ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




МОРСКОЕ ОРУЖИЕ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ

NAVAL WEAPON OF NUCLEAR SUBMARINES OF THE 2ND GENERATION

ТОРПЕДЫ

Главным оружием АПЛ проекта 671 и других многоцелевых подводных лодок 2-го поколения были торпеды, как электрические, так и тепловые. Они же использовались с ракетных подводных лодок различного назначения в основном для самообороны от подводных лодок и надводных кораблей «потенциального» противника.

В рамках темы «Енот-2» для замены первой противолодочной электрической самонаводящейся торпеды калибра 53 см СЭТ-53, отвечающей новым требованиям, в НИИ-400 (гл. конструктор В.А.Голубков) была создана торпеда СЭТ-65. Ее приняли на вооружение в 1965 году, а серийное изготовление развернули на заводе «Двигатель». Электрическая самонаводящаяся торпеда СЭT-65 предназначалась для поражения подводных лодок, она может использоваться из 53 см торпедных аппаратов со шпиндельным вводом стрельбовых данных подводных лодок и надводных кораблей. Торпеда оборудована активно-пассивной акустической системой наведения, обеспечивающей наведение на маневрирующую цель независимо от уровня ее шума, активный канал ССН имел радиус реагирования до 800 м. Торпеда имела серебряно-цинковую аккумуляторную батарею одноразового действия СЦ-240, обеспечивающую скорость хода 40 узлов и дальность хода 15 км. Двухторпедный залп этими торпеда¬ми с параллельным их ходом обеспечивал на¬дежное поражение свободно маневрирующей ПЛ на дистанциях стрельбы до 30-35 кабельтовых и глубинах погружения до 400 м. Для подрыва боевого зарядного отделения на торпеде был применен неконтактный акустический взрыватель активного типа кругового действия с радиусом реагирования до 10м.
Уже на рубеже конца 1950-х – начала 1960-х годов возникли предпосылки к появлению торпед с принципиально новыми системами управления. В 1960 году по инициативе ЦНИИ-173 (ЦНИИ АГ, гл. конструктор З.М.Персиц) началась работы по созданию телеуправляемых торпед. Эта идея была поддержана ВМФ, ВПК (Д.Ф.Устинов и Л.В.Смирнов) и Минсудпромом, ЦКБ-18 (гл. конструктор П.П.Пустынцев). Поэтому вскоре были подготовлены необходимые документы и по решению правительства с 1960 года началась НИР «Дельфин», головной организация по ней был определен ЦНИИ-173, так же участвовали заводы «Физприбор» и «Двигатель».
Преимуществом телеуправляемых торпед является то, что их применение не требует точного определения элементов движения цели, дистанция до цели должна быть известна ориентировочно Поступление текущего пеленга на цель от гидроакустического комплекса стреляющей ПЛ позволяет контролировать характер маневрирования, уклонения цели и корректировать направление движения торпеды.
Первая отечественная телеуправляемая торпеда создавалась на базе конструкции противолодочной самонаводящейся торпеды СЭТ-53М. Телеуправление торпедой осуществлялось по проводу, соединяющему торпеду и стреляющую ПЛ.
В процессе выполнения исследований возникало много научных и технических проблем. Одной из них стала проблема отхода катушки с проводом — «вьюшки» от ПЛ при выстреле торпеды, для ее решения привлекались ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова и Ленинградский кораблестроительный институт. С целью устранения помех работе ГАС лодки-носителя торпеду сделали двухскоростной, малая скорость была «бесшумной».

Испытания телеуправляемой торпеды проводились на полигонах Северного флота и Ладожском озере. После принятия на вооружение 8 сентября 1968 года телеуправляемой торпеде присвоили индекс ТЭСТ-68 (гл. конструктор М.П.Балуев). Комплекс телеуправляемого оружия в целом, включающий корабельную систему — при¬боры телеуправления и торпеды ТЭСТ-68, получил шифр КТУ-68.
Вскоре работа по телеуправляемым торпедам калибра 533-мм были продолжены, к ним был подключен ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор В.А.Голубков), и советский ВМФ уже в 1971 году получил на вооружение новый образец этого оружия ТЭСТ-71, комплекс -КТУ-71. Комплекс КТУ-71 установлен на дизельных ПЛ проекта 641 и атомной многоцелевой АПЛ проекта 671, других кораблях.

При стрельбе телеуправляемыми торпедами провод разматывался с торпедной и лодочной катушек. Длина провода на торпедной катушке ТЭСТ-71 составляла 15 км, на лодочной катушке — 5 км. Основным методом наведения торпеды на цель является метод совмещения, при котором опера- тор командами на рули удерживал торпеду на пеленге «стреляющая подводная лодка — цель» Наведение производилось до захвата (обнаружения) цели системой самонаведения торпеды, после чего торпеда автономно наводилась на цель по командам ССН
По оценкам специалистов, возможность корректировки направления движения телеуправляемой торпеды в соответствии с характером маневрирования цели позволяет повысить вероятности обнаружения и поражения цели на 30-40% по сравнению с «обычной» торпедой.

ОСНОВНЫЕ ТТХ 53-СМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОРПЕД

Характеристики

СЭТ-65 (изд. 260, СЭТ-65Э) «Енот-2»

СЭТ-65КЭ (СЭТ-65МКЭ)

ТЭСТ-68

ТЭСТ-71

УСЭТ-80 (УСЭТ-80К)

Состояние

На вооружении с 1965 г. Серия с 1967 г.

Экспортный вариант. В серии

На вооружении с 8 сентября 1968 г.

На вооружении с 1971 г.

На вооружении с 1980 г. (1989 г.)

Разработчик

НИИ-400

ЦНИИ «Гидроприбор»

з-д «Двигатель» и ЦНИИ АГ

ЦНИИ «Гидроприбор»

ЦНИИ «Гидроприбор»

Тип

противолодочная

универсальная

Kалибр, мм

533,4

534,4 (534,4)

533

534 (534,4)

533

Длина, мм

7800

7800 (7800)

7900

7900-7930 (7930)

7800-7900

Вес торпеды, кг

1738-1750 (1700, практическая — 1362)

1703, практическая – 1342 (1738)

1500

1820

Более 2000

Вес заряда, кг

205-250 (ВВ – 150-200)

205 (205)

100

205

200-272 (СБЧ – 20 Кт)

Дальность хода, м

20000/16000

15000

14000

25000/15000

20000/15000

Скорость хода, уз

35/40

40

29

35/40

45/50

Тип двигателя

электрический

Электрический биротативный

электрический

электрический

электрический

Аккумуляторы

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Серебряно-цинковые

Система управления

Гидроакутическая активная система самонаведения

Универсальная система самонаведения «Керамика»

Телеуправляемая по проводам с активно-пассивной системой самонаведения

Телеуправляемая по проводам с активно-пассивной системой самонаведения

Унифицированная активно-пассивная система самонаведения 2056 «Сапфир» (1К85 «Керамика»)

Дальность действия, м

500-800 (1000)

1500

800

800

.

Носители

ПЛ, НК

ПЛ, НК

ПЛ

ПЛ

ПЛ, НК

Глубина хода, м

20-300 (400)

20-300 (400)

20-200

До 400

Более 400

В дополнение к электрическим торпедам, в 1960-е годы были созданы варианты тепловых противокорабельных торпед. В 1964 г. на базе торпед 53-39ПМ и 53-56 была создана простая в эксплуатации прямоидущая воздушная торпеда 53-56В, а для экспортных поставок — торпеда 53ВА с пассивной системой самонаведения.

Самой скоростной в мире противокорабельной торпедой стала разработанная филиалом НИИ-400 газотурбинная перекисно-водородная самонаводящаяся торпеда 53-65 (гл. конструктор Д.А.Кокряков) с акустической активной системой самонаведения по кильватерному следу. При разработке она имела шифр «ССТ», на торпеде установили более мощную в сравнении с торпедой 53-61 газовую турбину и две камеры сгорания, обеспечивающие торпеде скорость хода 68,5 узлов при дальности хода 12 км и скорость хода 44 узла при дальности хода 22 км. В 1969 году проведена модернизация в целях повышения эксплуатационной надежности энергосиловой установки, торпеда получила шифр 53-65М.

В 1969 году принята на вооружение, созданная на заводе №171 (гл. конструктор Д.С.Гинзбург), однорежимная самонаводящаяся «кислородная» торпеда 53-65К для поражения надводных кораблей. Тепловая энергосиловая установка, в которой в качестве компонентов топлива применены керосин, кислород и забортная вода, обеспечивает бесследность движения с постоянной скоростью 45 узлов и дальностью хода до 19 км.

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫХ ТОРПЕД ТИПА 53-65

Характеристики

53-65 (53-65М)

53-65К (изд. 243, 53-65КЭ)

Состояние

На вооружении с 1968 г. (1969 г.)

На вооружении с 1969 г.

Разработчик

НИИ-400 (НИИ «Мортеплотехника»)

З-д им. С.М.Кирова

Гл.конструктор

Д.А.Кокряков

Д.С.Гинзбург

Завод-изготовитель

З-д им. С.М.Кирова

«Двигатель», им. С.М.Кирова

Kалибр, мм

533,4 (534)

533,4

Длина, мм

7800 (8000)

7800-7945

Вес торпеды, кг

(2200)

2070-2200

Вес заряда, кг

305-400 (300)

300-307,4

Дальность хода, м

22000/12000 (24000/14000/12000)

18000-20000

Скорость хода, уз

44/70 (40/55/70)

45

Тип двигателя

Двухрежимный турбинный 2ДТ (5ДТ-3)

Турбинный 2ТФ

разработчик

НИИ «Мортеплотехника»

НИИ «Мортеплотехника»

Рабочее вещество

Керосин + Перекись водорода

Керосин + кислород + забортная вода

Мощность, л.с.

1070 кВт (1350 кВт)

550 кВт

Система управления

Активное акустическое самонаведение по кильватерному следу

Активное акустическое самонаведение по килеварерному следу

Дальность действия, м

185

185

Тип взрывателя

Неконтактный электромагнитный

Неконтактный и контактный

Прототип

53-61

53-65

Носители

ПЛ

ПЛ, НК

Глубина хода, м

4-14

2-12 (4-14)

Глубина пуска, м

100

100-200

Кроме торпед 533-мм калибра, разрабатывались малогабаритные торпеды. Эти торпеды не использовались с многоцелевых АПЛ, но вошли в боезапас ракетных лодок. Первой малогабаритной противолодочной торпедой в калибре 400 мм, поступившей на вооружение ракетных атомных подводных лодок в 1962 году, стала разработанная в НИИ-400 (ЦНИИ «Гидроприбор», гл. конструктор В.И.Сендерихин) электрическая торпеда СЭТ-40. Она оснащалась активно-пассивной системой самонаведения, гидролокационным взрывателем и серебряно-цинковой батареей. При той же дальности и глубине хода, что у 533-мм торпеды СЭТ-53, торпеда СЭТ-40 имела скорость до 29 уз.

В 1968 году в целях повышения надежности работы тор¬педы СЭТ-40 в ЦНИИ «Гидроприбор» была проведена модернизация ее узлов и элементов, торпеда получила индекс СЭТ-40У. Изготовителем торпед СЭТ-40 и СЭТ-40У был завод «Двигатель».
СЭТ-40У является электрической самонаводящейся торпедой, предназначенной для поражения подводных лодок с подводных и надводных кораблей. Торпеда оснащена двухплоскостной гидроакустической системой самонаведения активного типа. Электрическая энергосиловая установка обеспечивает бесследность движения И постоянство скорости на всей дистанции хода. Источником тока служит одноразовая аккумуляторная батарея МЗ-2М с улучшенными электрическими характеристиками. Система управления по курсу, глубине и крену обеспечивает маневрирование торпеды в большом диапазоне глубин, вывод ее в зону срабатывания неконтактного взрывателя или прямое попадание в цель, при котором подрыв заряда осуществляется контактными взрывателями.

Через 10 лет после поступления в ВМФ торпед СЭТ-40 в том же ЦНИИ «Гидроприбор» была закончена разработка первой универсальной по целям торпеда этого же калибра СЭТ-72 (гл. конструктор В.И.Сендерихин). Принята на вооружение ВМФ в 1972 году. Торпеда была оснащена активно-пассивной системой самонаведения и контактным взрывателем кругового действия с радиусом реагирования 5 м. СЭТ-72 предназначалась для замены противокорабельной торпеды МГТ-1 и противолодочной торпеды СЭТ-40 на подводных лодках и надводных кораблях, имеющих та калибра 400 мм.
Особенностью энергосиловой схемы торпеды являлось применение в качестве источника тока батареи, в которой анодом является магниево-ртутный сплав, а катодом хлорид серебра. В качестве электролита использовалась забортная вода, которая одновременно являлась и охладителем, что позволяло избавить торпеду от размещения в ней электролита в период хранения на складах и содержания на носителях. Эта было нововведение в отечественных торпедах. Торпеда СЭТ-72 неоднократно модернизировалась до 1991 года.

В 1980 году на вооружение поступила первая электрическая универсальная по целям торпеда УСЭТ-80 с двухплоскостной ССН активно-пассивного типа калибра 533 мм, она разработана ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы А.В.Сергеев, А.И.Тамбулов). В качестве источника электроэнергии в торпеде применена серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Торпеда имеет скорость 48 узлов, дальность хода 18 км. До настоящего время торпеда УСЭТ-80 является одной из основных для вооружения лодок различного назначения.
В ССН активно-пассивного типа активный режим работы является основным. В активном режиме ССН периодически излучает ультразвуковые импульсы в пространство, расположенное впереди по курсу движения торпеды. Отраженный от корпуса ПЛ-цели ультразвуковой импульс улавливается приемным каналом ССН на фоне естественных помех. Главной проблемой является повышение дальности действия ССН, а одним из важнейших условий при решении этой проблемы — обеспечение требуемой устойчивости ССН к воздействию естественных помех. Эту проблему разработчики решают при создании каждой новой ССН, совершенствуя схему построения, конструкцию, методы и средства обработки информации. Другая важная проблема заключается в создании и совершенствовании средств защиты от искусственно создаваемых помех средствами гидроакустического противодействия (ГПД). В решении этой проблемы на первый план выходят задачи классификации и отстройки от ложных целей.

ОСНОВНЫЕ ТТХ 40-СМ ТОРПЕД

Характеристики

СЭТ-40

СЭТ-40У (СЭТ-40УЭ)

СЭТ-72

Состояние

На вооружении с 1962 г.

На вооружении с 1968 г.

На вооружении с 1972 г.

Разработчик

ЦНИИ «Гидроприбор»

Гл.конструктор

В.И.Сендерихин

Тип

противолодочная

универсальная

Kалибр, мм

400

400

400

Длина, мм

4500

4500

4500

Вес торпеды, кг

550

530

700

Вес заряда, кг

80-100

(ВВ – 80)

60-100

Дальность хода, м

10000/8000

8000

14000/8000

Скорость хода, уз

28/29

29

30/более 40

Тип двигателя

электрический

электрический

электрический

Аккумуляторы

Серебрянно-цинковые

Серебряно-магниевые

Система управления

2-плоскостная активно-пассивная система самонаведения

2-плоскостная активная система самонаведения (Универсальная система самонаведения «Керамика»)

2-плоскостная активно-пассивная система самонаведения

Тип взрывателя

Гидролокационный неконтактный

Неконтактный и контактный

Неконтактный и контактный

Глубина хода, м

20-300

20-200

.

Глубина стрельбы, м

Более 100

150

250

Учитывая опыт второй мировой войны, в послевоенные годы страны НАТО особое внимание обратили на усиление оборонительных возможностей авианосных соединений и конвоев транспортов от атак подводных лодок. В связи с этим для нанесения торпедного удара по крупным боевым кораблям и транспортам с позиций, недосягаемых для противолодочного оружия противника и находящихся за пределами ближнего корабельного охранения, а также для поражения ПЛ, специализированных морских сооружений и объектов, расположенных у уреза воды, были созданы дальноходные противокорабельные торпеды калибра 650 мм. Конструкторы и специалисты ВМФ пришли к мысли о целесообразности создания для ВМФ СССР торпед калибра 650-мм со скоростью 50 узлов и дальностью хода около 50 км. Поскольку и для торпедных ПЛА главной целью были всегда авианосцы вероятного противника то создание мощного и дальнобойного торпедного оружия для их поражения было актуальным. При наличии ядерной БЧ такая торпеда может эффективно применяться и против морских сооружений и объектов расположенных у уреза воды.
Постановление Совета Министров СССР о разработке новой ударной торпеды калибра 650 мм вышло 4 марта 1958 г. Государственные испытания прототипа прошли в 1965 г., но на подводные лодки (ПЛ) торпеда не размещалась из-за отсутствия носителей. В 1973 г. варианту торпеды с ядерной боевой частью (БЧ) присвоен индекс 65-73. Торпеда производилась заводом им.С.М.Кирова.
В 1973 году на вооружение ВМФ была принята первая такая прямоидущая торпеда 65-73, имеющая дальность хода 50 км и скорость 50 узлов. Глубина поражения цели до 14 метров. Главный конструктор — В.А.Келейников, зам.главного конструктора по энергосиловой установке — Г.И.Крестов, по корпусно-механической части — Л.С.Тарасов, по системе управления — В.С.Лужин.
Торпеда 65-73 — прямоидущая. В качестве боевой части применен спецбоеприпас с дистанционным взрывателем. Энергокомпонентами силовой установки торпеды являлись высококон-центрированная перекись водорода в качестве окислителя, керосин — в качестве горючего и забортная вода. Двигатель торпеды — газовая турбина. Торпедой вооружались подводные лодки проекта 671РТ.
Модернизация торпеды под установку системы самонаведения велась главные конструкторы — В.А.Келейников и Л.С.Тарасов. Государственные испытания торпеды 65-76 проводились в два этапа — на озере Иссык-Куль (успешно завершен в апреле 1975 г.) и на Северном флоте (июль-декабрь 1975 г.). В ходе Гос. испытаний произведено 8 выстрелов торпедами в ходе 4 выходов в море АПЛ пр. 671РТМ «Щука». Приказом министра обороны СССР от 19.11.1976 г. на вооружение АПЛ пр. 671РТМ «Щука» принимается модификация торпеды с новой системой самонаведения (ССН) и без ядерного боеприпаса — торпеда 65-76.

В 1976 году на вооружение ПЛ пр.671РТ и 671РТМ была принята дальноходная самонаводящаяся торпеда 65-76. Новая торпеда имела акустическую систему самонаведения по кильватерному следу надводного корабля-цели, заряд обычного взрывчатого вещества массой 500 кг (может применяться и СБП), электромагнитный неконтактный и контактный взрыватели.
Система управления и наведение — активная система самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа (ВЛКС) цели. Телеуправление не применяется. Неконтактный электромагнитный взрыватель конструкции В.П.Шляхтенко. Ввод стрельбовых данных на торпеде 65-76 механический, на торпеде 65-76А — электрический.
Торпеды 65-73 и 65-76 разработаны НПО «Уран» МСП, главный конструктор В.А.Келейсинов.

РАКЕТО-ТОРПЕДЫ

Долгие годы основным оружием борьбы подводной лодки с подводной лодкой были самонаводящиеся торпеды, но скорость их была ограничена. Появление во флотах ведущих морских держав подводных лодок с баллистическими ракетами оказало большое влияние на создание новых видов морского оружия. При обнаружении ПЛАРБ, требовалось их уничтожить в кратчайшее время, для срыва применения ими баллистических ракет с ядерными боезарядами по своей территории.
Для быстрой доставки специальных боевых частей, чем торпедами, позволяющим вывести из строя и сорвать залп ракетных лодок начали разрабатывать противолодочные ракеты с воздушным участком движения. Такими системами у нас стала ракета «Вьюга», в США – «Саброк».
Поэтому для повышения боевой эффективности ПЛ в конце 1950-х годов по заданию ВМФ развернулись работы по созданию нового противолодочного оружия — ракет, стартующих из ТА подводных лодок. Разработка ракетного комплекса «Вьюга» задана Постановлением СМ от 13 октября 1960 г. № 111-463, головной организацией по комплексу «Вьюга» в целом и ракете-торпеде было определено ОКБ-9 (начальник и главный конструктор ОКБ Ф.Ф.Петров, главный конструктор комплекса Н.Г.Кострулин), а СКБ–143 было поручено спроектировать стенд и опытную подводную лодку для отработки ракетного противолодочного комплекса. Конкретный план проведения экспериментальных исследований и выполнения эскизного проекта ракетного комплекса «Вьюга» (тема Б-ХII-54) был утвержден 31 января 1961 г. решением ВПК.
Первоначально разработка противолодочных ракет велась в двух калибрах – 533 («Вьюга-53») и 650 мм («Вьюга-65») – с запуском из торпедных аппаратов соответствующего калибра. Обе ракеты имели сигарообразную форму, оснащались РДТТ и решетчатыми аэродинамическими рулями, пуск производился из торпедных аппаратов из подводного положения.
Ракета после выхода из под воды летела по баллистической траектории, в районе цели отделялась специальная боевая часть или торпеда, которая поражала погруженную ПЛ противника. Ракету «Вьюга-53» предполагалось оснастить специальным боевым зарядом, а «Вьюгу-65» — малогабаритной противолодочной торпедой. Ядерная боевая часть разрабатывалась в ВНИИА (гл. конструктор А.А.Бриш). Противолодочная торпеда для РПК «Вьюга–65» создавалась ленинградским НИИ–400 на базе авиационной 533–мм торпеды АТ–2. Система управления ракеты была автономная инерциальная, она разрабатывалась в НИИ-25 (НИИП, гл. конструктор А.С.Абрамов).
Для отработки комплекса в СКБ-143 (гл. конструктор А.В.Кутейников) был разработан проект В-1 стенда, его предполагалось переоборудовать из плавстенда ПСД-4 от баллистической ракеты Р–21. Пусковая установка – торпедный аппарат 650–мм калибра был разработан в Конструкторское бюро по торпедным аппаратам (КБ-А) ЦКБ-18 (гл. конструктор И.М.Иоффе).

В 1962 году СКБ-143 была выполнена проработка размещения ракетного комплекса «Вьюга-53» на подводных лодках проектов 671 и 705. В целях ускорения хода работ по созданию противолодочных ракет калибра 533 мм, была признана необходимость проведения пуска ракет этого комплекса с погружного стенда. Поэтому СКБ-143 в I квартале 1963 г., разработало комплект документации по дооборудованию стенда «Вьюга-65» под ракето-торпеды комплекса «Вьюга-53». Однако в связи с трудностями, встретившимися при отработке комплекса «Вьюга-65», и невозможностью приостановки его испытаний на стенде, советом главных конструкторов, в который входил и главный конструктор стенда А.В.Кутейников, было принято решение о целесообразности проведения этих испытаний на переоборудованной для этой цели подводной лодке.
С 1962 г. все работы по переоборудованию подводных лодок и обеспечению испытаний ракетоторпед на них выполнялись группой конструкторов СКБ-143 во главе с Р.А. Шмаковым, а А.В. Кутейников продолжил свою деятельность по отработке оружия нового вида уже в составе группы главных конструкторов по АПЛ пр. 671,671РТ и 671РТМ в качестве заместителя главного конструктора по оружию.
Для отработки комплекса по проекту СКБ-143 из плавстенда ПСД-4 от баллистической ракеты Р–21 на Николаевском судостроительном заводе №444 и электромонтажном предприятие № 2 был переоборудован затопляемый стенд для ракет «Вьюга». В период с октября по декабрь 1962 года на полигоне ВМФ у мыса Фиолент на Черном море было проведено 15 наладочных и четыре зачетные пуска макета ракеты «Вьюга-65″ со стенда В-1 для отработки выхода изделия из торпедного аппарата. На этом закончился I этап испытаний этих ракето-торпед.
Для отработке ракеты на втором этапе испытаний, где отрабатывалось поведение ракеты на подводном участке с аппаратурой управления и системой телеметрирования, была создана специальная ракета Д-93У с экспериментальными маршевыми двигателями и инерциальной системой управления (ИНС). С апреля 1963 по февраль 1964 года было выполнено девять пусков.
Для продолжения испытаний ракет–торпед «Вьюга» в морских условиях в 1964 году по проекту 613РВ, разработанному в СКБ–143 (гл. конструктор Р.А.Шмаков), на заводе №444 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ С–65 (зав. №380) проекта 613. Изготовление ПУ, поставку бортовой аппаратуры и изделий системы стрельбы выполнил завод «Красное Сормово». В носовой части ПЛ была установлена специальная наделка для двух пусковых устройств – торпедных аппаратов. Внутри прочного корпуса устанавливалась аппаратура, в том числе: прибор управления стрельбой «Вьюга-К-613РВ» (разработчик ЦКБ-209), аппа¬ратура системы единого времени СЕВ-10, навигационный комплекс «Север-Н-613РВ», гидроакустические комплексы МГ-10 и МГ-15 и др.

В 1965 году из-за реорганизации Госкомитета по авиационной техники было принято правительственное решение о передаче дальнейшей разработки комплекса «Вьюга» в ОКБ-8 (гл. конструктор Л.В.Люльев) свердловского машиностроительного завода №8 им. М.И.Калинина. В апреле 1966 г. был проведен последний пуск ракетоторпеды с погружного стенда. Вскоре разработка ракеты «Вьюга-65» была остановлена.
Лётно-конструкторские испытания «Вьюги-53″ проводились с ПЛ проекта 613РВ в Феодосии на полигоне ВМФ с февраля 1965 по май 1967 года, было выполнен 21 пуск ракет комплекса «Вьюга-53». Из них: шесть макетов Д-95Б в телеметрическом варианте, два макета Д-95А с ИСУ и 13 пусков Д-95 с боевой ракетой по полной программе.
Программа государственных испытаний предусматривала 20 пусков ракет с подводной лодки. Испытания проводились с 16 мая по 25 июля 1968 года на двух типах ракеты: 81РТ — телеметрическая с датчиками в головной части вместо СБЧ; 81РА с аппаратурой СБЧ. Председателем госкомиссии был командующий Черноморским флотом В.С.Сысоев.
В ходе совместных испытаний ракет на максимальную дальность было установлено, что при приводнении не обеспечивалась прочность головной части ракеты. В связи с этим совместные испытания в конце 1967 г. приостановились и были возобновлены только после внесения изменений, гарантирующих надежность головной части. Полученные положительные результаты в предыдущих летных испытаниях позволили МВК считать совместные испытания законченными после проведения 17 пусков. После их завершения, ракетный комплекс «Вьюга» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 августа 1969 года №617-209 был принят на вооружение подводных лодок ВМФ проектов 705, 705К, 671 и 671РТ.

Разработка противолодочных комплексов РПК-7 «Ветер» и РПК-6 «Водопад» началась в декабре 1969 г. в ОКБ «Новатор» (гл. конструктор Л.В.Люльев). Они создавались соответственно для запуска из 650–мм и 533–мм торпедных аппаратов.
«Водопад» должен был заменить противолодочный комплекс РПК–2 «Вьюга», а «Ветер» фактически стал продолжением «Вьюги-65». В новом комплексе увеличивались глубина старта, дальность стрельбы, сокращалось время предстартовой подготовки. В качестве боевой части применялась противолодочная торпеда или специальный заряд. Противолодочные торпеды УМГТ–1 для ракетных комплексов были созданы в ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструктор В.А.Левин). Испытания комплексов проводились с подводных лодок проекта 633РВ (разработчик СПМБМ «Малахит», главный конструктор Р.А.Шмаков). По дальности стрельбы и глубине старта РК «Ветер» в два раза превышал соответствующие параметры комплекса «Водопад». Ракетный комплекс «Водопад» принят на вооружение в 1981 г., «Ветер» – в 1984 г.

СРЕДСТВА ГИДРОПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

После оснащения сил противолодочной обороны эффективными гидроакустическими станциями (ГАС) успешные боевые действия подводных лодок (ПЛ) стали возможны только при их вооружении средствами гидроакустического противодействия (ГПД). В арсенале эффективных средств гидроакустического противодействия важное место занимают самоходные приборы-имитаторы и приборы помех.
В 1960-х гг. корабли ВМФ стали оснащатся дрейфующими средствами ГПД МГ-24, МГ-34 и МГ-54, и самоходными МГ-14 (гл. конструктор Г.Р.Куценог), МГ-44 (гл. конструктор В.Я.Зарубин) калибра 40-см и МГ-64 в калибре 53-см. Управление по курсу МГ-14 обеспечивалось трехстепенным гироскопом, управление по глубине – маятниковым автоматом глубины (МАГ), на МГ-44 использовался МАГ-8. Ведущие разработчики этих систем были «торпедисты» Д.Н.Островский, Г.Р.Куценог, В.Я.Зарубин, Р.А.Лукин, М.А.Рубинштейн, И.В.Гавлюк, И.Н.Петров. Участвовали в разработке и специалисты по гидроакустическим средствам из НИИ-3 Б.Н.Тихонравов, А.О.Маркрвский, В.Н.Симонов и представители ВМФ.

В дальнейшем совершенствование таких средств и приборов было продолжено, ПЛ получили более мощные средства своей защиты. Одним из таких приборов является самоходный многоцелевой прибор гидроакустического противодействия МГ-74 (гл. конструктор Р.А.Лукин), разработанный ЦНИИ «Гидроприбор» в начале 1970-х гг. совместно с рядом предприятий-соисполнителей. Его назначение — подавление приемных трактов гидролокаторов обнаружения ПЛ или отвлечение сил противолодочной обороны на ложные направления. Прибор выстреливается из штатных торпедных аппаратов ПЛ и может работать в следующих режимах: излучение прицельной по частоте помехи; имитация эхо-сигналов от ПЛ; имитация шума ПЛ. МГ-74 приняли на вооружение в 1972 г.
Исходные данные о глубине, скорости хода МГ-74 вводятся перед выстрелом механическим путем (шпиндельный ввод). Излучение помех и гидроакустическая имитация подводной лодки производятся в диапазоне рабочих частот ГАС противолодочных сил. Сигналы, излучаемые приборами ГПД МГ-74 и принимаемые акустиком противолодочного корабля на слух или наблюдаемые на экранах индикаторов гидролокационных станций, классифицируются как эхо-сигналы от ПЛ и значительно затрудняют ее обнаружение.
Программное маневрирование прибора МГ-74 при взаимодействии с гидроакустическими станциями ПЛС имитирует поведенческие характеристики ПЛ. При этом в зависимости от уровня зондирующих сигналов гидролокатора противолодочного корабля, принимаемых приемным трактом прибора, могут автоматически меняться режим работы и характер маневрирования МГ-74. Прибор надежен и прост в эксплуатации. В течение года он может храниться на стеллажах ПЛ без обслуживания. Габариты МГ-74 позволяют размещать их на штатных торпедных стеллажах ПЛ (по два прибора на каждом). Конструктивно-технологические решения обеспечивают длительное нахождение его в торпедном аппарате, заполненном морской водой, в готовности к немедленному использованию.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МГ-74:

Характеристики

МГ-74

Калибр, мм

534,4

Длина, мм

3900

Масса, кг

не более 800

Глубина хода, м

до 250

Скорость хода, узл.

До 22

В дальнейшем ВМФ СССР оснащался приборами ГПД МГ-84, МГ-94, МГ-104 (гл. конструктор Н.И.Кочеров), МГ-114 (гл. конструктор Р.А.Лукин), «Бериллий» и другими, разработка которых осуществлялась ЦНИИ «Гидроприбор». Они производятся в калибре 324, 400 и 533-мм, штатное время действия и хода до 2-х часов при скорости от 8 до 25 узлов.
Современный самоходный прибор ГПД состоит из блока гидроакустических антенн, блока электронной аппаратуры с аппаратурой анализа и синтеза сигналов, усилителя мощности, транспортного модуля торпедного типа с электрической батареей, из катушки буксируемых ГА-антенн. Он предназначается для противодействия гидроакустическим средствам наблюдения противолодочных сил (ГАК, ГАС, РГБ), а также для противодействия самонаводящимся торпедам. Прибор обеспечивает подавление гидроакустических средств наблюдения и систем самонаведения торпед и имитацию первичного и вторичного акустических полей носителя.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.02.2017

Источники:
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
История отечественного судостроения. Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946-1991 гг.)/А.М.Васильев, С.И.Логачев, О.П.Майданов, В.Ю.Маринин и др. – СПб.:Судостроение, 1996. – с. 544, ил
История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит». Том 1. Специальное конструкторское бюро № 143 — Союзное проектно монтажное бюро машиностроения 1948-1974 годы. СПб: Гангут, 2002 г.
Рекшан О.П. «Торпеды и их создатели», СПб: ЦНИИ «Гидроприбор», 1992
«ЦНИИ «Гидроприбор» и его люди за 60 лет», СПб: СпбИИ РАН «Нестор-История», 2005
Шмаков Р.А. «К истории создания противолодочных комплексов «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Шквал» — «Гангут» 1998
Шмаков Р.А. «Малая скоростная автоматизированная подводная лодка-истребитель проекта 705 (705K)». «Тайфун» №5-1997
Шмаков Р.А. «Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ и 671РТМ» — «Судостроение» №1 – 2000
http://militaryrussia.ru/blog/topic-461.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%C2%AB%D0%9A%D0%B8%D1%82%C2%BBhttp://kramtp.info/news/18/full/id=28366

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 705 (705К)
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671РТМ
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 671
АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap