных под экспедиционные цели транспортных, ледокольных, рыбопромысловых и гидрографических судах. Например, в период проведения 2-го Международного полярного года в 1932 СССР провёл на подобных судах в морях Арктики 27 морских экспедиций.
Первые отечественные гидрографические суда арктического плавания начали проектироваться ЦБМС (Руководил проектированием инженер-кораблестроитель Л.М.Ногид) в 1932 г. сразу в двух вариантах — большого и малого типа. Прототипом для судна большого типа был избран хорошо себя зарекомендовавший ледокольный пароход «Георгий Седов», построенный в Глазго в 1908—1909 гг. Конструкторы решили несколько изменить обводы, сохранив прежний стандарт прочности.
Ледокольные гидрографические суда типа «Г. Седов» при водоизмещении в грузу 3700 т, мощности двух паровых машин 2400 л. с, скорости 13 уз имели главные размерения 80,6 х 13,0 х 5,6 м. Обводы были ледокольной формы, наклон форштевня у ГВЛ — 30°, подзор — ложкообразный, корма — транцевая, удобная для постановки буев и других средств ограждения, но имеющая слабую защиту от сжатия и напора льда на перо руля и гребной винт. Длина носовой ледокольной части составила 20% от наибольшей длины судна. Непотопляемость сохранялась при затоплении одного отсека. Ледовые подкрепления по всей длине корпуса выполнялись в виде рамных шпангоутов и стрингеров, толщина наружной обшивки составляла 16 мм, а с усилениями в носу — до 22 мм .
Заложенные по этому проекту в 1934 г. гидрографические суда «Мурман», «Океан» и «Охотск» строились на ленинградском заводе им. А. Марти по передовой для тех лет технологии – секционной сборке. Масса секций при постройке гидрографических судов составила от 3 до 5 т. На одном стапеле было заложено сразу два судна. По окончании постройки «Океан», «Охотск» и «Мурман» в 1936—1937 гг. вошли в состав ВМФ. Летом-осенью 1937 г. «Океан» и «Охотск» совершили переход на Дальний Восток по трассе Северного морского пути, где они показали хорошие качества и подтвердили верность основных проектных решений. «Мурман», включенный в состав Северного флота, получил известность, сняв папанинцев с дрейфующей льдины (1938 г.).
Гидрографические суда «Камчадал», «Партизан» и «Полярный» были построены в 1934—1938 гг. по проекту, представлявшему собой уменьшенный вариант судна типа «Г. Седов», и получили обобщающее название типа «Челюскин». При полном водоизмещении 1560 т, мощности двух паровых машин 700 л. с. и скорости 10,5 уз они имели главные размерения 64,3 х 10,3 х 3,4 м. Корпуса судов, изготовленные на заводе им. А.А.Жданова, выполнялись частично с применением электросварки. Достройку судов осуществлял другой ленинградский завод — им. А. Марти.
В 1938 году «Партизан» и «Полярный» совершили переход из Крондштадта во Владивосток через Панамский канал. При плавании в Атлантическом и Тихом океанах они показали вполне не плохие мореходные качества.
На заводе им. А. Марти в Ленинграде в те же годы была построена также серия (4 единицы) гидрографических судов меньших размеров типа «Норд». При водоизмещении 860 т они имели длину 56,8, ширину 9,3 и осадку 3 м. Мощность их механизмов составляла 600 л. с, скорость 11 уз и дальность плавания 5300 миль. Подобно своим «старшим собратьям» (судам типов «Г. Седов» и «Челюскин») они были приспособлены к плаванию во льдах и имели на борту промерные катера. Несколько гидрографических судов («Волнорез», «Вал» и др.) в 1936—1939 гг. было построено на базе корпусов и механизмов морских 400-сильных буксиров.
На небольших верфях Белого моря во второй половине 1930-х гг. строились также деревянные парусно-моторные гидрографические и научно-исследовательские суда «Академик Шокальский», «Папанин», «Полярник», ‘Торос», «Шторм» и др. (всего 12 единиц). Они имели водоизмещение 411 т (размерения 33,1 х 4,7 х 3,6 м — высота корпуса) м. Дизельная установка мощностью 200 л. с. обеспечивала судам скорость до 10 уз.
Уже после войны было введено в действие научно-исследовательское судно (НИС) «Витязь» водоизмещением 5546 т, которое в течение 18 лет являлось флагманом советского экспедиционного флота. Оно было построено в Германии в 1939 как банановоз под назв. «Марс». «Витязь» имел 12 лабораторий аэрометеорологич., океанографич., биологического и геолого-геофизического профилей. С 1949 «Витязь» вел комплексные исследования в Дальневосточных морях, Тихом и Индийском океанах. Экспедициями Института океанологии АН СССР на «Витязе» были собраны новые океанографические, биологические и геологические данные, изучен ряд глубоководных впадин в Тихом океане, измерена (в 1958) макс, глубина Мирового океана (в Марианской впадине — 11 022 м). На нем совершено 65 экспедиций. В 1979 «Витязь» был поставлен на вечную стоянку в Калининградском порту и стал частью Музея Института океанологии РАН.
В 1950-х гг. советский научно-исследовательский флот пополнился научно-исследовательским судном «Академик А.Ковалевский», предназначавшимся для гидробиологических исследований Мирового океана. Оно было построено в 1949 как рыболов, траулер и названо по имени биолога А. О. Ковалевского. Переоборудовано в НИС производилось на Севастопольском судоремонтном заводе и передано Институту биологии южных морей АН Украины. В течение 1954-1987 гг. НИС выполнило 108 рейсов в Черное, Средиземное, Красное моря. Где были собраны обширные и ценные сведения о гидрологии и биологических ресурсах изучаемых районов. В 1962-1965, по приглашению АН Кубы, «Академик А.Ковалевский» работал в морях, омывающих остров Куба, с советско-кубинской научной экспедицией на борту. На судне имелись гидрологические, гидрохимические-гидробиологические лаборатории. Длина 38,5 м, водоизмещение 455 т, мощность главного двигателя 265 кВт, скорость 9 уз. Экипаж 25 чел., научный персонал 15 чел.
Первые специально построенные (не переоборудованные из судов другого назначения) научно-исследовательские суда были спроектированы в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Это были суда для геофизических исследований в прибрежной зоне (пр. 1888A), созданные на базе средних рыболовных траулеров, и экспедиционные суда погоды «Ю. М. Шокальский» и «А. И. Воейков» (пр. 224М), созданные на базе больших морозильных рыболовных траулеров. На суда погоды водоизмещением 3,6 тыс. т были установлены станки для запуска метеорологических ракет и аппаратура приема и обра¬ботки телеметрической информации.
Выход отечественного ВМФ из прибрежной зоны в океанские районы потребовало расширить работы по изучению морей и океанов. При этом значительное внимание необходимо было уделять изучению гидрологических условий в океанах и морях, что было необходимо в первую очередь для обеспечения плавания подводных лодок в удаленных районах Мирового океана. Поэтому уже в начале 1960-х годов, наряду с научно исследовательскими судами Академии наук СССР, специально для изучения специфических вопросов океанографии, имеющих военное значение, было постепенно развернуто широкое строительство крупных гидрографических судов для работы в удаленных районах Мирового океана.
Однако большая часть судов навигационного и гидрографического обеспечения для ВМФ СССР строилась на зарубежных верфях, в ГДР и Польше. Из судов отечественной постройки флот пополнился экспедиционным океанографическим судном пр. 514 водоизмещением около 2636 т. Одно судно «Адмирал Невельской» построено в 1961 г. в Севастополе, проектирование выполняли ЦКБ-32, затем ЦКБ-17 (главный конструктор Д. Н. Загайкевич). Двухвальная дизельная главная энергетическая установка обеспечивала скорость полного хода 15 узлов, а запасы топлива — дальность плавания 11 000 миль. НИС было снабжено промерными катерами (4 един), гидроакустической станцией и специальными лабораториями.
В 1960 г. на заводе 190 в Ленинграде в гидроакустические экспедиционные суда пр. 221, 222 (ЦКБ-53, главный конструктор Я. Пикус) переоборудовали два судна финской постройки водоизмещением около 4600 т. В 1958—1960 гг. в экспедиционные гидрометеорологические суда пр. 224 (ЦКБ-21) переоборудованы два траулера пр. 394 водо¬измещением 3600 т.
Во второй половине 1950-х гг. на заводе 640 (Сосновская судоверфь) началась постройка гидрографических ботов пр. 376У (ЦКБ-19), верфь ВМФ в Лазаревском поставляла деревянные промерные боты пр. 382К (ЦКБ-5). В первой половине 1960-х гг. в гидрографические исследовательские суда переоборудованы три буксира пр. АТ-202. Тогда же в Польше началась постройка для ВМФ СССР океанографических и гидрографических судов пр. 850, 860, 871 и др.
На верфи им. Барского, г.Щецин по пр.850 была построена крупная серия ЭОС среднего водоизмещения (полное водоизмещение 3 123 тонн, скорость полного хода 16.5 узлов). Головное судно пр.850 «Николай Зубов» было построено в 1964 г. Всего было построено до 1967 года 11 ЭОС этого проекта (3 переоборудованы РЗК). В 1974-79 годах на той же верфи было построено 6 самых крупных ЭОС пр.852. Полное водоизмещение превышало 9 000 тонн, скорость полного хода 19 узлов, а со скоростью 15 узлов дальность плавания достигала 18000 миль. На судне был оборудован ангар и площад¬ка для вертолета Ка-25. Головное судно пр.852 «Академик Крылов» было сдано ВМФ в 1974 г. С 1978 по 1990 годы для ВМФ СССР строятся последовательно две серии НИС среднего водоизмещения. Вначале было построено 18 НИС пр.862 (1977-83 годы), а затем 2 НИС пр.873 (1990 и 1991 годы). Эти суда имели полное водоизмещение от 2 500 до 3 500 тонн, скорость 15 узлов и дальность плавания до 9 000 миль. Два ГС пр.862 позже были переоборудованы в РЗК, причём установили три 25-мм автомата 2М-ЗМ и два 12.7-мм пулемёта.
Вначале с 1962 по 1965 годы была построена в Польше на Северной верфи в г.Гданьске серия малых НИС пр.860 из 16 судов С 1967 по 1973 годы на этой же верфи была построена серия МГС пр 861 из 20 судов. Эти суда имеют полное водоизмещение от 1 280 до 1 500 тонн, скорость полного хода 15 узл. С 1968 по 1970 год была построена серия МГС пр.870 из 14 судов, а с 1970 по 1974 год серия НИС пр.871 из 18 судов. Основные ТТЭ судов этих проектов очень близки. Полное водоизмещение составляет около 700 тонн, скорость хода 13 узлов. Последняя серия НИС пр.872 была построена с 1978 по 1983 годы и включала 23 судна. Полное водоизмещение у этого НИС достигло уже 1 200 тонн.
В 1962-1964 годов в ГДР было построено 3 НИС типа «Полюс» на базе транспортных дизель — электроходов. Из них два суда, «Балхаш» и «Байкал», были переоборудованы по пр.1537 специально для проведения исследовательских работ в области гидроакустики и океанографии Полное водоизмещение составляло более 6300 т, скорость полного хода 13.5 узлов. В 1972-73 годах в г Висмаре было построено 4 ЭОС типа «Абхазия» (позже пр.976) с полным водоизмещением в 7 260 т и со скоростью полного хода 17.5 узлов. Впервые на ЭОС был оборудован ангар и площадка для вертолета Ка-25. Это были последние НИС построенные в ГДР для ВМФ СССР.
Для работы на рейдах в гаванях и в устьях рек были предназначены рейдовые гидрографические катера (РГКА).В период с 1955 по 1965 гг. строились РГКА пр 1896 водоизмещением около 125 тонн (созданные как и водолазные боты пр.522 на базе унифицированного корпуса и энергетической установки). Всего было построе¬но около 80 РГКА этого проекта.
Кроме строительства специальных НИС велись систематические закупки различных сейнеров и других мелких судов водоизмещением от 50 до 500 тонн и приспособление их под гидрографические суда и катера. Всего с 1945 по 1991 год для ВМФ СССР было построено более 138 гидрографических НИС и более 80 РГКА специальной постройки.
Для определения шумности подводных лодок и надводных кораблей при различных режимах работы механизмов в 1956— 1957 гг. строили плавучие гидроакустические контрольные станции пр. 513 в корпусе морского тральщика пр. 254 (ЦКБ-51). К работе были привлечены заводы в Керчи и Ленинграде.
В 1950—1960-х гг. в связи с интенсивным развитием изучения океанов и морей появились суда, специально спроектированные и построенные как серийные НИС (например, «Академик Курчатов»), а с середины 1960-х гг. — новый тип НИС, оснащенных для исследований с океанских акваторий верхних слоев атмосферы и космоса, флагман этих судов «Космонавт Юрий Гагарин» — самое крупное судно в мире.
В середине 1970-х гг. Хабаровский завод им. С. М. Кирова начал серийную постройку унифицированных научно-исследовательских судов водоизмещением около 1100 т в модификациях, предназначенных для гидрометеорологических, океанологических, геофизических и вулканологических работ (пр. 1532, 1614, 1615, 16151). Всего было построено 24 единицы.
В 1964 г. вступило в строй первое отечественное научно-промысловое судно «Академик Книпович» (пр. 399), построенное заводом 444. Судно, предназначенное для проведения комплексных рыбохозяйственных исследований в различных районах Мирового океана, спроектировано на базе БМРТ типа «Маяковский» и по сво¬ему архитектурному типу являлось траулером кормового траления. Полное водоизмещение 3730 т, мощность главного двигателя 2000 л. с. Архитектура судна, его компоновка и оборудование, отличные мореходные качества, а также повышенная маневренность благодаря наличию активного руля создавали хорошие условия для проведения научных работ в океане и отработки новых видов орудий лова и производственного оборудования.
Основу озёрных и речных НИС составляют приспособленные или перестроенные речные суда и катера. Наиболее совершенные речные НИС имеются в институте биологии внутренних вод АН СССР в бассейне р. Волги («Академик Топчиев», «Борок», «Наука»), на озере Байкал («Г. Ю. Верещагин»), НИС «Меркурий» Главгидрометслужбы и другие.
В 1970-е годы отечественные судостроители продолжили строительство серий научно-исследовательских судов, начатое в предшествующей пятилетке. Это суда для ведения гидрометеорологических наблюдений, геолого-геофизических и гидробиологических исследований, а также для изучения Подводного вулканизма. Все эти суда, несмотря на различное назначение, создаются по унифицированному проекту, т. е. их главные размерения, состав энергетической установки и общесудового оборудования, а также размещение жилых и служебных помещений приняты одинаковыми.
В зависимости от назначения судна меняются только номенклатура и количество лабораторий, состав научно-исследовательской аппаратуры и оборудования. Благодаря межпроектной унификации удалось значительно уменьшить объем рабочей документации, а также организовать постройку судов в едином технологическом потоке с применением однотипной оснастки, что позволило в конечном итоге снизить сроки и стоимость их строительства.
Несмотря на сравнительно небольшие размеры (водоизмещение каждого судна составляет около 1000 т), такие суда обладают значительной дальностью плавания (10 тыс. миль), достаточной автономностью (40 сут), на них размещаются до 10 лабораторий общей площадью свыше 100 м2, в которых могут работать 15 научных сотрудников.
Поскольку научно-исследовательские суда должны обладать повышенными мореходными качествами, маневренностью и устойчивостью на малом ходу (для возможности проведения работ с буксируемыми системами), на них установлены пассивные успокоители качки, носовое подруливающее устройство и винт регулируемого шага в поворотной насадке, обеспечивающий плавное регулирование скорости от нуля до полной. Управление винтом регулируемого шага и подруливающим устройством осуществляется не только из рулевой рубки, но и с открытого верхнего мостика, что значительно удобнее при выполнении маневров в процессе работы с опускной научной аппаратурой.
Рейсы научно-исследовательских судов, как известно, длятся до полугода, поэтому на унифицированных судах большое внимание уделено созданию максимально возможных на относительно небольшом судне удобств для экипажа и научного персонала. Размещаются они в одно- и двухместных каютах, часть из которых оборудована душевыми кабинами. Во всех жилых и служебных помещениях предусмотрена центральная система зимнего и летнего кондиционирования воздуха. Оборудование жилых и общественных помещений отвечает современным требованиям эстетики.
По заказу гидрографического предприятия Минморфлота ЦКБ-15 разработало проект дооборудования ледокола проекта 97 для выполнения гидрографических работ в Арктическом бассейне. В соответствии с ним на ледоколе предусматривалась лабораторная зона площадью 50 м для размещения научных лабораторий, рассчитанных на 14 сотрудников. Первое такое судно — «Петр Пахтусов» (пр. 97А) — было сдано в эксплуатацию в декабре 1966 г. На ледоколе «Петр Пахтусов» было смонтировано опытное гидроомывающее устройство, получившее в дальнейшем распространение на арктических ледоколах. В 1969 г. вошел в строй еще один гидрографический ледокол пр. 97Б водоизмещением около 3300 т, спроектированный ЦКБ «Айсберг» и построенный в Ленинградском Адмиралтейском объединении.
Для проведения комплексных исследований в области океанографии, метеорологии, ледоведения и геофизики в Северном полярном бассейне предназначен новый научно-исследовательский ледокол, названный именем известного советского ученого, организатора полярных исследований академика О.Ю.Шмидта.
Ледокол „Отто Шмидт» может выполнять широкий круг исследований, связанных с взаимодействием океана и атмосферы в малоизученной переходной зоне от чистой воды к мощным дрейфующим полярным льдам. При сравнительно небольших размерах (длина 73 м, ширина 18 м, водоизмещение 3650 т) на ледоколе размещены в одном блоке оснащенные новейшим оборудованием гидрографическая, метеорологическая, океанологическая, актинометрическая, синоптическая, ледоисследовательская и другие лаборатории, а также вычислительный центр, который накапливает и обрабатывает обширную научную информацию.
30 научных работников могут вести исследования в полном объеме не только в свободном плавании, но и при вынужденных дрейфах в тяжелых льдах. Для этого на судне оборудована шахта для опускания приборов в глубины океана. Специальная охлаждаемая лаборатория позволяет изучать арктические льды в условиях, максимально приближенных к натурным.
Не пополняя запасов топлива, ледокол может совершать самостоятельное плавание более полутора месяцев. Его двухвальная дизель-электрическая установка мощностью 5400 л. с. обеспечивает высокую маневренность, необходимую при автономном плавании во льдах и выполнении исследовательских работ в ледовых условиях.
В октябре 1979 г., по завершении испытаний в Балтийском море, „Отто Шмидт» впервые пересек Северный полярный круг и после захода в порт приписки Мурманск приступил к своей многотрудной работе по программе „Карский эксперимент».
В 1966—1977 гг. в Рыбинске и Николаевске-на-Амуре для военно-морского и транспортного флотов построено около 130 морских гидрографических ботов пр. 1896 водоизмещением 130 т, два из которых — учебные (ЦКБ «Балтсудопроект»). В 1993 г. в Рыбинске передан заказчику головной морской гидрографический бот нового поколения пр. 16611 водоизмещением около 300 т (ЦКБ «Нептун»). С 1979 г. в Сосновке на базе катера пр. 1415 строится рейдовый гидрографический бот пр. Г1415 водоизмещением около 45 т (ЦКБ «Редан»).
Среди научно-исследовательских судов, построенных в СССР, следует отметить суда пр. 1846, 1924С и 1924У. Первое, водоизмещением около 10 000 т, построено для ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова в 1981 г. на заводе «Океан» в Николаеве (ЦКБ «Изумруд», главный конструктор И. М. Багненко) и получило на¬звание «Академик Алексей Крылов». Судно, лабораторный комплекс которого разработан институтом, существенно расширило возможности исследований физических полей кораблей и физики океана .Два последних судна построены на «Океане» в 1985—1988 гг. для проведения гидроакустических исследований (ЦКБ «Балтсудопроект», ЦКБ «Изумруд», ЦКБ «Черноморсудопроект»).
Уникальные исследования фоновых электромагнитных характеристик в различных районах Мирового океана были выполнены с помощью научно-исследовательского судна «Академик Алексей Крылов» (водоизмещение около 10 000 тонн). Исследования электромагнитных полей на Балтике проводились с помощью специального судна-изме¬рителя «Профессор Павловский».
В конце 1970-х гг. для испытания новых гидроакустических станций началась разработка уникального плавучего стенда пр. 16860 (ОКБ ЛАО, главный конструктор В. В. Педуре), однако строительство, начатое в 1987 г. в Ленинградском Адмиралтейском объединении, не завершено. Стенд, спущенный на воду и готовый на три четверти, так и не был достроен.
Для испытания различной техники в 1960-1980-х гг. были постро¬ены плавучие лаборатории меньшего водоизмещения пр. 1534 (ЦКБ «Изумруд»), 1793 (ОКБ ЛАО), 14840 (ЦКБ «Монолит»), 1932 (ЦКБ «Черноморец»), 05090 (ЦКБ «Вымпел»), 10360 (ЛЦПКБ ММФ), 02546 (Западное ПКБ) и др. Продолжалось создание плавучих стендов для испытания различных комплексов вооружения. Для испытания техники переоборудовались также ранее построенные суда. Так, на рубеже 1980-х гг. для обеспечения глубоководного аппарата пр. 1906 в Севастополе и Владивостоке по пр. 1852 переоборудовали два судна пр. 1541, а также плавучий док пр. 764П (Приморское ЦКБ). Пр. 545 экспедиционного судна — носителя подводных аппаратов, разрабатывавшийся в 1960—1970-х гг. Западным ПКБ, остался невостребованным.
Третье и четвертое десятилетия послевоенного кораблестроения (период с 1965 по 1985 гг.) характерны проведением систематических экспедиционных исследований на научно-исследовательских судах (НИС) «Байкал», «Балхаш», «Петр Лебедев», «Сергей Вавилов», «Академик Николай Андреев», «Академик Борис Константинов», «Михаил Ломоносов», «Витязь», «Академик Курчатов», «Академик Мстислав Келдыш», «Академик Вавилов», «Академик Иоффе», «Дмитрий Менделеев», «Профессор Штокман» и др. по изучению океанологических и акустических свойств морей и океанов, углублением, на базе банка полученных данных по характеристикам среды, теоретических исследований по пространству до нескольких тысяч километров и уточнением динамических моделей структуры акустических полей в наиболее важных ре¬гионах планеты с решением проблемы высокоточного разрешения местоположения цели.
Акустическим институтом на НИС было выполнено 23 экспедиции в оперативно-важные районы океана. Институтом океанологии АН СССР (РАН) — около 200 в наиболее интересные в океанологическом отношении районы Мирового океана и шельфовые зоны. Кроме того, Акустическим институтом были организованы и совместно с НИУ ВМФ проведены несколько экспедиций в Арктический район на дрейфующих станциях «Северный полюс».
Кроме академических институтов, Научный совет по гидрофизике привлек к своей тематике большое число промышленных научно-исследовательских и конструкторских организаций, среди которых наибольшую роль играют ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, Акустический институт, «Морфизприбор», «Гранит», ВНИИФТРИ, НПО «Комета». По инициативе Научного совета осуществлено финансирование постройки в Финляндии двух судов («Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе»), специально приспособленных для акустических исследований в океане.
В настоящее время Зеленольским ПКБ разработан проект научно — исследовательское судно разведки углеводородного сырья «Сейсморазведчик». Назначение — сейсмическая разведка и мониторинг прибрежных морских районов на наличие залежей углеводородов, определение контура и состава сырья месторождений.
Для выполнения задачи на судне предусмотрены: четыре буксируемые сейсмоприёмные антенны, комплекс координации буксируемых приборов, информационно-вычислительный комплекс, два комплекта пневмо (сейсмо) излучателей, навигационно-гидрографический комплекс, механизмы спуска-подъёма антенн и пневмоизлучателей, взлётно-посадочная площадка для лёгкого вертолёта Ка-226 Проект разработан на базе серийного научно — исследовательского судна пр.1806 «Звук», которое строится Зеленодольским заводом им. Горького

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА РАЗВЕДКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ «СЕЙСМОРАЗВЕДЧИК»
Класс Морского Регистра КМ ЛУ3 А2
Длина наибольшая, м 80
Ширина габаритная, м 14,7
Осадка габаритная, м 3,9
Водоизмещение полное, т 1730
Главные двигатели, кВт 2х1030
Скорость хода, уз 13,5
Дальность плавания (10 уз.), миль 5800
Дальность плавания с буксируемой системой (4 уз.), миль 2300
Автономность, сут 30
Экипаж, чел 56

Проектирование и строительство судна проекта 22280 осуществлялось в рамках реализации «Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года», утвержденной в 2010 году. Технический проект 22280 судна разработан ЦКБ «Балтсудопроект» ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова» (главный конструктор — Е.С. Былинович).
«Академик Трёшников» — научно-экспедиционное судно, построенное для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет). Новый флагман научно-экспедиционного флота заменит судно «Академик Федоров» и предназначается для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции: замена персонала антарктических станций; доставка грузов с выгрузкой на необорудованный берег и лед; проведение научно-исследовательских работ в океане и изучение природных ресурсов и явлений; вывоз отходов и мусора из Антарктики. Судно обеспечивает комфортные условия работы экипажу и экспедиции при температуре окружающего воздуха до минус 40 0С. Район плавания судна неограничен, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях.
1 декабря 2008 г. заключен государственный контракт стоимостью 5,3 млрд рублей на строительство нового научно-экспедиционного судна для Российской антарктической экспедиции между ОАО «Адмиралтейские верфи» и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Закладка судна «Академик Трёшников» на «Адмиралтейских верфях» была произведена в июне 2009 года, спуск на воду — 29 марта 2011 года.
Новый флагман научно-экспедиционного флота заменит судно «Академик Федоров». Судно предназначается для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции:
замены персонала антарктических станций;
доставки грузов для антарктических станций с его выгрузкой на необорудованный берег и лед;
проведения научно-исследовательских работ в океане и изучение природных ресурсов и явлений;
вывоза отходов и мусора из Антарктики.
Судно спроектировано центральным конструкторским бюро «Балтсудопроект» (филиал «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова») с использованием многолетнего опыта эксплуатации судов в условиях Антарктиды и обеспечивает комфортные условия работы экипажу и экспедиции при температуре окружающего воздуха до минус 40С.
Судно сочетает в себе функции ледокола, танкера-сухогруза, пассажирского судна и научно-исследовательской базы, имеет усиленный ледовый корпус, оснащено современным навигационным оборудованием, двумя вертолетными площадками, оборудовано научно-исследовательскими лабораториями, которые позволяют проводить оперативную обработку результатов океанографических исследований, зондирования атмосферы и других научных экспериментов.
Судно обеспечивает комфортные условия работы экипажу и экспедиции при температуре окружающего воздуха до минус 40 °C. Район плавания неограничен, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях.
Строительство НЭС «Академик Трёшников» стало первым шагом в выполнении поручения Президента РФ и Морской коллегии о расширении деятельности России в морях Арктики, Антарктики и в Мировом океане. С его вводом в строй начнется новый этап деятельности России в Полярных регионах.
Район плавания неограниченный, включая одиночное плавание и дрейф в ледовых условиях арктических морей и плавание в тропических морях
Температурный режим эксплуатации:
— температура воды – минус 2С…плюс 32С
— температура воздуха – минус 40С…плюс 35С
Класс Российского Морского Регистра Судоходства КМ* ARC 7 AUT 2 Special purpose ship (в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов», РМРС, 2007 г.)
ОАО «Адмиралтейские верфи» 23 июля 2012 года приступило к проведению заводских ходовых испытаний завершенного строительством на предприятии научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» проекта 22280 (заводской номер 02440). Программа испытаний, проходящих в Финском заливе, в районе острова Гогланд, рассчитана на 11 суток.
С 21 декабря 2012 года по 11 апреля 2013 года НЭС «Академик Трёшников»в выполнило свой первый антарктический рейс.
01 февраля 2014 гола в 23:50 по местному времени НЭС «Академик Трёшников» вышло из порта Санкт-Петербург в свой второй антарктический рейс.

Проект 22010 (шифр «Крюйс») океанографического судна разработан в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» и включает в себя новейшие разработки российских конструкторов. Полное водоизмещение океанографического судна составляет 5230 тонн, длина – 108,1 метра, ширина – 17,2 метра.
Судно является носителем обитаемых автономных глубоководных аппаратов. «Янтарь» помимо научного оборудования несет обитаемые глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», способные погружаться на глубину до 6 тысяч метров, а также несколько необитаемых. Контракт на строительство был подписан с Главным управлением глубоководных исследований министерства обороны РФ в феврале 2009 года.
Судно (зав. №01602) заложили 8 июля 2010 года, в день 65-летия завода «Янтарь», и в честь этой юбилейной даты новостройке дали имя предприятия. На ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде строительство судна велось для Главного управления глубоководных исследования (ГУГИ) Министерства обороны России. Из эллинга цеха № 178 завода корпус судна был выведен 31 мая 2012 года. Церемония спуска на воду (фактически вывода в спусковой плавучий док) состоялась 5 декабря 2012 года, а фактический спуск на воду из дока – 14 декабря 2012 года.
Строительство судна «Янтарь» ведется с отставанием от графика – если ранее начало государственных испытаний было запланировано на 2013 год, а сдача судна – на 2014 год, то сейчас только начаты заводские ходовые испытания. 13-14 ноября 2014 года из Балтийска состоялся первый выход на заводские ходовые испытания океанографического исследовательского судна «Янтарь» проекта 22010 (заводской номер 01602). Океанографическое судно нового поколения «Янтарь» 22 марта 2015 г. вышло в море для проведения государственных ходовых испытаний.
В рамках морской части госиспытаний на Балтике представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем «Янтаря» и членами государственной приемной комиссии проверят маневренные и скоростные характеристики судна, надежность всех агрегатов, систем и узлов, навигационных, радиотехнических и других средств, которыми оснащен этот корабль нового поколения, уточнил представитель завода.
По результатам плавания, которое продлится 10 суток, будут сделаны выводы о готовности океанографического судна к передаче заказчику, либо необходимости новых выходов в море. 9 апреля 2015 года завершены государственные ходовые испытания океанографического судна проекта 22010 «Янтарь», построенного на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (входит в АО «Объединённая судостроительная корпорация»).
Программа испытаний была успешно выполнена в интенсивном режиме за два выхода судна в Балтийское море. В ходе проверки судно показало безупречную работу всех систем и механизмов и подтвердило соответствие своим техническим характеристикам. Испытания «Янтаря» провела сдаточная команда завода совместно с личным составом судна в присутствии государственной приёмной комиссии.

Государственный контракт на изготовление и поставку для нужд Министерства обороны РФ новейшего судна заключен 1 августа 2012 года. Многоцелевое судно усиленного ледового класса предназначено для поисково-спасательных работ, морской транспортировки большегрузных и крупногабаритных образцов и контейнеров морской техники, научно-исследовательского и испытательного оборудования, военной и специальной техники. Возможно использование судна в интересах исследования шельфа, перевозки участков трубопроводов и т.д.
В состав Военно-морского флота России новое судно должно войти в конце 2016 года. Приказом главкома ВМФ строящемуся судну было присвоено имя «Академик Александров». Инициатива увековечить память Анатолия Петровича Александрова – выдающегося отечественного физика, одного из отцов отечественного атомного подводного флота – принадлежит трудовым коллективам, ЦКБ МТ «Рубин», ЦМКБ «Алмаз» и Центра судоремонта «Звездочка». Судно предназначено для проведения исследовательских и научных работ на шельфе арктических морей, обеспечения работы морской арктической техники, спасательных операций в Арктике.
ОИС «Академик Александров» способно вести мониторинг районов деятельности флота, районов проведения испытаний, мест нахождения потенциально опасных донных объектов, районов экономической деятельности, выполнять установку в них донного навигационного, контрольно-измерительного и другого оборудования.
Двойное назначение судна позволяет проводить поисково-спасательные операции, дноуглубительные работы, буксировку, установку и перегрузку военной и специальной техники, обследование и подъём затонувшей морской техники, включая объекты, представляющие потенциальную или действительную экологическую опасность.

Крыловский государственный научный центр представил на VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге 4-6 декабря 2017 года модель и информацию по научно-экспедиционному судну для Арктики. На модели было начертано имя «Академик Алексей Крылов».
Класс судна PC: KM * Arc7 [2] AUT2-C OMBO DYNPOS-2 REF EPP ECO-S HELIDECK Special purpose ship
Функции
• Замена персонала исследовательских станций.
• Доставка грузов для арктических станций.
• Научно-исследовательские работы в океане.
• Изучение природных процессов и явлений.
• Вывоз отходов и мусора из Арктики.
Особенности:
• Спаренный кран грузоподъемностью 2×25 тонн для обслуживания грузовых трюмов, грузовой носовой площадки и погрузки тяжеловесов.
• 2 крана грузоподъемностью 2 тонны для погрузки провизии на верхней палубе и 2 крана анало¬гичной грузоподъемности для погрузки баллонов и обслуживания носовой грузовой площадки.
• Базирование одного вертолета Ми-8 с хранением на вертолетной площадке.
• Водолазный комплекс для выполнения осмотровых работ на глубинах до 12 м.
• Научно-исследовательский комплекс: 17 стационарных лабораторий и постов, 4 мобильные лаборатории в 20-футовых контейнерах, П-образная рама грузоподъемностью 30 тонн, два крана грузоподъемностью 12 тонн, кабель-тросовые лебедки, поворотные кран-балки и т.д. для работы с опускаемым и буксируемым научным оборудованием.
• 4 главных дизель-генератора мощностью около 5220 кВт каждый.
• 2 движительно-рулевые колонки типа «Azipod» мощностью около 7000 кВт каждая.
• 2 носовых подруливающих устройства туннельного типа мощностью около 1000 кВт каждое.

СУДА — КОМАНДНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Суда — командно-измерительные комплексы (КИК) для обеспечения космических программ разрабатывались сразу несколькими бюро.
Первые корабли морского командно-измерительного комплекса ввиду дефицита времени переоборудовались из гражданских судов. В 1959 году заводом №189 в Ленинграде были переоборудованы из углерудовозов водоизмещением в 6 000 тонн польской постройки три плавучих измерителя по проекту 1128 и один ретранслятор по проекту 1129. В следующем году на судоремонтных заводах Одессы и Ленинграда для этих целей были переоборудованы сухогрузы «Краснодар», «Ильичевск» и «Долинск». В 1963 году на заводе 189 и Кронштадтском морском заводе было переоборудовано еще два углерудовоза водоизмещением в 12 500 т немецкой постройки по проекту 1130 в плавучие командно измерительные комплексы. Для работы с ними судно проекта 1129 дооборудовали во Владивостоке по проекту 1129Б. Проекты 1129Б и 1130 были разработаны ЦКБ-17 (Невское ПКБ, гл. конструктор А.Е.Михайлов). Все эти корабли имели практически одинаковое радиотелеметрическое оборудование состоящее из : комплекса «Трал», СК и др.
Кроме того, для проведения поисково-спасательных операций при испытаниях и плановых полетов образцов ракетно-космической техники в 1966-1968 годах по проекту 596П были переоборудованы восемь лесовозов проекта 596 в поисково — спасательные суда (ПСС). Несколько позже, с увеличением общего количества КИК, большая часть этих судов стала использоваться как воен¬ные транспорты. Лесовозы этого проекта переоборудовались и позже для работы с космическими аппаратами, но уже для Академии наук СССР и других ведомств.
Первым кораблем нового поколения стал «Космонавт Владимир Комаров» (проект 1917), в1967 г. Балтийским заводом сухогрузное судно проекта 595 было в кратчайшие сроки переоборудовано в КИК. Проект 1917 разрабатывался Невским ПКБ (главный конструктор А.Е.Ефимов, его заместитель Б.В.Шмелев). Ввод подобных судов позволил избежать потерь связи со спутниками и космическими аппаратами, находящихся в зоне «радиотени», из-за невозможности размещения в океане стационарных станций слежения.
Все эти первые 7 КИК и 8 ПСС обеспечивали практически до начала 1970-х годов все основные задачи слежения как за космическими аппаратами СССР, так и за космическими аппаратами вероятного противника, а также за экспериментальными пусками его различных баллистиче¬ских ракет.
Однако в середине 1960-х годов стало ясно, что для работы с космическими аппаратами нужны корабли специальной постройки. Поскольку в этот же период космос был разделён на «мирный» и «военный», то часть КИК стала строиться под эгидой Академии наук СССР и других, ведомств.
В 1970 году вошел в строй уникальный корабль подобного класса — «Академик Сергей Королев» пр. 1908 водоизмещением около 21250 т (ЦКБ «Черноморсудопроект», главный конструктор С. М. Козлов). Этот корабль построен на Черноморском заводе в Николаеве на базе универсального судна пр. 1568. Длина 180,8 м, мощность главного дизельного двигателя 8820 кВт, мощность источников электроэнергии 3600 кВт; дальность плавания 22 500 миль, автономность составляла 120 сут. Экипаж состоял из 119 человек. Энергетическая установка корабля обеспечивала судну скорость 17 узлов, на нем имелось 79 лабораторий со 190 научными сотрудниками. На судне впервые установлена аппаратура космических и обеспечивающих систем, специально разработанных для применения на судах. Носовая и средняя параболические антенны использовались в космической командно-измерительной системе, кормовая — для спутниковой связи с Центром управления полетом. На судне было установлено 2 универсальные и несколько специализированных ЭВМ. Аппаратура космической и обеспечивающей систем размещена в 79 лабораториях. Судно имело носовое и два кормовых подрулевающих устройства.
«Академик Сергей Королев» выполнял в океане все функции, свойственные стационарным измерительным пунктам: передачу в космос команд и программ управления полетом, измерение параметров движения космических объектов, прием с их борта телеметрической и научной информации, ведение радиопереговоров с космонавтами. Судно в 1-й экспедиционный рейс вышло в марте 1971 года.
Через год ввели в эксплуатацию корабль «Космонавт Юрий Гагарин» пр. 1909 водоизмещением 45 000 т (ЦКБ «Балтсудопроект», главный конструктор Д. Г. Соколов). Он был построен на Балтийском заводе в Ленинграде на базе танкера типа «София» пр. 1552. На самом крупном корабле (пр. 1909) установлено 75 антенн, две из которых — диаметром 25 м. Это позволяло одновременно работать с двумя космическими объектами, передавать команды, выполнять траекторные измерения, вести телеметрический контроль и сеансы связи с космонавтами, принимать научную информацию и телевизионное изображение. Корабль мог развивать скорость 17 узлов, на нем имелось 212 научных сотрудников, оборудование позволяло работать с двумя космическими объектами сразу.
В конце 1970-х гг. начались в ЦКБ «Балтсудопроект» разработка, а с 1988 г. в Ленинградском Адмиралтейском объединении строительство плавучего командно-измерительного комплекса нового поколения пр. 19510 «Адонис» (главный конструктор Б. П. Ардашев). На корабле водоизмещением около 16 300 т планировалось разместить 11 антенн диаметром до 12 м и лабораторный комплекс площадью около 3000 м2. Однако кораблю, спущенному в 1991 г. на воду и более чем наполовину построенному, не суждено было обеспечивать космические программы — он остался недостроен.
В дополнение к этим кораблям для обеспечения космических программ создавались корабли поисково-измерительного комплекса. В 1967 г. на заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде и на Выборгском судостроительном заводе в корабли поисково-измери¬тельного комплекса пр. 1918 «Селена-1» переоборудовали четыре лесовоза пр. 596 водоизмещением около 9300 т (ЦКБ «Балтсудопроект», главный конструктор П.С.Возный). Одновременно несколько лесовозов было переоборудовано для поисковых целей по пр 596П Позднее, в 1976-1978 гг., четыре лесовоза пр. 596 переделали на заводе им. А. А. Жданова в корабли поисково-измерительного комплекса пр. 1929 «Селена-2» (ЦКБ «Балтсудпроект , главный конструктор Б. П. Ардашев).
Для испытаний ракетно-космической техники создавались также специальные плавучие измерительные комплексы. В середине 1960-х гг для этих целей были дооборудованы гражданские сухогрузные суда типа «Бежица» проекта 595 водоизмещением 19500 т и водоизмещением 8750 т немецкой постройки. После десятилетней эксплуатации эти суда были снова возвращены Минморфлоту.
В 1969—1970 гг ЦКБ «Балтсудопроект» разрабатывало не получивший развития пр. 1919 — корабля измерительного комплекса (главный конструктор Д. Г. Соколов). Там же в 1975 г. началась разработка а в 1983 г. в Ленинградском Адмиралтейском объединении был построен головной корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» пр. 1914 (главный конструктор Д. Г. Соколов). Корабль предназначался для испытаний новых образцов ракетных и космических комплексов, слежения за различными космическими аппаратами и обеспечение связи с ними. Кроме того он был предназначен для поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, совершивших посадку на воду в различных районах Мирового океана. Корабль оснащался мощными средствами траекторных и телеметрических измерений: «Зефир-А», «Зефир-Т», «Дятел-2», «Куница-2», «Зодиак» и др. Авиационное вооружение включало два вертолёта Ка-27 с хранением их в ангаре. Кроме того на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР, а так же были зарезервированы места для 30-мм автоматов АК-630М с РЛС «Вымпел» и для пусковых ПЗРК «Игла».
В 1989 г передан заказчику второй корабль этого типа по несколько измененному проекту 19141 и один находился в постройке, но достроить его не удалось. На корабле измерительного комплекса нового поколения водоизмещением 25 000 т размещены более 100 антенн различного назначения и лабораторный комплекс площадью более 4000 м . Главная энергетическая установка дизельная (4 дизеля по 8 000 л.с.), дальность плавания более 15000 миль, а автономность 120 суток. Корабли этого проекта могли также использоваться и как штабные корабли флота и РВСН.
Последним КИК «мирного» космоса стал «Академик Николай Пилюгин» водоизмещением 21 260 тонн, скорость 17 узлов, строительство его в 1991 году ещё не было закончено на Адмиралтейском объединении в г.С-Петербурге. Конечно всем было очевидно, что эти КИК частично могут работать в интересах «военного» космоса, поэтому они были построены с учётом многих пожеланий военных.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРАБЛЕЙ КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Элементы

Пр. 1909

Пр. 1908

Пр. 1917

Пр. 19510

Пр. 1929

Водоизмещение полное, т

45 000

21250

17 850

16 280

8950

Тип и мощность ЭУ, л. с.

КТУ

1×19 000

ДУ 1×12 000

ДУ 1×9000

ДУ 2×3870

ДУ 1×5200

Скорость полного хода, уз

18,0

17,5

15,8

17,5

14,7

Дальность плавания, мили

20 000

22 500

19 000

20 000

16 000

Автономность, сут.

130

120

120

120

90

Экипаж с экспедицией, чел.

348

307

239

212

139

Последним проектом корабля измерительного комплекса стал атомный корабль проекта 1941 «Урал», переданный заказчику Балтийским заводом в 1988 году. Водоизмещение этого корабля составляло около 35000 т. Его спроектировали в ЦКБ «Айсберг» (Главными конструкторами были последовательно А.Н.Василевский и В.К.Тарасов). Комплекс траекторных и телеметрических измерений, установленный на нём, практически мало отличался от пр.1914, правда некоторые его элементы были более совершенными. Авиационное вооружение состояло из одного вертолёта Ка-27. Так же как и у пр.1914 на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР. В отличие от пр.1914 на этом корабле сразу разместили штатное оборонительное вооружение: две 76-мм артустановки АК-176 и четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления «Вымпел», ПЗРК «Игла» и четыре 12.7-мм пулемёта.
Для контроля за испытаниями баллистических ракет требовался радиолокатор, способный прослеживать всю траекторию ракеты, обеспечивая точность измерение ее координат, накапливать статистику по сигнатурам объектов, оценивать их перегруппировании целей в пространстве. Такая РЛС под обозначением «Атолл» была разработана и смонтирована на специальном корабле «Маршал Крылов». По энергетическому потенциалу он превосходит все корабельные РЛС.
Как предполагалось,в начале июля 2014 года, в России будут разработаны новые средства для контроля за испытаниями иностранными государствами стратегического вооружения и систем противоракетной обороны. Аппаратура должна будет базироваться на судне-носителе, имеющем возможность работы в арктической зоне. Информация о выполнении соответствующих научно-исследовательских работ под шифром «Дуплет» размещена на сайте госзакупок.
Комплекс национальных технических средств контроля испытаний элементов систем противоракетной обороны и стратегических вооружений иностранных государств будет предназначен для наблюдения за системы ПРО при пусках противоракет (ПР), при запусках баллистических ракет-мишеней, формировании сложной баллистической цели ракетой-мишенью, а также для оценки применения элементов систем ПРО. Кроме того, комплекс сможет контролировать пуски межконтинентальных баллистических ракет, в том числе стартующих с подводных лодок, космических ракет-носителей, перспективных образцов стратегических вооружений иностранных государств, включая гиперзвуковые летательные аппараты, планирующие боеголовки, крылатые ракеты различных видов базирования, в том числе средств, разрабатываемых США в рамках концепции «быстрого глобального удара».
Помимо этого, система сможет обеспечивать испытания отечественного ракетного оружия. В качестве носителя аппаратуры будет разработано новое судно измерительного комплекса (СИК) с неограниченным районом плавания и возможностью эксплуатации в арктических морях.
Длина судна составит 140 метров, водоизмещение – 14000 тонн. В состав экипажа войдет 30 моряков ВМФ России и 105 человек «специального персонала». Автономность по запасам провизии должна составить 120 суток, дальность плавания – не менее 10000 морских миль. Судно будет иметь архитектуру с носовым расположением жилой надстройки. Управление будет обеспечиваться двумя полноповоротными винторулевыми колонками и носовым подруливающим устройством.
В кормовой части будет расположена вертолетная площадка и ангар. Технико-тактическое и экономическое обоснование проекта, а также проект технического задания должны быть готовы к концу ноября 2014 года. Заказчиком выступает Министерство обороны в лице Рособоронпоставки. Начальная стоимость контракта составляет 73 млн рублей.

ПОДВОДНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРОВОГО ОКЕАНА

Создание подводных средств для исследования Мирового океана началось в нашей стране в 1950-е гг. В 1953 г. для рыбохозяйственных исследований был построен опускаемый подводный аппа¬рат гидростат «Север-1», а в 1958 г. переоборудовали с той же целью одну из дизель-электрических подводных лодок, позднее, в начале 1970-х гг., также для исследований в интересах рыбного хозяйства были построены автономные обитаемые подводные аппараты «Север-2», «ТИНРО-2» и суда-носители этих аппаратов. В 1976 г. всту¬пила в строй подводная лаборатория «Бентос-300», способная длительно работать с экипажем из 12 чел. Для изучения поведения рыбы вблизи орудия лова и настройки тралов в 1972 г. был создан буксируемый обитаемый подводный аппарат «Атлант-2», а позднее серийно строились аналогичные по назначению аппараты «Тетис».
Современный этап изучения и освоения минеральных ресурсов Мирового океана характеризуется применением различных подводно-технических исследовательских средств, размещаемых на научно-исследовательских судах, а именно: гидролокаторов, профилографов, теле-фотоустановок, пробоотборных устройств и разнотипных телеуправляемых подводных аппаратов. С их помощью производятся поисково-разведочные работы по оценке полезных ископаемых, залегающих в недрах океана. Завершающая стадия по конкретному виду ископаемых включает детализацию и уточнение результатов общепоисковых геологоразведочных работ. Для этого используются обитаемые подводные аппараты (ОПА) типа «Консул», позволяющие специалистам непосредственно на дне океана целенаправленно производить отбор образцов донных пород, визуальные наблюдения, фото-телерегистрацию геологических объектов, а также измерение параметров водной среды и придонных геофизических полей. Необходимость создания ОПА «Консул» диктуется увеличе¬нием объемов работ по геологическому изучению континентального шельфа с целью выявления и подготовки участков морского дна, перспективных на углеводородное сырье, а также проведением разведочных работ в Мировом океане на выявленных месторождениях твердых полезных ископаемых (ЖМК и КМК), поиска крупных скоплений нетрадиционных видов ископаемых (ГПС, газогидраты) и их предварительной геолого-экономической оценки.
ОПА «Консул» (масса аппарата в воздухе 25 т) разработан СПМБМ «Малахит», его постройка выполнена ГУП «Адмиралтейские верфи». Глубина погружения составляет 6000 м, скорость подводного хода до 3 узлов. Экипаж три человека, автономность от 12 до 72 часов.
Автономный подводный аппарат с экипажем на борту может быть не только носителем аппаратурных комплексов и геологических инструментов, но также способен доставлять на морское дно и устанавливать в заданных местах измери¬тельные системы и приборы долговременного, многосуточ¬ного действия с последующим их подъемом на поверхность. Подобными работами занимаются известные зарубежные глубоководные обитаемые аппараты — «Алвин» (США), «Наутилус» (Франция), «Шинкай-6500» (Япония) и др. Сфера их применения также включает эпизодические подводно-технические, аварийно-спасательные и поисковые работы по обнаружению затонувших объектов, опасных захоронений и последствий морских катастроф.
ОПА «Консул» находится в процессе достройки (изготовле¬ние и монтаж комплектующего научно-исследовательского оборудования). Результатом работ будет являться создание комплекса ОПА — судно-носитель для проведения подводных геолого-геофизических исследований и поисково-разведочных работ в открытых морях и океанах на глубинах до 6000 метров, что обеспечит покрытие 97% площади дна Мирового океана. Автономный обитаемый подводный аппарат «Консул» с экипажем из 3-х человек сможет самостоятельно погружаться, совершать.движение и выполнять работы у морского дна, держать звукоподводиую связь с судном-носителем, определять координаты собственные и искомых объектов, всплывать затем на водную поверхность для подъема на борт судна-носителя, обслуживания и подготовки к следующему погружению. Он будет оснащен специальным комплексом научно-исследовательского оборудования, в состав которого будут входить пробоотборные устройства (манипуляторное устройство с буровым и батометрическим модулями), измерительно-аппаратурные системы с забортными геофизическими датчиками, теле-фотокомплекс для документирования геологических объектов и природных явлений, сопутствующих скоплению или рудообразованию по¬лезных ископаемых. |
Работы, выполняемые с помощью ОПА «Консул», будут являться завершающим звеном в целом ряду предварительных работ, производимых судовыми техническими средствами (многолучевой эхолот, сейсмоакустический и гидрологический комплексы, грунтоотборное оборудование — трубки, драги, телегрейфер, а также буксируемые измерительные системы, гидролокаторы и т. д.). Работы ОПА будут носить, с одной стороны, заверенный характер ранее выполненных операций, с другой — позволят получить максимально достоверную информацию о заданных параметрах среды и стратификации донного грунта на локальных участках морского дна.

Глубоководный автономный аппарат «Витязь-Д» создаётся Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» по заказу фонда.
Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» работает над проектом по созданию аппарата для проведения уникальных научно-исследовательских работ на предельных глубинах до 11000 метров.
В интересах Фонда перспективных исследований АО «ЦКБ МТ «Рубин» в инициативном порядке была выполнена предварительная проектная проработка облика комплекса «Витязь», предназначенного для проведения уникальных научно-исследовательских работ на предельных глубинах до 11000 метров, отработки и создания технических средств для освоения Мирового океана.
В декабре 2017 года Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (АО «ЦКБ МТ «Рубин», Санкт-Петербург) объявило запрос предложений в электронной форме на изготовление и поставку системы специального наружного освещения мобильного морского роботизированного глубоководного комплекса «Витязь-Д» (шифр «Витязь — СНО»). Максимальная цена контракта составляет 15 млн рублей. Итоги запроса предложений планировалось подвести 9 февраля 2018 года.
Система наружного освещения предназначена для установки на автономном необитаемом подводном аппарате и глубоководной донной станции комплекса »Витязь-Д» для решения задачи обеспечения работы телекамер.
Фонд перспективных исследований (ФПИ) планирует в 2019 году изучить Марианскую впадину с помощью сверхглубокого автономного необитаемого подводного аппарата. Помимо маневрирующего подводного аппарата «Витязь», на дно Марианской впадины планируется опустить на тросе с корабля донную станцию.

Подводный комплекс сейсморазведки разработан ЦКБ «Рубин». Это гражданская атомная подводная лодка, только вместо пусковых установок у нее шахты с роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые обеспечивают сейсморазведку, поиск любых полезных ископаемых.
Это уникальные технологические решения, которые помогут будущим поколениям решать серьезные задачи по освоению шельфа.
Длина подлодки составит 135,5 метра, ширина — 14,4 метра, скорость — 12,6 узла, максимальная глубина погружения — 400 метров. Подлодка сможет находиться в автономном плавании 90 суток, экипаж — 40 человек.
В первой половине 2017 года заканчивается аванпроектирование комплексов по заказу Фонда перспективных исследований.
На международной выставке «Невы-2017» в Санкт-Петербурге АО «Объединенная судостроительная корпорация» была представлена информация и модели по разработке подводных (подледных) технологий освоения месторождений полезных ископаемых арктических морей. Данная тема получила шифр «Айсберг».
Состав системы:
• Подводный буровой комплекс
• Подводный комплекс сейсморазведки
• Подводный транспортно-монтажныи и сервисный комплекс
• Подводный энергетический комплекс
На VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге 4-6 декабря 2017 года ОСК и ЦКБ МТ «Рубин» представили модель подводного комплекса сейсморазведки, который предназначен для проведения сейсморазведки с подводного судна-носителя.

На основе рукописи, подготовленной А.В.Карпенко 2007 году для книги «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, дополнено другими материалами

Источники:

1. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
2. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
3. «Корабелы – Родине». Под ред. Г.Г.Пуляевского. Л: Судостроение, 1981
4. Оружие России. Каталог, том III. Корабли и вооружение Военно-Морского Флота. М: Военный Парад, 1996
5. Корабли Военно-Морского Флота. Том VI. Оружие и технологии России. Энциклопедия. XXI век. М: ИД «Оружие и технологии», 2003
6. В.П.Кузин, В.И.Никольский «Военно-морской флот СССР 1945-1991». СПБ: Историческое Морское Общество, 1996
7. 7. История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Том 1. Специальное конструкторское бюро № 143 — Союзное проектно монтажное бюро машиностроения 1948-1974 годы. СПб: Гангут, 2002 г.
8. История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
9. История отечественного судостроения. Т.4: Судостроение в период первых пятилеток и Великой Отечественной войны (1925-1945 гг.)/В.Ю.Грибовский, А.А.Нарусбаев, И.И.Черников – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 560, ил
10. «Российская наука — Военно-морскому флоту» под редакцией академика А.А.Саркизова — «Наука», М: 1997
11. «История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения. Том 2. Ценральное конструкторское бюро №16 — Центральное проектное бюро «Волна», СПб: СПМБМ «Малахит», 1995
12. Подводные лодки России. Том IV, часть 1. Атомные первое поколение. История создания и использования 1952-1996 гг. — СПб: 1ЦНИИ МО РФ и ЦКБ МТ «Рубин», 1996
13. Захаров И.Г., Никольский В.И. «Современное кораблестроение России» — Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. В 2 т. Т. 2. – СПб: Наука, 2002. 855 с., 214 ил.
14. «ЦМКБ «Алмаз» флоту Отечества», СПб: ЛеКо, 2005
15. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы 1926-1996. СПб: Гангут, 1996
16. Судостроительная фирма «Алмаз» — 70 лет. СПб: Гангут, 2003
17. Корабли и судьбы. Амурскому судостроительному заводу 70 лет. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2002
18. СПКБ. 60 лет вместе с флотом. СПб: История корабля, 2006
19. Надводные корабли и суда постройки завода N402 (СМП) — 1942-2001. Архангельск: Правда Севера, 2004
20. Полвека в кораблестроении. Казань: Полиграфическо-издательский комбинат, 1999
21. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России. Том 1 и 2. СПБ: Наука, 2001 и 2002
22. http://nevskii-bastion.ru/duplet/
23. http://bastion-opk.ru/arctic-akademik-krylov/
24. http://bastion-karpenko.ru/22280-nis/
25. http://bastion-karpenko.ru/20183-aleksandrov/
26. http://bastion-opk.ru/22010_nis/
27. http://bastion-karpenko.ru/vityaz-podv-apparat/
28. http://foto-i-mir.ru/apl-gragd-rf/

Статьи, публикации ведущих специалистов и руководителей предприятий судостроительной промышленности, реклама, информационные сообщения и материалы музеев и архивов ЦВММ, ОАО «Адмиралтейские верфи», ЦКБ МТ «Рубин», СПМБМ «Малахит», ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, ОАО «Невское ПКБ», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и др.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОРАБЛИ, ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ СУДА
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ, СУДА ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПОДВОДНЫЕ ГЛУБОКОВОДНЫЕ И СПАСАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СУДА, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СУДА, ЛЕДОКОЛЫ
КОРАБЛИ И ОРУЖИЕ ВМФ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap