ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-10. CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) SUBMARINE P-10



КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-10

CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) SUBMARINE P-10

В соответствии с Постановлением СМ №1602-892 от 25 августа1955 года ОКБ-49 было поручена разработка ракетного комплекса П-10 с крылатой ракетой для стрельбы по неподвижным береговым (площадным) целям. Руководитель ОКБ-49 и главный конструктор ракеты Г.М.Бериев. Самолет-снаряд П-10 с системой старта и управления предназначался для размещения на подводных лодках. В соответствии с По­становлением правительства от 25 августа 1955 года №1602-892 был разработан проект большой дизельной ПЛ пр.642 с двумя ракетами П-10. Однако Постанов­лением СМ №1149-52 от 17 августа 1956 г. все работы по ПЛ пр.642 были прекращены. Уже с апреля 1956 года проектировалась новая ПЛ пр.646 с ракетным вооружением П-10, проект был выполнен полностью.
Первый этап проектной работы по П-10 проводился небольшой группой возглавляемой Г.М.Бериевым в Москве. Это было связано с тем, что большинство смежных организацией, НИИ и КБ, находились в Москве и Ленинграде и для связи с ними такое решение оправдывало себя. Аэродинамическая и весовая компоновка ракеты выполнялась Г.Богатыревым, им же выбирались основные характеристики самолета-снаряда и его двигательная установка. Х.Д.Кудзиеву было поручено осуществлять связь с разработчиками основного оборудования, А.В.Максимову — с разработчиками двигателей, Г.С.Сазонову — с разработчиками систем вооружения и боевой части. Координацией работ занимался Г.М.Бериев. В Москве был определен облик ракеты и согласованы требуемые параметры с соисполнителями. Дальнейшее проектирование, второй этап проекта, проводилось в самом ОКБ-49 в г.Таганроге.
Проект ракеты П-10 и комплекса были разработаны в конце 1955 года. Опытное производство ОКБ-49 приступило к сборке первых экземпляров самолета-снаряда П-10. Конструкторскую документацию разрабатывали бригады возглавляемые: А.К.Константиновым — по аэродинамическим расчетам, динамики старта с качающейся ПЛ, по определению параметров стартовых двигателей; А.А.Клицовым — по фюзеляжу; В.К.Филипповым и Е.А.Кошелем — по крылу и оперению; Н.К.Бондарем и А.И.Кочетковым — по силовой установке и др. Руководство работ по комплексу П-10 было возложено Г.М.Бериевым на Х.Д.Кудзиева. В ракетную систему П-10 входили: самолет-снаряд (крылатая ракета) П-10, автоматизированная пусковая установка с дистанционным управлением, система управления стрельбой.

Самолет-снаряд П-10 представлял собой беспилотный летательный аппарат со складными при транспортировке крыльями, управляемый в полете по заданной программе автоматическими бортовыми средствами. Ракета имела цельнометаллическую конструкцию со стреловидным крылом малого удлинения и стреловидным горизонтальным и вертикальным оперением. Фюзеляж имел сигарообразную форму с заостренным носом. Система управления ракеты имела автопилот АП-68 с гироинерциальной системой, она размещалась в носовой части фюзеляжа. Топливо размещалось в специальном баке фюзеляжа ракеты. Ракета имела турбореактивный маршевый двигатель КРД-9 (размещался в хвостовой части), короткоресурсный вариант авиационного двигателя РД-9Б, и два сбрасываемых после работы пороховых стартовых двигателя ПРД-26. Отсек маршевого двигателя был оборудован системой пожаротушения. Воздухозаборник маршевого двигателя располагался в нижней части фюзеляжа под крылом. Для снабжения ракеты электроэнергией в полете на ней был размещен генератор постоянного тока ГСР-СТ-6000А номинальным напряжением 28,5 в, он приводился в действие от маршевого двигателя. Гидравлическая система ракеты обеспечивала работу рулевых приводов и раскрытие крыла. Рабочее давление обеспечивалось гидронассосной станцией стартовой тележки через специальные штуцера. Пусковую установку разрабатывало само ОКБ-49.

Для проведения статических, натурных и летных испытаний заводом №49 была изготовлена целая серия ракет П-10.
Испытания ракеты П-10 проводились в три этапа. Первый этап проводился на сухопутном полигоне в Крыму с 21 по 27 июля 1956 года, выполнялись бросковые испытания весовых болванок (макет ракеты с массогабаритными данными ракеты П-10, большая часть планера выполнена из дерева) для проверки динамики схода ракеты, оценки надежности старта с неподвижной ПУ с короткими направляющими, сбрасывания стартовых ускорителей и работы узлов ПУ. Испытаниями руководил ведущий конструктор А.Г.Богатырев. Для старта использовались РДТТ типа ПРД-26. Было произведено три пуска моделей самолета-снаряда П-10, они прошли успешно. Это позволило перейти ко второму этапу испытаний.
В 1957 году, в рамках второго этапа испытаний, для отработки пусков с палубы подводной лодки испытания П-10 проводились с качающегося стенда СМ-49 (разработчик ЦКБ-34), имитирующего качку, на ГЦП-4 под Капустиным Яром. Для этого на стенд СМ-49 была установлена пусковая установка для ракет П-10.
Перед первым пуском был обнаружен дефект в маслосистеме маршевого двигателя, она была заменена. После пуска ракета ушла на высоту 900 м, вместо расчетных — 400 м. Это было вызвано изгибом воздухозоборника, для устранения недостатка был перестроен стабилизатор. Всего в период с 11 марта по 17 мая 1957 года было произведено пять пусков, из них три с неподвижного стенда, два — с качающегося стенда СМ-49. На четвертом пуске произошел отказ механизма отделения правого стартового ускорителя и ракета потеряла устойчивость, она упала в 1,9 км от ПУ. На испытаниях была достигнута дальность полета в 120 км. В целом испытания на ГЦП были закончены досрочно с положительными результатами2. Из-за установки на ракете выступающих деталей измерительной аппаратуры и недостаточно качественной отделки поверхности ракеты максимальная скорость самолета-снаряда составила 323-353 м/с вместо расчетных 350-360 м/с.

Для морских испытаний ракеты П-10, третий этап, по Постановлению правительства от 19 июля 1955 года в ЦКБ-18 (главный конструктор П.П.Пустынцев) был разработана проект и на судостроительном заводе №402 была в 1956-1957 гг. переоборудована одна ПЛ пр. 611 (зав. № 633, тактический — Б-64) по проекту П-611. Председателем Государственной комиссии был назначен Г.М.Бериев. Руководство испытаний было возложено на А.Г.Богатырев.
В состав ракетного комплекса П-10 входили: один самолет-снаряд П-10, транспортный контейнер (в нем ракета хранилась и транспортировалась со сложенными консолями крыла на специальной перкктной тележке), стартовое устройство (состояло из промежуточной и стартовой рамы), система навигационных приборов, корабельная система управления стрельбой, другие системы и устройства.
Самолет-снаряд П-10 по походному устанавливался на специальном устройстве в герметичном прочном стационарном контейнере. Ракетный контейнер располагался на палубе надстройки, за ограждением ПЛ, по прочности он был рассчитан на предельную глубину погружения подводной лодки. Установка на ПЛ ракетного комплекса была произведена при сохранении неизменным прочного корпуса за счет снятия запасных торпед и перекомпоновки оборудования в отсеках ПЛ. После всплытия ПЛ по сигналу открывался люк транспортного контейнера, ракета П-10 автоматически вывозились по рельсам из контейнера на специ­альной тележке, устанавливалась на стартовую раму, вместе с которой при помощи передней опоры и двух гидроцилиндров стартового устройства поднималась на заданный угол. Проводились предпусковые проверочные работы, раскрывалось крыло, включался маршевый турбореактивный двигатель, через две минуты — стартовые РДТТ и только потом производился старт. Старт ракеты был надводным, он производился со стартовой рамы под углом 20,5 град. к горизонту в нос ПЛ. При движении во время старта ракета П-10 отбрасывала откидную раму и расстыковывались штепсельные разъемы. После пуска транспортная тележка убиралась в контейнер, крышка которого закрывалась и ПЛ могла погружаться под воду. Все операции по предстартовой подготовке проводились дистанционно с пультов из первого отсека подводной лодки.
На полигоне ВМФ №21 с подводной лодки Б-64 проекта П-611 в Белом море с 23 сентября по 31 октября 1957 года было произведено четыре испытательных пуска ракет П-10, из которых два были полностью успешными, два других частично успешными. Испытания обеспечивало судно «Аэронавт». Морские испытания проводились с целью проверки надежности работы стартового устройства, возможности старта ракеты П-10 при волнении моря до 4-5 баллов и скорости ветрта до 10 м/с, проверки работы системы приборов управления стрельбой, определения ТТХ самолета-снаряда, произвести оценку воздействия газовой струи на элементы конструкции ПЛ, оценить эксплуатационные качества ракетной системы (корабельной и береговой).
Первый пуск с ПЛ был произведен 23 сентября при скорости носителя 7 узлов и волнении моря 1-2 балла. Старт произошел нормально, но на 70-й секунде в ракете резко упало давление в гидросистеме и уже на 90-й секунде полет стал неуправляемым. Ракета упала в море на удаление 30 км от места старта. Второй пуск был 28 сентября при полном штиле, ракета пролетеле 194 км за 591 с, где на высоте 150 м врезалась в сопку. При третьем пуске 17 октября ракета пролетела 239 км, до цели не дошла из-за кратковременного сброса оборотов двигателя. Четвертый пуск состоялся 31 октября в самых сложных метеоусловиях (волнение моря 5-6 баллов, скорость ветра 15-17 м/с), он был полностью успешным. Самолет-снаряд П-10 в основном программу испытаний выдержал.
Пятый самолет-снаряд предполагалось поставить в контейнер ПЛ на трехмесячные эксплуатационные испытания, затем провести государственные испытания.
Комплекс П-10 раза в два проигрывал по массо-габаритным характеристикам другому комплексу П-5, созданному в ОКБ-52 В.Н.Челомея, и существенно по времени нахождения ПЛ в надводном положении для старта ракет. По результатам испытаний КР комплекса П-10, а также комплекса П-5 на ПЛ проекта П-613 предпочтение командования ВМФ было отдано комплексу П-5. Работы были продолжены по ракете П-5, а комплекс с П-10 был рекомендован к закрытию. Постановлением правительства от 31 декабря 1957 г. работы по подводной лодке проекта 646 (носителе ракет П-10) и самолету-снаряду П-10 были прекращены.
Позднее опытная ПЛ проекта П-611 была восстановлена в первоначальное состояние по проекту 611.
Крылатые ракеты с инерционной системой наведения, запускаемые с подводных лодок, ста­ли первым эффективным средством нанесения ядерного удара по территории США. Но низкой точности стрельбы в середине 60-х годов разработки по ним были прекращены и вскоре они были сняты с вооружения ВМФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разработчик ОКБ-49
Изготовитель завод №49
Тип ракеты крылатая для стрельбы по площадным береговым целям
Состояние испытательные пуски проведены в 1957 году
Корабли-носители подводные лодки пр. П-611, 642, 646
Боевая часть:
— тип ядерная с зарядом РДС-4
— разработчик боеприпаса КБ-25
— гл. конструктор Н.Л.Духов
— вес, кг 900 (800-1000)
Система управления инерциальная с автопилотом АП-68
Органы управления аэродинамические рули и стабилизаторы
Электропитание:
— генератор ГСР-СТ-6000А
— напряжение, в 28,5
— мощность генератора, Вт 6000
Тип старта с наклонной направляющей
Дальность стрельбы, км 6001
Высота полета, км 200-400
Скорость полета, км/ч
Число ступеней 2
Длина ракеты, м 11,125
Макс. диаметр корпуса, м
Размах крыла, м 3,74
Высота ракеты, м 1,707
Площадь крыла, м2 8
Стартовый вес, т 5,2
Стартовая ступень:
— тип двигателя РДТТ ПРД-26
— число двигателей 2
— тяга двигателя, кг
— тип топлива порох
— вес топлива, кг
Маршевая ступень:
— тип двигателя ТРД КРД-9
— разработчик ОКБ-300
— гл. конструктор С.К.Туманский
— тяга двигателя, кг 2600
— тип топлива керосин
— запас топлива, л 1850
Пусковая установка:
— разработчик ОКБ-49 (ЦКБМС)
— угол старта, град. 20

ВТС «Бастион», 05.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
3. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
4. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
5. «Перспективы и пути совершенствования систем вооружения с крылатыми ракетами морского базирования», СПб: Галерея Принт, 1999
6. В.Н.Мартыненко «Трудный хлеб — гидроавиации», Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1998

ПРОЕКТ 646 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ОПЫТНАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА П-611
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) ПОДВОДНЫХ ЛОДОК П-5
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО СПЕЦИАЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ (КБСМ)
ТАГАНРОГСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. Г.М. БЕРИЕВА



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap