ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХТЯЖЁЛОГО КЛАССА Н-1

SPACE CARRIER ROCKET OF SUPERHEAVY CLASS N-1

14.10.2017

11 октября 2017 года конструктивно подобная модель (КПМ) сверхтяжёлой ракеты-носителя (РН) Н-1 в масштабе 1:10 лунной программы Советского Союза была передана в формирующийся на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) Центр «Космонавтика и авиация». Макет ракеты-носителя Н-1 производства ЦНИИмаш украсит экспозицию достижений отечественной авиации и космонавтики в легендарном павильоне «Космос» и в скором времени станет достоянием широкого круга посетителей одной из ведущих музейных площадок страны.
В 2017 году руководство ЦНИИмаш поддержало инициативу Президента РФ В.В.Путина по созданию постоянно действующей экспозиции ракетно-космической и авиационной техники Центра «Космонавтика и авиация» на территории ВДНХ и предоставило для формирования экспозиции тематического блока экспонатов «Ракеты-носители и ракетные двигатели» уникальную конструктивно-подобную модель РН Н-1.
Модель космической ракеты-носителя Н-1 сверхтяжёлого класса была спроектирована и изготовлена в 1966 году отделом динамики полёта НИИ-88 (с 1967 г. ЦНИИмаш) для проведения в 1967–1971 гг. динамических испытаний на экспериментальной базе института.
Более полувека уникальное изделие хранилось в своём первозданном виде в лабораторном зале корпуса динамических испытаний на территории ЦНИИмаш. В начале осени началась подготовка КПМ Н-1 к передаче в музей. На первом этапе модель с использованием грузоподъёмных средств была перенесена к высотному стапелю для проведения вспомогательных работ по очистке внешней поверхности и расстыковке на отдельные части. Для удобства транспортировки изделие высотой около 10 метров и весом вместе с оснасткой около 400 кг было разделено на три части: блок «А» первой ступени высотой более 2,5 м и максимальным диаметром 1,7 м, блок «Б» высотой около 2,5 м и блоки «В», «Г» и «Д» с имитаторами лунного орбитального корабля (ЛОК) и лунного корабля (ЛК) высотой более 4,5 м. Были сняты повреждённые при хранении 24 имитатора камер сгорания двигателей первой ступени для восстановления и последующей установки. Все элементы конструкции упаковали сначала в мягкую плёнку, затем – в специальный термоупаковочный защитный материал. Упакованные части КПМ с использованием дополнительного автотранспорта вывезли из корпуса динамических испытаний и погрузили на трейлер. После соблюдения всех необходимых организационных процедур 11 октября КПМ РН Н-1 была вывезена с территории ЦНИИмаш, доставлена и передана в хранилище Центра «Космонавтика и авиация» (павильон «Космос») на ВДНХ.
ЦНИИмаш


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ СВЕРХТЯЖЁЛОГО КЛАССА Н-1

Работы по мощной космической ракете-носителю начались в 1956 году. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №715-296 «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.» вышло 23 июня 1960 года, им задавались работы по тяжелым орбитальным спутникам, для вывода которых было необходимо создать сверхтяжелую ракету-носитель. В соответствии с Постановлени-ем ОКБ-1 начало проведение полно-масштабных работ по носителю Н-1. Для вывода на орбиту груз массой 75 тонн создавалась трехступенчатая ракета стартовым весом 2200 тонн.
Отечественная ракета-носитель сверхтяжёлого класса Н-1 предназначалась для выведения на низкую околоземную орбиту до 100 тонн полезного груза, а также в несколько доработанном виде (Н-1Ф) для осуществления пилотируемой экспедиции на Луну с высадкой человека на её поверхность.
К созданию ракетно-космического комплекса в конце 1960-х – начале 1970-х гг. привлекалось более 15 научных и производственных предприятий ракетно-космической промышленности страны. НИИ-88 (с 1967 г. ЦНИИмаш) осуществлял общепроектные, прочностные и аэродинамические исследования по лунной экспедиции и выдавал заключение на предэскизный проект комплекса «Н-1-Л3».
Первоначально двигатели для ракеты Н-1 создавались в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко. В 1960-1961 гг. были созданы ЖРД: для первой ступени однокамерный РД-220 с дожиганием, работающий на азотной кислоте и НДМГ (тяга у земли 96,6 тс, в пустоте — 109,52 тс) и однокамерный РД-222 с дожиганием, работающий на азотной кислоте и НДМГ (тяга у земли 150 тс, в пустоте — 166,6 тс); для второй ступени однокамерный РД-221, работающий на азотной кислоте и НДМГ (тяга в пустоте — 114 тс) и однокамерный РД-223 с дожиганием, работающий на азотной кислоте и НДМГ (тяга в пустоте — 173 тс). Работы по двигателям РД-220, РД-221, РД-222 и РД-223 были прекращены в связи с переходом на другой окислитель — азотный тетраоксид.
Для РН Н-1 в КБ завода “Труд” под руководством Н.Д.Кузнецова были созданы двигатели 11Д51, 11Д52, 11Д53, 11Д11 и 11Д12. В 1959 году ОКБ-165 (КБ завода “Сатурн”, главный конструктор А.М.Люлька) впервые в СССР предложило и обосновало проект ЖРД на высоко-энергетическом топливе (жидкий кисло-род+жидкий водород). Были проведены обширные исследования по освоению рабочих процессов кислородно-водо-родного ЖРД, создан двигатель Д-57 (11Д57) с тягой 40 т и его модификация Д-57М с двухпозиционным раздвижным соплом и большей тягой. Двигатель предполагалось использо-вать на ракете Н-1.

На первом этапе работ в ОКБ-1 в 1960-1963 годах создавался носитель с использованием химической энергии для вывода на орбиту Земли спутников весом 40-50 т. На втором этапе работ в 1963-1967 годах ракетой-носителем предполагалось выводить на орбиту Земли спутники весом 60-80 т, а с воз-можностью достижения второй косми-ческой скорости — груз в 20-40 т. При этом на второй и последующих ступенях ракеты предлагалось использовать ядерно-реактивный двигатель.
В дальнейшем было принято решение об установке на ракете только обычных кислородно-керосиновых ЖРД и выводимый вес на орбиту вырос до 95 тонн при стартовом весе РН до 2820 тонн.

Были определены основные главные конструкторы и организации, ответственные не только за носитель «Н-1», но и за весь комплекс «Н1-ЛЗ». Головными разработчиками частей, составляющих комплекс «ЛЗ», были определены:
ОКБ-1 (Сергей Королев) — головная организация по системе в целом и разработке блоков «Г» и «Д», двигателей для блока «Д», лунного орбитального и лунного посадочного кораблей;
ОКБ-276 (Николай Кузнецов) — по разработке двигателя блока «Г»;
ОКБ-586 (Михаил Янгель) — по разработке ракетного блока «Е» лунного корабля и двигателя для этого блока;
ОКБ-2 (Алексей Исаев) — по разработке двигательной установки (баки, пневмогидравлические системы и двигатель) блока «И» лунного орбитального корабля;
НИИ-944 (Виктор Кузнецов) — по разработке системы управления лунного комплекса;
НИИАП (Николай Пилюгин) — по разработке системы управления движением лунного посадочного и лунного орбитального кораблей;
НИИ-885 (Михаил Рязанский) — по радиоизмерительному комплексу;
ГСКБ «Спецмаш» (Владимир Бармин) — по комплексу наземного оборудования системы «ЛЗ»;
ОКБ МЭИ (Алексей Богомолов) — по разработке системы взаимных измерений для сближения кораблей на орбите Луны.
Носитель Н-1 был выполнен по последовательной схеме расположения и работы ступеней и включал 5 ступеней, на всех из которых использовались кислород-керосиновые двигатели. На установке таких двигателей настаивал С. П. Королёв. Не имея технологических и инфраструктурных возможностей рискованного и затратного создания передовых высокоэнергетичных кислород-водородных двигателей и отстаивая более мощные двигатели на токсичных высококипящих компонентах, ведущее по ракетному двигателестроению КБ Глушко отказалось делать двигатели для Н1, и их создание было поручено авиадвигательному КБ Кузнецова, которое добилось наивысшего энергетического и ресурсного совершенства для двигателей кислород-керосинового типа. На всех ступенях топливо хранилось в шаровых баках, подвешенных на несущей оболочке. Двигатели КБ Кузнецова были недостаточно мощными, их приходилось устанавливать в больших количествах, что привело к ряду негативных эффектов.

Ступени именовались блоками «А», «Б», «В» (использовались для выведения корабля Л3 на околоземную орбиту), «Г», «Д» (предназначались для разгона корабля от Земли и торможения у Луны). Таким образом, Н1 как носитель для вывода на низкую околоземную орбиту фактически был 3-ступенчатым, а 43,2-метровый 95-тонный отлётный лунный ракетный комплекс под общим головным обтекателем диаметром 5,9 метра с системой аварийного спасения состоял из 2 верхних блоков носителя Н1 и корабля Л3, включавшего как модули 9,85-тонный лунный орбитальный корабль ЛОК (11Ф93) и 5,56-тонный лунный корабль ЛК (11Ф94).
На первой ступени (блоке «А») со стартовой массой 1880 (в том числе сухой — 130) тонн, диаметром от 10,3 до 16,9 метра и длиной 30,1 метра вдоль двух концентрических окружностей было установлено 30 (до лунной программы было только 24 по внешней окружности; затем к ним добавились ещё 6 по внутренней) двигателей НК-33 на варианте Н1Ф (ранее на Н1 — НК-15) с единичной тягой 171 (ранее — 154) тонн и суммарной 5130 (4615) тонн. На старте до отделения блок «А» должен был отрабатывать 115—125 секунд.
На второй ступени (блоке «Б») стартовой массой 561 (в том числе сухой — 55) тонн, диаметром от 7,3 до 10,3 метра и длиной 20,5 метра было установлено 8 двигателей НК-43 (ранее — НК-15) с единичной тягой 179 тонн и суммарной 1432 тонн. Блок «Б» должен был отрабатывать 120 секунд.
На третьей ступени (блоке «В») стартовой массой 189 (в том числе сухой — 14) тонн, диаметром от 5,5 до 7,6 метра и длиной 11,1 метра было установлено 4 двигателя НК-31 (ранее — НК-21) с единичной тягой 41 тонн и суммарной 164 тонн. Блок «В» должен был отрабатывать 370 секунд.

На четвёртой ступени (блоке «Г») стартовой массой 62 (в том числе сухой — 6) тонн, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель НК-19 (ранее — НК-9В) с тягой 45,5 тонн. Блок «Г» должен был отрабатывать 443 секунд при возможности многократных включений.
На пятой ступени (блоке «Д») стартовой массой 18 (в том числе сухой — 3,5) тонн, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель РД-58 с тягой 8,5 тонн. Блок «Д» должен был отрабатывать 600 секунд при возможности многократных включений. На основе этой ступени впоследствии был создан разгонный блок ДМ, нашедший широкое применение и после закрытия советской лунной программы.
Сборка и изготовление крупногабаритных ступеней ракеты осуществлялась непосредственно на космодроме Байконур, в специально построенном филиале завода «Прогресс» и огромном монтажно-испытательном корпусе (МИК) на 112-й площадке, так как из-за негабаритных размеров ступеней не было возможности транспортировать их на космодром в собранном виде с завода-изготовителя, находящегося в городе Куйбышев. Головной блок готовили на площадке № 2. Сборка РН и головного блока в МИКе пл. 112 производилась в горизонтальном виде, так же, как и вывоз на стартовый стол силами двух тепловозов на установщике, двигавшемся по двум параллельным железнодорожным путям.
Предполагалось, что на основе конструктива Н1 будет эксплуатироваться семейство ракет-носителей, включая форсированную версию Н1Ф и модернизированный до полезного груза в 155—175 тонн вариант на кислород-водородных двигателях Н1М, меньшие по размерам Н11/11А53 (три средние ступени Н1) стартовой массой 700 тонн для полезного груза в 25 тонн и Н111/11А54 (третья и четвёртая ступени Н1) стартовой массой 200 тонн для полезного груза в 5 тонн, а в перспективе и бо́льшие носители Н2, Н3, Н4 стартовой массой соответственно 7000, 12 000, 18 000 тонн (у которых под две нижние ступени Н1 последовательно подставлялись ещё более мощные первые ступени).

С.П.Королев предложил использовать ракету Н-1 в качестве боевой межконтинентальной ракеты для доставки на территорию США сверхмощных термоядерных зарядов. Однако, эта идея поддержки не нашла и в результате работы были продол-жены только по сверхтяжелой космической ракете-носителю.

Стартовый комплекс для ракеты Н-1 разрабатывался ГСКБ Спецмаш главного конструктора В.П. Бармина с 1960 г. При разработке этого стартового комплекса потре­бовалось найти принципиально новые технические решения, учитывающие уникальность размеров ракеты и ее стартовой массы (длина около 100 м, масса около 3000 т), большое количество заправляемых в ракету компонентов топлива, множество связей ракеты с наземным оборудованием, а также другие сложные задачи и требования. В результате был создан совершенный стартовый комплекс, не имевший аналогов ни в нашей стране, ни за рубежом, в котором многие агрегаты и системы являлись оригинальными и были выполнены на уровне изобретений.
Установщик 11У25 для ракеты Н-1 был разработан в ЦКБТМ, он выполнен в виде несамоходного агрегата, транспортируемого с уложенной на него ракетой от технической до стартовой позиции тепловозами по двухрельсовым путям нормальной колеи. Ведущий конструктор установщика — Павлов В.Д.
Башня обслуживания 11У212 ракеты Н-1 была создана в ЦКБТМ и выполнена в виде одной решетчатой колонны, установленной на мощной раме треугольной формы. Ведущий конструктор башни обслуживания — Мазуренко В.В. Характерной особенностью этой башни является то, что она отводилась от ракеты перед стартом по круговому рельсу радиусом 60 м, поворотом вокруг опорно-поворотного устройства (ОПУ). На колонне смонтировано несколько ярусов площадок обслуживания, из которых верхние снабжены подвешенными на пантографах подвижными полами, пристыковывающимися к ракете и следящими за её колебаниями от воздействия ветровой нагрузки и солнечной радиации. Основные коммуникации (горючего, окислителя, воды, воздуха, азота, электропитания и т.п.) проложены от ОПУ по раме, стволу башни с последующей разводкой через площадки к местам назначения. Наличие ОПУ позволяет обеспечить непрерывную связь всех коммуникаций с наземными системами обеспечения подачи компонентов до момента их расстыковки при принятии решения на отвод башни обслуживания. Вес агрегата составлял 74000 т.

Конструктивно подобная модель космической ракеты-носителя Н-1, изготовленная в 1966 году в НИИ-88, представляет собой уменьшенную в десять раз копию реального изделия и почти полностью повторяет состав лунного комплекса. Высота изделия – около 10 метров, вес вместе с оснасткой – около 400 килограммов. Состоит из трёх ступеней РН – блоков «А», «Б» и «В», соединённых между собой переходными отсеками ферменного типа, ракетных разгонных блоков «Г» и «Д», лунного орбитального корабля (ЛОК) и лунного корабля (ЛК). Для выполнения условий физического подобия элементы КПМ изготовлены геометрически подобными элементам натурной РН и из тех же материалов: алюминиевого сплава и нержавеющей стали. Как и в первоначальном варианте РН Н-1 на КПМ первой ступени установлены имитаторы 24 двигателей. Для выполнения лунной программы на первой ступени РН Н-1Ф были дополнительно установлены ещё 6 двигателей.
Для проведения прочностных испытаний натурных блоков РН Н-1 на территории ЦНИИмаш был построен корпус статических испытаний. Использование КПМ РН Н-1 позволило в 1967-1971 гг. провести экспериментальные исследования с имитацией условий полёта и определить, а после начала лётных испытаний уточнить, динамические характеристики сверхсложного объекта, необходимые для создания системы стабилизации его движения.
Работы по проектированию, изготовлению и динамические испытания КПМ РН Н-1 проводились отделом динамики полёта, которым руководил выдающийся организатор и ученый А.Г.Пилютик. Первая в мире КПМ была создана в конце пятидесятых годов прошлого века и представляла собой модель РН «Восток» в масштабе 1:10. Уникальная технология проектирования, изготовления и динамических испытаний КПМ РН и разгонных блоков (РБ) в НИИ-88 была создана, главным образом, доктором технических наук, профессором Г.Н.Микишевым и руководителем конструкторской группы В.Г.Степаненко. Большая заслуга в изготовлении КПМ РН принадлежит руководителю производственной группы В.И. Сафронову. За период с 1959 по 1985 гг. в институте было спроектировано, изготовлено и испытано свыше сорока моделей двадцати пяти основных изделий ракетно-космической отрасли. Среди них – КПМ РН «Союз» в масштабе 1:5, Р-36М (15А14,«Сатана») в масштабе 1:5, РН «Зенит» в масштабе 1:10, две РН Р-5 в масштабе 1:5 и 1:10, РН «Энергия-М» в масштабе 1:5 и многие другие. Некоторые из созданных КПМ представлены в экспозиции музейно-выставочного центра ЦНИИмаш. А КПМ многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран» в масштабе 1:5, изготовленная в специально построенном производственном корпусе 5КПМ отдела динамики ЦНИИмаш, установлена на территории ПАО РКК «Энергия» имени С.П. Королёва (г. о. Королёв). За разработку КПМ и их использование при создании и отработке изделий ракетно-космической отрасли (РКО) в 1974 году Г.Н.Микишев, В.Г.Степаненко, В.П.Шмаков и Н.Д.Пронин совместно с другими специалистами РКО были удостоены Государственной премии СССР.
В феврале 1969 года начались летно-конструкторские испытания сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1», предназначенной для полета космонавтов на Луну.

Первый пуск ракеты-носителя Н1 (изделие № 3Л) в 12 часов 18 минут 07 секунд с беспилотным кораблем «Зонд-М (7К-Л1А, 11Ф92)» в качестве полезной нагрузки 21 февраля 1969 года закончился аварийно. В результате пожара в хвостовом отсеке (двигатель № 2) и нарушения в работе системы контроля двигателей, эта система на 68,7 секунде выдала ложную команду на выключение всех двигателей, за которым последовал взрыв носителя на высоте 12,2 км. Ракета упала по трассе полёта в 52 километрах от стартовой позиции.
Второй пуск ракеты-носителя Н1 (изделие № 5Л) с беспилотным кораблем «Зонд-М (7К-Л1С, 11Ф92)» и макетом лунного посадочного корабля (ЛК, 11Ф94) комплекса Л3 был проведён 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы периферийного двигателя № 8 блока А. Ракета успела вертикально взлететь на 200 метров — и началось отключение двигателей. За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного — № 18, этот единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения, раскрылись створки обтекателя и спускаемый аппарат, оторванный от носителя успешно улетел, после чего носитель на 23-й секунде полёта плашмя упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва стартовый стол был сильно повреждён. По заключению аварийной комиссии под председательством В. П. Мишина, причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя. На анализ результатов испытаний, дополнительные расчёты, исследования и экспериментальные работы и подготовку второй пусковой установки ушло два года.

Третий пуск ракеты-носителя Н1 (изделие № 6Л) с макетом беспилотного лунного орбитального корабля (ЛОК, 11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля (ЛК, 11Ф94) комплекса Л3 был проведён 27 июня 1971 года. Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали, однако в результате нерасчетного момента по крену ракету стало поворачивать вокруг продольной оси, рулевые сопла перестали справляться с поворотом, углы превысили допустимые, и ракета начала разрушаться в полете. Первым разрушилось место соединения блока В и головного блока, он упал недалеко от места старта. Поскольку ради гарантий сохранности стартового комплекса команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 секунд, ее полет продолжался. Первая и вторая ступени полетели дальше, и после снятия блокировки на 50,1 секунды полета двигатели были выключены аварийной командой от концевых контактов гироприборов. Врезавшись в землю со взрывом, РН образовала в 16,2 км от старта воронку диаметром 45 и глубиной 15 метров. Ракета не долетела до площадки № 31 около пяти километров.
23 ноября 1972 года был произведен ставший последним четвертый пуск ракеты-носителя Н1 (изделие № 7Л) с беспилотным лунным орбитальным кораблем (ЛОК, 11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля (ЛК, 11Ф94) комплекса Л3. Ракета, стартовавшая в этом пуске, претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полётом осуществляла бортовая ЭВМ по командам гироплатформы (главный конструктор Н. А. Пилюгин). В состав двигательных установок введены рулевые двигатели, система пожаротушения. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете было установлено более 13000 датчиков. Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунд до высоты 40 км, но за 7 секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло практически мгновенное разрушение насоса окислителя двигателя № 4, которое привело к ликвидации ракеты. Теоретически, энергоресурсов ракеты было достаточно, чтобы преждевременно отделить первую ступень и обеспечить нужные параметры выведения за счет работы верхних ступеней. Однако система управления не предусматривала такой возможности. В заключении комиссии под председательством заместителя Главного конструктора Н1-Л3 Б. А. Дорофеева более вероятной первопричиной аварии носителя было названо возникновение внешнего по отношению к двигателям возмущения типа взрыва-встряски.
Все четыре запуска были неуспешными и через четыре года работы по Н-1 были свернуты. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата.

Пятый пуск намечался на четвертый квартал 1974 года. К маю на ракете № 8Л были реализованы все проектные и конструктивные мероприятия по обеспечению живучести изделия с учетом предыдущих полетов и дополнительных исследований, начался монтаж модернизированных двигателей.
Казалось, суперракета рано или поздно полетит куда и как надо. Однако назначенный в мае 1974 года руководитель ЦКБЭМ, преобразованного в НПО «Энергия», академик В. П. Глушко с молчаливого согласия Министерства общего машиностроения (С. А. Афанасьев), Академии наук СССР (М. В. Келдыш), Военно-промышленной комиссии Совмина (Л. В. Смирнов) и ЦК КПСС (Д. Ф. Устинов) прекратил все работы по комплексу Н1-ЛЗ. В феврале 1976 года проект официально закрыли постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР. Это решение лишило страну тяжелых кораблей, и приоритет перешел к США, развернувшим проект «Спейс шаттл».

Полные затраты на освоение Луны по программе Н1-ЛЗ к январю 1973 года составили 3,6 миллиарда рублей, на создание Н1 – 2,4 миллиарда. Производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено, а затраты в сумме шесть миллиардов рублей списаны.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Гл. конструктор С.П.Королев
Изготовитель з-д “Прогресс”
Код НАТО SL-15
Ракета Н-1 (11А52)
Масса полезной нагрузки:
– на низкую околоземную орбиту – 90 т.,
— на геопереходную орбиту – 46 т.,
— на геостационарную орбиту – 22 т,
— на гелиоцентрическую орбиту – 33 т,
— на лунную орбиту – 31 т.
Система управления инерциальная
— разработчик НИИАП
— главный конструктор Н.А.Пилюгин
Органы управления управление тягой двигателей первой ступени
Тип старта с наземной ПУ за счет тяги собственных двигателей
Число ступеней ракеты 3
Размеры ракеты, м:
— длина полная 61,5
— макс. диаметр корпуса, м 17,0
— размах стабилизаторов, м 22,33
Стартовый вес, т 2800
Горючее керосин
Вес горючего, т 680
Окислитель жидкий кислород
Вес окислителя, т 1730
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ (БЛОК А):
Размеры, м:
— длина 30,1
— диаметр 16,8
Двигатель 30 однокамерных ЖРД НК-15 (11Д51)
(на модернизированном варианте — ЖРД НК-33)
— разработчик ОКБ-276
— гл. конструктор Н.Д.Кузнецов
— изготовитель НПП “Труд»”- тяга, т 150-154
-удельный импульс, с 315
— время работы, с 111
Тяга двигателей на земле, тс 4615
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ (БЛОК Б):
Размеры, м:
— длина 20,5
— диаметр 10,3
Двигатель 8 однокамерных ЖРД НК-15В (11Д52)
(на модернизированном варианте — ЖРД НК-43)
— разработчик ОКБ-276
— гл. конструктор Н.Д.Кузнецов
— изготовитель НПП “Труд”
— тяга, т 179-180
-удельный импульс, с 335
— время работы, с 220-230
Тяга двигателей в пустоте, тс 8 х 180
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ (БЛОК В):
Размеры, м:
— длина 11,5
— диаметр 7,6
Двигатель 4 однокамерных ЖРД НК-9В (11Д53)
(на модернизированном варианте — ЖРД НК-31)
— разработчик ОКБ-276
— гл. конструктор Н.Д.Кузнецов
— изготовитель НПП “Труд”
— тяга, т 41-45
-удельный импульс, с 345
— время работы, с 200-230
Тяга двигателей в пустоте, тс 4 х 41
ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Тип наземная
Разработчик ГСКБ “Спецмаш”
Главный конструктор В.П.Бармин
Число ракет на ПУ 1
УСТАНОВЩИК:
Тип 11У25
Разработчик ЦКБТМ
БАШНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ:
Тип 11У212
Разработчик ЦКБТМ
Изготовитель завод ПТО им. Кирова
Высота, м 145,3
Вес, т 3980

Источники: Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., ЦНИИмаш, ru.wikipedia.org, www.russianarms.ru, vpk-news.ru, www.e-reading.by и др.

ГНПРКЦ «ЦСКБ-ПРОГРЕСС»
ОАО «КУЗНЕЦОВ»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЦНИИМАШ)
ЭНЕРГИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П.КОРОЛЕВА ОАО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap