ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ВИДЕО, ФИЛЬМЫ "БАСТИОН"
ИЗДАНИЯ КАРПЕНКО А.В.
КАЛЕНДАРИ, ЗАСТАВКИ И ПЛАКАТЫ
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT




ПРОЕКТ РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА Д-6

THE PROJECT OF THE MISSILE COMPLEX D-6

Развитие стратегических ракетных комплексов морского базирования в США и СССР на начальном этапе базировалось на использовании баллистических ракет на жидком топливе. В США после первых неудач была сделана ставка на твердотопливные ракеты типа Polaris. В СССР более удачны оказались результаты работ по баллистическим ракетам с ракетными двигателями на жидких компонентах топлива. Однако ракеты на жидких компонентах (горючее + окислитель) более сложны и небезопасны в эксплуатации. Во время создания первых отечественных ракетных комплексов с подводным стартом, в частности ракетного комплекса Д-4 с ракетой Р-21, для повышения безопасности и надежности эксплуатации ракет на подводных лодках родилась идея создания для ПЛ проектов 629 и 658 баллистических ракет с двигателями на твердом топливе.
Практически одновременно с разработкой Д-4 предпринималась попытка создания комплекса Д-6 с твердотопливной БР. Правительство приняли это предложения и постановлением ЦК КПСС и Совет Министров СССР №1032-492 от 5 сентября 1958 года обязали госкомитеты Совета Министров СССР по оборонной технике, радиоэлектронике, химии и судостроению выполнить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию комплекса баллистических ракет, стартующих из подводного положения, с двигателями на твердом топливе, присвоив этому комплексу индекс Д-6, а также утвердили головных исполнителей опытно-конструкторских и экспериментальных работ по использованию комплекса Д-6 (изделие “Р”) на подводных лодках. Дальность стрельбы ракетой должна была быть не менее 800 км, предусматривалось проведение НИР по возможности создания ракеты с дальностью стрельбы до 2500 км.
В перечень основных исполнителей по постановлению были включены: по комплексу в целом — ЦКБ-7 ГКОТ (главный конструктор П.А.Тюрин); по комплексу Д-6 и его размещению применительно к подводным лодкам проектов 629 и 658 — ЦКБ-16 и ЦКБ-18 ГКС (главные конструкторы Н.Н.Исанин, И.Б.Михайлов); по системе управления в целом — НИИ-592 ГКРЭ (главный конструктор Н.А.Семихатов); по гироскопическим приборам и корабельным счетно-решающим устройствам — НИИ-49 ГКС (главный конструктор В.П.Арефьев); по бортовому электрооборудованию и источникам тока — НИИ-627 и ВНИИТ МЭТП (главные конструкторы А.Г.Иосифьян и Н.С.Лидоренко); по созданию продукта “Нейлон” и отработке промышленной технологии его изготовления — ГИПХ и НИИ-125 МХП (научные руководители В.С.Шпак и Б.П.Жуков); по корабельной стартовой установке — ЦКБ -34 ГКОТ (главный конструктор Е.Г.Рудяк); по комплексу наземного, стыковочного, подъемно-транспортного и вспомогательного оборудования ГСКБ Московского Совнархоза (начальник В.П.Петров). Для разработки комплекса Д-6 были утверждены научные руководители: по ракете комплекса Д-6 — академик С.П.Королев (ОКБ-1 ГКОТ); по системе автономного управления — член — корреспондент АН СССР Н.А.Пилюгин (НИИ-885 ГКРЭ); по двигателю с продуктами “Нейлон” — д.т.н. Ю.А.Победоносцев (МАИ МВО); по новым полимерным материалам — академик В.А.Каргин (институт имени Карпова ГКХ). В разработке комплекса Д-6 принимали участие также другие организации включая: ЦНИИ-45, ЛВМИ, НИИ-13, ЛТИ, НИИ-6, в/ч 31303, НИИ-88, НИИ-137, завод №6, Орехо-Зуевский завод “Карбонит”, СКБ-699, завод №669, ОКБ-686, завод №686, ВНИИСК, НИИПП, НИИ-2, КБ-2 завода №81, комбинат №101 и др. Проведение испытаний двигателей было задано на полигоне №55 Военно-морского флота. Для решения отдельных проблем связанных с созданием комплекса Д-6 было разрешено проводить конкурс с последующим премированием за счет ассигнований выделенных на раз-работку.
Метод и последовательность выполнения работ по комплексу Д-6 были приняты аналогичными с комплексом Д-4, включая порядок его отработки и испытаний на полигоне в/ч 99375. В качестве типоразмеров пусковой шахты для комплекса Д-6 была задана шахта в размерах для ракеты Р-13 комплекса Д-2.
Работы по созданию твердотопливной БРПЛ в части разработки топлива велись по двум основным направлениям: баллиститное топливо «Нейлон-Б»(разработчик НИИ-125) на базе артиллерийских порохов и смесевое твердое топливо «Нейлон-С» (разработчик ГИПХ). Твердое смесевое топливо “Нейлон-С” создавалось с использованием перхлората аммония, фурфурольно-ацетоновой смолы, тиокола марки “Т” и нитрогуанидина, для его производства предполагалось создать специализированные предприятия. На базе обоих типов топлива было разработано 7 вариантов ракеты, два с топливом “Нейлон-Б” пять с “Нейлон-С”. По проекту “Нейлон-Б” создавалась ракета с давлением в двигателе первой ступени 40 кг/кв.см, единичный им-пульс двигателя 200 кг сек/кг. Диаметр двигателей первой и второй ступеней — 0,7-0,85 м, в состав каждой ступени входило четыре двигателя, связанных между собой в один пакет. Для привода рулевых сопловых насадок применялись рулевые гидравлические машины. Корпус проектировался с использованием материала ЭИ-912.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТЫ ВАРИАНТ «Б»

Разработчик ЦКБ-7 (КБ “Арсенал”)
Главный конструктор П.А.Тюрин
Изготовитель завод №7
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям
Корабли-носители ПЛ пр. 629Д6, 658Д6
Состояние работы по комплексу велись в 1958-1960 годах
Ракета типа “Р”
Дальность стрельбы, км:
— проект 1958 года более 800
— на перспективу (по проекту 1958 года) 2500
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:
— по дальности (1958 год) +4
— боковое отклонение (1958 год) +4
Головная часть:
— тип моноблочная,
ядерная (специальная) типа “49”
— вес, кг 500-1200
— мощность заряда, Мт 0,3-1
Система управления автономная инерциальная
— разработчик НИИ-592
— гл. конструктор Н.А.Семихатов
— разработчик гироскопических приборов НИИ-49
Органы управления поворотные насадки (разрезные сопла)
Тип старта “сухой” подводный из шахты с помощью стартовых двигателей
Глубина старта, м 30-50
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная 14,4-15,0
— макс. диаметр корпуса 1,85
Стартовый вес, т 21-22,5
Топливо баллиститный порох
Первая ступень:
Тип ЗИФ-ИР-190
Вес снаряженной ступени, т 12,2
Макс. диаметр корпуса, м 1,85
Двигательная установка четыре РДТТ в одном блоке
— разработчик ЦКБ-7
— тип топлива баллиститное “Нейлон-Б”
— разработчик топлива НИИ-125
— гл. конструктор Б.П.Жуков
— вес топлива, т 4х2,5
Вторая ступень:
Тип ЗИФ-ИР-191
Вес снаряженной ступени, т 6,6
Размеры, м:
— макс. диаметр корпуса 1,7
Двигательная установка четыре РДТТ в одном блоке
— разработчик ЦКБ-7
— тип топлива баллиститное “Нейлон-Б”
— разработчик топлива НИИ-125
— гл. конструктор Б.П.Жуков
— вес топлива, т 4х1,3
Стартовые двигатели:
Разработчик завод №81 ГКАТ
Тип пороховые ПРД-78
Число двигателей 6 (8)

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик ЦКБ-34
Главный конструктор Е.Г.Рудяк
Тип шахтная
Размеры, м:
— длина 16,0
— диаметр 2-2,15
Число ракет на ПУ 1

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Тип счетно-решающие приборы
Разработчик НИИ-49

По проекту “Нейлон-С” разрабатывалось пять вариантов ракеты: НИР-1, НИР-2, НИР-3С, НИР-4Б, НИР-5Б, позднее было разработано еще два варианта НИР-6С и НИР-7С. На первых вариантах ракеты для управления предполагалось использовать газовые рули, но при испытаниях они сгорали и последующие варианты ракеты прорабатывались с поворотными соплами двигателей, однако и это направление не получило развития. Последние варианты проектировались с управляемыми насадками на соплах (разрезные сопла, материал — стеклопластик и молибден, хром), но реальное воплощение такой конструкции органов управления появилось только на БР 8К98 и 8К96. Для привода рулевых сопловых насадок применялись рулевые гидравлические машины. В ноябре 1959 года был завершен эскизный проект комплекса, в 1958-1962 годах предполагалось проведение ОКР, начало летных испытаний было запланировано на 1960 год.
В процессе работы по теме Д-6 ГИПХ отработал состав твердотопливных зарядов. ЦКБ-7 совместно с заводом №7 и ГИПХ разработал конструкции трех моделей двигателей с массой заряда в 1 кг — первый вариант, 10 кг — второй вариант и 500 кг — третий заряд, которые получили обозначения: ЗИФ-И1-293, ЗИФ-И1-295, Ф-40-182 и др. Производство 1 и 10 кг вариантов двигателя осуществлялось на Втором заводе ГИПХ, двигатели в 500 кг изготовлялись цехом №8 завода имени Морозова. Единичный импульс этих РДТТ был в диапазоне 220-230 с.
На Ржевском полигоне под Ленинградом в рамках темы Д-6 проводилась отработка опытных твердотопливных двигателей массой до 0,5 т. На ракете варианта «С» использовалось смесевое твердое топливо «Нейлон-С» (разработчик ГИПХ): НПА-СА-1-27-Л-2 или НПА-П4-125-22-Л. Давление двигателя первой ступени должно было составить 40 кг/кв.см, единичный импульс двигателя 210 кг сек/кг.
Инерциальная система управления проектировалась в НИИ-592. В ходе работ были созданы макеты приборных отсеков ПО-1-МС и ПО-1-МА.
К концу 1959 года, пользуясь предварительными данными, полученными от головных исполнителей комплекса, ЦКБ-16 разработало эскизный проект 629Д6 (главный конструктор Я.Е.Евграфов) размещения на подводной лодке проекта 629 ракетного комплекса Д-6. В нем при сохранении числа ракет, равного имеющемуся на подводной лодке проекта 629А, предусматривались изменения, связанные со спецификой нового комплекса. Предполагалось применить новые стартовые установки, новую аппаратуру систем управления и обслуживания ракет, изменить конструкцию шахт. состав корабельных систем и устройств.
В 1959 году ЦКБ-34 разработало эскизный проект стартовой установки СМ-93 для подводных лодок проектов 629 и 658. В 1960 году это бюро подготовило технический проект и рабочие чертежи на стартовую установку СМ-94 для плавстенда.
В течение 1960 года по данным, полученным от ЦКБ-7 и ЦКБ-34, в ЦКБ-16 под руководством Я.Е.Евграфова был разработан технорабочий проект ПСД-6 погружающегося стенда для отработки испытаний макетов ракет комплекса Д-6. Вся рабочая документация была передана херсонскому заводу № 444 в декабре. Принципиальная схема и конструкция стенда были сохранены аналогичными стенду ПСД-4, для изделия комплекса Д-6 был использован второй стенд, заданный по постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №315-145 от 18 марта 1959 года. В разработке документации и изготовлении оборудования для плавстенда принимали участие ЦКБ-34 ГКОТ (проектирование стартовой установки) и завод №7 ГКОТ (изготовление стартовой установки).
Одновременно с разработкой стенда в июле начались работы по техническому проекту переоборудования ПЛ проекта 629 под комплекс Д-6 на основании тактико-технического задания ГУК ВМФ по материалам эскизного проекта 629 Д6. Под руководством главного конструктора Я.Е.Евграфова разрабатывался в это же время и технический проект 613Д6 переоборудования подводной лодки проекта 613, ПЛ была выделена для испытаний постановлением СМ СССР №141-64 от 9 февраля 1959 года, для отработки и испытании на ней комплекса Д-6 путем запуска натурных макетов ракеты на ходу подводной лодки. Проект 613Д6 был завершен в ноябре, а в январе 1961 года рабочие чертежи были переданы херсонскому заводу № 444.
Постановлением ЦК КПСС И СМ СССР №656-267 от 18 июня 1960 года в развитие постановления 1958 года была задана разработка комплекса Д-6 для подводных лодок проектов 629, 658 и 667 (главный конструктор А.С.Кассациер) с твердым топливом “Нейлон-С”, с завершением технических проектов ПЛ к IV кварталу 1962 года. В новом постановлении дальность стрельбы комплекса задавалась в 1100 км, незначительно снижалась заданная точность стрельбы. Начало совместных летных испытаний предусматривалось с подводной лодки проекта 629Б в III квартале 1962 года. Постановление задавало проработку варианта ракеты для использования в сухопутных войсках Советской Армии.
Разработка специального заряда с автоматикой, системой инициирования, электропитания, контактным и неконтактным датчиками и контрольно-измерительной аппаратурой для технической и стартовой позиции поручалась НИИ-1011 Минсредмаша (научный руководитель К.И.Щелкин). По проектированию и изготовлению гироскопических приборов и корабельных счетно-решающих устройств головной организацией был определен как и раньше НИИ-49 ГКС (сменился главный конструктор Буров).
В рамках темы Д-6 НИИ-88 ГКОТ (научный руководитель Г.А.Тюлин) было поручены исследования по аэродинамическим и прочностным характеристикам, а также по разработке измерительных средств для изделия. Изготовление ракет для комплекса Д-6 было поручено заводу №7 ГКОТ (завод “Арсенал”), для производства зарядов из топлива “Нейлон-С” привлекался завод №6 Ленинградского совнархоза. Для пуска с погружаемого стенда ПСД-6 задавалось изготовление шести макетов без аппаратуры системы управления и столько же для отработки старта с ПЛ — стенда проекта 613Д6.
К отработке и изготовлению комплекса Д-6 кроме основных исполнителей привлекались следующие предприятия: в части дефектоскопии зарядов в двигателях, по тепло-защитным покрытиям, специальным материалам, антикоррозийным пок-рытиям для двигательной установки и технологии их изготовления — НИИ-13 ГКОТ, с участием НИИПМ и ВНИИ Стекловолокна ГКХ; по изготовлению и поставке зарядов из состава НМФ-2 — комбинат №101 Ростовского совнархоза; по вращающимся преобразователям тока для стартовых позиций — ВНИИЭМ ГКАМ; по специальным электрочасам — завод ЭЧЛ Ленинградского совнархоза; по наземному электрооборудованию — ОКБ-686 и завод №686; по постоянным магнитам бортового электрооборудования — СКБ и завод №667; по специальным силовым и бортовым кабелям — ОКБ-КП ГКАМ, завод “Электропровод” Московского совнархоза и завод “Камкабель” Пермского совнархоза; по специальным стартовым и бортовым кабелям — Томское НИИКП и завод “Томсккабель” Томского совнархоза; по специальным штепсельным разъемам — НИИ-131 ГКРЭ, ОКБ-371 и завод №371 Татарского совнархоза; по промежуточным слоям между зарядами и корпусом двигателя и резиновым уплотнениям — НИИРП ГКХ; по жаростойким материалам для сопловых блоков и камер двигательной установки — ВНИИМАШ ГКАМ, ИГИ АН СССР и завод №522 Московского совнархоза, Институт металлокерамики АН Украинской СССР; по отработке и поставкам графитовых изделий для двигательной установки — Московский электродный завод Московского совнархоза; по телеметрическим датчикам — ОКБ-133, ОКБ-213 и завод №224 ГКАТ; по гидродинамическим характеристикам — ЦНИИ-45 ГКС, по разработке и вводу в эксплуатацию полигонного измерительного комплекса для летной отработки изделий — НИИ-4 МО, в части источников тока для специального заряда м системы аварийного подрыва — ВНИИИТ ГКАМ, по системе аварийного подрыва — ЦКБ-7, НИИ-6, НИИ-137 ГКОТ и НИИ592 ГКРЭ; по пиросредствам и детонирующим устройствам — ГСКТБ-5 ГКОТ; по приборам контроля установки изделия в шахте ПЛ — завод имени В.И.Ленина (“Арсенал”) Киевского совнархоза, по транспортному железнодорожному оборудованию — СКБ и Вагоностроительный завод Калининского совнархоза; по подъемно-стыковочному агрегату — завод №444 Херсонского совнархоза; по самоходному шасси для подъемно-стыковочного агрегата — СКБ Минского автозавода Минский автозавод Совета народного хозяйства Бело-русской ССР; по передвижному самоходному 30-тонному крану — завод имени Январского восстания Одесского совнархоза; по транспорту и вспомогательному оборудованию — завод “Машиностроитель” ГКОТ; по разработке и изготовлению комплекса технологического оборудования для отработки и заводских испытаний двигателей и ракеты на стендах полигона №55 и полигона №4 ВМФ — СКБ и завод ПТО имени Кирова Ленинградского совнархоза; по стендовой огневой отработке двигателей — полигон №55 ВМФ; по отработке старта с ПЛ проекта 613Д6 — полигон №4 ВМФ; по проведению совместных МО и промышленности летных испытаний ракет — ГЦМП МО и др.
Одновременно с морскими комплексами с жидкостными баллистическими ракетами создавались комплексы с твердотопливными ракетами, предназначенные для размещения на подводных лодках. Для таких ракетных комплексов Д-6 главного конструктора П.А. Тюрина (ЦКБ-7, КБ «Арсенал») и Д-7 главного конструктора В.П. Макеева (СКБ-385, КБ машиностроения) при участии ГСКБ–КБТМ разработаны проекты наземного оборудования в составе 14 и 20 агрегатов соответственно. Если разработка агрегатов для комплекса Д-6 была прекращена на стадии выпуска рабочей документации, то для комплекса Д-7 агрегаты наземного оборудования были изготовлены, прошли примерочные испытания и обеспечивали проведение бросковых испытаний ракеты. Однако эти работы по разным причинам были прекращены.
Летно-конструкторские испытания ракет комплекса Д-6 предполагалось провести с подводной лодки проекта 629Б, строившейся на заводе № 402 (директор Егоров), на Государственном Центральном морском полигоне (ГЦМП). С этой целью в ракетном отсеке подводной лодки было зарезервиро¬вано место (ранее располагалась кормовая шахта) для установки шахты и аппаратуры управления комплексом Д-6.

Для размещения ракетного комплекса Д-6 в ЦКБ-18 прорабатывалась его установка на проект 667 атомной подводной лодки, вместо комплекса Д-4. При размещении комплекса Д-6 на атомных ПЛ проекта 667 ракеты предполагалось размещать в поворотных пусковых установках СМ-113 (для ракет Р-21 — СМ-95), создаваемых в ЦКБ-34. Разработка другого технического проекта 629Д6 закончилась в I квартале 1961 года, но 4 апреля Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №316-137 и приказом ГКС от 27 апреля 1961 года все работы по комплексу Д-6 были признаны неперспективными и прекращена дальнейшая его разработка. Этим же постановлением было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-7 с БР РТ-15М на твердом топливе. В связи с таким решением строительство погружающегося стенда для Д-6 на заводе №444 также было приостановлено при технической готовности около 47 процентов.
По Постановлению от 4 апреля 1961 г. в ОКБ-1 была создана наземная опытная стратегическая ракета средней дальности РТ-1, в которой использовались основные принципы построения БР комплекса Д-6, а также двигатели, созданные в НИИ-125. Ракета прошла испытания в 1962 году.
На военных парадах начала 1960-х годов в Москве на Красной площади демонстрировался макет баллистической ракеты подводных лодок с моноблочной боеголовкой.

Макет был специально изготовлен для парадов для демонстрации военной мощи Советского Союза и дезинформации потенциального противника. Было показано, что ракета имеет две ступени и должна быть на твердом топливе. Длина макета составляла 14,5-15 м, без стартовых двигателей — 13,2 м, без головной части — 11,7 м. Максимальный диаметр корпуса составлял 1,75-1,8 м. Ступени имели разный диаметр корпуса, вторая ступень диаметром в 1,5 м. Длина первой ступени была 6,3 м, второй — 3,4 м. За рубежом эта ракета получила код НАТО SS-N-4 Sark, который в дальнейшем был закреплен за ракетой Р-13 на жидком топливе комплекса Д-2. На параде было показано по крайней мере два варианта транспортного прицепа с макетом ракеты, буксируемой артиллерийским тягачом АТС. По оценкам специалистов США и НАТО стартовый вес ракеты мог быть около 19-20 т и она должна иметь дальность стрельбы в 650-700 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАКЕТА ВАРИАНТ «С»

Разработчик ЦКБ-7 (КБ “Арсенал”)
Главный конструктор П.А.Тюрин
Изготовитель завод №7
Тип комплекса стратегический ракетный комплекс с твердотопливной баллистической ракетой для стрельбы по неподвижным береговым целям
Корабли-носители ПЛ пр. 629Д6, 658Д6, 667 (вариант)
Состояние работы по комплексу велись в 1958-1961 годах
Ракета “изделие Д-6”
Дальность стрельбы, км:
— проект 1958 года более 800
— проект 1960 года 1100
— на перспективу (по проекту 1958 года) 2500
— на перспективу (по проекту 1960 года) 1500
Максимальное отклонение от цели при пусках на наибольшую прицельную дальность (без учета местоположения и курса ПЛ), км:
— по дальности (1958 год) +4
— по дальности (1960 год) +5
— боковое отклонение (1958 год) +4
— боковое отклонение (1960 год) +4
Головная часть:
— тип моноблочная,
ядерная (специальная) типа “49” (49ФУЭ)
— разработчик НИИ-1011 МСМ
— вес боевой части, кг 500-1200
— вес заряда 49ФУЭ, кг 850
— мощность заряда, Мт 0,3-1
— тип взрывателя контактные и неконтактные датчики
— разработчик неконтактных
датчиков НИИ-137 ГКОТ
— разработчик контактных
датчиков СКБ-885 ГКРЭ
Система управления автономная инерциальная
— разработчик НИИ-592
— гл. конструктор Н.А.Семихатов
— разработчик гироскопических
приборов НИИ-49
Органы управления поворотные насадки (разрезные сопла)
Тип старта “сухой” подводный из шахты с помощью стартовых двигателей
Глубина старта, м:
— проект 1958 года 30-50
— проект 1960 года 40-50
Число ступеней 2
Размеры, м:
— длина полная 14,15-15,0
— длина головной части 1,3
— макс. диаметр корпуса 1,8
Стартовый вес, т 21,5-26
Топливо смесевое твердое
Первая ступень:
Тип ЗИФ-ИР-194
Вес снаряженной ступени, т 14,7
Вес топлива, т 12,2
Макс. диаметр корпуса, м 1,8
Двигатель четырехсопловой РДТТ однокамерный
— разработчик ЦКБ-7
— тип топлива смесевое “Нейлон-С”
— разработчик топлива ГИПХ
— гл. конструктор В.С.Шпак
— единичный импульс
на земле, с 210-220
— давление в камере
сгорания, кг/см2 30-40
Вторая ступень:
Тип ЗИФ-ИР-189
Вес снаряженной ступени, т 5,85
Вес топлива, т 4,7
Макс. диаметр корпуса, м 1,8
Двигатель четырехсопловой РДТТ однокамерный
— разработчик ЦКБ-7
— тип топлива смесевое “Нейлон-С”
— разработчик топлива ГИПХ
— гл. конструктор В.С.Шпак
— единичный импульс
на земле, с 220
— давление в камере
сгорания, кг/см2 30-40
Стартовые двигатели:
Разработчик КБ-2 завода №81 ГКАТ
и НИИ-125 ГКОТ
Тип пороховые ПРД-78
Число двигателей 6 (8)
Топливо твердое “Нейлон-Б”

ПУСКОВАЯ УСТАНОВКА:
Разработчик ЦКБ-34
Тип шахтная СМ-93
Размеры, м:
— длина 16,0
— диаметр 2,15
Число ракет на ПУ 1

КОРАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ:
Тип счетно-решающие приборы
Разработчик НИИ-49

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 06.04.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«История отечественного кораблестроения», т.6, Судостроение. Санкт-Петербург. 1996 г.
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова

РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-6
ПРОЕКТ 629Д6 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
МОРСКИЕ КОМПЛЕКСЫ С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ
АРСЕНАЛ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО


ГЛАВНАЯ НОВОСТИПОЛИТИКА,ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА ФОТО ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе КОНТАКТЫ
____
© А.В.Карпенко 2009-2017/A.V.Karpenko 2009-2017
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap