МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ МТ-ЛБУ. MULTI-PURPOSE TRACKED CHASSIS MT-LBU



МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ МТ-ЛБУ
MULTI-PURPOSE TRACKED CHASSIS MT-LBU

04.03.2019

На предприятии АО «Ремдизель» создан гражданский вариант МТ-ЛБу под шифром «Охотник». Машина оснащена комфортным жилым модулем. Комфорт в кабине тоже значительно увеличен. Используются сиденья КАМАЗа с подрессориванием. Говорится в сообщении блога https://bmpd.livejournal.com.
Автомобиль бренда RD на шасси МТ-ЛБУ служит основой для создания различной специализированнои техники для народного хозяйства:
— для обеспечения пожарной безопасности;
— доставки грузов и пассажиров в труднодоступные места;
— как санитарная техника и др.
Технические преимущества:
— увеличенная проходимость в два раза за счёт использования снегоболотной гусеницы;
— более высокие параметры преодоления водных преград вплавь за счет измененного корпуса;
— возможность транспортировки груза на крыше салона по суше до Ч тонн, на плаву до 1,5 тонн.
ВТС «Бастион»

АВТОМОБИЛЬ «ОХОТНИК» НА ШАССИ МТ-ЛБУ
АО «РЕМДИЗЕЛЬ»


МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ МТ-ЛБУ
MULTI-PURPOSE TRACKED CHASSIS MT-LBU

Шасси МТ-ЛБу (Объект 10) — советское плавающие лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом. Разработанное в конце 1960-х годов.
В 1967 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609—201 Харьковский тракторный завод был назначен главным разработчиком 122-мм САУ.
Первичным вариантом было предложено установка гаубицы Д-32 на платформу гусеничного тягача МТ-ЛБ. В ходе испытаний выяснилось что гусеничное шасси на 6 опорных катках не выдерживает нагрузки. В связи с этим в конструкцию шасси был добавлен 7-й опорный каток. Модифицированный образец шасси с удлинённым корпусом получил название МТ-ЛБуш («изделие 26»). Он стал платформой для 122-мм САУ, который в свою очередь получил название 2С1 «Гвоздика».
Новая САУ была разработана в короткие сроки. К августу 1969 года 4 единицы поступили на государственные испытания.
В тот же период велась активная разработка комплексов средств автоматизации управления огнём артиллерии (КСУАО) и зенитно-ракетных комплексов ПВО, что потребовало создания гусеничных и колёсных шасси с высокой проходимостью. По плану поставленному перед оборонной промышленностью на первую половину 1970-х годов началась разработка «изделия 10» — унифицированного гусеничного шасси повышенной грузоподъёмности.
Разработка была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. За основу нового изделия был взят МТ-ЛБ, который выпускался этим заводом и эксплуатировался в войсках с 1964 года.
Для размещения большого количества аппаратуры требовалось увеличение внутреннего объёма и грузоподъёмности машины, что в свою очередь требовало увеличение мощности двигателя.

Было создано несколько опытных образцов нового шасси в бронированном и небронированном видах, среди них:
• лёгкое многоцелевое небронированное гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-Лу;
• лёгкое многоцелевое бронированное гусеничное шасси МТ-Лбу «Маргаритка».

Кардинальными изменениями от МТ-ЛБ в конструкции новой машины, получившей наименование МТ-ЛБу стало следующее:
• Изменение корпуса машины
• удлинение корпуса на 810 мм за счёт добавления 7-го опорного катка;
• увеличение высоты машины на 200 мм, что позволило увеличить внутренний объём и переместить отсек управления сверху над трансмиссионным отделением. Если в МТ-ЛБ отсек управления находится в передней части машины через перегородку после трансмиссионного отсека, доступ к которому осуществлялся через капот снаружи машины, то на МТ-ЛБу механик водитель находится прямо над трансмиссионным отсеком, доступ к которому осуществляется через люки в полу;
• поскольку в кормовом отделении требовались места для размещения аппаратуры, вместо двух задних дверей открывающихся аналогично дверям на БМП-1, была установлена одна дверь в зависимости от расположения аппаратуры. К примеру, в АРК-1 и 1В14 аппаратура располагается по двум бортам, и дверь находится посередине, а в машинах типа 1В15 задняя дверь смещена к левому борту[5];
• убрана пулемётная башня над отсеком управления. На комплексах управления артиллерийским огнём на базе МТ-ЛБУ над аппаратным отсеком имеется поворотная башня в форме усечённого конуса, главным назначением которой является размещение приборов оптического наблюдения.
• установка более мощного двигателя ЯМЗ-238Н мощностью 300 л. с. (против 240 л. с. на МТ-ЛБ);
• установка опускающихся гидродинамических щитков спереди и решёток сзади, улучающих управление машиной при движение на плаву;
• установка вспомогательной силовой установки (с 1985 года), обеспечивавшей электропитание аппаратуры без включения ходового двигателя.

Лёгкое многоцелевое гусеничное шасси с универсальным корпусом МТ-ЛБу предназначено для монтажа на нём различных объектов военной техники. В передней части корпуса находятся трансмиссионный отсек и отделение управления, за ними — у левого борта средней части корпуса — установлен двигатель, далее — кормовое отделение. Корпус МТ-ЛБу — цельносварной, коробчатой формы, изготовлен из броневой стали. Внутри разделён перегородками, панелями и поликами на функциональные отделения. Герметизирован, водонепроницаем. Обладает водоизмещением, позволяющим машине с номинальным грузом преодолевать водные преграды на плаву.
В трансмиссионном отсеке установлены механизмы силовой передачи, пневмосистемы, часть электрооборудования. Трансмиссия шасси состоит из главной передачи, промежуточного редуктора, центрального карданного вала, карданных валов, бортовых передач, тормозов и управления механизмами поворота. Над трансмиссионным отсеком расположено отделение управления, отделённое от него съёмными поликами. Здесь в два рядя установлены четыре мягких сиденья. Переднее левое предназначено для механика-водителя. Оно регулируется по расстоянию от передней стенки, по высоте, наклону спинки в зависимости от роста и «габаритов» механика-водителя.
Перед сиденьем механика-водителя находятся рычаги управления и переключения передач, а также педали сцепления, тормоза, подачи топлива, рукоятка управления ручной подачей топлива, щиток отопителя. На передней стенке размещены щиток приборов, вентилятор обдува, рукоятка управления фарой-прожектором и её выключатель. Наблюдение за дорогой и местностью ведётся через лобовые стекла, снабжённые стеклоочистителями, через шесть смотровых приборов. Лобовые стекла могут закрываться снаружи защитными крышками. На левом борту отделения установлены фильтро-вентиляционная установка, реле-регулятор, фильтр радиопомех, щиток нагнетателя, левый щиток приборов, блок питания прибора ТВН-2Б, аппарат А-4 переговорного устройства, выключатель батарей, редуктор привода к датчику пути навигационной аппаратуры, корпус прибора ТНПО-170А.
Двигательный отсек ограждён изоляционными панелями. Здесь находится силовая установка: двигатель с системами охлаждения, подогрева и смазки, а также топливной и воздушной. Дизельный двигатель ЯМЗ-2Э8Н — многотопливный, 8-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, с газотурбинным наддувом. Номинальная его мощность — 300 л.с. при 2100 об/мин. В кормовой части корпуса машины, предназначенной для монтажа объектов техники и перевозки грузов, размещены отопитель (по правому борту) и топливные баки (по два на правом и левом бортах).

В ходовой части применена торсионная подвеска. С каждого борта расположено по семь обрезиненных пустотелых опорных катков из алюминиевого сплава. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Гусеница — стальная, мелкозвенчатая. Ширина гусеничных траков — 350 мм. На обледенелых дорогах, особенно на скользких подъёмах и спусках, к тракам гусениц могут крепиться добавочные грунтозацепы, имеющиеся в комплекте ЗИП. При движении по шоссе машина развивает скорость до 60 км/ч, при движении на плаву — 6 км/ч Запас хода по топливу — 500 км. Максимальный угол подъёма составляет 35°, а крена — 25°. Движение на плаву обеспечивается перемоткой гусениц. Для повышения их эффективности в передней части подкрылков устанавливаются гидродинамические щитки, а сзади опускаются кормовые решётки.
МТ-ЛБу оснащён отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65, фильтровентиляционной установкой, водооткачивающей системой, устройством для выключения подвески.
Электрооборудование изделия составляют: две аккумуляторные батареи, генератор, реле-регулятор, стартер, электродвигатели подогреватели, нагнетатели ФВУ, вентилятора обдува водителя и стеклоочистителей, свечи накаливания подогревателя и отопителя.
Аккумуляторные батареи – две стартерные кислотные (6СТ-190ТР), соединение батарей последовательное. Генераторная установка – Г290В-0.
Водооткачивающий насос – вихревой, двухсекционный. Подача одной секции насоса при противодавлении не более 0,1МПа (1кгс/см2) не менее 450 л/мин. Отопитель – ОВ-65.
Фильтровентиляционная установка (ФВУ): нагнетатель ВНСЦ-200, центробежный с инерционной очисткой воздуха от пыли. Фильтр – ФПТ-200М. Производительность фильт-ровентиляционной установки 200 м3/ч.

Шасси МТ-ЛБу использовались и для создания бронированных машин специального назначения, количество которых со временем выросло до полусотни.
В войска МТ-ЛБу поставлялось в двух комплектациях. Изделие имеет две модификации: шасси МТ-ЛБу-1 и шасси МТ-ЛБу-2, которые отличаются конструкцией люков корпуса, установкой механизмов отбора мощности и размещением ЗИП.
Шасси МТ-ЛБу-1 поставляются заказчику в следующих исполнениях:
— основное исполнение не имеет ТПУ Р-124, механизмов отбора мощности от носка коленчатого вала двигателя и от промежуточного редуктора, а также шестерен в промежуточном редукторе;
— первое исполнение в отличие от основного имеет ТПУ Р-124;
— второе исполнение в отличие от основного имеет механизм отбора мощности от носка коленчатого вала двигателя;
— третье исполнение в отличие от основного имеет шестерню и механизм отбора мощности от промежуточного редуктора;
Шасси МТ-ЛБу-2 поставляются заказчику в следующих комплектациях:
— первая комплектация включает в себя ТПУ Р-124 и шестерню в промежуточном редукторе;
— вторая комплектация не имеет ТПУ Р-124 и шестерню в промежуточном вале.
Транспортирование железнодорожным, автомобильным, вод¬ным транспортом и самоле-тами Ан-12Б, Ан-22, Ил-76.
В 1970-х гг. в серийное производство приняли целый ряд специализированных шасси для носителей вооружения, созданных на базе самого МТ-ЛБ и отличавшихся в основном деталями конструкции корпуса и изменениями в составе оборудования. Так, для монтажа зенитного ракетного комплекса «Стрела-10», поступившего на вооружение в 1976 г., предназначалось «изделие 35». С тягача сняли пулемётную башню, вырезали в кормовой части крыши круглое окно для монтажа пусковой установки зенитных ракет.

Продолжая развивать семейство МТ-ЛБ, на ХТЗ в 1980 — 1982 гг. изготовили опытные образцы транспортёра-тягача МТ-ЛБу с укороченным корпусом и шестикатковой ходовой частью. Этот тягач задумывали в двух вариантах — с обычной механической и с гидромеханической трансмиссией. Однако в серию он не пошёл.
В 1985 г. «изделие 10» ещё раз подверглось модернизации. Так, установили 30-сильный автономный энергоагрегат, который мог без запуска основного двигателя обеспечивать на стоянке электропитанием аппаратуру размещённых на шасси различных войсковых комплексов. Для облегчения её обслуживания изменили расположение люков корпуса. На базе МТ-ЛБу изготовлено более пятидесяти специализированных военных машин. Так, для артиллерийских частей были созданы комплекс управления артиллерийским огнём 1В12 и радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии 1Л219 «Зоопарк-1», для инженерных войск — комплекс дистанционной химической разведки КДХР-1Н «Даль», для частей ПВО сухопутных войск — подвижные пункты управления ПВО мотострелкового (или танкового) полка 9С8 «Овод-М-СВ»-ППРУ-1 и 9С80-1 «Сборка»-ППРУ-1м, унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 «Ранжир», командно-штабные машины комплекса АСУ В «Манёвр».

Демилитаризированный МТ-ЛБу предназначен для установки различного оборудования (мастерских, лабораторий, грузопассажирских перевозок), других применений в геологической, нефтегазопромысловой отраслях и для передвижения в условиях бездорожья. В настоящее время МТ-ЛБу изготавливается на ОАО «Муромтепловоз». Стоимость шасси МТ-ЛБу, прошедшего капитальный ремонт составляет 4,5 млн. руб., а изготовленного вновь — 5,8 млн. руб..

МОДИФИКАЦИИ, ВАРИАНТЫ:
• МТ-ЛБу — базовый вариант.
• МТ-ЛБу-Н — многоцелевой транспортёр тягач.
• МТ-ЛБу-М — модифицированный вариант, создан в 2003 году на Мотовилихинском заводе. В сравнении с МТ-ЛБу
• МТ-ЛБу-ГПМ-10 — гусеничная пожарная машина, также на её базе создан авианаводчик-разведчик.
• МТ-ЛБу-ПНС-1 — передвижная насосная станция.
• МТ-ЛБу-ЛПВ — гусеничный лесопожарный вездеход.
• 1Б32 — звукотепловой разведывательный комплекс.
• 1Л219 «Зоопарк-1» — радиолокационный комплекс разведки и управления огнём.
• 1Л219М «Зоопарк-1М» — модернизированная версия, представлена в 2002 году.
• 1Л245 — наземный комплекс радиоэлектронного противодействия (РЭП).
• 1РЛ239 «Рысь» — станция артиллерийской разведки АРК-1.
• 1РЛ243 — станция радиотехнической разведки.
• 9С80 «Овод-М-СВ» — подвижный пункт разведки и управления ППРУ-1 «Овод-М-СВ».
• 1В12 «Машина-C» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии «Машина-C», включает в себя четыре машины управления огнём артиллерии.
• 1В12-3 «Машина-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
• 1В12М-3 «Фальцет-М» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
• 1В181 «Ринг-2» — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) артиллерии, включает в себя две машины управления огнём артиллерии.
• 1В197 — комплекс средств автоматизации управления огнём (КСАУО) самоходной артиллерии.
• 9В514 «Бета-3» — автоматизированная система управления войсками. Изготавливалась с 1980 по 1990 годы.
• 9Т451 — транспортно-заряжающая машина для боевой машины 9П139 РСЗО «Град-1» (гусеничный вариант).
• КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки.
• ЛКМ-3 — линейно-кабельная машина.
• МП21-25 — АСУВ «Манёвр».
• МП22-1 9С737 «Ранжир» — унифицированный батарейный командный пункт «Ранжир».
• МП95 «Бета-4» — АСУВ.
• МЗС-83 — мощная звуковещательная станция «Многосложность».
• ППРИ-5 — пункт приёма и обработки информации.
• Р-149БМРг — командно-штабная машина оперативно-тактического звена.
• Р-161Б — автоматизированная подвижная КВ радиостанция.
• Р-161БМ «Реквием» — модернизированная версия.
• Р-166-0,5Б — автоматизированная подвижная КВ-УКВ радиостанция.
• Р-330Б — автоматизированная станция помех УКВ радиосвязи.
• Р-330КБ — командно-штабная машина для Р-330Б и Р-378Б.
• Р-330П «Пирамида» — станция постановки помех радиосвязи.
• Р-378Б — автоматизированная станция помех.
• Р-381Т «Таран» — комплекс радиотехнической разведки Р-381Т.
• Р-381Т1 «Таран 1» — станция радиоразведки КВ диапазона радиосвязи противника.
• Р-381Т2 «Таран 2» — станция радиоразведки УКВ диапазона радиосвязи противника.
• Р-381Т3 «Таран 3» — АСОИ (автоматизированная станция обработки информации).
• Р-412Б «Торф» — станция тропосферной связи.
• Р-439БГ «Легенда-2БГ» — мобильная станция космической связи.
• Р-934Б — автоматизированная станция помех авиационной УКВ-радиосвязи.
• ТГМ — транспортная гусеничная машина.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик КБ ХТЗ
Изготовитель ХТЗ
Боевая масса, т 11,5 + до 4т монтируемого оборудования
Грузоподъмность, т 4,0
Длина, мм 6454 (7210)
Ширина, мм 2850
Высота (по корпусу), мм 2035
Клиренс, мм 400
Колея, мм 2500
База, мм 4445
Ширина гусеницы, мм 350
Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2 0,5
Двигатель дизельный с наддувом ЯМЗ-238Н
Максимальная мощность, л.с. 300 при 2100 об/мин
Топливные баки – четыре (заправочный объем 550 л)
Удельная мощность, л.с./т 19,6
Максимальная скорость,км/ч 60 — 61,5
Скорость на плаву, км/ч 4 — 6
Скорость по пересечённой местности, км/ч — 26-32
Средний расход топлива на 100 км пути, л – 100-120
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град. 35
— крен, град. 25
— брод, м плавает
— угол входа в воду, град. 20
— угол выхода из воды, град. 15
Бронирование — сталь, противопульная
Экипаж, чел. 1- 2
Десант, чел. 6

Источники: Карпенко А.В. «Обозрение отечественной бронетанковой техники 1905-1995 гг.». СПб: «Пика», 1996 г., ТиВ №2 2015, www.dogswar.ru, voenchel.ru, ru.wikipedia.org, engineering-machine.ru, parm.mybb.ru, armyman.info и др.

КОМПЛЕКС УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ АРТИЛЛЕРИИ 1В198 «КАНОНАДА»
КОМПЛЕКС АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ ДИВИЗИОНА (БАТАРЕИ) САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК «МАШИНА-М» (1В12-3)
АВТОМОБИЛЬ «ОХОТНИК» НА ШАССИ МТ-ЛБУ
ЛЕГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ГУСЕНИЧНЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТЕР-ТЯГАЧ МТ-ЛБ
АО «РЕМДИЗЕЛЬ»
МУРОМТЕПЛОВОЗ


__      
© А.В.Карпенко 2009-2020/A.V.Karpenko 2009-2020
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap