ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
НОВОСТИ/NEWS
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ
ПОЛИТИКА, ПРОГРАММЫ
ОБЩИЕ ТЕМЫ
СОБЫТИЯ ОПК
ВООРУЖЕНИЕ,ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ФОТО: ВООРУЖЕНИЕ, ВЫСТАВКИ, СОБЫТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ВОЕННЫЕ ОКРУГА, ВИДЫ И РОДА, ОБЪЕДИНЕНИЯ, СОЕДИНЕНИЯ, ЧАСТИ ВС РФ
КОНСТРУКТОРЫ, УЧЕНЫЕ, ЛЮДИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ, ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
РЕПОРТАЖИ, ЗАМЕТКИ, СООБЩЕНИЯ
НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИЗДАНИЯ ВТС «БАСТИОН» – А.В.КАРПЕНКО
ВТС "НЕВСКИЙ БАСТИОН"
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА»
ВТС «БАСТИОН» на НАРОДе

КОНТАКТЫ/CONTACT

12+




КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) 10ХН. CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) 10KHN



КРЫЛАТАЯ РАКЕТА (САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ) 10ХН

CRUISE MISSILES (AIRCRAFT-MISSILES) 10KHN

Разработка одной из первых отечественных управляемых ракетных систем вооружения — авиационного варианта самолета-снаряда 10Х была задана Решением Государственного комитета обороны (ГКО) от 13 июня 1944 года. Ракета была создана В.Н.Челомеем в КБ завода №51 на базе немецкого самолета-снаряда V-1(Фау-1), который был доставлен из Англии в Советский Союз в конце октября 1944 года. В этом снаряде не хватало деталей в автоматике питания двигателя горючим, в системе автопилота и компаса-курсодержателя. Через три месяца конструктором Л.Сорокиным был создан отечественный вариант пульсирующего воздушно-реактивного двигателя(ПуВРД) Д-3 ( вес 167 кг, удельный расход горючего 3,5 кг/кг тяги х час ), несколько позднее был создан модернизированный двигатель Д-5 ( вес 230 кг ). Летные испытания ракеты проводились в 1945 году на полигоне в Голодной степи.
В начале 1947 г. заводу № 51 было поручено проектирование ряда новых беспилотных летательных аппаратов: 16Х — для Военно-Воздушных Сил, 15Х и 17Х для Военно-Морских Сил, а также 18Х. Очень скоро правительство ограничило это задание самолетом-снарядом 16ХА и самолетом-мишенью 10ХМ. Работы по снаряду 16ХА, имевшему аналогичную с 16Х компоновку, предполагалось вести в три этапа. На первом предусматривалось создание 16ХА со стабилизацией в двух плоскостях с целью проверки схемы самолета-снаряда, отработки двигательной установки, старта с самолета-носителя и некоторых других элементов. На втором — разработка самолета-снаряда с автономным управлением, стабилизацией в трех плоскостях и повышенной точностью. Затем, на третьем этапе, на базе отработанного самолета-снаряда должен был быть создан 16ХА с радио- и телеуправлением. В 1950 — 1952 г.г. в конструкторском бюро В. Н. Челомея разрабатывали эскизный проект сверхзвукового самолета-снаряда 10ХМ «Волна» для стрельбы с подводных лодок по расположенным на берегу объектам противника.
Работы по размещению ракет на кораблях со временем набирали все более быстрые темпы. На основании данных, высланных в январе-сентябре 1947 года заводом №51 МАП, научно-исследовательские организации и конструкторские бюро Минсудпрома приступили к работам по размещению самолетов-снарядов на боевых кораблях. В этих работах предполагалось использовать самолеты-снаряды типа «Фау-1» — 10Х (работа “Ласточка”), 10ХН (работа “Волна”). Проектные проработки проводились в рамках особо закрытой темы СК-17. По ней ЦКБ-17 выполнило проработки по надводным кораблям с управляемым ракетным оружием (УРО) на базе артиллерийских крейсеров: проектов 82, 83 (недостроенный крейсер «Таллин», бывший германский крейсер «Лютцов»), 68бис и предложило проект специального ракетного корабля нового типа Ф-25. В этих проектных исследованиях по первым ракетным кораблям прорабатывались различные варианты корабельных пусковых установок для запуска самолетов-снарядов 10ХН: наводящиеся одно-, двух-, и трех- стартовые башенные с толщиной брони 50-100 мм; наводящиеся открытые одностартовые с направляющей ферменной конструкции с углом старта до 8 градусов; башенная с круговым расположением 8 направляющих; неподвижные стартовые и др. При этом длина направляющей пусковой установки для ракет 10ХН составляла 20 метров, а сами ракеты со стартовыми салазками предполагалось хранить в трехъярусных погребах горизонтально.

СРАВНЕНИЕ МАССО-ГАБАРИТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТАРТОВЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ РАКЕТ 10ХН, 16Х И АРТИЛЛЕРИЙСКИХ БАШЕН

Тип установки

Полная длина, мм

Размеры башен, мм

Вес, т

Длина

Ширина

Высота

Трехстартовая башенная установка

28500

18000

18000

4000

680

Двухстартовая башенная установка

ок. 24000

15500

15750

3800

.

Одностартовая башенная установка

21000

9200

9200

2800

200

Поворотная открытая

20000

20000

2000

3400

28

Круговая башенная с 8 направляющими

.

30000

30000

4000

.

Неподвижная одностартовая

20000

20000

2000

3400

.

406-мм артиллерийская башня МК-1

28200

16600

14200

4200

20871

152-мм артиллерийская башня МК-5

13700

8700

6750

2700

2171

Примечание: 1 — вес вращающейся части

Для подъема снарядов на пусковую установку в верхней палубе должны были быть сделаны вырезы размером 8 х 7 метров (для 10ХН с установленными крыльями) ил и 8 х 3 метра (для 10ХН со сложенными крыльями). На ракетах предполагалось использовать систему радиотелеуправления с корабля-носителя или (и) самолета (геликоптера) — корректировщика, на корабле при этом должны были быть установлены стабилизированные посты наведения ракет. Самолеты-снаряды типа 10ХН предназначались для поражения движущихся морских и береговых стационарных целей. С этой целью прорабатывались новые варианты систем самонаведения на цель: оптических с дальностью действия пять километров; инфракрасных с дальностью действия пять километров; радиотехнических с дальностью действия 10 километров; основанных на принципе использования пассивных высокочастотных систем в случае, когда противник попытается организовать помехи. В работах также рассматривались различные траектории полета самолетов-снарядов, с горизонтальным полетом и с наклонным подъемом при разгоне и отвесным падением на цель, исследовалась их эффективность.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЕЙ-НОСИТЕЛЕЙ РАКЕТ 10ХН

Характеристики

проект 82

(вариант 1)

проект 82

(вариант 1а)

проект 82

(вариант 2)

проект 68бис

(вариант 3)

проект 83

(вариант 4)

Реактивное вооружение:

-стартовые установки

-число ракет

— число мест сборки ракет

6 строенные башенные

327

20

22 открытые

368

18

4 строенные

башенные

295

15

4 х 1 башенные

47

4 х 1 башенные

48

Бронирование, мм

50-100

100-150

50-100

50-75

30-80

Длина, м

260,0

260,0

254,0

Ширина, м

32,0

30,9

30,9

Средняя осадка, м

7,9

8,4

8,5

Стандартное водоизмещение, т

36227

36914

38000

13600

Нормальное водоизмещение, м

39527

40216

41100

15100

17279

Скорость полного хода, узл.

31,8

32

33,1

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЕЙ-НОСИТЕЛЕЙ РАКЕТ 10ХН

Характеристики

проект Ф-25

(вариант 1)

проект

Ф-25

(вариант 2)

проект

Ф-25

(вариант 3)

проект

Ф-25

(вариант 4)

проект

Ф-25А

проект

Ф-25Б

Реактивное вооружение:

-стартовые установки

-число ракет

— число мест сборки ракет

3 х 2 башенные

194

3 х 2 башенные

194

3 х 2 башенные

194

3 х 2 башенные

194

8 открытых поворотных

230

10 неповоротн.

200

Бронирование, мм

60-85

60-85

60-85

60-85

60-85

60-85

Длина, м

241,7

241,7

261,6

260,0

241,7

241,7

Ширина, м

25,2

25,2

24,48

24,3

25,2

25,2

Средняя осадка, м

7,65

7,42

7,4

7,6

7,4

7,47

Стандартное водоизмещение, т

22296

21739

21898

22053

Нормальное водоизмещение, м

26200

25450

25670

25550

25344

25575

Механическая установка

паротурбинная

паротурбинная

паротурбинная

паротурбинная

паротурбинная

паротурбинная

Мощность, л.с.

3 х 65000

3 х 55000

3 х 55000

3 х 55000

3 х 65000

3 х 65000

Скорость полного хода, узл.

35

34

35

35

35

35

Несмотря на то что первые исследования по установке ракетного оружия на корабли не придали особого оптимизма в положительном решении этой задачи, работа по оснащению отечественного ВМФ ракетным вооружением были продолжены. Так в последующих научно-исследовательских и проектных работах рассматривались для установки на корабли трофейные самолеты-снаряды «Блом и Фосс», реактивные управляемые снаряды «Фау-2», «Вассерфаль» и «Флюзе 600А». Эти работы выполнялись организациями Минсудпрома в течении всего 1947 года. Но их итог также оказался неудачным, в частности реактивный снаряд “Флюге-600А” не был рекомендован для размещения на кораблях ВМФ, из-за недостаточной мощности боевого заряда. А реактивные снаряды типа «Блом и Фосс», несмотря на большую вместимость на кораблях в сравнении с ракетами типа «Фау-1», а также возможность производить при помощи их повреждения борта у кораблей противника, были признаны не эффективными из-за малой дальности действия. В том же 1947 году ЦКБ-17 был выполнен предэскизный проект по теме СК-17, в рамках которой были рассмотрены варианты размещения ракетного вооружения на тяжелых крейсерах с бронированием. Вариант Ф2-40 предусматривал размещение БРДД Р-1 (V-2) с 16 пусковыми установками. Но по результатам проработок размещения на кораблях баллистических ракет типа «Фау-2» было признано нецелесообразным, вследствие больших габаритов и необходимости вертикального старта изделия.
Параллельно в 1947-1948 годах по исходным данным завода №51 проводились работы по размещению другого варианта ракеты типа “Фау-1” (так она именовалась в документах того времени, наименование «16Х» стало широко известно несколько десятилетий спустя) — 16Х (тема «Прибой»), оснащенной двумя пульсирующими маршевыми воздушно-реактивными двигателями. Главный конструктор ракеты 16Х был так же В.Н.Челомей. Разработка самолета-снаряда для вооружения бомбардировщиков Ту-2 и Ту-4 была задана Постановлением СМ СССР от 7 мая 1947 года №1401-370. Испытания авиационного варианта ракеты 16Х проводились с самолета Ту-2 с 1948 года. Для установки на корабельные варианты ракеты прорабатывались различные головки самонаведения: оптические, инфракрасные, радиотехнические, пассивные радиолокационные с дальность действия 5-30 км. Дальность стрельбы самолетов-снарядов по движущимся целям — кораблям к этому времени должно было составляла около 100 км.

С 1948 года в Советском Союзе впервые начались проводиться проектные работы по размещению управляемых боевых ракет дальнего действия и на подводных лодках. Использование подводными лодками ракетного оружия должно было коренным образом изменить их роль и значение как в ВМФ, так и в Вооруженных Силах в целом. В 1948 году в ЦКБ-18 уже был разработан первый проект ПЛ с тремя баллистическими ракетами и 21-й крылатой ракетой. В следующем году ЦКБ-18 (главный конструктор Ф.А.Каверин) выполнило по заданию Пятого управления МСП предэскизный проект П-2 ракетной ПЛ с БРДД Р-1 и самолетами — снарядами типа 10Х “Ласточка”. Проект П-2 был одной из первых попыток оснащения ПЛ ракетным оружием для действия по объектам в прибрежных районах территории противника. Было выполнено несколько вариантов проекта. В одном из них ПЛ имела семь прочных корпусов и общий легкий корпус. Баллистические ракеты располагались в вертикальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ и имели надводный вертикальный старт со стабилизированного стартового стола, требующего исключения влияния качки в течение 7-10 секунд, до выхода двигателя на номинальный режим работы. Окислитель ракеты — кислород подавался на изделие непосредственно при подготовке ракеты к пуску, все остальные топливные компоненты хранились в самой ракете. Самолеты-снаряды 10ХН располагались с отстыкованными крыльями в полностью заправленном состоянии в 3-х горизонтальных прочных блоках в проницаемой части ПЛ; предусматривался их надводный старт с наклонной (под углом 12 град. к основной плоскости) стартовой дорожки длиной 20 м. Дальнейшие работы по проекту не проводились из-за нерешенности в то время проблемы стабилизации пусковых установок при старте ракет, а также вследствие весьма сложной конструкции ПЛ, связанной с выполнением требования технического задания по обеспечению возможности размещения на ПЛ ракетного оружия двух типов.

Работы по переоборудованию проекта ПЛ XIV серии в пр.628 для размещения на нем самолетов-снарядов 10ХН выполнялись ЦКБ-18 в 1952 — 1953 гг. (гл. конструктор — И.Б.Михайлов) по ТТЗ военно-морского министерства и министерства судостроительной промышленности. Размещение ракетного оружия должно было производиться за счет снятия артиллерийского, минного оружия, запаса торпед и судовых запасов. Снаряды со снятыми крыльями должны были храниться на ПЛ полностью заправленными в контейнере диаметром 2,5 м и длиной 10 м. Для старта ракет предполагалось установить в кормовой части ПЛ стартовое устройство с длиной ферменной направляющей около 30 м и углом подъема 14 градусов, оборудованное механизмами подъема-опускания и механизмом подачи снарядов. Для этого была выделена ПЛ Б-5 Северного флота. Испытания самолета-снаряда с наземным стартом 10ХН проходили на полигоне Капустин Яр с 17 декабря 1952 г. по 11 марта 1953 года с неподвижной пусковой установки с ферменной направляющей и самоходной гусеничной пусковой установки, созданной на базе шасси среднего танка Т-34. Для перевозки ферменная направляющая разбиралась на две части, которые крепились сверху переоборудованного танка вместо башни. Из 15 запущенных ракет на испытаниях в заданный район попали 11. Постановлением от 4 декабря 1952 года №4814-2095 была задана разработка эскизного проекта сверхзвукового самолета-снаряда для вооружения подводных лодок (тема Н-II). Первоначально работу поручили ОКБ-301, но в дальнейшем к работе было привлечен завод №51, ракета получила индекс 10ХМ (ЧМ-1 или «Волна»). По Постановлению СМ СССР от 19 февраля 1953 года работы по ракетам типа 10Х комплекса «Волна» были прекращены, в связи с расформированием КБ главного конструктора В.Н.Челомея и передачей в качестве филиала ОКБ-155, а с ними и работы по переоборудованию подводной лодки по проекту 628. Но с 1955 года разработка проектов ПЛ с крылатыми ракетами была продолжена, в результате в 1957 году были созданы первые отечественные подводные лодки проекта П-611 с крылатой ракетой П-10 и проекта П-613 с крылатой ракетой П-5.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ СЕМЕЙСТВА 10Х

Характеристики

10ХН (модификация 10Х «Ласточка»)

16Х

Полный вес, кг

3,3-3,5

3,5

Вес в полете, кг

2,5

2,5

Вес боевой части, кг

800-1000

800-1000

Тип взрывателя

ВУ-1 и АВ-516

ВУ-105 и АВ-517

(или ВУ-1 и АВ-516)

Система управления

автопилот АП-52 (или радиокомандная)

автопилот АП-52 (или АП-56)

Тип горючего

бензин Б-70

бензин Б-70

Вес горючего, кг

450-500

740

Длина, мм

7,5

7,6

Ширина, мм

2,5

2,7

Высота, мм

1,85 (без стартовой ступени)

1,25 (без стартовой ступени)

Диаметр фюзеляжа, мм

0,85

0,85

Размах крыльев, мм

6,5

6,5

Дальность стрельбы, км

240

100-240

Точность стрельбы, км

20 х 20

7,6 х 10,7

Высота полета, м

200-1000

50-500

Средняя скорость полета, км/ч

565-600

858-900

Тип маршевого двигателя

пульсирующий ВРД Д-3 (Д-5)

2 пульсирующих ВРД Д-14 (Д-16)

Тяга маршевого двигателя, кг

1 х

2 х 360

Вес маршевого двигателя. кг

167-230

141

Длина маршевого двигателя, мм

3600

3600

Диаметр маршевого двигателя, мм

560

560

Тип стартовых ускорителей

пороховые РБТ-700

РДТТ СД-10ХИ

Число стартовых ускорителей

2

2

Вес стартовых ускорителей, кг

1000

1000

Длина стартовых ускорителей, мм

1280

1280

Диаметр стартовых ускорителей, мм

440

440

А.В.Карпенко, ВТС «Бастион» 05.05.2019

Источники:
1. Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г., 180 с.
2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. «Отечественные стратегические ракетные комплексы». СПб: Невский Бастион – Гангут, 1999 г., 288 с.
3. Карпенко А.В., Ганин С.М., Колногоров В.В. «Авиационные ракеты большой дальности». СПб: «Невский Бастион», 1998 г., 60 с.
4. Александров Ю.И., Гусев А.Н., Здоровяк А.В., Карпенко А.В. и др. «Проектирование и строительство отечественных подводных лодок». СПб: ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова, 2004 г.
5. «Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
6. Карпенко А. и др. «Российская судостроительная промышленность», М: Военный Парад, 2008, 562 с.
7. Морской сборник №9-1997

КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 83 (83К) «ПЕТРОПАВЛОВСК»
ТЯЖЕЛЫЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 82 ТИПА «СТАЛИНГРАД»
ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР ПРОЕКТА 68 БИС, 68 БИС-ЗИФ ТИПА «СВЕРДЛОВ»
ПРОЕКТ 628 ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
ПРОЕКТ П-2 БОЛЬШОЙ РАКЕТНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ С КРЫЛАТЫМИ РАКЕТАМИ
ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ-СНАРЯДЫ
ВПК «НПО МАШИНОСТРОЕНИЯ»



____
© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019
Page Rank CheckЯндекс цитированияMap