ПЕРЕДВИЖНАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ТЭС-3. MOBILE NUCLEAR POWER PLANT TES-3


ПЕРЕДВИЖНАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ТЭС-3
MOBILE NUCLEAR POWER PLANT TES-3

03.03.2021
МАКЕТ ПЕРЕДВИЖНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ТЭС-3 В СЕНТЯБРЕ 2015 ГОДА ПОКАЗАЛИ НА ВЫСТАВКЕ «70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА»

В Центральном выставочным зале «Манеж» Москвы в сентябре 2015 года на выставке «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха», которая была приурочена к 70-летию отечественной атомной отрасли, Госкорпорация «Росатом» показала макет передвижной атомной электростанции ТЭС-3 из собрания Политехнического музея г. Москва. Масштаб 1:10
ТЭС-3 была разработана в Лаборатории «В» (Физико-энергетическом институте Обнинска). Шасси (объект 27) было разработано в ОКБ Кировского завода путём удлинения шасси танка Т-10 (и, соответственно, увеличением числа опорных катков до 10) и увеличения ширины гусениц для сохранения удельного давления на грунт в необходимых пределах.
Рабочий образец ТЭС-3 был готов в 1960 году. Всю установку доставили в Обнинск, где через год, после сборки и всевозможных проверок, состоялся пуск реактора. Для защиты от радиации, вокруг двух установок с реактором, насыпали земляные валы.
ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Испытания и тесты этой необычной установки продолжались вплоть до 1965 года.
В 1967 году проект был закрыт. Причиной послужила, как ни странно, еще одна атомная разработка— плавучей атомной станции «Север».
ВТС «БАСТИОН», 03.03.2021

МАКЕТ ПЕРЕДВИЖНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ТЭС-3 В СЕНТЯБРЕ 2015 ГОДА ПОКАЗАЛИ НА ВЫСТАВКЕ «70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА»
МАКЕТ ПЕРЕДВИЖНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ТЭС-3 НА ВЫСТАВКЕ «70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА». СЕНТЯБРЬ 2015
70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА. ВЫСТАВКА


ПЕРЕДВИЖНАЯ АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ТЭС-3

ТЭС-3 была разработана в Лаборатории «В» (Физико-энергетическом институте Обнинска). Шасси (объект 27) было разработано в ОКБ Кировского завода путём удлинения шасси танка Т-10 (и, соответственно, увеличением числа опорных катков до 10) и увеличения ширины гусениц для сохранения удельного давления на грунт в необходимых пределах.
В 1957 г. КБ Кировского завода в Санкт-Петербурге (ныне — ОАО «Спецмаш») получило заказ от Министерства среднего машиностроения (так по соображения секретности именовалось тогда Министерство атомной промышленности) на создание шасси и других систем опытной передвижной АЭС, предназначенной для снабжения электроэнергией отдаленных районов, расположенных далеко от систем электропитания (Дальнего Востока, Севера и Сибири).
Передвижная электростанция получила обозначение ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция), а в КБ она именовалась «Объект 27». Поскольку установленные сроки разработки были чрезвычайно сжаты, требовалось найти технические решения, уже освоенные на практике. Предполагалось, что электростанция будет передвигаться и по бездорожью, и по дорогам с обычным покрытием.
Главный конструктор КБ Ж.Я. Котин применил в качестве базы танк Т-10, чрезвычайно надежный и широко применяемый в войсках, но его ходовая часть подверглась существенным изменениям в связи со спецификой нового объекта. Учитывая, что масса ТЭС-3 теперь значительно превышала массу базовой машины (напомню, что Т-10, созданный под руководством заместителя главного конструктора, лауреата государственных премий А.С. Ермолаева, имел боевую массу 51,5 т), была разработана специальная уширенная гусеничная лента, а ходовая часть включала увеличенное число пар опорных катков (десять против семи). Прямоугольный кузов напоминал чем-то громоздкий железнодорожный вагон. Ведущим конструктором машины Ж.Я. Котин назначил П.С. Торопатина — опытного создателя тяжелых танков.
Энергетическая часть была создана в Физико-техническом институте им. А.И. Лейкунского (г. Обнинск, ныне — ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ»).
Схема станции — двухконтурная, с использованием гетерогенного водо-водяного реактора, мощность: тепловая — восемь тысяч восемьсот киловатт, электрическая (с генераторов) — полторы тысячи киловатт. Работал реактор на высокообогащенном уране. Вся станция должна была размещаться на четырех шасси — два занимал реактор и парогенераторная установка, а еще на двух размещались вспомогательное оборудование, турбогенератор и пульт управления.
Тепловая мощность двухконтурного гетерогенного водо-водяного реактора, установленного на двух самоходах — 8,8 МВт (электрическая, с генераторов — 1,5 МВт). На двух других самоходных установках располагались турбины, генератор и остальное оборудование.
Помимо использования гусеничного шасси, также имелась возможность транспортировки электростанции на железнодорожных платформах.
Рабочий образец ТЭС-3 был готов в 1960 году. Всю установку доставили в Обнинск, где через год, после сборки и всевозможных проверок, состоялся пуск реактора. Для защиты от радиации, вокруг двух установок с реактором, насыпали земляные валы.
ТЭС-3 вступила в опытную эксплуатацию в 1961 году. Испытания и тесты этой необычной установки продолжались вплоть до 1965 года.
В 1967 году проект был закрыт. Причиной послужила, как ни странно, еще одна атомная разработка— плавучей атомной станции «Север».
В 1980-х годах дальнейшее развитие идея транспортабельных крупноблочных атомных электростанций небольшой мощности получила в виде ТЭС-7 и ТЭС-8.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Общая масса, т……………Более 300
Масса оборудования, т………Около 200
Мощность двигателя, л.с……750
Тепловая мощность, кВт……….8,8 тыс.
Электрическая мощность турбогенератора, кВт……..1500
Расход воды для охлажденияв первом контуре, т/ч…..320
Давление воды, атм…………130, при температуре
охладителя 270’С (на входе) и 300*С (на выходе);
Давление пара………20 атм с температурой 280″С
Продолжительность работы (кампании)…..Около 250 суток
(при неполной загрузке элементов — до одного года)

Источники:
• ru.wikipedia.org/wiki/ТЭС-3
• zen.yandex.ru/media/incrediblmech/tes3-atomnaia-elektrostanciia-na-gusenichnom-hodu-5c2cc44471a4ff00abd1f68e
• topwar.ru/24858-ot-peredvizhnoy-aes-do-yadernogo-razvedchika-ladoga.html

МАКЕТ ПЕРЕДВИЖНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ТЭС-3 В СЕНТЯБРЕ 2015 ГОДА ПОКАЗАЛИ НА ВЫСТАВКЕ «70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА»
МАКЕТ ПЕРЕДВИЖНОЙ АТОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ ТЭС-3 НА ВЫСТАВКЕ «70 ЛЕТ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ УСПЕХА». СЕНТЯБРЬ 2015
КИРОВСКИЙ ЗАВОД ОАО
ТЕХНИКА ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА, ТЕХНИКА ТЫЛА


__      
© А.В.Карпенко 2009-2022/A.V.Karpenko 2009-2022
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap